Вечером 7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия 2-я), которую совершил Ключарь Храма Христа Спасителя. Середина поста — Крестопоклонная неделя Великого поста в 2022 году. Особенности Крестопоклонной недели в 2023 году: какие виды крестов признают православные христиане. © Все новости Новосибирской области. Такое действо совершается каждый Великий пост. Главная страница Новости Крестопоклонная 3-я Неделя Великого поста. Крестопоклонная неделя Великого поста: как её соблюдать и что нельзя делать.
Форма поиска
- Третья неделя Великого Поста 2024: Крестопоклонная: что нужно делать и можно кушать
- Крестопоклонная неделя 2023: когда начинается и заканчивается 3-я седмица Великого поста
- Архив новостей
- Неделя 3 Великого поста, Крестопоклонная
- Оптина пустынь
- Проповедь "НЕДЕЛЯ КРЕСТОПОКЛОННАЯ."
Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная
19 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную совершены богослужения. Крестопоклонную седмицу Великого поста иногда называют средопостной, потому что хронологически это, действительно, середина поста. 7 апреля, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Благовещение Пресвятой Богородицы, Божественную литургию возглавил ключарь собора иеромонах Иларион (Хроль). Неделя крестопоклонная (греч. κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως) — название третьей Недели (воскресенья) Великого поста, с которой начинается четвёртая седмица Великого поста, которая так же называется «Крестопоклонной». Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста – до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною.
Крестопоклонная неделя Великого поста: как её соблюдать и что нельзя делать
В этот день на Руси во всех крестьянских домах пекли из пресного теста кресты. А чтобы изделие из пресного теста было вкуснее, его обмазывали вареньем и украшали изюмом. Количество выпекаемых крестов не ограничивалось, но было обязательным, чтобы каждому члену семьи досталось по выпеченному кресту. Остальная выпечка раздавалась ребятишкам, которые, как и в святки, обходили дома с поздравлениями с окончанием первой половины поста.
Основные виды крестов, признаваемые Православной церковью Как правило, в кресты запекали ржаное зерно, «чтобы хлеб уродился». Появившаяся в последнее время информация о том, что в кресты также запекали куриное перышко, «чтобы куры велись», и человеческий волос, «чтобы голове легче было», не выдерживает никакой критики. Попадание в выпечку таких предметов свидетельствовало о неряшливости хозяйки, и вряд ли было по нраву тем, кого угощали лакомством.
Тихона, Патриарха Московского; так Крестопоклонная будет сочетать скорбь о грехах с радостью о Господе и Его святых; продолжится седмица до 13 апреля, а завершится — субботой, когда совершается поминовение усопших — находящихся со Христом наших близких. Что будет в храме в воскресенье В сам воскресный день — Литургия. При этом на аналое будет уже лежать Распятие, торжественно изнесенное из алтаря накануне. Как проходит служба Крестопоклонная начинается с вечера субботы. В конце всенощного бдения проходит особый чин, практически такой же, какой бывает, например, на Воздвижение Креста: старший из иереев выносит украшенный живыми цветами Крест из алтаря, обходит с ним храм и, благословив им верующих, полагает на аналое. Затем все верующие прикладываются к Распятию и священник помазывает их елеем. Всенощная и Литургия дня также имеют и другие особенности, связанные с поклонением Распятию: во время бдения накануне праздника совершается поклонение Кресту: все трижды совершают земной поклон перед ним; по окончании Литургии во многих храмах верующие прикладываются не к вынесенному из алтаря напрестольному кресту, как это бывает обычно, а к Распятию на аналое; так будет во все дни седмицы — до пятницы, 24 марта, когда Крест будет благоговейно унесен в алтарь.
Припев к канону и другие песнопения Центральное песнопение дня — «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Многие песнопения дня также могут показаться удивительными человеку малоцерковному. Ведь они обращены… к Кресту, как бы живому, одушевленному существу. Но как иначе — если орудие страшной казни освятилось Самим Богом, стало залогом нашего спасения? Наконец, Крестопоклонная — время не только скорби о грехах, возведших на Крест Сына Божия, но также — радости о грядущей Пасхе. Впервые в году на каноне звучат ирмосы, которые поются на Пасхальной заутрене: «Воскресения день, просветимся, людие…». Так православные, в отличие от католиков, особо почитающих Христовы Страсти, не дают себе предаться чрезмерной скорби о Распятом, и даже — о своих грехах, пусть и тяжелых.
Все равно впереди спасение — и Воскресение. Это — слова упования и надежды для всех, изнемогающих — от поста ли, от мирской ли суеты или житейских скорбей. Павел зовет каждого ко Христу, великому Первосвященнику, но и Богу, Единственному, Кто дает благодать, милость, может помочь в любой скорби: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи…» Евр. Евангелие дня Оно посвящено крестному пути — Самого Христа и всякого верующего, кто захочет следовать за Ним. Вот эти слова Господа, которые содержатся в Евангелии от Марка: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
Накануне в храме было совершено всенощное бдение с чином выноса креста на средину храма, для поклонения и укрепления духовных и телесных сил верующих и труждающихся в подвиге Великого поста. В конце чина выноса креста было совершено елеопомазание, на которое приехали паломники из г.
В этот период в меню можно включать грибы, каши, соления, фасоль, чечевицу, горох, нут, сою, овощные салаты, морские водоросли, семечки, пресные лаваши и макаронные изделия, если в их составе нет яиц. Для приправы блюд подойдут соусы: кетчуп, соевый соус, аджика и уксус. Любителям сладкого разрешены мед, варенье, сухофрукты и горький шоколад. Календарь трапез выглядит следующим образом: 13 марта. Сухоядение — потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. Горячая пища без масла — допускается вареная растительная пища без масла каши, супы, тушеные овощи, грибы. Горячая пища без масла — дозволяется вареная растительная пища без масла каши, супы, тушеные овощи, грибы.
Горячая пища с маслом — разрешается вареная растительная пища каши, супы, тушеные овощи, грибы с добавлением масла.
Крестопоклонная Неделя Великого Поста
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам. Третье воскресенье Великого поста называется Крестопоклонной неделей. Крестопоклонная неделя в 2023 году, как и в предыдущие годы, будет праздноваться в последнее воскресенье третьей недели Великого поста. На Утрени в Неделю крестопоклонную, после Великого славословия, священник выносит из алтаря Крест.
Особенности Крестопоклонной недели в 2023 году: какие виды крестов признают православные христиане
Соответственно, я должен подчинить себе все остальное и всех остальных поработить, чтобы они служили мне. Здесь переворачивается все. Человек должен служить Богу, в Боге служить ближним, а тут происходит полностью переворот. Человек хочет, чтобы ему служили близкие. И самое главное, чтобы служил Сам Господь, исполнял его желания, как золотая рыбка. Катастрофа человеческой жизни возникает уже.
Эти моменты самые основные. Крест на самом деле существовал еще до христианства и символизировал разные аспекты понимания, восприятия человеком духовной реальности. Историю в полной мере я, к сожалению, не знаю, но думаю, что как раз в более развитом язычестве было почитание солнца. У нас солнце тоже является символом: «Тебе кланятися, Солнцу правды». Как мы знаем, свастика — это тоже круговращение солнца.
Вообще в христианстве много заимствовано и символов, и праздников, которые получили новое осмысление. Какие-то — новое осмысление в целом, какие-то наполнились настоящим значением и полнотой, поэтому крест тоже был воспринят. В связи с Крестопоклонной неделей мысли на эту тему возникали… Крест — он же во всем. Даже вот перекресток дорог... Отец Андрей Ткачев говорит: даже у скульптора, чтобы создать скульптуру, крест в основе лежит.
Крест везде, во всем. Он представляется всеобъемлющим, потому что и горизонталь всю охватывает безгранично, прямая линия бесконечна , и вертикаль — наши взаимоотношения с Богом. Горизонталь — это то, что нам Богом дано, это пласт, которым мы живем, материалистический пласт, который тоже должен быть полностью задействован и поставлен на служение Богу. Поэтому крест как символ был очень удачно воспринят. Хотя бывают разные изображения креста.
Есть даже Т-образный крест. В таком контексте, наверное, сложно его осмыслить… Какое бы значение крест ни имел перед этим, распятие Христово наполнило его совершенно новым смыслом и полнотой смысла. Вообще вся история человечества, в частности и еврейского народа, и иудаизма, в том и заключалась, что это был период подготовки к Пришествию Спасителя. И пришел Спаситель, и все наполнилось глубиной, полнотой смысла. Крест получил это значение, полноту смысла, которую мы сейчас имеем.
Мы опять возвращаемся к тому, что и мы должны через это стать причастными Христу в крещении и восприняв крест как полноту самоотвержения, служения Богу через исполнение и уставов церковных, и через служение нашим ближним. Но это самое примитивное понимание. По сути, целомудрие — это целостное мудрствование, целостное восприятие Божественного мира, всего мироздания, когда ты видишь и постепенно начинаешь понимать замысел Божий, для чего это все было создано. Когда ты в этом контексте воспринимаешь фактически каждое действие. Берешь стакан воды, пьешь и понимаешь: Господь тебе дал этот стакан воды для того, чтобы ты восполнил недостаток воды в своем организме.
Вся наша жизнь должна быть охвачена таким пониманием, восприятием. Можно даже коснуться такого вопроса, очень типичного во время исповеди, когда люди приходят и говорят: суета одолела, суета мешает жить с Богом более активно. Я в таких случаях часто осекаю человека: «Как же вы можете называть суетой те дела, которые Господь вам дал? То есть это грех, что вы это суетой воспринимаете». Не суета нас одолевает, а мы воспринимаем как суету те дела, которые Господь дает.
Это наша катастрофа на самом деле. Часто все зависит от той наполненности, что и как мы делаем. Человек может хвастаться, а может делиться радостью, что Господь ему дал то-то и то-то. Одно и то же внешнее проявление является либо грехом, либо приближением к Богу и помощью ближнему приблизиться к Богу, тоже познать радость. Точно так же и дела, которые мы исполняем, могут быть суетой когда мы просто как белка в колесе крутимся , а могут приближать нас к Богу.
Когда ты понимаешь, что Господь тебе это дело дал, а ты выполняешь его с молитвой, с таким пониманием, восприятием. В таком случае это дело для тебя является служением Богу. Интересный пример: машина буксует, водитель тратит силы, бензин горит, колеса крутятся, двигатель надрывается, а она на месте стоит. А если она будет ехать, то она очень быстро, затратив те же силы и тот же бензин, будет приближать нас к цели. Это восприятие, понимание цельности этого мира у нас должно формироваться.
Во время поста эта самоотверженность помогает нам очистить наше духовное зрение и восстановить целомудрие, смиренномудрие. Тут еще много разных нюансов. Я в основном стараюсь избегать слова «смирение» в обычной жизни, даже в духовных вопросах, потому что мы о смирении только понаслышке знаем. Я больше стараюсь употреблять термин «покорность». Покорность — это понимание: что от Бога дано, это принимаешь, исполняешь.
А дальше уже по мере духовного развития, восхождения, восприятия возрастает понимание. Ты понимаешь, что это от Бога, с покорностью принимаешь. Понимаешь, что это от Бога, — начинаешь уже благодушно принимать, не раздражаться, когда что-то такое с тобой происходит, что могло бы вызвать твое раздражение. Ты понимаешь: Господь тебе это дал. С покорностью принял, с благодушием.
Если Господь дал, значит, Он о нас заботится; значит, мы Его благодарим за все происходящее. И за дождик благодарим, и за какую-то скорбь, через которую Он нас учит, ведет. А уже вслед за благодарностью рождается радость. Мы благодарны и рады, что Господь о нас заботится, мы окружены этой заботой, мы фактически на руках Божьих. Временами бывают дети капризные, брыкаются, родители их несут, они капризничают… Так же и мы, наверное: вместо того чтобы благодарить Бога и полностью предаться в руки Божии, принимать все это с радостью… Вот это, наверное, смирение.
Мы рассуждаем об этом, хотя далеко нам до этого личного знания и восприятия. Смиренномудрие — наверное, когда человек это все осмысливает, мудрствует правильно и воспринимает все правильно, с радостью. К этому мы стремимся. Молитва Ефрема Сирина и вообще заповеди даны нам как ориентиры, к которым мы должны стремиться. Сейчас, во время поста, особенно эта молитва читается, чтобы эти ориентиры постоянно были перед нами.
Чтобы постепенно их достигать. Кстати, молитва Ефрема Сирина в основном ассоциируется с Великим постом, но на самом деле не все знают, что она читается еще и Рождественским постом, и в другие посты в некоторые дни. То есть задается правильный тон, правильные ориентиры, которых мы должны достигать. Терпение — сложный термин. Простите, у меня есть в этом плане личностный конфликт с этим словом из-за недопонимания.
Потому что терпение в моем понимании предполагает некоторое несогласие с происходящим, но при этом ты понимаешь, что это от Бога и ты должен это исполнять, нести эти труды. Наверное, существование этого термина оправдывает как раз понимание, что эти труды от Бога. Ты должен. Да, пока у меня не хватает смиренномудрия, но для начала я буду как-то это все принимать, терпеть и исполнять. Я здесь не могу в полной мере ответить, у меня это не сформировалось… Хотя пытаешься это осмыслить.
Ну а любовь — это уже предел совершенства: мы даже не знаем, как это в полной мере выглядит. У аввы Дорофея один из моментов стяжания любви описывается. Человек к опытному монаху приходит и говорит: «Авва, любви не имею». А он ему: «Твори дела любви, и любовь будет приходить».
После этого верующие подходят целовать крест. Вынос креста осуществляется для того, чтобы напомнить верующим о страданиях и смерти Христа, а также укрепить постящихся в их маленьком духовном подвиге. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "Крестопоклонными". Верующие просят Господа о воздержании от пороков и об укреплении веры. В эти дни нужно уделять молитвам больше времени, чем обычно.
Если нет возможности ходить в храм, то можно молиться самостоятельно. В третью седмицу поста читают: молитву утреннюю и вечернюю; молитвенные тексты о покаянии; молитву Ефрема Сирина. В среду и пятницу на третьей неделе Великого поста верующие должны посетить храм, где в эти дни служится Литургия преждеосвященных Даров. На поминовении усопших в среду также проходит особая литургия, после чего на кладбищах и храмах служат литии и панихиды. Однажды его посадили в тюрьму. Обвинение было ложным, и святой стал возмущаться. Однако, прислушавшись к разговорам заключенных об их "подвигах", святой Ефрем узнал в этих историях свои проступки, за которые он никогда не был наказан. И понял, что осужден за старые грехи. Святой Ефрем начал усердно молиться о прощении и был освобожден.
Выйдя из тюрьмы, богослов стал подвижником, и так преуспел, что ему предложили стать епископом, но он отказался. Главным занятием преподобного Ефрема было покаяние. А молитва Ефрема Сирина стала главной покаянной молитвой церкви. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию. Чистоту души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему.
Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыне. Крест сравнивается и с сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия». Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны. Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим.
Далее исполняется песнопение «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» , во время которого священники и прихожане совершают перед крестом три поклона. Это же песнопение звучит на воскресной литургии вместо Трисвятого. Крест будет находиться в центре храма до пятницы, когда его внесут обратно в алтарь. Еще одна особенность вечернего богослужения в этот день состоит в том, что помазание освященным елеем совершается не после чтения Евангелия, а после поклонения кресту. Необычным для воскресного всенощного бдения, совершаемого великим постом, является исключение из богослужения ради праздника Благовещения покаянных песнопений «Покаяния отверзи ми двери…» и др. Одной из отличительных черт богослужения Благовещения является чтение необычного канона на вечернем богослужении. Это один из немногих диалогических канонов, который строится на беседе Архангела Гавриила и Богоматери. Авторство традиционно приписывается Иоанну Дамаскину. За воскресным богослужением 7 апреля прозвучат по два отрывка из Евангелия и Апостольского чтения, поскольку в этот день соединяются два праздника — Благовещения и Недели Крестопоклонной. Традиции Благовещения Пресвятой Богородицы По окончании утреннего богослужения во многих храмах выпускают голубей. По случаю праздника уставом разрешается употребление рыбы, небольшого количества вина и масла. День памяти святых Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси 19 января 1865 — 7 апреля 1925 Молитва святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси О пастырю наш добрый, святый великий патриарше Тихоне, яко град горний, ты явился еси, добрая дела твоя и доныне светятся пред человеки. Вемы, яко ты, предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах пред Господем. Воззри и ныне на нас грешных и недостойных чад твоих, к тебе бо, яко имущему велие дерзновение пред Творцем всяческих, ныне припадаем и усердно молимся: умоли Господа, да подаст нам решимость стяжати благочестие отцев наших, егоже ты стяжал еси от юности твоея. Ты в житии своем ревностный защититель и хранитель истинныя веры был еси, помози и нам незыблему соблюсти веру православную.
НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ
Великий Пост — это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк 8:24). Крестопоклонная неделя Великого поста 2018 приходится на его середину. 19 марта 2023 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдкове г. Москвы. Отсюда пошло название предстоящей недели – Крестопоклонная, т.е. неделя, в которую все верующие христиане призываются к особому почитанию Честного и Животворящего Креста Господня.
19 марта 2023. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная
Крестопоклонная неделя в 2023 году, как и в предыдущие годы, будет праздноваться в последнее воскресенье третьей недели Великого поста. Третье воскресенье Великого поста — Неделя Крестопоклонная. Крестопоклонная неделя начнется с вечера субботы, когда в центр храма будет торжественно вынесен Животворящий Крест Господень. Крестопоклонная неделя. 3 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ореховo-Борисове Южном г. Москвы и возглавил Литургию в новоосвященном храме. Неделя третья Великого поста называется Крестопоклонной – на воскресной службе Церковь прославляет Святой Крест Господень и плоды крестной смерти Спасителя.