Майя Плисецкая – выдающаяся советская балерина с мировым именем, родилась 20.11.1925 года, коренная москвичка. Майя Плисецкая родилась в 1925 году. Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене, Германия, от тяжелого сердечного приступа.
Майя Плисецкая: биография, личная жизнь, фото
В 1994 году была издана автобиография балерины «Я, Майя Плисецкая». Плисецкая — левша, которая научилась писать правой рукой. Родион Щедрин сказал, что бежаровский «Куродзука» — самый любимый им спектакль у супруги. Майя Михайловна станцевала его почти в 70 лет. Зархи, роль Бетси Тверской.
Таланкин, роль Дезире Арто. Яркая, непримиримая, дерзкая, темпераментная, верная, домашняя, любящая — в этих противоречивых сочетаниях и есть уникальность личности, изменяющей историю. Имя такой личности русском балете однозначно — Майя Плисецкая. Понравилась страница?
Она писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным и Эсфендьяром Кашани. Балерина дважды была замужем. Они поженились в 1956 году, но через три месяца развелись. Балерина и композитор, казалось, не очень заинтересовались друг другом.
Плисецкая была на семь лет старше Щедрина. Только через три года после знакомства они начали встречаться и провели отпуск в Карелии. А осенью 1958 года поженились. Майя Плисецкая и ее муж Родион Щедрин «Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет», — рассказывала Плисецкая о муже.
А супруг во всем поддерживал ее и отстаивал ее интересы перед советским правительством. Именно благодаря его стараниям прима получила возможность выезжать за рубеж. Правда, несмотря на счастливую семейную жизнь, у пары никогда не было детей. Щедрин протестовал, но Майя так и не решилась родить ребенка и уйти со сцены.
Супруг ее оправдывал, говоря, что балет предусматривает замечательное телосложение, а после родов фигура любой женщины неизбежно меняется. Многие балерины, утверждал он, теряли профессию из-за беременности. Фотография: lenta. Фотография: multiurok.
Первый раз — за латышского артиста балета Мариса Лиепу, который был младше ее на 11 лет. А во второй — за композитора Родиона Щедрина. Они познакомились еще в 1955 году на вечере у Лили Брик, но близко общаться начали только через три года, когда Щедрин побывал на премьере балета «Спартак» в Большом театре. После спектакля композитор несколько раз приезжал на репетиции Плисецкой и вскоре пригласил ее прогуляться по Москве.
Позже балерина вспоминала: «Я без раздумий согласилась. Кончилось все тем, что, когда я пишу эти строки, — мы не расстаемся уже тридцать четыре года». Это было то время, когда Плисецкая считалась «невыездной». Позже она писала, что знакомство с Родионом Щедриным и его поддержка помогали ей пережить этот трудный жизненный период.
В октябре 1958 года они поженились. Явившийся мне с неба головокружительный роман отвлек от несостоявшейся поездки во Францию и Бельгию. Поездка-то состоялась, труппа «хорошо» поехала. Я — осталась дома.
Мне не привыкать. Но этот удар был не таким болевым. Когда рядом есть человек, делящий твое горе и радость пополам, жизнь становится улыбчивее, светлее, брезжит надежда. Найдем выход из катакомб, вдвоем — обязательно найдем!..
Майя Плисецкая, «Я, Майя Плисецкая» Многие свои произведения Щедрин посвящал жене: «Музыка к балету «Конек-горбунок» — моя ранняя, очень ранняя работа. Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой «поймал» я в свои музыкантские руки неземную жар-птицу — Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена».
Последние годы жизни Майи Плисецкой В 1993 году Майя Плисецкая стала почетным профессором Московского государственного университета. А через год она выпустила автобиографическую книгу «Я, Майя Плисецкая». Следующая книга вышла только в 2007 году в виде мемуаров «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах». Еще через три года она издала книгу «Читая жизнь свою…».
Так всенародная любовь проявила себя. С начала 90х годов и до последних дней жизни прима с мужем жили в Мюнхене. Там они вынуждены были находиться из-за проблем со здоровьем. Медики, которые помогали Майе Михайловне находиться в форме, нашлись только в Германии.
Также в 1993 году супруги получили литовское гражданство. Балерина Майя Плисецкая снискала себе мировую славу Сама Плисецкая жалела о том, что ей редко приходилось бывать на родине в последние годы. Она изредка посещала балетные конкурсы и появлялась на юбилеях коллег по цеху. Балетная карьера примы Как вспоминала сама Майя Плисецкая, биография ее была наполнена событиями.
Примечательно, что первое выступление на сцене совпало с днем начала военных действий фашистов против СССР. Балерина кратко вспоминала во время своего интервью на «Первом канале», что ее охватило чувство тревоги и беспокойства, однако Майя танцевала, несмотря на пустеющий зал. Из Москвы Плисецких эвакуировали в Свердловск, однако Майя вернулась обратно и продолжила обучение. У балерины были отличные физические данные: Майя Плисецкая, рост и вес которой в молодости были идеальными, совершала умопомрачительные по сложности и амплитуде прыжки.
Балерине приходилось питаться по особой системе, чтобы не выбиться из сил и остаться в отличной физической форме. Публика сразу же приметила начинающую балерину, а ее страстные па встречала неизменными аплодисментами. Однако уникальная грация движений не сразу принесла ей ведущие роли: например, в спектакле «Спящая красавица» пришлось станцевать две второстепенные партии, прежде чем прима получила главную. Позже Плисецкая получает практически все главные роли, а статус примы ей присваивают после того, как Уланова уходит на заслуженный отдых.
Практически сразу начинается многолетнее противостояние Плисецкой с главным балетмейстером, которое закончится уходом балерины из театра. За свою долгую карьеру Плисецкая станцевала практически все ведущие партии, объездила с гастролями весь бывший СССР, участвовала в постановках итальянских, французских и испанских мэтров. Смерть Майи Плисецкой Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2020 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда. Прощание с балериной прошло в Германии, а согласно завещанию, прах Плисецкой будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина, после его смерти и развеян над Россией.
Смерть Майи Плисецкой стала потерей для всего мира Первоначально 20 ноября 2020 года в Большом Театре должен был состояться творческий вечер по случаю юбилея звезды, ее 90-летия. Теперь же в этот день будет организован вечер памяти великой балерины. Родион Щедрин: краткая биография Родион Константинович Щедрин родился в семье профессиональных музыкантов 16 декабря 1932 в Москве. Советский композитор, пианист, педагог.
Народный артист СССР 1981. Член Межрегиональной Депутатской группы 1989-1991. В 1945 г. Родион поступает в Московское хоровое училище, куда пригласили работать отца будущего композитора преподавать историю музыки и музыкально-теоретические предметы.
Первым заметным успехом Родиона можно считать первую премию, которую ему присудило жюри конкурса композиторских работ во главе с А. В 1950 г. Щедрин поступил в Московскую консерваторию одновременно на два факультета — фортепианный и теоретико-композиторский, по сочинению. Первый концерт для фортепиано, созданный Щедриным в студенческую пору, стал произведением, создавшим Щедрина-композитора.
Родион Щедрин — один из самых востребованных и знаменитых в мировом масштабе российских композиторов. Его музыку охотно исполняют лучшие солисты и коллективы мира. Уже полвека назад тогда еще молодой композитор прославился песней о монтажниках — не кочегарах и не плотниках — из кинофильма «Высота». В 1959 году ей было присвоено звание народной артистки СССР.
В 1985 году ее удостоили звания Героя Социалистического труда. Смерть Блистательная Майя прожила долгую жизнь, оставив богатое творческое наследие.
Именно она отвела девочку в хореографическое училище, когда той было 7 лет и 8 месяцев. Несмотря на то что Плисецкая сразу понравилась членам приемной комиссии, они не сразу решились взять ее — согласно школьным правилам, детей принимали только с 8 лет. Но Суламифь Мессерер смогла убедить преподавателей зачислить девочку на курс. Тетя растила Майю как родную дочь, делала все, чтобы та ни в чем не нуждалась. Именно Суламифь подготовила для Плисецкой знаменитого «Умирающего лебедя» и придумала выход спиной к публике, который помог продемонстрировать красоту и изящество рук начинающей балерины. Майя Плисецкая в 26 лет. Вскоре семью Плисецких эвакуировали в Свердловск сегодня Екатеринбург. В эвакуации у Майи не было возможности заниматься у балетного станка.
Испугавшись, что на этом с мечтой о театре можно будет попрощаться, Майя решилась на отчаянный шаг : без согласия матери отправилась в Москву. К счастью, удача улыбнулась будущей балерине: в столицу она добралась целой и невредимой. Там она с особым рвением возобновила занятия. В 1943 году Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра, в котором служила более 45 лет, вплоть до 1990 года. Хотя дядя Плисецкой руководил театром, главных ролей он ей не давал, считая, что продвигать племянницу по карьерной лестнице неприлично. Зарплата у Плисецкой была минимальная. Когда Майя впервые увидела свою фамилию напротив небольшой роли одной из 8 нимф в опере «Иван Сусанин», она была возмущена. Каждый прыжок сопровождался крещендо аплодисментов. Я и сама не предполагала, что этот маленький трюк придется так по душе зрительному залу», — вспоминала в мемуарах Майя Михайловна. Именно на этом спектакле Плисецкую впервые заметила знаменитый педагог Агриппина Яковлевна Ваганова , работа с которой перевернула все представления балерины о технике и законах танца.
Вскоре Плисецкой стали давать сольные роли. Балерина блистательно исполняла главные партии в таких спектаклях, как «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Конек-горбунок», «Шурале», «Спящая красавица», «Дон Кихот». Балерина много гастролировала по стране, но лишь в 1953 году ее вместе с другими артистами Большого театра отправили в 2-месячную поездку в Индию. Однажды, когда большая часть труппы отправилась в Лондон, а Плисецкая осталась в Москве, она решила поставить «Лебединое озеро», в котором впервые выступила балетмейстером и хореографом одновременно. Извержение Везувия», — вспоминала потом Плисецкая.
Впервые балерина едет на гастроли в США. После триумфальных выступлений сам Никита Хрущев выражает ей благодарность. В Министрестве культуры рады, что непокорная балерина не сбежала за границу. С этих пор дорога на запад для Плисецкой открыта, однако, во время каждых гастролей в Москве обязательно остается ее муж — Родион Щедрин.
Он выступает гарантом того, что Плисецкая вернется в страну. В 1959 году ей было присвоено званиенародной артистки СССР. В 1961 году репертуар Майи Плисецкой пополнился балетом «Ромео и Джульетта». Некоторые считали, что роль Джульетты не совсем «ее», и потому Плисецкая тем более стремилась себя в ней попробовать. Ей всегда нравилось разрушать стереотипы. Когда-то в 22 года Майя впервые станцевала «Лебединое озеро», заменив приму Марину Семенову, в 1963 году уже Семенова репетировала с Майей партию Авроры в «Спящей красавице». Теперь этот балет ставился в редакции, предложенной молодым хореографом Юрием Григоровичем. В 1964 году Майя Михайловна исполнила главную партию в балете «Жар-птица». В 1965 году она стала первой исполнительницей на сцене Большого театра роли Мехменэ Бану в балете «Легенда о любви».
В 1960-е годы Плисецкая уже вполне официально считалась первой балериной Большого театра. У нее не было недостатка в спектаклях, и тем не менее росло чувство творческой неудовлетворенности. Хотелось танцевать не только классику, но и что-то новое, причем поставленное специально для нее. Образ Кармен всегда был мечтой Майи Плисецкой. Она сокрушалась: «Ну почему Бизе написал оперу, а не балет! Однажды в Москву приехал Национальный кубинский балет и вечно занятая Плисецкая пришла посмотреть постановку режиссера Альберта Алонсо, которая ей так понравилась, что прима Большого прямо обратилась к незнакомому режиссеру с вопросом: «Хотите для меня поставить балет? На что получила ответ: «Это моя мечта! Майя просила нескольких советских композиторов адаптировать музыку Жоржа Бизе для балета, но все они не решились соревноваться с великим Бизе. Когда Алонсо и Плисецкая было уже отчаялись, им взялся помочь Родион Щедрин, который решил посмотреть их репетиции.
Уже через двадцать дней музыка Бизе была аранжирована под балет, так родилась «Кармен-сюита». Сейчас этот балет исполняют каждый день в разных уголках мира. Альбертом Алонсо был поставлен не только каждый жест, но даже «каждый взгляд», все что-нибудь значит, все продумано до мелочей. Кармен Плисецкой лишена коварства ей казалось это скучным , Майя по-хорошему похулиганила и добавила острого юмора своей любимой героине, за что и поплатилась. Плисецкая говорит о том, что «все были в обмороке, говорили что это порнография, хотя там не было ни одного порнографического момента». Раскритикованы были все — Плисецкая за «сексуальную трактовку» образа Кармен, Щедрин — за то, что «изуродовал» музыку Бизе. Майя отстаивала новую постановку на художественных советах. Позже, говоря о своих непростых взаимоотношениях с бюрократами, Плисецкая скажет, что «коррида Кармен похожа на мою корриду, ведь я сорок лет провела в борьбе». Трудно поверить, что Кармен-сюита, которой было суждено покорить весь мир, едва не умерла в день своего рождения.
Публика холодно встретила новую постановку своей любимицы. Из зала слышались негромкие вежливые аплодисменты, балетоманов, ожидавших привычные фуэте. В зале царило недоумение. Министр культуры Екатерина Фурцева и вовсе исчезла из своей ложи, не дождавшись окончания спектакля. Плисецкая не осуждает Фурцеву, говоря о том, что она сама находилась в системе «запретив мне, она не была против меня». После обещаний сократить «все шокирующие эротические поддержки» — балет разрешили к показу. В 1971 году Майю Плисецкую пригласили выступить на театральном фестивале Авиньона. Когда она исполняла своего знаменитого «Лебедя» внезапно на открытый амфитеатр и сцену хлынул дождь. Публика открыла зонты, но видя что Плисецкая продолжает свою партию под дождем, зрители также перестали прикрываться.
Майя танцевала пока не отклеились ресницы и не осела от дождя пачка. Публика горячо приветствовала танцовщицу. В тот день в числе зрителей находился и известный французский кутюрье Пьер Карден. По окончании концерта он был представлен Майе Михайловне. До сих пор Майя является музой Кардена, с котором дружит более 25 лет. Великий модельер говорит о том, что для него «Майя Плисецкая — воплощение танца, самая представительная фигура среди балерин мира». В том же году Родион Щедрин, уже будучи автором музыки к кинофильму «Анна Каренина», в котором Майя Плисецкая дебютировала как драматическая актриса в роли княгини Бетси Тверской, сочинил балет «Анна Каренина»,премьера которого состоялась на сцене Большого театра в 1972 году.
Уланова , О. В 1949 г. С появлением Плисецкой на балетной сцене сформировался новый эстетический, а затем и актёрский тип. Её отличали высокий рост и удлинённость линий. Благодаря изысканной посадке головы, грациозному изгибу шеи, необыкновенной выразительности рук балерина достигала совершенной красоты поз. Внутренняя сила и экспрессия исполнения создавали впечатление уникального по мощи «мужского» прыжка, огромного шага и вихревого вращения. Это позволило Плисецкой трансформировать привычные представления о таких классических партиях, как Принцесса Аврора «Спящая красавица» Чайковского , Китри «Дон Кихот» Л. Минкуса , Зарема «Бахчисарайский фонтан» Б. Новые возможности балетной выразительности привлекли к балерине внимание хореографов. Всю свою творческую жизнь оставаясь в центре экспериментов, она была первой исполнительницей на сцене Большого театра центральных партий в балетах Якобсона Сюимбике — «Шурале» Ф. Яруллина , Фригия — «Спартак» А. Хачатуряна , В. Чабукиани Лауренсия — «Лауренсия» А. Крейна , И. Моисеева Эгина — «Спартак» , Ю. Григоровича Хозяйка Медной горы — «Каменный цветок» С. Прокофьева , Мехменэ Бану — «Легенда о любви» А. Меликова и др. Среди лучших партий раннего периода также: Царь-девица «Конёк-Горбунок» Р.
Майя плисецкая
Плисецкая Майя Михайловна Артистка балета, представительница театральной династии Мессерер — Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР в 1948—1990 годах. Последующие 50 лет в жизни Майи Плисецкой были неразрывно связаны с самым престижным театром столицы. Именно пьянство стало причиной того, что личная жизнь Майи Плисецкой и Славы Голубина не сложилась.
Майя Плисецкая: муж и дети. Личная жизнь балерины
Ее вместе с новорожденным ребенком младшим сыном Азарием поместили в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Только благодаря стараниям своих близких родственников ее вначале перевели на вольное поселение в Чимкент. И только в 1941 году ей смягчили приговор и позволили вернуться в Москву. Среднего сына Александра приютил дядя Асаф, а 12-летную Майю удочерила ее тетя Суламифь. Добрая родственница приняла у себя осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом. Правда, как позже призналась Майя Михайловна, тетка не просто облагодетельствовала свою племянницу. Она требовала, чтобы девочка была ей благодарна и нередко унижала ее. Биография Плисецкая Майя Михайловна — великая русская балерина, обладательница множества наград, актриса, хореограф, сильная, яркая и талантливая женщина.
Майе Плисецкой самой судьбой было предначертано принадлежать миру искусства, поскольку яркий талант этой выдающейся звезды отечественного балета во многом был предопределен генами. По материнской линии в роду Майи было сразу несколько знаменитостей: тетя Суламифь Мессерер и дядя Асаф были звездами балета и пользовались особым покровительством вождя. Тетка Елизавета, была актрисой, и именно ей маленькая Майя обязана своей любовью к театру. Мать будущей балерины играла в немом кино, а отец имел более приземленную профессию, занимая высокие хозяйственные должности при правительстве. В Шпицбергене одиннадцатилетняя Майя впервые появилась на сцене. Она исполняла роль в опере «Русалка». По возвращении в столицу во время отпуска в 1934 году Плисецкую записали в Московскую хореографическую школу.
Казалось бы, все складывалось как нельзя лучше, и главная мечта девочки-подростка была близка к осуществлению. Однако страшный 1937 год перечеркнул все надежды. Майя Плисецкая в детстве Комсомольская правда 1 мая Михаила Эммануиловича арестовали по подозрению в измене родине, а через год расстреляли без суда и следствия. Отец Майи был реабилитирован посмертно, в эпоху хрущевской оттепели. Через год после ареста отца забрали и маму, прямо из зала Большого театра, где шел спектакль в исполнении ее сестры, Суламифи. Рахиль вместе с грудным братом Майи, Азарием, была сослана в Казахстан, и лишь в 1941 году ей удалось вернуться в Москву.
Она отлично улавливала ритм музыки и скользила по сцене, словно снежинка, стараясь воплотить в себе все то прекрасное, что дает своим почитателем балет. Жизненные испытания Настоящие жизненные испытания пришлось пережить юной Майе в 1938 году. Именно в этот период ее отца арестовали и приговорили к расстрелу.
А мать девочки в срочном порядке сослали в Казахстан. Такое положение дел привело к тому, что Майю Плисецкую удочерила ее родная тетя — Суламифь Мессерер. В противном случае подрастающая балерина могла оказаться в детском доме. Но вряд ли ее прельщала такая печальная участь, поэтому от этой судьбы ее и спасла тетя. Но, даже несмотря на такие потрясения, которые могли выбить из колеи кого угодно, в 1943 году Плисецкая успешно оканчивает Московское хореографическое училище. Фактически здесь она получила тот фундамент знаний, который очень пригодился ей в балетном деле. Откровения Плисецкой В одном своем интервью Майя Плисецкая, биография и фото которой представлены вашему вниманию в статье, призналась, что на балет ее отдали еще совсем маленькой. Ей тогда было всего 8 лет, но главная причина данного шага заключалась в том, что характер у девочки был несколько хулиганистым. И чтобы устранить негативные его проявления в последующем, Майю решили приобщить к прекрасному уже с раннего детства.
Плисецкая также рассказала и о том, что очень хорошо ощущала ритм музыки, а также интуитивно понимала, какую позу лучше всего подобрать в определенный момент. Данные природные задатки во многом стали определяющими для развития ее таланта в балетной сфере деятельности. Возможно, именно они и стали определяющими при выборе будущей профессии! Майя Плисецкая в кино В1952 году биография Плисецкой Майи Михайловны обогатилась еще одним событием - девушка впервые приняла участие в киносъемках. Произошло это при подготовке картины «Большой концерт», которую сняла Вера Строева. И этот дебют во многом способствовал успешным постановкам в других фильмах с ее участием, а их было немало. Можно вспомнить такие произведения, как кинофильмы-балеты «Анна Каренина», «Сказка о Коньке-Горбунке», «Лебединое озеро». Роль Бетси Майя мастерски исполнила в экранизации романа «Анна Каренина» 1968 года. А звезда балета в фильме «Фантазия» снят в 1976 году настолько великолепно была обыграна Плисецкой, что иногда казалось, будто в данной картине она сыграла саму себя.
Немало было у Майи в фильмах и различных ролей с текстами. На память сразу же приходит балет Бежара. Интересна была и роль Дезирев в картине «Чайковский», с которой отлично справилась Плисецкая. Военные годы Начало Великой Отечественной войны заставил Плисецкую вместе со своей семьей в срочном порядке эвакуироваться в Свердловск.
Приговор большевиков будет более чем жестоким: ей дадут 8 лет заключения, однако позже, благодаря упорным стараниям многочисленных родственников, наказание существенно смягчат и даже позволят ей вернуться обратно в Москву. Рекомендуем: Кто такая Айседора Дункан? От детского дома Майю спасла тетушка Суламифь, удочерившая девочку сразу после того, как чекисты схватили ее мать. Как позже призналась прима, тетя была настоящим тираном и требовала от девочки беспрекословного подчинения, унижала и частенько ругала ее. Однако это заставило девочку заниматься с неистовством и еще большей самоотдачей, так как во время танца Майю покидали все негативные эмоции. Балетная карьера примы Как вспоминала сама Майя Плисецкая, биография ее была наполнена событиями. Примечательно, что первое выступление на сцене совпало с днем начала военных действий фашистов против СССР. Балерина кратко вспоминала во время своего интервью на «Первом канале», что ее охватило чувство тревоги и беспокойства, однако Майя танцевала, несмотря на пустеющий зал. Из Москвы Плисецких эвакуировали в Свердловск, однако Майя вернулась обратно и продолжила обучение. У балерины были отличные физические данные: Майя Плисецкая, рост и вес которой в молодости были идеальными, совершала умопомрачительные по сложности и амплитуде прыжки. Балерине приходилось питаться по особой системе, чтобы не выбиться из сил и остаться в отличной физической форме. Публика сразу же приметила начинающую балерину, а ее страстные па встречала неизменными аплодисментами. Однако уникальная грация движений не сразу принесла ей ведущие роли: например, в спектакле «Спящая красавица» пришлось станцевать две второстепенные партии, прежде чем прима получила главную. Практически сразу начинается многолетнее противостояние Плисецкой с главным балетмейстером, которое закончится уходом балерины из театра. За свою долгую карьеру Плисецкая станцевала практически все ведущие партии, объездила с гастролями весь бывший СССР, участвовала в постановках итальянских, французских и испанских мэтров. Киноактриса и хореограф Майя Плисецкая знаменита не только как балерина, но и как киноактриса.
Щедрин посвятил жене много балетов, в числе которых «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой». Сама Плисецкая, покинувшая сцену в 65! Долгие годы ее связывала дружба со знаменитым французским кутюрье Пьером Карденом, у которого она и ее муж — композитор Родион Щедрин — одевались. А началось все с ее Кармен. Впервые Карден увидел Плисецкую именно в этом образе. Она настолько поразила его воображение, что он вдохновился до конца своих дней ею как божеством. Карден сделал специально для Плисецкой костюмы к балетам на музыку Щедрина «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Когда великий кутюрье приезжал в Москву, в вечере в его честь принимала участие и Майя. Она выходила на подиум в Париже, когда он представлял свою коллекцию. Директор высокой моды Дома Пьера Кардена Мариз Гаспар отметила, что она и ее коллеги навсегда запомнят легкость и простоту, с которой держалась одна из самых известных в мире звезд балета. Ив сен Лоран восторгался Майей Плисецкой и его вдохновляло, то что она бросала вызов всему консервативному обществу того времени. Кутюрье создал нежно-розовый шифоновый хитон — неимоверно женственный и одновременно откровенный, как и сама Майя. Его всегда привлекала русская культура и он искал её отражение в людях. Более действенного способа быть в форме еще не придумали. Я работать с исступлением не привыкла. Ролан Пети сердится: - Вы со мной такая ленивая — или всегда? Я хочу танцевать до ста лет. Пришлась им по душе? Впрямую задавала я этот вопрос десятке самых сверхфранцузов — Луи Арагону, Ролану Пети, Жану Вилару, Иветт Шовире, Жану Бабиле… Все сходились на одном: мне удалось переключить внимание аудитории с абстрактной техники — на душу и пластику.
Плисецкая, Майя
Каждый прыжок юного дарования вызывал бурю аплодисментов. Благодаря превосходному чувству музыки и ритма, уже через несколько лет работы в Большом Плисецкой достаются сольные партии, а официальный статус примы ей присвоен в 1948 году — всего через 7 лет после выпускного концерта. Работа в Большом театре Кажущийся безоблачным сценический путь, на поверку оказывается не таким простым. Балетное искусство предполагает многочасовые упражнения ежедневно, любовью к которым Плисецкая отнюдь не отличалась. Причем, отрабатывая партию на сцене, балерина вкладывала всю свою страсть, однако монотонная отработка у станка навевала на неё тоску. Только повзрослев, Плисецкая осознала, что в балете не бывает второстепенных ролей, потому в каждой роли требуется оттачивать каждое движение. Лишь это понимание, впоследствии, сделало из одаренного ребенка настоящую звезду. Зрители раскупали билеты, чтобы полюбоваться на юную приму задолго до очередного концерта.
Независимый характер и неприятие подхалимства наложили свой отпечаток на взаимоотношения с главным балетмейстером Большого театра, Григоровичем. Именно ему Майя Плисецкая обязана тем, что долгое время была «невыездной». К дочери «врага народа», по совместительству великой балерины, и так были обращены взгляды спецслужб. В 1956 году ей даже пришлось несколько раз присутствовать на допросах в КГБ, однако, серьезных нарушений выявить не удалось. За пределы «железного занавеса» ей удалось вырваться только после реабилитации Михаила Плисецкого при Хрущеве. Тогда весь мир смог, наконец, наслаждаться танцем, а школа русского балета прославилась в лучших театрах Европы. В 1959 г.
Лучшие роли Майи Плисецкой на сцене Начиная с 1972 г. Так мир увидел великие постановки: «Анна Каренина», «Дама с собачкой», «Чайка», ставшие классикой. Естественно, что к остальным балеринам предъявлялись высокие требования. Она неоднократно повторяла, что музыку надо чувствовать каждой клеточкой тела, а не просто двигаться под нее. Благодаря серьезному подходу, спектакли завораживали зрителя с первой минуты. С 1983 года начинается активное сотрудничество с лучшими театрами Европы. Знаменитый «Умирающий лебедь», поставленный под голосовой аккомпанемент Монсерат Кабалье, покорил сердца европейской публики.
Трагедия пришла в дом их семьи в 1937 году, когда Михаила репрессировали и расстреляли по специальному указу. Рахиль, как жену Изменника Родины, отправили сначала в «Бутырку», а потом и в ссылку в Казахстан. Чтобы дети не попали в один из интернатов для детей репрессированных, их взяли к себе родственники из династии Мессерер. Майю забрала Суламифь. Майя Плисецкая в детстве Клеймо ребенка Изменников Родины не слишком сказалось на жизни Плисецкой, по крайней мере так утверждала она сама.
Все ее дни были заняты балетом, но она помнила, как раз за разом ее заставляли писать объяснительные записки и прошения на поездки, как будто тыкали носом и не давали забыть о том, кем была ее семья. За все это Плисецкая возненавидела советскую власть и оставалась полна этой ненависти до конца своей жизни, называя этот режим «хуже, чем фашизм». Рахиль смогла вернуться на родину в 1941 году, а потом семья на год оказалась в Свердловске, в эвакуации. Именно там и произошло самое первое выступление Майи, номер для которой поставила сама ее тетя. Суламифь придумала не только саму постановку так, чтобы Плисецкая продемонстрировала свои способности, но и выдумала легендарный выход на сцену — когда лебедь выходил спиной к публике, а не лицом.
Балет В Большой Театр Плисецкая попала в 1943 году, сразу же после окончания училища. Поначалу ей доставались роли на подмене. В то время не хватало артистов, и молодых выпускников бросали на разные партии. Плисецкая, с ее почти фотографической памятью на движения, быстро стала солисткой в нескольких из них. Первая главная роль у нее была в образе Маши в «Щелкунчике».
Это было в 44-ом. В своем преклонном возрасте Майя признавалась, что никогда досконально не учила ни одну свою роль. Она появлялась на репетициях и тренировалась, как все, но не лезла из кожи вон. Ей больше нравилось импровизировать и добавлять что-то свое, но исполнение на сцене все равно от этого оставалось безупречным. Также, она говорила о том, как сильно ей нравилось ставить что-то, что еще до нее никто не делал.
Майя Плисецкая на сцене Большого театра К сожалению, ее следующий спектакль таким новаторским не стал, но для публики он все равно был новым — в 1945 С. Прокофьев создал балет «Золушка». Майя была не первой, кто играл в главной роли, но это была одна из партий, в которых она вышла не на замену, а в качестве первой солистки. Дальнейший репертуар Плисецкой состоял из вещей, которые либо уже были признанной классикой, либо в то время как раз становились ею. В 47-ом было «Лебединое озеро».
Майя быстро получила статус примы-балерины, и все ее выступления всегда описывались как будоражущие, всепоглощающие и берущие за душу. В интервью Плисецкая говорила, что всегда танцевала так, чтобы везде — будь то в России или заграницей, вне зависимости от языка и национальности — зритель испытывал эмоции и у него не возникало вопроса «А о чем этот балет? К 60-ым годам Майя официально стала первой балериной Большого. Ей было 35 лет — возраст, в котором многие звезды уже уходят с балетной сцены. На то время труппу Большого приглашали заграницу — Майя побывала в Америке.
Италии, Франции, Англии и в других странах.
Благодаря этому поставленные ею спектакли просто завораживали зрителя. Начиная с 1983 года она активно сотрудничает с лучшими европейскими театрами: ставит спектакли в Риме и Мадриде, одновременно представляя там свои постановки.
А ее знаменитый «Умирающий лебедь», исполненный под голосовой аккомпанемент оперной звезды Монсерат Кабалье, покорил всю Европу. Свой последний спектакль в статусе примы Большого Майя Плисецкая дала в 1990, станцевав «Даму с собачкой». На тот момент великой балерине уже исполнилось 65, тем не менее каждое ее движение было таким же выверенным и грациозным как в юности.
Причиной ухода стал не столько возраст, сколько вновь обострившиеся противоречия с руководством. Тем не менее, Плисецкая продолжает выходить на сцену и начинает активно заниматься преподаванием: проводит мастер-классы, преподает в балетном. Свой 70-й день рождения она тоже отметила на сцене, танцуя созданный для нее моноспектакль «Аве Майя».
А с 1994 года является основательницей международного конкурса для юный балетных дарований «Майя». Также она ведет активную общественную деятельность. Она является обладательницей огромного количества престижных советских и международных наград и народной артисткой СССР, доктором Сорбонского университета и почетным гражданином Испании.
К 90-й годовщине великой балерине был водружен памятник в московском сквере ее имени. Личная жизнь Естественно, имевшая с юных лет множество поклонников девушка не раз была в романтических отношениях. Но, полностью погруженная в мир балета, именно там она выбирала мужчин.
Среди ее партнеров были известные и не очень танцовщики. Но эти романы не продолжались долго. Даже первый брак Плисецкой с солистом Большого Марисом Лиепой продлился всего три месяца.
С Марисом Лиепой Так продолжалось, пока балерина не встретила свою настоящую судьбу в лице начинающего тогда композитора Родиона Щедрина. Они познакомились на домашней вечеринке у Лили Брик и поначалу не слишком впечатлили друг друга. Майя была на 8 лет старше юноши и держалась слегка заносчиво, как подобало ее звездному статусу.
Но, познакомившись ближе, они поняли, что оба влюблены в балет, и это их объединило. На это сближение ушло долгих три года. И лишь в 1958 они решились провести вместе отпуск.
Вскоре после возвращения из Карелии они приняли решение пожениться, которое изменило всю судьбу великой балерины. С Родионом Щедриным В творческом тандеме начали рождаться спектакли, ставшие балетной классикой. Они сознательно отказались от возможности иметь детей, решив без остатка посвятить себя искусству.
Вместе они оставались до самой смерти певицы в мае 2015 года, причиной которой стал сердечный приступ. Проблемы со здоровьем у великой артистки начались еще в 1990-х, но она мужественно боролась с ними. Болезнь заставила супругов перебраться в Мюнхен, где Майя находилась под постоянным присмотром врачей.
Она продлили ей жизнь на много лет. Похорон не было. Тело Плисецкой кремировали, а в завещании написано, что прах должен быть развеян вместе с прахом любимого супруга над просторами России.
Майя Плисецкая в кино В1952 году биография Плисецкой Майи Михайловны обогатилась еще одним событием — девушка впервые приняла участие в киносъемках. Произошло это при подготовке картины «Большой концерт», которую сняла Вера Строева. И этот дебют во многом способствовал успешным постановкам в других фильмах с ее участием, а их было немало.
Можно вспомнить такие произведения, как кинофильмы-балеты «Анна Каренина», « Сказка о Коньке-Горбунке », «Лебединое озеро». Роль Бетси Майя мастерски исполнила в экранизации романа «Анна Каренина» 1968 года. А звезда балета в фильме «Фантазия» снят в 1976 году настолько великолепно была обыграна Плисецкой, что иногда казалось, будто в данной картине она сыграла саму себя.
Немало было у Майи в фильмах и различных ролей с текстами. На память сразу же приходит балет Бежара. Интересна была и роль Дезирев в картине «Чайковский», с которой отлично справилась Плисецкая.
Балетная карьера примы Как вспоминала сама Майя Плисецкая, биография ее была наполнена событиями. Примечательно, что первое выступление на сцене совпало с днем начала военных действий фашистов против СССР. Балерина кратко вспоминала во время своего интервью на «Первом канале», что ее охватило чувство тревоги и беспокойства, однако Майя танцевала, несмотря на пустеющий зал.
Из Москвы Плисецких эвакуировали в Свердловск, однако Майя вернулась обратно и продолжила обучение. У балерины были отличные физические данные: Майя Плисецкая, рост и вес которой в молодости были идеальными, совершала умопомрачительные по сложности и амплитуде прыжки. Балерине приходилось питаться по особой системе, чтобы не выбиться из сил и остаться в отличной физической форме.
Публика сразу же приметила начинающую балерину, а ее страстные па встречала неизменными аплодисментами. Однако уникальная грация движений не сразу принесла ей ведущие роли: например, в спектакле «Спящая красавица» пришлось станцевать две второстепенные партии, прежде чем прима получила главную. Позже Плисецкая получает практически все главные роли, а статус примы ей присваивают после того, как Уланова уходит на заслуженный отдых.
Практически сразу начинается многолетнее противостояние Плисецкой с главным балетмейстером, которое закончится уходом балерины из театра. За свою долгую карьеру Плисецкая станцевала практически все ведущие партии, объездила с гастролями весь бывший СССР, участвовала в постановках итальянских, французских и испанских мэтров. Краткая биография Вся биография Майи Плисецкой заложена внутри искусства: и в творческом, и в личном плане.
Фамилия Плисецкой и балет — два неразрывно связанных понятия, друг без друга не существующих. Сразу по возвращению из ссылки, мать Майи увезла детей в Свердловск. Продолжать практиковаться в балете в эвакуации было проблематично, но именно здесь юная танцовщица впервые исполнила прославившую ее на весь мир партию умирающего лебедя в постановке тети Суламифь.
На многочисленных приемах с присутствием руководителей страны и зарубежных деятелей знаменитая балерина пользовалась неизменным вниманием. Выше званий уже не было. И все-таки Плисецкая чувствовала себя оскорбленной и униженной: пока другие блистали за границей, она 6 лет не имела права выйти за пределы Большого. Жизнь балерины коротка, а она не могла свободно распоряжаться своей судьбой в лучшие годы своей балетной биографии. Это не давало ей покоя, отравляло ее существование.
Ошейника не хочу на шее. Клетки, пусть даже платиновой, не хочу…» - писала она в своей книге «Я, Майя Плисецкая». Вручение государственных наград. Шелепине, новом председателе КГБ, Плисецкую наконец-то выпустили за границу. Это было в 1959 году.
А за год до этого Майя Михайловна соединила свою судьбу с композитором Родионом Щедриным. Союз двух творческих людей оказал огромное влияние на обоих. Плисецкая считала, что Щедрин продлил ее творческую биографию почти на четверть века. Композитор писал для нее музыку к новым балетам — «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». В своей стране Плисецкая была награждена самыми высокими орденами.
Плисецкая рассталась с Большим театром в 65 лет. Но и после этого она не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 70-летия выступила в номере «Аве Майя», поставленном для нее одним из крупнейших хореографов XX века, французским танцовщиком, Морисом Бежаром. Она ушла от нас, не дожив полгода до 90-летия. И под конец признавалась: «Я вам скажу без хвастовства: мне нечему завидовать.
Господь дал мне способности и неплохие данные, в Большом театре я перетанцевала уйму балетов, у меня, похоже, мировая слава.
Майя Плисецкая: биография, личная жизнь, фото
Публика горячо приветствовала танцовщицу. В тот день в числе зрителей находился и известный французский кутюрье Пьер Карден. По окончании концерта он был представлен Майе Михайловне. До сих пор Майя является музой Кардена, с котором дружит более 25 лет. Великий модельер говорит о том, что для него «Майя Плисецкая — воплощение танца, самая представительная фигура среди балерин мира». В том же году Родион Щедрин, уже будучи автором музыки к кинофильму «Анна Каренина», в котором Майя Плисецкая дебютировала как драматическая актриса в роли княгини Бетси Тверской, сочинил балет «Анна Каренина»,премьера которого состоялась на сцене Большого театра в 1972 году.
Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и впервые попробовала себя в качестве хореографа. На постановку Пети вдохновило стихотворение Уильяма Блейка. Постановка состояла из трёх актов. В первом акте «Сад любви» без участия Плисецкой шесть танцоров «Балета Марселя» изображали различные виды любви: между мужчиной и женщиной, между двумя женщинами, между двумя мужчинами. Второй акт — дуэт в исполнении Майи Плисецкой и Руди Бриана — представлял из себя 12-минутную постановку непосредственно по сюжету стихотворения Блейка.
В третьем акте, костюмы для которого разработал Ив Сен-Лоран, Майя Плисецкая выступала на сцене с шестью партнёрами-мужчинами. Конечно в СССР в 1973 году была представлена только вторая часть балета, большего власти допустить не могли. Все остальное увидела только Европа. Однажды на одном из зарубежных фестивалей Майя Плисецкая увидела «Болеро» в постановке Мориса Бежара, с тех пор великая балерина заболела … мечтой станцевать его сама и написала в Бельгию Бежару, конечно ответа не последовало — письмо, по всей видимости, было перехвачено. К самому Бежару Майю также не отпустили.
Ей удалось станцевать эту постановку лишь в 1975 году. Она приехала к Бежару для съемок телевизионной версии «Болеро». В Европе эта постановка пользовалась огромным успехом. Она смогла удивить европейцев. Имя дерзкого экспериментатора Мориса Бежара, чья слава гремела по всему миру, в кулуарах большого театра произносили шепотом.
Фурцева на вопрос, почему вы не любите Бежара, как-то ответила, «потому что Бежар — это либо секс, либо Бог, а нам здесь не нужен ни секс, ни Бог», поэтому премьерный показ «Болеро» Плисецкой был возможен только за рубежом. Лишь два года походов по чиновникам самых высших рангов позволили представить Болеро и в Москве. Премьера состоялась в Монако, недалеко от места гибели героини балета. В 1979 году в Париже состоялась премьера балета «Леда», опять же поставленного Бежаром. Щедрина в постановке Майи Плисецкой.
После гетеборгской премьеры «Чайки» один из шведских журналистов спросил, нет ли у них желания поставить балет по рассказу Чехова «Дама с собачкой». По возвращении в Москву Щедрин решил, что «Дама с собачкой» — прекрасный сюжет для небольшого балета, и начал писать музыку. Премьера в Большом театре состоялась в 1985 году, в день рождения Майи Плисецкой. В 1983 году Плисецкой предложили стать художественным руководителем балета Римской оперы. Этот пост она занимала полтора года, за которые поставила «Раймонду» для открытой сцены в Термах Каракаллы, показала на сцене Римской оперы свою «Айседору», организовала возобновление «Федры» и нескольких других балетов.
С конца 1987 по 1990 год Плисецкая преимущественно работала в Испании, возглавляя мадридскую балетную труппу «Театро лирико насиональ». Для этой труппы она, в частности, возобновила балет «Тщетная предосторожность», ввела в ее репертуар «Кармен-сюиту» и сама танцевала в этом балете. Плисецкая: самая продолжительная балетная карьера. Давние разногласия с художественным руководством балетной труппы привели к тому, что она ушла из Большого театра. К 1991 году основные творческие интересы семейной пары Щедрин-Плисецкая сосредоточились в Мюнхене, и вскоре они обосновались в этом городе.
Теперь Плисецкая и Щедрин живут на три дома — большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве. В 1992 году Майя Плисецкая выступила инициатором создания нового балета — «Безумной из Шайо» на музыку Р. Сама она станцевала центральную партию «безумной» Орели — стареющей актрисы с эксцентрическими чудачествами. Этот балет был представлен в канун 50-летия творческой деятельности Майи Михайловны — уникальный случай для профессии балерины. Но она продолжала работать и в 1995 году выпустила новый балет «Курозука» на оранжированную традиционную японскую музыку.
Она станцевала его в Москве в честь своего 70-летия. А в 1996 году балерина впервые выступила в постановке «Послеполуденный отдых фавна». В 2000-ом участвовала в новом балете Мориса Бежара «Крылья кимоно», а том же году в честь своего 75-летия на юбилейном концерте в Москве Плисецкая исполнила новый номер «Ave Майя». У Майи Плисецкой нет детей. Многие балерины потеряли свою профессию…» Сама же Плисецкая на этот счет заявляет: «Семей с детьми много.
Майя Плисецкая — одна».
Крейна , И. Моисеева Эгина — «Спартак» , Ю. Григоровича Хозяйка Медной горы — «Каменный цветок» С. Прокофьева , Мехменэ Бану — «Легенда о любви» А. Меликова и др. Среди лучших партий раннего периода также: Царь-девица «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина , Джульетта «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Особую роль в творчестве Плисецкой сыграл образ Одетты — Одиллии «Лебединое озеро» Чайковского : обогащаясь на протяжении трёх десятилетий, он стал одним из знаковых для балерины, а сам спектакль во многом благодаря её влиянию — символом русского балета в мире. Столь же значимой была миниатюра «Умирающий лебедь» «Лебедь» на музыку К.
Сен-Санса , которую Плисецкая исполняла с детского возраста. Новый этап творческого совершенствования артистки, а вместе с тем и отечественного балета в целом начался благодаря поставленному для неё кубинским хореографом Альберто Алонсо балету «Кармен-сюита» Ж. Бизе — Щедрина. Спектакль показал новые возможности пластики, кардинально менявшие представления о границах балетной выразительности. Эта работа положила начало сотрудничеству Плисецкой с современными зарубежными хореографами, благодаря ей получившими возможность работать в СССР. Она исполнила фрагмент из балета «Гибель розы» на музыку Г. Малера в постановке Р. Пети , «Болеро» М. Равеля и «Айседору» на сборную музыку в постановке М. Вне Большого театра репертуар включал балеты в хореографии В.
Убедительная просьба ко всем авторам и пользователям нашего сайта: - Если вы зарегистрированы в социальных сетях, то, пожалуйста, нажимайте на значки соцсетей на всём пространстве нашего портала. Мне нравится: Прикрепить файл: Название темы: В интернете наткнулась на статью, от которой у меня шок. Автор статьи приводит цитаты из мемуаров и выступлений Плисецкой, после которых у меня на душе стало скверно, и теперь я больше не могу думать чисто и светло не о прекрасном теле и грации движений балерины - нет, тут она на высоте - но о Плисецкой, ненавидящей Россию и людей.
Ей еще не было и восьми лет, когда она начала учиться танцевать. В стране шла война, а Майя уже готовила свой первый номер. В Свердловске на сцене она танцевала миниатюру «Умирающий лебедь». Для племянницы тетя придумала такой номер, в котором бы девочка смогла показать свои лучшие стороны. В 1943 году Майя закончила хореографическое училище, после чего ее взяли в Большой театр.
Балерина имела выразительную пластику. Она даже создала собственный прыжок «кольцо». Плисецкая иногда принимала участие в постановках даже в преклонном возрасте.
Майю Плисецкую звездой сделала любовница Маяковского
Впервые Майя Плисецкая и Родион Щедрин встретились на вечеринке у Лилии Брик в начале 50-х. Майя Плисецкая родилась в 1925 году. Майя Плисецкая – легендарная балерина, которая прожила очень интересную и яркую жизнь. Звезда умерла в возрасте 89 лет в Мюнхене. И эта цель достигнута — я танцевала,» — Майя Плисецкая № 1 Майя родилась в Москве. Майя Плисецкая на протяжении всей своей жизни сохраняла стройность и элегантность.
Биография и творчество Майи Плисецкой
Но покорность, с которой Майя Плисецкая "вела" этот роман, удивляла многих. Сегодня впервые за многие годы Майю Плисецкую вспомнят не только звезды российской сцены. Майя Плисецкая: почему «неправильная балерина» всю жизнь не могла заснуть ночами. Уход из жизни великой Майи Михайловны [Плисецкой], в творчестве которой воплотилась целая культурная эпоха, является невосполнимой потерей для русского и мирового искусства. Биография балерины Майи Михайловны Плисецкой: личная жизнь, муж Родион Щедрин, рост.