Белуджи — кочевой народ.
Белуджистан: долгосрочная угроза пакистано-китайским связям
Народ с благодарностью помнит, что построил Советский Союз в его стране, большинство объектов работает до сих пор. День белуджской культуры отмечается народом белуджей ежегодно 2 марта с торжествами, посвященными их богатой культуре. Еще со времен английского колониального владычества белуджи как народ оказались разделенными между Британской Индией и Персией. К возникновению проблемы белуджей, как и многих других национально-этнических и социальных проблем в разных частях света, в свое время приложили руку британские.
День единства белуджей и пуштунов
Таким образом, рассуждения Гульзара Имама о мире кажутся несбыточными на фоне воинственных заявлений его соотечественников. Белуджским повстанцам не хватает сил, чтобы одержать победу над пакистанскими военными, однако они постоянно находят способы оказать давление на правительство и попасть в заголовки газет. BRAS и его подразделения продолжают оказывать давление на правительственные силы по всей территории Белуджистана. Движение также стремится подорвать проект КПЭК, атакуя китайские объекты в провинции и адресуя угрозы Пекину. В сентябре 2022 года Назар рассуждал: "Только вооруженное сопротивление белуджей твердо стоит на пути этой эксплуататорской колониальной схемы.
Теперь и пакистанская пенджабская политическая элита, и армия публично признают провал КПЭК, обвиняя друг друга в неудачах. Так что наши утверждения о провале проекта нельзя назвать преувеличением". Белуджские боевики ранее атаковали и другие провинции Пакистана. Хотя они не совершали громких нападений с момента теракта в Институте Конфуция в апреле прошлого года, полиция предотвратила подрыв террориста-смертника "Фронта освобождения Белуджистана" в нынешнем феврале.
Постоянная угроза китайским интересам и периодические теракты в других провинциях — единственный способ, с помощью которого белуджи могут заставить пакистанское правительство пойти на уступки. Однако нынешняя риторика BRAS предполагает, что любое упоминание мирных переговороы преждевременно. Несмотря на масштабные контртеррористические операции ценрального правительства, повстанцы в Белуджистане продолжают боевые действия.
Долгое время там продолжался сепаратистский конфликт между белуджами и правительственными силами. После того как иранскими спецслужбами в 2010 году был захвачен руководитель сепаратистов Абдулмалик Риги, ситуация в регионе постепенно стала стабилизироваться. В настоящее время Иран старается привлечь туристов, в том числе иностранных, в Систан и Белуджистан. Постепенно проводится работа по улучшению экономического положения белуджей — создаются новые рабочие места, белуджей мотивируют для получения высшего образования. Тем не менее, многих жителей Систана и Белуджистана бедность вынуждает зарабатывать перевозкой различных видов контрабанды.
У нас в доме — уникальная коллекция коньяков образовалась, никогда не опробованная хозяином… Профессия врача у пуштунов самая престижная. В нашем городе кроме Фарука есть еще несколько докторов-пуштунов. Фарук окончил Петербургский медуниверситет по специальности «лечебное дело» и оставался предан своей профессии даже в самые тяжелые времена. В отличие от некоторых его земляков, которые в годы перестройки бросили медицину и занялись доходным бизнесом. У своих соотечественников в Петербурге Фарук пользуется непререкаемым авторитетом.
Впрочем, как и в поликлинике — у своих коллег и пациентов. В год он делает порядка 400 операций. Невысокого роста, крепкий юсуфзай крупнейшая группа племен, по одной из версий, является потерянным израильским племенем , он сразу располагает к себе. Доктор удивительно спокоен и уравновешен. Когда я спросила, приходилось ли ему испытывать на себе ксенофобские выпады, он улыбнулся: «Когда я надеваю халат хирурга, ксенофобия исчезает». Недавно в семье Фарука произошло знаменательное событие — дочь вышла замуж, сыграли свадьбу. Его товарищ и земляк Абдулла Хафиз Хассаннабади не менее известен в Петербурге. Журналист, сценарист, автор книг на языке белуджи. Занимается политической журналистикой и работает в разных странах Европы.
Мастера изготавливают посуду, вазы, лампы изящных форм. После обжига керамику раскрашивают, покрывают глазурью. Поверхность изделий покрывают растительными и цветочными узорами. Белуджские мастера производят мебель, музыкальные инструменты из дерева. Их покрывают изящной резьбой. Также распространено такое ремесло, как изготовление металлической посуды, гравировки по металлу. Из латуни и меди делают чайники, тарелки, чашки, кувшины. Гравированные поверхности покрывают цветным лаком. У белуджи издавна развито ювелирное дело. Изготавливаются украшения не только из драгоценных металлов, но и обычная бижутерия. Традиционно белуджские женщины носят множество украшений по всему телу. Это браслеты, ожерелья, массивные серьги, цепочки, подвески на голову, кольца. На уклад жизни белуджи большое влияние оказывают внутриплеменные отношения. Существует родовая иерархия, у некоторых племен есть деление на касты, пришедшее из Индии. Племенная система является аналогом политических партий и влияет на общественную жизнь всего народа. Со старейшинами племени советуются по всем важным вопросам, в том числе, внутрисемейным. Старшие люди имеют непререкаемый авторитет. Очень сильны родственные связи. Все важные события в семье отмечаются всеми родственниками. Брачные союзы традиционно заключаются между людьми одной общины. Внутри семьи царит патриархат. Жена подчиняется мужу в соответствии с традициями ислама. Однако иранские и пакистанские женщины более свободны в плане общественной жизни. В крупных европеизированных городах они получают образование наравне с мужчинами, могут вступать в политические партии.
Белуджи — многомиллионный кочевой народ
Белуджи – иранский народ с кочевым образом жизни, говорящий на языке северо-западной подгруппы иранской группы языков. Белуджи говорят на языке западно-иранской группы, но среди них живут брахуи, дравидоязычный народ с явно негроидной примесью, и они смешиваются друг с другом. иранский народ с кочевой культурой и развитым племенным делением, говорящий на языке северо-западной группы иранских языков и относящийся к ханафитскому мазхабу ислама.
Почему режим мулл Ирана мстит белуджам?
По словам эксперта, ракетные удары Ирана связаны с деятельностью белуджей на территории Пакистана. Здесь живут кочевники – белуджи. Небольшое племя из десятимиллионного народа, проживающего в Пакистане, Иране, Омане и в Афганистане. У них есть белуджи, народ, который проживает на территории двух стран и давно борется за свою автономию с помощью оружия. Сегодня народ Белуджей и молодежь Белуджей сражаются со своим врагом с упорством и мужеством.
Кто такие белуджи?
Кроме того, сепаратисты-белуджи получают значительную внешнюю поддержку. Об их возможных контактах с Тель-Авивом сообщали не только в Иране — об этом писало израильское либеральное издание "Гаарец". Западные журналисты — в частности, известный расследователь, лауреат Пулитцеровской премии Сеймур Херш — сообщали о том, что радикальные террористические группировки белуджей получают прямую помощь от Соединенных Штатов Америки, для подрывной деятельности против иранского правительства. Ближневосточная война разрушает миропорядокАмериканский журнал The Time, который обычно выносит на свою обложку фотографии по тематике самых злободневных мировых новостей, ломает привычные шаблоны западной пропаганды Последние события действительно напоминают попытку спровоцировать военный конфликт между Ираном и Пакистаном, цинично разыгрывая с этой целью белуджский фактор. Потому что усиление Исламской республики, очевидное после обострения ситуации в Красном море, вызывает на Западе глубокую озабоченность "По мере того, как влияние Вашингтона на Ближнем Востоке снижается, режим Ирана, вместе с Китаем и Россией в качестве своих союзников, формирует коалицию на Ближнем Востоке — на фоне американской операции против поддерживаемых Ираном ополченцев-хуситов в Йемене, которая вызывает в мире большое разочарование. Существует долгий путь неудач западной политики на Ближнем Востоке. Самой важной и наиболее значимой неудачей в этой плеяде стал вопрос разрешения израильско-палестинского конфликта. Правящие лица Ирана преследуют три основные цели в своей внешней политике: изгнание Америки с Ближнего Востока, сохранение регионального превосходства Ирана и укрепление ключевых союзов с Китаем и Россией", — пишет об этом газета Guardian. В Вашингтоне, Лондоне и Тель-Авиве пытаются создать для Тегерана восточный фронт — чтобы ослабить иранскую помощь йеменским хуситам и ливанской партии "Хезболла". И по новому разжечь пламя конфликта между шиитами и суннитами, который заметно снизился на фоне примирения Саудовской Аравии и Ирана.
Ближневосточная война разрушает миропорядокАмериканский журнал The Time, который обычно выносит на свою обложку фотографии по тематике самых злободневных мировых новостей, ломает привычные шаблоны западной пропаганды Последние события действительно напоминают попытку спровоцировать военный конфликт между Ираном и Пакистаном, цинично разыгрывая с этой целью белуджский фактор. Потому что усиление Исламской республики, очевидное после обострения ситуации в Красном море, вызывает на Западе глубокую озабоченность "По мере того, как влияние Вашингтона на Ближнем Востоке снижается, режим Ирана, вместе с Китаем и Россией в качестве своих союзников, формирует коалицию на Ближнем Востоке — на фоне американской операции против поддерживаемых Ираном ополченцев-хуситов в Йемене, которая вызывает в мире большое разочарование. Существует долгий путь неудач западной политики на Ближнем Востоке. Самой важной и наиболее значимой неудачей в этой плеяде стал вопрос разрешения израильско-палестинского конфликта. Правящие лица Ирана преследуют три основные цели в своей внешней политике: изгнание Америки с Ближнего Востока, сохранение регионального превосходства Ирана и укрепление ключевых союзов с Китаем и Россией", — пишет об этом газета Guardian. В Вашингтоне, Лондоне и Тель-Авиве пытаются создать для Тегерана восточный фронт — чтобы ослабить иранскую помощь йеменским хуситам и ливанской партии "Хезболла". И по новому разжечь пламя конфликта между шиитами и суннитами, который заметно снизился на фоне примирения Саудовской Аравии и Ирана. Однако эта попытка, скорее всего, не будет иметь существенного успеха.
Отношения между Ираном и Пакистаном выглядели в последнее время достаточно стабильными, чему в немалой степени содействовала политика их общего партнера — Китая. И Пекин уже работает над тем, чтобы в зародыше погасить наметившийся конфликт.
На сегодняшний день, мощность Гвадара составляет порядка 5,5 млн. Второй внерегиональный игрок — Индия, объектом внимания которого выступает порт Чахбехар. Индия и Иран условились совместно развивать его ещё в 2003 году, однако экономические санкции против иранской ядерной программы препятствовали этому. Теперь в условиях вероятного снятия санкций сотрудничество вновь приобрело актуальность.
Соответствующее заявление сделал иранский посол в Индии Голам-Реза Ансари. Будучи одним из крупнейших портов Ирана, Чахбехар оборудован для приема океанских судов и является одним из ключевых элементов транспортного коридора «Север-Юг». Для Индии порт Чахбехар выгоден, потому что позволяет коротким путем доставлять грузы в Афганистан, Россию и Среднюю Азию, исключая транзит через Пакистан. Для Ирана порт Чахбехар — самая близкая точка доступа в Индийский океан, для востока страны — это важнейший центр торговли.
Название народа переводится как «разбойники пустыни», от персидских слов «балут» и «барлуч». Доля правды в этом есть, потому, как исторически народ кочует по пустыням в происках лучшей жизни и наживы. К сожалению и сейчас большинство представителей народа, около 75 процентов живет очень бедно. И вынуждены выживать, ведя так называемое фермерское хозяйство для своего пропитания. Часть народа перешла на оседлый образ жизни, однако большинство продолжают кочевать, уж очень сильна, видимо родоплеменная память и обычаи.
Иран: Пакистан пишем, Израиль в уме?
Это осознание первоначально привело к формированию BRAS в октябре 2017 года. Теперь появляется дальнейшее понимание того, что объединение в формирование, подобное армии, позволяет различным группировкам совершать более разрушительные атаки и дополнительно влиять на политику Пакистана будь то относительно Китая или освобождения белуджей , чем если бы они продолжали оставаться разобщенными. Тем не менее, учитывая историю распрей между вооруженными группировками белуджей, устойчивость предлагаемого слияния остается под вопросом. Внутренние конфликты ранее приводили к смертельным столкновениям между различными фракциями белуджских сепаратистов.
Как уже упоминалось, в 2010 году в ОАБ произошел раскол, что привело к смертельным столкновениям между ее боевиками и «Объединенной армией белуджей» в июне 2015 года. Аналогичный раскол произошел и в ФОБ. Мохаммед Букс, также известный как Джагу, первоначально присоединился к организации, но позже сформировал свою собственную группировку — «Фронт национального освобождения Белуджистана», после того как был отлучен от ФОБ за нарушение внутренней дисциплины.
Впоследствии Джагу сдался властям и был убит другой вооруженной группировкой белуджей. В прошлом конфликты возникали и внутри других существующих организаций. Как упоминалось ранее, в 2017 году разногласия привели к формированию новой фракции в ОАБ.
Опубликовано 19. Так, некоторое время назад боевики «Армии освобождения Белуджистана» далее — «АОБ» выпустили выдержанный в стиле запрещённой в России группировки «ИГ» видеоролик с угрозами в сторону «китайских чиновников и объектов». А в результате подрыва 26 апреля смертницей мини-автобуса на территории университета Карачи погиб местный водитель и три китайских гражданина — преподаватели местного Института Конфуция ещё двое получили ранения. Террористка — некая Шари Балуч по прозвищу «Брамш» , получившая несколько магистерских степеней и преподававшая в Пакистанской государственной школе. Среди трёх братьев этой уроженки города Турбат и первой в регионе женщины-смертника — врач, заместитель директора одного из финансируемых правительством проектов и государственный служащий. Иными словами — речь вовсе не идёт о некоей обездоленной бедной женщине, подпавшей под влияние интернет-проповедников… Ответственность за теракт взяли на себя боевики «Бригад Маджида» всё той же «АОБ», по собственному признанию, давшие «четкий сигнал Китаю о том, что его прямое или косвенное присутствие в Белуджистане недопустимо». Среди иных требований группировки — более справедливое распределение доходов от добычи природных ресурсов. Разумеется, в Пекине игнорируют предупреждения сепаратистов вплоть до «освобождения» провинции не заключать касающихся Белуджистана соглашений. В июле 2021 года взрыв смертника в пассажирском автобусе на севере Пакистана привёл к гибели 13 человек, в том числе строивших гидроэлектростанцию 9 китайских специалистов. Объекты инфраструктуры «китайско-пакистанского экономического коридора» CPEC , пролегающего от высокогорного района Гилгит-Балтистан до порта Гвадар на Аравийском море в той самой провинции Белуджистан — в постоянном «фокусе внимания» разномастных террористических группировок, действующих под знамёнами сепаратизма и религиозного экстремизма.
Только за апрель, после смены власти в Пакистане, было совершено более 50 атак, в результате которых погибли 16 пакистанских военных и более 30 ранены. В МИД КНР решительно осудили нападение, потребовав от пакистанских властей немедленного расследования, розыска и наказания виновных, а также недопущения подобных инцидентов впредь. Однако очевидно, что на фоне обострения от ношений с соседним Афганистаном и роста внутриполитической нестабильности в 220-миллионной стране сделать это будет не так-то просто. Напомним, белуджи являются разделённым народом на стадии разложения племенного строя, значительная часть которого проживает в Афганистане и Иране провинция Систан-Белуджистан, где также нередки протестные выступления.
И вынуждены выживать, ведя так называемое фермерское хозяйство для своего пропитания.
Часть народа перешла на оседлый образ жизни, однако большинство продолжают кочевать, уж очень сильна, видимо родоплеменная память и обычаи. В семьях кочевники живут по традициям ислама в строгом патриархате. Белуджи являются очень религиозными и строго придерживаются традиций и верований ислама, которые распространяют практически на все аспекты жизни. Этот кочевой народ проживает на территориях Пакистана, Афганистана, Ирана, также и Арабских Эмиратах.
Тогда силы безопасности открыли огонь по безоружным мирным гражданам, убив 96 человек и ранив ещё сотни демонстрантов. Жители города Захедан, где проживают представители меньшинства белуджей, снова вышли на улицы в знак протеста против политических репрессий и казней граждан.
Они организуют подобные акции протеста каждую пятницу начиная с 30 сентября 2022 года, когда силы безопасности открыли огонь по протестующим, отняв 96 жизней. Столкновения были массовыми, и в тот день ещё около 300 человек пострадали, получив ранения. На снимках, размещенных в социальных сетях, можно видеть людей, держащих плакаты с лозунгами.
На пуштунском и белуджском. Как пакистанцы поселились в Петербурге
Общая численность 5,7 млн. Язык белуджский. Верующие… … Большой Энциклопедический словарь белуджи — сущ. ССР, Тадж. Народ, населяющий часть Пакистана, а также живущий в Иране, Афганистане и некоторых других странах; представители этого народа.
Планы Исламабада по развитию региона, включая продолжение строительства крупного порта, прокладку нитки газопровода из Туркменистана к побережью Аравийского моря и такой же нитки из Ирана в Индию по территории провинции белуджские националисты встретили скептически. Они убеждены: все это служит исключительно интересам Исламабада, пенджабской буржуазии, и транснациональным корпорациям - в последнее время в регион активно проникает китайский государственный капитал - а отнюдь не белуджам. Отношения провинциальных властей с Исламабадом испытывали приливы и отливы, однако неизменно обострялись, когда в стране к власти приходили военные. Горести белуджей, равно как и список их претензий к центральным властям, дополнили испытания пакистанского ядерного оружия в 1998-м. Они прошли на территории Белуджистана в пустынном районе Чагани. Обширные площади и многочисленные источники воды подверглись радиоактивному заражению, многие местные жители вынуждены были эмигрировать. Новое обострение отношений белуджей с центральными властями Пакистана произошло после прихода к власти в Исламабаде генерала Первеза Мушаррафа.
В провинции Белуджистан активизировалось партизанское движение, видную роль в котором играл харизматический вождь племени бугди - Наваб Акбар Хан Бугди. Умеренное крыло белуджей — сам Наваб Акбар Хан и Национальная партия во главе с Ахтаром Менгалом — выступали за укрепление автономии белуджей в рамках Пакистана при одновременном интенсивном развитии самой провинции Белуджистан. Тем не менее, власти отвергли переговоры, ответили усилением репрессий и карательных операций в рамках «священной войны против террористов». Из провинции потекли во всевозрастающем объеме потоки беженцев. В 2006-м Наваб Акбар Хан был убит пакистанскими солдатами. Гибель лидера обострила партизанскую войну, умеренные во главе с Ахтаром Менгалом — сыном известного вождя - покинули все официальные посты в администрации провинции и перешли в оппозицию. Сам Ахтар Менгал был арестован и до сих пор находится в заключении.
Вполне логично, что усилились позиции сил, которые отвергают идею большей автономии для белуджей в составе Пакистана и ратуют за независимость Белуджистана. За последние пять лет не проходит и дня без сообщений об акциях партизан-белуджей против пакистанских войск, которые несут существенные потери. Партизанские действия развертываются и в иранском Белуджистане. Однако Тегеран проявляет крайнюю жесткость по отношению к белуджам, применяет к ним репрессии и абсолютно не готов признать их исконные национальные права.
Подтрицы, известные как парас, возглавляются мукваддамом. Пять племен белуджей получили свои одноименные имена от детей хана. Многие, если не все, белуджские племена могут быть отнесены к Ринд или Лашари в зависимости от их фактического происхождения или исторической племенной принадлежности, которая переросла в межпоколенческие отношения. Это основное разделение было усилено 30-летней войной между племенами Ринд и Лашари в 15 веке. Пакистан В районе Дера Бугти базируется 180 000 Bugti. Они разделены между рахиджа бугти, масори бугти, калпар бугти, марехта бугти и другими подплеменами.
Талал Акбар Бугти был лидером племени и президентом партии Джамхури Ватан с 2006 года до своей смерти в 2015 году. Хирбайир Марри возглавляет Армию освобождения Белуджистана после смерти своего брата в 2007 году. Трайбализм Жестокая межплеменная конкуренция предотвратила любую заслуживающую доверия попытку создания национального государства. Множество воинствующих сепаратистских движений, каждое из которых предано своему племенному лидеру, угрожает региональной безопасности и политической стабильности. Националистические группы, такие как Организация белуджских студентов , состоящая из вооруженных повстанцев, и Белуджский совет Северной Америки , состоящий из образованных эмигрантов, проживающих в Соединенных Штатах, одновременно осудили традиционных правителей Белуджистана и национальное правительство Пакистана. Племена белуджей заметно менее эгалитарны , как и племена пуштунов. Хотя лидеры белуджей, поддерживаемые традиционными учеными, считают, что белуджи являются светскими людьми, Кристин Фэйр и Али Хамза в ходе своего недавнего эмпирического исследования 2017 г. Практически нет статистически значимых или существенных различий между мусульманами-белуджами и другими мусульманами в Пакистане с точки зрения религиозности, поддержки пакистанского государства, соответствующего шариату, освобождения мусульман от притеснений и т.
Значительно присутствие белуджских племён также в ОАЭ и Омане. Общая численность приближается к 9 млн чел.
День единства белуджей и пуштунов
Белуджи сочли несправедливым, что взамен богатств природных недр их регион ничего не получает и остается бедным. Здесь живут кочевники – белуджи. Небольшое племя из десятимиллионного народа, проживающего в Пакистане, Иране, Омане и в Афганистане. Две сепаратистские группировки белуджей (титульного населения юго-западной пакистанской провинции Белуджистан, обитающего также на сопредельных территориях. Белуджи — иранский народ с кочевой культурой и развитым племенным делением, говорящий на языке.
На пуштунском и белуджском. Как пакистанцы поселились в Петербурге
В частности, Чахар-Бурджак является регионом преимущественного проживания белуджей (народ, этнически близкий иранцам), а численность пуштунов не превышает 5 процентов. С запада это делают курды и сепаратисты, на востоке – народ белуджи, живущий в Иране и Пакистане. Женщины Белуджей начали марш в сторону столицы Пакистана в знак протеста против нарушений прав и насильственных исчезновений в Белуджистане.
Иран: Пакистан пишем, Израиль в уме?
По рассказам самих горожан-белуджей и навещающих их родственников, они сохранили национальную самоидентификацию и даже язык. Однако их образ жизни и некоторые элементы быта например, одежда уже довольно радикально отличаются от традиционно-народных. Туркменские белуджи В начале ХХ века значительное количество белуджей перекочевало из Афганистана в Иран, что было связано с ухудшением социально-экономических условий в прежних местах проживания отсутствие пастбищ, наводнения, неурожаи, высокие налоги и др. Спустя некоторое время часть из них вернулась; другие перегнали свои стада на территорию современного Туркменистана в область Мерв. Здесь они работали на плантациях хлопка, принадлежащих местным феодалам, а также использовались как рабочая сила при возведении ирригационных сооружений; часть белуджей вела полукочевой образ жизни и занималась разведением скота. Гафферберг в своей монографии "Белуджи Туркменской ССР" 18 пишет о трудностях, испытываемых белуджами в период "привыкания" к советскому строю, и описывает изменения, постепенно происходившие в их образе жизни. В основу этого труда легли материалы, собранные автором во время ее длительного пребывания в 1926—1929 гг.
Она отмечает, что советская власть, значительно улучшив условия жизни белуджей, с другой стороны, стремилась любой ценой разорвать их родовые связи и максимально снизить зависимость скотоводов от своих ханов. По рассказам белуджского муллы, одним из наиболее сильных и влиятельных ханов на территории Туркменистана был Керим-хан. В его подчинении состояла большая группа белуджей, проживавшая в Иолотанском районе. Керим-хан со своими отрядами участвовал и в освобождении из заключения туркменов, боровшихся против советской власти; к нему приезжали самые разные люди, нуждавшиеся в помощи или совете. Впоследствии Керим-хан был идентифицирован как басмач 19 и бежал в Афганистан; часть белуджей ушла вслед за ним. Во время отдыха в пустыне направлявшиеся в Афганистан белуджи, среди которых было много женщин, стариков и детей, подверглись обстрелу советского самолета.
В настоящее время в Туркменистане проживают около 30 тыс. От исконного племенного и кланового образа жизни у них сохранилась традиция большой семьи родители и женатые сыновья обычно живут вместе. Их дома имеют общий двор, кухню отдельное крытое место для приготовления пищи и возвышенное место для отдыха на открытом воздухе — тапчан; здесь часто можно встретить тандыр — глиняную печь на открытом воздухе, в которой пекут хлеб. Жители белуджских деревень пользуются газом; туркменские власти планируют провести сюда и воду. Исторические конструкции после распада СССР В 1990-х годах, после распада СССР и краха советской идеологии, в бывших советских республиках возникла потребность в новой модели идентичности; в ее создании большую роль играет власть, а точнее, правящая группа, которая способна выработать новую идеологию для формирования новой идентичности. Определенную роль в этом играют ссылки на древнюю традицию, призванные восстановить утраченные исторические корни.
Дальше всего по пути создания новых исторических конструкций продвинулся режим бывшего президента Туркменистана С. Ниязова Туркменбаши. По заказу государства создавалась новая история, которая должна была доказать чрезвычайную древность туркменского народа и его исключительность в мировом масштабе. Президент стремился снести все старое и построить все заново. Под "старым" подразумевалось все, что напоминало об СССР, а под "новым", создаваемым по политическому заказу, — то, что каким-то образом могло быть связано со старинными традициями туркменского народа. Стали появляться новые праздники и национальные герои; основатели туркменской государственности отказались от кириллицы и даже переименовали дни недели и месяцы года.
Современные белуджи в Туркменистане и их культурная память Президент Ниязов явно отрицательно относился к проживающим в стране белуджам и признавал только туркменскую историю. По словам очевидца, дело доходило до того, что белуджские музыканты вынуждены были сдавать государству свои музыкальные инструменты. Для белуджей, однажды уже переживших тяжелую адаптацию к советской политике 1930-х годов, вновь настали тяжелые времена. Вопросы, связанные с сохранением традиций, языка и осознанием принадлежности к белуджскому этносу, не стоят в повестке дня властей Туркменистана и в наши дни. Белуджи разговаривают дома на родном языке, но молодое поколение, подвергающееся воздействию социальной среды, постепенно теряет к нему интерес. Преподавание в школах ведется главным образом на туркменском языке.
Английский язык преподается настолько плохо, что дети не умеют правильно читать буквы латинского алфавита. В последнее время резко упал и уровень обучения русскому языку. До распада Советского Союза учебники белуджского языка, как уже сказано, разрабатывались на основе кириллического алфавита. Однако в независимом Туркменистане, где царят националистические настроения, не приходится и мечтать о преподавании на белуджском языке, тем более в "сочетании" с кириллицей. Старики, муллы и некоторые образованные белуджи стараются устно передавать историю своего народа и его кланов, рассказывать об обычаях и традициях касающихся, например, заключения браков или ношения традиционной этнической одежды. Пытаясь сохранить белуджский язык, они слагают стихи о своем народе и его истории, которые читают вслух на свадьбах.
Неоценимым источником информации о быте и культуре белуджей Туркменистана являются также записанные И. Зарубиным народные сказки. Они представляют собой кладезь духовной культуры и нравственных традиций белуджей. Белуджские герои Туркменские белуджи считают своим героем уже упоминавшегося Керим-хана, который помогал им в те трудные времена, когда они переселились на территорию Туркменистана, и освобождал из заключения туркменов, арестованных советским правительством 20. Для белуджей Пакистана, Афганистана и Ирана легендарным героем является уже знакомый нам Мир Чакар, которому удалось объединить племена и создать первое белуджское государство. Мир Чакар стал также и главным героем белуджского эпоса "Хани и Шах Мюрид", являющегося своего рода аналогом европейской истории о чистой и трагической любви Ромео и Джульетты.
Белуджское историческое сознание и знания о белуджах В ХХ веке появилось несколько монографий, посвященных белуджам как этнической группе. Так, Ф. Шольц посвятил свое исследование периоду, начавшемуся после установления британского господства; как и у других авторов, которые сосредоточили основное внимание на проявлениях белуджского национализма, его интерес ограничивается территорией современного Пакистана. В 1930-х годах жизнь белуджей в Туркменистане изучали члены экспедиции Российской академии наук. Гафферберг описываются быт, обычаи и традиции белуджей, а также трудности, испытываемые этносом в ходе интеграции в СССР.
В этот второй отрезок времени недавние оппозиционеры оказываются перед необходимостью решения реальных и крайне важных проблем страны, истоки которых нередко уходят в уже достаточно отдалённую историю. При этом критически важное значение приобретает обеспечение указанной безопасности района иранского порта Чахбехар.
Важно отметить, что пока предполагается с его помощью обойти Пакистан. В этом плане серьёзным сигналом к резкому улучшению ситуации во всём огромном регионе, включающем в себя Центральную и Южную Азии, стало бы подключение Пакистана к реализации данного проекта. Но вплоть до настоящего времени из Индии и Пакистана продолжают произноситься взаимные обвинения в попытках дестабилизации ситуации на территории соседа с помощью поддержки тех или иных сепаратистских движений. Со стороны второго звучат обвинения Индии в поддержке тех же белуджей. Что касается не спадающей внутриполитической турбулентности в Пакистане в целом, то никуда не исчезли прочие негативные факторы. Из них главным остаётся тот, который обусловлен продолжающимся противостоянием двух основных политических группировок во главе с действующим и предыдущим премьер-министрами.
Однако гонорары часто не доходят до простых людей в Белуджистане из-за коррупции и накопления богатств вождей белуджских племен.
Это препятствовало развитию инфраструктуры. Региональное неравенство Обширное автомобильное и железнодорожное сообщение, развитое британскими колонизаторами в северных частях провинции Белуджистан, привело к большему экономическому развитию территорий, в основном населенных этническими пуштунами, что также усилило национализм среди этнических белуджей в провинции. Гвадар Еще одной проблемой является строительство мегапорта Гвадар , который начался в 2002 году и полностью находится в ведении федерального правительства. Белуджи жалуются, что строительство порта зависит от китайских инженеров и рабочих, а также на работу нескольких белуджей. Уровень жизни белуджей в этом районе улучшился незначительно. Параллельный городок для рабочих в Гвадаре строится рядом со старым, чтобы изолировать белуджей от растущего притока чужаков. Правительственные чиновники незаконно продали большую часть земли вокруг Гвадара, получив огромную прибыль за счет местных белуджей.
Правительство Пакистана отреагировало на растущее недовольство белуджей и их сопротивление экономической маргинализации в Гвадаре жестким подходом, разместив в этом районе солдат, чтобы защитить его от нападений повстанцев. В ходе создания было задействовано большое людей. Мультикультурализм и иммиграция Из-за исторической нехватки квалифицированной рабочей силы в Белуджистане, квалифицированные рабочие часто привозятся из других регионов. Их появление означает, что могут развиваться новые отрасли, стимулирующие местную экономику; однако националисты утверждают, что это вызывает недовольство местных жителей. Подобно Карачи, после передачи из Белуджистана, Средней Азии, стран Восточной Азии и большого числа людей, прибывающих из других сообществ других жителей Китая, жителей стран, жителей стран, поселился там, он стал национальным финансовым центром в Пакистане, поэтому местных жителей синдхи. Националисты выступают против мультикультурализма и иммиграции небалуджей. Город Карачи играет ключевую роль финансового центра Пакистана, и его экономика резко выросла, превратившись в большом городе Азии в качестве морского порта.
Тем не менее, город продолжает быть домом для этнического и религиозного насилия. Националисты Белуша утверждают, что мигают такими событиями, и выступают против аналогичной ситуации в Белуджистане. Мир Сулейман Давуд утверждает, что люди в Белуджистане по-прежнему недовольны политикой Пакистана в регионе и он, помимо других, довольно воинственных, белуджских националистических организаций, открыто призывал Индии к помощи в отделе Белуджистана от Пакистана. Заявленная территория Совета включает «белуджей Ирана», включая пакистанского Белуджистана, но не включает афганские белуджские регионы, и в Совет входят «все лидеры сепаратистов, включая Навабзада Брамдаг Бугти». После советского вторжения, вокруг 4 миллиона угроз из Афганистана и поселились в регионе, что привело к существующему демографическому дисбалансу. Воспринимаемая маргинализация в перемещении пуштунов из Афганистана во время афганской войны ведет к повстанческому движению. Проблемы образования Основным фактором в конфликте в Белуджистане является образование, которое, по мнению националистов, пренебрегают.
Правительство Пакистана осознает, что импорт квалифицированной рабочей силы из других регионов вызвал напряженность в регионе, и стремится использовать стипендии для студентов-белуджей, чтобы они могли участвовать в программах развития.
Здесь в личные документы белуджей вписывается не национальность, а принадлежность к какому-либо клану эсези, наутани, калбели и т. Таким образом, клан оказывается «выше» национальности; это приводит к дроблению этнической группы и неправильному отображению ее численности в статистических данных. Между тем известно, что интересы малочисленных этнических групп зачастую оказываются вне поля зрения властей; им проще отказать, например, в получении образования на родном языке. Белуджи как национальное меньшинство Территория, которая со времен британского господства именуется по названию белуджского этноса — Белуджистан, в настоящее время разделена между тремя странами и занимает общую площадь 647 тыс. Из нее 347 190 кв.
Зачастую рядом с белуджами здесь проживают и другие племена бывших кочевников; к самым многочисленным из них относятся брагуи, пуштуны, ласи и синдхи. Совместное существование племен обуславливает их смешение и взаимный культурный обмен. Белуджи, проживающие на территории бывшего Систана, не образуют компактных поселений и потому перенимают язык и традиции соседних племен. Напротив, террито- 15 См. Это в 1960-х годах отмечала В. Фролова16; она обращала на это внимание как на основное различие между поселениями белуджей в Пакистане и иранском Белуджистане, где почти нет других этнических групп, с одной стороны, и в иранском Систане — с другой.
К другим, более мелким группам белуджей, частично сохраняющим свою самобытность, относятся белуджи-шииты, проживающие в деревне Балуч-Хан к западу от иранского г. Мешхед недалеко от г. Деревня находится в горах, в относительно недоступном месте. Местные белуджи, в отличие от большинства белуджей Систана и Белуджистана, приняли ислам шиитского толка, но сохранили свой язык, красочную одежду иранские женщины носят в основном черные чадры , убранство дома и национальное самосознание. Они занимаются сельским хозяйством, в частности выращиванием миндаля. У ирано-туркменской границы можно встретить другие поселки белуджей-шиитов, сохраняющих полукочевой образ жизни.
На лето несколько семей из поселка уходят сообща пасти скот. Они живут в особых шатрах, геданах и являются полностью самодостаточной общностью. На южном побережье Каспийского моря по мнению Фроловой, эта территория является прародиной белуджей , вблизи г. Горган в иранской провинции Мазандаран проживают белуджи, исповедующие, как и большинство представителей этого народа, ислам суннитского толка ; они сохранили свой язык и некоторые элементы традиционной культуры например, одежду и некоторые обычаи. По рассказам самих горожан-белуджей и навещающих их родственников, они сохранили национальную самоидентификацию и даже язык. Однако их образ жизни и некоторые элементы быта например, одежда уже довольно радикально отличаются от традиционно-народных.
Туркменские белуджи В начале ХХ века значительное количество белуджей перекочевало из Афганистана в Иран, что было связано с ухудшением социально-экономических условий в прежних 16 См. Спустя некоторое время часть из них вернулась; другие перегнали свои стада на территорию современного Туркменистана в область Мерв. Здесь они работали на плантациях хлопка, принадлежащих местным феодалам, а также использовались как рабочая сила при возведении ирригационных сооружений; часть белуджей вела полукочевой образ жизни и занималась разведением скота. Гафферберг в своей монографии «Белуджи Туркменской ССР»18 пишет о трудностях, испытываемых белуджами в период «привыкания» к советскому строю, и описывает изменения, постепенно происходившие в их образе жизни. В основу этого труда легли материалы, собранные автором во время ее длительного пребывания в 1926—1929 гг. Она отмечает, что советская власть, значительно улучшив условия жизни белуджей, с другой стороны, стремилась любой ценой разорвать их родовые связи и максимально снизить зависимость скотоводов от своих ханов.
По рассказам белуджского муллы, одним из наиболее сильных и влиятельных ханов на территории Туркменистана был Керим-хан. В его подчинении состояла большая группа белуджей, проживавшая в Иолотанском районе. Керим-хан со своими отрядами участвовал и в освобождении из заключения туркменов, боровшихся против советской власти; к нему приезжали самые разные люди, нуждавшиеся в помощи или совете. Впоследствии Керим-хан был идентифицирован как басмач19 и бежал в Афганистан; часть белуджей ушла вслед за ним. Во время отдыха в пустыне направлявшиеся в Афганистан белуджи, среди которых было много женщин, стариков и детей, подверглись обстрелу советского самолета. В настоящее время в Туркменистане проживают около 30 тыс.
От исконного племенного и кланового образа жизни у них сохранилась традиция большой семьи родители и женатые сыновья обычно живут вместе. Их дома имеют общий двор, кухню отдельное крытое место для приготовления пищи и возвышенное место для отдыха на открытом воздухе — тапчан; здесь часто можно встретить тандыр — глиняную печь на открытом воздухе, в которой пекут хлеб. Жители белуджских деревень пользуются газом; туркменские власти планируют провести сюда и воду. Исторические конструкции после распада СССР В 1990-х годах, после распада СССР и краха советской идеологии, в бывших советских республиках возникла потребность в новой модели идентичности; в ее создании большую роль играет власть, а точнее, правящая группа, которая способна выработать новую идеологию для формирования новой идентичности. Определенную роль в этом играют ссылки на древнюю традицию, призванные восстановить утраченные исторические корни. Дальше всего по пути создания новых исторических конструкций продвинулся режим бывшего президента Туркменистана С.
Ниязова Туркменбаши. По заказу государ- 18 См. Президент стремился снести все старое и построить все заново. Под «старым» подразумевалось все, что напоминало об СССР, а под «новым», создаваемым по политическому заказу, — то, что каким-то образом могло быть связано со старинными традициями туркменского народа. Стали появляться новые праздники и национальные герои; основатели туркменской государственности отказались от кириллицы и даже переименовали дни недели и месяцы года. Современные белуджи в Туркменистане и их культурная память Президент Ниязов явно отрицательно относился к проживающим в стране белуджам и признавал только туркменскую историю.
По словам очевидца, дело доходило до того, что белуджские музыканты вынуждены были сдавать государству свои музыкальные инструменты. Для белуджей, однажды уже переживших тяжелую адаптацию к советской политике 1930-х годов, вновь настали тяжелые времена. Вопросы, связанные с сохранением традиций, языка и осознанием принадлежности к белуджскому этносу, не стоят в повестке дня властей Туркменистана и в наши дни. Белуджи разговаривают дома на родном языке, но молодое поколение, подвергающееся воздействию социальной среды, постепенно теряет к нему интерес. Преподавание в школах ведется главным образом на туркменском языке. Английский язык преподается настолько плохо, что дети не умеют правильно читать буквы латинского алфавита.
В последнее время резко упал и уровень обучения русскому языку. До распада Советского Союза учебники белуджского языка, как уже сказано, разрабатывались на основе кириллического алфавита. Однако в независимом Туркменистане, где царят националистические настроения, не приходится и мечтать о преподавании на белуджском языке, тем более в «сочетании» с кириллицей.