Аналитики отмечают, что цифровая зависимость россиян растет. Würth Museum, Schwäbisch Hall. Итак, признаки того, что у вас есть цифровая зависимость. По-другому интернет-зависимость можно назвать компьютерной зависимостью». Цифровой детокс — 2023: о пользовании интернетом и отдыхе от него. Отрывок выступления Андрея Курпатова «Всё, что нужно знать о технологии счастья» для MGNTech: лекторий о технологиях и и оригинальное видео.
Цифровая зависимость. Миф или реальность?
Что делать с цифровой зависимостью, зависимостью от гаджетов, как справиться с помощью специальных приложений и личностных практик. Зарецкая О.В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблем Психологическая наука и образование («Психолого-педагогические исследования») 2017. Публикуем фрагмент из главы, посвященной роли дофамина в формировании цифровой зависимости и семи главным способам, с помощью которых разработчики цифровых приложений и соцсетей управляют сознанием детей.
Чем грозит цифровая зависимость и как ей противостоять
Цифровая зависимость – это нарушение функции мозга – мозг больше не работает на полную мощность, ребенок или молодой человек может не развить полный потенциал способностей своего мозга. Кроме психических и мыслительных расстройств интеренет-зависимость опасна и возникновением физических заболеваний. Связь между цифровой зависимостью и синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Манипулятивные алгоритмы социальных сетей и цифровая зависимость
Интернет - зависимость — это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти. У человека возникает постоянная потребность в интернете, он находит любой повод, чтобы проверить почту, просмотреть новости, поиграть в игры и т. Менее распространенными видами интернет-зависимости являются тяга к покупкам в интернет-магазинах и скачивание музыки и видео для создания своей базы. Стадии развития интернет - зависимости: 1. На первой стадии пользователь знакомится с интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Постепенно у человека формируется собственный стиль в сети, восполняющий ему тот недостаток общения или информации, которого ему не хватает в реальной жизни. Далее происходит отдаление от настоящей жизни, пользователь все больше времени начинает проводить в той реальности, которую он выбрал на предыдущей стадии. Время нахождения в онлайне увеличивается… Также на второй стадии формирования интернет зависимости, когда человек перестает использовать интернет для достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность.
Дошкольникам гаджеты не рекомендуются. Детям младших классов желательно ограничить время пребывания за компьютером, планшетом до 20 минут в день. Ребятам постарше - до одного часа. А большинство сидят за монитором сутками. Хотя родителям это удобно: дал в руки айпад или мобильный телефон - и ребенка не видно, не слышно, он никому не мешает. Но еще неизвестно, как это будет влиять на развитие личности, состояние здоровья. Масштабные комплексные исследования проводятся на Западе. Недавно я побывал на академической практике в Мюнхене. Директор немецкого Института ранней педагогики знакомил нас с исследованиями влияния ИКК на детей от 0 до 3 лет. Специалисты утверждают, что раннее знакомство детей с достижениями цифровых технологий может иметь негативные последствия. Попробуйте прожить без телефона хотя бы день - В чем выражаются эти негативные последствия? Они просто не умеют общаться. Планшет, телефон заменяют им общение с живыми людьми. И вероятно, им в будущем будет сложно выстраивать отношения, создавать семью. Вы заметили, что мы постепенно разучиваемся выражать свои эмоции, мысли словами? Нам легче отправить смайлик. Это тоже результат глобальной цифровизации. Ребенку справиться с ним сложно, отсюда повышенный уровень агрессии, тревожности, неуверенности в себе, подверженность стрессам. В одном классе самой обычной школы провели эксперимент - ученикам предложили сдать на день все телефоны, планшеты. Через 1,5 - 2 часа у детей началось беспокойство.
Цифровое лечение детоксикации основано на эффективности методов нейробиоуправления, которые дают некоторое представление о структуре мозга, а это означает, что понимание структуры мозга и нейрофизиологии зависимости от цифровых технологий сможет повысить эффективность этого лечения. Нейробиоуправление основано на адаптации конкретной электрической активности мозга. Электроэнцефалограмма головного мозга ЭЭГ регистрирует электрическую активность в коже черепа во время ее наблюдения. Затем эта мозговая активность преобразуется в визуальные образы, такие как частота, скорость и синхронизация стрельбы. Таким же образом можно использовать и другие инструменты, регистрирующие электрическую активность, но исследователи предпочитают использовать ЭЭГ, потому что она дает больше деталей, таких как p-сквозной потенциал мозга. Дэнни Шандор, клинический психолог из Израиля, считает создание параллельной реальности с помощью цифровых устройств симптомом цифровой зависимости и, как следствие, ослаблением социальных связей между детьми и окружающими их людьми. Эта проблема становится все острее, и, хотя дети становятся зависимыми от цифровых технологий, родители теряют ответственность за помощь им в решении этой проблемы. Единственное решение — скрыть такие приложения от ребенка, но это сомнительное решение», — добавляет Шандор. Лим, старший научный сотрудник Азиатского технологического института, обеспокоен результатами, отмечая, что использование цифровых устройств, таких как смартфоны, дольше установленного времени может иметь неблагоприятные последствия для развития ребенка. Дети из сингапурских семей, принадлежащих к среднему классу, не ведут обычный образ жизни, и когда они сталкиваются с такими видеоиграми, они обязательно испытают некоторые неблагоприятные последствия». Хотя он согласен с тем, что проблема серьезна, Лим также обеспокоен тем, что исследование The Conversation, по-видимому, игнорировало то хорошее, что может предложить Интернет. Многие люди, не имеющие доступа к таким средствам, могут оказаться в маргинальном положении, даже несмотря на то, что они образованы», — добавляет Лим. Некоторые из тех положительных моментов, которые цитирует Лим, включают возможность узнать о культурах, отличных от своей собственной; встретить единомышленников; и узнать о глобальных проблемах. Однако Лим добавляет, что родителям необходимо смотреть на всю картину, чтобы обеспечить правильное использование Интернета для своих детей.
Многие начинают листать новостную ленту, пытаясь таким способом отвлечься от работы. Важно помнить, что в этот момент мы не отключаемся, а переключаемся, ведь наш мозг все равно занят обработкой информации. Организм не отдыхает, а частично сбрасывает напряжение. Переключиться поможет потребление эмоций, а не информации: поход в музей, прогулка, медитация. Эти активности, безусловно, тоже связаны с системой восприятия, однако при этом человек взаимодействует с внешним миром или находится в контакте с собой, что принципиально меняет реакцию нервной системы. Как формируется зависимость от социальных сетей? Какая социальная сеть больше затягивает? Механизмы зависимости — будь то алкогольная, наркотическая, пищевая или любая другая зависимость — одни и те же. Социальные сети проще вызывают зависимость, потому что это то, что у нас всегда под рукой, почти не влияет на наше физическое состояние и как будто не мешает нашей жизни. Ключевое слово — «как будто». На самом деле любая зависимость влияет на наш мозг: со временем появляется жажда.
Каждый второй россиянин считает себя интернет-зависимым
Затвердите себе — вы не обязаны всегда быть на связи. Вы имеете право отвечать на звонки и сообщения, когда вам это удобно. Если быть всегда на связи, по каким-то причинам, требует ваша работа, настройте свои телефоны, чтобы они оповещали вас только об этих звонках. Не таскайте с собой смартфон по квартире. Есть места, где ему совершенно не обязательно быть — на кухне, например, в туалете, в спальне, в детской, перед телевизором. Определите место, где он всегда находится, и держите его там. Если он вам нужен зачем-то, вы знаете, где его найти. Воспользуйтесь соответствующими программами и следите за своим экранным временем. Если вы не в силах себя контролировать, используйте программы, которые нормируют ваше экранное время. Удалите со смартфона особенно «токсичные» приложения, убивающие ваше время. Вы можете попросить кого-то из близких, чтобы он настроил вам «родительский контроль», который не позволит вам скачать их заново.
В момент, когда вы оказываетесь без дела, вы рефлекторно тянетесь за смартфоном. Придумайте себе действие-замену в реальном мире, которым вы будете прерывать этот позыв.
И четвертый вид — зависимость от социальных сетей. Это самый молодой тип, при котором у человека бьет ключом виртуальная жизнь, но происходит десоциализация в реальной жизни. По-другому интернет-зависимость можно назвать компьютерной зависимостью». Что по этому поводу говорит официальная медицина?
В последний сборник, МКБ-10, интернет-зависимость не вошла. Сейчас готовится выпуск одиннадцатого сборника, и я знаю, что есть заявка на включение интернет-зависимости в перечень психических расстройств. Этот вопрос сейчас серьезно рассматривается. Но ВОЗ — бюрократизированная организация, все непросто. Чтобы признать это зависимостью наряду с химическими видами, нужно выявить перечень последствий, например, абстинентный синдром, наличие рецидивов и так далее. А проблема в том, что рецидивы очень сложно отследить.
Я знаю, что в Китае, Южной Корее интернет-зависимость признана болезнью на уровне государства. И там она лечится различными методами. У них наиболее подвижная психика. Ребенку очень легко, особенно если его оставить без контроля наедине с компьютером или телефоном, привыкнуть к этому. Во-вторых, это люди с неустоявшейся нервной системой и незрелой психикой, те, которые не нашли себя. Также в группе риска люди с теми или иными психическими расстройствами или заболеваниями.
Еще одной категорией являются те, у кого есть проблемы с социализацией и у кого есть душевные травмы с детства. У женщин, видимо, есть какой-то защитный механизм. Хотя открытым остается вопрос по селфи. Этим, конечно, больше женщины увлекаются. Но привычка ли это или действительно зависимость, пока трудно сказать. Явление до конца не изучено.
Активность в интернете вызывает агрессию — По каким критериям можно определить, что человек впал в интернет-зависимость? Зависимость тоже бывает разного уровня. Его можно определить с помощью множества бесплатных online-тестов. Необязательно быть профессионалом, чтобы ответить на 15 вопросов и получить ответ. Но предполагаю, что такое возможно. Грубо говоря, если человек увлекался легкими наркотиками, он может перейти на более тяжелые.
И в этой сфере какие-то переходы, наверное, существуют. Нет гарантии, что, если, например, Роскомнадзор отключит новостные сайты, которые интересуют человека, он не начнет играть в онлайн-игры. Такая вероятность есть. Здоровый человек не бежит от общества, от своей жизни. Здоровый человек обычно в интернете преследует какую-то цель: либо найти что-то нужное, либо решить какую-то рабочую задачу, либо просто ненадолго расслабиться. Поэтому общей рекомендации здесь нет.
Пока это не начнет вредить вам и вашим близким, пользуйтесь интернетом на здоровье. Успокойте нас — мы не зависимые? Я сам по работе использую гаджеты. На деловых встречах со мной всегда ноутбук, айпад, телефон и смарт-часы. И по этому поводу многие надо мной подшучивают. Но это все очень помогает мне в работе, и абсолютно не означает, что я зависим.
Но это все очень помогает мне в работе, и абсолютно не означает, что я зависим». Как ее у себя определить? По большому счету, для мозга это стресс, нагрузка на нервную систему, и отсюда вытекают агрессивные реакции человека. Глубже об этом просто не могу говорить, потому что я не квалифицированный специалист. Бежать к психотерапевту или пытаться излечиться самому? Первая — псевдозависимые.
Сюда входят те, кто, посидев пару лишних часов в интернете, начинают подозревать у себя зависимость. На самом деле это не так. И вторая группа — действительно зависимые люди. Как правило, они свою зависимость не признают.
Постоянный серфинг во всемирной паутине приводит к утрате контроля за реальным временем, поэтому зависимый пропускает приемы пищи, перестает следить за личной гигиеной. Своевременное определение симптомов интернет-зависимости позволяет успешно справиться с болезнью самостоятельно. Для этого достаточно найти хобби в реальной жизни, использовать компьютер и телефон только при острой необходимости, удалить аккаунты в социальных сетях, заниматься спортом, поддерживать общение с семьей или друзьями в реальной жизни. Употребление наркотиков наносит невосполнимый вред здоровью и представляет опасность для жизни!
Бесплатная консультация Не можете уговорить на лечение?
ВОЗ настоятельно не советует никому диагностировать это заболевание самостоятельно в отношении, например, своих родственников или друзей, так как это прерогатива медиков. Российские врачи считают , что чрезмерное увлечение детьми и подростками компьютерными играми чревато не только игровой зависимостью, но и негативными последствиями для их здоровья, например, ухудшением зрения, искривлением позвоночника, бессонницей, появления повышенной раздражительности и агрессии.
Эксперты ВОЗ считают, что у большинства людей, играющих в компьютерные игры несколько дней в год или с перерывами, не наблюдается игровой зависимости. Они выяснили, что увлечение видеоиграми в более продолжительный период, например, играть неделю подряд без остановки, уже может привести к неблагоприятным последствиям. ВОЗ планировало еще с 2017 года внести игровую зависимость в МКБ-11 как форму психического расстройства.
В 2019 году ВОЗ также более точно конкретизировало такие понятия, как «игровое расстройство» и «игровая зависимость».
Каждый второй россиянин считает себя интернет-зависимым
Как избавится от цифровой зависимости? С развитием технологий и появлением новых цифровых устройств явление цифровой зависимости становится с каждым годом шире и масштабней. От цифровой зависимости в мире страдает 1-6 процентов населения, говорят ученые. Отсутствие цифровой зависимости – это один из аспектов цифровой грамотности: речь идет об установках человека, и, как показывают наши исследования, это самый трудный компонент для изменения.
Чем грозит цифровая зависимость и как ей противостоять
Цифровая зависимость тесно связана с дизайном соцсетей, который вызывает привыкание. Особенности такого дизайна направлены на удержание пользователей в постоянной зависимости от «лайков» и прокрутки рекламы и ленты новостей. Следовательно, проблема возникает не только в манипулятивных алгоритмах, но и в вызывающем привыкание дизайне социальных сетей. Кнопка «Like» — яркий пример захватывающей функции дизайна. Трепет и разочарование от постоянной проверки того, сколько «лайков» появляется в социальных сетях, тесно связано с чувствами от азартных игр. При регулярном использовании соцсетей поведение пользователей может приобрести нейрокогнитивные характеристики, типичные для фармакологической и поведенческой зависимости. Это в большей степени относится к подросткам. Например, согласно исследованию Facebook , Инстаграм оказывает негативное воздействие на подростков, в особенности девочек.
Установка правил оказала значительное влияние на комментаторов этой группы. Правила были самыми разнообразными: от «никакого смартфона во внерабочие часы» до «никаких телефонов за обедом». Вот как это объяснил один из комментаторов: «Мой телефон — это полезный рабочий инструмент, и это я его контролирую, а не он меня». Вот используемые стратегии: Чтение почты через браузер, а не через приложение. Эта стратегия использует правило 20 секунд, предложенное Шоном Ачором в книге The Happiness Advantage, согласно которому для преодоления негативных привычек необходимо ограничить доступ к соблазну. Проверка почты через браузер требует введения логина и пароля и занимает более 20 секунд. Такая задержка может удержать пользователей смартфонов от компульсивной проверки почты. Отключение уведомлений о сообщениях. Введение штрафов за отвлечение на телефон, когда ты в компании например, нарушивший правило платит за выпивку. Наиболее часто эту стратегию упоминали молодые люди. Какая стратегия лучше В этой категории не оказалось явных фаворитов. Однако отключение уведомлений во время деловой или личной встречи описывалось как весьма эффективная стратегия. Комментаторы отметили, что это повысило их ощущение контроля над своими смартфонами. Кроме того, введение штрафов за использование смартфона вызывало позитивные эмоции у коллег и друзей опрошенных. Многим из них помогло ограничение использования телефона в определенных семейных ситуациях — например, когда дети просят родителей поиграть с ними либо когда муж или жена начинают жаловаться на то, что им уделяют мало времени.
Первичную профилактику следует начинать в школе и направлять на улучшение психической адаптации учащихся, их межличностных отношений, на ознакомление с проявлениями компьютерной зависимости и ее возможных последствий. Необходимо информирование родителей и учителей о формировании первых признаков компьютерной зависимости. Разработаны технологии первичной профилактики компьютерной зависимости, фокусируются на таких направлениях Л. Юрьева, Т.
Такая форма манипуляции в сети Интернет получила название «капитализм слежения». Кроме этого, избирательное воздействие источников новостей на пользователей может приводить к формированию поляризованных структур закрытых групп; например «фильтрующие пузыри» и эхо-камеры. Динамические угрозы вызваны расширенным и быстрым взаимодействием между алгоритмами соцсетей, нормальными внутренними социальными тенденциями и интересами заинтересованных сторон. Это взаимодействие может усилить принятие радикальных убеждений, повысить восприятие пользователей к ненавистническому контенту, провоцировать фейковые новости в больших масштабах. Когнитивные и социально-эмоциональные угрозы связаны с ограниченным вниманием пользователей, ошибками в обработке информации, отсутствии невербального общения. Эти факторы усиливают невнимательность и недостойное поведение и усиливаются такими эмоциональными факторами как анонимность, отсутствие социального осуждения и невозможность разоблачения. Цифровая зависимость тесно связана с дизайном соцсетей, который вызывает привыкание. Особенности такого дизайна направлены на удержание пользователей в постоянной зависимости от «лайков» и прокрутки рекламы и ленты новостей.
Что хотите найти?
Специалист отмечает, что цифровая зависимость появилась в российском реестре психических заболеваний около семи лет назад. Я представляю это исследование не для того, чтобы привести какой-то неолуддитский аргумент в пользу отказа от технологий — ясно, что джинн не вернется в бутылку, — но чтобы понять масштабы цифровой зависимости и разработать более эффективные стратегии для борьбы. Возможно, один из лучших способов отказа от цифровой зависимости заключается в том, чтобы заменять вредные привычки более здоровыми и не связанными с цифровыми технологиями. «Цифровая зависимость» – это один из негативных результатов отсутствия необходимых знаний и навыков у массовой аудитории, позволяющих использовать эту сферу на пользу, а не во вред себе и окружающим. Würth Museum, Schwäbisch Hall. Итак, признаки того, что у вас есть цифровая зависимость.
Чем опасна зависимость от гаджетов?
Рассказывать об этом ребёнку должны все: и родители, и педагоги, и психиатры, и государство. В разных странах этот вопрос решается по-разному, однако везде он решается при участии государства. Где-то введены возрастные ограничения: в основном до 13-14 лет запрещается пользоваться гаджетами без контроля родителей; где-то есть специальные уроки в школах, на которых объясняют, как извлечь максимум пользы из своего смартфона. Но не только запретами и регулированием нужно выстраивать профилактическую работу, также нужно подготовить личность ребёнка. Этим, как правило, занимаются доктора, которые имеют специальные психотерапевтические программы профилактики. Дети, работая друг с другом, работая с доктором, осуществляют перестроение своей личности таким образом, чтобы быть самодостаточными.
Самый главный критерий зависимости и независимости — можешь ли ты обойтись без этого предмета. И чтобы уметь себя контролировать, нужно быть именно самодостаточным, иметь определённый интеллектуальный, духовный барьер. На самом деле ситуация складывается не самая позитивная. Всей полноты личного общения социальная сеть не предоставляет. Более того, возникает иллюзия, что те люди, которые находятся у человека в «друзьях» в соцсети, подписаны на его каналы или страницы, действительно с ним дружат.
Как вылечить зависимость? Для начала, необходимо осознать масштаб проблемы. Это не так уж легко, ведь «я же просто играю, я никому не причиняю вреда, это просто хобби». Зависимые очень часто уходят в отрицание — а потом, лет в пятьдесят, обнаруживают себя в родительском доме, заплывшими от лишнего веса, без работы и образования, зато с четырёхсотым уровнем в очередной игре. Фото из открытых источников Отношения, дружба — чем большие масштабы приобретает зависимость, тем сложнее общаться даже с немногими людьми, которые остались в твоей жизни. Автор, к сожалению, знает это, как никто другой, проведя в плену цифровой зависимости около 10 лет своей юности, убитой на сериалы и текстовые игры. Существуют пограничные состояния — когда человек осознаёт свою зависимость, признаёт проблему и может грамотно расставить приоритеты.
Когда на первом месте не игры или сериал, а те же самые отношения, работа или спорт. У каждого по-своему. В этом случае человек не делает из компьютера культ, и, хоть и тратит на него значительную часть своего времени, но социальная жизнь не страдает так же сильно. Фото из открытых источников Некоторые могут обратить зависимость себе на пользу, сделав её своей профессией, что, нельзя не признать, заслуживает уважения.
Соцсети и другие мобильные приложения все равно что рулетка: никогда не знаешь, что тебя ждет, когда открываешь очередное уведомление о новом сообщении или когда обновляешь ленту новостей.
Адам Альтер отмечает, что большинство владельцев смартфонов используют свои гаджеты на протяжении от одного до четырех часов каждый день, но в будущем это время, вероятно, увеличится — ведь подрастает молодое поколение, которое практически родилось со смартфоном в руке. Проблема не только в том, что без смартфона мы испытываем тревогу. Каждый раз, когда берем в руки смартфон и начинаем листать ленту новостей или проверять почту, мы отвлекаемся. Если учитывать, что после каждой такой проверки, сколько бы она ни занимала, нам требуется время, чтобы вернуться к сосредоточенному состоянию, на решение серьезных задач попросту не остается времени. На фоне растущего числа пользователей смартфонов в мире а вместе с тем и увеличения времени, которое они проводят в мобильных приложениях, а значит, и рекламных средств, получаемых компаниями-разработчиками появляется запрос на избавление от смартфонозависимости.
Тристан Харрис, например, создал некоммерческую организацию Time Well Spent, призванную противодействовать зависимости от гаджетов. Он советует включить на телефоне черно-белый цветовой фильтр, чтобы яркие уведомления и иконки приложений не вводили пользователя в соблазн. Еще в конце августа глава Минпроса России Ольга Васильева заявила, что считает необходимым запретить школьникам проносить смартфоны на уроки. Мол, сдавать их нужно при входе. Эксперты в большинстве своем согласны, что смартфоны часто используются на уроках не в учебных целях и эту проблему нужно как-то решать.
Однако при этом в России принята цель — развивать цифровую экономику, важной частью которой является онлайн-образование. В ряде учебных заведений уже учатся за компьютерами, используют образовательные планшеты или делают домашние задания онлайн. Насколько вообще реально соотнести запреты с развитием цифрового образования — вопрос. Какие наблюдаются тенденции? Первый вариант: смартфоны и мобильные приложения разрушают традиционные отношения и структуры, превращают людей в замкнутых на себе и своих гаджетах индивидов.
Люди меньше общаются лицом к лицу, меньше времени проводят вместе и так далее. Согласно второму, более консервативному подходу технологии встраиваются в уже существующие отношения и если меняют их, то лишь незначительно. Проблема в том, что сторонники и противники этих моделей, как правило, считают, что возможно только одно решение в разных ситуациях: то есть технологии либо разрушают создают новое общество, либо встраиваются в уже существующее. Но скорее всего, нам следует принять релятивистскую позицию: воздействие технологии зависит от ситуации. Говоря о технологиях, мы обычно забываем об экологических катастрофах, экономической и политической нестабильности.
Эти факторы могут существенно повлиять на траекторию технологических изменений.
Человек проводит с телефоном не только своё свободное, но и рабочее время. Вы конечно говорите себе, что всё это во имя продуктивности и социализации. Но так ли это на самом деле? Помогает ли вам ваш гаджет в работе или скорее отвлекает от неё? Давайте разбираться. Во-первых, вы вероятно проводите в телефоне больше времени, чем вы думаете. Люди используют свой смартфон в среднем 5 часов в день, нажимая на экран более 2,500 раз.
А особо увлеченные - более 5000 раз. Однако по личным ощущениям человеку кажется, что он проводит с гаджетом в два раза меньше времени, чем есть в действительности. Во-вторых, телефон ухудшает вашу способность к концентрации. Люди используют более 50 разных приложений и сайтов в день и более 300 раз переключаются между задачами, отвлекаясь в среднем каждые 3,5 минуты. Но чтобы сосредоточиться на одной задаче, мозгу требуется 23 минуты.
Цифровая деменция и повышенная тревожность: к чему приводит зависимость от гаджетов?
По словам экспертов, цифровая зависимость россиян растет — в 2021 году в ней признались 42% опрошенных. Как избавится от цифровой зависимости? С развитием технологий и появлением новых цифровых устройств явление цифровой зависимости становится с каждым годом шире и масштабней. Специалист отмечает, что цифровая зависимость появилась в российском реестре психических заболеваний около семи лет назад. Вы получите информацию, как формируется цифровая зависимость, её индикаторы и признаки, а также, что позволит побороть эту беду XXI века. При цифровой зависимости происходит утрата контроля над количеством времени, проведённом в интернете. В этой статье мы поговорим о том, к чему может привести цифровая зависимость у подростков.
Что же такое цифровая зависимость?
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЦИФРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ | ВОЗ планирует включить цифровую зависимость в перечень болезней. |
Компьютерная зависимость: типы, симптомы, стадии, лечение | Вы получите информацию, как формируется цифровая зависимость, её индикаторы и признаки, а также, что позволит побороть эту беду XXI века. |
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЦИФРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ | Почти половина (45 %) россиян признались в том, что они испытывают зависимость от интернета. |
Цифровая деменция и повышенная тревожность: к чему приводит зависимость от гаджетов? | Впервые об интернет-зависимости заговорили в 1995 году, когда Всемирная паутина еще только начинала захватывать мир. |
Интернет-зависимость: современное состояние проблемы | Риск, что у ребёнка разовьётся зависимость, сильно снижается благодаря цифровой гигиене родителей. |
Последствия «цифровой» зависимости непредсказуемы
Чем грозит цифровая зависимость и как ей противостоять | По данным нового исследования «Лаборатории Касперского»*, почти треть (30%) опрошенных родителей в России волнует проблема детской интернет-зависимости. |
В цифровой зависимости признались 4 из 10 россиян - Исследовательский центр портала | зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти. |
Чем грозит цифровая зависимость и как ей противостоять
Первое серьезное исследование феномена зависимости от компьютера было проведено в 80-х годах английским психологом Маргарет Шоттон. Исследование, в котором участвовало более 100 проявляющих зависимость от компьютера профессиональных программистов и работающих с компьютерами любителей, осуществлялось посредством опроса испытуемых. В нем применялись стандартные психологические тесты и специально разработанные опросники. Наряду с теми, кто характеризовался как зависимый от компьютера, были исследованы таким же способом две контрольные группы. Согласно выявленным Шоттон социально-демографическим параметрам, проявляющие зависимость от компьютера — это чаще всего высокообразованные мужчины. Средний возраст выборки составляет около 30 лет, они обычно работают в области науки или техники, более половины из них — перворожденные дети у своих родителей. По сравнению с контрольной группой среди них больше холостяков.
У зависимых от компьютера испытуемых оказался высокий уровень интеллектуального развития. Согласно признаниям большинства испытуемых, они проявляли теоретический и практический интерес к электронике еще до того, как приобрели начальный опыт работы с компьютером. Как утверждает Шоттон, компьютер воспринимается ими как своего рода конкурент — рациональный, логичный, высокоинтеллектуальный. К этому можно добавить, что задача, которую ставят перед собой зависимые от компьютера субъекты, состоит в том, чтобы добиться от такого незаурядного конкурента полного подчинения. Установить контроль над компьютером означает для них в какой-то мере отыграться за невозможность осуществления желанного контроля в других жизненных сферах, особенно в социальных отношениях. Многим из испытуемых хочется контролировать поступки и слова других, даже самых близких людей, однако им это плохо удается.
Психологический механизм возникновения эффектов компьютерной зависимости у подростков может быть в общих чертах обрисован следующим образом. Если стремление доминировать в личных отношениях, общественной жизни и трудовой деятельности постоянно наталкивается на неудачи, это побуждает некоторых молодых людей с высокоразвитыми интеллектуальными способностями и недостаточно развитым социальным интеллектом эмоциональность, контактность, понимание собеседника, умение слушать, эмпатия, доверие сделать вполне рациональный, на первый взгляд, выбор. Выбор состоит в отторжении многого из того, что традиционно относится к социальной сфере, и в поглощенности новыми технологиями, в первую очередь связанными с применением компьютеров. Освоение многочисленных приложений информационных технологий воспринимается как определенный интеллектуальный вызов, на что расходуется немало времени и усилий. Эти труды рано или поздно начинают приносить определенный успех, который можно спрогнозировать. Общение с окружающими людьми чревато проблемами и не гарантирует успех во взаимоотношениях.
В итоге чреватая возможными неудачами социальная сторона жизни начинает вызывать все меньше интереса, и на основе стремления к самоуважению и получению положительных эмоций формируется тот или иной вид зависимости — в данном случае от компьютера. Момент достижения практического результата интересует зависимых от компьютера испытуемых, исследованных Шоттон, в меньшей степени, нежели процесс достижения этого результата. Это свидетельствует о наличии процессуальной мотивации. Зависимые ощущают почти постоянную нужду в позитивной интеллектуальной стимуляции, которая не достигается социальной или спортивной активностью. Их привлекают одновременно мифология и астрономия, философия и религия, музыка и литература, психология и другие науки. Разработанная Шоттон типология компьютерной зависимости включает три разновидности.
Во-первых, это сетевики: они оптимистичны, сравнительно с другими типами зависимости социально активны и позитивно настроены к другим людям, имеют друзей, в том числе противоположного пола, поддерживают нормальные отношения с родителями. Компьютер для них — нечто вроде хобби: они могут интересоваться поиском в удаленных базах данных или, например, играть в ролевые групповые игры, однако при этом они меньше, чем другие выделенные типы зависимых от компьютеров людей, самостоятельно программируют, в меньшей степени интересуются приложениями, компьютерной графикой или аппаратным обеспечением. Во-вторых, это рабочие — самая малочисленная группа. Они владеют наиболее современными и дорогими компьютерами. Процесс программирования у них четко спланирован, программы пишутся ими для достижения нужного результата. Как правило, представители этой группы прекрасно учились или учатся, причем их не удовлетворяет стандартная программа обучения и они посещают дополнительные учебные курсы.
В-третьих, это исследователи — самая многочисленная группа. Для них программирование сродни интеллектуальному вызову и одновременно развлечению. Представители этой группы с удовольствием занимаются отладкой программ; компьютерное пиратство и хакерство они приемлют для борьбы против других разработчиков программ. С формальной стороны, уровень образования у них ниже, чем, скажем, у рабочих, при этом они не только не отстают от имеющих более весомые дипломы коллег, но и зачастую превосходят их объемом знаний. Амбиций также немного: ни высокие должности, ни большие оклады не играют для них главенствующей роли. Таким образом, к социальным критериям жизненного преуспевания они довольно равнодушны.
Для исследователей компьютер является своего рода партнером и другом, который одушевлен, с ним проще взаимодействовать, нежели с людьми. Такова разработанная Шоттон в 80-х годах типология компьютерной зависимости. Можно предположить, что сетевики, рабочие и исследователи сохранились с определенными видоизменениями и до наших дней. Вместе с тем довольно трудно квалифицировать описанных Шоттон программистов и пользователей компьютеров как зависимых в клиническом смысле слова: с обсессивными мыслями, компульсивной готовностью постоянно и повсеместно работать с компьютером, с пренебрежением к ранее поставленным жизненным целям, сиюминутным интересам, дружеским и семейным связям и обязанностям. Скорее, это субъекты с заметно ограниченной сферой интересов, искренне увлеченные работой с компьютерами и в той или иной степени недооценивающие другие сферы жизни. В современном мире зависимые по Шоттон не являются зависимыми в принятом в настоящее время понимании, но так выглядело первое серьезное исследование компьютерной зависимости.
На сегодняшний день компьютеры стали неотъемлемой частью жизни и деятельности большинства людей цивилизованных стран.
Первичную профилактику следует начинать в школе и направлять на улучшение психической адаптации учащихся, их межличностных отношений, на ознакомление с проявлениями компьютерной зависимости и ее возможных последствий. Необходимо информирование родителей и учителей о формировании первых признаков компьютерной зависимости. Разработаны технологии первичной профилактики компьютерной зависимости, фокусируются на таких направлениях Л. Юрьева, Т.
В отчете также подчеркивается важность предотвращения использования вызывающих привыкание и вредных средств массовой информации, таких как игры, с помощью таких действий, как предварительная регистрация, обеспечение наличия соответствующего возрасту контента и обеспечение ответственности компаний за контент, который они создают. Международное партнерство за здоровье детей в Интернете IPCH — это многосторонняя организация, которая продвигает передовой опыт управления и защиты здоровья детей в Интернете путем мобилизации политики и планов действий со стороны правительств, гражданского общества, научных организаций и промышленности.
В России проблемой цифровой зависимости занимаются многие психиатры и нейрофизиологи, например, Андрей Курпатов и Татьяна Черниговская, разработавшие когнитивную терапию цифрового лечения зависимости в России, и Юрий Кореценко, который является изобретателем цифровой детокс-терапии. Также этой проблеме посвящены иследования [1, 2, 3, 4]. Цифровое лечение детоксикации основано на эффективности методов нейробиоуправления, которые дают некоторое представление о структуре мозга, а это означает, что понимание структуры мозга и нейрофизиологии зависимости от цифровых технологий сможет повысить эффективность этого лечения. Нейробиоуправление основано на адаптации конкретной электрической активности мозга. Электроэнцефалограмма головного мозга ЭЭГ регистрирует электрическую активность в коже черепа во время ее наблюдения. Затем эта мозговая активность преобразуется в визуальные образы, такие как частота, скорость и синхронизация стрельбы. Таким же образом можно использовать и другие инструменты, регистрирующие электрическую активность, но исследователи предпочитают использовать ЭЭГ, потому что она дает больше деталей, таких как p-сквозной потенциал мозга.
Дэнни Шандор, клинический психолог из Израиля, считает создание параллельной реальности с помощью цифровых устройств симптомом цифровой зависимости и, как следствие, ослаблением социальных связей между детьми и окружающими их людьми. Эта проблема становится все острее, и, хотя дети становятся зависимыми от цифровых технологий, родители теряют ответственность за помощь им в решении этой проблемы. Единственное решение — скрыть такие приложения от ребенка, но это сомнительное решение», — добавляет Шандор. Лим, старший научный сотрудник Азиатского технологического института, обеспокоен результатами, отмечая, что использование цифровых устройств, таких как смартфоны, дольше установленного времени может иметь неблагоприятные последствия для развития ребенка. Дети из сингапурских семей, принадлежащих к среднему классу, не ведут обычный образ жизни, и когда они сталкиваются с такими видеоиграми, они обязательно испытают некоторые неблагоприятные последствия».
Давайте разбираться. Во-первых, вы вероятно проводите в телефоне больше времени, чем вы думаете.
Люди используют свой смартфон в среднем 5 часов в день, нажимая на экран более 2,500 раз. А особо увлеченные - более 5000 раз. Однако по личным ощущениям человеку кажется, что он проводит с гаджетом в два раза меньше времени, чем есть в действительности. Во-вторых, телефон ухудшает вашу способность к концентрации. Люди используют более 50 разных приложений и сайтов в день и более 300 раз переключаются между задачами, отвлекаясь в среднем каждые 3,5 минуты. Но чтобы сосредоточиться на одной задаче, мозгу требуется 23 минуты. Неудивительно, что времени на сфокусированную работу просто не остается.
И чем чаще вы отвлекаетесь, тем более «раздраженным» становится ваш мозг. Это грозит повышением уровня стресса, чувством давления времени и ментальной перегрузкой. В-третьих, листание ленты не является отдыхом для мозга.