Перед вами все фильмы Леонида Гайдая: полный список по годам, от более старых к более новым.
Знаменитый советский режиссер Леонид Гайдай
- Какие фильмы Гайдая запретили и почему режиссера в СССР внесли в черный список?
- 7 главных киношедевров Леонида Гайдая
- Легендарные комедии Леонида Гайдая -
- «Гайдай, дайте огласить весь список!»
- Леонид Гайдай - биография
Леонид Гайдай
В первой новелле «Напарник» Шурику приходится работать на стройке с нарушителем общественного порядка, который пользуется его наивностью. В «Наваждении» Шурик так погружен в подготовку к экзаменам в институте, что не замечает свою напарницу-красотку. В третьей новелле, собственно, «Операции Ы» он случайно предотвращает кражу со взломом, которую готовят жулики Трус, Балбес и Бывалый. Эта комедийная троица в исполнении актеров Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова, стала по-настоящему культовой и фигурировала в других работах Гайдая - «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». На сей раз уже не сборник новелл, а полный метр.
Карикатурные жулики Трус, Балбес и Бывалый также появляются в фильме. По сюжету, студент приезжает в летнюю экспедицию на Кавказ собирать народный фольклор. Он знакомится со «спортсменкой, комсомолкой и просто красавицей» Ниной, которая отдыхает у дяди и собирается замуж за выходца из этих мест. На ее свадьбе Шурику невольно приходится стать соучастником известного кавказского обычая - кражи невесты...
Жанр фильма определили как эксцентрическая комедия, в ней присутствуют элементы клоунады, нелепых гэгов и комедийных приемов немого кино. Продолжение истории Шурика также стало блокбастером года. Уже поработав с Гайдаем в качестве участника троицы жуликов, Балбеса, в «Бриллиантовой руке» Никулин сыграл честного и скромного советского гражданина Семена Горбункова. Во время заграничной поездки он ломает и руку, а контрабандисты, приняв его за своего сообщника, зашивают в гипс бриллианты.
Советская милиция просит Горбункова помочь разоблачить преступников и этот отнюдь не героического вида персонаж становится настоящим агентом под прикрытием.
Порой мимика и интонации заставляет вспомнить о Деточкине, а едва заметная полуулыбка — о героях Вуди Аллена. А уж как он пьет за любовь! Позавидовал бы сам Игорь Николаев. Возможно, именно поэтому Ромм, в чьей творческой мастерской создавался «Долгий путь», посоветовал Гайдаю в будущем заниматься комедией. История показала, что Михаил Ильич не ошибся. В живописнейшем роуд-муви «Ветер» Александра Алова и Владимира Наумова он появляется в небольшой роли красного командира Науменко.
Впервые мы встречаемся с героем в бане. Обнаженный усач, в мыльной пене с ног до головы, получает приказ прямо здесь арестовать двух своих товарищей — один из них предположительно белогвардеец. Дальнейшее Гайдай отыгрывает буквально одними ногами: две худые конечности делают из тазика по-военному четкий шаг вперед и энергично шлепают по мокрому полу. Вне бани нам покажут Науменко лишь однажды, но и этих нескольких секунд достаточно, чтобы оставить яркое впечатление. Папаха, широко разинутый рот с металлическим зубом, дикий взгляд — возможно, стань Гайдай киноактером, в шестидесятые ему доверили бы переосмыслить забронзовевший образ Чапаева. По воспоминаниям самого Гайдая, его роль в «Ветре» была куда больше, но почти всё велели вырезать, «потому что таких командиров не бывает». Тем не менее, Алов с Наумовым остались сотрудничеством довольны и мечтали снимать его во всех своих будущих фильмах.
Но желание делать свое кино у Гайдая оказалось сильнее. Речь, прежде всего, об Александре Демьяненко; молодой рабочий Митя — его первое появление на экране. Во время ночевки в разрушенной церкви он, репетируя речь для первого съезда комсомола, неожиданно, но как-то очень мягко и естественно разрушает четвертую стену, чтобы обратиться к «представителям грядущих поколений». Позднее, по другим поводам, но так же обаятельно, этот трюк будут проделывать герои Гайдая — взять хоть знаменитый призыв Жоржа Милославского хранить деньги в сберегательной кассе. Роль Фёдора исполнил актер Эдуард Бредун. Сегодня это имя помнят немногие, но если ввести в гугле «спекулянт», первой же картинкой, которую предложит поисковик, будет кадр с Бредуном и Демьяненко из «Иван Васильевич меняет профессию» — хитроглазый мужчина распахнул пиджак, чтобы Шурик мог выбрать необходимые ему взамен перегоревших транзисторы. Карьера Бредуна складывалась нелегко и даже трагически, но ее совершенно точно нельзя свести к бессловесному мемному спекулянту.
У того же Гайдая его можно увидеть и в «Не может быть! И еще одна во всех отношениях судьбоносная встреча. По дороге в Москву компанию делегатов сопровождает собака по кличке Брехун. Судя по всему, это тот же пес Брех, который затем снялся у Гайдая в роли Барбоса. Если хотите, можете сравнить сами по форме ушей, клыков и т. А вот в «Самогонщиках» участвовал другой четвероногий артист — овчарка Рекс. Леонид Гайдай.
К сожалению, чиновникам «не зашло»: фильм искромсали цензурные ножницы, сократив вдвое.
Художественная картина является экранизацией пьесы Зощенко. В центре первой новеллы заведующий магазином Горбушкин и его жена Анна Васильевна.
Однажды главного героя вызывают в прокуратуру к следователю. Горбушкин убежден, что милиции стало известно о его финансовых махинациях, того же мнения и его супруга. Он направляется в прокуратуру, а тем временем супруга и шурин начинают распродавать все имущество, чтобы избежать конфискации.
Кроме этого, Анна Васильевна решает развестись с мужем и поспешно выходит замуж за соседа. В скором времени, ни о чем не подозревающий Горбушкин, возвращается домой в хорошем расположении духа… 5 12 стульев «12 стульев» — художественный фильм Гайдая, снятый по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Ипполит Матвеевич Воробьянинов узнает от своей умирающей тещи, что та некогда спрятала свои драгоценности на сумму 150 тысяч золотых под обивку одного из стульев гостиного гарнитура, выполненным известным мастером Гамбсом.
Ипполит Матвеевич бросается на поиски заветных стульев, а на помощь ему приходит молодой авантюрист Остап Бендер. В это же время охоту на стулья открывает отец Федор, которому теща Воробьянинова также поведала тайну. В центре событий — один из излюбленных персонажей Гайдая Шурик, которого играет Александр Демьяненко.
Главный герой фильма отправляется на Кавказ для собирания фольклора. Там он знакомится с очаровательной девушкой, в которую влюбляется. В скором времени возлюбленную похищают, чтобы насильно выдать замуж.
Прознав об этом, Шурик кидается на помощь девушке. В одном из южных городков проделывает «черные дела» контрабандистская группа, которую возглавляют Шеф и его помощник Граф.
Демьяненко родился в Свердловске в 1937 году, жил на улице Красина в Пионерском поселке. Мама у него была бухгалтером, а отец преподавал актерское мастерство в консерватории и работал режиссером в Свердловском оперном театре. Александр и сам хотел стать актером. Всегда на сборах, когда доклады читал, его было приятно слушать.
А потом мы с ним еще в драматическом коллективе Дворца пионеров были. Пришлось идти учиться на юриста в Свердловский юридический институт. В культовой комедии «Бриллиантовая рука» в сцене погрома в ресторане можно заметить за одним из столиков моряка африканских кровей. Это актер Эрменгельд Коновалов. И он родился в Свердловске в 1937-м. Не типичная для Урала внешность у него от отца — гастролиующего актера-чечеточника Альберта Луцци.
Впоследствии вместе с матерью Эрменгельд переехал в Москву, где он стал профессиональным мимом, а также часто стал сниматься в эпизодах в кино. У него было два номера, которые он всегда показывал. В Москве Эрменгельд редко выступал.
О свободе Гайдая: почему юмор режиссера не подвластен годам
Новости Новости кино Бокс-офис Конкурсы Новые трейлеры Фоторепортажи. У знаменитого режиссера Леонида Гайдая имелся «черный список» – каких актеров, и почему он отказывался снимать в своих последних фильмах. Вниманию читателей представлены фильмы Гайдая. Список фильмов составлен из лучших работ советского режиссера. Первому успешному фильму Гайдая предшествовала череда неудач. Гайдаю это удалось (кроме двух последних фильмов, где он на старости лет натужно подражает Цукерам, Профту и Абрахамсу и, кажется, немножко Мелу Бруксу). Гайдай снял в фильме и свою супругу — Нина Гребешкова появилась в образе Надежды Горбунковой, верной спутницы главного героя.
Заставил людей смеяться: как знаменитые комедии Гайдая стали золотой классикой кино
Таких рейтингов в Советском Союзе не удавалось достичь практически никому, и секрет успеха фильмов Гайдая был в крайне правдоподобных сюжетах, гениальной актёрской игре и в очень тонком и умело выстроенном юморе. Режиссёр остроумно критиковал недостатки настоящей ему действительности и вечные человеческие пороки. Хочется разобрать самые известные киноработы Гайдая и рассказать об интересных фактах, с ними связанных. Интересно заметить, что его творческий путь начинался с провалов — три его первых фильма были совершенно негативно оценены критиками. Он буквально побил рекорды всего советского кино , собрав за первый год 69 миллионов зрителей. Много интересных фактов известно о предыстории картины. Так, к примеру, прообразом для главного героя которого, кстати, изначально звали Владиком Арьковым , стал сам режиссер. И сходства, даже во внешнем виде, действительно есть. Занятно, что по первоначальной задумке режиссёра в фильме не было ни троицы Трус-Балбес-Бывалый, ни даже Лиды.
А сам фильм, кстати, изначально назывался «Несерьёзные истории».
В «Деловых людях» усатого тоже можно заметить. Это один из примеров тех картин, которые советские режиссеры снимали с иностранными коллегами. Гайдай снял «За спичками» вместе с финном Ристо Орко. По сути, «За спичками» — всё тот же любимый комедийный Гайдай, но в контексте Финляндии. Это история про то, как в доме героя Ихалайнена закончились спички и теперь он не может сварить себе кофе, любимый финнами напиток. Потом Ихалайнен Евгений Леонов встречает старого приятеля, они вспоминают прошлое, выпивают… В общем, в тихой деревне закручивается история, которую сложно представить себе даже в Москве. Леонид Гайдай на съемках фильма «За спичками» Источник: Kinopisk. Но вряд ли вы почувствуете разницу. Финны в Петербурге, петербуржцы в Хельсинки — это знакомая история для всех, кто жил в тех краях в Советском Союзе.
Сегодня, конечно, такое представить совсем сложно — от этого комедия становится и документом эпохи, правда, немного тоскливым. Но если приглядеться к его юмору, тут он ни сдал ни шагу. Тем не менее «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» — работа, раскритикованная за неактуальность и старомодность. Не знаем, насколько вам интересно будет смотреть сегодня этот фильм, но здесь есть над чем подумать. Кроме интересной роли Дмитрия Харатьяна а это, пожалуй, еще не самые звездные годы его карьеры , Гайдай развенчивает стереотипы взаимоотношений между Россией и США. Он высмеивает всё, что может: мафию, КГБ, советскую тиранию. Эту картину Гайдая называют «последним хлопком» по советской цензуре. Леонид Гайдай, 1992 В начале 90-х Гайдай, которого уже смотрели просто потому, что это Гайдай, показал постсоветскому человеку, что ни в России, ни в США нет идеальной жизни — везде есть своим проблемы. История, которая закручивается вокруг важных переговоров двух держав, напоминает о том, как важно дружить. Конечно, «На Дерибасовской…» — продукт перестройки и эпохи 90-х и действительно может показаться неактуальным.
Но значит ли это, что в нынешней эпохе дружить уж совсем невозможно?
Агентство «Вебург» специализируется на подготовке информационных материалов для разделов портала Weburg. Редакция: Морозова А. Электронная почта для анонсов и пресс-релизов news weburg.
РФ» Рассылка не содержит рекламных материалов Я согласен -на с условиями Правил пользования порталом «Культура. РФ» «Культура.
Фейковый взрыв, эпопея с фамилиями и загадочные цифры: секреты 5 легендарных комедий Гайдая
Какие фильмы Гайдая запретили и почему режиссера в СССР внесли в черный список? 30 января отмечается 100 лет со дня рождения Леонида Гайдая. это серьёзно! 30 января Леониду Иовичу Гайдаю исполнилось бы 100 лет - Новости - МКУК Тельминский ЦИКД и СД - Подведомственные организации. Знаменитости СССР Кино Лучшие фильмы Наше кино Леонид Гайдай. Сегодня, 30 января, исполняется 100 лет со дня рождения легендарного режиссера, чьи комедии стали визитной карточкой советского кинематографа — Леонида Гайдая. Кто из свердловских актеров снялся в фильмах Леонида Гайдая. Сборник фильмов : Пес Барбос и необычный кросс Самогонщики Операция "Ы" Кавказская пленница Бриллиантовая рука Иван Васильевич меняет профессию Не может быть!
97 лет со дня рождения Леонида Гайдая: лучшие 7 фильмов классика советского кино!
Но это талант Гайдая, его особый стиль, его почерк. Теперь в основу легли искромётные рассказы Михаила Зощенко. Все три сюжета, вошедшие в киноленту были объединены темой мещанской любви. Великолепный состав актёров с лёгкой руки Леонида Гайдая умело передал особый ироничный взгляд писателя на времена НЭПа. Гайдая стала третьей по счету в истории советского кино и признана зрителями и критиками одной из самых лучших. На главные роли режиссёр пригласил уже известных метров и молодых актёров. Этот сплав опыта и молодости стал залогом успеха комедии Н. Гоголя воплощённой на экране.
Получилась увлекательная, добродушная кинокомедия, а главные роли сыграли Евгений Леонов и Вячеслав Невинный. На экране перед зрителями появился новый комедийный дуэт, и, как показало время, режиссёр снова угадал с адаптацией сценария и актёрами. Интересный сюжет и необычные повороты сюжета приковывают внимание, а юмор как всегда на высоте. Зритель картина понравилась, а критики сравнили главного героя «Спортлото» с Шуриком.
Первая история, не типичная для Леонида Иовича мрачная трагедия — посвящена бандитам, которые скрываются с добычей, но теряют одну лошадь. Вторая повествует о горе-преступнике, который хочет ограбить дом, но неожиданно сталкивается с хозяином и понимает, что у них совершенно одинаковые проблемы. А в третьей новелле парочка мошенников крадет ребёнка, чтобы получить за него выкуп, но вскоре выясняется, что мальчишка — настоящий монстр. Операция «Ы» и другие приключения Шурика СССР, 1965 год После грандиозного успеха «Деловых людей» Гайдай решился снять ещё один альманах короткометражных историй, но уже на современную тему. В центре сюжета студент Шурик, попадающий в различные удивительные истории. За основу режиссер взял сценарий Якова Костюковского и Мориса Слободского «Несерьёзные истории» о студенте по имени Владик.
Так зародилось сотрудничество, которое подарит миру не одну шикарную комедию. Впрочем, в первом совместном опыте работы, Леонид Иович почти до неузнаваемости изменил изначальный сюжет и переименовал Владика в Шурика, чтоб не приведи Господь, цензура не увидела намека на Владимира Ильича. Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика СССР, 1967 год И снова в центре сюжета Шурик, но теперь вместо Лиды рядом с ним другая комсомолка, спортсменка и просто красавица — Нина. Режиссер задумал эту картину еще до выхода «Операции «Ы», намереваясь снять несколько новелл о Шурике. Однако в процессе осознал — персонаж себя исчерпал. Так на свет появился полный метр, в котором автор виртуозно совместил актуальную сатиру и знакомых героев с приёмами классической немой комедии в стиле Чарли Чаплина и Бастера Китона. Лента имела ошеломляющий успех и стала одной из самых популярных картин Гайдая.
Отец и старший брат, уже состоявшийся журналист, обещали материальную поддержку. Но она не понадобилась — яркий талант гения комедии в столице разглядели сразу. Учился он блестяще, получал сталинскую стипендию, был старостой курса. При его поддержке Гайдай снял свой первый фильм «Жених с того света». Он и представить не мог, какой будет реакция киношных чиновников: ленту разнесли в пух и прах, сократив её практически до короткометражки. Леонид Иович так тяжело переживал удар, что у него открылась язва и начался туберкулёз. Но Пырьев отнесся к провалу любимца философски: «Сними что-нибудь патриотическо-революционное! И от тебя отстанут! Так появилась лента «Трижды воскресший». Рассказывать об этом фильме Гайдай не любил, но она позволила ему остаться в профессии. Тем не менее, молодой режиссёр был настолько раздавлен, что вернулся в Иркутск. Вместе с ним поехала и жена Нина Гребешкова. Они познакомились еще во время учёбы во ВГИКе. Боялась сказать глупость. Он ведь старше на восемь лет. А мне было 17…», — вспоминала Гребешкова. Их сблизила работа над совместным студенческим проектом, потом долгие прогулки по московским улица. А полгода спустя Гайдай то ли в шутку, то ли всерьёз сказал: «Что же это мы всё ходим и ходим… Давай поженимся! Весь быт, воспитание их единственной дочери Оксаны легли на плечи Нины. Она была не просто женой, но и другом, поддержкой режиссёра. Ей одной из первых Гайдай рассказал замысел смешной короткометражи, как три браконьера бегут от пса с динамитом в зубах. Пырьев дал добро на съёмки, и они вернулись в Москву.
В 1963 году на экраны советских кинотеатров вышел еще один шедевр в исполнении режиссера, комедия «Деловые люди». К середине шестидесятых Гайдай окончательно утвердился в статусе одного из наиболее талантливых режиссеров союза. На тот момент сложно было представить, что лучшие работы режиссера все еще впереди. По мнению критиков, золотым десятилетием в творческой карьере Леонида Гайдая стал период с 1965 по 1975 год. Именно в 1965 году на экраны кинотеатров вышла культовая комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» 1965 , главную роль в которой исполнил великолепный актер Александр Демьяненко. После были картины «Наваждение» 1965 , «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» 1966 , «Бриллиантовая рука» 1968 с Никулиным и Мироновым в главных ролях, «12 стульев» 1971 и «Иван Васильевич меняет профессию» 1973.
100 лет со дня рождения Леонида Гайдая. Повторить его успех больше никто не сумел
Леонид Гайдай принимал участие в Великой Отечественной войне, имел тяжёлое ранение, после которого его комиссовали. Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Леонид Гайдай можно посмотреть на Иви. Перед вами лучшие фильмы Гайдая – список фильмов, куда вошли советские кинокомедии. Режиссер Леонид Гайдай снял отличное кино, которое обязательно поднимет настроение и погрузит в приятную негу советского кинопозитива. Лучшие фильмы режиссера Гайдая и факты со съемок. Однако, поскольку Леонид Гайдай был в этом фильме не главным режиссёром, а только художественным руководителем, помешаю этот фильм на 5-е место (впрочем, не исключено, что по результатам Гайдай сам вычеркнул себя из списка режиссёров, увидев, что получилось). Свои самые известные фильмы Гайдай снял в жанре комедии.
Леонид Гайдай - биография, новости, личная жизнь
Его комедии отличает эксцентричный юмор, который смешит уже несколько поколений подряд. Им сняты такие кинохиты, как "Самогонщики", "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию", "Спортлото—82", "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон—Бич опять идут дожди". Гайдай ушел из жизни 19 ноября 1993 года, ему было 70 лет. Накануне столетия мэтра кино стало известно, что киноконцерн "Мосфильм" отреставрировал почти все снятые им фильмы, кроме того, стену главного корпуса московской киностудии теперь украшает фреска с портретом режиссера.
В 1961 году выпускает 2 короткометражки: «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Спустя 3 года режиссёр выпускает три фильма подряд «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» 1966 и «Бриллиантовая рука» 1968. За свою режиссёрскую карьеру снял такие фильмы, как «Деловые люди», «12 стульев», «По улицам комод водили», «Опасно для жизни» и другие.
Ради того, чтобы этот материал победить, Гайдай даже снял совершенно «не своего» актера в главной роли — Евгения Леонова , слишком лиричного для вселенной гротеска и эксцентрики. Частный детектив, или операция «Кооперация» Рейтинг: 6. Вместе они сняли остросовременную дилогию, завершающую карьеру режиссера. Первый фильм серии «Частный детектив» — попытка вернуться к успешному формату «Бриллиантовой руки» , пародия на остросюжетное кино.
Советский режиссер и сценарист Савва Кулиш говорил о том, что пришлось пережить Леониду Иовичу: «Когда его мучили и убивали за картину "Жених с того света", когда из этой картины, которая шла полтора часа, оставили сорок семь минут, тогда в нем убивали, быть может, кинематографического Салтыкова-Щедрина или Свифта». И снова режиссер столкнулся с бюрократией. Председатель Госкино Романов заявил: «Эта антисоветчина выйдет только через мой труп». Один из сценаристов сказал шепотом другому: «Тоже вариант», и лишь усугубил ситуацию. Романов в отместку решил положить фильм на полку. Но в понедельник Романов заявил, что картине присвоена высшая прокатная категория. Что же повлияло на его мнение? Оказывается, вечером в пятницу, когда в здании Госкино остался лишь дежурный, позвонил помощник Брежнева и попросил прислать на выходные на дачу генерального «что-нибудь новенькое». Дежурный днем отдыхал перед ночной сменой, о скандале не знал, и отправил комедию, которой публика еще не видела. Брежнев смеялся до слез, а потом позвонил Романову и поздравил с прекрасной работой.
От смешного до великого: почему над фильмами Гайдая до сих пор хохочет вся страна
Гайдай и есть авторское кино. Гайдай снял всего 18 картин, две из них — "Бриллиантовая рука" и "Кавказская пленница" вошли в пятёрку самых кассовых лент отечественного кинопроката. Медаль «За боевые заслуги» была вручена Гайдаю 20 декабря 1942 года «за то, что он в боях за деревню Енкино 14.12.1942 г. забросал гранатами огневую точку противника и сам лично уничтожил 3-х немцев и вместе с другими товарищами участвовал в захвате военнопленного». 30 января 2020 исполнилось 97 лет со дня рождения классика советской комедии Леонида Иовича Гайдая. Фильмы этого знаменитого советского режиссера срывали аншлаги, недостижимые даже для голливудских зв.
Леонид Гайдай
Завершает список картина «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», которую выбрали 8% поклонников творчества режиссёра. Фильм вышел в 1993 году и стал последним проектом Леонида Гайдая. Лучшие кинокомедии Гайдая, фото № 22 Лучшие кинокомедии Гайдая, фото № 23. Как человек кино, Гайдай полностью отдал свою жизнь фильмам, которые все мы так любим и с радостью пересматриваем, разбираем на цитаты и показываем детям. Известность Гайдаю принесли снятые в 1961 году короткометражные фильмы «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики».
Леонид Гайдай: все фильмы (список)
Актер рассказал министру культуры Екатерине Фурцевой, что из-за этого нелепого недоразумения теперь требуются деньги на переозвучку, и вопрос был решен за считаные минуты: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым?
Оставить как есть! Хотя спорные вопросы во время продакшена были согласованы напрямую с Минкультом, комиссия Госкино едва не запретила фильм к показу. Особенно экспертов возмутили параллели между Сааховым и Сталиным, возникавшие при просмотре.
Но и здесь комедию спасли «сверху»: Леонид Брежнев, на выходных попросивший помощников показать ему «что-нибудь новенькое», остался доволен картиной и дал разрешение на выпуск в прокат. Вероятно, немалую роль в том, что «Кавказская пленница» впечатляла даже высшее руководство страны, играл и ее жанр эксцентричной комедии: лента была наполнена различными элементами клоунады, гэгами и другими приемами, роднившими ее с немым кино известно, что Гайдай был большим поклонником Чаплина. Нередко для съемок таких фокусов применялись особые ухищрения.
Например, небезызвестную сцену, в которой Балбес комично почесывает ногу, не вставая с кровати, снимали при непосредственном участии режиссера. Гайдай, по заверениям Нины Гребешковой, его супруги, прятался за спиной Вицина и за счет своих необычайно длинных рук спокойно доставал до пяток Никулина. Конечно, и он, и сценарист картины Яков Костюковский такие домыслы отрицали, но если бы они были правдой, то точно бы отбили желание импровизировать у сторонника здорового образа жизни Георгия Вицина.
В эпизоде с пивом он решительно отказался пить настоящий алкоголь и попросил заменить его настоем шиповника, но тот из-за отсутствия пены смотрелся в кадре совсем неправдоподобно, и актеру пришлось поступиться своими принципами. Чего только не сделаешь ради искусства! Идея новой комедии вновь возникла у него после прочтения небольшой газетной заметки, посвященной контрабандистам, перевозившим украденные драгоценности в гипсе.
Именно этот сюжет лег в основу ленты, которая заняла третье место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. Интересно, что в «Бриллиантовой руке» приняла участие вся семья Никулиных: Юрий сыграл главного героя — простого советского рабочего Семена Семеновича Горбункова, его жена Татьяна — экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который идет по воде. Кстати, именно в этом эпизоде Миронов в амплуа обаятельного мошенника Геши по-настоящему пинает юного актера.
Падение никак не получалось: мальчик боялся и оказывался в воде раньше, чем нужно. В итоге было «решено», что Максима больше бить не будут, а на самом деле Гайдай подговорил Миронова делать все так, как раньше. Больше дублей на эту сцену не тратили.
Впереди всех "Бриллиантовая рука", где в дополнение к смешным физическим действиям добавилась хорошая доза иронии. Без иронии такой интеллектуальный актер, как Андрей Миронов, играть не мог, и любимец интеллигенции привлек к этому кино новую публику. Специально для него были написаны и музыкальные номера - фильм стал еще и немного мюзиклом. Фраза Мордюковой "Наши люди в булочную на такси не ездят! От фильма к фильму Гайдай разведывал тайны самого трудного в искусстве жанра - комедии. Самого неподдающегося и коварного: на съемочной площадке режиссер с оператором хохочут, а в зале потом - тишина. После успеха "Бриллиантовой руки" он впервые взялся за большую литературу, снял "12 стульев" по Ильфу и Петрову, "Иван Васильевич меняет профессию" по Булгакову.
Первый снял по проверенным рецептам "комической", с эксцентриадой и гэгами, но сюжет лишился игры ума великих сатириков, стал простодушнее - и тем картина уступила и "Золотому теленку" Швейцера и "12 стульям" Захарова. Он не стремился щеголять высоколобостью - делал кино демократичное, внятное всем, от профессора до тракториста Но Гайдай, вероятно, уже чувствовал исчерпанность прежнего пути и стал искать новые подходы к жанру. Последовали "Не может быть! Тогда он построил комедию "Опасно для жизни! Комедия-детектив "Операция "Кооперация" застряла между жанрами, аннигилировав оба. Фильм "За спичками", снятый в компании с финским коллегой Ристо Орко, был очень мил, но Гайдай там явно стушевался перед не органичным ему материалом. В его последней картине "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди" наш Джеймс Бонд разоблачал козни русской мафии в Америке, картина даже стала лидером проката.
Его комедии отличает эксцентричный юмор, который смешит уже несколько поколений подряд. Им сняты такие кинохиты, как "Самогонщики", "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию", "Спортлото—82", "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон—Бич опять идут дожди". Гайдай ушел из жизни 19 ноября 1993 года, ему было 70 лет. Накануне столетия мэтра кино стало известно, что киноконцерн "Мосфильм" отреставрировал почти все снятые им фильмы, кроме того, стену главного корпуса московской киностудии теперь украшает фреска с портретом режиссера.
Но принято считать, что Трус, Балбес и Бывалый родились на том самом месте. А что касается самой заметки... В биографии Гайдая, вышедшей три года назад в серии «ЖЗЛ», приводится ее текст. Понятно, что эти трусы-картузы никому не могли понравиться. Но Нина Гребешкова не перечила мужу.
Вообще, как говорили друзья семьи, она принесла ради него жертву. Нина была уже состоявшейся актрисой, когда он позвал ее замуж. Ради него стала отказываться от съемок и стала просто вести быт в семье. Ведь, в отличие от отца, собственноручно сколотившего дом, Леонид Иович не мог даже лампочку вкрутить. В товарище Саахове, которого сыграл Владимир Этуш, не все разглядели карикатуру на Сталина. Фото legion-media. Ведь он был далеко не из сахара. Ему ничего не стоило мимоходом испортить ей настроение. Однажды они собирались на Новый год в Дом кино.