Еще в начале XX века Россия сохраняла множество традиций и обрядов, которые корнями уходят в дохристианские времена. Важно помнить и чтить обряды и традиции своей страны, поэтому мы подготовили в помощь молодоженам серию статей. русские свадебные традиции и обычаи 3 Самый главный свадебный обряд в русских традициях – сватовство. Отмена свадебных традиций.
Как знакомились жених и невеста
- Свадьбы народов России
- Свадебные традиции и обычаи
- Главное меню
- Русская свадьба — традиции и обряды -
- Русские свадебные традиции и обычаи
- Исторический музей знакомит жителей Тулы с истоками русского свадебного обряда
Выкуп невесты
- Свадебные обычаи Древней Руси (Людмила Коншина) / Проза.ру
- Русская свадьба: традиции и обычаи — Щи.ру
- Русская свадьба - традиции и современность
- Описание свадебных традиций и обычаев в России
Русские свадебные традиции и обычаи
Мы привыкли уже к нашим свадебным традициям и порою не отдаём отчёта в их самобытности и неповторимости. В разных регионах России существовали свои традиции и особенности сватовства. Современные традиции на русской свадьбе во многом перекликаются с традициями прошлых веков и большой частью с привычками советской эпохи. Идея проекта «Играем свадьбу» — посмотреть на свадьбу как событие в культурно-историческом контексте, показать, какие формы проведения свадебного торжества и почему выбирают наши современники и как свадебные традиции и обычаи народов.
Как знакомились жених и невеста
- Традиции и обряды русской свадьбы
- Лучшие свадебные традиции в России. Свадебные обычаи в России
- Свадебные традиции и обычаи русского народа
- Какие бывают свадебные обычаи и традиции в России.
Свадебные традиции и обычаи в 2024 году
И именно на этом этапе свадебного дня с жениха требовали выкуп за красавицу невесту. И уже после всех этих испытаний свадебное веселье продолжалось. Само гуляние проходило в доме родителей жениха. Новобрачным запрещалось пить, а есть они могли лишь немного — это была своего рода подготовка к их первой брачной ночи.
Первую ночь новоиспеченные супруги проводили, как правило, не дома говорили, что нечистые силы насылали порчу на дом, где проходила свадьба , а в сенях или даже на сеновале. Второй день свадьбы праздновался в доме родителей невесты, а третий праздничный день — уже в доме самих новобрачных. Жена угощала гостей блюдами, которые готовила сама, а также дарила каждому гостю вышитый своими руками рушник.
Это делалось для того, чтобы гости оценили девушку как хозяйку.
Свадебные традиции Свадебные обряды и традиции Свадьба считается обрядовым действием. Но даже здесь допустимы различные варианты.
Например, «у того, кто не женится, дома нет, у того, кто дома не имеет, родины нет». Раньше о свадьбе в Башкирии было принято договариваться, когда жених и невеста еще маленькие. Их родители проводили специальный обряд сыргатуй — это помолвка детей, чтобы в будущем они поженились. Сейчас люди принимают решение о женитьбе только в сознательном возрасте, однако многие старинные обычаи сохранились до сих пор. Например, многие башкиры приглашают на свадьбу муллу с метрической книгой для официального заключения брака.
Посещение муллы с прочтением никаха своего рода брачный договор между женихом и невестой в исламе проводится после обмена подарками или отдачи калыма — выкупа за невесту. Для проведения обряда заранее готовится сладкая вода, которая, по поверьям, приобретает защитные свойства и оберегает жениха и невесту после вступления в брак. Мулла спрашивает согласия у молодых и их отцов и после чтения никаха дает выпить волшебную воду суженым. Это гулянья после выплаты калыма, которые могут продолжаться с утра до вечера на протяжении двух-трех дней. Раньше, если калым выплачивался не полностью, на туй приглашали только родственников жены. Для гостей устраивались танцы, игры и даже скачки. Следующий важный этап башкирской свадьбы — обживание дома мужа после туя. С древних времен невесту провожали к жениху все соседи, родственники, друзья.
До сих пор существует пословица: «В доме жениха ложись камнем». Чтобы новоиспеченная жена осталась в доме мужа навсегда, ее встречают со всеми почестями: под ноги кладут белую подушку на удачу и счастье — невеста должна наступить на нее правой ногой. В сельской местности до сих пор существует ритуал знакомства невесты с дорогой на родник. Он нужен не только для того, чтобы молодая жена запомнила окрестности вокруг нового дома, но и для умасливания духа воды. Подойдя к роднику или другому водоему, новобрачная берет в рот монету и бросает ее в воду, приговаривая: «Держи монету, а не меня, проглоти мои болезни! Жених перед свадьбой сбривал бороду, что символизировало отказ от беззаботной холостяцкой жизни. На девичнике у невесты молодые девушки красили друг другу пальцы хной и желали скорейшего замужества. Свадьба проходила в два дня, первый — на стороне невесты, второй — в доме у жениха.
Традиционные гуляния начинались с исполнения торжественной мелодии «Такъсим», потом шла веселая и жизнерадостная музыка «Пешраф». Важной частью свадьбы всегда были танцы. Первыми танцевали сестра и брат невесты или жениха. Всех, кто танцевал на свадьбе у крымских татар, одаривали деньгами. Однако самым главным, разумеется, был танец жениха и невесты. Гости собирали вокруг молодых хоровод, а они исполняли старинный танец «Хоран оюны».
Ведущим вечера выбрали Николая Баскова , так как именно он вел свадьбу самой звездной матери Михаила 13 лет назад. Ранее певица Жасмин показала фотографию со свадьбы сына Михаила и Евы Хачатурян.
Свадьбы народов России
В наше время уже никого не удивляет наличие в наряде подвязки, многие стараются соблюсти правила, что в нём должно быть «что-то голубое», и «что-то чужое»… Но всё это — западная традиция. Славяне, призывая на помощь высшие силы, украшали свадебный наряд новобрачной специальной вышивкой с символами языческой богини Лады — покровительницы материнства и семейного очага. С той же целью в кармане невесты прятали лоскут с вышитыми обозначениями Макоши — Матери Сырой Земли. И это не удивительно, учитывая тот факт, что большинство до регистрации уже живёт вместе. Но мы, раз уж взялись рассказывать о традициях своего, не можем обойти вниманием интересную традицию. Чаще всего, невесту выкупают у её подруг, матери или брата. Делать это может как дружки жениха, та и он сам — приезжая за будущей женой, он обнаруживает двери запертыми и предлагает плату. Если она мала, жениху выводят совсем другую девушку.
Или женщину — какую-нибудь немолодую тётушку, например. Свадьба от этого бывает только веселей. Кстати, различного рода препятствия на пути к венцу могут чинить и совершенно посторонние люди, например, перекрывая дорогу свадебному кортежу. В качестве выкупа в этом случае взрослые требуют выпивку, а дети — конфеты и другие угощения. Кстати, в деревнях, вдали от мегаполисов, эта традиция всё ещё жива. Выкуп дороги», худ. Львов, 1912 год Благословение родителей Родители должны благословить молодых иконой ещё до того, как они поедут регистрировать брак.
Но в жизни так происходит редко. Если семья нерелигиозная, благословение принимает форму обычного напутствия. Благословение дают родители невесты в своём доме, когда сторона жениха уже уладила все вопросы с выкупом. А свёкр и свекровь благословляют молодых, встречая пару уже на пороге своего дома. Конечно, в наше время они чаще всего приезжают куда-нибудь в ресторан, но традиция преподносить молодоженам «хлеб-соль» от этого не отменяется.
Рушник Полотенце или рушник на Руси — особый ритуальный предмет бракосочетания, на котором выносили свадебный каравай, а в церкви молодым полагалось стоять во время венчания.
Вышитым праздничным полотенцем в некоторых поселениях обвязывали руки новобрачным. Красивый этнический рушник невеста дарила суженому на сватовство, несколько видов полотенец должно было иметься в приданом. Свадебный каравай Знаком богатства и благоденствия у русских людей традиционно считался хлеб. Поэтому молодым полагалось вкусить данное лакомство, чтобы их жизнь была без нужды, голода и лишений. Современная интерпретация ритуала преобразовалась в шуточную форму. Откусывая от каравая, жених с невестой норовят отхватить ломтик побольше, чтобы занять лидирующую позицию в паре.
В стародавние времена гадать о главе семьи никому бы и в голову не пришло. На Руси правил строгий и порой жестокий патриархат. Брачная ночь Предсвадебные хлопоты позади, закончено застолье, и наступает самая таинственная и прекрасная ночь в жизни влюбленных — первая брачная. Свадебная традиция, внести молодую жену в новый дом на руках, также имеет магическую подоплеку. В древние времена жених таким образом отводил глаза нечистой силе, делая вид, что несет дитя.
Затем плясать выходят все желающие, а следом, как правило, начинается развлекательная часть торжества. Венчание Обряд венчания в настоящее время проводится не всегда или откладывается на другое время. После регистрации и посещения церкви новобрачные совершают увеселительную прогулку по городу. Во время такой поездки нередко происходят нововведенные обряды современных свадеб. Например, на мостах вдвоем закрывают замочек на ключ, что символизирует нерушимость брака. Или повязывают голубям на лапки ленточки розового и голубого цвета и отпускают их для определения пола ребенка. С какой лентой голубь взлетит выше, тот и ознаменует пол будущего малыша. Девичник и мальчишник Девичьи посиделки перед бракосочетанием — давняя свадебная традиция России. Подружки ходили в баню, тщательно вымывали косу невесты, делились байками про несчастливые браки, чтобы отвести дурной глаз. Мальчишник на Руси проводить было не принято, молодой парень просто приводил себя в порядок: мылся в бане, стригся. Свадебные кольца Нанизывать друг другу на пальцы золотые и серебряные кольца — традиция всемирная. Прародителями этого события считаются древние египтяне, которые первыми внедрили красивый и романтический обычай.
Гости уже решили, какую сумму вручат молодым. Она находится в конверте или потрачена на подарок. Дальнейшие попытки выманивания денег попахивают манипуляцией. Многие платят картами, некоторые телефоном. У гостей вообще может не быть наличных, что сделает ситуацию неловкой. С этими традициями в архив отправляются чтение стихотворений с поздравительных открыток и требование произнести тост от всех гостей. Бросать букет В настоящее время многие новобрачные отказываются от этой традиции в пользу оригинальных и интересных вариантов. Например, можно организовать забавную игру, в которой принимают участие все гости, или даже предложить букет невесты особенному человеку, достойному этой чести по вашему мнению. Это внесет элемент индивидуальности и неожиданности. Бросать подвязку По правилам, жених должен снять ее не пользуясь руками. Сотни мужчин старались сделать это, пыхтели, краснели, чтобы снять ее на радость пьяным гостям. Но не каждой девушке приятна эта традиция с оттенком пошлости, поэтому она медленно уходит в небытие. Устраивать салют Фейерверки до сих пор популярны на свадьбах, однако они часто стоят половину мероприятия и не все банкетные залы разрешают их использование. Предлагаем оставить салют для городских праздников, а на свадьбу выбрать более экономичное, тихое завершение. Таким образом, вы сможете сэкономить деньги и потратить их на декор или свадебное путешествие. Разбивать бокалы Странно надеяться на счастье, которое должна принести битая посуда. Уровень счастья зависит от молодоженов. Альтернатива — посадка дерева. Вы будете наблюдать, как оно растет, наслаждаться пикником с детьми, сидя под собственным деревом. Белое свадебное платье Для платья выберите цвет айвори и добавьте яркие акценты: пояс, туфли, кардиган или украшения. Сейчас есть платья в цвете шампань или пудровых оттенков — хорошая альтернатива белому цвету. Снятие фаты Тоже старая традиция, которая использовалась на свадьбах. Во которой свекровь заменяет фату на платок, обозначая переход статуса девушки от невесты к жене. Смените фату изящной вуалеткой, стильной повязкой или кружевной шапочкой с цветами из ткани и перьями. Голову украсьте трессуаром или необычной заколкой, либо вообще не пользуйтесь украшениями. Устраивать мальчишник и девичник По традиции молодожены организуют отдельные вечеринки перед свадебной церемонией. Но мы хотим предложить ознакомиться с интересным трендом, который популярен за рубежом и начинает приобретать популярность в России.
Как выходили замуж на Руси: 10 традиций, которые вызовут у вас улыбку
Другие невесты неизменно останавливаются на белоснежном одеянии. На самом деле у белого куча оттенков: молочный, кремовый, золотистый, шампань, айвори, розовый, голубоватый и другие. Вариантов фасона еще больше. Юбка в пол или неформальная короткая модель. Облако фатина или лаконичный прилегающий силуэт. Можно легко соблюсти традицию и внести оригинальность в образ. Например, выбрать белый цвет, как основу, но разбавить его яркими аксессуарами или декором. Главное, чтобы образ был к лицу девушке, вступающей в брак. Старое, новое, чужое и голубое Интересный обычай родом из Англии и тоже касается наряда невесты.
Согласно этой традиции, у новобрачной должно быть на свадьбе: Что-то новое. Обычно это свадебное платье, туфли, фата. Символизирует новизну и чистоту будущей семьи. Что-то старое. Такой вещью может стать аксессуар от родни: старинная брошь, заколка, серьги, лоскут подвенечного наряда мамы или бабушки. Она подчеркнет связь между поколениями, теплые родственные отношения и принесет частичку домашнего тепла в новый союз Что-то взятое взаймы. Такую вещицу могут одолжить подружки. Например, шпильку, невидимку или носовой платок.
Это будет говорить о том, что с вами рядом верные друзья, которые всегда будут рядом, помогут и поддержат. Что-то голубое. Лазурный цвет здесь выступает символом гармонии, любви и верности. Нужный оттенок может использоваться в макияже невесте или в одном из аксессуаров девушки. Иногда в одной вещи могут сочетаться сразу две нужные характеристики. Например, голубой перстень от бабушки. Но в основном невесте советуют все-таки носить четыре разных предмета — по одному на каждый пункт. Выкуп невесты Издавна будущему зятю предписывалось доказать свою состоятельность, а заодно компенсировать родителям расставание с любимой дочерью.
Дорогу к дому невесты могли перегородить бревном, а потенциальному супругу предстояло раскошелиться перед встречей. Позже традиция переместилась в подъезды многоэтажек. Здесь жених со своей свитой разгадывали загадки, проявляли чувство юмора и демонстрировали свою молодецкую удаль. Мероприятие стало более шуточным, но по-прежнему занимало немало времени. Сейчас выкуп встречается все реже. Не всем нравится кричать имя возлюбленной на весь двор, чтобы суженая услышала его с двенадцатого этажа. Или проводить час-другой на общей лестнице с мешком конфет, алкоголя и мелких денег. Выкуп делают совсем кратким, чисто символическим.
Если вам по душе эта традиция, рекомендуем обратиться за советом к свадебному организатору. Профессионалы помогут продумать интересное мероприятие с красивыми костюмами и оригинальными конкурсами. Тогда все присутствующие получат удовольствие от происходящего. Осыпание рисом, лепестками и монетками Пару-тройку десятилетий назад этот ритуал на свадьбах был практически повсеместным. На выходе из дворца бракосочетаний выстраивались все приглашенные и поджидали молодых. Когда пара выходила из здания, на них падал дождь из крупы и денег с пожеланиями сытой жизни, достатка, благополучия новой семье. Невеста с женихом радостно зажмуривались, чтобы реквизит не попал в глаза, а затем отряхивали одежду. По окончании обряда на рассыпанное угощение набрасывались птицы, поджидающие неподалеку.
Также частенько рядом дежурили любители собрать упавшие монеты. Оставшуюся часть мусора доставалось убирать дворникам.
Лежали там мыло, гребни, ленты, зеркала и принадлежности для шитья. Среди приятных женскому сердцу мелочей встречалась и плетка — символ власти над будущей супругой.
И пользоваться ей, кстати, впоследствии могли по прямому назначению. Висела такая плетка в избе на видном месте, подчеркивая статус главы семейства. Ведущая роль мужчины сохранилась и в языке: женщина выходит замуж, то есть «за мужа» и берет его фамилию. Чем больше повозок было в его составе, тем выше статус свадьбы.
При этом было важно, чтобы число лошадей оставалось нечетным, — это на удачу. Преобразившийся «свадебный поезд» есть и сегодня в виде вереницы украшенных машин. У ворот дома суженой парень платил выкуп и участвовал в драке постановочной, разумеется. Проигрыш показывал уважительное отношение к родным будущей жены.
Современные свадебные традиции в России Ни один свадебный обряд прошлого не дошел до наших дней в чистом виде — все они претерпели какие-то изменения. Тем не менее, интересно отследить, откуда пошла та или иная традиция. Белое платье и фата Белый цвет платья только сегодня трактуется как символ чистоты и невинности — в Средние века белая одежда считалась траурной. Что перекликается с такой трактовкой замужества: невеста в своем прежнем, девичьем, виде «умирала» для своей семьи.
На Руси свадебные сарафаны были красного или зеленого цветов с богатой вышивкой. Алый — традиционный цвет нарядов невест также в Китае, Индии и в других странах. Фата встречается у многих народов с древних времен. Изначально это было довольно плотное покрывало, которое носила невеста, чтобы уберечься от злого глаза.
На Руси голову девушки перед венчанием покрывали платком. Это имело еще и ритуальный смысл: невеста переходит из одного мира в другой, точно так же, как мертвец, ее лица никто не должен был видеть. Подвенечное платье белого цвета ввела в моду самая влиятельная женщина Европы XIX столетия — королева Англии Виктория. В 1840 году она вышла замуж за герцога Альберта Саксен-Кобург-Готского в платье из светлого английского шелка, украшенного цветами апельсина.
Королеве стали подражать подданные по всей стране, вскоре такая мода охватила и Европу. Сегодня свадебные наряды могут быть самыми разными. Есть оригинальные платье в необычных цветах: красные, голубые и даже черные. Бывает, что расписываются молодожены в джинсах и футболках, но это лайт-вариант — без банкетов и большого числа гостей.
Но все же большинство невест, тех, что идут в ЗАГС впервые, выбирают белые платья. Не всегда длинные. А вот фата встречается все реже. У женихов остается классический костюм, но цвета в последние годы стали очень разнообразными: голубыми, серыми, зелеными.
Дмитрий Суханов ведущий свадеб с 23-летним стажем Свадебный букет Сейчас букет невесты чаще всего заказывает сама девушка. В век визуала важно, чтобы он гармонировал с платьем. Как правило, букеты небольшие, чтобы было удобно держать. Цветы — одного сорта, чаще пастельных цветов, подчеркивающие нежность образа.
Хотя встречаются и яркие — все зависит от времени года. Иногда заказывают два букета: один остается у новобрачной, а второй она бросает подружкам в конце праздничного вечера. Считается, кто поймает, та и выйдет замуж следующей. Дмитрий Суханов История букета уходит в античность: в Древней Греции и Древнем Риме считали, что травы отгоняют от невесты все самое плохое.
В Средние века для защиты от нечисти перед венчанием девушки носили ожерелье из чеснока. В Испании свадебный наряд сопровождался веточкой цитрусовых — символа благополучия. Букет популяризировала вышеупомянутая королева Виктория — впервые у невесты в руках были живые цветы. Та королевская свадьба положила начало традиции и мужской бутоньерки: герцог Альберт вынул из букета цветок и приколол на мундир.
Лучше благословить молодоженов до начала застолья. Подробнее о православном взгляде на брак, о таинстве венчания и подготовке к нему можно прочитать на официальных сайтах Русской православной церкви, либо ресурсах, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» утро жениха Утро жениха начиналось со сборов свадебного поезда. Наши предки свадебную процессию жениха называли «поездом» или «дружиной» , а ее участников — «поезжане» или «свадебники», «приборяне», «бояры званые», «провожатые». Устраивался пир, на котором собиралась вся деревня. После застолья жених получал благословение родителей и крестных. Утро проходило весело и громко. Затем жених выходил из дома, а вслед за ним и весь свадебный поезд. Свадьба в Удмуртии Свадебный поезд, он же — кортеж Сейчас многие свадьбы не обходятся без свадебного кортежа. Часто машины украшают цветами и лентами.
Молодожены, фотографируясь, зачастую совершают круг почета по памятным местам. Так ли нова эта традиция? Раньше свадебный поезд специально проезжал длинной дорогой, чтобы запутать злых духов, а заодно оповестить весь народ о радостном событии. Уберечь от нечисти на пути к церкви должен был и звон бубенцов. Сегодня гудки свадебного кортежа вряд ли кого-то отпугнут, но точно привлекут всеобщее внимание. Жители деревень устраивали поезду преграды: запирали въездные ворота, перегораживали путь и т. Поезжане откупались от них пивом, конфетами, орехами и пряниками. Зимой поезжане отправлялись на санях, осенью в бричках, запряженных жеребцами. Сбрую украшали серебряными или латунными изделиями, к дуге привязывали разноцветные ленты, колокольчики, на шеи лошадей — ожерелье из бубенцов.
Поезд мог состоять из 20-30 подвод. Свадьба в Удмуртии. Кортеж Почему так важна была раньше и до сих пор сохраняется традиция публично, «на весь мир» сообщать о свадьбе как событии? Почему украшенные лимузины или конные повозки в стиле ретро пользуются популярностью в 21 веке? А молодожены объезжают все значимые места в своих городах, делая фото и, безусловно, привлекая всеобщее внимание? Свадьба была и остается событием, значимым не только в личном, но и публичном, общественном контексте — предъявляя себя «миру» в новом качестве, молодожены, осознанно или не очень, получают одобрение своего нового статуса, новой роли. Получается, что даже когда мы не помним смысла древней традиции, она продолжает оставаться с нами. Дружка, свидетель, шафер, тамада Сейчас очень часто невесты для организации свадьбы заказывают услуги организатора свадьбы и ведущего. Раньше эти две роли выполнял дружка, самый близкий дружок жениха.
Именно дружка возглавлял свадебный поезд, отвозил жениха и невесту в церковь. Он же был заводилой во время застолья. В Советском Союзе с середины 50-х и до 2000 года при регистрации брака в ЗАГСе необходимо было присутствие свидетелей, которые вслед за женихом и невестой расписывались в официальных документах. Возникла традиция украшать этих участников церемонии лентами с надписями «Свидетель» и «Свидетельница». Часто свидетель со стороны жениха брал на себя роль дружки или тамады — активно участвовал в организации свадьбы или даже вел ее.
Плохое житье было как мужу, так и жене; выиграл в этом только один сват.
И ныне есть в обычае в старинных русских семействах и особенно между провинциалами-староверами, что родители, не спрашивая согласия своих детей, соглашаются между собою и насильно совершают брак ради своих дружеских отношений, коммерческих выгод или хорошего собутыльничества. Брачный сговор После смотра происходил сговор, первая часть брачного праздника, или вступление к торжеству. Сговорный день назначался родителями невесты. Родители жениха, сам жених и его близкие родственники приезжали к ним. Это случалось иногда до обеда, иногда после обеда, вечером, смотря по тому, как угодно было это назначить родителям невесты. Тут родители невесты принимали гостей с почестями, выходили к ним навстречу, кланялись друг другу до земли, сажали гостей на почетных местах в переднем углу под божницей, а сами садились возле них.
Несколько времени проходило в молчании, глядя друг на друга. Этого требовало приличие того времени. Михаил Шибанов. Потом или отец жениха, или родственник жениха, человек близкий, говорил речь такого смысла, где высказывалась причина приезда и доброе его назначение. Родители невесты необходимо должны были отвечать, что они рады этому приезду. После того писалась рядная запись, где означалось, что обе стороны постановляли: в такое время жених обязывался взять себе в жены такую-то, а родственники ее должны были выдать и дать за нее такое-то приданое.
Сроки были различные, смотря по обстоятельствам: иногда свадьбы совершались и чрез неделю после сговора, а иногда между сговором и венчанием проходило несколько месяцев. Приданое, как и теперь, всегда было важным условием русской свадьбы и состояло в постели, платьях, домашней утвари и украшениях, в рабах и деньгах, и недвижимых имениях, если девица принадлежала к дворянскому происхождению. Обыкновенно приданое доставлялось в дом новобрачных после свадьбы; но недоверчивость родителей жениха нередко достигала того, что вызывала немедленное исполнение обещанного по пословице: «Денежки на стол, девушку за стол». Роспись приданого в прежнее время называлась рядною записью, где писалось подробно все, что давалось за невестою; причем в противном случае договаривалась неустойка или попятное. Та сторона, которая отступала, обязывалась платить известную сумму. Такие суммы были велики, смотря по состоянию, и всегда таковы, что могли быть отягощением для нарушителя своего обязательства.
Рядную запись писал подьячий, которого нарочно для того приглашали. Случалось, что в той же рядной записи прибавлялось в виду условия, чтобы мужу не бить своей жены; чтобы при случае можно было взыскать обиду судом. Эта мера считалась необходимою, потому что, в противном случае, новобрачный мог в полной мере выражать свою лютость и досаду безнаказанно над супругою. При сговоре невесты в то время не было. Но по окончании условий одна из женщин, принадлежащих к членам семейства или состоя в близкой родне невесты, приносила жениху и сопровождающим его родственникам от имени невесты — подарки. Сговор вообще представлял собою характер укрепляющий для будущей цели брачного союза, нарушить который со стороны жениха значило оскорбить семью невесты.
Как бы то ни было, но, начиная от сговора до свадьбы, как бы ни был продолжителен срок, жених не видит своей будущей невесты. Но вот наступает день бракосочетания: у жениха и невесты делаются приготовления; собирали поезжан, снаряжали разные свадебные чины, которые по духу времени составляли необходимость брачного торжества; замечание профессора Костомарова чрезвычайно удачно, когда он говорит, что вступление в новую жизнь жениха и невесты имело подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста — княгини. Здесь подразумевается и то еще, по нашему мнению, что каждый отец и каждая мать обещает новое потомство, которое во всяком случае своего родоначальника или родоначальницу может почтить высоким достоинством и очень почтенным. Свадебные чины Главный чин со стороны жениха был тысяцкий, точно так же, как такие чины существовали во времена удельно-вечевые. Должность тысяцкого была сопровождать повсюду жениха и всюду остерегать и предупреждать его действия и совершать по порядку, притом так, чтобы из правил, соблюдаемых при венчании и на свадебном пиру, не нарушался порядок церемонии ни на одну черту. Затем следовали посаженные отцы и матери, если не было родных; в более благоприятном случае эту должность исполняли самые родители.
Отец и мать жениха благословляли его на брак; отец и мать выдавали невесту. С обеих сторон выбирались старшие и меньшие дружки и две свахи из замужних женщин; одна сваха была со стороны жениха, а другая — со стороны невесты; с обеих сторон выбирались сидячие бояре и боярыни, которые должны были образовать почетный совет; также с обеих сторон назначались свадебные дети боярские, или поезжане, сопровождавшие шествие жениха и невесты и во время церемонии составлявшие второй класс гостей после бояр. Наконец, к свадебному чину принадлежали лица, выбранные из прислуги: свечники, коровайники и фонарщики. Сверх всех свадебных чинов, был один очень важный, которого должность была оберегать свадьбу от всякого лиха и предохранять ее от колдовства и порчи, ибо свадебное дело в старину считалось особенно удобным для порч и колдовских лиходейств. Он назывался ясельничий или конюший. Накануне свадьбы собирались к жениху его гости, а также и к невесте ее гости, которые должны были составлять поезд, и те и другие пировали.
В царских свадьбах царь сидел с невестою за одним столом, и все приносили поздравления. У простых же людей в эти дни выбранные свадебные чины с обеих сторон находились отдельно. У посадских и у крестьян велось в обычае, что жених в то время посылал невесте в подарок шапку, пару сапог, ларец, в котором румяна, перстни, гребешок, мыло и зеркальце, а некоторые, что проф. Костомаров приписывает обычаям XVI и XVII веков, посылали принадлежности женских работ: ножницы, нитки, иглы, а вместе с тем лакомства, состоящие из изюма и фиг, и розгу. Это было символическим знаком того, что если молодая жена будет прилежно работать, то ее будут кормить и лакомить, а если лениться, то будут сечь розгами. Подготовка брачного ложа Венчание происходило большей частью вечером.
Утром, в день торжества, иногда накануне, сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. В те времена суеверие допускало особенное приволье действиям колдунов, там, где рядят свадьбу, и потому принимали все меры предосторожности. Так, например, сваха обходила кругом хоромину, где устраивалось брачное торжество, и кровать, где постилалось брачное ложе, с рябиновой ветвью в руках, на которой нарезывались какие-то знаки. Ее шествие совершалось церемонно. За свахою человек пятьдесят и более несли принадлежности брачного ложа и брачной комнаты. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленный.
Необходимо было, чтобы на потолке не было земли, для того, чтобы таким образом брачная спальня не имела никакого подобия с могилою. Сенник обивался по стенам и устилался по помосту коврами; под стенами всегда были лавки с полавочниками, по четырем углам комнаты втыкалось по стреле, а на стрелы вешали меха соболей, в великокняжеских и царских брачных ложах по сорока, а в других по одному соболю, и сверх того, на оконечности стрелы втыкался калач; на лавках по углам ставили по оловяннику питейного меда; над дверьми и под окнами как внутри, так и снаружи по стенам прибивали по кресту. Когда в этот покой вносили постель, то впереди несли образа Спаса и Богородицы и большой крест. Постель приготовлялась на кровати или на широкой скамье таким образом: сперва настилали снопы — в царских свадьбах число их было тридевять, то есть 27, в обыкновенных свадьбах по сорока; то и другое имело символо-кабаллистическое значение и, вероятно, употреблялось по произволу. На снопы клали ковер, а на него перины; на свадьбе Михаила Феодоровича положено было семь перин одна на другую; а у простых людей клали две перины и более, по желанию или по средствам. На перины клали изголовье и две подушки; на подушки натягивались шелковые наволоки.
Постель была застлана шелковою простынею, на нее сверху постилали холодное одеяло; в довершение всего клали на подушку шапку, а в ногах теплое одеяло соболье или кунье, с оторочкою из более богатой материи, чем самое одеяло; шубу и ковер закрывали простыней. Вокруг постели навешивались тафтяные занавеси; над постелью ставились образа и крест, те самые, которые предшествовали при вносе постели. Образа были задернуты убрусами или застенками, смотря по их величине. Возле самой постели ставили кади или открытые бочки со пшеницею, рожью, овсом и ячменем, это означало обилие, которого желали новобрачным в новом домоводстве. На царских свадьбах сенник устраивался во дворце. Между тем и у жениха, и у невесты пекли свадебные хлебы, или караваи, и готовили стол.
Подготовка к венчанию Когда время венчания приближалось, невесту начинали одевать к венцу в самое лучшее платье и навешивали на нее сколько возможно более украшений; в это время девицы пели ей свадебные песни. Между тем в парадно убранной комнате ставили столы, накрывали их брачными скатертями, уставляли уксусницами, солоницами и перечницами, устраивали поставец, как это всегда водилось на пирах, и убирали место для жениха и невесты на возвышении, что называлось рундуком. На этом месте клали бархатные или камчатные золотые изголовья, а сверху покрывали их соболями, подле самого места становилось одно лицо из свадебных чинов; это лицо держало в руке пук соболей; его должность была опахивать молодых. Пред местом сидения новобрачных ставили стол, накрытый тремя скатертями, одна на другой; на них клали соль в солонице, калач или перепечу и сыр творог. Над местом прибивали икону, и кроме того, в комнате, назначенной для торжества, ставили во всех четырех углах по одной иконе.
«Если нет одежды в сундуке, девок замуж не берут». К открытию готовится выставка «Русская свадьба»
Будущие муж и жена, которые желают вступить в брак в храме, встречаются со священником накануне важного события. Проходит встреча с настоятелем храма с целью узнать все тонкости таинства венчания, чтобы назначить, или согласовать дату, а само венчание не должно противоречить с церковными традициями, то есть венчаться пара может только в периоды, когда нет религиозного поста. Свадебные традиции венчания Венчание состоит из традиционных церковных обрядов: Специальная божественная литургия священника. Обряд обручения, в котором обмениваются кольцами в знак приверженности и преданности друг другу. Это означает, что в определенном отношении жених и невеста становятся «царь и царица» своего собственного «царства», семьи, которая является неотъемлемой частью Царства Божьего.
Обмен общей чаши вина, что означает, что в браке все делится поровну. Крестный ход вокруг сакраментальной стола, во время которого священник ведет Супруги три раза, так они делают свои первые шаги вместе, как муж и жена. Удаление корон, наставление священника, благословение, и поздравления молодоженов участниками венчания. Всё таинство венчания не превышает часа, как правило в самом храме, исключая время ожидания, ритуал продлиться 40-45 минут.
Обряд благословления родителей жениха После венчания молодожёны направляется к родителям жениха, где из встречают с хлебом и солью, поздравляют и благословляют мама жениха и крестная мама жениха. Совершается обряд вхождения в дом невесты, под радостные возгласы и пожелания, под ноги молодожёнов народ сыпет монеты и зерна. На этом, обряд благословления родителей жениха завершается. Каждый населенный пункт России имеет свои отличительные традиции и обряды этого действия.
А традиция разбивания бокалов впервые упоминается в конце XV века, когда дочь великого князя московского Ивана III выходила замуж за великого князя литовского Александра. Выставку дополнили документы из Тульского государственного архива. Экспозиция интерактивная: можно увидеть и сватовство, и послушать свадебные песни, и узнать свадебные воспоминания жителей разных губерний. Вести-Тула Ещё больше новостей — в официальном телеграм-канале тульских «Вестей». Заходите, подписывайтесь и будьте уверены, что Вы в курсе всех происходящих в Тульской области событий. Сделай мир немного ярче — поделись статьёй с друзьями!
После невесту сажали на почетное место за столом, где она дожидалась жениха. СОВЕТ: Если современные молодожены и их родители считают важным благословение перед свадьбой, обратите внимание на следующее: и жених, и невеста получают благословение каждый у своих родителей до свадьбы. В день свадьбы родители и жениха, и невесты благословляют молодоженов иконами, которые выбирают для них сами — это могут быть иконы Христа и Богоматери или родители могут выбрать другие иконы, которые после благословения хранятся в новой семье. Лучше благословить молодоженов до начала застолья. Подробнее о православном взгляде на брак, о таинстве венчания и подготовке к нему можно прочитать на официальных сайтах Русской православной церкви, либо ресурсах, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» утро жениха Утро жениха начиналось со сборов свадебного поезда.
Наши предки свадебную процессию жениха называли «поездом» или «дружиной» , а ее участников — «поезжане» или «свадебники», «приборяне», «бояры званые», «провожатые». Устраивался пир, на котором собиралась вся деревня. После застолья жених получал благословение родителей и крестных. Утро проходило весело и громко. Затем жених выходил из дома, а вслед за ним и весь свадебный поезд. Свадьба в Удмуртии Свадебный поезд, он же — кортеж Сейчас многие свадьбы не обходятся без свадебного кортежа.
Часто машины украшают цветами и лентами. Молодожены, фотографируясь, зачастую совершают круг почета по памятным местам. Так ли нова эта традиция? Раньше свадебный поезд специально проезжал длинной дорогой, чтобы запутать злых духов, а заодно оповестить весь народ о радостном событии. Уберечь от нечисти на пути к церкви должен был и звон бубенцов. Сегодня гудки свадебного кортежа вряд ли кого-то отпугнут, но точно привлекут всеобщее внимание.
Жители деревень устраивали поезду преграды: запирали въездные ворота, перегораживали путь и т. Поезжане откупались от них пивом, конфетами, орехами и пряниками. Зимой поезжане отправлялись на санях, осенью в бричках, запряженных жеребцами. Сбрую украшали серебряными или латунными изделиями, к дуге привязывали разноцветные ленты, колокольчики, на шеи лошадей — ожерелье из бубенцов. Поезд мог состоять из 20-30 подвод. Свадьба в Удмуртии.
Кортеж Почему так важна была раньше и до сих пор сохраняется традиция публично, «на весь мир» сообщать о свадьбе как событии? Почему украшенные лимузины или конные повозки в стиле ретро пользуются популярностью в 21 веке? А молодожены объезжают все значимые места в своих городах, делая фото и, безусловно, привлекая всеобщее внимание? Свадьба была и остается событием, значимым не только в личном, но и публичном, общественном контексте — предъявляя себя «миру» в новом качестве, молодожены, осознанно или не очень, получают одобрение своего нового статуса, новой роли. Получается, что даже когда мы не помним смысла древней традиции, она продолжает оставаться с нами. Дружка, свидетель, шафер, тамада Сейчас очень часто невесты для организации свадьбы заказывают услуги организатора свадьбы и ведущего.
Раньше эти две роли выполнял дружка, самый близкий дружок жениха. Именно дружка возглавлял свадебный поезд, отвозил жениха и невесту в церковь. Он же был заводилой во время застолья.
Всем хочется веселую свадьбу-праздник, насыщенную событиями, имеющую четкую структуру. Если соседка Валька на днях выпустила десяток голубей и слопала огромный каравай на пороге дома, то как же нам отстать? Надо быть быстрее, выше и сильнее. В свадебном мире это означает иметь больше ярусов в торте и платье пышнее. Любой выбранный тамада или организатор свадьбы будет подкован на предмет свадебных обычаев в России.
Он обязательно предложит что-то из них осуществить, вам же желательно понимать значение обрядов и символов. Ведь это не просто слова и действия. На Руси подготовка к свадьбе начиналась со смотрин и сватовства. Если родственникам удавалось сговориться, происходило обручение. Перед самым ритуалом проводились по отдельности девичник и мальчишник, где молодых шутливо провожали во взрослую жизнь. Ну а потом приходил черед самой русской свадьбы. Первая и самая веселая часть свадебного торжества — выкуп невесты. Пока красавицу наряжают и провожают, ее жених всеми способами пытается пробиться в дом возлюбленной.
Он приехал со своей родней и готов пройти множество испытаний, придуманных девицами из невестиного окружения. Где-то ему придется проявить смекалку, где-то — попросту откупиться. Свадебный поезд — по современному, «кортеж».
Народные свадебные обряды и приметы - Русская-народная свадьба
Старинный обряд, в разных регионах России он проводится по-разному, как и многие другие традиции и обряды. О свадебных обычаях, бок о бок идущих с церковным таинством венчания, узнаем из описания русского этнографа М. Забылина. Из данной статьи вы узнаете о свадебных традициях и обычаях в России, особенности церемоний и обрядов на свадьбе.
Жители Тулы предоставили свыше 110 фото из личных архивов в рамках выставки о свадьбах
Эти традиции могут напугать кого угодно: как на Руси проходили свадебные гуляния и какие ритуалы предстояло пройти новобрачным. Приметы и обычаи свадьбы. За свадебным столом молодожены должны были переплести ноги или поставить нога на ногу, чтобы между ними не пробежала черная кошка. Ныне существующие свадебные традиции в России, в своём большинстве, основаны на обычаях предков. После соблюдения всех традиция Жасмин устроила для молодоженов уже более яркий праздник со звездными гостями. русские свадебные традиции и обычаи 3 Самый главный свадебный обряд в русских традициях – сватовство.
Свадьба в России сегодня: традиции и современные тренды
Между тем те, которые держали сорок соболей, взятых с места, где сидели новобрачные, клали их на то же место, а скатерть, на которой резали перепечи и сыр, складывали и отдавали ключнику. Венчание На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей и колымаг или каптанов. Когда свадьба происходила у бояр, близких особ царя, то им на этот торжественный день давались царские лошади и экипажи. Сани невесты убирались до того нарядно, как только допускал это достаток; описывают, что она поволакивалась атласом, а на седалище клалась бархатная подушка; богатый ковер спускался со спинки; под дугой привешивались лисьи и волчьи хвосты.
К таким саням подводилась невеста, в санях сидело другое лицо: его следовало свести, точно так, как сводится сидевший подле невесты, вместо жениха. Невеста садилась вместе с двумя свахами. Над нею держали соболей.
Этот обряд соблюдался также и относительно жениха. У крыльца стоял его аргамак, а на аргамаке сидел другой; когда являлся жених, то этот другой вставал и шел пешком, а жених садился на аргамак и ехал к венчанию. Если же, по причине непогоды, нельзя было ехать верхом, то жених садился с тысяцким в сани или в коляску, а тот, кто прежде сидел в экипаже, шел пешком.
Жених должен был ехать с своим поездом вперед и прибыть ранее невесты. В самых простых свадьбах новобрачные ездили, а не ходили пешком. В простонародных свадьбах впереди поезда пели свадебные песни и забавники отпускали шутки.
Это не одобрялось Церковью, и духовные особы свадебные песни называли нелепым криком и козлогласованием. Когда молодые входили в церковь, то ясельничий со своим двумя помощниками стерег коня и сани, чтоб кто-нибудь не перешел дороги между верховым конем жениха и санями невесты и чтоб вообще лихие люди не наделали чего-либо дурного колдовством, в которое тогда сильно верили. Путь от церковных дверей до аналоя устилался кусками материй; самое место пред аналоем также устилалось, и сверх того, на нем клали соболей.
Когда свадьба была вечером, то жених и невеста тотчас после прихода в церковь становились на свои места; но иногда свадьбы были после обедни: тогда жених и невеста становились у церковных столбов и слушали литургию и по окончании… становились к аналою. К свету Божьему» После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачным поучение; в нем обыкновенно наставлял их ходить часто в церковь, слушаться духовников, хранить посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевал жену учить палкою, как подобает главе. Потом брал жену за руку, вручал мужу и приказывал им поцеловаться.
Жена в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога, муж же покрывал ее полою своего платья в знак будущего покровительства и защиты. Наконец священник давал новобрачным деревянную чашу с вином; муж принимал, отпивал и давал жене; та отведывала и опять подавала мужу. Таким образом, оба пили три раза, наконец, муж допивал, бросал под ногу чарки и топтал ее разом с женою, приговаривая: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между ними раздор и нелюбовь».
Существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собою первенство пред другим. Но как ни старались в этом жены, им никогда этого первенства не удавалось [1]. Потом подходили свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся, а между тем тысяцкий уже посылал дружку вперед к отцам жениха невесты и к оставшимся в доме свадебным чинам известить, что молодые обвенчались в добром здоровье.
Каравай В то же время дружка разрезывал каравай, и священник его вероятно, чрез того же дружку посылал отцам обоих семейств как символ будущего их свойства и родственной приязни, и оба рода давали обещание быть людьми одного стола и одного хлеба — хлебосолами и жить дружно, как зерна одного колоса. При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных хмелем, семенами льна и конопли, желая счастья, другие дергали за рукав, показывая вид, будто хотят разлучить ее с женихом, а жена тесно прижималась к своему суженому. Если венчание было вечером, из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа; у простого народа сопровождался он песнями, криками и плясками.
Когда поезд прибывал в дом мужа, навстречу выходили отец и мать жениха, с образом и с хлебом-солью благословляли новобрачных. Вероятно, на свадьбах частных людей, если венчание было после обедни, новобрачные разъезжались по своим домам, а уже к вечере жену проводили в дом мужа, и там происходило брачное торжество. Приезд молодого от родителей в дом тестя на свадебный пир При входе в дом потешники, по распоряжению ясельничьего, играли в сурьмы и бубны чинно, благолепно, доброгласно.
Тогда новобрачные садились за стол: все также садились на свои места, и невеста, будучи открытою, должна была плакать по обычаю , выражая тем разлуку с родителями и робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальные песни. Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед ними ставили разные кушанья. Когда гостям подавали третью перемену — лебедя, перед новобрачными ставили жареную курицу; дружка брал эту жареную курицу и обвертывал скатертью, второю из трех скатертей, положенных на постели перед новобрачными до венчания.
При этом он обращался к отцу и матери и говорил: — Благословите вести молодых опочивать! Те отвечали «Бог благословит» и шли к дверям; отец останавливался у дверей, а мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу в сенник, за ним шли свечники, каравайники и ставили свечи в кадь со пшеницею, стоявшую в изголовье брачного ложа молодых.
Тысяцкий, дружка и свахи вставали, жених и невеста подходили к дверям; и отец брал за руку невесту и говорил жениху: — Сын наш! Божьим повелением а если свадьба устраивалась по повелению царя, то прибавлялось и «царским желанием» и благословением нашим и матери твоей повелел тебе Бог сочетатися законным браком и понять взять такую-то. Приемли ее и держи, как повелел Бог и как Он чадолюбивый устроил в законе нашей истинной веры и святые апостолы и отцы предаша.
Брачная комната Сын брал жену за руку, выходил с нею из дверей и шел из сенника; тут встречала их мать или сваха в вывороченной шубе мехом кверху, посыпала их хмелем или льняным семенем. Таким образом новобрачные входили в сенник. Гости уходили в покой, откуда вышли, и продолжали допировывать, и дружка и сваха вступали с новобрачными в сенник и раздевали — дружка жениха, а сваха невесту, и потом сами уходили, чтобы присоединиться к прочим гостям и продолжать пирушку.
Когда молодые были на сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил или ездил ясельничий с обнаженным мечом для предохранения от всякого чародейства и лиходейства. По прошествии некоторого времени отец и мать посылали дружку узнать о здоровье новобрачных; если чрез дверь жених отвечал, что он в добром здоровье, это значило, что между ними доброе совершилось, и тысяцкий тотчас посылал к родителям невесты сказать, что новобрачные в добром здоровье; дружка за то получал подарки, и все свадебные гости отправлялись в сенник кормить новобрачных. Кормление молодых Как жених, так и невеста ничего не ели в тот день, и теперь пищею была им та самая курица, которую дружка им приносил в сенник, обвернутая скатертью.
Взявши курицу, новобрачный должен был, по старинному обычаю, отломить у ней ножку и крыло и бросить через плечо назад. По другим известиям, этот обряд совершался пред укладыванием молодых в постель. Затем подавали им и другие блюда.
Во время кормления новобрачных муж подавал гостям вино, и все пили с поздравлениями. Потом новобрачных снова укладывали в постель, а гости возвращались в прежнюю комнату и продолжали веселиться. Тогда веселье часто переходило в оргию и нередко забывались всякие приличия.
Музыки не было; только трубили в сурьмы, били в бубны и накромы. Второй день свадьбы На другой день новобрачных вели при звуке сурьм и литавр и пении песен в отдельные мыльни. В мыльнях их поили вином, также мыли вином и медом.
Жена шла в мыльню со свахою и матерью жениха и показывала знаки своего девства; с нее снимали сорочку и вместе с простынею прятали как свидетельство целомудренного поведения. Муж мылся с тысяцким и дружкою, тогда молодая присылала ему в мыльню сорочку, обыкновенно унизанную жемчугом. По выходе из мыльни новобрачный шел вперед в сенник; за ним приходила новобрачная.
Тут являлись женщины, а впереди их сваха несла горшочек или два горшочка, поставленные на одном блюде и обвернутые соболями; в этих горшках была каша; сваха кормила ею и мужа, и жену; перед мужем держал горшочек дружка, перед женою — сама сваха; этот обычай наблюдался и у царей, и у крестьян. После кормления кашею жених вместе со своим родителем, с тысяцким, дружкою и со всеми свадебными поезжанами ехал к родителям невесты. Вступая к ним в дом, новобрачный бил челом и благодарил за то, что они вскормили и вспоили дочь свою, его жену, и ласково приглашал к себе на обед со всеми гостями невестина чина.
Тогда у жениха был торжественный пир, называемый и по сие время повсюду у русских княжим. Это название и посейчас существует у крестьян, которые никогда не равнялись князьям, и у царей, которые были всегда выше всех князей. Когда в конце пира подавали на стол овощи и разные лакомства, отец и мать благословляли новобрачных образами, и все гости дарили их разными вещами и тканями; все ели, пили в изобилии и веселились.
Борис Кустодиев. Свадебный пир Но если бы невеста не сохранила своего девства, то общее веселье омрачалось и посрамление ожидало ее бедных родителей.
Обязательным условием было согласие на брак не только самих будущих супругов, но и их родителей. Если обнаруживалось, что родители принуждали детей к заключению брака, то могли получить до полутора лет тюрьмы, брак же признавался фиктивным. Однако фактических обращений с жалобой на насильственное супружество были единицы.
Ведь все это происходило за закрытыми дверями, а способы давления избирались весьма изощренные, поэтому нельзя говорить о том, что браки в царской России заключались исключительно по любви и взаимному согласию брачующихся. Как знакомились жених и невеста Замуж не по любви - для девушек всех времен это трагедия. Не отметая того факта, что девушкам на выданье и женихам ничто не мешало познакомиться в обычной жизни и понравиться друг-другу, как это было всегда, стоит заметить, что существовало еще множество способов обзавестись парой. К браку тогда подходили более рационально, никакого поиска половинки и любви на всю жизнь. Если парень с девушкой относятся к одному сословию, родители одобряют брак, а молодые друг другу мало-мальски приглянулись — значит, свадьбе быть!
Все, что связано со свадьбой, пусть даже чужой, всегда было поводом для праздника. Свахи в ту пору были людьми востребованной профессии, ведь только у них была база данных всех невест и женихов в округе определенного уровня финансового достатка. Но к началу XX века свах с их рынка стала вытеснять «Брачная газета». В ней публиковались объявления потенциальных женихов и невест, так найти себе пару было гораздо дешевле, чем через сваху, к тому же появлялся шанс у бесперспективных с точки зрения свахи кандидатов. Но в то же время был и велик риск нарваться на бесприданницу, разорившихся дворян и других личностей, не востребованных на брачном рынке.
Невестку выбирали тщательно, обращая внимание на все детали и обстоятельства. Среди дворян были в почете «Ярмарки невест» - светские сезоны, которые завершались свадьбами, подразумевали одно — смотрины. Здесь также активно работали свахи, которые не пропускали массовые гуляния и могли разузнать про понравившегося кандидата всю информацию. В Петербурге в Летнем саду в Духов день женихи выстраивались вдоль двух сторон аллеи, а невесты вместе с семьями якобы гуляли мимо, свахи тут же рассказывали про девушек и их семьях потенциальным женихам. Молодежь из рабочей и крестьянской среды знакомилась самостоятельно во время гулянок или в церкви.
Основополагающую роль при сватовстве играло приданое девушки, учитывая, что всем сословиям без исключения вторую половинку активнее всех искали родители, в этом нет ничего удивительного. Приданое — это не про любовь Приемка приданого по описи. Несмотря на то, что приданое существует и сейчас, в ту пору отношение к нему было весьма скрупулёзным и прагматичным. Невеста могла быть хороша, но вот если подкачало приданое, то ждать ей жениха пришлось бы долго. Муж или его семья должны были полностью содержать будущую жену, даже если в последующем они бы разошлись.
Некоторые семьи, отдающие невест, требовали в качестве подтверждения состоятельности жениха некую сумму, у мусульман это называют калымом. Но это не было распространено повсеместно, достаточно было и того, что жена поступала на полное обеспечение мужа. Поэтому, к стороне супруга вопросов было меньше, а вот с приданым, с которым невеста входила в дом будущего мужа, разбирались более детально.
Традиции и обычаи свадьбы в России Планирование свадебного торжества необходимо начать с подготовки сценария, в который обязательно должны быть включены старые традиции и обычаи. Считается, что соблюдение определенных традиций позволяет сделать семейную жизнь молодоженов более крепкой и гармоничной. К тому же свадебные традиции являются неотъемлемой частью любого праздника, на них основываются сценарии свадебных торжеств. На традициях и обычаях построено немало конкурсов и развлечений для гостей свадебного торжества. Однако многие гости даже не догадываются, почему некоторые конкурсы и шутки звучат на всех свадьбах. Обычаи России на свадьбу включены в специальный раздел, они позволяют построить программу мероприятия таким образом, чтобы в него были включены обязательные элементы и оригинальные решения.
Свадебное меню было обширным, каждое блюдо носило свой смысл, но все вместе позволяло от души накормить и напоить гостей, чтобы не осталось ни одного голодного. Молодых должны были угостить хлебом-солью — по традиции, это был каравай. Сейчас все эти традиционные этапы проводятся во время банкета, столы на котором всегда ломятся от праздничных закусок. Изобилие мясных, рыбных блюд сменяется овощными, на столах обязательно есть хлеб, а венец застолья — торт. С подноса, который несла невеста, гости брали рюмку водки, взамен оставляя деньги, подарки, а после кричали: «Горько! Этим они подтверждали, что выпили горячительный горький напиток. Еще одна традиция свадебного застолья — связывание свидетелями двух бутылок шампанского, одну из которых супруги, по русской традиции, откроют на годовщину, вторую — когда родится ребенок. Последний этап официальной части свадебного застолья России, ставший уже традицией — первый свадебный танец. Супруги вдвоем выходят танцевать, позже к ним присоединяются другие пары. Этот момент знаменует переход празднования свадьбы в танцевальную, музыкальную, конкурсную программу. После него супруги едут на свадебную прогулку, успевая побывать до банкета в нескольких местах, сделать памятные фото. Сейчас не всегда принято венчаться, поэтому кортеж забирает молодоженов сразу после свадебной регистрации. А раньше венчание было главной частью свадебного торжества, поэтому тщательно подбиралась не только сама церковь, но также наряды для невесты и жениха. Когда молодожены гуляют, происходит еще один обычай — гадание: они повязывают на лапки двух голубей ленты розового и голубого цвета, потом вместе отпускают птиц, определяя по традиции, какого пола будет будущий первенец — мужского или женского. Это делалось для того, чтобы уберечь юную девушку от порчи. Мальчишник же, как традиция, появился не так давно — раньше жениху перед свадьбой следовало идти в баню одному. Свадебные кольца Свадебные кольца — символ верности, любви и преданности. Первыми они появились у египтян, которые верили, что такие подарки на свадьбу друг другу помогут сохранить искру отношений двух людей.