О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Святки: инструкция по проведению
Ведет человека и в его радости. Давая возможность душе раскрыться в ней. Но как? Раскрытость души, ее расхристанность опасна - для самой души в первую очередь. Человек должен уметь обуздывать себя. Направлять движения своей души не в разрушающую ее сторону, а, напротив, к спасению. И Церковь учит этому. Показывает дорогу. Она подсказывает, как, куда направить эту открытость, эту энергию радости, говоря: поделись с ближним. Рождество и Святки становятся временем благотворительности. Нас крайне тактично учат, какую радость можно получить, отдавая.
Духовную, высшую, ни с чем несравнимую! Поделись с другим - ближним, дальним. Об этом говорят в храмах, во время богослужений, при чтении Евангелия, к этому побуждало когда-то и все общество. Святки не знали сословных различий - барыни оказывались в одних санях с дворовыми, и в этом тоже был глубокий смысл: Христос пришел на землю для всех, и этой радостью мы и делимся во время Святок.
На святочный стол подаётся семейный обед с кутьёй, сбитнем, ореховым печеньем и другими кушаньями. Святочные традиции на Руси имеют как церковные, так и языческие традиции, в угоду последним проводились массовые народные гулянья и гадания. В эпоху Петра Первого Святки отмечали очень шумно, и сам император, по некоторым данным, любил колядовать. Колядование является одной из самых известных и распространённых святочных традиций.
Период времени до Нового года так и называется — Святые вечера, а промежуток от Нового года и до Крещения — Страшные вечера. В пору двоеверия на Руси Святки так же делили на Святые и Страшные вечера. Другими были только даты. Святые вечера — самое сакральное время, время почитания Христа, празднование его рождения. Вечером 24 декабря заканчивался Рождественский пост, который длился сорок дней. К этому моменту шла особая подготовка, готовилось особое блюдо — сочиво канун, коливо или же просто — кутья. Люди накрывали на стол, собирались семьями, вспоминали события из жизни Христа, и так далее. Страшные вечера — время гаданий и ворожбы. По народному поверью Бог так был рад рождению сына, что разрешил в эти дни нечистой силе гулять по земле, отсюда и название. И раз уж вся нечисть в эти дни так близко к людям, самое время воспользоваться ее «помощью» в ворожбе, ну и, естественно, защититься. Отсюда обычай рисовать мелом кресты на дверях, дабы защитить свое жилище в эти дни. Святки — являлся самым любимым праздником на Руси, особенно для молодежи. Ну, еще бы! Время плясок, песен, колядок, гаданий, вечерних посиделок. Считалось, что в Святки нельзя работать после захода солнца, а коротать время за беседами — приятное занятие. Так же в эти дни принято было помогать нуждающимся, раздавать милостыню, посещать приюты. Святочный календарь Каждый день Зимних Святок на Руси считался, да и считается до сих пор, особенным и имеет свое название, свои традиции. Давайте подробней рассмотрим эти 12 святочных дней.
В обязательном порядке вспоминались люди, которых не баловала земная жизнь. Христиане посещали больницы, детских дома, богадельни и тюрьмы. Святочные дни предназначены для веселья и благотворительности, но не для работы или охоты, особенно по вечерам. Запрет распространялся и на рукоделие и шитье. Нарушавшие запрет порицались самим деревенским сообществом. В святочные дни не проходят и бракосочетания. На время Святок пост отменяется полностью: даже по средам и пятницам разрешается мясная и молочная пища. Праздничное меню В сочельник еще постящиеся христиане встречали появление на небе первой звезды, после чего садились за стол. Обязательным блюдом, вкушаемым первым, была кутья сочиво — пшеничная, рисовая или ячменная каша, приправленная сухофруктами или медом. На столе также были овсяные печенья в форме людей и домашних животных. В воспоминание о пастухах и волхвах, пришедших поклониться Младенцу, родившемуся в яслях для скота. В святочные дни праздничный стол был гораздо богаче. На нём были блины, пироги, пряники, печения из пресного теста — колядки. Подавался жареный поросенок, гусятина, курятина, баранина и дичь. Народные традиции и обычаи В святочные дни молодые в деревнях катались на санках и играли в снежки. В первую ночь на Святки разжигали костры, горевшие все 12 дней. С высокой горы спускали горящее колесо, уносящее все невзгоды уходящего года.
У православных начались Святки
С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение. Первые упоминания о праздновании Святок относятся еще к Древней Греции. Рассказываем, как проводят Святки, что такое святочные гуляния, что можно и нельзя делать с 7 января до Крещения. С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение. Святками, то есть святыми днями, называются двенадцать дней между праздниками Рождества Христова и Богоявления.
Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно
В этот день завершаются святочные веселья и колядования. Раньше девушки в этот день гадали на замужество с помощью кутьи. Этот день сохранил важную традицию — приготовление кутьи и соблюдение строгого поста. Нельзя заниматься домашними работами и нельзя с кем-либо ссориться. Употребление алкоголя в этот день тоже под запретом. Девушки проводили активно обряд красоты: умывались в освящённой воде, чтобы весь год не было проблем с красотой и кожа оставалась чистой. Народные приметы и поверья на праздники Святки Существовала раньше примета, связанная с охотой во время Святок: считалось, что того, кто охотился, в ближайшем году будет ждать беда. Пасмурная погода, метель и сильный снегопад на Крещение — знак, что урожай будет хорошим и плодородным. Если же погода в Крещение ясная, то хорошего урожая можно не ждать. Если каша на Старый Новый год получилась особенно вкусной, то считалось, что в семье будет удача и благополучие. Звёздное небо с 13 на 14 число знаменовало предстоящий богатый год.
Старинные святочные гадания В это странное время завеса между миром людей и миром сверхъестественного становится тоньше, а магия усиливается. Поэтому раньше во время Святок были распространены всевозможные гадания. Обычно это делали девушки, которые пытались узнать о своем суженом. Существовало много способов узнать будущее: по воску, яблокам, карточкам, глядя в зеркало. Молодые девушки собирались ночью в бане и снимали крестик, чтобы узнать, за кого они выйдут замуж и как скоро. Ясной ночью можно было сделать и такой ритуал: взять зеркало и повернуть его к небу так, чтобы оно отражало луну. Далее нужно пристально смотреть на него, пока изображение не начнет размываться и размножаться. Количество маленьких лун в зеркале показывало, насколько большой будет семья. Раньше часто предсказывали будущее с помощью свечного воска и чаши с водой. По каплям воска определяли будущее.
Основные гадания можно было разделить на три группы: гадания на урожай, на семью и на любовь. Во времена Святок любовные ритуалы были самым популярным способом развлечения для многих юношей и девушек. Несмотря на то, что Церковь не одобряла и до сих пор не одобряет подобные действия. Молодые люди все равно гадали всеми возможными способами. И сегодня некоторые тоже гадают на Святки, так как уверены, что в этот период можно получить ответ на любой вопрос.
В 567 году Второе Туронское собрание отмечает году дни от Рождества Христова до Богоявления праздничными. В Римской империи нередко нарушался негласный закон о колядовании и гаданиях в этот период, не смотря на правила Вселенского собора. На Руси существовал даже закон, запрещающий старинные идолопоклоннические придания, разнообразные суеверные игрища и переодевание в наряды кумиров для подражания. Также на Руси во время Святок запрещалось устраивать грандиозные гулянья с песнями и плясками. Традиции и обычаи Не смотря на закон, люди праздновали Святки по-своему.
В первый день праздника было принято навещать близких и родных, а также оказывать внимание бедным, обделенным и нищим. Многие семьи на Руси помогали обездоленным, подкармливая их. Посещали и детские дома, приюты, больницы. Даже цари, переодевшись в простолюдинов, навещали заключенных в тюрьмах и подавали милостыню на улице просящим. Существовала традиция дарить подарки, пришедшая из язычества - она перекликалась с подношением даров Богам. Люди дарили подарки знакомым и друзьям, начиная от копеечных сувениров и заканчивая дорогостоящими презентами. Ключевым моментом в праздновании Святок считалась семейная трапеза. Женщины вставали спозаранку, чтобы приготовить на стол и убраться в доме.
Если на замерзшей воде появились бугорки, значит, у вас будут мальчики, а если ямки, то девочки. На зеркалах Лучше проводить гадание в полночь. Стол накрыть чистой белой или черной скатертью. Два зеркала, большое и маленькое, нужно расположить напротив. По бокам зажечь две свечи, чтобы они отражались в обоих зеркалах, и появился зеркальный «коридор». Далее произнести: «Суженый мой, ряженый, покажись мне». Увидев символ или лицо, надо быстро сказать: «Чур, сего места! На горящей бумаге Напишите имя любимого человека на бумажке, загадайте желание, связанное с ним. Затем положите ее на блюдце и подожгите. Если бумага сгорит до конца, желание сбудется. По тени Придумать вопрос и сосредоточиться на нем. Скомканный листок бумаги положить на блюдце.
По словам нашего знаменитого историка Н. Карамзина, Коляда был бог пиршеств и мира, и хотя по созвучию можно производить Коляду от римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. А если находят, что наш рождественский праздник был сходствен с Янусовым, то причиной тому было, вероятно, не что иное, как влияние римского владычества над славянскими народами. Причём, конечно, каждый народ, усваивая и принимая чуждые понятия и верования, всегда ищет в них внешнего или внутреннего сходства со своими коренными понятиями и верованиями. Коледа у словаков означает благословение домов, которое у них бывает около праздника трёх царей, a koledowat — «благословлять» дома. Богемская История объясняет Коледу набожным обычаем хождения священнослужителей по домам с крестом и мощами о Рождестве Христовом, который был утверждён чешским князем Бретиславом в XI веке после изгнания колдунов и оборотней из пределов своего княжества. Босняки, кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год. Тогда в римско-католических церквах раздавались народу сделанные из теста ясли, пелёнки и другие принадлежности к месту рождения Исуса Христа, что называлось Колендами. Римское духовенство, по свидетельству Боэция, именовалось от Colendo, Coledei и Coldei — Богочтецы, то есть ублажавшие Бога песнопением. Знаменитый переводчик Гомера, Гнедич, производит Коледу от греч. Наконец, от слова «колядование» произошло слово «колдование». Коляда не упоминается у Нестора как божество в числе богов Владимировых; но св. Димитрий Туптала митрополит Ростовский в своей Четьи-Минеи упоминает о Коляде как о шестом боге, боге празднеств. Но, скорее всего, это — не божество, а праздник, который олицетворяют сказания и народные песни. Коляда в Южной и Западной Руси, собственно, канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня, или Таусеня, а у литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в который почти везде в славянском мире готовится из зернового хлеба каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Монгол и Угады, во время приготовления которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году. Колядки в Малороссии, 1864 г. Считают две коледы: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения или водокрещей. Первая — богатая, а вторая — бедная или постная. В Малороссии коледою называется хождение с вертепом и звездою, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коледы. Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления притом поется в доме молитва, говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем» и прочее. Иногда нечто в более шутливом тоне. Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов. Профессор Снегирев говорит, что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сей час — не знаем. Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново-города…» и проч. У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование. При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних. Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться. Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами. В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем. Иван Федотов. Ряженые В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию.
Святки 2023 года уже начались, что это за праздник и как его отмечают
Этот праздник отмечают 19 января. Что нельзя делать в Рождественские святки У праздничных дней, которые начались сразу после Рождества Христова, есть свои запреты. К примеру, в это время запрещены земные поклоны. В Рождественские святки не разрешается: Венчаться и жениться.
Приходите на Рождество в храм, исповедуйтесь, причаститесь — вот главное, что необходимо сделать в этот праздник. Нести свет Рождества Господь говорил в Евангелии о милосердии: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» Мф. Православные христиане, «свет миру», призваны помогать ближнему. К сожалению, в нашем мире есть люди, лишенные крова, больные и обездоленные. Постарайтесь в эти дни навестить не только родственников и друзей, но и тех, кому очень важно внимание и забота.
Ведь свет Христова Рождества должен сиять в этом мире для всех! Не впадайте в крайности Апостол Павел пишет, что «всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Радоваться и веселиться — хорошо и полезно каждому человеку, в том числе и православному. Но надо знать во всём меру. Объестся мясом после поста — это уже не радость, а крайность. Равно как недопустимой для православного христианина крайностью является злоупотребление алкоголем. Сейчас во многих городах проходят «народные гулянья».
Святками называют двенадцать праздничных дней между Рождеством 7 января и Крещением 19 января. В католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней, продолжающихся с полудня 25 декабря до утра 6 января. По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане Богоявление. Публикация «Святки на Руси, История и традиции,» размещена в разделах Темочки В народе эти дни именуются святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане вечером прекращают все свои дневные дела, в память о событиях Рождества и Крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Церковь начала особо отмечать эти дни с древних времен. Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. По традиции, в первые дни празднества принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных волхвами. Также в эти дни принято было вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню. Центральным моментом святочных торжеств была общесемейная трапеза.
Подавался жареный поросенок, гусятина, курятина, баранина и дичь. Народные традиции и обычаи В святочные дни молодые в деревнях катались на санках и играли в снежки. В первую ночь на Святки разжигали костры, горевшие все 12 дней. С высокой горы спускали горящее колесо, уносящее все невзгоды уходящего года. Посиделки, игры, песни, гадания одновременно были и смотринами. Колядки Несмотря на языческие корни, колядки молодежи, переодетой в сказочных персонажей и зверей, — главное развлечение на Святки. Ряженые посещали избы деревни, в окнах которых горела свеча — знак готовности хозяев принять колядующих. Традиционные кричалки прославляли действительные и мнимые достоинства хозяина и членов его семьи. Подростки и дети также пели духовные песни и рождественский тропарь. Хозяева были обязаны отблагодарить колядующих угощением и подарками. Тем более что те даже шутливо угрожали скупым всяческими бедствиями. Иногда хулиганистые подростки реализовывали свои угрозы, например, заколотив ворота их дома снаружи. Святые и страшные вечера Другой святочный обычай — «святые вечера» в первую неделю святок. Хозяева и многочисленные званые гости в домашних условиях рассказывали сказки и веселые истории и загадывали загадки. А вот вечера второй святочной недели назывались страшными. Эта неделя считалась временем активизации нечистой силы: в частности, ведьмы устраивали свои шабаши. Для защиты от бесов на окнах и дверях люди рисовали кресты.
Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами
Обычаи и история Откуда к нам пришли Святки Святочный календарь Сегодня 8-е января. С первой звезды в канун Рождества и до самого Крещения в России в течение 12 дней длятся Святки. Святками, то есть святыми днями, называются двенадцать дней между праздниками Рождества Христова и Богоявления.
Семик (Зеленые святки) в 2024 году: история и традиции праздника
Святки – это славянский народный праздник, который приходится на зимний период. Если поискать в словарях значение слова «святки», то можно найти такое определение: они означают праздничные январские дни и происходят от слов «святой» и «святить». Само слово «Святки» произошло от глагола «святить», так как в праздничные дни народ прославлял («святил») Иисуса Христа и его Рождество.