О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Фронт в твоём дворе: последняя линия обороны Ленинграда
7. Разгром немцев под Ленинградом. карта прорыва блокады Ленинграда в 1943 году, карта южной части блокадного кольца, отвоеванная территория, операция Искра, коридор смерти, железная дорога Победы, карта боевых действий. По мнению Вячеслава Мосунова, при правильном командовании Выборгская группировка могла бы спасти Ленинград от блокады.
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
Однако 8 сентября германские войска прорвались через станцию Мга на Шлиссельбург и отрезали Ленинград с суши, началась блокада Ленинграда 1941–1944 гг. После этого линия фронта стабилизировалась вплоть до прорыва блокады города Ленинграда в январе 1943 года, когда удалось освободить довольно узкую полосу земли в районе Синявинских высот и болот. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище Немецкая политика Интересен взгляд на Ленинград в блокаде с противоположной — немецкой — стороны. Справочник Калебина» Карты и картография» линия обороны ленинграда во время блокады карта. Линия обороны Ленинграда во время блокады на современной карте. Блокáда Ленингрáда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны.
Как возникло кольцо блокады Ленинграда 80 лет назад
(карта была подготовлена к 74-й годовщине снятия блокады). Лекция «Ленинград в кольце блокады» продолжает цикл лекций, посвященных обороне Ленинграда в рамках проекта. Во время блокады Ленинград был отрезан от жизни страны, и все новости с фронта горожане получали через рупоры на улицах. именно там проходила граница. Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии. Бойцы Волховского фронта в наступлении во время прорыва блокады Ленинграда.
Загадки блокады Ленинграда
Оливково-зеленый — цвет колодки медали «За оборону Ленинграда» — одной из первых медалей советского времени, которой награждали всех участников обороны города — и военных, и мирных жителей. длительная военная блокада, предпринятая державами Оси против советского города Ленинграда (современный Санкт-Петербург) на Восточном фронте Второй мировой войны. Во время обороны Ленинграда подступы к осажденному городу прикрывали сотни дотов и дзотов. Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии. sasha_bogdanov Александр Богданов Саша Богданов. Карты в HD Блокада Ленинграда, Город фронт и прорыв блокады и освобождение от блокады Ленинграда со. Блокады именно города Ленинграда в действительности не было.
Блокада и освобождение Ленинграда. Как город на Неве пережил худшие 872 дня в своей истории
Однако фашистам пришлось бы столкнуться с мощнейшей системой долговременных укреплений, спешно возводившихся ленинградцами. Город недоедал, держался из последних сил, но строил систему обороны. Следующая остановка — фронт Многие слышали историю о марнском такси: в сентябре 1914 года Жозеф Симон Галлиени, военный комендант Парижа, мобилизовал гражданский автотранспорт, в том числе и такси, для переброски войск на фронт, который проходил совсем рядом с городом. Впоследствии история стала чем-то вроде визитной карточки французских таксистов, внесших свой вклад в оборону Парижа. Немецкие солдаты в окопах под Ленинградом Между тем в Ленинграде к сентябрю 1941 года сложилась куда более тяжёлая ситуация. Ни о какой паре десятков километров, как до Марны, и речи не шло. Немцы практически вошли в город и закрепились в Пушкине, Павловске и Петергофе. На юго-востоке Ленинграда, где сейчас находятся станции метро «Рыбацкое» и «Обухово», немцы подошли вплотную к городской застройке.
Те, кто внимательно читал «Два капитана», наверняка помнят, как Катя Татаринова ездила на фронт на трамвае. Он просил не провожать его — это было рискованно, в Рыбацком без пропуска меня могли задержать. Но я поехала». Более того, иные трамвайные маршруты уже были перерезаны немцами.
В ее составе с начала войны значились 16-я и 18-я армии, 4-я танковая группа, а в качестве поддержки этим силам отряжался 1-й воздушный флот. По итогам приграничного сражения группе армий «Север» удалось рассечь надвое советский Северо-Западный фронт и уже 9 июля взять Псков. Советское руководство, осознав непосредственную угрозу Ленинграду, еще с начала июля направило силы на возведение укрепленных линий на рубежах вокруг города, общая протяженность которых составила около 900 километров.
Возведение Лужского оборонительного рубежа Красная Армия, опираясь на Лужский оборонительный рубеж, смогла задержать немецкое наступление почти на месяц. Этому в немалой степени способствовал удачный контрудар в районе город Сольцы, где удалось нанести чувствительные потери мотомеханизированным ударным силам вермахта. Выигранное время дало возможность сформировать резервы в виде двух новых армий 42-й и 55-й для защиты подступов к Ленинграду. Кроме того, был запущен процесс эвакуации части предприятий и населения, охвативший почти полмиллиона ленинградцев. Но после паузы на восполнение потерь немцы смогли прорвать советскую оборону и к концу августа выйти к окрестностям Ленинграда. После бомбардировки 25 июня советской авиацией городов и военных баз в Финляндии эта страна объявила войну Советскому Союзу. Активные наступательные действия на Карельском перешейке финская армия начала с 31 июля и за месяц смогла добиться успеха, остановившись на рубеже старого советского Карельского укрепрайона.
Начало блокады сентябрь-декабрь 1941 года Уже в середине июля командование вермахта исключило в качестве возможной задачи штурм Ленинграда, сделав ставку на полное окружение города. Согласно директиве Гитлера номер 35 от 6 сентября, использованную для прорыва к советской «северной столице» 4-ю танковую группу надлежало в срочном порядке передислоцировать для наступления на Москву. После взятия германскими войсками Шлиссельбурга 8 сентября сухопутное сообщение Ленинграда с остальной страной было прервано. Войска группы армий «Север» постарались выполнить приказ на полное окружение города, но упорная оборона частей Красной Армии не позволила это сделать. Господствующие Пулковские высоты остались под контролем советских войск.
Моста по старому Шлиссельбургскому тракту вдоль Невы на дату съёмки уже нет. В годы блокады через Рыбацкое прошла линия второго пояса оборонительных сооружений. На этом снимке она прослеживается по следу противотанкового рва на обоих берегах Невы и понтонному мосту через реку.
На южном берегу Невы читаются свежие брустверы. Между ними — много окопов, которые идут по диагонали через участки внизу снимка. На правом берегу Невы — также многочисленные окопы и ходы сообщения. Трассировка дорог прочерчена по эмульсии при обработке снимка топографом; Каляевская улица ошибочно дешифрирована дорогой, хотя представляла собой только насыпь для трамвайной линии. Пулково и Киевское шоссе, 16 сентября 1942 г. Одна из самых «горячих» точек военных лет, место ожесточённых боёв в сентябре 1941-го и летом 1942-го. Рубеж на пути к Ленинграду, который гитлеровская армия не смогла преодолеть. Линия фронта, линия блокады Ленинграда прошла в левом нижнем углу снимка, у подножия Пулковских высот.
Читаются контуры планировки района аэропорта «Шоссейная», однако вся территория испещрена взрывами, а от застройки остались только наиболее крупные здания, используемые в качестве ориентиров гитлеровцами и прикрытия — защитниками Ленинграда. Построек населённых пунктов Пески, Толмачи, Галлерово, расположенных на склонах Пулковской гряды, уже практически нет. По всей территории видны окопы, которые выделяются брустверами; в северной части — противотанковый ров второго оборонительного пояса здесь он был ближайшим к фронту и орудийные позиции. Урицк, 16 сентября 1942 г. Планировка района — такая. Какой она выглядит на снимке, - сложилась в 1930-е гг. После войны восстановлены были только отдельные здания вблизи станции Лигово, от планировки северной части Урицка не сохранилось ничего. Урицк был занят немецкими войсками 19 сентября 1941 г.
После упорных боёв линия фронта стабилизировалась вдоль восточной окраины Урицка, по р. Вдоль рек Ивановка и Дудергофка, за пределами строений Урицка, немцы устроили узел обороны со множеством трашей и огневых точек. В июле-августе 1942 года Урицкий участок фронта стал театром боевых действий Старо-Пановской операции, в результате которой немецким инженерным сооружениям был нанесён значительный ущерб. Петро-Славянка, 16 сентября 1942 г. На этом снимке отображён этап процесса строительства оборонительных сооружений: ров слева внизу строится параллельно линии фронта, новое строительство идентифицируется по брустверам — где-то они уже выкинуты и выделяются светлыми пятнами на тёмной траве, где-то пока нет. Западнее левее рав — множество окопов и ходов сообщения между ними. Северная часть Невского района. Планы 1930-х предполагали значительные изменения в планировке этой части города, однако в довоенные годы их удалось реализовать в минимальном объёме.
Левобережная часть района в целом сохраняет планировку петербургских предместий начала ХХ века, с вкраплением отдельных предвоенных новостроек — Палевского жилмассива и жилмассива на улице Ткачей. Агафоновская улица — будущая улица Седова — в конце 1930-х гг. Отдельные зенитно-артиллерийские комплексы угадываются около отдельных предприятий и на их территориях. Вдоль полотна железной дороги на правом берегу Невы сооружается противотанковый ров. Володарский мост и Весёлый посёлок, 16 сентября 1942 г. Относительно не пострадавшая от обстрелов и бомбёжек часть города. Количество оборонительных сооружений — незначительно по сравнению с другими участками. На правом берегу Невы — большое количество огородов.
В целях ликвидации последствий голодной зимы и увеличения запасов продовольствия в марте 1942 г. Исполком Ленгорсовета принял постановление «О развитии индивидуального огородничества»; на учет взяли все пустующие земли в пригорода и внутри самого города. Всего было создано 633 подсобных хозяйства и 1468 объединений огородников, состоявших более чем из 170 тыс. Ещё более 100 тыс. Отчётливо прослеживается смычка одной из них, проходящей через деревню Сосновка, с насыпью трамвайной линии через Володарский мост. В годы войны он использовался как дублёр Финляндского железнодорожного, с пропуском железнодорожных составов по трамвайным путям. По официальной версии, в 1980-х гг. Кировский район и порт, сентябрь-октябрь 1942 г.
На фото осени 1942 г. Разрушены полностью или носят следы сильных разрушений все здания вдоль проспекта Стачек южнее будущей Комсомолской площади, часть домов разрушена до основания, некоторые рухнули на проспект. Много повреждений на промышленных территориях. Относительно уцелела застройка только в окрестностях площади Стачек.
И только 18 - 23 января 1943 года в ходе операции "Искра" нашим удалось пробить коридор и освободить узкую полоску вдоль берега озера, которая позволила за две недели проложить железную дорогу от Шлиссельбурга Петрокрепость до станции Поляны к железной дороге, ведущей на Волхов. Частично блокада была прорвана, и положение Ленинграда резко улучшилось во всех отношениях. Можно ознакомиться с предисторией, боевыми итогами и подробностями операции "Искра".
Еще можно посмотреть карту боевых действий прорыва блокады.
Блокада Ленинграда. Финский вектор
Изображение Государственный мемориальный музейобороны и блокады Ленинграда, Санкт-Петербург - Tripadvisor изображения. Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискарёвского и Серафимского кладбищ, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зелёный пояс Славы. Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Оборона Ленинграда и блокада — урок беспримерного мужества всей стране, всему миру.
Карта окружения ленинграда во время блокады
Было создано 110 крупных узлов обороны, оборудовались многие тысячи километров траншей, ходов сообщений и других инженерных сооружений. Это создало возможность производить скрытную перегруппировку войск, отвод солдат с передовой, подтягивание резервов. В результате резко сократилось количество потерь наших войск от осколков снарядов и вражеских снайперов. Была налажена разведка и маскировка позиций. Организуется контрбатарейная борьба с осадной артиллерией противника. В результате значительно снизилась интенсивность обстрелов Ленинграда вражеской артиллерией. В этих целях умело использовалась корабельная артиллерия Балтийского флота. Были выдвинуты вперед позиции тяжелой артиллерии Ленинградского фронта, часть её переброшена через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм, что позволило увеличить дальность стрельбы, причем во фланг и тыл артиллерийским группировкам противника. Благодаря этим мерам, в 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на город, уменьшилось примерно в 7 раз. Прорыв блокады 12 января, после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, в 11 часов 67-я армия Ленинградского фронта и 2-я ударная армии Волховского фронта перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада.
Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5—6 километров, а 14 января — до двух километров. Группировка противника, находящаяся к северу от посёлков, несколько раз безуспешно пыталась прорваться через узкую горловину на юг к своим главным силам. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8—11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За семнадцать суток по берегу были проложены автомобильная и железная так называемая «Дорога победы» дороги. В последующем войска 67-й и 2-й Ударной армий пытались продолжить наступление в южном направлении, но безуспешно. Противник непрерывно перебрасывал в район Синявино свежие силы: с 19 по 30 января было подтянуто пять дивизий и большое количество артиллерии. Чтобы исключить возможность повторного выхода противника к Ладожскому озеру войска 67-й и 2-й ударной армий перешли к обороне. К моменту прорыва блокады в городе оставалось около 800 тысяч человек гражданского населения.
Многие из этих людей в течение 1943 года были эвакуированы в тыл. Пищевые комбинаты стали постепенно переходить на продукцию мирного времени. Известно, например, что уже в 1943 году на Кондитерской фабрике имени Н. Крупской было произведено три тонны конфет хорошо известной ленинградской марки «Мишка на Севере». После прорыва кольца блокады в районе Шлиссельбурга противник, тем не менее, серьёзно укреплял рубежи на южных подступах к городу. Глубина немецких линий обороны в районе ораниенбаумского плацдарма достигала 20 км. Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады 14 января войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. Уже к 20 января советские войска добились значительных успехов: соединения Ленинградского фронта разгромили красносельско-ропшинскую группировку противника, а части Волховского фронта освободили Новгород. Это позволило 21 января Л.
Говорову и А. Жданову обратиться к И. Сталину: В связи с полным освобождением г. Ленинграда от вражеской блокады и от артиллерийских обстрелов противника просим разрешить: 1. Издать и опубликовать по этому поводу приказ войскам фронта. Сталин удовлетворил просьбу командования Ленинградского фронта и 27 января в Ленинграде был произведён салют в ознаменование окончательного освобождения города от блокады, которая продолжалась 872 дня. Приказ победоносным войскам Ленинградского фронта, вопреки установившемуся порядку, был подписан Л. Говоровым, а не Сталиным. Такой привилегии не удостаивался ни один из командующих фронтами во время Великой Отечественной войны.
Итоги блокады Потери населения За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессефигурировало число 632 тысячи человек. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище находится в Калининском районе. Площадь кладбища составляет 26 га, длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м. На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц. В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет 640 000 человек, погибших от голода, и более 17 000 человек, ставших жертвами воздушных налётов и артиллерийских обстрелов. Общее число жертв среди гражданского населения в городе за все время войны превышает 1,2 млн человек. Также тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находившегося на территории нынешнего Московского парка Победы. На территории парка построена часовня и установлен памятник «Вагонетка» — один из самых страшных памятников Петербурга.
На таких вагонетках вывозили в близлежащие карьеры после сожжения в печах завода прах погибших. Серафимовское кладбище также было местом массового захоронения ленинградцев, погибших и умерших во время блокады Ленинграда. В 1941—1944 годы здесь было похоронено более 100 тысяч человек. Умерших хоронили практически на всех кладбищах города Волковском, Красненьком и других. Звание города-героя Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе со Сталинградом, Севастополем и Одессойбыл назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады. Ущерб культурным памятникам Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда. Он мог бы быть ещё большим, если бы не были предприняты весьма эффективные меры по их маскировке. Самые ценные памятники, например, памятник Петру I и памятник Ленину у Финляндского вокзала были спрятаны под мешками с песком и фанерными щитами. Но самый большой, невосполнимый ущерб был причинён историческим зданиям и памятникам, находившимся как в занятых немцами пригородах Ленинграда, так и в непосредственной близости от фронта.
Благодаря самоотверженной работе персонала удалось сберечь значительное количество предметов хранения. Однако не подлежащие эвакуации постройки и зелёные насаждения, непосредственно на территории которых велись боевые действия, пострадали чрезвычайно. Был разрушен и сгорел Павловский дворец, в парке которого было вырублено 70 000 деревьев. Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королём Пруссии, была целиком вывезена немцами. В развалины превращён ныне восстановленный Фёдоровский Государев собор, в котором в обращённой к городу стене на всю высоту здания зияла пробоина. Также при отступлении немцев сгорел Большой Екатерининский дворец в Царском селе, в котором немцами был устроен лазарет. Невосполнимым для исторической памяти народа оказалось практически полное уничтожение считавшегося одним из самых красивых в Европе кладбища Свято-Троицкой Приморской мужской пустыни, на котором были захоронены многие петербуржцы, чьи имена вошли в историю государства. На долгие годы до 90-х годов пришёл в запустение дворцовый комплекс Ораниенбаума. Социальные аспекты жизни при блокаде Фонд института растениеводства В Ленинграде существовал Всесоюзный институт растениеводства, обладавший и обладающий гигантским семенным фондом.
Из всего селекционного фонда ленинградского института, содержавшего несколько тонн уникальных зерновых культур, не было тронуто ни одного зерна. Таня Савичева Таня Савичева жила в ленинградской семье. Началась война, затем блокада. На глазах Тани погибли её бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Когда началась эвакуация детей, девочку удалось вывезти по «Дороге Жизни» на «Большую землю». Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла от истощения и болезни. Пасха в осаждённом городе В блокаду в городе были открыты три храма: Князь-Владимирский собор, Спасо-Преображенский собор и Никольский собор. В 1942 году Пасха была очень ранней 22 марта по старому стилю.
Весь день 4 апреля 1942 года шёл, с перерывами, обстрел города. В пасхальную ночь с 4 на 5 апреля город подвергся жестокой бомбардировке, в которой участвовали 132 самолёта. Часов в семь вечера разразилась неистовая, сливавшаяся в один сплошной тарарам, зенитная пальба. Немцы летали низко-низко, окруженные густейшими грядами черных и белых разрывов.. Ночью, с двух до четырех приблизительно, был опять налет, много самолетов, неистовый огонь зениток. Фугасы, говорят, были сброшены и вечером и ночью, где именно — никто не знает точно кажется, завод Марти. Многие сегодня в страшной панике от налетов, точно их не должно было быть вовсе. Александр Николаевич Болдырев, 4 апреля 1942 года В храмах прошли пасхальные заутрени: под грохот разрывов снарядов и разбиваемых стёкол. Священник «освящал куличи».
Это было трогательно. Шли женщины с ломтиками чёрного хлеба и свечами, батюшка кропил их святой водой. Любовь Васильевна Шапорина, 5 апреля 1942 года Митрополит Алексий Симанский подчеркнул в своём пасхальном послании, что 5 апреля 1942 г. При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна Во время блокады в Ленинграде не было района, до которого не мог бы долететь вражеский снаряд.
Усугубила ситуацию и морозная зима, поскольку отопления не было и жителям приходилось выживать в холодных квартирах, заколачивая окна и сжигая бытовые вещи, чтобы согреть себя и детей. Пережить самую тяжелую блокадную зиму существенно помогла Дорога жизни, устроенная на Ладожском озере спустя два месяца после блокады. По ней в Ленинград доставляли продовольствие, медикаменты и топливо и вывозили раненых.
Жителей постепенно эвакуировали и всеми силами помогали оставшимся ленинградцам. Особую роль сыграло радио, по которому в городе оперативно сообщали о готовившихся бомбардировках и обстрелах. Репродукторы позволяли не только поддерживать связь с остальной страной, но и укреплять боевой дух ленинградцев. Патриотические стихи и песни, регулярно звучавшие по радио, поддерживали в людях веру в победу над вражескими захватчиками и придавали сил жить. Фото: соцсети 18 января 1943 года в ходе операция «Искра» советские войска наконец разорвали блокадное кольцо, но полное освобождение города произошло только спустя год, в январе 1944 года, в ходе Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции. Операцию называли романтично — «Январский гром», и это была настоящая победная весна среди суровой зимы! Советские войска прорвали оборону противника и отбросили немецких захватчиков на 220—280 км от Ленинграда.
К этому моменту в городе оставалось около 800 тыс. От голода и вражеских бомбежек погибли, по разным данным, от 641 тыс. Датой окончательного освобождения города считается 27 января 1944 года, в честь этого события организовали торжественный салют. Полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады: как отмечают в СПб 27 января 2024 В 2024 году россияне отметят 80 лет с момента полного снятия блокады Ленинграда, почтив памятью героическую стойкость жителей. В городе сегодня живет около 58 тыс.
Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для победы все силы. От имени войск Ленинградского фронта поздравляю вас со знаменательным днём великой победы под Ленинградом! Улицы, площади и мосты в городе были заполнены ликующими горожанами, а вечером, точно вовремя, в небе над Ленинградом прогремел торжественный салют. Конечно, даже столь знаменательное событие не означало прекращения наступления Красной Армии. К началу февраля 1944 года основной задачей немецких войск была оборона Луги. Именно туда были брошены все силы Волховского фронта. Боевые действия Ленинградского фронта в Красносельско-Ропшинской наступательной операции 14—30 января 1944-го и боевые действия Волховского фронта в Новгородско-Лужской наступательной операции 14 января-15 февраля 1944-го. Чтобы отрезать противника от западных рубежей, 2-я армия Ленинградского фронта присоединилась к наступлению, обходя город с тыла. Немецкое командование требовало удержать линию коммуникаций Луга — Псков любой ценой. В результате почти двух недель ожесточенных боёв, 12 февраля город Луга был освобождён от захватчиков. Признаюсь, что мне очень хотелось этого, и я даже кое-что прикидывал заранее, — вспоминал командующий войсками Волховского фронта маршал Советского Союза К. На следующий день после освобождения Луги фронт расформировали, распределив входившие в его состав армии между Ленинградским и 2-м Прибалтийским фронтами; маршал Мерецков возглавил Карельский фронт, успешными наступлениями которого будет руководить летом и осенью 1944-го. В то же время войска Ленинградского фронта продолжали движение в сторону Нарвы. Немецкое командование считало этот участок фронта особо важным. Войска противника прочно закрепились вдоль реки, стянув туда дополнительные силы из состава группы армий «Центр». Весь февраль вдоль Нарвы шли тяжёлые бои, однако советским войскам все же не удалось взломать оборону противника. Нарва будет освобождена в июле 1944 года, в ходе отдельной наступательной операции на данном направлении. Пока же немцы после потери Луги отступили к оборонительной линии «Пантера», а войска Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов были чрезвычайно изнурены полутора месяцами боёв в тяжелых условиях. К началу весны 1944 года наступление было остановлено, но год крупнейших наступлений Красной Армии только начинался. Узнать больше о Ленинградско-Новгородской наступательной операции, а также получить боевые задачи можно по этой ссылке. Вас ждёт фронтовой дневник, который в январе 1944-го вполне мог вести боец Красной Армии. Источники и литература Развернуть Архив Lesta Games. Арутюнян Б. Роль артиллерии Красной Армии в битве за Ленинград 1941 — январь 1944 г. Гланц Д. Блокада Ленинграда.
Частично блокада была прорвана, и положение Ленинграда резко улучшилось во всех отношениях. Можно ознакомиться с предисторией, боевыми итогами и подробностями операции "Искра". Еще можно посмотреть карту боевых действий прорыва блокады.
Оборонительные сооружения Ленинграда (карты, схемы, старые фотографии)
Туда же отправилось и несколько представителей высшего командования. Однако в Кремле прекрасно понимали риски, поэтому были готовы прибегнуть к запасному варианту — сдаче города. Уже в середине сентября 1941 года был разработал план «Д» на случай, если немцы всё же сумеют войти в город. Для его реализации там «дремали» нелегальные ячейки, созданные Наркоматом внутренних дел и службой госбезопасности. Эти люди ориентировочно три сотни агентов входили в состав подпольной партийной организации, готовые по условному сигналу воплотить план «Д» в жизнь — взорвать или каким-то другим образом вывести из строя важные предприятия города и объекты инфраструктуры, в том числе мосты.
По итогу фашистам ничего не должно было достаться, только руины. На всех предприятиях находились специальные люди, подготовленные к диверсионной работе. Но всё же план «Д» считался крайним вариантом. Все агенты получили чёткий инструктаж, когда и как нужно совершить диверсии.
Одна из улиц Ленинграда после обстрела немецкой артиллерией. Wikimedia Commons Надежда на то, что город удастся спасти, всё ещё была, поэтому в Ленинград был отправлен Георгий Константинович Жуков. Ему было поручено изменить ход трагических событий. И план, пусть рисковый, у него всё же был.
Жуков хотел объединить имеющиеся у него части с 54-й армией маршала Григория Ивановича Кулика, чтобы нанести мощный удар. По замыслу, это могло привести к деблокаде города. Но реализовать план у Жукова не получилось — во многом из-за разногласий с Куликом. До сих пор у историков и исследователей нет единого мнения на этот счёт.
По мнению одних, замысел Жукова вполне мог реализоваться, поскольку противник не ожидал от защитников Ленинграда каких-либо активных действий. Другие же уверены, что план провалился бы, обернувшись катастрофой с последующей «активацией» плана «Д». Дело в том, что Жуков, вставший во главе Ленинградского фронта 14 сентября, требовал от Кулика незамедлительной атаки в районе станции Мга. При этом Георгий Константинович считал, что для внезапного наступления нужно задействовать незначительные силы.
Кулик с этим не был согласен, ссылаясь на неподготовленность операции. Однако он всё-таки попытался выполнить поставленную задачу. И провалился. А уже 26 сентября место Кулика занял Михаил Семёнович Хозин.
Однако и немцы не стали развивать успех. Они принялись готовиться к приближающейся зиме, укрепляли позиции. Соответственно, чем дальше, тем сложнее было защитникам города прорвать блокаду. При этом Жуков не оставлял надежд на реализацию своего плана, но ему не хватало ресурсов — в первую очередь, человеческих.
Известно, что он неоднократно просил у Кремля предоставить ему толковых военачальников, однако эти просьбы так и не были услышаны. В начале октября из Ленинграда был отозван и сам Георгий Константинович, которого задействовали в обороне Москвы. Силы ПВО не всегда могли справиться с вражескими самолётами. В один из таких налётов были уничтожены продуктовые склады.
По другой версии, они погибли из-за диверсии, но по сути колоссальной проблемы это не меняло. Уже в самом начале блокады город оказался в критической ситуации. Осенью и зимой 1941 года продовольственный вопрос не являлся приоритетным. Сталин тогда ещё не понимал, во что выльется блокада города, будет ли он спасён или нет.
В целом ситуация на фронте в то время продолжала оставаться критической. Немцы сумели провести операцию «Тайфун», нанесли советским войскам несколько сокрушительных поражений и организовали Вяземский «котёл», после чего подобрались уже непосредственно к Москве. Угроза для столицы была столь велика, что в Кремле всерьёз стали рассматривать вариант с задействованием армии, находящейся в Ленинграде. Командующие Ленинградским фронтом Хозин и Жданов получили соответствующие инструкции: прорвать блокаду, отправившись к Москве.
Батарея зенитных орудий у Исаакиевского собора. Wikimedia Commons Что же касается осаждённого города, то предлагалось всё же реализовать план «Д». Вести бои внутри мегаполиса никто не собирался. На тот момент у Красной армии и не было соответствующего опыта.
Более или менее крупные города, которые были взяты немцами в первые месяцы, советские командиры сдавали без боя. Они просто выводили войска, забирая с собой самое ценное и уничтожая важные объекты и инфраструктуру. Так было со Смоленском, Минском, Киевом. Первые по-настоящему серьёзные городские бои произошли в Сталинграде, когда красноармейцы буквально вгрызались в каждую улицу, в каждый дом.
По разным причинам ни прорыва блокады, ни уничтожения города не произошло. Ленинград оставался осаждённым. Да и сами немцы не спешили развивать успех. В ноябре 1941 года они находились на подступах к Москве.
Вероятность потери столицы была велика, поскольку там на какое-то время воцарилась паника. Но руководство Третьего рейха решили повременить с захватом Москвы. Они понимали, что столицу без боя не отдадут и не хотели лезть в мясорубку. Точно такая же история произошла с Ленинградом.
Захватить и зачистить огромный город было проблематично, несмотря на опыт немецких солдат, поставивших на колени Европу. Вражеское командование остановилось на старинном варианте захвата — осаде. Ленинград был взят в кольцо, его постоянно бомбили. Расчёт был прост: горожане сами сдадутся кому посчастливится пережить осаду, не умерев от голода, холода и бомбёжек.
Осада города требовала большого количества сил. Немцам пришлось оставить там полноценную группировку войск. И это было уже в пользу Москвы. О причинах, побудивших финнов атаковать СССР, до сих пор нет единого мнения.
Одни историки и исследователи склоняются к тому, что у Финляндии не было выбора, поскольку к тому времени страна уже находилась во власти Германии, фактически не являлась самостоятельной, и туда часто отправлялись делегации высокопоставленных немецких военных. Другие считают, что всему виной Зимняя война — финны таким образом мстили за поражение в недавнем конфликте. Третья сторона отталкивается от событий конца июня 1941 года, когда была произведена бомбардировка Финляндии.
Еще 11 сентября 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти заявил германскому посланнику в Хельсинки: «Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город». Из показаний А. Йодля на Нюрнбергском процессе: Во время осады Ленинграда фельдмаршал фон Лееб, командующий группой армий «Север», сообщил ОКВ, что потоки гражданских беженцев из Ленинграда ищут убежища в германских окопах и что у него нет возможности их кормить и заботиться о них. Фюрер тотчас отдал приказ от 7 октября 1941 года не принимать беженцев и выталкивать их обратно на неприятельскую территорию II. Жданов якобы объедался деликатесами, в роли которых фигурируют обычно персики или пирожные буше.
Приводятся также дневники бывших партийных работников Ленинграда, в которых говориться о том, что партийные работники жили почти как в раю. На самом деле: снимок с «ромовыми бабами» сделан журналистом А. Он был известным фотокорреспондентом ТАСС. Очевидно, что Михайлов, действительно, получил официальный заказ с целью успокоить советских людей, проживающих на Большой земле. В этом же контексте следует рассматривать появление в советской прессе в 1942 году информации о Государственной премии директору московского завода шампанских вин А. Фролову-Багрееву, как разработчику технологии массового производства игристых вин «Советского шампанского»; проведении состязаний лыжников и футбольных соревнований в блокадном городе и т. Подобные статьи, репортажи, фотографии имели одно главное предназначение — показать населению, что не все так плохо, что даже в жесточайших условиях блокады или осады мы может делать и кондитерские изделия и шампанские вина! Мы будем праздновать победу с нашим шампанским, проводить соревнования!
Мы держимся и победим! Факты о партийных руководителях Ленинграда: 1. Как вспоминала одна из двух дежурных официанток Военного совета фронта А. Страхова, во второй декаде ноября 1941 года Жданов вызвал её и установил жёстко фиксированную урезанную норму расхода продуктов для всех членов военсовета командующему М. Хозину, себе, А. Кузнецову, Т. Штыкову, Н. Соловьёву : «Теперь будет так…».
Оператор располагавшегося в Смольном центрального узла связи М. Нейштадт: «Честно скажу, никаких банкетов я не видел… Солдат никто не угощал, да мы и не были в обиде… Но каких-то там излишеств не помню. Жданов, когда приходил, первым делом сверял расход продуктов. Учёт был строжайший. Поэтому все эти разговоры о «праздниках живота» больше домыслы, нежели правда. Жданов был первым секретарём обкома и горкома партии, осуществлявшим всё политическое руководство. Я запомнил его как человека, достаточно щепетильного во всём, что касалось материальных вопросов». При характеристике питания партийного руководства Ленинграда часто допускаются определенные передержки.
Речь идёт, например, о часто цитируемом дневнике Рибковского, где он описывает свое пребывание в партийном санатории весной 1942 г. Следует помнить, что в том источнике речь идёт о марте 1942 года, то есть периоде после запуска железнодорожной ветки от Войбокало до Кабоны, для которого характерно завершение продовольственного кризиса и возвращение уровня питания к допустимым нормам. Рибковский до устройства на работу в горком в декабре был безработным и получал наименьший «иждивенческий» паек, в результате он был сильно истощён, поэтому 2 марта 1942 года был отправлен на семь дней в лечебное учреждение для сильно истощенных людей. Питание в этом стационаре соответствовало госпитальным либо санаторным нормам, действовавшим в тот период. В дневнике Рибковский также честно пишет: «Товарищи рассказывают, что районные стационары нисколько не уступают горкомовскому стационару, а на некоторых предприятиях есть такие стационары, перед которыми наш стационар бледнеет». По решению бюро горкома ВКП б и Ленгорисполкома было организовано дополнительное лечебное питание по повышенным нормам не только в специальных стационарах, но также в 105 городских столовых. Стационары функционировали с 1 января до 1 мая 1942 г. Столовые были организованы и за пределами предприятий.
С 25 апреля по 1 июля 1942 г. В столовой Дома ученых в зимние месяцы питалось от 200 до 300 чел. В блокаду в городе были открыты три храма: Князь-Владимирский собор, Спасо-Преображенский собор и Никольский собор.
Расстановка сил перед началом операции и план наступления советских войск Одновременно с прорывом блокады Государственный комитет обороны принял решение о немедленном строительстве на освобожденной территории железнодорожной ветки для снабжения Ленинграда. Она должна была соединить платформу Поляны на существующей линии Ленинград — Волховстрой со Шлиссельбургом. Поезда необходимо было по не существовавшему на тот момент мосту переправить на правый берег Невы, откуда по действующим путям они могли бы дойти до Ленинграда. Трасса должна была пройти по лесам, болотам и местам довоенных торфоразработок, которые считались совершенно непригодными для железнодорожного сообщения. Здесь не было автомобильных дорог для подвоза стройматериалов, людей и техники. Зато в избытке — неразорвавшиеся снаряды, бомбы, оставленные врагом минные поля.
Задача максимально осложнялась тем, что весь маршрут предполагаемой трассы проходил в прифронтовой полосе, накрывался гитлеровской авиацией, огнем артиллерии, даже минометов, и немецкое командование сделало всё возможное, чтобы не дать построить и запустить железнодорожное сообщение с блокированным Ленинградом. А отбросить врага дальше у советских войск сил пока еще не было. Маршрут Дороги жизни и Дороги победы Строительство железной дороги началось всего через четыре дня после прорыва блокады, 22 января 1943 года, силами Управления военно-восстановительных работ, железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения — всего порядка пяти тысяч человек. Как и сам прорыв, оно шло одновременно с запада и с востока. Возможности строить с соблюдением норм мирного времени, разумеется, не было, но на помощь железнодорожникам пришла русская зима. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин. Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. Машинам не пройти.
В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию.
Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому.
Почти одновременно враг нанёс удары на лужском, новгородском и старорусском направлениях, в Эстонии, на петрозаводском и олонецком направлениях. В конце июля противник вышел на рубеж рек Нарва, Луга и Мшага, где перешёл к обороне и провёл перегруппировку. На Карельском перешейке с 31 июля советские войска вели бои с наступающими финскими войсками и к 1 сентября остановили их на рубеже государственной границы 1939 г. На олонецком, петрозаводском и свирском направлениях войска РККА при поддержке Ладожской военной флотилии , ведя с 10 июля упорные бои, к концу сентября остановили противника на рубеже реки Свирь. В августе развернулись бои на ближних подступах к Ленинграду. С 8 августа германские войска перешли в наступление на красногвардейском направлении и 16 августа захватили Кингисепп, а к 21 августа вышли к Красногвардейскому укреплённому району, пытаясь обойти его с юго-востока и ворваться в Ленинград. С 22 августа по 7 сентября шли ожесточённые бои на ораниенбаумском направлении. На новгородско-чудовском направлении, где противник наносил главный удар, советские войска пытались контратаковать, но существенных результатов не добились и 19 августа оставили Новгород, а 20 августа — Чудово. Создалась опасность окружения Ленинграда. Воронов , П. Жигарев , А. Косыгин , Н. Кузнецов , Г. Маленков , В. Молотов , которая признала целесообразным ликвидировать Главное командование Северо-Западного направления. Фролов и Ленинградский М. Попов, с 5 сентября К. Ворошилов, с 12 сентября генерал армии Г. Курочкин фронты подчинил непосредственно Ставке ВГК. Обстановка под Ленинградом оставалась чрезвычайно напряжённой. Германские войска возобновили наступление вдоль шоссе Москва — Ленинград и 25 августа захватили Любань, 29 августа — Тосно, а 30 августа вышли на реку Нева и перерезали железнодорожное сообщение Ленинграда со страной. Однако 8 сентября германские войска прорвались через станцию Мга на Шлиссельбург и отрезали Ленинград с суши, началась блокада Ленинграда 1941—1944 гг. Проход немецких военнопленных по центру Ленинграда. Начало войны.