«Московские новости» начинают серию материалов об истории российского юмора: в первом выпуске рассказываем о сатирической прессе — от сатирических журналов конца XVIII века и первых листков с антибуржуазными шутками до журналов с острой критикой перестройки. Его перу принадлежит вольная обработка романа Рабле «Гаргантюа» — сатирическое произведение, содержащее всеобъемлющую критику социального строя и его недостатков.
Навигация по записям
- Определение: что такое сатира
- Сатира как вид искусства: определение и характеристика
- Сатира это в литературе кратко
- Литературная ирония. Почему популярны современные сатирические рассказы
- Определение сатиры – что это
- Другие статьи в литературном дневнике:
Что означает сатирическое произведение
Каждый его персонаж символизирует отдельный социальный порок: Манилов — беспечность «Дом господский стоял одиночкой... Оба писателя активно пользуются сатирическими приёмами при создании портрета того или иного героя. В рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» речь идёт о человеке, который прожил никчёмную жизнь, лишённую всякого интереса, наполненную боязнью, постоянно задаваясь вопросом: «Что будет, если перестану платить? Басни как средство отображения пороков. Объяснение понятия. В толковом словаре Д. Ушакова даётся такое определение понятия: «Басня — короткий аллегорический рассказ, обычно с нравоучительным заключением». Басни Крылова.
О баснях И. Крылова можно сказать многое, но я ограничусь лишь набором основных тезисов: Образы животных у Крылова строятся по аллегорическому принципу, имея структуру, в которой представлены значения, раскрывающие социальный статус персонажа, а также его интеллектуально-нравственные качества. Стоит сказать, что эта структура достаточно разветвлена. Наряду с иносказанием анималистические образы в баснях отличаются очень ярко выраженным прямым значением. При изображении повадок животных Крылов использует не только мифологические и сказочные традиции, но и на научные представления. Двойственность изображения — прямого и переносного — одна из основных отличительных черт басен И.
Позже, самым ярким примером и мотиватором для остальных становится И. До него ещё никто так не пытался так тонко и грамотно создать сатирических образ дворянства и их быта. После, многие писатели стали обращаться к жанру, а газеты и журналы просто пестрили комедиями, баснями и памфлетами, которые показывали реальность пол другим углом. С началом Золотого XIX века русской литературы сатира выходит на новый уровень: теперь смех становится по-настоящему грозным орудием, нацеленным не исключительно в «изъяны» людей, но и в политическую сферу, императора и приспешников. Пьеса Н. Гоголя «Ревизор» получила «отражение» в сердцах у народа и очевидное негодование у императора и его приближенных. Писатели-сатирики XIX века оказались под «надзором» вышестоящих. Император понимая, что подобные пьесы — «камни в его огород » боялись. Сатирики бывали в ссылках, сидели в тюрьмах и столкнулись со сложностями в привычной литературной нише. Здесь писатель показывает своё время: маленький городок, в котором творится произвол, а власть — сборище мошенников.. Эпиграф — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — обобщающий смысл «Ревизора». Захолустье — только лишь малая часть огромного бюрократического целого, словно капля в море. В комедии Гоголь сочетает реализм и смелую критику действительности. Смех помогает писателю обличить чинопочитание, взяточничество, произвол властей, невежество.
Сатира появилась в древности, с появлением социального строя в человеческом обществе, поэтому считается социальным явлением. Сатирические жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью описания, адресностью фактов. В средневековой и новой Европе сатира развиваясь как самостоятельное творчество, имела сложные и разнообразные судьбы, выдвинув ряд известных имен: во Франции — Рабле, Вольтер, В.
Сейчас данным словом называют несколько понятий: жёсткая критика общественных и человеческих пороков; литературный жанр, в котором используются приёмы комического; «злой» смех, направленный на высмеивание недостатков действительности. Литературоведческие справочники формулируют определение сатиры как острое проявление комического, которое служит обличению пороков людей, общества, государства. Сатирические приемы и их особенности У истоков литературного жанра стояли древнеримский писатель Апулей, древнегреческие творцы Аристофан, Эзоп. Они начали использовать особые языковые средства, которые сейчас называют приёмами сатиры. Сарказм Это язвительная насмешка, вид сатирического изобличения. В его основе лежит усиление контраста того, что предполагается, имеет скрытый смысл и того, что выражается, демонстрируется. Сарказм — наивысшая степень иронии. Он отличается особой остротой высказывания, которое вызывает раздражение, крайнее недовольство происходящими событиями. Например, субъекту, который оказал «медвежью услугу», то есть сделал что-то бесполезное, могут сказать: «Спасибо за помощь! Слова благодарности содержат сарказм, негативный комментарий к происходящему. Гипербола Слово греческого происхождения означает «чрезмерность, избыток». В литературе гиперболой называют чрезмерное преувеличение чего-либо для создания выразительного образа. К данному средству авторы прибегают тогда, когда хотят усилить эмоциональное воздействие на читателя. В русской литературе гиперболу использовали Н.
Литературная ирония. Почему популярны современные сатирические рассказы
Примеры сатирических произведений. Примеры сатиры в произведениях. Сатира присуща произведениям как фольклора, так и литературы, где может охватывать разные жанры – художественные (лирические, прозаические, драматические) и публицистические (памфлет, фельетон). Сатирическое произведение – это особый жанр литературы, основной целью которого является искажение или критика реальных явлений и проблем общества. Одна из главных ролей сатирического произведения — «срывание всех и всяческих масок» и обнажение сути явлений, которые можно увидеть если вы решили купить картину на холсте передающую всю тонкость идеи.
Что такое сатирическое произведение
В первую очередь сатирическое произведение связано с современностью. Сатирическое произведение тем более бессмертно, чем более универсален и всенароден идеал, утверждаемый автором. В данной статье рассматриваются теоретические вопросы, связанные с определением понятия «сатира», анализируются основные приемы создания сатирического пафоса в художественных произведениях. В первую очередь сатирическое произведение связано с современностью. Сатирическое произведение тем более бессмертно, чем более универсален и всенароден идеал, утверждаемый автором. От сатирических элементов этих, со стороны занесенных, произведений Веселовский пытался вести и народную сатиру. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе — полемической проповеди-развенчанию.
Что значит сатирическое произведение
Композиционно произведения этого типа строятся нередко как диалоги, посредством которых сталкиваются враждующие идеи или качества. Так противоборствуют человеческие свойства под масками животных в баснях. Но в жанрах сатирического романа, утопии или памфлета противостоять друг другу могут и философские системы, общественные идеологии. В таких произведениях чаще всего присутствует герой-наблюдатель, чье внимание перемещается с предмета на предмет и формирует сюжет — как правило, иллюзорный, почти сказочный, утопический.
Герой может посещать несуществующие края, чтобы сторонним взглядом окинуть привычные земные условия и неожиданно уловить их несуразность Микромегас в одноименной повести Вольтера , герой романа Иной свет С. В плутовском эпосе странствия связаны с поисками бытовых комических сцен на реальных дорогах Англии , Франции , Испании Приключения Тома Джонса, Найденыша Г. Филдинга и т.
Чем более универсальные вопросы ставит в произведении автор, тем фантастичнее оказываются маршруты героя-наблюдателя. В гротескных сочинениях такого рода с широкой философской проблематикой порой он свободно обращается с пространством и — особенно — со временем. Здесь часты анахронизмы, осовременивание древности или архаизация современности Остров пингвинов А.
Франса , переносы героя из настоящего в прошлое или будущее Янки из Коннектикута при дворе короля Артура М. Твена , пьеса М. Булгакова Иван Васильевич, Москва 2042 В.
Войновича и т. Сатира этого типа расцветает в периоды великих исторических сломов, мощных общественных потрясений, чреватых пересмотром всей прежней системы ценностей. Не случайно бурное развитие рационалистическая сатира переживала прежде всего в 18 Вольтер , Дидро , Свифт , Н.
Радищев и др. Сологуб , М. Булгаков, Ф.
Кафка и др. Иной тип сатиры являют произведения, высмеивающие ущербную личность и исследующие психологическую природу зла. Сатира такого рода тесно связана с жанром реалистического романа.
В произведения широко вводятся реалистические детали, точные наблюдения. Гротеск представлен лишь легкими штрихами — ненавязчивыми подчеркиваниями автором каких-то сторон жизни героя, едва уловимыми перестановками акцентов в изображении привычной действительности. Этот тип сатиры может быть назван психологическим.
Образ-характер здесь осмысляется в свете доминирования какого-то одного качества безнравственное честолюбие Ребекки Шарп в Ярмарке тщеславия У. Теккерея и т. Сюжет в сатире такого рода — последовательное жизнеописание, окрашенное авторскими эмоциями грусти, горечи, гнева, жалости.
Важная разновидность сатиры представлена художественными пародиями. Исторически сатиру вообще нельзя отделить от пародии. Всякая пародия сатирична, а всякая сатира несет в себе элемент пародирования.
Пародирование — наиболее естественный путь преодоления устаревших жанров и стилистических приемов, мощное средство обновления художественного языка, его спасения от косности и механичности, от обессмысленных и переживших себя элементов традиции. Пародия — одно их ключевых средств литературной эволюции. Уже на заре истории европейской литературы пародия заявляет свои права: в 5 в.
Предметом осмеяния здесь становится само эпическое слово. Пародия эта является сатирой на уже отмирающие жанр и стиль эпохи. Такую роль в истории литературы будет играть по сути всякая пародия.
Иногда высмеивание жанра и стиля переходит на задний план, но озорная интонация пародирования остается, вызывая смех уже непосредственно над героями пародии роман Короли и капуста и новеллы цикла Милый жулик О. Генри , Клуб удивительных промыслов Г. Честертона , отчасти Москва — Петушки Вен.
Ерофеева как пародия на жанр записок путешественника. В пародийной сатире распространен принцип композиционной симметрии — герои-двойники Средневековый роман, Принц и нищий М. Твена , герои-противоположности Дон Кихот и Санчо Панса ; в мире, окружающем героя, господствуют законы игры, спектакля, розыгрыша иллюзии Дон Кихота, герцогство Санчо Пансы.
Житейский эквивалент литературной пародии — мистификация, которая вообще легко становится мотивировкой сатирического сюжета. Разные типы сатирической типизации могут вступать в сложное взаимодействие. Так, в Дон Кихоте общий замысел — пародийно-иронический, но характер главного героя раскрывается в психологическом плане, а картина противостоящего ему мира — это философски-обобщенный образ.
Сюжет романа вполне рационалистичен: читателю предлагается традиционная «охота» наблюдателя за наблюдениями. Как малый лиро-эпический жанр сатира формируется в литературе Древнего Рима. Известно изречение Квинтилиана: «Satira tota nostra est» «Сатира целиком наша».
Первоначально жанр носил здесь, вероятно, смешанный характер отсюда — его название. Окончательно оформляется жанр сатиры в творчестве Луцилия. Здесь уже налицо основные его формообразующие признаки: диалогическая, разговорная основа, литературно-пародийный элемент, автобиографическое начало, образное отрицание современности и противопоставление ей идеального прошлого — староримских добродетелей virtus.
Вершин римская сатира достигает в творчестве Горация. Его сатиры — череда перетекающих одна в другую бесед на фоне острого ощущения современности. Именно «мое время», «мои современники», их быт и нравы — подлинные герои горацианских сатир.
Они не высмеиваются в полном смысле слова, но о них говорят с улыбкой, свободно, весело и насмешливо. Вольный смех в отношении существующего мироустройства и господствующей правды смягчен до улыбки. Иной вариант жанра представлен в творчестве Ювенала.
Здесь появляется новый тон в оценке действительности — возмущение, негодование indignatio. Поэт признает возмущение основной движущей силой своей сатиры: «Facit indignatio versum» «Возмущение творит стих». Оно как бы замещает собой смех.
Свифт, М. Салтыков-Щедрин и др. В средние века образцы сатиры дает фольклор и народная «смеховая культура».
С подъемом городов связано распространение анекдота и сатирической стихотворной новеллы фаблио во Франции, шванк в Германии , сатирического эпоса о животных Роман о Лисе , площадного фарса. Карнавальная традиция порождает обширную устную и письменную смеховую культуру, в том числе пародийные варианты религиозного ритуала, призванные избавить окружающий мир от застывания и «омертвления». Огромную роль в истории сатиры сыграла итальянская народная comedia del arte «комедия масок».
Сатира эпохи Возрождения направлена на пересмотр господствующей идеологии и устоявшихся форм средневековой жизни Декамерон Дж. Боккаччо , стихотворная сатира С. В романе Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль гуманистическая программа автора осуществляется в гротескных, гиперболических смеховых образах, расшатывающих монолитную серьезность официальной средневековой идеологии.
Задуманный как литературная пародия, Дон Кихот Сервантеса перерастает рамки замысла и становится универсальной комической панорамой мира на границе двух эпох, в «точке перехода» от высокого героизма средневековья к торгашеско-корыстным отношениям новой, предбуржуазной эпохи. Первоначальный объект насмешки — «рыцарь печального образа» — оказывается судьей «вывихнутого» мира. В литературе 17 в.
Смех уходит на второй план, утрачивает радикализм и универсальность, довольствуется явлениями частного порядка. И лишь в жанре комедии, в творчестве Ж. Мольера , сатира расцветает, изображая четко очерченные типы Скупой, Тартюф, Журден.
Стихотворные сатиры этой эпохи лишь воскрешают жанры античности Н. Буало, басни Ж. В литературе 18 в.
Развивается плутовской роман Молль Флендерс Д.
Ильф, Е. И сарказм, и ирония относятся к литературным тропам — средствам художественной выразительности языка.
Но все же между этими приемами есть заметная разница: Ирония оставляет место для симпатии и сочувствия к осмеянному. В сарказме гораздо меньше веселья и игры, а больше злобы и возмущения. С помощью сарказма не столько смеются над недостатками, сколько обличают.
Сарказм подразумевает особенно сильный контраст между явным и скрытым смыслом слов. Если ирония — форма иносказания, прозрачный намек, то сарказм — намерено ослабленное иносказание, очевидная критика. Гротеск — предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.
Гротеск сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Гротеск отличается тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило, образы гротеска несут в себе трагический смысл.
Автор, используя сатиру, может оставить у читателя два варианта — или раскрыть конкретный символизм, или просто оставить все за внимательностью и размышлениями читателя. Это вызывает у него интерес и стимулирует к анализу, ведь в сатире всегда находят отсылки к реальным явлениям и событиям в обществе. Виды сатиры Сатира — один из жанров литературы, который основан на искажении реальности и раскрытии негативных сторон жизни. Существует несколько видов сатиры: Юмористическая сатира — главная задача данного вида сатиры заключается в отражении смешных и неожиданных сторон жизни, заставляя читателей улыбаться и смеяться. Критическая сатира — цель данного вида сатиры заключается в раскрытии недостатков общества или отдельных людей. Часто критическая сатира полна иронии и сарказма, но всегда направлена на улучшение ситуации. Политическая сатира — этот вид сатиры касается политических событий и лиц. Он часто используется для раскрытия коррупции и власти, и как правило, направлен на изменение ситуации в обществе.
Каждый вид сатиры имеет свои особенности и направлен на достижение определенной цели. Однако, вне зависимости от вида, сатира всегда требует от авторов остроумия, интеллекта и высокой культуры слова. В его работы входят юмористические рассказы, статьи, комедии и пьесы, которые насмехаются над множеством феноменов современной жизни. В «Людях с фантаном» он рассказывает о жизни российской провинции и высмеивает неосознанное насилие и бессмысленность бытия, а в «Автобиографии» Зощенко коротко и ясно демонстрирует свое отношение к государству и чиновникам. Владимир Высоцкий Владимир Высоцкий — уникальный представитель сатирической поэзии. Его сонеты и стихи знамениты как пример высокой мастерской работы и неустанных атак на государство и политические структуры, веротерство и моральное разложение. В своих произведениях он насмехается над всем, что считает несправедливым и проявляет лицемерие, и посвящает темы стихов как политическим, так и бытовым проблемам. Марк Твен Марк Твен — американский писатель, написавший некоторые из самых ярких произведений в истории сатиры. Наиболее известным произведением считается «Принц и нищий» — сказочно-сатирический роман, в котором автор критикует общество, религию, правительство и другие явления. Вывод: Сатирические произведения существуют в разных формах и жанрах, но общим для них является насмешка над происходящим в обществе, критика религии, политики, чиновников и других явлений.
Знаменитые сатирики, такие как Михаил Зощенко, Владимир Высоцкий и Марк Твен своими работами призывают к размышлению и ликвидации негативных явлений в обществе. Значение сатиры в современном мире Сатира в современном мире играет важную роль в формировании общественного мнения и критике власти. С ее помощью журналисты, писатели и художники могут выражать свое недовольство по поводу различных общественных явлений и явных недостатков государства. Сатира вносит разнообразие и юмор в повседневную жизнь людей, разбавляет серьезность момента и позволяет смотреть на проблемы со стороны. Это популярный способ привлечь внимание к проблемам и показать их с неожиданной стороны. Однако сатира также может стать предметом конфликта и вызвать негативные реакции со стороны тех, кого она критикует. Важно, чтобы авторы сатиры не переступали границы допустимого и не обижали никого лично, а только критиковали негативные явления в обществе. Значение сатиры в современном мире: — критика власти и общественных явлений — разнообразие и юмор в повседневной жизни — привлечение внимания к проблемам — предмет конфликтов и негативных реакций — важность соблюдения границ допустимого Как сатира действует на читателя? Сатира в литературе не только вызывает у читателя смех, но и передает определенное мировоззрение и критикует реальную жизнь. Ее главная цель — указать на недостатки существующей системы, поругать ложь и лицемерие, а также подвигнуть читателя на действия.
Сатира, наряду с юмором, использует острую критику и сарказм, чтобы вызвать у читателя не только улыбку, но и размышления. Она затрагивает социальные и политические вопросы, раскрывает пороки человеческого характера, оголтелость чиновничьего аппарата и измены ценностей. Сатира способна задевать многие чувства у читателя, а особенно гнев и ярость. Она вызывает читательское негодование и неприятие, заставляя людей мыслить и анализировать ситуации вокруг себя, а также рассматривать альтернативы.
Современные панк-рок группы, такие как, например, Sex Pistols также используют сатиру в своем творчестве. Так что такое сатира? Определение этого термина можно сформулировать так: это резкое и яркое обличение различных явлений с помощью комических художественных средств. Страшна Фонвизина рука! Пушкин Д. Фонвизин работал над своей комедией около трех лет и сделал больше, чем от него ждали.
Царский двор встретил пьесу враждебно. Только через год ее поставили на сцене. Фонвизин считал, что успехом комедии он обязан образу Стародума, которого играл крупнейший русский актер Дмитриевский. Как писали газеты тех дней, по окончании спектакля кто-то из зрителей бросил актеру кошелек, набитый золотом и серебром. По мнению писателя, само по себе образование не превращает ребенка в человека. Комедия вскрывает условия воспитания, которые с детства уродуют, убивают душу. Матушка довольна. Писатель попытался показать, под влиянием каких обстоятельств формируется характер. Сначала мы видим, как Митрофан бегает за отцом, меряя кафтан. Эта сцена вводит нас в обстановку крепостной усадьбы.
Отношение к крепостным превращает образ хозяйки из смешного в страшный. Сцены обучения Митрофана комичны. Бравый солдат Цыфиркин и недоучившийся семинарист Кутейкин, учителя недоросля, невежественны и нелепы. Под историей Митрофан понимает те истории, которые рассказывает скотница Хавронья. По закону 1767 года крестьяне за жалобу на помещика ссылались на каторгу. Бесконтрольная власть помещиков стала основной причиной народных бедствий. Труслив, расчетлив дядя Митрофанушки. Судопроизводство же находится на таком уровне, что обберет и правого и виноватого. Вопроса об отмене крепостного права Фонвизин не ставит, а требует человеческого отношения к крепостным. В конце комедии Правдин берет имение Простаковой в опеку.
Фонвизин подсказывает правительству выход: помещики, жестоко обращающиеся с крестьянами, должны быть лишены права владеть крепостными.
История зарождения сатиры
- Сочинение Нужны ли сатирические произведения?
- Сатирическое отношение. Что такое сатира в литературе: определение, черты, примеры
- История русского юмора: оружием сатиры
- Сатира в произведениях русских классиков | Статья в журнале «Юный ученый»
- Вы точно человек?
- Что такое сатира? Сатирическое произведение Сатирическое обличие
Определение сатиры – что это
- История русского юмора: оружием сатиры
- Писатель-сатирик, зачем ты нам?
- Сатира в произведениях русских классиков
- История и развитие
- Sorry, your request has been denied.
Что такое сатирическое произведение основные черты жанра и примеры
Сатирическое произведение — это особый жанр литературы и искусства, который отличается остроумным и сатирическим подходом к изображению действительности. В первую очередь сатирическое произведение связано с современностью. Сатирическое произведение тем более бессмертно, чем более универсален и всенароден идеал, утверждаемый автором. Сатира – произведение искусства, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.
Значение слова «сатира»
Сати́ра — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов). Сати́ра — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов). Зачастую сатира становится очень субъективна, потому часто писатели-сатирики сами подвергаются острой критике. Его перу принадлежит вольная обработка романа Рабле «Гаргантюа» — сатирическое произведение, содержащее всеобъемлющую критику социального строя и его недостатков. В этом произведении Салтыков-Щедрин высмеивает лень людей, разучившихся трудиться, умеющих лишь «сидеть на шее». На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе — полемической проповеди-развенчанию.