К признакам, предупреждающим о начавшейся зависимости, относятся. Специалист отмечает, что цифровая зависимость появилась в российском реестре психических заболеваний около семи лет назад. Одним из основных источников цифровой зависимости являются социальные сети. Одним из основных признаков цифровой зависимости является потеря контроля над использованием технологий.
Цифровая зависимость начинает формироваться в младенчестве – как гаджеты влияют на мозг наших детей
Компьютерная зависимость приводит к серьезным психологическим и физиологическим проблемам. Основными критериями, определяющими компьютерную зависимость (интернет-зависимость, игровую зависимость), можно считать следующие. Признаки онлайн-зависимости очень похожи на признаки любой отрицательной привычки. Цифровой аутизм Цифровое слабоумие Фейсбук депрессия Номофобия Фантомный звонок Нехимические виды зависимости. В статье разберем признаки и причины расстройства, особенности стадий, а также методы профилактики зависимости.
Что же такое цифровая зависимость?
игровая зависимость (зависимость от компьютерных игр). q зависимость от социальных сетей (эмоциональная зависимость, зависимость от отношений). q Интернет-зависимость (информационная зависимость). Веримед В процессе взросления у детей могут появляться различные пристрастия. Какие признаки есть у интернет-зависимости. Специалист отмечает, что цифровая зависимость появилась в российском реестре психических заболеваний около семи лет назад. Основные признаки компьютерной зависимости. Опубликовано: 19.08.2022. #компьютернаязависимость. Основные признаки цифровой зависимости 5. Возникновение нарушений (недоразумений и конфликтов) в общении в обычной жизни.
Признаки ИНТЕРНЕТ-зависимости. Зависимость от телефона, соцсетей и компьютерных игр
Часть респондентов, которые не устраивают отдых от гаджетов, объясняют это тем, что не могут позволить себе остаться без связи. Некоторые отказавшиеся организовать цифровой детокс воспринимают гаджеты и интернет как естественную среду обитания. Ранее Superjob выяснил , что каждый второй россиянин поддерживает введение четырехдневной рабочей недели.
Яушева обратила внимание, что с этим расстройством нужно работать методами когнитивно-поведенческой терапии. Ранее психолог клиники «Евроонко» Ольга Парамонова заявила , что к профессиональному выгоранию приводит рутинность и монотонность рабочего дня.
В Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью и подтвержденным врачом диагнозом предоставляют отсрочку от армии на 3 года [15].
Китай в 2008 году заявил, что собирается стать пионером в мире по официальному признанию данной зависимости болезнью, и первым начал открывать клиники [16]. Однако в китайских заведениях используют строевую подготовку и электрошок; отмечают изуверские методы лечения, приводившие к смерти подростков-пациентов [17] [18]. Согласно последним исследованиям 2021 год , распространенность Интернет-зависимости среди Российских подростков составляет 7. Согласно уточнённым данным 2022 год , среди Российских городских подростков распространенность общей Интернет-зависимости генерализованной, не дифференцированной по потребляемому контенту; использован опросник Chen Internet Addiction Scale, CIAS составляет 7. Классификация интернет-зависимости, её причин и симптомов[ править править код ] Проверить информацию. На странице обсуждения должны быть пояснения.
Основные 6 типов интернет-зависимостей по мнению психолога Дрепы М. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах , веб-форумах , избыточность знакомых и друзей в Сети.
Эти критерии — своеобразный тест на интернет-зависимость. Если хотя бы несколько из перечисленных признаков наблюдаются в течение полугода, то уже можно говорить о патологической зависимости по отношению к интернету. Если этот срок больше, речь уже идет о хронической интернетомании. Последствия Зачастую такие люди не обращают особого внимания на высокие цены на интернет, они теряют чувство реальности, для них характерна социальная изоляция и потеря работоспособности. Они не могут отказать себе в удовольствии заглянуть в телефон, даже находясь за рулем. Более того, потребность в фотографировании всего окружающего и размещение этого в социальных сетях, лишь подтверждает факт наличия зависимости. Некоторые пользователи даже спят с телефоном в руке или возле подушки, и берут его с собой в ванную. Если интернет-зависимость не лечить, то она скажется не только на психике больного, но и на его общем состоянии организма.
Зависимые могут жаловаться на: боли в спине и затылке, проблемы с позвоночником, ухудшение зрения, головную боль, нарушения сна. Впоследствии не исключены нервные расстройства. Компьютерная зависимость может так порабощать подростка, что тот доводит себя до полного изнеможения и истощения. Рассматривая негативное влияние интернетомании, стоит отметить, как оно сказывается на семейных отношениях. Это может быть беспричинная ревность одного из супругов или обделенность вниманием. В результате растут семейные проблемы.
Зависимость от телефона
Цифровая зависимость у подростков: причины возникновения | Одним из основных признаков цифровой зависимости является потеря контроля над использованием технологий. |
Чем опасна зависимость от гаджетов? | Признаки цифровой зависимости. |
Признаки интернет-зависимости | Остановимся подробнее на основных моментах возникновения компьютерной игровой зависимости как самостоятельной проблемы. |
Как понять, что вы интернет-зависимы?
Физические признаки компьютерной зависимости менее специфичны, и, как правило, вызваны длительным нахождением за компьютером в статичном положении. Цифровой зависимостью принято называть состояние, при котором человеку становится сложно обходиться без современных цифровых технологий. Чем младше респонденты, тем чаще они отмечают у себя симптомы цифровой зависимости: среди опрошенных младше 34 лет доля таких людей составила 57%, тогда как среди участников опроса старше 45 лет — 37%. Публикуем фрагмент из главы, посвященной роли дофамина в формировании цифровой зависимости и семи главным способам, с помощью которых разработчики цифровых приложений и соцсетей управляют сознанием детей.
Компьютерная зависимость: причины, симптомы, советы
Стоило крысе нажать на него, как он стимулировал электрод, имплантированный в ее «центр удовольствия». Когда крыс оставили в покое, они продолжали нажимать на рычаг снова и снова — до 7000 раз в день. Даже чувствуя жажду, они стремились к рычагу, а не к воде. Они игнорировали чувство голода, отказались от секса. Нажимать на этот рычаг — вот все, чего они хотели. Их поведение вам что-нибудь напоминает? Вспомните Кайла, который не спал всю ночь и прогуливал школу, чтобы поиграть. Он перестал заниматься спортом и есть здоровую пищу. Все, чего хотел Кайл, это нажимать на тот самый «рычаг».
Возможно, вы замечали подобное поведение среди своих знакомых — у подростка, который листает ленты социальных сетей до рассвета, или у молодого человека, который с головой ушел в телефон, игнорируя окружающих? В 2017 году семнадцатилетний мальчик из Гуанчжоу перенес инсульт и чуть не умер после 40 часов непрерывной игры в «Честь королей» Honour of Kings , хит китайских ролевых видеоигр в жанре фэнтези. Тем временем, по данным японских властей, около 1,15 миллиона молодых людей в стране ведут образ жизни «хикикомори», то есть отдалились от общества и не покидают свои дома и спальни месяцами или даже годами. Они сидят в интернете или заняты видеоиграми. Вместо того чтобы выходить из дома, эти люди во всем полагаются на своих родителей и других членов семьи, которые о них заботятся. Между технологическими инструментами, которые призваны помочь человеку улучшить свою жизнь, и теми, что были созданы с целью подсадить человека на этот продукт, есть существенная разница. На мой взгляд, цифровые устройства, которыми ребенок активно пользуется для достижения конкретных целей, можно отнести к технологиям позитивного воздействия. И наоборот, те устройства, которые ребенок использует пассивно, — это технологии негативного воздействия.
Их компании-производители используют вашего ребенка в своих целях. Для чего цифровым устройствам понадобилась наша зависимость Большая часть приложений и социальных сетей не взимает плату за доступ к ним. В интернете бал правят клики и просмотры. Цель крупных технологических компаний, как объяснял Паркер, — заставить пользователей тратить на их сайты максимально возможное количество времени. Речь идет о том, что на «причесанном» для широкой общественности языке Кремниевой долины называют «вовлеченностью пользователей». И это понятно, ведь чем дольше Twitter, Facebook и YouTube способны удерживать нас на своих площадках, тем больше денег смогут получить от рекламодателей. Чтобы поддерживать рост доходов, социальные сети и приложения постоянно ищут новые способы борьбы с вашим мозгом. Им нужно сделать так, чтобы вы не вышли из системы, не удалили приложение и не занялись своей реальной жизнью.
В их распоряжении исследования, веками финансируемые из государственного бюджета, в области нейробиологии, психологии, лингвистики, когнитивных наук и социального поведения. К сожалению, лишь немногие дети и родители осознают, что, пользуясь бесплатными онлайн-сервисами, они сами становятся продуктом, а не клиентом. Такие корпорации, как Google, Facebook, Instagram и Amazon, внимательно отслеживают «лайки», покупки и местонахождение своих пользователей. Речь идет обо всей той информации, которую они смогут упаковать и продать рекламодателям. Это ставит в тупик руководителей технологических компаний, говорит Билл Дэвидоу, бывший вице-президент Intel Corp: «Либо они пользуются нейробиологией, чтобы отвоевать долю рынка и получить серьезную прибыль, либо позволяют конкурентам сделать то же самое и лишить их места на рынке». Никто не проявлял более наглого и такого распространенного желания взломать нейрологический код, который Facebook разгадал с самого начала, как скандальный калифорнийский стартап Dopamine Labs. Он стремится «удивить и зацепить» пользователей, наделяя свои приложения и платформы такой же вызывающей зависимость силой, как Instagram и Twitter. Dopamine Labs — детище двух близких друзей, нейроэкономиста Далтона Комбса и нейропсихолога Рамзи Брауна.
Он признает, что сила, о которой идет речь, одновременно восхищает и пугает: «У нас есть возможность подкрутить рычаги на панели инструментов машинного обучения, которую мы создаем, и в результате поведение сотен тысяч людей по всему миру изменится незаметно для них самих, причем таким образом, что для них это будет естественно, хотя на самом деле все было сделано преднамеренно». Браун говорит о том, что решения человека, которые ему кажутся осознанными, на деле могут приниматься в результате методов воздействия, которые инженеры используют для изменения нашего поведения. В производстве своих продуктов они применяют методы, которые запускают этот выброс. Самые успешные из них подсаживают нас на крючок, эксплуатируя первобытные человеческие потребности: быть любимыми, быть с людьми и быть признанными, чтобы чувствовать себя компетентными, уделять внимание другим и получать его, чего-то достичь. Некоторые утверждают, что задача родителей — защитить детей от подобных манипуляций. Однако мы не можем защитить детей и подростков от того, в чем не разбираемся сами. Итак, обсудим самые распространенные методы, которые программисты используют, чтобы завладеть вниманием вашего ребенка.
Представить современную жизнь без интернета невозможно: в сети совершают покупки, знакомятся, общаются, оплачивают коммунальные платежи, смотрят кино и слушают музыку, а также работают и учатся. За пять лет доля ежедневных пользователей выросла на 12 п. С 2018 года процент ежедневных пользователей сети в молодежной среде изменился несильно: среди 18-24-летних прирост составил 4 п. Наиболее заметный рост вовлеченности в интернет приходится на группу 45-59 лет — на 21 п. В этой же группе быстрее всего растет доля «heavy users» 2018 г. Как и в 2018 году, сегодня именно старшая когорта в основном составляет группу тех, кто совсем не пользуется интернетом 2018 г.
Установите правила и ограничения по времени, а затем вместе научитесь придерживаться их. Вместо того, чтобы позволить вашему ребенку увлекаться онлайн-играми или копаться в мобильных приложениях, приобретите хорошие настольные игры, головоломки и книги. Если вы или кто-то из ваших родственников страдает от тяжелой зависимости от гаджетов, обратитесь за профессиональной психологической помощью. Постарайтесь читать как можно больше книг, вместо того, чтобы сидеть в соцсетях. Вначале вам будет очень сложно, так как наше внимание становится все более рассеянным. Придется приложить усилия, чтобы сконцентрироваться на тексте, особенно художественном. Но через несколько дней вам станет легче, и концентрация станет лучше. Если читать книги слишком сложно или у вас устают глаза при работе с компьютером, включайте радио или подкасты. Старайтесь использовать доступное свободное время более эффективно и с конкретной целью. Некоторые методы тайм-менеджмента могут помочь вам с этим. Постарайтесь мотивировать себя и свою семью выполнять ежедневные упражнения. Занимайтесь йогой, гуляйте или катайтесь на велосипеде. Это не только помогает минимизировать ваше экранное время, но и помогает улучшить семейные отношения. Заключение Несмотря на мрачные перспективы развития зависимости от гаджетов и цифровой деменции у огромного числа людей, не надо относиться к технологиям слишком критично. Гаджеты помогают нам оставаться на связи и приносят огромную пользу, они повышают качество жизни и дают возможность социального взаимодействия многим людям. Особенно тем, кто не имеет физической возможности выйти из дома. Однако помните, что вы управляете своими устройствами, а не наоборот. Когда гаджеты отнимают у вас слишком много времени, вы должны четко понимать, что пришло время наслаждаться жизнью офлайн и просто отключить свой телефон.
Симптомы компьютерной зависимости у подростков У ребенка быстро меняется настроение, восприятие окружающего мира, распорядок дня. Компьютерные игры заменяют еду и сон, реальное общение с товарищами. Появляется быстрая утомляемость, раздражительность, замкнутость, скрытность, агрессивность. Ребенок, проводящий много времени за монитором, забывает о своих обязанностях, домашних делах, об учебе, встречах, договоренностях, гигиене и испытывает ощущение эмоционального подъема только во время игры. Симптомы игромании у детей включают нарастающее времяпрепровождение за монитором; полное сосредоточение на игре, отказ проводить время с друзьями, неспособность контролировать себя, не сдерживание обещания перед родителями об окончании игры, забывчивость, синдром отмены — невозможность сесть за монитор вызывает ярость, агрессию , плач, замкнутость. Отдельно отмечают физические симптомы у страдающих от пристрастия к компьютеру. Это головная боль, сухость в глазах, боль в спине, уменьшение веса, изменение режима сна. Что привлекает детей в виртуальной игре? Онлайн игры дают детям ощущение соревновательного эффекта, который формирует азарт. Таким образом, формируется у детей пристрастие к компьютеру, особенно быстро это происходит, если в виртуальной игре ребенок успешен, а в реальной жизни нет. Ролевые игры опасны для внушаемых детей, которые копируют поведение своих героев. Необходимо взрослым присматриваться, в какие именно игры играет отпрыск. Виртуальные современные игры сделаны так качественно, что у личности с низким уровнем критичности стирается грань между ее имитацией и реальностью. Признаки компьютерной зависимости у подростков Игровая зависимость от компьютера опасна своими тяжелыми последствиями. Пребывая в виртуальном мире, подросток никогда практически адекватно не способен контролировать реальное время и везде опаздывает: пропускает уроки, прогуливает школу. Проблема компьютерной зависимости у подростков предстает в виде агрессии, которая возникает в процессе игр. В случае если у ребенка что-то не выходит, то возникает буря эмоций, дестабилизируется, а также расшатывается психика. Весь негатив подросток переносит в мир реальный. Проблема виртуального общения проявляет себя также в том, что детская личность сильно разочаровывается в реальной жизни, в которой не все так просто, а общаясь с компьютером, у ребенка рано или поздно все начинает получаться.
Цифровая зависимость начинает формироваться в младенчестве – как гаджеты влияют на мозг наших детей
Признаки компьютерной зависимости у подростков. Цифровой детокс — 2023: о пользовании интернетом и отдыхе от него. Какие же признаки в первую очередь сигнализируют о наличии интернет-зависимости? В этом материале разбираемся, что такое компьютерная зависимость от игр и интернета и как ее победить. Признаки цифровой зависимости Интернет-зависимость, или цифровая зависимость, – относительно новая зависимость в череде других терзающих человечество, среди которых алкогольная, игровая, наркотическая, сексуальная, химическая и прочие зависимости. Можно выделить основные признаки виртуальной зависимости.
Компьютерная зависимость
Игромания у детей Психологи полагают, что в развитии игровой зависимости у детей до 10 лет могут быть виноваты родители. Именно взрослые в попытках хоть чем-то занять ребенка, предлагают ему немного поиграть на компьютере или планшете. А потом это становится моделью поведения малыша. Другие неблагоприятные факторы — особенности характера ребенка замкнутость, стеснительность , проблемы в семье, большое количество свободного времени. Игромания в данной возрастной категории отличается тяжелым характером течения. По мнению психологов, именно это основная причина развития игровой зависимости у подростков в возрасте 11-17 лет. Для них видеоигры становятся отдушиной — средством, чтобы забыть волнующие проблемы и почувствовать свою значимость.
Дети подросткового возраста еще активно развиваются, и игровая зависимость у них может иметь серьезные последствия. Уходя в виртуальный мир, ребенок забывает об учебе, перестает к чему-либо стремиться. Происходит быстрая деградация личности. Конечно, это не решает проблемы, а только усугубляет их. Профилактика игровой зависимости Профилактика игровой зависимости от компьютерных игр крайне важна, когда речь идет о детях и подростках. Установить строгий запрет на все видеоигры — не значит вылечить игровую зависимость.
Родителям рекомендуется проводить больше времени с ребенком и подумать о том, какое хобби его сможет заинтересовать. Когда у детей минимум времени на «ничего неделанье», они не смогут долго играть в компьютерные игры. А если заметили у ребенка первые признаки игромании, важно сразу обратить свое внимание на проблему. Например, спросить совета у психолога. Как бороться с игровой зависимостью Первый и самый трудный шаг в лечении игровой зависимости — осознание и принятие проблемы. Только четкие цели и контроль над собой помогут найти решение.
Зависимые часто продолжают доказывать, что это только развлечение, и они могут оставить игру в любой момент. Для борьбы с игроманией психологи советуют зависимым следующее: Найти другой источник получения положительных эмоций. Это может быть спорт или любое хобби — все то, что доставляет удовольствие. Найти мощную мотивацию. Зависимый должен как-то мотивировать себя на расставание с пагубной привычкой. Возможно, ему поможет осознание, что видеоигры лишают радостей реальной жизни — общения с друзьями и близкими, карьерных достижений и т.
Подавлять желание играть. Лечить игровую зависимость придется долго.
Цифровая зависимость действительно существует?
Цифровой зависимостью принято называть состояние, при котором человеку становится сложно обходиться без современных цифровых технологий. В частности, без гаджетов, соцсетей, популярных порталов Youtube, TikTok , видеоигр, азартных онлайн-игр и сайтов знакомств. Официально ни интернет-зависимость, ни цифровая зависимость так и не признаны заболеваниями: для них по-прежнему не существует медицинских критериев в DSM-5 и МКБ-10 — авторитетных классификаторах заболеваний.
Возможно, ситуация скоро изменится. Американская психологическая ассоциация APA активно изучает тему цифровой зависимости еще с 1990-х годов. Западные специалисты планируют вскоре включить её в DSM-5, в неформальной части которого уже есть понятие «Internet Gaming Disorder» — расстройство интернет-игр.
К ним относится как виртуальный покер, так и совсем не азартный Minecraft. Как это работает на уровне мозга? Цифровая зависимость связана с дофамином: этот нейромедиатор, в том числе, вызывает ожидание счастья и побуждает человека искать то, что принесёт ему удовольствие.
Причём сладостное предвкушение продолжается и после того, как желаемое получено — мы смотрим мем, смеёмся и ждём новый, ещё более смешной. Дело тут не в настоящем моменте удовольствия, а в ожидании следующего — нового ролика на YouTube, видео в TikTok или сообщения. На нейрохимическом уровне дофаминовое потребление работает так: нейромедиатор воздействует на мозг через рецепторы, и чем больше вещества на них попадает, тем сильнее получается передаваемый сигнал.
Когда нейронная система постоянно вырабатывает одно и то же количество дофамина, он накапливается и появляются новые рецепторы. Из-за этого чувствительность падает. Постоянная стимуляция соцсетями и YouTube-роликами, возможно, формирует толерантность к дофамину.
Дофамин — ценное химическое соединение, наш организм им просто так не разбрасывается. Нейромедиатор хранится в синаптических пузырьках, из которых попадает в синаптическую щель между двумя нейронами во время смешных видео в TikTok. Есть мнение, что длительное использование интернета уменьшает количество белков-транспортёров, которые помещают вещество обратно в пузырьки.
Стоит отметить, что нейрохимические механизмы цифровой зависимости ещё до конца не изучены.
Как утверждает Шоттон, компьютер воспринимается ими как своего рода конкурент — рациональный, логичный, высокоинтеллектуальный. К этому можно добавить, что задача, которую ставят перед собой зависимые от компьютера субъекты, состоит в том, чтобы добиться от такого незаурядного конкурента полного подчинения. Установить контроль над компьютером означает для них в какой-то мере отыграться за невозможность осуществления желанного контроля в других жизненных сферах, особенно в социальных отношениях.
Многим из испытуемых хочется контролировать поступки и слова других, даже самых близких людей, однако им это плохо удается. Психологический механизм возникновения эффектов компьютерной зависимости у подростков может быть в общих чертах обрисован следующим образом. Если стремление доминировать в личных отношениях, общественной жизни и трудовой деятельности постоянно наталкивается на неудачи, это побуждает некоторых молодых людей с высокоразвитыми интеллектуальными способностями и недостаточно развитым социальным интеллектом эмоциональность, контактность, понимание собеседника, умение слушать, эмпатия, доверие сделать вполне рациональный, на первый взгляд, выбор. Выбор состоит в отторжении многого из того, что традиционно относится к социальной сфере, и в поглощенности новыми технологиями, в первую очередь связанными с применением компьютеров.
Освоение многочисленных приложений информационных технологий воспринимается как определенный интеллектуальный вызов, на что расходуется немало времени и усилий. Эти труды рано или поздно начинают приносить определенный успех, который можно спрогнозировать. Общение с окружающими людьми чревато проблемами и не гарантирует успех во взаимоотношениях. В итоге чреватая возможными неудачами социальная сторона жизни начинает вызывать все меньше интереса, и на основе стремления к самоуважению и получению положительных эмоций формируется тот или иной вид зависимости — в данном случае от компьютера.
Момент достижения практического результата интересует зависимых от компьютера испытуемых, исследованных Шоттон, в меньшей степени, нежели процесс достижения этого результата. Это свидетельствует о наличии процессуальной мотивации. Зависимые ощущают почти постоянную нужду в позитивной интеллектуальной стимуляции, которая не достигается социальной или спортивной активностью. Их привлекают одновременно мифология и астрономия, философия и религия, музыка и литература, психология и другие науки.
Разработанная Шоттон типология компьютерной зависимости включает три разновидности. Во-первых, это сетевики: они оптимистичны, сравнительно с другими типами зависимости социально активны и позитивно настроены к другим людям, имеют друзей, в том числе противоположного пола, поддерживают нормальные отношения с родителями. Компьютер для них — нечто вроде хобби: они могут интересоваться поиском в удаленных базах данных или, например, играть в ролевые групповые игры, однако при этом они меньше, чем другие выделенные типы зависимых от компьютеров людей, самостоятельно программируют, в меньшей степени интересуются приложениями, компьютерной графикой или аппаратным обеспечением. Во-вторых, это рабочие — самая малочисленная группа.
Они владеют наиболее современными и дорогими компьютерами. Процесс программирования у них четко спланирован, программы пишутся ими для достижения нужного результата. Как правило, представители этой группы прекрасно учились или учатся, причем их не удовлетворяет стандартная программа обучения и они посещают дополнительные учебные курсы. В-третьих, это исследователи — самая многочисленная группа.
Для них программирование сродни интеллектуальному вызову и одновременно развлечению. Представители этой группы с удовольствием занимаются отладкой программ; компьютерное пиратство и хакерство они приемлют для борьбы против других разработчиков программ. С формальной стороны, уровень образования у них ниже, чем, скажем, у рабочих, при этом они не только не отстают от имеющих более весомые дипломы коллег, но и зачастую превосходят их объемом знаний. Амбиций также немного: ни высокие должности, ни большие оклады не играют для них главенствующей роли.
Таким образом, к социальным критериям жизненного преуспевания они довольно равнодушны. Для исследователей компьютер является своего рода партнером и другом, который одушевлен, с ним проще взаимодействовать, нежели с людьми. Такова разработанная Шоттон в 80-х годах типология компьютерной зависимости. Можно предположить, что сетевики, рабочие и исследователи сохранились с определенными видоизменениями и до наших дней.
Вместе с тем довольно трудно квалифицировать описанных Шоттон программистов и пользователей компьютеров как зависимых в клиническом смысле слова: с обсессивными мыслями, компульсивной готовностью постоянно и повсеместно работать с компьютером, с пренебрежением к ранее поставленным жизненным целям, сиюминутным интересам, дружеским и семейным связям и обязанностям. Скорее, это субъекты с заметно ограниченной сферой интересов, искренне увлеченные работой с компьютерами и в той или иной степени недооценивающие другие сферы жизни. В современном мире зависимые по Шоттон не являются зависимыми в принятом в настоящее время понимании, но так выглядело первое серьезное исследование компьютерной зависимости. На сегодняшний день компьютеры стали неотъемлемой частью жизни и деятельности большинства людей цивилизованных стран.
Это, в свою очередь, не может не сказаться на развитии самой личности и на формировании ее психических процессов. Психологическим последствиям компьютеризации трудовой деятельности посвящено множество исследований, в ходе которых были проанализированы позитивные и негативные стороны взаимодействия человека с компьютером. Освещаются такие психологические проблемы взаимодействия человека с компьютером, как компьютерная тревожность, изменение коммуникативных способностей, компьютерная зависимость, аутизация и уход в виртуальную реальность. Среди факторов, влияющих на снижение эффективности компьютеризации, выделяют феномен компьютерной тревожности.
Поведение в состоянии компьютерной тревожности характеризуется чрезмерной осторожностью при использовании компьютеров, попытками сократить время использования компьютера и даже избеганием самих компьютеров и мест, где они находятся. Для этого также характерна боязнь техники, испортить, сломать что-либо; ощущение незнания, неумения; боязнь за свое здоровье; опасения перед чем-то новым, незнакомым; ощущение дефицита времени. Диалог человек-компьютер может оказывать влияние на формирование коммуникативных качеств личности пользователей и разработчиков. Возможно возникновение таких новых психологических эффектов, как уменьшение диапазона эмоций, размывание коммуникативных границ, трудности в понимании психологического контекста общения человека с человеком, монологический стиль взаимодействия с людьми.
Еще одна из проблем взаимодействия человека и компьютера может быть связана с возникающей возможностью ухода от трудностей и проблем окружающей человека действительности в заманчивый мир"компьютерных грез", что может стимулировать явление аутизации пользователей компьютеров и их уход в виртуальную реальность.
Когда мы впервые заметили эти тревожные переживания, мы начали понимать, что что-то не так. Но многие из нас все еще сомневались, действительно ли у нас есть зависимость.
Для тех, кто все еще сомневается, следующие вопросы могут помочь лучше определить, есть ли признаки зависимости от социальных сетей в нашем собственном опыте. Анкета зависимости от социальных сетей: Бывает ли так, что я захожу в социальные сети, чтобы быстро что-то проверить, а потом обнаруживаю, что прошло уже несколько часов? Бывает ли, что я ругаю себя или устанавливаю ограничения в социальных сетях, а потом нарушаю свои обязательства?
Бывают ли у меня запои в социальных сетях, которые длятся весь день или до поздней ночи? Обращаюсь ли я к приложениям социальных сетей всякий раз, когда у меня появляется свободная минутка? Приводит ли использование социальных сетей к тому, что я пренебрегаю личной гигиеной, питанием или физическим здоровьем?
Чувствую ли я себя изолированным, эмоционально отсутствующим, рассеянным или тревожным, когда не нахожусь в социальных сетях? Способствует ли мое использование социальных сетей конфликтам или избеганию в личных отношениях? Поставило ли мое использование социальных сетей под угрозу мою учебу, финансы или карьеру?
Скрываю ли я или лгу о том, сколько времени я провожу в социальных сетях или какой цифровой контент я потребляю? Чувствую ли я вину или стыд за то, что пользуюсь социальными сетями? Никто не должен страдать из-за использования социальных сетей.
Если вы ответили "да" на несколько из вышеперечисленных вопросов, мы рекомендуем вам подумать о получении поддержки. Присоединиться к встрече Каковы последствия зависимости от социальных сетей? Зависимость от социальных сетей является подмножеством расстройства интернет-зависимости РИЗ , которое впервые было исследовано психологом доктором Кимберли С.
Янг, опубликовавшей оригинальную работу. Сегодня в научном сообществе все еще идет открытая дискуссия о том, как определить, квалифицировать и изучать различные формы расстройства интернет-зависимости, а Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации DSM-5-TR начало признавать серьезность этого класса зависимостей, включив в него следующие пункты игровое расстройство в интернете. Существует широко распространенный консенсус Исследователи и клиницисты отмечают, что за последние два десятилетия наблюдается рост проблемного и компульсивного чрезмерного использования интернета, социальных сетей и умных устройств, и что распространенность этой поведенческой зависимости связана с различными психическими, эмоциональными, физическими, межличностными и профессиональными проблемами.
Возможно, наиболее важным является то, что выброс дофамина, вызванный интернет и технологической зависимостью, как было показано, вызывает структурные изменения в головном мозге очень похожи на изменения, произошедшие в люди с алкогольной или наркотической зависимостью. Эти изменения приводят к обесценению наших принятие решений , рассуждения , ожидание вознаграждения , исполнительная функция , когнитивная функция , эмоциональная обработка и наш рабочая память. Различные исследования показали, что доступ к телевидение и видеоигры уменьшается количество обезболивающих препаратов необходимый пациенты больницы.
Конечно, последствия зависимости от интернета и технологий отражаются не только на структуре нашего мозга, но и на нашей повседневной жизни. Интернет- и технологическая зависимость тесно связана с нарушение импульсного контроля , Синдром дефицита внимания с гиперактивностью СДВГ , тревожные расстройства , рост злоупотребления психоактивными веществами и депрессия. Возможно, наиболее трагично то, что у людей с интернет и технологической зависимостью гораздо выше уровень суицидальных мыслей, планирования и попыток...
Негативное воздействие этих эффектов может быть усугублено неэтичным или проблематичным использованием социальных сетей, например, кибербуллингом или преследованием. Эти выводы вызывают серьезное беспокойство. Хотя некоторые могут преуменьшать влияние интернет-зависимости и технологической зависимости по сравнению с химическими веществами, правда заключается в том, что интернет-зависимость и технологическая зависимость изменяют наш мозг таким же образом, как и зависимость от алкоголя, героина или других наркотиков.
Кто подвержен риску зависимости от социальных сетей? Зависимость от социальных сетей - это состояние, которое может поражать людей всех возрастных групп, от детей и молодежи до людей более позднего возраста. Среди наших клиентов - молодые взрослые, студенты колледжей, работающие профессионалы, родители и пенсионеры.
Как избавиться от компьютерной зависимости
Признаки компьютерной зависимости у подростков и взрослых. Цифровой аутизм Цифровое слабоумие Фейсбук депрессия Номофобия Фантомный звонок Нехимические виды зависимости. Признаками цифровой зависимости могут быть боязнь пропустить важное событие (FOMO — fear of missing out), номофобия, страх остаться без телефона, а также digital stress, который появляется в результате негативного взаимодействия в интернете (публичное осуждение.
Цифровая зависимость📱 и её признаки
Цифровая зависимость у подростков: в чем опасность | Компьютерная зависимость приводит к серьезным психологическим и физиологическим проблемам. |
Признаки интернет-зависимости | Основными критериями, определяющими компьютерную зависимость (интернет-зависимость, игровую зависимость), можно считать следующие. |
Как избавиться от компьютерной зависимости
Чем опасна зависимость от гаджетов? | Специалист отмечает, что цифровая зависимость появилась в российском реестре психических заболеваний около семи лет назад. |
Вы точно человек? | В статье разберем признаки и причины расстройства, особенности стадий, а также методы профилактики зависимости. |
Как избавиться от компьютерной зависимости | Одним из основных источников цифровой зависимости являются социальные сети. |
Признаки зависимости от социальных сетей
Снижение качества сна Использование технологий перед сном может негативно влиять на качество сна. Синий свет, излучаемый экранами устройств, подавляет выработку мелатонина — гормона, ответственного за регуляцию сна. Это может привести к бессоннице и нарушению цикла сна и бодрствования. Социальная изоляция Постоянное использование технологий может привести к социальной изоляции. Люди могут предпочитать общение в виртуальном мире, вместо реальных встреч и разговоров с друзьями и семьей.
Это может привести к ощущению одиночества и ухудшению психического благополучия. Стресс и тревожность Использование технологий может вызывать стресс и тревожность. Постоянное подключение к интернету и социальным сетям может создавать ощущение постоянной необходимости быть в курсе всего происходящего и отвечать на сообщения. Это может вызывать чувство беспокойства и тревоги.
Снижение концентрации и памяти Использование технологий может снижать концентрацию и память. Постоянное переключение между задачами и постоянное просмотр информации в интернете может затруднять способность сосредоточиться и запомнить информацию. В целом, технологии имеют как положительное, так и отрицательное влияние на психическое здоровье. Важно научиться использовать их с умом и находить баланс между цифровым миром и реальной жизнью, чтобы поддерживать свое психическое благополучие.
Признаки и симптомы цифровой зависимости Цифровая зависимость — это состояние, при котором человек испытывает непреодолимое желание постоянно использовать технологии и он не может контролировать свое потребление цифровых устройств и интернета. Вот некоторые признаки и симптомы цифровой зависимости: Потеря контроля Одним из основных признаков цифровой зависимости является потеря контроля над использованием технологий. Человек не может ограничить время, проведенное в интернете или с использованием цифровых устройств, и часто теряет чувство времени. Отказ от других активностей Зависимость от технологий может привести к отказу от других активностей и увлечений.
Человек предпочитает проводить большую часть времени виртуальном мире, играя в компьютерные игры, сидя в социальных сетях или просматривая видео, вместо того, чтобы участвовать в реальной жизни. Социальная изоляция Цифровая зависимость может привести к социальной изоляции. Человек теряет интерес к общению с реальными людьми и предпочитает виртуальные отношения. Он может проводить много времени в онлайн-сообществах и играть в онлайн-игры, вместо того, чтобы общаться с друзьями и семьей.
Физические проблемы Цифровая зависимость может вызывать физические проблемы, такие как боли в спине, шее и глазах от длительного сидения перед экраном. Также часто наблюдаются проблемы со сном, из-за постоянного использования технологий перед сном.
Электроэнцефалограмма головного мозга ЭЭГ регистрирует электрическую активность в коже черепа во время ее наблюдения. Затем эта мозговая активность преобразуется в визуальные образы, такие как частота, скорость и синхронизация стрельбы.
Таким же образом можно использовать и другие инструменты, регистрирующие электрическую активность, но исследователи предпочитают использовать ЭЭГ, потому что она дает больше деталей, таких как p-сквозной потенциал мозга. Дэнни Шандор, клинический психолог из Израиля, считает создание параллельной реальности с помощью цифровых устройств симптомом цифровой зависимости и, как следствие, ослаблением социальных связей между детьми и окружающими их людьми. Эта проблема становится все острее, и, хотя дети становятся зависимыми от цифровых технологий, родители теряют ответственность за помощь им в решении этой проблемы. Единственное решение — скрыть такие приложения от ребенка, но это сомнительное решение», — добавляет Шандор.
Лим, старший научный сотрудник Азиатского технологического института, обеспокоен результатами, отмечая, что использование цифровых устройств, таких как смартфоны, дольше установленного времени может иметь неблагоприятные последствия для развития ребенка. Дети из сингапурских семей, принадлежащих к среднему классу, не ведут обычный образ жизни, и когда они сталкиваются с такими видеоиграми, они обязательно испытают некоторые неблагоприятные последствия». Хотя он согласен с тем, что проблема серьезна, Лим также обеспокоен тем, что исследование The Conversation, по-видимому, игнорировало то хорошее, что может предложить Интернет. Многие люди, не имеющие доступа к таким средствам, могут оказаться в маргинальном положении, даже несмотря на то, что они образованы», — добавляет Лим.
Некоторые из тех положительных моментов, которые цитирует Лим, включают возможность узнать о культурах, отличных от своей собственной; встретить единомышленников; и узнать о глобальных проблемах. Однако Лим добавляет, что родителям необходимо смотреть на всю картину, чтобы обеспечить правильное использование Интернета для своих детей. Беспокойство заключается в том, что когда родители сосредотачиваются на негативных последствиях, они при этом игнорируют положительные моменты. Поэтому должно быть сочетание того и другого.
В случае необходимости подтвердите информацию авторитетными источниками. В противном случае этот раздел может быть удалён. Зависимость наркотическая в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Также зависимость аддикция в психологии определяется как навязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определённой деятельности.
Тем не менее отмечено и позитивное влияние Интернета на психическое здоровье. Американские исследователи обнаружили, что пользование Интернетом улучшает деятельность мозга у людей среднего и пожилого возраста благодаря стимуляции мозговых центров, ответственных за принятие решений и сложные рассуждения. Согласно результатам исследования, отчёт о котором был опубликован в American Journal of Geriatric Psychiatry, посещение Интернета вызывает активацию областей мозга, контролирующих память , язык , чтение и зрение. Кроме того, при поиске в Интернете активируются мозговые центры, ответственные за сложные рассуждения и принятие решений, благодаря необходимости решать, какую из предложенных ссылок выбрать для получения необходимых данных при чтении книг подобной активации соответствующих областей мозга не происходит [12].
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что опрошенные студенты имеют лишь умеренный уровень зависимости от социальных сетей.
Подросткам «мешает» школа и родители, а взрослым — их дети, работа и любые взятые обязательства. По мнению ученых, у зависимых снижается самооценка и ухудшается память, они становятся апатичными и ведут пассивный образ жизни. Все большая тяга к играм отражается и на профессиональной деятельности человека: он может играть в рабочее время, совершенно не заботясь о срочных делах. У зависимых часто плохое зрение, избыточный вес и заболевания позвоночника. Например, в Китае в 2005 г. Она несколько суток без перерывов на сон и еду провела за известной сетевой игрой.
После этого случая в Китае всерьез заговорили о необходимости лечения игровой зависимости у взрослых и детей. Специалисты показали 20 испытуемым скриншоты из их любимых игр. И реакция людей оказалась сходной с той, что проявляют больные алкоголизмом и наркоманией, когда видят предмет своей патологической страсти. Вот почему врачи сходятся во мнении, что избавиться от компьютерной игровой зависимости крайне сложно без помощи специалистов. В этом случае человек ведет себя следующим образом: Продолжает играть, даже если осознает негативные последствия своей зависимости. Испытывает раздражительность, злость и открытую агрессию, когда кто-то отвлекает его от видеоигр. Отказывается от любых развлечений в пользу видеоигр.
Изолируется от социальных контактов. Игнорирует правила личной гигиены, поскольку ему жалко тратить время на что-то другое помимо игр. Теряет ощущение времени, когда играет. Специалисты продолжают разбираться в вопросе, изучая анамнезы пациентов и подбирая оптимальные способы как вылечить игровую зависимость у взрослых и детей. Но по мнению многих психологов, игромания, как и другие виды психологических аддикций, развивается поэтапно: Начальная стадия — это легкая увлеченность. Человек только начинает играть, постепенно «входя во вкус». Он радуется победам, отлично проводит время, знакомится с единомышленниками — все это дарит положительные эмоции.
Следующая стадия — серьезная увлеченность. Человек теперь играет не просто от случая к случаю, а регулярно. Он может с легкостью чем-то пожертвовать, чтобы выделить время для любимого занятия. А когда компьютерные игры в пирамиде ценностей человека возводятся на вершину, можно говорить о сформировавшейся игромании. Симптомы игромании могут быть более или менее выраженными. Но главный признак зависимости — это даже не количество времени, проведенное за компьютером. Важно то, что чувствует человек, погружаясь в виртуальный мир.