Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения принял решение об изменении с 2022/23 учебного года подхода к формированию комплектов тем итогового сочинения: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения. Эфир, посвященный подготовке к итоговому сочинению, открыл новый цикл онлайн-консультаций по подготовке к ЕГЭ «На все 100» от разработчиков экзаменационных материалов из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). 6 декабря 2023 года состоялось итоговое сочинение для выпускников школ учебного года 2023-2024.
Изменения в Итоговом сочинении 2022/23: направлений больше не будет
Итоговое сочинение в выпускных классах было введено с 2014/15 учебного года. Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами” Коротко и понятно: Существует некий “закрытый банк тем итогового сочинения” Темы для вас будут взяты из тем предыдущих годов. Итоговое сочинение (изложение) – условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА).
ЕГЭ-2023: что изменилось в итоговом сочинении
Итоговое сочинение 2023-2024: темы, структура, рекомендации | В 2023/24 учебном году итоговое сочинение пройдет по новому порядку ГИА -11. |
Изменения в итоговом сочинении 2022-2023 для допуска к ЕГЭ | Такое решение было принято Минпросвещения России, Рособрнадзором и Советом по вопросам проведения итогового сочинения. |
Изменения в итоговом сочинении 2022-2023 для допуска к ЕГЭ | ЕГЭ ОГЭ СТАТГРАД ВПР 100 баллов | Сроки итогового сочинения Главное изменение в разделе об итоговом сочинении – изменили вторую дату повторного проведения сочинения. |
Итоговое сочинение(изложение)2023-2024 уч.год | МБОУ СОШ №11 | Несмотря на то, что государственный электронный ресурс, на котором публикуются темы для проведения итогового сочинения, подвергался неоднократным хакерским атакам (порядка 757 атак), мероприятие прошло без серьезных сбоев. |
Рособрнадзор сообщил, что итоговое сочинение 12 мая напишут почти 21 тыс. участников - ТАСС | ТАСС/. Итоговое сочинение, которое является допуском к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ), в дополнительный срок, 12 мая, напишут около 21 тыс. участников, сообщила пресс-служба Рособрнадзора. |
Сочиняй, но знай меру
Омская область 110. В чём заключается ценность жизненного опыта? Почему человеку важно не запятнать свою честь? Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»? Какие человеческие деяния долго сохраняются в памяти людей и почему? Что мешает человеку обрести гармонию с природой?
Как Вы понимаете утверждение А. Пушкина: «Цель художества есть идеал, а не нравоучение»? Иркутская область 106. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность? В чём сила фронтовой дружбы?
Конфликт поколений как общественная проблема. Что такое «связь времён»? Человек в мире природы: покоритель или сотворец? Пушкин Дальневосточный федеральный округ Забайкальский край 104. Но счастье есть лучший университет».
Согласны ли Вы позицией А. Как судьба человека связана с историей народа? Когда дом становится местом встречи поколений? Какими качествами должен обладать настоящий воин? Может ли общение с природой обогатить человека?
В чём сила слова? Магаданская область 103.
Она этого не видела из-за отключенного разума".
Так как нужно сделать вывот: когда следовать чувствам не разумно". Выйду я скоро, и приду к своей жене я снова, там меня ждет сын, и доч будут счасливы они вновь, будет на сердце тоска без приключений же как не могу я. Поеду к любвонице своей, поповоду дома поговорю я с ней, когда наступит лето и пойдет зима, буду делать дом ей я.
Скоро превезут кирпич, и руберойд займусь я крышною дырой". Когда беглец сбежал, то он добежал до реки. От одного берега, до другова берега, лежала доска вся гнилая и тонкая.
На другом берегу он увидел друга. Обрадовавшийся беглец хотел бежать по этой доске, но друг выхватил доску из-под ног беглеца и тот утонул. А враг засмеявшись, ушел прочь".
А есть люди которые после предательства ни о чем не жалеют, им все равно на это. Когда у меня брат сидел в тюрьме, я помогал ему, не жалел ни денег, ни времени. А когда он вышел, пытался убить меня, но не смог.
После чего он меня предал". Его это сначала огорчило, а позже стало бесить".
Порядок и процедура проведения итогового сочинения изложения , критерии их оценивания в новом учебном году не меняются.
Он включает в себя около 2000 тем сочинений. Банк содержит как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые, разработанные в последние годы. Ниже перечислены названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения новым, как я уже писал, является подраздел «Язык и языковая личность».
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 1. Внутренний мир человека и его личностные качества. Отношение человека к другому человеку окружению , нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
Познание человеком самого себя. Свобода человека и ее ограничения.
Она поделилась полезными советами и ответила на вопросы школьников. Что требуется для успешного написания итогового сочинения?
Главное — показать, что ученик имеет собственное развернутое аргументированное высказывание в письменной форме. Итоговое сочинение школьника должно соответствовать заявленной теме, включать обоснованную позицию и литературный материал. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо знать две вещи: инструкцию и алгоритм. Одно из важных правил — минимальное количество слов в сочинении.
Я рекомендую ориентироваться на 300—350. Этого достаточно для написания развернутого размышления. Если школьник набирает менее 250 слов, требование объема не выполнено, зачет за сочинение не ставится. Второе — самостоятельность.
Ваш текст не должен совпадать с опубликованным и доступным для экспертов текстом. Чужую мысль, конечно, можно использовать в своей работе, но с помощью прямого и косвенного цитирования, с указанием автора.
Пропуск на ЕГЭ: Сегодня выпускники школ пишут итоговое сочинение
Раньше пять открытых тематических направлений итогового сочинения публиковались в открытом доступе перед началом учебного года. Конкретные темы школьники узнавали только в день сочинения. Для каждого часового пояса давалось пять тем на выбор. Но, как отмечали учителя и эксперты, из года в год темы перекликались, можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов - списками литературы, рекомендуемой для раскрытия темы. Да и сами темы были похожи. Теперь же создан закрытый банк, где собраны все темы, разработанные за годы проведения итогового сочинения. Их около двух тысяч, и банк будет пополняться новыми.
Тематических направлений теперь три, они тоже публикуются перед началом учебного года. Направления такие: "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека", "Семья, общество, Отечество в жизни человека", "Природа и культура в жизни человека". Но самих тем теперь не пять, а шесть - по две для каждого направления. В 2023 году по согласованию с Советом по вопросам проведения итогового сочинения в раздел "Природа и культура в жизни человека" добавлен новый подраздел "Язык и языковая личность".
Водолазкина и всё, что прочли подростки самостоятельно. Второй раздел — это тоже немало разнообразных смыслов. Работая над вопросом о взаимоотношениях поколений, семейных традициях и ценностях, можно обратиться к романам «Отцы и дети» И. Тургенева, «Война и мир» Л. Толстого, «Дочь Ивана, мать Ивана» В. Тема войны, исторической памяти раскрывается у того же Л. Толстого, у В. Распутина, у В. Астафьева в вышеназванных произведениях. Можно обратить внимание на «Облачный полк» Э. Веркина, «Пастух и пастушка» В. Астафьева, «В списках не значился» и «А зори здесь тихие…» Б. Взаимоотношения человека и общества можно рассматривать на примере различных антиутопий «О дивный новый мир! Хаксли, «Мы» Е. Замятина и т. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Ионыч» А. Чехова и многое другое. Третий раздел явно рассыпается на три разных направления: «Человек и природа» - «Прощание с Матёрой» В. Астафьева, «Кукла» Е. Носова также вопросы нравственности и памяти , «Акварельные краски» К. Паустовского, «Новая, новая сказка» С. Лукьяненко и т. Исигуро, «Соотношение сил» П. Дашковой и прочее. Гоголя, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова , и значение искусства для человека «Мелодия Чайковского» В. Астафьева, «Старый повар» и «Телеграмма» К. В целом же можно сказать, что стиль подготовки одиннадцатиклассников к итоговому сочинению, видимо, стоит изменить, ориентируя их в большей степени на высказывание собственного мнения по существу проблемы, поднятой в теме. Помощь учителя, по-видимому, будет сосредоточена на помощи в подборе и интерпретации литературных произведений, так как разработка типичных тем теперь затруднена. Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Желательно, чтобы выпускник использовал в тексте литературоведческие термины: художественный метод, система образов, композиция, кульминация и другие. Можно обратить внимание на яркую метафору, отметить гиперболизированный образ. Опять же, это должно быть уместно и конкретно. Спасти ситуацию поможет Пушкин Выбирайте тему сочинения, на которую сможете уверенно порассуждать с опорой на литературный источник. Соответствие рассуждений заявленной теме — главный критерий оценки сочинения на зачет. Обычно направления тем становятся известны в начале сентября, у школьников есть несколько месяцев для подготовки как минимум, три — в доковидные годы сочинение писали в декабре, — ред. В это время нужно сделать упор на изучение литературных произведений, проблематика которых подходит заданным направлениям. Это не так уж и сложно даже для учащихся с небольших читательским кругозором, так как есть универсальные произведения, подходящие для большого круга проблем и тем. При этом объем их невелик, и чтение не отнимет у школьника много времени. Например, таким универсальным текстом является «Капитанская дочка» Пушкина. На мой взгляд, для литературной аргументации по некоторым заданным направлениям достаточно будет хорошего знания этой повести. Однако, возможно, одного текста для аргументации будет мало. Ведь работа должна быть выполнена в рамках определенного объема — не менее 250 слов рекомендуемое количество слов — 350. Есть три «глыбы» — «Преступление и наказание», «Война и мир» и «Обломов»: чтение и понимание проблематики этих романов может дать пищу для литературной аргументации на любую тему. Если школьники испытывают серьезные затруднения с чтением и не могут похвастать хорошим знанием этих произведений, я бы советовала прочитать и использовать при анализе такие небольшие тексты, как «Телеграмма» Паустовского и «Выстрел» Пушкина. Они могут быть хорошей опорой для раскрытия часто встречающихся тем. Хорошо, если ученик попробует заранее написать пробные варианты сочинений в домашних условиях — примерные темы в рамках заданных направлений есть в интернете. Это отличная возможность потренировать навык формулировки мысли на письме. Чем проще предложение, тем яснее мысль. Не надо умничать, оригинальничать и выпендриваться.
Веркина, «Дни Савелия» Г. Служителя, «Поезд в Тёплый край» С. Лукьяненко, «Сестра четырёх» Е. Водолазкина и всё, что прочли подростки самостоятельно. Второй раздел — это тоже немало разнообразных смыслов. Работая над вопросом о взаимоотношениях поколений, семейных традициях и ценностях, можно обратиться к романам «Отцы и дети» И. Тургенева, «Война и мир» Л. Толстого, «Дочь Ивана, мать Ивана» В. Тема войны, исторической памяти раскрывается у того же Л. Толстого, у В. Распутина, у В. Астафьева в вышеназванных произведениях. Можно обратить внимание на «Облачный полк» Э. Веркина, «Пастух и пастушка» В. Астафьева, «В списках не значился» и «А зори здесь тихие…» Б. Взаимоотношения человека и общества можно рассматривать на примере различных антиутопий «О дивный новый мир! Хаксли, «Мы» Е. Замятина и т. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Ионыч» А. Чехова и многое другое. Третий раздел явно рассыпается на три разных направления: «Человек и природа» - «Прощание с Матёрой» В. Астафьева, «Кукла» Е. Носова также вопросы нравственности и памяти , «Акварельные краски» К. Паустовского, «Новая, новая сказка» С. Лукьяненко и т. Исигуро, «Соотношение сил» П. Дашковой и прочее. Гоголя, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова , и значение искусства для человека «Мелодия Чайковского» В. Астафьева, «Старый повар» и «Телеграмма» К. В целом же можно сказать, что стиль подготовки одиннадцатиклассников к итоговому сочинению, видимо, стоит изменить, ориентируя их в большей степени на высказывание собственного мнения по существу проблемы, поднятой в теме. Помощь учителя, по-видимому, будет сосредоточена на помощи в подборе и интерпретации литературных произведений, так как разработка типичных тем теперь затруднена.
Итоговое сочинение 2023/24 учебного года: советы на «зачет»
Сегодня мы понимаем, что... Писатель обращает наше внимание … Таким образом, мы приходим к выводу: … Так, в лирическом стихотворении название поэт имя обращается к теме … Писатель осуждает … Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что … Проблема варварского отношения к природе и т. Обращается к ней и... Автор подчеркивает … Обобщая сказанное, хочу сказать, что … Идея единства природы человека и т. Писатель считает, что … Все приведённые мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что...
Список литературы для итогового сочинения 2022-2023 Расскажем, из каких произведений лучше всего брать аргументы для итогового сочинения. Универсальные произведения для итогового сочинения 2023 Независимо от того, какую тему вы выбрали, аргументы для него скорее всего вы найдёте в одной из следующих книг: А. Пушкин «Евгений Онегин»; М. Лермонтов «Герой нашего времени»; И.
Тургенев «Отцы и дети»; Ф. Достоевский «Преступление и наказание»; Л. Толстой «Война и мир»; Л. Толстой «Анна Каренина»; М.
Шолохов «Тихий Дон». Короткие произведения для итогового сочинения 2023 Возможно, вам также пригодится список небольших по объёму произведений рассказов и повестей , в которых можно найти подходящие аргументы: А. Пушкин «Капитанская дочка». Горький «Старуха Изергиль».
Бунин «Господин из Сан-Франциско». Толстой «Кавказский пленник». Куприн «Гранатовый браслет». Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».
Чехов «Крыжовник». Шолохов «Судьба человека».
Сочинение 12 мая смогут написать обучающиеся, получившие "незачет", не явившиеся на итоговое сочинение или не завершившие его написание по уважительным причинам 15 апреля. В пяти регионах РФ дополнительный срок написания итогового сочинения прошел 5 мая. Еще одна дополнительная дата для участия в итоговом сочинении - 19 мая.
Первое — это минимально необходимый объем. Но это ориентир, скорее, для экспертов. Не ориентируйтесь на это число. Наша с вами задача — 350 слов или близко к этому», — обратилась эксперт к школьникам.
Обучающиеся СПО, выпускники прошлых лет могут принять участие в итоговом сочинении, по желанию, в любую из указанных дат: 06 декабря 2023 года, 7 февраля и 10 апреля 2024 года.
Темы 2022 года
- Когда проверят итоговое сочинение 2023 | Lancman School
- Навигация по записям
- Итоговое сочинение 2024. Рассказываем, как изменилась сдача
- Ваши запросы похожи на автоматические. Подтвердите, что вы человек
Выставление «незачета» на итоговом сочинении: причины
- Что поменялось в 2022 году
- Полезные советы
- ИЗМЕНЕНИЯ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ 7 ДЕКАБРЯ 2022 Г.
- Просмотр тем сочинений
ИЗМЕНЕНИЯ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ 7 ДЕКАБРЯ 2022 Г.
Тексты со стрима: или Напиши бесплатный пробник с проверкой: Набор на групповые (до 8 человек) очные курсы 2023 года: День открытых дверей, каждую субботу в 12:00: ОНЛАЙН КУРС 100 БАЛЛОВ ЕГЭ-2023: Д Смотрите видео онлайн «Итоговое сочинение 2023 Структура. Итоговое сочинение в 2023-2024 учебном году: как подготовиться и написать. ИС-11: Новости. Темы итогового сочинения 10 апреля 2024 года. Итоговое сочинение в 11 классах – это важное событие, определяющее успешность подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) и отражающее общую подготовленность выпускника.
Темы итогового сочинения от 6 декабря 2023 года по регионам
Итоговое сочинение (изложение) – условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА). 6 декабря 2023 года состоялось итоговое сочинение для выпускников школ учебного года 2023-2024. Тексты со стрима: или Напиши бесплатный пробник с проверкой: Набор на групповые (до 8 человек) очные курсы 2023 года: День открытых дверей, каждую субботу в 12:00: ОНЛАЙН КУРС 100 БАЛЛОВ ЕГЭ-2023: Д Смотрите видео онлайн «Итоговое сочинение 2023 Структура. Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школы: «зачет-незачет») и формой индивидуальных достижений абитуриента (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Итоговое сочинение (изложение) – условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА). Важные изменения Итоговое сочинение сезона ГИА-2024 года выпускники будут писать с учетом изменений, внесенных в формат экзамена в 2022-2023 учебном году.
Итоговое сочинение 2023 Структура, тезисы, аргументы Русский язык ЕГЭ 2023 | Ирина Кривенкова
В этой статье ты узнаешь: Что будет с темами и направлениями итогового сочинения, к которым мы привыкли. Что же ждет нас в декабре 2022-го года? Вспомним как это было раньше! Преступление и наказание — вечная тема Книга музыка, спектакль, фильм — про меня Кому на Руси жить хорошо? Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 1.
Что такое итоговое сочинение и зачем его писать? Оценка по привычной пятибалльной шкале за него не выставляется: ученик лишь получает «зачёт» и, выдохнув с облегчением, продолжает готовиться к ЕГЭ или отправляется на пересдачу, если качество его работы не удовлетворило комиссию. Хорошо написанное сочинение-рассуждение, в котором автор убедительно аргументирует свою позицию с привлечением примеров из отечественной или зарубежной литературы, может быть засчитано приёмной комиссией вуза в качестве индивидуального достижения абитуриента. Для этого сочинение перепроверяется и оценивается по десятибалльной шкале. Некоторые вузы обещают приплюсовать за итоговое сочинение до десяти баллов к результатам ЕГЭ — а это максимально возможное количество, которое может получить абитуриент за все свои индивидуальные достижения. Таких вузов в стране немного например, Государственный институт русского языка им. Пушкина в Москве или Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна , однако во многих других университетах итоговое сочинение могут оценить в два-три балла, которые также будут нелишними при поступлении. Как будет проходить итоговое сочинение в этом году? Однако в этом году появились некоторые нововведения. Разберём подробнее, что ждёт одиннадцатиклассников на итоговом сочинении 2022-2023 и что изменилось по сравнению с прошлыми годами. Даты проведения испытания и публикации результатов Во всех школах страны итоговое сочинение напишут в один день — 7 декабря 2022 года. Все школьники приступят к выполнению работы в 10:00 по местному времени. Для тех, кто получит «незачёт» или пропустит мероприятие по уважительной причине, предусмотрены резервные даты — 1 февраля и 3 мая 2023 года. Для участия в испытании каждому будущему выпускнику необходимо пройти регистрацию и подписать согласие на обработку персональных данных не позднее, чем за 14 дней до указанных дат. Московские одиннадцатиклассники делают это на официальном портале Мэра и Правительства Москвы , а учащиеся в регионах — по месту проведения испытания, то есть в своих школах. Результаты, которые должны быть объявлены не позднее, чем через семь дней после написания сочинения, можно будет узнать у себя в школе а московским школьникам — на сайте Мэра Москвы. На выполнение задания отводится 3 часа 55 минут: учитывая небольшой объём сочинения, этого более чем достаточно требуется минимум 250 слов, хотя в методических рекомендациях отмечается, что всё же лучше не меньше 350 слов. Учащимся с ограниченными возможностями здоровья что должно быть подтверждено при регистрации соответствующими документами разрешается писать не сочинение, а итоговое изложение объёмом не менее 150 слов; при этом время выполнения работы увеличивается на полтора часа. Как и в предыдущие годы, в этот раз ученики будут писать сочинение следующим образом: Темы итогового сочинения на выбор объявляются за 15 минут до начала выполнения задания. Инструктаж и заполнение бланков под руководством учителя, а также ознакомление с темами сочинения не входят в то время, которое отводится на выполнение работы. Во время написания работы нельзя пользоваться оригиналами литературных произведений или средствами связи. Время начала и окончания испытания должно быть записано на доске. Для опоздавших участников повторный инструктаж не проводится, но учитель помогает им заполнить регистрационные поля бланков сочинения. Сдают работу опоздавшие ученики в одно время с остальными участниками. Черновики, орфографический словарь и дополнительные бланки можно попросить у дежурного учителя; с собой на сочинение ученики приносят только чёрную гелевую ручку и паспорт. Темы итогового сочинения должны быть записаны на доске или выданы каждому участнику в печатном виде. За полчаса и за пять минут до окончания выполнения работы учитель предупреждает об этом учащихся. Это единственные правила, за невыполнение которых ученик сразу получает «незачёт»: такая работа даже не проверяется по основным критериям оценивания. Казалось бы, посчитать количество слов в сочинении проще простого, но и тут можно допустить промах: во-первых, фразы с числительными, написанными цифрами например, «12 лет» считаются, как одно слово. Если написать числительное словом, оно будет зачтено отдельно то есть фраза «двенадцать лет» — это два слова ; во-вторых, фамилии писателей или литературных персонажей, написанные с инициалами, считаются одним словом; если написать имя, отчество и фамилию полностью — эксперты засчитают три слова. Второе требование к итоговому сочинению — самостоятельность.
В муниципальные органы управления образованием по месту пребывания участника по форме ИС-ВПЛ: - выпускники прошлых лет, в том числе лица, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях; - обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранной образовательной организации; - обучающиеся колледжей СПО , имеющие аттестат о среднем общем образовании; - обучающиеся колледжей СПО , проходящие обучение по образовательным программам среднего общего образования кроме колледжей, находящихся в городе Иваново. Необходимые документы для подачи заявления - документ, удостоверяющий личность; - страховой номер обязательного пенсионного страхования СНИЛС. Дополнительные документы для подачи заявления отдельными категориями участников 4. Выпускники прошлых лет, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях предоставляют оригинал копию иностранного документа об образовании, подтверждающего получение среднего общего образования с заверенным переводом с иностранного языка; 4. Обучающиеся колледжей СПО , не имеющие аттестат о среднем общем образовании, предъявляют справку из организации, осуществляющей образовательную деятельность, подтверждающую освоение образовательных программ среднего общего образования или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году приложение 4. Обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранной образовательной организации, предъявляют справку из иностранной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, подтверждающую освоение образовательных программ среднего общего образования с заверенным переводом с иностранного языка. Перечень документов для создания специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития 5.
Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»? Какие человеческие деяния долго сохраняются в памяти людей и почему? Что мешает человеку обрести гармонию с природой? Как Вы понимаете утверждение А. Пушкина: «Цель художества есть идеал, а не нравоучение»? Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда — к чувствам? Как Вы понимаете утверждение: «Каждый сам делает свою судьбу»? Какие качества делают человека лидером? Каким событиям Вы бы присвоили статус «забвению не подлежит» и почему? Почему важно мудро распоряжаться своим временем? Согласны ли Вы с утверждением героя трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство — две вещи несовместные»? Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность? В чём сила фронтовой дружбы? Конфликт поколений как общественная проблема. Что такое «связь времён»? Человек в мире природы: покоритель или сотворец? Но счастье есть лучший университет». Согласны ли Вы позицией А. Как судьба человека связана с историей народа? Когда дом становится местом встречи поколений? Какими качествами должен обладать настоящий воин? Может ли общение с природой обогатить человека? В чём сила слова? Важно ли осмысливать совершённые ошибки?