Заявление Медведева о том, что на стипендию в советские времена нельзя было прожить вызвало шквал возмущения в блогосфере рунета.
Что можно было купить на стипендию в СССР
Студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливалась специальная стипендия в размере 80 рублей в месяц. Студентам высших учебных заведений за особые успехи в изучении отдельных дисциплин и научно-техническом творчестве может устанавливаться персональная стипендия совета вуза в размере до 90 рублей в месяц. Именные стипендии устанавливались в следующих размерах: имени В. Ленина и имени К.
Тогда я даже не знал толком, что это такое. Была у меня гордость советской промышленности портативная механическая печатная машинка «Эврика». Делали ее где-то в Прибалтике, но надёжности вполне туркменской — сплошные поломки, да даже когда механизм в порядке, печатала она погано — одни буквы жирные, а других почти не видно. Зато звук издавала громче крупнокалиберного пулемета. Отдал я ее Студенту, так как с конкурсной работой на этот год было покончено, и сей хлам до следующего года мне был не нужен. У Коли завалялись старые очки, в которые по ошибке аптеки Академии засунули слишком сильные линзы. Еще Коля у нас на младших курсах числился бытовиком — внештатным бельевщиком и парикмахером, поэтому у него осталась здоровая алюминиевая расческа с надписью на острой ручке «МО Военторг ц.
Студент нацепил Колины очки, засунул мелочевку на дно портфеля, сверху набил его «научными» трудами, подхватил подмышку машинку и пулей вылетел из комнаты. Валера Рябуха, по кличке Студент, никаким особенным стипендиатом не был. Учился неплохо, но четвёрочка проскакивала. Примерно через недельку после посиделок с Розенбаумом вбегает он страшно запыхавшийся к нам в комнату с нелепыми словами: «Всё! Снимаю крутую четырехкомнатную квартиру в Ленсоветовском доме, с обалденной мебелью, сервизами, японским телевизором и финским холодильником на два года! Обои — бархат, на стенах старые картины, ковры по щиколотку, ванна — утонешь! Есть у нее один родственник, дядя родной, и тлефон его знает, да только уверена, что не придет он к ней. Очень уж большой человек, да и к тому же постоянно по заграницам. Давай номер, мое дело маленькое — позвонить. Монетку-двушку на телефон-автомат не жалко.
Я всегда звоню из автомата, звонки по «лично-зечному» на Газа не приветствуются. Тогда компьютеров-РС не было. Это сейчас — информатика, компьтерная граммотность. Была у меня гордость советской промышленности — портативная механическая печатная машинка «Эврика». Делали ее где-то в Прибалтике, но качества она была вполне туркменского: сплошные поломки, да и когда механизм в порядке, печатала она погано — одни буквы жирные, а других почти не видно. Зато звук издавала громче крупнокалиберного пулемета на БТРе. У Коли завалялись старые очки, в которые по ошибке Аптеки Академии засунули слишком сильные линзы. Еще Коля у нас на младших курсах числился бытовиком — внештатным бельевщиком и парикмахером, поэтому у него осталась здоровая аллюминиевая расческа с надписью на острой ручке «МО Военторг ц. Студент нацепил Колины очки, засунул мелочевку на дно портфеля, сверху набил его «научными трудами», подхватил подмышку машинку и пулей вылетел из комнаты. Частный пример: на нашем курсе из восьми групп примерно по двадцать человек каждая не подрабатывал никто!
Только я один работал с третьего по пятый курс дворником, за те же 70 рублей, но это отдельная и прикольная история , и на старших курсах вроде пара ребят постарше которые после армии пошли учиться где-то работали. Постараюсь уточнить. Упомяну про стройотряды.
Штраф обходился не меньше. Тратиться приходилось и на учебу: тетради, ручки, карандаши, бумага для черчения. Стоили эти мелочи не то, чтобы дорого — карандаш — 5 копеек, тушь — 20, а набор перьев — 1 рубль — но все же. При экономном подходе могло остаться и на культурно-массовые. По студенческому за 25 копеек можно было сходить в кино, а за 10 — в музей. На театральную постановку надо было выкроить аж полрубля, но и при желании и это было несложно.
Не стоит забывать и об одежде, на которую тоже приходилось тратиться… Не стоит забывать и об одежде, на которую тоже приходилось тратиться… Свидание в ресторане Прожить на обычную студенческую стипендию в Союзе было если не невозможно, то сложно. Благо обычно помогали родители: городские — деньгами, а деревенские — продуктами, которые в общаге еще можно было выгодно перепродать. А вот на Ленинскую стипендию жизнь была вполне достойная — 125 рублей по тем временем считалось достойной зарплатой. Так что возможность пригласить девушку в ресторан на свидание у студента-отличника была. По 50-60 копеек за салат, столько же — за пломбир в шоколадное стружке, еще по рублю за люля-кебаб с гарниром, ну и по 20 копеек на чай-кофе. Если не шиковать и не заказывать спиртного, то можно было вполне себе влезть в 5 рублей. А это даже при минимальной стипендии в 35 рублей — семь свиданий!
Звоним в дубовую!
Кто-то долго и внимательно смотрит через глазок, наконец дверь распахивается. На пороге стоит сияющий Студент, из кухни пахнуло ароматом жаренного мяса. Похоже адрессом не ошиблись, нас тут ждут. Ну обстановочка — сильная, в общем, обстановочка. Похоже на смесь Юсуповского Дворца до пожара с Эрмитажем в миниатюре. Студент радушно приглашает пройти в залу. Садимся за стол черного дерева. Студент быстро накрывает стол «импровезированной скатертью» — вынесенной из нашей общаги простынью от родной курсантской кровати.
На простынь выставляются горячительные напитки, холодные закусочки консервированная «Солянка с Прянностями» за 22 копейкии и маринованные развесные огурчики за 18 копеек килограмм , картошка в мундирах и здоровая сковородка жаркого из говядины с черносливом — его родной Крымский деликатесс. Подождав минуты три, пока мы отойдем от увиденного и дерним по первой, Валера начинает рассказ с правил поведения: «Курить только на кухне, обстановки руками не касаться, в шкафы не лазить, предметы с места на место не двигать. Где что стоит у меня все до миллиметра измерено и в эту тетрадку записано. Пожалуйста, уважайте труд товарища и без надобности бардак не устраивайте. Помните этот гадюшник, где одни зэчки, туберкулезницы и сифилитичные роженницы, а персонал на одну половину из грязно-белых халатов, а на другую из зеленых юбок МВД состоит? Это единственный роддом, где я на правах полноценного дежурного врача, а не сопляка-«крючкодержца», ошиваюсь. Делаю с тетками все, что сам посчитаю необходимым. Среди персонала — полное доверие и уважение, среди роженниц — вообще почет!
Они меня больше своих штатных врачей любят, особенно зечки, за то что не хамлю, вежлив, помогаю как могу, да по-максимуму новокаина на их рванные письки не жалею. На дверях и окнах там решетки, а мне плевать — меня не тюрьма, а акушерство-гинекология интересуют. А «заразность» контингента я просто игнорирую, при разумном соблюдении правил, конечно. Так вот, поступает ко мне в дежуство роженница. Молодая зечка, всего 18 лет, но уже с туберкулезом, заразная — ТБК-положительная, беременность за шесть месяцев, сильно избита сокамерницами. Плод мертв, роды в ходу. Решаю не кесарить, а вытянуть естесственным путем с легкой помощью окситоцина и поляризующей смеси. Чуть родовые пути подколол анестетиком, чтоб ору не много было, и давай-давй, родимая, работаем.
Ну баба в сознании, полод мелкий, положение правильное, рожается без осложнений. Ну я с ней парой слов перекинуться успел. Истощение у нее. Говорю ей — я тебе, родная, кровопотерю припишу побольше, чем есть, а там можно и температурный лист слегка подправить. Полежишь у нас дней десять-пятнадцать, а повезет, то и двадцать-тридцать. За это время постарайся отожраться. Есть родственники в Ленинграде? Здесь хоть на тюрьму похоже, но не тюрьма — передач передают столько, сколько принесут.
Давай, вспоминай телефон, я позвоню. На родные лица без свиданки из окошка полюбуешься. Баба родила считай «на сухую», без слезинки, а тут в рев. Есть у нее один родственник, дядя родной, и тлефон его знает, да только уверена, что не придет он к ней. Очень уж большой человек, да и к тому же постоянно по заграницам. Давай номер, мое дело маленькое — позвонить. Монетку-двушку на телефон-автомат не жалко. Я всегда звоню из автомата, звонки по «лично-зечному» на Газа не приветствуются.
Трубку баба берет, судя по-голосу, дама весьма интеллегентная. Реакции никакой. Я уже готов трубку повесить, как дама меня начинает просить провести ее к родильнице на свиданку. Ну а баба давай все и вся на чем свет стоит хаить — вот даже врача ее племяннице не дали, а обошлись безграмотным практикантом. Меня это задело, я ей грубо и говорю, мол кончай орать, лучше своей племяннице жиров побольше принеси. А насчет моей безграмотности — то вообще заткнись. Повесил трубку и поехал на Факультет спать. Дня через два опять в «Обсералку» для набора опыта подался.
Какая стипендия была у студентов в ссср
На 40-45 рублей жить на широкую ногу было нельзя, но, как минимум, на еду студентам точно хватало. В студенческой столовой трехразовое питание обходилось примерно в 1,2 — 1,5 рублей в день. Студент — член профсоюза мог питаться еще дешевле, так как имел льготы. Те, кто желал экономить, занимались приготовлением пищи сами — покупали картошку, мясо, крупы. Крупы стоили копейки, килограмм мяса обходился в 2-3 рубля. Экономные студенты могли растянуть его на неделю. Если еще и картошку привозили с родительского огорода, то питались не хуже, чем в столовой. Часто студенты объединялись и готовили еду вскладчину. Так получалось еще дешевле. Булка белого хлеба в те годы стоила 22 копейки, черный хлеб можно было купить еще дешевле — за 16 копеек.
Значение Ленинской стипендии в обществе Ленинская стипендия, выплачиваемая в СССР, имела большое значение в обществе не только своей суммой, но и символической ценностью. Получение ленинской стипендии было престижным и почетным признаком достижений и заслуг в науке и образовании. Сумма ленинской стипендии составляла несколько тысяч рублей в месяц, что было значительной суммой в то время. Она позволяла обеспечить достойный уровень жизни и удовлетворение основных потребностей. Однако, важнее денежной стороны стипендии был ее символический смысл. Ленинская стипендия подтверждала приверженность идеям коммунизма, общественную активность и добросовестное трудоустройство.
Получение этой стипендии рассматривалось как заслуга перед обществом и признак высокой профессиональной и духовной культуры. Ленинская стипендия также стимулировала научную деятельность и научные исследования. Получение такой стипендии мотивировало ученых на новые открытия, наращивание научного потенциала и содействовало прогрессу и развитию общества в целом. Читайте также: Рекомендации и ответы на вопрос, можно ли есть рыбу и икру во время Великого поста в 2023 году Современная система стипендий В современной системе образования многие учащиеся и студенты могут получать различные виды стипендий, которые помогают им финансово поддерживаться во время учебы. К одному из таких видов стипендий относится ленинская стипендия. Ленинская стипендия была введена еще в период СССР и являлась одной из самых престижных и высокооплачиваемых.
В 1987 году она составляла сумму в несколько рублей, что было очень значительной суммой для того времени. В современной системе стипендий существуют и другие виды стипендий, которые предоставляются на основе различных критериев. Например, есть социальные стипендии, которые получают студенты с низким доходом или из малообеспеченных семей. Есть также академические стипендии, которые получают студенты с высокими успехами в учебе. Социальная стипендия; Стипендия для художественных талантов; Стипендия для спортивных достижений. Каждый вид стипендии имеет свои условия и требования для получения.
Обычно студенты должны подавать заявку в специальные комиссии или учреждения, которые рассматривают заявки и принимают решение о предоставлении стипендии. Стипендии могут быть как ежемесячными выплатами, так и единовременными премиями. Студенты получают стипендии не только за учебу, но и за активное участие в научных проектах, выдающиеся спортивные достижения, участие в общественной жизни и другие виды деятельности. Стипендии помогают студентам финансово, позволяют им не отвлекаться на работу и полностью сосредоточиться на учебе и саморазвитии. Все виды стипендий имеют свою стоимость, которая может варьироваться в зависимости от уровня образования и страны, в которой предоставляются стипендии. Сегодня ленинская стипендия уже не существует, но современные стипендии продолжают помогать студентам достигать успехов в учебе и карьере.
Новые виды стипендий В 1987 году Ленинская стипендия составляла 100 рублей. Но со временем в России появились и другие виды стипендий.
Сразу скажу, все рассуждния на основе личного опыта и опыта друзей-знакомых. Итак , студент мог получать стипендию от 38 до 45 руб. Бывали варианты и больше, но для этого нужно было быть круглым отличником.
Были ещё варианты, когда стипендия платила организация, которая направила студенты учиться в конкретный вуз. Он должет был потом вернуться и отработать определенное количество лет в этой организации. Размер такой стипендии тоже обычно был 45 руб. Чем такая стипендия было лучше? Да тем , что она оплачивалась вне зависимости от оценок.
Да, стипендию надо было заработать. Не сдал сессию вовремя или неуд заработал - гуляй без стипухи. Ну да ладно , теперь о главном.
Отличники получали повышенную стипендию в 50 рублей.
Была еще Ленинская стипендия — 120 рублей, выплачивалась ежемесячно, устанавливалась сроком на 1 год. Назначалась студентам со 2-го курса за отличную учебу и активную общественную деятельность. Вот что на эти деньги можно было приобрести. Месячный проездной по Москве на метро стоил для студента-дневника 1,5 рубля.
Обед в столовой — 35-40 копеек. Чебурек с мясом — 16 копеек. Снять комнату в коммуналке — от 20 до 30 руб. Студенческий билет на поезд до Таллинна стоил 6 руб.
Бутылка пива — 37 коп. Литр молока — 32 коп. Бутылка кефира — 30 коп. Рыба — от 70 коп.
Мясо — 2 руб. Булочки — от 7 до 12 коп. Торт «Фруктовый» — 1 руб. Проезд на такси — 10 копеек посадка, 10 копеек за километр проезда.
Вино дешевое — 1-1,5 руб. Студенческая стипендия в МГУ составляла 40 рублей в месяц, 2,50 из неё вычитали за общежитие. Оставалось больше рубля на день. Билет на концерт в консерваторию стоил от 40 коп.
Можно ли было прожить на эти деньги при таких ценах? Смотря кому. Например Дмитрий Медведев в свое время говорил: «Если вам кто-нибудь расскажет, что при советской власти стипендия позволяла достойно жить, скажите ему, что это чушь. Максимум, что можно было себе позволить на стипендию в 50 рублей в 1980-е годы — сходить с девушкой в кафе».
У Дмитрия Анатольевича отшибло либо память, либо совесть. В центральных ресторанах типа Праги, Арагви, Узбекистана горячее блюдо стоило 3. Вдвоем наесть на 50 рублей? Разве с обильным коньяком, битьем витрин и отдыхом в медвытрезвителе отдых — 10 руб.
Вообще же скромный студенческий поход в кафе обходился на двоих в 2-5 руб. Большинству студентов помогали родители. Но были и те, которые жили на свои деньги. Они обычно подрабатывали дворниками, почтальонами, нянями, переводчиками, грузчиками, репетиторами.
Давала приработок и летняя работа в стройотряде, нередко очень большой — до 600-700 руб. Анекдоты про голодающих студентов все же были, но в ничтожном количестве — в сравнение с анекдотами про студентов-двоечников. Теперь давайте посмотрим на те стипендии, что получает студент сегодня. В 2017 году академическая стипендия: для студентов техникумов и колледжей — 856 рублей, вузов — 1571 рублей.
Минимальная стипендия учащегося в ВУЗе — 1340 руб. Максимальная стипендия — около 6 тыс. На что эти деньги можно потратить. Стоимость проживания в общежитии ВШЭ — от 900 до 1500 рублей в месяц.
Ленинский стипендиат
Что мог позволить себе советский студент на стипендию Чтобы верно понять финансовые возможности советского студента, необходимо знать цены на самые распространенные товары того времени. Облегчает задачу то, что они были фиксированными и не менялись годами по всей территории Союза. Так, студенты могли позволить себе питаться полноценно в столовых всего за 35-40 копеек. А для перекуса достаточно было иметь при себе копеек 15-20. Однако молодежь, которая не имела собственного жилища, жила не так вольготно. В общежитиях места всем не хватало, потому некоторым студентам приходилось искать себе съемную комнату или квартиру. Практически половина стипендии уходила на ее оплату.
Что касается цен на продовольствие, то они были действительно низкими даже в столице. Никто из студентов не испытывал нужды несмотря на то, что среди населения ходили шутки о бедном голодном студенте. Посудите сами: пышные сдобные булочки в зависимости от веса стоили от 7 до 12 копеек. Бутылку молока можно было купить за 32 копейки. На ужин студент мог приготовить рыбу цена за кг — от 70 копеек или мясо 1 кг — около 2 рублей 20 копеек. Вкусный и натуральный фруктовый торт продавали за 1 рубль 75 копеек.
Если удариться в расчеты, то у нас получится примерно следующее. Студент МГУ на 35-рублевую стипендию мог: заплатить за проживание в общежитии 2 рубля 50 копеек ; купить льготный проездной билет на метро 3 рубля ; питаться не более чем на 1 рубль в день.
А для перекуса достаточно было иметь при себе копеек 15-20. Однако молодежь, которая не имела собственного жилища, жила не так вольготно. В общежитиях места всем не хватало, потому некоторым студентам приходилось искать себе съемную комнату или квартиру. Практически половина стипендии уходила на ее оплату. Что касается цен на продовольствие, то они были действительно низкими даже в столице. Никто из студентов не испытывал нужды несмотря на то, что среди населения ходили шутки о бедном голодном студенте.
Посудите сами: пышные сдобные булочки в зависимости от веса стоили от 7 до 12 копеек. Бутылку молока можно было купить за 32 копейки. На ужин студент мог приготовить рыбу цена за кг — от 70 копеек или мясо 1 кг — около 2 рублей 20 копеек. Вкусный и натуральный фруктовый торт продавали за 1 рубль 75 копеек. Если удариться в расчеты, то у нас получится примерно следующее. Студент МГУ на 35-рублевую стипендию мог: заплатить за проживание в общежитии 2 рубля 50 копеек ; купить льготный проездной билет на метро 3 рубля ; питаться не более чем на 1 рубль в день. Конечно, не так уж и густо. Но большинство студентов имели материальную поддержку от своих родственников.
Особенно она была нужна, когда требовалось купить верхнюю одежду или обувь.
Повышенная, для отличников - 50 рублей. А ещё была Ленинская - 100 рублей для особо успешных. Это в техническом ВУЗе.
Гуманитариям вроде меньше платили. Ответ от Вс[эксперт] 90 рублей!! Ответ от Зинаида Нестерова[новичек] 1984 год, Металлургический факультет Челябинского политехнического института им. Ленинского Комсомола.
Стипедия 50 рублей.
Дня через два опять в "Обсералку" для набора опыта подался. Смотрю зав. Хвать меня за халат и говорит, пошли быстро ко мне в кабинет. Ну думаю, проштрафился на чём-то. Зашли к нему в кабинет. Достает он две бутылки армянского коньяку "Ахтамар", самого-самого старого и дорогого, и двести рублей двумя сотенными бумажками. Это нам, говорит.
Как в песне - тебе половина и мне половина. Короче, шобы гомону не було, расскажу, шо було. Пришла бабёнка в лисьей шубёнке и заявила, шо ей свиданку с зечкой обещали. За услугу обещает гарно заплатыть. Ну дал я им на все про все минут пятнадцать. Захожу из палаты гнать - бачу, сидят обе в слезах, як ридна мамка с донькой обнимаются. Ну я эту семейную идиллию прервал, все, мол гражданочка, пожалуйте на выход. Доходим до дверей, она мне суе кулек с коньяком, та дви сотенных.
На, доктор, половина ваша, а половина для того практиканта, что у моей племянницы роды принимал. И просила тебя еще раз ей позвонить, вроде номер ты знаешь. Вот усё, швидко пакуемо цу цикаву горилку, ховаем гроши, та й шоб ни одна душа! Короче, Валера, ты парень военный, це сам разумиешь. Ну позвонил я ей. В гости позвала. Приехал на эту вот самую хату. Скрывать мне нечего, в форме приперся.
Дама, Вероника Игоревна, возраста "бальзаковского" не старенькая, не молодая. Давай за племянницу благодарить да всё про меня расспрашивать. На то, чтоб богатенькая стерва молодого кобелька снимала, не похоже. А чтоб у такой молодой тёщи дочь на выданье засиделась - по возрасту рановато. Вопросы обстоятельные задает, в голосе лести нет, в глазах похоти не видно. Я её за "магарыч" поблагодарил, сразу сказал, что племяннице её многим помочь не смогу. Я в этом роддоме на птичьих правах - опыта набираюсь, поэтому максимум, чего смогу сделать, то тормознуть ее родственницу дополнительно дней на десять. Советую ей приносить побольше высококалорийных передач.
Сам в душу не лезу, типа я будущий доктор, а кто и за что сидит - не мое дело. Дамочка это оценила. Пробыл я у нее минут двадцать, чего время терять, извиняюсь и собираюсь уходить. Тут дамочка и спрашивает, а правда ли я Ленинский Стипендиат? Да в нормальных условиях я бы не врал, а тут уже сбрехано, чего зря извиняться. Ну, говорю, правда, поэтому и засиживаться у вас не могу - надо идти по завету дедушки Ленина забираться на чердак и учиться, учиться и учиться. А она не отпускает - давай опять вопросики подкидывать, мол где я живу, трудно ли в общаге учиться, не мешает ли шум? Я и говорю - мне всё мешает, но я человек серьезный и целеустремленный, поэтому мнё все по барабану.
Если же меня достанут, то я или в читальный зал, или в парк всегда смыться могу. А она говорит, что бы я делал, если бы у меня была своя собственная очень маленькая квартирка - только кухня с балкончиком, туалет, ванная и прихожая? Что бы я делал... Да я бы был в раю! Лучших условий для ленинских стипендиатов не бывает. Тогда она вынесла раскладушку и сказала, что с завтрашнего утра я могу жить в этой прихожей. Её муженёк официально числился замминистра горнодобывающей промышленности Монголии. И живет он безвылазно в встолице Монголии, а ей, его преданной жене, необходимо к нему ехать, как декабристке на каторгу.
Одна проблема - не на кого квартиру оставить. Нужен очень надежный сторож сроком на два года. Вот Ленинский Стипендиат Валерий Рябуха - очень подходящий кандидат. На завтра Вероника Игоревна вызывает плотника, чтобы врезать замок в двери между прихожей и коридором, что ведет в остальные комнаты. После чего оставшаяся территория от двери до кухни, влкючая санузел, в полном распоряжении Валерия Владимировича.
Размер стипендий и от чего зависела выплата
- 1966-1971 годы – "Обед за рубль и 10 бутылок водки"
- Ленинская Стипендия В Техникуме
- Ленинская Стипендия В Техникуме
- Из истории стипендиального обеспечения в России / Сергей Васильев
- Стипендии в ссср. Жизнь студентов при ссср и в современной россии
Студентам радоваться преждевременно
Например, отличники, комсомольцы и спортсмены могли претендовать на "Ленинскую" стипендию, размер которой достигал 120 рублей. Действительно, стипендия на первых курсах была 40 рублей. Буклет о лауреатах стипендий 2020 года (1). Выдовали ленинскую стипендию с начало 4-го курса. (Например: размер стипендии в данном вузе 40 руб., в этом случае студенту-отличнику будет выплачиваться стипендия. (Например: размер стипендии в данном вузе 40 руб., в этом случае студенту-отличнику будет выплачиваться стипендия.
Какой была стипендия у советских студентов?
Как студенты выживали | Sutori | В 70-х Ленинскую стипендию увеличили до 100 и 125 рублей для студентов и аспирантов, соответственно, а также стали назначать ее и учащимся техникумов — в размере 75 рублей. |
Ленинская Стипендия В Техникуме: свежие поправки, советы, документы | Размер стипендии в СССР и кто ее получал. Что мог позволить себе советский студент на стипендию. |
Советские стипендии: на что их хватало на самом деле? | История России | Дзен | Размер стипендии в СССР и кто ее получал. Что мог позволить себе советский студент на стипендию. |
Какой была стипендия у советских студентов? | | Была еще Ленинская стипендия – 120 рублей, выплачивалась ежемесячно, устанавливалась сроком на 1 год. |
Кокова была сумма ленинской стипендии в 1987 году? | Мониторинг стипендиального обеспечения (январь-июнь 2020 год). |
Те, кто жил на стипендию 40 рублей, не поверили президенту, что такое невозможно: мнения блоггеров
Размер студенческой стипендии в ссср. Стипендия | А нас у мамы было три ли стипендию, 1984-1987год. |
ленинская стипендия в 1987 году сумма — 3 ответа | Последнее повышение размера стипендий имени В. И. Ленина было произведено постановлением Кабинета Министров СССР от 19 мая 1991 года № 250. |
Расписание
- Ленинская стипендия сколько рублей: Размер ленинской стипендии в 1987 году
- Ленинская Стипендия В 1987 Году Сумма
- Ответы : Ленинская стипендия сколько была? и как её выдавали, раз в месяц?
- "Я жировал". Алтайские депутаты рассказали, какую стипендию получали и на что тратили
Стипендия в ссср
Размер стипендии в СССР и кто ее получал. Что мог позволить себе советский студент на стипендию. год поступления) была такая стипендия, 40 рублей, не повышенная. О размерах стипендий в ВУЗах в конце 1930-х можно получить представление из следующей цитаты. Размер такой стипендии тоже обычно был 45 руб. 50 стипендий в размере 1500 рублей в месяц для лиц, готовящихся к защите докторской диссертации.
"Я жировал". Алтайские депутаты рассказали, какую стипендию получали и на что тратили
Ленинская Стипендия В 1987 Году Сумма. В советское время, в 80-е годы, обычная стипендия составляла 40 рублей (круглые отличники получали так называемую ленинскую стипендию – 55 рублей). Например, Ленинская стипендия. В 1960 году ее размер составлял 80 рублей, а в 1980 — 120 рублей. Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько была ленинская стипендия в 1987 году».
Какая стипендия была у студентов в ссср
Студентам за исключением студентов, получающих именные стипендии и указанных в подпунктах "а" и "б" п. Отличникам учебы из числа студентов заводов-втузов и лиц, направленных на учебу в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18 сентября 1959 г. Именные стипендии назначаются независимо от материального положения, но с соблюдением порядка, установленного действующим Положением об именных стипендиях. Именные стипендии, назначаемые студентам, направленным на учебу в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18 сентября 1959 г. N 1099 и другими постановлениями, изданными в дополнение к этому Постановлению, а также студентам заводов-втузов выплачиваются за счет учебного заведения. Повышение размера стипендии в связи с переходом на старший курс производится с начала занятий на этом курсе. Студенты, утратившие право на получение стипендии по результатам экзаменационной сессии, не получают стипендию, начиная с первого числа следующего за окончанием экзаменационной сессии месяца.
N 245, сохраняются до окончания учебного заведения размеры получаемых ими стипендий, без увеличения их при переводе на последующие курсы обучения, если на этих курсах новые размеры стипендий ниже размеров получаемых ими стипендий. Во всех других случаях стипендия выплачивается в установленном порядке в размере, предусмотренном Приказом Министра высшего и среднего специального образования СССР от 26 июля 1963 г. N 245. Студентам, переведенным в соответствии с приказом соответствующего министерства ведомства из одного вуза в другой или с одной специальности на другую в том же учебном заведении, стипендии назначаются до следующей экзаменационной сессии по результатам экзаменов, сданных по прежнему месту учебы, независимо от наличия академической задолженности, образовавшейся вследствие разницы в учебных планах. Студентам, переведенным по личной просьбе из одного вуза или факультета в другой вуз или на другой факультет, а также со старшего курса вечерних и заочных вузов факультетов, отделений на младший курс дневного отделения вуза, стипендии назначаются после погашения задолженности по учебному плану. Студентам дневных вузов, оставленным на повторный год обучения по неуспеваемости, стипендии не выплачиваются в течение всего повторного года обучения.
Студентам-стипендиатам, оставленным на том же курсе на второй год по болезни или в связи с отпуском, связанным с болезнью или другой уважительной причиной, своевременно оформленным приказом ректора высшего учебного заведения на основании соответствующих документов лечебного учреждения, имеющего право выдачи листков о временной нетрудоспособности, выплата стипендии возобновляется с момента начала занятий в повторном учебном году до результатов первой экзаменационной сессии, после чего стипендия назначается на общих основаниях. Студентам, не получавшим стипендию, оставленным на второй год по болезни, стипендия в повторном году обучения может быть назначена до результатов очередной экзаменационной сессии с учетом материального обеспечения. В период нахождения студента в отпуске, связанном с болезнью или другой уважительной причиной, стипендия ему не выплачивается. После возвращения студента-стипендиата из отпуска, предоставленного ему по болезни или по другой уважительной причине , выплата стипендии ему возобновляется до результатов первой экзаменационной сессии, после чего стипендия назначается на общих основаниях. Студенты-стипендиаты в случае временной нетрудоспособности, подтвержденной лечебным учреждением , имеющим право выдачи больничных листков , получают стипендию в полном размере до восстановления трудоспособности или до установления врачебно-трудовой экспертной комиссией ВТЭК инвалидности; за отпуск по беременности и родам стипендия выдается в полном размере в течение сроков этого отпуска, установленных действующим законодательством для женщин - работниц и служащих. Студентам, у которых производственная работа чередуется с учебой, в том числе студентам заводов-втузов, пособие по государственному социальному страхованию выдается только за периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, приходящиеся на время производственной работы, исключая период ученичества.
За дни учебы с отрывом от производства, пропущенные в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам, этим студентам-стипендиатам выплачивается стипендия в порядке, указанном в первом абзаце настоящего пункта. В случае временной нетрудоспособности в период ученичества всем студентам, имеющим справки о временной нетрудоспособности, за дни болезни оплата производится из расчета ученической ставки, установленной пунктом 8 Постановления Совета Министров СССР от 4 августа 1959 г.
В целом в СССР существовало множество именных стипендий в честь различных деятелей науки, культуры и техники.
Размер стипендии в 2022 году На сегодняшний день стипендий, конечно, не составляет шестую часть от зарплаты. Хотя бывают случаи, что при определенных обстоятельствах, стипендия действительно может быть большой. Однако в целом ситуация не столь радостна для студентов.
Базовая стипендия в вузах к 1 сентября 2022 года составит 1755 рублей. В техникумах — 638 рублей. Для незащищенных категорий студентов эти суммы вырастут до 2634 и 958 рублей, соответственно.
В среднем на 2021 год размер академической стипендии составил 3268 рублей. Повышенный средний размер достиг 9578 рублей.
Учащимся, которым установлены именные стипендии или стипендии общественных организаций, размер доплаты также исчисляется от уровня указанной стипендии. Учащимся, зачисленным в профтехучилище на государственное обеспечение, размер доплаты до уровня тарифной ставки рабочих I-го разряда исчисляется от общей стоимости рациона питания, комплекта обмундирования и стипендии в расчете на месяц. Например: - стоимость рациона питания без учета наценки, устанавливаемой на предприятиях общественного питания по Белорусской ССР , за период обучения - 378 рублей 1 руб. Порядок выплаты учащимся денежной компенсации взамен питания 3. По просьбе учащихся и их родителей учащимся профтехучилищ, зачисленным на государственное обеспечение, может выплачиваться денежная компенсация взамен питания. Выплата компенсации производится в соответствии с приказом директора профтехучилища в сроки, предусмотренные для выплаты стипендии, в размере установленной стоимости рациона питания: - за период производственной практики - без снятия торговой наценки; - за выходные, праздничные и другие дни, кроме периода производственной практики - со снятием торговой наценки.
Например: Учащийся, обучающийся в профтехучилище, расположенном в г. Смоленске II торговый пояс цен , получит денежную компенсацию: - за период производственной практики - 1 руб. Перечень профессий для подготовки квалифицированных рабочих в средних профессионально-технических училищах сборник 8.
В 1987 году Ленинская стипендия составляла 100 рублей в месяц. Данная сумма была небольшой даже для тех времен, однако она была оценена студентами и молодыми учеными как важный признак достижения их научных целей. Получение Ленинской стипендии давало студентам и молодым ученым возможность заниматься исследовательской работой и развивать свои научные навыки. Благодаря этому стипендия способствовала повышению качества научных исследований и развитию науки в целом. Ленинская стипендия также была признанием достижений молодых ученых и студентов. Получение этой стипендии давало возможность показать свои способности и таланты в научной области. Это стимулировало молодежь к дальнейшему развитию и продолжению научной карьеры.
В целом, Ленинская стипендия оказывала положительное влияние на студентов и молодых ученых. Она мотивировала их заниматься научной деятельностью, развиваться и достигать успехов в своей области. Эта стипендия была важным фактором, способствовавшим развитию науки и поддержке молодых талантов в Советском Союзе. Поддержка образования В 1987 году в СССР была введена Ленинская стипендия, которая предоставлялась студентам, обучающимся в высших учебных заведениях. Эта стипендия была одним из способов поддержки образования и мотивации студентов к достижению успехов в учебе и научной деятельности. Точная сумма Ленинской стипендии в 1987 году зависела от различных факторов, включая успехи студента в учебе и научной работе. Однако, в среднем студенты получали от 20 до 30 рублей в месяц. Ленинская стипендия предоставлялась на длительный срок и помогала студентам оплачивать учебные материалы, книги, а также частично покрывать расходы на проживание. Социальное положение студентов В советской России Ленинская стипендия являлась важной составляющей социального положения студентов. В 1987 году стипендия составляла 100 рублей.
Это была достаточно значительная сумма для того времени. Ленинская стипендия предоставлялась студентам, которые отличались успехами в учебе и общественной деятельности. Размер стипендии был значительно выше обычной стипендии и позволял студентам улучшить свою материальную ситуацию. Таким образом, Ленинская стипендия играла важную роль в социальном положении студентов, помогая им справляться с материальными трудностями и обеспечивая дополнительные возможности для развития. Значение Ленинской стипендии в обществе Ленинская стипендия, выплачиваемая в СССР, имела большое значение в обществе не только своей суммой, но и символической ценностью. Получение ленинской стипендии было престижным и почетным признаком достижений и заслуг в науке и образовании. Сумма ленинской стипендии составляла несколько тысяч рублей в месяц, что было значительной суммой в то время. Она позволяла обеспечить достойный уровень жизни и удовлетворение основных потребностей. Однако, важнее денежной стороны стипендии был ее символический смысл.
Лучшие ответы
- 1966-1971 годы – "Обед за рубль и 10 бутылок водки"
- «Сытое брюхо к ученью глухо»
- Ленинская стипендия в 1987 году размер - фото сборник
- Студенческая стипендия в СССР: irga101 — LiveJournal
Back 2 USSR. Часть 2
Высшая Стипендия Называется Ленинская Или Сталинская Вскакие Годы | Юридический вопрос юристу | Размер такой стипендии тоже обычно был 45 руб. |
Сервис расписаний | С 1972 года стипендия студентам была повышена до 40 рублей и выплачивалась всем не имевшим хвостов по итогам сессии. |
Кокова была сумма ленинской стипендии в 1987 году?
Стипендия в те годы варьировалась от 35 до 50. Приказом Минвуза СССР от 15 июля 1987 года Ленинскую стипендию увеличили до 130 рублей в месяц. Студентам, оставленным на второй год, стипендия в повторном году обучения выплачивается до результатов очередной экзаменационной сессии. В 1987 году Ленинская стипендия составляла впечатляющую сумму рублей, что привлекало внимание молодых ученых и стимулировало их работу.
Какая стипендия была у студентов в ссср
Размер стипендии составлял от 80 рублей в 1960-е годы до 120 рублей в 1980-е годы. К началу 1980-х годов базовый размер стипендии в техникумах составлял 30 рублей, в большинстве вузов по большинству специальностей он составлял 40 рублей. Торжественная церемония вручения именных стипендий главы в Ленинском районе проходит с 2022 года. Ленинская стипендия в 1987 году. Размер стипендии. Стипендия правительства РФ для студентов сколько.
Сколько рублей была Ленинская стипендия в 1987?
Например: надбавки отличникам 50 процентов - 45 рублей 30 руб. Учащимся, которым установлены именные стипендии или стипендии общественных организаций, размер доплаты также исчисляется от уровня указанной стипендии. Учащимся, зачисленным в профтехучилище на государственное обеспечение, размер доплаты до уровня тарифной ставки рабочих I-го разряда исчисляется от общей стоимости рациона питания, комплекта обмундирования и стипендии в расчете на месяц. Например: - стоимость рациона питания без учета наценки, устанавливаемой на предприятиях общественного питания по Белорусской ССР , за период обучения - 378 рублей 1 руб. Порядок выплаты учащимся денежной компенсации взамен питания 3.
По просьбе учащихся и их родителей учащимся профтехучилищ, зачисленным на государственное обеспечение, может выплачиваться денежная компенсация взамен питания. Выплата компенсации производится в соответствии с приказом директора профтехучилища в сроки, предусмотренные для выплаты стипендии, в размере установленной стоимости рациона питания: - за период производственной практики - без снятия торговой наценки; - за выходные, праздничные и другие дни, кроме периода производственной практики - со снятием торговой наценки. Например: Учащийся, обучающийся в профтехучилище, расположенном в г. Смоленске II торговый пояс цен , получит денежную компенсацию: - за период производственной практики - 1 руб.
Была еще Ленинская стипендия — 120 рублей, выплачивалась ежемесячно, устанавливалась сроком на 1 год. Назначалась студентам со 2-го курса, за отличную учебу и активную общественную деятельность..... Повышенная, для отличников 45 руб. В конце 80-х платили всем, минималка была 40 руб.
Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 326 УК РФ. Подделка или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделка государственного регистрационного знака транспортного средства в целях эксплуатации или сбыта транспортного средства, использование заведомо поддельного или подложного государственного регистрационного знака в целях совершения преступления либо облегчения его совершения или сокрытия, а равно сбыт… Читать далее Читать далее Продать машину по доверенности после смерти владельца 11. Имеют ли право родственники пользоваться автомобилем? Надо ли оформлять на него наследование и ставить на учет по-новому? Следует помнить, что автомобиль имеет рыночную стоимость, а потому имеет материальную ценность и является движимым имуществом, передается по наследству и должно быть законным образом зарегистрировано и передано новому собственнику. Наследование автомобиля Автомобиль, бывший владелец которого умер, как всякое движимое имущество, наследуется. Причем наследникам следует… Читать далее Читать далее Указ о ветеранах труда Алтайского края 11. Статья 1.
Опубликовано по тексту Пролетарий. Источник: Ленин Собрание сочинений , Издательство «Прогресс», 1972 г.
На дневных рабочих факультетах при педагогических, медицинских и экономических высших учебных заведениях, а также на национальных рабочих факультетах стипендиями обеспечиваются учащиеся всех курсов. На дневных рабочих факультетах при всех прочих учебных заведениях стипендиями обеспечиваются учащиеся II и III курсов. На I курсе этих дневных рабочих факультетов стипендиями обеспечиваются только отдельные группы учащихся, которые в силу отсутствия необходимой квалификации или по другим причинам не могут быть целесообразно использованы на работе. Учреждена в ознаменование летия со дня рождения В. Выплачивалась ежемесячно.
Устанавливалась сроком на 1 год, но могла продляться по результатам экзаменационной сессии. Размер стипендии составлял от 80 рублей в е годы до рублей в е годы. Учащимся, зачисленным в профтехучилище на государственное обеспечение, размер доплаты до уровня тарифной ставки рабочих I-го разряда исчисляется от общей стоимости рациона питания, комплекта обмундирования и стипендии в расчете на месяц. Учащимся — стипендиатам, больным туберкулезом, при наличии соответствующих заключений органов здравоохранения об их временной нетрудоспособности, стипендия выплачивается в период до 10 месяцев со дня наступления временной нетрудоспособности. Основной источник средств на выплату С. Лицам, направленным на учёбу в высшие и средние специальные учебные заведения промышленными предприятиями, стройками, совхозами и колхозами, С. В высших и средних специальных учебных заведениях С.
Студентам учащимся в 1-м семестре 1-го курса С. В системе профессионально-технического образования С. Размеры С. Лицам, направленным на обучение промышленными предприятиями, стройками, совхозами и колхозами, С. Размер С. Студентам и аспирантам, имеющим особые успехи в учёбе и научно-исследовательской работе, назначаются именные С. В случае временной нетрудоспособности студенты аспиранты, учащиеся получают стипендию в полном размере.
Лицам, повышающим свою квалификацию с отрывом от работы, как правило, выплачивается сохраняемая за ними заработная плата, некоторым — дополнительная С. Аспирантура а также к защите докторской диссертации и повышения квалификации См. Повышение квалификации. Нет, как всегда, неточно. Видишь ли. Утверждена была постановлением Совмина Если речь об одноименной сегодняшней стипендии конкретного ВУЗа, то те, у кого она есть, знают о том, на основании чего она существует, и лишних вопросов не задают. От участнико форума.
Например, Вы или кто-то еще могли бы подтвердить или опровергнуть тезис о том, что. НПА нет. В принципе нет. Такова особенность документов СССР, далеко не каждый из них прямо отменялся. В советское время, в е годы, обычная стипендия составляла 40 рублей круглые отличники получали так называемую ленинскую стипендию — 55 рублей. Буханка обычного белого хлеба батона на тот момент стоила 16 копеек. Получается, советский студент мог себе позволить купить буханок хлеба.
В году начался Евромайдан, движущей силой которого как раз стали украинские студенты. Под редакцией академика РАН В. Михайлова Часть II. Авария на Чернобыльской АЭС: фото и воспоминания ликвидаторов Студентам-стипендиатам, больным туберкулезом, при наличии соответствующих заключений органов здравоохранения об их временной нетрудоспособности стипендия выплачивается в течение 10 месяцев со дня наступления временной нетрудоспособности. Для обучающихся за рубежом: списки кандидатов определяются Минобрнауки РФ с участием Межведомственного координационного совета по международному сотрудничеству в области высшего и послевузовского образования. Ельцина Екатеринбург, Россия , olgabogat. Ельцина Екатеринбург, Россия , nathalieleskina gmail.
Рассматриваются вопросы развития академической мобильности и программ обмена, совместных образовательных программ, а также транснациональных университетских сетей. Особое внимание уделяется анализу исторического контекста и причин ее формирования, основным этапам развития, а также влиянию, которое она оказала на европейскую интеграцию в сфере высшего образования. Авторы приходят к выводу, что, хотя первые оценки программы относительно ее вклада в развитие европейской идентичности и карьерных перспектив выпускников были немного завышены, в конечном итоге она способствовала сотрудничеству между университетами и укреплению транснационального академического сообщества, которое было заинтересовано в дальнейшем расширении наднационального регулирования и способствовало закреплению полномочий ЕС в данной сфере. Отмечается, что она стала площадкой для апробации инструментов сотрудничества, которые впоследствии были закреплены в положениях Болонской декларации. Римские договоры об учреждении ЕЭС не регулировали сферу образования, которое оставалось сферой исключительной ответственности национальных правительств. Проекты образовательного сотрудничества в рамках ЕС неизменно встречали сопротивление стран-участниц, однако студенческие волнения конца 1960-х годов заставили их пересмотреть свою позицию. В 1972 году бывший министр образования Бельгии, профессор Анри Жанн подготовил доклад о будущей программе сотрудничества в сфере высшего образования в рамках Сообществ.
В этом знаковом документе, созданном на основе интервью с ведущими экспертами в сфере высшего образования, А. Жанн пришел к выводу, что главной целью политики Европейских Сообществ должна стать гармонизация образовательных систем и их европеизация. В докладе были заложены основы общеевропейских программ в сфере высшего образования ЕС. Предполагалось, что, участвуя в программах обмена, на основании полученного опыта молодые люди будут лучше понимать своих сверстников в других европейских странах. Академическая мобильность должна была стать обязательным условием при создании международных консорциумов вузов, которые, так же как и центры превосходства, способствовали бы мобилизации ресурсов и достижению прорывов совместными усилиями. Основные положения «доклада Жанна» легли в основу образовательной политики Европейских Сообществ. Однако понятие «гармонизация», то есть процесс сближения правовых систем для создания общих стандартов на определенном пространстве , вызвало сомнения глав государств и не вошло в официальные документы.
Резолюция Совета Министров образования 1974 года заложила основные принципы будущего сотрудничества. На ее основании в 1976 году была одобрена первая программа действий Сообществ, которая включала финансирование совместных образовательных программ и краткосрочных образовательных визитов. И хотя Брюссель мог действовать только по приглашению стран, то есть его действия могли носить только комплементарный характер по отношению к государственной политике в сфере образования, первые программы изменили баланс сил в высшем образовании. Проекты финансировались непосредственно Сообществами, что открыло путь для сотрудничества между ними и университетами без посредничества правительств. Реализация первых программ Сообщества встретила трудности, поскольку в Римских договорах образование не закреплялось в качестве одной из компетенций, и Совет Министров образования даже приостановил их деятельность в 1979 году. В 1980-е годы в общественном и политическом дискурсе усилилась критика в адрес Сообществ, что они далеки от граждан. В связи с необходимостью укрепления и продвижения европейской идентичности в докладе бывшего депутата Европейского Парламента П.
Адоннино «Европа граждан» 1985 предлагалось создать программу межуниверситетского сотрудничества и мобильности , которая впоследствии получила название ERASMUS в честь знаменитого европейского ученого, гуманиста Эразма Роттердамского 1469—1536 , путешествовавшего почти всю свою жизнь в поисках знаний. Воплощению рекомендаций доклада способствовало решение Европейского суда по делу Гравье, по которому высшее образование признавалось частью системы профессиональной подготовки и, таким образом, официально входило в сферу компетенции ЕЭС в соответствии со статьей 128 Договора об учреждении ЕЭС 1957 года. В декабре 1986 года, когда решение должно было быть одобрено, ответственный комиссар Мануэль Мартин отозвал предложение в знак протеста против попыток Совета сократить финансирование со 170 до 100 млн экю и предоставлять его только университетам, а не напрямую студентам. Мартин обратился к прессе с критикой: «В ЕС уделяют больше внимания одной корове, чем 100 студентам», — и пояснил, что запрашиваемый объем финансирования программы ERASMUS равен всего четырем дням расходов на фермерские хозяйства. В этой кризисной ситуации на конференции в г. Лёвен Бельгия ERASMUS поддержали ректоры ведущих европейских вузов, сумевшие оказать влияние на министров образования своих стран — выпускников этих вузов. Через несколько дней предложение о создании программы ERASMUS было возвращено в Совет министров, и в итоге оно было окончательно одобрено летом 1987 года.
Программа предполагала более интенсивное сотрудничество между вузами и широкую академическую мобильность с целью расширения «взаимодействия между гражданами» и создания пула выпускников для европейского рынка труда, имеющих непосредственный опыт сотрудничества внутри сообщества. Реализация программы привела к росту доверия между заинтересованными сторонами и, в конечном счете, к включению положений о высшем образовании в Маастрихтский договор об учреждении Европейского Союза 1992 года, что заложило юридические основания для развития сотрудничества в данной сфере. Статья 126 149 Договора закрепила контроль за образовательной сферой за национальными правительствами. Действия ЕС ограничивались следующими направлениями: развитие европейского измерения, стимулирование мобильности и, таким образом, признания дипломов и периодов обучения, поощрение сотрудничества между вузами, обмен информацией, развитие дистанционного образования. Как отмечалось, основные цели программы ERASMUS заключались в стимулировании мобильности студентов и создании транснациональных сетей вузов. Ответственность за реализацию программы возлагалась на вузы, которые были напрямую подотчетны Европейской Комиссии. Несмотря на неизменность основной идеи, программа ERASMUS тем не менее претерпела ряд трансформаций организационного и функционального характера.
К середине 1990-х годов в арсенале ЕС находилось уже семь образовательных программ. Такое разнообразие было вызвано сложностью процедуры их одобрения органами Сообществ , государствам приходилось договариваться по каждой программе отдельно. В то же время их фрагментарность являлась серьезным недостатком. К этому времени благодаря общеевропейским программам стала очевидной необходимость сотрудничества на институциональном уровне. Авторитет программ, равно как и авторитет ЕС в данной сфере, прочно укрепился, что позволило провести реформу и объединить существовавшие программы в две зонтичные — «Сократ» и «Леонардо да Винчи». В программу были включены новые направления: в 1996 году — интенсивные языковые курсы, в 1997 году — программы академических обменов для преподавателей. Все последующие трансформации программы также были связаны с углублением интеграции и ростом числа вузов, участвующих в программе.
В связи с данной реформой требовалась большая ответственность вузов. Помимо этого, в состав пакета заявки вводились Положения о европейской политике European Policy Statements , которые представляли собой стратегию развития европейского измерения в вузе. Попробуйте сервис подбора литературы. С 2007 года программа ERASMUS стала частью проекта «Обучение в течение жизни» 2007—2014 , которая отражала приоритеты ЕС о необходимости строительства «самой конкурентоспособной экономики знаний» и имела целью сблизить рынок труда и высшее образование. В результате в содержание программы ERASMUS включались прохождение практики студентами, повышение квалификации преподавателей на предприятиях и самого персонала предприятий. В первый год реализации программы 1987 в ней приняли участие 3244 студента из 11 стран ЕЭС. Однако масштаб программы продолжал расти, и в 2009 году она насчитывала уже 2 млн студентов, а в 2013 году — 3 млн рис.
Как отмечалось, резкий рост числа студентов связан с включением в программу новых стран. Следует отметить, что размер гранта всегда был невысоким и, несмотря на то, что студенты были освобождены от оплаты в принимающем вузе, стипендия не покрывала все текущие расходы. При этом средний размер стипендии вырос со 140 евро в 2000—2001 учебном году до 274 в 2013—2014. Скорее, ее целью являлась компенсация издержек, связанных с проживанием в другой стране. Исследователи изучали содержание программ и учебных планов, полученный студентами опыт, условия проживания. Например, исследования показали, что обучение в одном из европейских вузов в три раза увеличивало вероятность работы участника программы за границей. В более поздних публикациях усилилась критика в отношении влияния программы на трудоустройство выпускников вузов.
Исследователи не выявили прямой зависимости начальной зарплаты молодых специалистов от их участия в программе обмена в студенческие годы. Так, Д. Мессер и С. Возможно, студенты, изначально нацеленные на работу за рубежом, активнее других принимали участие в программах обмена. Оценка исследователями социокультурного эффекта от участия в программе со временем менялась. Укрепление связей между вузами и возможность пройти часть обучения в другой европейской стране привели к появлению понятия «поколение ERASMUS» — молодых людей, воспринимающих идею единой Европы как часть своей идентичности, поскольку им предоставлялась возможность на собственном опыте познакомиться с другими европейскими культурами, образом жизни и системой образования. Проведя анализ накопленных эмпирических данных, К.
Оборуне пришла к выводу, что участие в ERASMUS не способствовало формированию европейской самоидентификации, так как она уже существовала и в значительной степени определяла выбор программы. В то же время участие в стажировках укрепляло европейскую идентичность студентов. По мнению К. Оборуне, в этой ситуации следовало уделять больше внимания студентам, не планирующим принимать участие в обменах и не воспринимающих идею Европы. Что же касается воздействия программы на вузы, следует отметить, что она привела к развитию интернационализации. Увеличилось число курсов и образовательных программ на английском языке, улучшилась информационная поддержка и качество предоставляемых студентам услуг в целом. Развитие связей с другими вузами и увеличение числа иностранных студентов способствовали развитию международных служб в европейских университетах, которые были готовы обучать иностранных студентов, и, таким образом, подготовили вузы к новому этапу сотрудничества со странами, не входящими в ЕС.
В то же время программа ERASMUS выявила различия национальных образовательных систем, которые становились препятствием на пути развития межуниверситетского сотрудничества. В лице академического сообщества, стремившегося к расширению сотрудничества, у Брюсселя появился сильный союзник. Как отмечают исследователи, транснациональная деятельность в сфере высшего образования стимулировала дальнейшее развитие наднационального регулирования для координации этой деятельности и повышала роль наднациональных органов. Таким образом, транснациональное академическое сообщество и политика ЕС в области высшего образования развивались одновременно, стимулируя друг друга. Следовательно, роль европейских институтов расширялась с под- держки мобильности и сотрудничества до создания новых более широких структур и политики для облегчения мобильности в целом, в частности Исполнительного агентства по образованию, культуре и аудиовизуальным средствам. Программа ERASMUS способствовала вовлеченности Европейской Комиссии в регулирование европейского высшего образования, особенно в сферах перезачета кредитов и создания университетских сетей. Эффект программы простирался еще дальше.
Она стимулировала Болонский процесс, направленный на создание единого Европейского пространства высшего образования. Решения, разработанные в рамках ERASMUS, стали принципами Болонского процесса: прозрачные и сопоставимые степени, система перезачета единиц ECTS , продвижение мобильности, качество образования и развитие европейского измерения совместные степени. Из ее средств финансировалось проведение мониторинга реформ, конференции министров образования, конференции организационного комитета, трендовые доклады Европейской ассоциации университетов, исследование «Болонья глазами студентов» Европейского объединения студентов, семинары и проекты.