Новости предательство мазепы

На предательство Мазепу толкала, наряду с личной обидой, боязнь оказаться на стороне побеждённого.

Историк: Зеленский рискует повторить судьбу Мазепы

Костомаров упоминает «его интриги, употреблённые им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича», а в книге «Руина» описывает эти интриги подробнее. В «Истории России» С. В роли гетмана Мазепа принял участие во втором Крымском походе князя Василия Голицына. Широко распространена точка зрения, представляющая и Мазепу, и Голицына в неблаговидном свете: «Избранием он был обязан подкупу князя В. Голицына и щедрым обещаниям, данным старшине.

Последнюю Мазепа вознаградил раздачей имений и полковничьих и других должностей. Как гетман-администратор Мазепа ничем не выделялся» [17]. Любопытна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие [18]. По мнению современного украинского исследователя О.

Ковалевской, версия о взятке не соответствует действительности, так как дары за содействие избранию были посланы Мазепой Голицину через год после избрания [19]. Тем не менее, своим возникновением версия о взятке обязана самому Мазепе. В 1689 году , после падения власти Софьи и временщика Голицына, Мазепа подал царю челобитную. Костомаров так подводит нравственный итог карьере Мазепы: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы.

Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался» [18].

Не верил доносам о ненадежности гетмана и сам Петр — считал все это кознями интриганов против друга и союзника. В результате некоторые из тех, кто говорил чистую правду, сами оказались репрессированными. Ну не мог царь-реформатор поверить, что умудренный жизненным и политическим опытом Мазепа совершит предательство и глупость одновременно. Но он их совершил, решив, что шведскую армию петровским потешным полкам не удержать. Тем более что сам царь дал повод в 1708 году усомниться в своем могуществе, отказав гетману в подкреплениях. В этот момент Иван Мазепа, очевидно, и сделал свой выбор. Видимо, он решил, что союзничество со шведским королем сулит и ему, и Украине больше выгод, нежели все, чем осыпал его Петр. Отношение к его фигуре, кстати, стало причиной разночтений между Московским и Константинопольским патриархатами еще до нынешнего спора, связанного со снятием последним анафемы с лидера раскольников Филарета.

Ту, что наложили на Мазепу, якобы вообще никогда не признавал Вселенский патриарх. А наложена анафема была на гетмана не просто так, сгоряча. Нет, вызвано это было клятвопреступлением. Мазепа подло нарушил данное им, как считается, на Евангелии обещание. За это Петр даже велел удостоить его особой «награды» — ордена Иуды. Понять царя можно — Мазепа растоптал и их личную дружбу. Впрочем, шведского короля он тоже обманул, пообещав ему огромные припасы и большую армию, а в действительности не обеспечив ни того ни другого. Необходимый бойцам Карла провиант уничтожили взявшие заблаговременно город Батурин войска под командованием Александра Меншикова.

Ну а переход на сторону врага поддержали немногие из подданных Мазепы — с ним ушли примерно 1500 человек. И поэтому ничем толком помочь Карлу во время Полтавской битвы он не смог. Так что и ему вместе с королем пришлось бежать. Смещенный к тому времени гетман остался в Османской империи, которая его не выдала, хотя Россия за голову изменника предлагала весьма круглую сумму. Но радоваться этому Мазепе долго не пришлось — примерно через год он умер. Один опасался набега ордынцев, другой лишения относительной самостоятельности. А вот у генерала А.

Минина и Д. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» , Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка».

Совершая предательство, гетман ратовал не за политическую независимость Украины, а за сохранение привилегий казаков. А такой подход привел бы к разрушению основ государственного устройства в любой форме. В этом и состояла "системная" трагедия Мазепы, во многом определившая линию его поведения, отношения с царем и измену. В той ситуации отрыв Украины от России даже теоретически был невозможен: Малороссия могла бы стать легкой добычей воинственных и сильных Турции, Крымского ханства, Польши и Швеции, без российской поддержки ее "проглотили" бы в считанные месяцы. И вот теперь из гетмана Мазепы делают "оранжевую" икону. Украинские националисты активно поддержали идею президента Ющенко о создании в Киеве пантеона Героев - своего рода символа государственности. На этом кладбище у Днепра можно было бы "под одной крышей" перезахоронить весь цвет украинского национально-освободительного движения - останки гетмана Мазепы, Степана Бандеры, Семена Петлюры, эсэсовца, а ныне Героя Украины Романа Шухевича. В Киеве улицу, ведущую к цитадели украинского канонического православия - Киево-Печерской лавре, по указанию президента страны переименовали в улицу гетмана Мазепы. Украинская православная церковь возражала, но слабо: "Священноначалие выступает не против переименования улицы Январского Восстания в улицу Ивана Мазепы, а за переименование, если есть такая потребность, этой улицы в улицу Лаврскую, ибо на этой улице находится главная святыня Украинской православной церкви - Киево-Печерская лавра". Но разумно ли делать символом нового государства деятеля, отлученного от Церкви за клятвопреступление? Представитель отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов сообщил "Известиям", что во время встречи Святейшего патриарха Алексия II с президентом Украины Виктором Ющенко вопрос об отмене анафемы напрямую не ставился. Киевский гость поинтересовался, была ли она все же отменена в 1918 году. Ответ был таким: в результате проведенной архивной работы установлено, что такого канонического решения не принималось.

Нарышкин сравнил критикующих спецоперацию россиян с гетманом Мазепой, предавшим Петра I

Перипетии предательства Мазепы, нарушения клятвы верности царю показывают «анатомию» цивилизационного «разлома» между Россией и Европой. В июле 1704 года Мазепа обвинил фастовского полковника Семёна Палия в измене Петру и в стремлении изменить порядок украинской жизни в пользу казацкой голытьбы и черни. Одним из самых ярких эпизодов в российской-украинских отношениях стало предательство гетмана Ивана Мазепы.

Мазепа: путь от героя до предателя

Подписаться Иван Мазепа: что стало с гетманом Украины, который предал русских Иван Степанович Мазепа, гетман Войска Запорожского — одна из самых заметных фигур петровской эпохи. Как известно, сначала он «присягал» на верность Петру I, но во время войны со шведами переметнулся на сторону короля Карла XII. До сих пор историки спорят о том, являлся ли он защитником интересов родной Украины или же предателем по натуре. Когда в 1689 году русский трон занял Петр I, стареющий гетман поначалу взялся в какой-то мере опекать молодого царя: в частности, давал ему советы, как вести себя с поляками. Со временем Петр и Мазепа стали близкими друзьями.

В начале 1690-х Мазепа помог подавить на юге Малороссии восстание Петрика Петро Иваненко , выступавшего одновременно против гетмана и русской власти, участвовал в обоих походах Петра к Азову. Однако после военного совета в Жолкве в марте 1707 года гетман затаил на Петра сильную обиду. Дело в том, что на этом совете было предложено существенно ограничить автономию Малороссии, а также полномочия самого гетмана. Измена 1706 год выдался для России не слишком удачным.

Мазепа отличался талантом очаровывать власть имущих. Так произошло и с фаворитом царицы Софьи Голицыным. Именно он сыграл решающую роль в избрании Мазепы гетманом после падения Самойловича, которого после неудачной Крымской кампании сослали в Сибирь. Так 25 июля 1687 года Мазепа стал левобережным гетманом Войска Запорожского. Позднее появились слухи, что гетман дал Голицыну взятку за помощь в получении должности, однако достоверных фактов на этот счет нет. Иван Мазепа. Источник: pinterest.

Он стал советником Петра в польских делах, между ними завязалась тесная личная дружба. Мазепа стал опорой государю и в военных делах. Он подавлял восстание Петрика, участвовал в походах Петра к Азову, помогал в начале Северной войны. Петр в благодарность за заслуги сделал его вторым кавалером ордена Андрея Первозванного. В 1704 году Мазепа смог занять Правобережную Украину и просил Петра присоединить ее к землям Войска Запорожского, но царь не хотел нарушать Вечный мир. Уже тогда гетман затаил обиду.

Но, возвращаясь к заявленной цели: искать мотивы, давайте обратим внимание вот на какие факты. Первое: во всех церквях построенных Мазепою, по его требованию закладывались керамические пластины с гербом и надписью, что церковь возведена по инициативе и на средства Ивана Мазепы, что само по себе уже трактуется, как непомерная гордыня и себялюбие.

И второе, главное, гетман Мазепа был предан православной церковью анафеме не только за нарушение данной на Евангелии присяге русскому царю, не только за склонность «к пороку и безнравственности», поскольку « предавался греху блуда, начиная со времён своей молодости , когда сожительствовал с женой польского шляхтича, и до старости, когда совратил свою крестницу Матрону», но также за то, что позволил осквернять православные храмы шведским солдатам, допущенным им в пределы Южной Руси. Так, какие же истинные мотивы двигали Мазепой, который сначала строил, на выжатые из народа деньги храмы, украшая их своим гербом; а потом преспокойно созерцал, как эти же храмы разоряли иноверцы??? Следующие, на что хотелось бы обратить внимание: Мазепа клялся Карлу, что его поддержат не меньше 50 000 казаков. А в реальности, он захватив казну перебежал к Карлу по одним источникам с 1. Но, большинство источников всё-таки указывают на 1. Шведские историки добавляют ещё 7 000 казаком кошевого атамана Гордиенко. Я не оспариваю сам факт перехода на сторону шведского короля части запорожцев под командованием Гордиенко, но количество приводимое шведскими историками не отвечает действительности. Хотя бы по тому, что по свидетельству очевидцев, при представлении в Будищах Карлу, Кость Гордиенко выхвалялся, что «таких молодцов у него наберётся до 600 человек».

К тому же, обратите внимание на то, что все историки сходятся в том, что на стороне русской армии всё-таки было больше казаков. Цифры сильно разнятся, но факт остаётся фактом, и никто из историков его не опроверг и не оспорил. Косвенным тому подтверждением является манифест Петра I от 11 марта 1710 года, который запрещал оскорблять «малороссийский народ» попрекая его изменой Мазепы, угрожая в противном случае жестоким наказанием и даже смертной казнью за важные обиды. И последнее, обратите внимание 8 июля 1709 года шведы потерпели сокрушительное поражение под Полтавой. Мазепа вместе с Карлом бежал в Бендеры Молдавия. И буквально через два месяца Мазепа умирает. Да, он умер, по теперешним меркам в солидном возрасте — 70 лет. Но, все исторические источники указывают на то, что здоровье у Мазепы было «ого-го-го» - молодой позавидует, и тут на тебе — такая скоропостижная смерть.

Так как точных исторических данных о смерти Мазепы нет, то я позволю себе выдвинуть свою гипотезу. Мазепа до Полтавской битвы обладал несметными богатствами, собственностью, почётом и славой один орден Андрея Первозванного — высший орден Российской империи чего стоит , и в один день он лишился всего «нажитого непосильным трудом». Вся собственность и рабы которых он закабалил, выдавливая из народа все соки ради обогащения, остались на территории, которая до содеянного предательства считалась его Родиной. За один день он лишился буквально всего. С его точки зрения, перейдя на сторону шведов он поступил правильно. Ни клятва на Евангелие, ни полное доверие Петра, ни интересы его народа, ничто не смогло удержать его от предательства. Я думаю, он поверил в непобедимость Карла.

За свою жизнь он семь раз менял хозяев, предавая с необычайной лёгкостью, как только предоставлялась выгодная возможность получить от этого политическую выгоду. В 1655 году Мазепа, чей дед служил русскому царю, а отец воевал вместе с Хмельницким, оказался при дворе польского короля Яна-Казимира. Затем ушёл к казакам Правобережной Украины, где стал сторонником перехода Гетманства под покровительство Османской империи.

Служил гетману Левобережной Украины Самойловичу и принял участие в его свержении. После служил царевне Софье, но оставил её и перебежал к царю Петру. Военный совет в Жолкве В апреле 1707 года в городке Жолква, что в Галиции, где находилась ставка русского военного командования в Северной войне , состоялся военный совет. На нём Мазепа был поставлен перед фактом: в связи с тяжёлым военным положением в Гетманстве начинается большая реформа. Ранее полунезависимые земли и города переходят в общее подчинение царским властям, а пятая часть казаков должна поступить на регулярную службу. Гетманству в том виде, в котором его так долго создавал Мазепа, оставались считанные месяцы жизни. Последним ударом по самолюбию гетмана оказалась история с письмом Меншикова, которое он случайно обнаружил в Жолкве. Светлейший князь приказывал казачьему полковнику Танскому готовить своих людей, брать провизию и выступать в распоряжение русского командования. Эта новость привела Мазепу в ярость. Как же так, его подчинённому отдают приказ, а самого гетмана даже не считают нужным оповестить об этом!

Так уж совпало, что в этот миг совершенно случайно Мазепе доложили: из Львова прибыл иезуит Заленский — человек нового польского короля Станислава Лещинского, получившего корону из рук Карла XII. Мазепа любезно принял иезуита и беседовал с ним при закрытых дверях, а затем отправил к королю Станиславу. О чём они говорили — неизвестно. Но видимо, именно тогда в голове гетмана возник план новой измены. Предпосылки Впрочем, у этого замысла была некоторая предыстория. Ещё в 1705 году Мазепа получил письмо от полковника Горленко, в котором тот жаловался на обиды от царского командования. К письму прилагалась копия приказа Петра, где царь распоряжался двум казачьим полкам, Киевскому и Прилуцкому, отправляться в Пруссию, где пройти военное обучение для перевода в регулярные драгуны. Приказ оказался фальшивкой, но для Мазепы это было не важно. Он не стал выдавать Горленко царским властям как изменника, а вместо этого договорился с краковским воеводой князем Вишневецким о тайной переписке, для чего был даже выбран особый шифр. Но в то время Мазепа считал «польский вариант» всего лишь запасным выходом, лазейкой к бегству, готовящейся на крайний случай.

И в 1707 году как раз такой случай настал. Так что, возвращаясь из Жолквы, гетман заехал в гости к княгине Дольской, через которую с 1705 года шла переписка с поляками. Новые приказы Петра Вернувшись в гетманскую столицу Батурин, Мазепа нашёл там новый приказ Петра: в случае наступления шведов отступать за Днепр, сдав Киев врагу, и оставить гарнизон только в хорошо укреплённой Печёрской лавре. Монастырь следовало удерживать любой ценой, связав шведские войска его осадой. Города на правобережье Днепра, которые Мазепа под шумок военных действий занял самовольно, нужно было вернуть полякам, чтобы удержать ту часть шляхты, что выступала за короля Августа Сильного против шведов. В июле 12 тысяч казаков были отправлены вместе с родичем гетмана Войнаровским на войну в Польшу. Привыкшие к привольной жизни дома казаки немедленно начали разбегаться — вскоре около пяти тысяч дезертировали.

«История гетмана Мазепы: мифология предательства»

После уничтожения СССР для каждого из них началась своя трагедия. Для Украины же, как мы видим сегодня, она обернулась особенно тяжело. Недаром долгие годы он был в истории символом бесчестия, коварства, хитрости, подлости, лживости и уникальной бесовщины. Ныне в яром националистическом угаре на Украине именем Мазепы наречены улицы, учебные заведения, учреждения культуры. Воздвигнуты памятники. Его портрет изображён на денежной купюре, монете в 10 гривен и почтовой марке. В его честь назван корвет «Гетман Иван Мазепа». И так далее. Мазепа Иван Степанович 1639—1709 — активный участник событий, связанных с проблемной ситуацией украинских земель и их воссоединением с Россией.

Превыше всего ставил личный интерес, ради чего постоянно интриговал. На определённом этапе жизни он, после колебаний между различными политическими силами, присягнул на верность русскому царю и стал гетманом. Но после неудач армии Петра I в войне со шведами решил найти очередного благодетеля в лице шведского короля Карла ХII. Это привело его к участию в битве при Полтаве в 1709 году против русских войск, а затем к позорному бегству и быстрой кончине на турецкой земле. Известный историк Н. Костомаров так комментировал карьеру Мазепы: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим на высоту старшинского звания.

Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался». За своё предательство Мазепа был предан церковной анафеме, а по поручению Петра специально для него был изготовлен орден Иуды. Таким же Иудой проявил себя по отношению к Советскому Союзу Кравчук. Тогда решил стать бухгалтером, поступив в Ровенский кооперативный экономико-правовой техникум. Окончив его с отличием, махнул в столицу и без экзаменов поступил в Киевский государственный университет имени Шевченко. Здесь он «проявил лидерские качества», был избран комсоргом курса. А после окончания вуза началась стремительная карьера в партийных органах Черновицкой области, где уже в 30-летнем возрасте стал заведующим отделом пропаганды и агитации обкома. Затем учился в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС и защитил диссертацию на тему «Сущность прибыли при социализме и её роль в колхозном производстве».

По воспоминаниям одного из сокурсников, Кравчук стал парторгом кафедры и постоянно фонтанировал инициативами, организуя всяческие мероприятия. Такая активность была вознаграждена, открыв ему двери ЦК КПУ, где он достаточно скоро, минуя промежуточные ступени, стал заведующим отделом пропаганды и агитации. Вполне правоверная, так могу сказать. К штыку приравняв перо, написал более 500 статей и десяток книг в основном в соавторстве , в том числе: «В семье единой…», «Организация и методика атеистического воспитания», «Идеологическая работа: на материале парторганизации республики» и другие. Журнал «Перець» орган ЦК КПУ под его руководством бескомпромиссно и наглядно раскрывал сущность украинских националистов и призывал крепить дружбу Украины с Россией. Но в годы «перестройки» он гибко изменил свою практику — стал договариваться с украинскими националистами, в частности с организацией под названием Рух. Делал это Кравчук весьма оригинально. Весной 1989-го даже поставил свою подпись на проекте программы Руха, а после уже откровенно слился с теми, кому должен был противостоять.

Некоторые исследователи доказывают, что Кравчук умело скрывал свои симпатии к западноукраинскому национализму, и эти чувства он проявил лишь тогда, когда о них стало можно уже открыто заявить. Говорят, эти убеждения сформировались под влиянием бандеровцев на Волынщине, где он родился и даже успел побывать в детской организации бандеровского профиля. И, как вспоминает сам фигурант, после школьных уроков это уже после прихода Красной Армии на Волынь носил еду в бандеровские схроны. Так оно было или иначе — не всё с точностью можно установить. Кравчук то и дело вспоминал или придумывал много деталей, странным образом аккуратно ложившихся в актуальный на каждый день конкретный пазл. Но, согласитесь, многолетняя жизнь с дулей в кармане кое-что формирует в привычках и мировоззрении носителя дули. Настал срок — и ренегат заявил о себе сполна — Когда Кравчук впервые показал истинное своё лицо? Заведующий организационным отделом ЦК Компартии Украины Георгий Крючков в одном из своих интервью вспоминал: «Кравчук на коленях стоял и твердил: «Я ваш!

Но вскоре курс был обозначен чётко: на отказ от всего того, что Кравчук исповедовал и продвигал все 56 лет своей предыдущей жизни. Таких людей обычно называют ренегатами: отступниками, подлыми изменниками. Не всем известно, что уже в 1990 году он начал говорить о запрете Компартии Украины, хотя это стало отложенным решением. Предав своих однопартийцев и отрёкшись от них, Кравчук принялся охмурять народ. На Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года вопрос о сохранении СССР был сформулирован для украинцев казуистически: «Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза суверенных держав на основе Декларации о государственном суверенитете? Однако Кравчук, как мастер манипуляций, предпочитал не ссылаться на этот документ, а ссылался на опрос 1 декабря 1991 года, который интерпретировал исключительно в пользу якобы выбора большинством проголосовавших именно «незалежности». Именно в это время стали распространяться агитационные материалы, где с цифровыми выкладками и в проникновенных выражениях доказывалось, что Украина сама в состоянии произвести всё, и под завязку: будет что даже соседям предложить. От имени руководимого им Верховного Совета и от себя лично как кандидата в президенты Кравчук укладывал идеологическую подстилку так, что мягче не бывает.

Про общий дом, про невозможность насильственной русификации, про «сохранение полнокровных, беспрепятственных связей с Россией и другими республиками Союза». В составе тройки перевёртышей он подписал Беловежское соглашение о роспуске СССР, хотя никаких прав делать это он и его подельщики не имели: ведь республик в Союзе было не 3, а 15. Это было то же самое, как если бы Калифорния, Аризона и Техас подписали соглашение о роспуске США, презрев права 47 прочих штатов.

Мазепа досадовал перед Орликом: «Диавол его сюда несёт»! Карл XII разрушил весь тщательно выстраиваемый план лавировать, дожидаясь победы одной из сторон.

Хотя русские уже успешно били шведов , а марш на Украину был ничем иным, как отступлением, обаяние непобедимой армии оказалось столь сильно, что Мазепа решил открыто перейти на шведскую сторону. Двадцать четвёртого октября гетман скрылся из Батурина. Оборонять столицу от приближающихся русских войск князя Меншикова он оставил большой отряд казаков во главе с полковником Чечелем. Чечель вёл себя крайне надменно. Веря в крепость стен гетманской столицы и запасы пороха, он пообещал содрать с Меншикова кожу живьём.

Меншиков такие шутки над собой категорически не одобрял и вместо ответа стремительным штурмом «на шведский манер» всего за два часа взял крепость. Полковник успел сбежать. Город в отместку за предательство был полностью сожжён, а уцелевшие при штурме жители переселены. Поражение Показательная расправа над гетманской резиденцией лишила Мазепу главной точки опоры. Седьмого ноября казаки, сохранившие верность царю, выбрали нового гетмана — Скоропадского.

В тот же день Пётр объявил об амнистии всех участников заговора, включая самого бывшего гетмана. Мазепа, успевший увидеть, в каком плачевном состоянии пребывает шведская армия, решил провернуть последнюю комбинацию. Теперь он задумал сбежать от шведов, чтобы, пользуясь царским прощением, начать обсуждать условия возвращения на русскую службу. В качестве жеста доброй воли он обещал царю выдать Карла XII и тем самым закончить войну. Но бдительные шведы почуяли неладное, задержали беглеца и вернули в свой лагерь.

Теперь Мазепа стал жить на положении почётного пленника. Шведский король был крайне разочарован результатами заговора. Ведь после взятия Батурина и амнистии за Мазепой пошли лишь около полутора тысяч казаков, в то время как на сторону нового гетмана Скоропадского перешло почти всё войско. Оставшись со шведами, Мазепа превратился в безвольную марионетку. После поражения под Полтавой раздоры начались уже в лагере мазепинцев, многие из которых не желали умирать за безнадёжно проигранное дело.

Гетман к тому времени сильно захворал — и скончался 22 сентября 1709 года. Так закончилась история честолюбца, вознёсшегося от простого шляхтича до правителя собственного небольшого государства и павшего от своей же ошибки, которую допустил в тогдашней игре престолов. Предательство или выбор пути? В наши дни никак не утихают споры, чем же были действия Мазепы — изменой или выбором исторического пути Украины. Если подходить к проблеме строго с точки зрения права того времени, то это, безусловно, предательство.

Феодальные времена давно закончились. Право вассала поменять сеньора осталось в прошлом и считалось теперь государственной изменой. Именно так проблему трактовали шведы, когда в 1707 году жестоко казнили лифляндского дворянина Иоганна Паткуля за попытку устроить переход Шведской Ливонии в польское подданство.

При этом, по мнению историка, в предательстве Ивана Мазепы нет ничего удивительного, так как всю жизнь он менял покровителей исходя из личной выгоды, выбирая тех, кто ему казался влиятельнее и сильнее. В то время многие считали Карла XII непобедимым полководцем. Однако, несмотря на все это, Ивана Мазепу героизируют сейчас на Украине. Так, украинские современные историки делают из него не меркантильного и беспринципного госдеятеля, а борца за независимость от "варварской Московии". По словам Мягкова, сейчас на Украине историки предписывают Мазепе несуществующие черты. По их мнению, разлад Ивана Мазепы с Петром I произошел якобы из-за неких принципиальных разногласий — будто Мазепа не любил российского царя за деспотизм и захотел ориентироваться на "прогрессивную Швецию".

Разве можно просто отмахнуться от характеристик, которые давали Мазепе многие современники и самые компетентные историки? Одного из них — Н. Костомарова «Правда» в своей беседе недавно цитировала: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидел, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался». Величайший благодетель — это, конечно, царь Пётр. Почему измена Мазепы вызвала у него столь бурный и яростный гнев, память о котором запечатлели многие современники? Да потому, что проглядел негодяя, доверился ему и превознёс его. Достаточно сказать, что после учреждения ордена Андрея Первозванного как высшей государственной российской награды Мазепа стал вторым, кто по личному царскому указанию был её удостоен.

Так оценил Пётр реальные заслуги украинского гетмана, особенно во время второго Азовского похода; так выразил и надежду на дальнейшую достойную его службу. Увы, не сбылось. Другой знаменитый предатель иного времени — генерал Власов после Московской битвы в 1941-м тоже чествовался как один из её героев. А что потом? Но доскажу про Мазепу и высокий орден его. Сперва в Троицком соборе города Глухова, где находился тогда Пётр, в царском присутствии, а также сослужении других архиереев митрополит Киевский, Галицкий и Малыя России Иоасаф Кроковский совершил литургию и молебен, после чего «предал вечному проклятию Мазепу и его приверженцев». Одновременно анафема низвергнутому гетману была провозглашена в Успенском соборе московского Кремля. Что же касается награды, как я уже раньше сказал, по поручению Петра I специально для Мазепы был изготовлен «орден Иуды». А прежнего, наивысшего российского ордена лишили его публично — перед символической казнью, учинённой в упомянутом Глухове. Вот как описал происшедшее один из наблюдателей: «Вынесли на площадь набитую чучелу Мазепы.

Прочитан приговор о преступлении и казни его. Разорваны князем Меншиковым и графом Головкиным жалованные ему грамоты на гетманский уряд, чин действительного тайного советника и орден святого апостола Андрея Первозванного: снята с чучелы орденская лента. Потом бросили палачу сие изображение изменника. Все попирали оное ногами, и палач тащил чучелу на верёвке по улицам и площадям городским до места казни, где и повесил». Каково ваше впечатление и какие следуют выводы? Не правда ли, внушительно для всех постарался Пётр оценить такое гнусное деяние как предательство? При этом замечу, он особым манифестом строго запретил оскорблять «малороссийский народ», попрекать его изменой Мазепы, а в противном случае угрожая жестоким наказанием и даже смертной казнью за важные обиды. Поставлю здесь и такой вопрос: а как соотносится петровское отношение к предательству с днём нынешним? Имею в виду прежде всего не частные какие-то факты, коих не счесть, а самое главное, в результате чего великая страна под названием СССР перестала существовать. Достаточно ли чётко и весомо, на ваш взгляд, с официальных позиций выражена оценка тех деятелей, которые решающим образом в этом повинны?

Ну да, буквально петровские методы вряд ли кому ныне придёт в голову употребить. Да ведь и смертной казни у нас давно уже нет. Но всё же, всё же! Разве можно за преступления, ценой которых стали существование целой страны и бедствия миллионов людей, награждать сотворивших это? И тут я не абстрактно вопрошаю, есть абсолютно конкретные поводы. А один из них словно самим провидением был организован: как своеобразная перекличка времён — по контрасту. В самом деле, Пётр-то не ведал о будущей измене того, кому определил новый высочайший орден своего государства, из-за чего пришлось потом всемерно исправлять допущенный промах. Но вот минуло три столетия. В стране под названием РФ самая высокая награда опять — орден Андрея Первозванного. И кому же вручает его по случаю исполнившегося 80-летия президент РФ Дмитрий Медведев?

Михаилу Горбачёву. Прозванному в народе «Меченым».

Депутат Матвейчев: киевская власть кончит плохо – как предатель Мазепа

Он подчеркнул, что в планы Москвы не входит оккупация украинских территорий. После этого США, ЕС, Великобритания, а также ряд других государств заявили, что вводят санкции против российских физических и юридических лиц. Ранее Readovka писала о том, что Путин обсудил Песков: Путин обсудил ход спецоперации с членами Совбеза РФТакже была затронута тема российско-украинские переговоров ход спецоперации с членами Совбеза РФ.

Лайфа году его Мазепы. Лайфа посланец заключил договоры с Карлом и Лещинским, с первым чисто военного характера, со вторым — политического. Самому Мазепе была обещана награда в виде удельного княжества вроде Курляндии, выкроенного из воеводств Витебского и Полоцкого, — писал , например, видный польский историк Юзеф Фельдман в книге "Польша в эпоху Великой Северной войны, 1704—1709 гг. Станислав Лещинский. Лайфа , которая нар[яду] с др[угим] в пункте 8 предусматривал возврат Польше утраченных ею "восточных земель", то есть, очевидно, Левобережья Украины Гетманщины... Мазепа договаривался с Лещинским об объединении которое выше названо "возвращением Польше восточных земель". Вопрос об этом принципиально решён был уже в сентябре 1707 года, — пишет Александр Оглоблин в книге "Гетман Иван Мазепа и его эпоха" Нью-Йорк — Париж — Торонто, 1960 год.

Оглоблин же добавляет далее, что "есть сведения о том, что по соглашению с Лещинским Мазепа должен был получить вместе с княжеским титулом в своё личное владение воеводства в Витебске и Полоцке на правах герцога курляндского, вассала Речи Посполитой; по другим сведениям донос Кочубея , это должен быть титул князя черниговского", и отмечает, что, "возможно, действительно об этом было договорено". Какой статус видел для себя и Украины Мазепа, можно понять из его письма к Лещинскому, перехваченному русскими драгунами, в которой "борец за свободу" именовал себя "верный подданный и слуга наинизший Ян Мазепа, гетман".

Все пять — измены, измены, измены. Впервые об этом написал именно Бантыш-Каменский. Данное обстоятельство в корне разрушает упорно насаждаемый миф о Мазепе — борце против «московской тирании» за «свободу и независимость Украины» которой не было в принципе. Повергает в прах и домыслы относительно «украино-шведского военного союза»: ещё одну мифологему, не имеющую никаких документальных подтверждений, но постоянно навязываемую. Свежеиспечённый гетман Мазепа изображение 1690 года и его собственноручная присяга на верность русским царям РГАДА Для цельного восприятия сей персоны следует также помнить, что два года спустя после его «избрания» гетманом, 25 июля 1689 года, Мазепа дал свою письменную присягу на верность царям Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу и их соправительнице царевне Софье. Документ сохранился. За нарушение клятвы по действовавшему Соборному уложению 1649 году, наказание полагалось одно: смертная казнь. За его «верные и усерднорадетельные службы» Мазепа был вторым, после боярина Ф.

Головина, пожалован высшей государственной наградой — орденом Святого Андрея Первозванного. Помимо надаренных ему царём ценных вещей, перечень которых занял бы сотни страниц текста, жалованы были Мазепе вотчины — «Ивановские Старую и Новую , Гузомойскую и Омонскую слободы с деревнями и слободками Рыльского уезда» современная Курская область , что делало его независимым от ранговых на время исполнения обязанностей маетностей, и превращало в крупного крепостника-землевладельца. Запись в Малороссийском приказе за 1700 г. Мазепе грамоты о награждении его орденом св. Оплачено это было чёрной неблагодарностью: «Не довольствуясь любовию и безпредельной доверенностью Государя, возжелал он быть владетельным Князем в Польше и, для удовлетворения своих честолюбивых видов, обязался отторгнуть отчизну от древняго ея состава и соотчичей от веры опщов их», - пишет Бантыш-Каменский. И вопрошает: «Где великость души, заслужившая ему, по словам иностранных Писателей, безсмертную славу? Вменяя ни во что священнейшие обязанности, Мазепа имел в виду личныя только выгоды, и сошел с поприща света с таким же безславием, как и явился». Любочестие трактуется в православной традиции как грех и проявление страсти гордости. В действительности ему удалось обманом увести на соединение с шведской армией лишь порядка 3 тысяч казаков и некоторую часть старшины. Однако после взятия Меншиковым Батурина ни о какой помощи пушками, порохом и съестными припасами не могло быть и речи.

Сказки казаков Полтавского полка о принятом на круге решении оставаться верными Петру I после измены Мазепы РГАДА Отощавшее и пообносившееся шведское войско отнюдь не походило на ту «сильнейшую армию Европы», которая рисовалась в воображении Мазепы в качестве победительницы русской армии. Пройдоха понял, что крупно просчитался.

Шведские историки добавляют ещё 7 000 казаком кошевого атамана Гордиенко. Я не оспариваю сам факт перехода на сторону шведского короля части запорожцев под командованием Гордиенко, но количество приводимое шведскими историками не отвечает действительности. Хотя бы по тому, что по свидетельству очевидцев, при представлении в Будищах Карлу, Кость Гордиенко выхвалялся, что «таких молодцов у него наберётся до 600 человек». К тому же, обратите внимание на то, что все историки сходятся в том, что на стороне русской армии всё-таки было больше казаков. Цифры сильно разнятся, но факт остаётся фактом, и никто из историков его не опроверг и не оспорил. Косвенным тому подтверждением является манифест Петра I от 11 марта 1710 года, который запрещал оскорблять «малороссийский народ» попрекая его изменой Мазепы, угрожая в противном случае жестоким наказанием и даже смертной казнью за важные обиды. И последнее, обратите внимание 8 июля 1709 года шведы потерпели сокрушительное поражение под Полтавой. Мазепа вместе с Карлом бежал в Бендеры Молдавия.

И буквально через два месяца Мазепа умирает. Да, он умер, по теперешним меркам в солидном возрасте — 70 лет. Но, все исторические источники указывают на то, что здоровье у Мазепы было «ого-го-го» - молодой позавидует, и тут на тебе — такая скоропостижная смерть. Так как точных исторических данных о смерти Мазепы нет, то я позволю себе выдвинуть свою гипотезу. Мазепа до Полтавской битвы обладал несметными богатствами, собственностью, почётом и славой один орден Андрея Первозванного — высший орден Российской империи чего стоит , и в один день он лишился всего «нажитого непосильным трудом». Вся собственность и рабы которых он закабалил, выдавливая из народа все соки ради обогащения, остались на территории, которая до содеянного предательства считалась его Родиной. За один день он лишился буквально всего. С его точки зрения, перейдя на сторону шведов он поступил правильно. Ни клятва на Евангелие, ни полное доверие Петра, ни интересы его народа, ничто не смогло удержать его от предательства. Я думаю, он поверил в непобедимость Карла.

После побед шведов над Саксонией, Польшей, после сокрушительного поражений русских под Нарвой вся Европа признала Карла непобедимым — «новым Александром Македонским». И Мазепа выбрал с его точки зрения беспроигрышный вариант — стал на сторону «непобедимого Карла». Исходя из всего выше наведённого, мотив Мазепы предельно прост и понятен: как самый богатый, он стремился лишь к сохранению своих несметных богатств и власти. Поэтому, перефразируя Тараса Бульбу, и сдох, пропал бесславно, как подлая собака! Я приведу вам такой житейский пример, наверняка и вы, если внимательно присмотритесь, найдёте что-то подобное и в своём опыте… Это был ещё СССР. Сосед по лестничной площадке, работая забойщиком в шахте, насобирал денег и купил в тридорога, с рук, подержанную «Волгу». Лелеял её, мыл ежедневно, выезжал только по праздникам.

МазЭпа. История подлЕйшего предАтельства!!!

Мазепе удалось объединить под своей властью Левобережную и Правобережную Украину, ограничить политическую автономию Запорожской Сечи. За свое предательство Мазепа был предан вечной Анафеме. Иван Степанович Мазепа, гетман Войска Запорожского – одна из самых заметных фигур петровской эпохи. 23 ноября 1708 года русская православная церковь предала анафеме украинского гетмана Ивана Мазепу за измену Петру I В Российской Империи Мазепу считали предателем. Вместо этого Мазепа примазался к левобережному гетману Самойловичу (и оказывавшим ему помощь «клятым москалям») – после чего за 13 лет дослужился до должности «генерального.

Как Мазепа Украину предавал…

Царь, со своей стороны, неизменно поддерживал Мазепу, не слушал наветов, карал его врагов, и измена гетмана стала для него полной неожиданностью и настоящим ударом. В нем подчеркивается, что "не будет забыто и предательство Ивана Мазепы, имя которого стало нарицательным, а сам он был предан анафеме Русской православной церковью". Бывшие русские предавали веру и становились ляхами, а не украинцами, которых тогда просто не было. Но справедливости ради нужно отметить, что реального урона стратегии Петра I и пользы Карлу XII предательство Мазепы не принесло, оно попросту оказалось напрасным.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий