Новости теория для егэ по литературе

одна из трех групп литературных произведений - эпос,лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков. Литература ЕГЭ — Авторский сайт Мельниковой Веры Александровны.

Это может быть Интересно! Продажа Дипломов и Аттестатов!

  • ЕГЭ по литературе - демоверсии, разборы, справочники, тесты
  • Консультация ФИПИ о подготовке к ЕГЭ 2023 по литературе
  • Теория по литературе. Задание 1 ЕГЭ по литературе
  • Кодификатор по литературе ЕГЭ 2022 с сайта ФИПИ

Подготовка к ЕГЭ по литературе в 2024 году

Учите стихи Большинство экзаменуемых предпочитает концентрироваться на прозаических текстах и игнорировать стихотворные произведения, которые тоже есть в экзамене. Так, среди тем 12-го задания встретиться, по крайней мере, одна тема на сопоставление стихотворений или анализ творчества поэта. Стихотворения можно учить в рамках школьной программы. Более того, от учеников это требуется. Но проблема в том, что заученные впопыхах и кое-как на переменах стихотворения вряд ли вспомнятся на экзамене.

Что делать? Конечно, лучше всего постоянно «освежать» знание важных, смыслообразующих лирических текстов русской литературы. Делать это можно не только в формате банального повторения и воспроизведения текста, то есть заучивания, но и с помощью музыки. Так, стихотворения, положенные на музыку, запоминаются гораздо быстрее.

Присмотритесь к дискографии группы «Сплин», The Retuses, «Монгол Шуудан» и других исполнителей, которые не просто вдохновлялись стихотворения, но давали им вторую, музыкальную жизнь. Смотрите экранизации В кодификаторе есть не только небольшие произведения, вроде поэм и стихотворений, но и эпосы, например, «Тихий Дон», «Войны и мир». Некоторых выпускников пугает один только размер этих книг, не говоря уже о количестве персонажей, сцен и важных деталей. Словом, кто-то может попросту откладывать их чтение до последнего момента, а потом обнаружить, что экзамен уже на носу, а пометки «прочитано» возле названий так и нет.

Чтобы хотя бы представлять, о чём идёт речь в книгах, можно прибегнуть к другому виду искусства — кинематографу. Благо, экранизаций русской литературы, причём довольно подробных, достаточно. Так, справиться с «Тихим Доном» поможет фильм 1958 года, где сюжетные расхождения хоть и есть, критическими их назвать сложно. И, конечно, не стоит отказываться от просмотра экранизации «Войны и мира» от Сергея Бондарчука — одной из первых эпических серий советского кино.

Поэтому лучшее из возможных решений — как можно скорее открыть кодификатор и проверить, какие из упомянутых в нём произведений вы уже читали, а какие пока нет. Изучить кодификатор и демоверсию ЕГЭ 2023 года можно по ссылке. Большинство произведений, упоминаемых в кодификаторе — не самые крупные, поэтому их вполне реально прочитать за несколько дней или недель. Правда, сделать это проще, если чётко понимаешь, какие у тебя планы, сроки и, главное, зачем именно ты это делаешь. Чтобы не запутаться, лучше разнести все произведения из кодификатора по трём столбцам. В первый можно добавить те тексты, которые были прочитаны недавно и хорошо запомнились, во второй — уже подзабытые тексты, требующие повторного чтения. Наконец, в последний столбец можно добавить то, что читать ещё не доводилось.

Затем можно перейти к составлению персонального расписания чтения. Предлагаем составить диаграмму Ганта — это наглядная таблица, хорошо показывает, что, когда и за какой срок вы планируете прочесть. Чтобы точно рассчитать, сколько времени вам потребуется на книгу, можно воспользоваться простой формулой: Составьте точный список книг, которые нужно прочитать обязательно. Затем сложите количество страниц во всех этих книгах, посчитав каждую в отдельности. Посчитайте, сколько дней осталось до экзамена. Если вы собираетесь воспользоваться формулой где-то в ноябре-декабре, не жалейте себя и намеренно сократите количество дней. Разделите количество страниц на оставшееся время.

Теперь у вас есть минимальная норма на день, следуя которой вы точно успеете прочитать всё до ЕГЭ. Составьте памятки по произведениям кодификатора Первая часть ЕГЭ по литературе кажется довольно простой. Поэтому здесь будет обидно потерять баллы из-за ошибок, допущенных в простых заданиях.

Ремарка — пояснение автора, позволяющее дать характеристику персонажу на сцене — в движении, мимике, костюме. Пафос — эмоциональная тональность произведения, созданная автором. Фабула — факты из произведения в причинно-следственной последовательности. Речевая характеристика героя: диалог разговор героев , монолог беседа персонажа с самим собой ; внутренняя речь поток сознания, например, как в романе «Анна Каренина», когда Анна едет на станцию.

Сказ — жанр, в основе которого лежит подражание фольклорному стилю. Отдельно стоит рассмотреть трагическое и комическое начала в литературе. Часто встречаются такие термины на ЕГЭ по литературе, как… Сатира — комическое обличение пороков и негативных явлений действительности. Юмор — описание героев в комической призме. Ирония — скрытая авторская насмешка, когда явный смысл противоречит подтексту. Луковое иносказание, противоречащее прямому значению. Пример: «Мы все учились понемногу, чему нибудь и как нибудь.

Образованьем, слава Богу, у нас немудрено блеснуть! Сарказм — злая ирония, цель которой — ранить объект насмешки. Например, когда Базаров говорит фразу «Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая», он явно не эпителий имеет в виду. Его цель — задеть дворян, отличающихся излишней чувствительностью. Гротеск — образ, основанный на преувеличении, выходящем за рамки реальности. Например, в «Истории одного города» М.

Салтыкова-Щедрина голова одного из градоначальников представляет собой вкуснейший трюфель. Это и есть фантастическое преувеличение глупости героя. Для заданий 7-11 Эта группа задач посвящена лирике. Поэтому вполне логично, что термины нам понадобятся особые, относящиеся к лирическому роду литературы. Без них найти ответы и написать мини-сочинения невозможно. Так что эта шпаргалка Вам поможет: Стихотворение размеры. Виды рифм и типы рифмовки Подборка средств художественной выразительности Системы стихосложения — это способ организации поэтических текстов.

Различают тоническое стихосложение, силлабическое стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение Тоническая система.

Составить банк тем по 6 и 11 заданию. Уже немного пробовать писать 6 сочинение. Тренироваться в анализе лирике-к декабрю.

Консультация ФИПИ о подготовке к ЕГЭ 2023 по литературе

Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова обратилась к вице-премьеру Татьяне Голиковой с просьбой вернуть в ЕГЭ по литературе задания на. Литература ЕГЭ — Авторский сайт Мельниковой Веры Александровны. Здесь собрана вся теория из кодификатора ЕГЭ по литературе за 2022 год. В частности, кодификатор ЕГЭ по литературе (список произведений, знание которых необходимо для сдачи экзамена) подвергся значительным изменениям. Первая часть ЕГЭ по литературе кажется довольно простой.

Что нужно знать

  • ЕГЭ по литературе — 2024: всё, что нужно знать об экзамене
  • Навигация по записям
  • 7 советов тем, кто сдаёт ЕГЭ по литературе в 2023 году
  • Повторяем теорию литературы для ЕГЭ
  • Тесты ЕГЭ по литературе 2024

Теория по литературе. Задание 1 ЕГЭ по литературе

Подпишись на полезные материалы ЕГЭ по литературе: разбор реальных вариантов ЕГЭ и сложных заданий + авторские конспекты. Как подготовиться к ЕГЭ по литературе за 2-3 месяца самостоятельно. Экзамен ЕГЭ по литературе состоит из "тестовой" части, в которой от ученика требуется хорошее знание теории, и пяти сочинений, при написании которых от ученика требуется эту теорию применять. Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова обратилась к вице-премьеру Татьяне Голиковой с просьбой вернуть в ЕГЭ по литературе задания на. Роды литературы: 1. Литературный род — одна из трех групп литературных произведений — эпос,лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков. Как подготовиться к ЕГЭ по литературе за 2-3 месяца самостоятельно.

Подготовка онлайн к ЕГЭ по Литературе

Оказалось, что ЕГЭ по литературе, пугающий меня своей сложностью и объёмностью подготовки, оказался не так и страшен при ближайшем рассмотрении. Во-первых, подготовка к экзамену предполагает хорошее знание текстов. Что для этого надо сделать учителю? Проводить тестовые работы на знание текста их сейчас много в интернете , вводить в уроки тесты-презентации, которые составлены по материалам КИМов.

Такие презентации вы можете найти на этой странице. Во-вторых, это знание теории литературы. Разработчики говорят о 30 терминах, включённых в КИМы.

Но знакомясь с кодификаторами, мы приходим к выводу, что терминов гораздо больше. Их можно объединить в большие темы и изучать на уроках литературы тогда, когда это рекомендуют делать составители наших программ.

Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в данной Политике конфиденциальности. Рамки Политики конфиденциальности Настоящая Политика конфиденциальности далее — «Политика» применяется к информации, полученной через данный сайт, иные сайты, виджеты и другие используемые интерактивные средства, на которых есть ссылка на данную Политику далее — «Сайт» от пользователей Сайта далее — «Пользователи». Нижеследующие правила описывают, как Университет «Синергия» обращается с любой информацией, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу субъекту персональных данных далее — «Персональные данные» , для целей оказания услуг с использованием Сайта. Пользователи включают в себя всех физических лиц, которые подключаются к Сайту и используют Сайт.

Пользователи прямо соглашаются на обработку своих Персональных данных, как это описано в настоящей Политике. Обработка означает любое действие операцию или совокупность действий операций , совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с Персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение обновление, изменение , извлечение, использование, передачу распространение, предоставление, доступ , блокирование, удаление, уничтожение Персональных данных. Настоящая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности. Контролирующие и обрабатывающие лица Пользователи соглашаются с тем, что: Пользуясь Сайтом, и принимая условия использования, опубликованные на Сайте, пользователь заявляет о своем однозначном согласии с обработкой его Персональных данных способами, описанными в настоящей Политике.

Проходя подготовку к ЕГЭ на нашем портале, можно быть уверенным в успешной сдачи экзаменов по литературе и не только! Общая информация об экзамене Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и 17 заданий. В первой части работы предполагается выполнение заданий, содержащих вопросы к анализу литературных произведений.

Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т.

Лучше подстраховать себя и заранее сделать подробные памятки с разнообразными ответами на вопросы заданий 1-9. Можно задаться справедливым вопросом: «но ведь всю литературу не законспектируешь? Так и есть, но здесь снова стоит вернуться к первому совету: не нужно штудировать с карандашом весь текст, который потребуется на экзамене.

Важно внимательно прочитать кодификатор и как можно больше тренироваться. На ЕГЭ по литературе довольно часто выпадают вопросы из банка заданий. Учите стихи Большинство экзаменуемых предпочитает концентрироваться на прозаических текстах и игнорировать стихотворные произведения, которые тоже есть в экзамене. Так, среди тем 12-го задания встретиться, по крайней мере, одна тема на сопоставление стихотворений или анализ творчества поэта.

Стихотворения можно учить в рамках школьной программы. Более того, от учеников это требуется. Но проблема в том, что заученные впопыхах и кое-как на переменах стихотворения вряд ли вспомнятся на экзамене. Что делать?

Конечно, лучше всего постоянно «освежать» знание важных, смыслообразующих лирических текстов русской литературы. Делать это можно не только в формате банального повторения и воспроизведения текста, то есть заучивания, но и с помощью музыки. Так, стихотворения, положенные на музыку, запоминаются гораздо быстрее. Присмотритесь к дискографии группы «Сплин», The Retuses, «Монгол Шуудан» и других исполнителей, которые не просто вдохновлялись стихотворения, но давали им вторую, музыкальную жизнь.

Смотрите экранизации В кодификаторе есть не только небольшие произведения, вроде поэм и стихотворений, но и эпосы, например, «Тихий Дон», «Войны и мир». Некоторых выпускников пугает один только размер этих книг, не говоря уже о количестве персонажей, сцен и важных деталей.

Как готовиться к ЕГЭ по литературе?

Отличается самобытной лексикой и фразеологией например, в повести Н. Лескова «Левша», в рассказах М. Содержание и форма — форма — это cпocoб oбнapyжeния coдepжaния литepaтypныx пpoизвeдeний. Coдepжaниe пpoизвeдeния вceгдa кaким-тo oбpaзoм oфopмлeнo, внe фopмы вce элeмeнты coдepжaния нe мoгyт cyщecтвoвaть. Bыдeляют тaкжe литepaтypнo-xyдoжecтвeннyю фopмy пpoизвeдeния.

Этo cлoжнoe и мнoгoплaнoвoe явлeниe. Aнaлиз фopмы пpeдпoлaгaeт изyчeниe тpex ocнoвныx cтopoн литepaтypнoгo пpoизвeдeния: пpeдмeтнoй изoбpaзитeльнocти, кoмпoзиции, peчeвoгo cтpoя пpoизвeдeния. Сонет — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья. Сравнение — прямое сопоставление одного предмета, явления с другим: «Ночь хмурая, как зверь…» Тютчев.

Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Стиль — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест Строфа — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией. Сюжет — система событий, о которых повествует литературное произведение, расположение событий согласно внутренней логике произведения.

Тема — то, что стало предметом авторского интереса и осмысления можно задать вопрос: «О чем произведение? Тип — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений. Трагическое и комическое — Трагическое — философская категория, предполагающая неразрешимый конфликт; в современной литературе зачастую характеризуется столкновением идеала с реальностью. Комическое — философская категория, предполагающая смешное; противопоставлена трагическому.

Трагедия — драматический жанр, который строится на неразрешимом конфликте. Вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть. Фабула — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности. Фантастика — мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением.

Фольклор — совокупность произведений устного народного поэтического творчества. Футуризм — xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe пepвыx двyx дecятилeтий 20 вeкa. Poждeниeм фyтypизмa пpинятo cчитaть oпyбликoвaнный в 1909 гoдy в пapижcкoм жypнaлe «Фигapo» «Maнифecт фyтypиcтoв». Teopeтикoм и вoждeм пepвoй гpyппы фyтypиcтoв был итaльянeц Ф.

Глaвным coдepжaниeм фyтypизмa былo экcтpeмиcтcкoe peвoлюциoннoe cвepжeниe cтapoгo миpa, eгo эcтeтики в чacтнocти, вплoть дo языкoвыx нopм. Pyccкий фyтypизм oткpывaлcя «Пpoлoгoм эгoфyтypизмa» И. Ceвepянинa и cбopникoм «Пoщeчинa oбщecтвeннoмy вкycy», в кoтopoм пpинял yчacтиe B. Характер греч.

Характер раскрывает идею произведения, авторский взгляд на мир, связан с проблематикой произведения. Не все персонажи являются характерами, второстепенные персонажи могут не являться характерами. Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Художественные время и пространство — Художественное время — время, изображённое автором в литературном произведении.

Художественное пространство — пространство, изображённое автором в литературном произведении. Поскольку время, представленное в литературном произведении, создано автором, творец может увеличивать или удлинять его продолжительность, не согласовывая свои действия с тем, сколько на самом деле длится то или иное событие. Художественный вымысел — изображаемые в художественной литературе события, персонажи, обстоятельства, не существующие на самом деле. Вымысел не претендует на то, чтобы быть истинным, но и не является ложью.

Это особый род художественной условности, и автор произведения, и читатели понимают, что описываемых происшествий и героев в действительности не было, но вместе с тем воспринимают изображаемое как то, что могло бы быть в нашей повседневной земной жизни или в каком-то другом мире. Художественный образ — человек, предмет, явление, картина жизни, творчески воссозданные в художественном произведении. Экспозиция — предыстория событий, содержащая исходную характеристику персонажей, места и времени действия и т. Элегия — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.

Эпиграмма — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение. Эпиграф — короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора. Эпилог от греч. Достоевского "Преступление и наказание", роман-эпопея Л.

Толстого "Война и мир". Эпитет — художественное определение. Сравните: поздняя осень — золотая осень, ранняя весна — юная весна, тихий ветерок — нежный ветерок. Эпос — один из тpex родoв литepaтypы, oпpeдeляющим пpизнaкoм кoтopoгo являeтcя oпиcaниe тex или иныx coбытий, явлeний, xapaктepoв.

Юмор — мягкая форма комического, добродушный смех, смех, предполагающий сочувствие например, в романе А. Пушкина «Капитанская дочка», в поэме А. Твардовского «Василий Теркин», в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…».

Язык художественного произведения — это письменный язык, который служит для создания художественных произведений, бытующий в тех культурах, где устный, обыденный язык не совпадает с письменным. Язык художественной литературы включает в себя различные средства выразительности: тропы и фигуры; именно он совмещает в себе все стили литературного языка и элементы нелитературного. Ямб — двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога. Работа со списком Знание терминов проверяется как в тестовых заданиях, так и в развернутых ответах.

Если при заучивании теории возникли трудности со слишком объемными определениями, найдите вариант попроще, сформулируйте свое определение: на экзамене не требуется дословная точность формулировки, важно понимать значение. Если приведенные выше формулировки сложны, возьмите школьный словарь литературоведческих терминов. Проще всего выучить жанры произведений. Используйте их при анализе художественных произведений и заработайте очки к выставлению дополнительного балла.

В качестве подготовки в течение года тренируйтесь писать сочинения с использованием определений: система образов, авторский замысел, лирический герой. Часто употребляемые слова запомнить несложно, сложные понятия рекомендуется оформить на карточки и ежедневно повторять.

Если у тебя есть предложения по улучшению приложения Литература ЕГЭ 2024, пожалуйста, пиши нам, мы с радостью выслушаем твое мнение и постараемся внести изменения. Сколько это стоит?

Премиум доступ к приложению стоит 99 рублей! Оплата происходит один раз. Никаких подписок и повторных платежей! Даже сравнить не с чем - выгода очевидна!

Поддержка детей с инвалидностью Дети с инвалидностью могут получить полный доступ в наших приложениях бесплатно. Пожалуйста, не стесняйся рассказывать об этой акции тем, кому это действительно нужно. Сделаем мир добрее вместе! Я нашел ошибку!

А теперь немного магии...

Роман «Обломов»; Н. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» «Пускай нам говорит изменчивая мода…» , «О Муза! Поэма «Кому на Руси жить хорошо»; М. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»; М. Роман «История одного города» обзорное изучение ; Л. Роман-эпопея «Война и мир»; Ф. Роман «Преступление и наказание»; Н. Рассказ «Старуха Изергиль»; М. Пьеса «На дне»; А.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» из цикла «На поле Куликовом» , «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»; А. Поэма «Двенадцать»; В. Стихотворения: «А вы могли бы? Поэма «Облако в штанах»; С. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!.. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»; М. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твое — птица в руке…» , «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!..

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»; А. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»; А. Поэма «Реквием»; М.

Деталь — выразительная подробность в произведении, несущая смысловую нагрузку например, мотив футляра в рассказе А. Чехова «Человек в футляре». Деталь помогает создать художественный образ, воспроизводя отдельные черты портрета, пейзажа, интерьера, переживаний и поступков персонажей в последнем случае можно говорить о сюжетной детали. Диалог от греч.

Дольник — трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки. Вот пример дольника у А. Блока: Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. Драма — произведение, предназначенное для постановки на сцене; род литературы; жанр. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Жанры фольклора — К эпическим жанрам фольклора относятся былины, историческая песня, сказка, предание, сказ. К лирическим жанрам фольклора относятся пословицы, поговорки, колыбельные, песни, причитания, частушки. Завязка — событие, которое содержит противоречие, конфликт и завязывает действие. Звукопись — аллитерация, ассонанс Идея — главная мысль произведения — это основная мысль, для утверждения которой оно написано можно задать вопрос: «Для утверждения какой мысли написано произведение?

Какова идея романа И. Тургенева "Отцы и дети"? Идея книги - мысль о "вечном примирении" вступивших в спор представителей старшего и младшего поколений. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении — сравнение, эпитет, метафора включая олицетворение , метонимия и др. Инверсия — изменения порядка слов: Пришел он поздно Он поздно пришел. Интерьер — описание помещения, жилища героя например, описание внутреннего убранства домов Манилова, Коробочки, Собакевича, Плюшкина в поэме Н. Гоголя «Мертвые души», описание комнаты Обломова в романе И. Гончарова «Обломов» Ирония — употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом, например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Пушкина, эпопея Л.

Толстого «Война и мир» Историко-литературный процесс — изучение закономерностей развития литературы и есть историко-литературный процесс. Историко-литературный процесс — развитие литературы как вида искусства, обусловленное особенностями конкретной исторической эпохи. Классицизм — литературное направление течение XVII — нач. XIX вв. Комедия — драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное. Композиция — построение художественного произведения. Конфликт — столкновение между персонажами, героем и средой внешний конфликт — например, Чацкого с фамусовским обществом в комедии «Горе от ума», Катерины с «темным царством» — купеческим обществом — в драме «Гроза» , а также внутренние противоречия персонажа внутренний конфликт — например, внутренний конфликт испытывают Печорин в романе «Герой нашего времени», Раскольников в романе «Преступление и наказание», Базаров в романе «Отцы и дети». Кульминация — наивысшая точка напряжения в развитии действия, когда противоречие достигает предела. Лирика — один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных единичных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами.

Лирический герой — субъект высказывания в лирическом произведении, я-персонаж лирики, художественный образ, источником-прототипом которого является автор. Лирический герой — это сложно организованная маска биографического автора, под которой тот выступает в поэтическом тексте или их совокупности, обладающая как чертами реального автора, так и сконструированными характеристиками. Лирическое отступление — отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, прямо не связанные с главной темой произведения. Лирические отступления замедляют развитие основного действия, но позволяют автору выразить свое мнение по различным вопросам, связанным с главной темой. Лирическое стихотворение — это произведение, которое выражает все чувства и эмоции автора. Подобные произведения могут создавать только люди с тонкой эмоциональностью. В своем задушевном стихотворении автор делится с читателем переживаниями, волнениями, эмоциями. Лироэпос — в нём сочетаются черты эпического и лирического родов литературы: лиро-эпическое произведение - сюжетное произведение, повествование о событиях, поступках и переживаниях героев, написанное в стихотворной форме. Пушкина, "Василий Теркин" А.

Твардовского , роман в стихах "Евгений Онегин" А. Малая лиро-эпическая форма - баллада. Литературная критика — сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм символизм, акмеизм, футуризм , постмодернизм. Литературные роды: эпос, лирика, драма Литота — непомерное преуменьшение, например: «мужичок с ноготок». Метафора — перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение. Кисти рябины напоминают поэту пламя костра. Метонимия — замена в поэтической речи названия, явлении, понятия или предмета другим, неразрывно связанным с ним в нашем сознании. Модернизм символизм, акмеизм, футуризм — направление течение в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством.

Монолог — от греч. Грибоедова «Горе от ума», Сатина в драме М. Горького «На дне. Монолог может быть обращенным к определенному адресату или уединенным, может иметь форму внутренней речи см. Народность — Hapoднocть литepaтypы — этo oтнoшeниe литepaтypы к нapoдy, пpoявляющeecя в paзличныx acпeктax. Bo-пepвыx, нapoднocть — этo мepa взaимoпpoникнoвeния литepaтypы и фoльклopa. Литepaтypa зaимcтвyeт из нapoдныx пpoизвeдeний cюжeты, oбpaзы и мoтивы. Инoгдa cлyчaeтcя и нaoбopoт — пecни нa cтиxи pyc. Bo-втopыx, нapoднocть — этo мepa пpoникнoвeния aвтopa в нapoднoe coзнaниe, aдeквaтнocть изoбpaжeния им пpeдcтaвитeлeй нapoдa.

Taк, нaпpимep, нapoднoй мoжнo cчитaть тeтpaлoгию Ф. Aбpaмoвa «Пpяcлины», гдe изoбpaжeнa жизнь ceвepнoй дepeвни в гoды Beликoй Oтeчecтвeннoй вoйны и пocлe нeё. B нeнapoдныx c этoй тoчки зpeния пpoизвeдeнияx пpocтыe люди изoбpaжaютcя нeecтecтвeннo, нaдyмaннo. B-тpeтьиx, тepминoм «нapoднocть» инoгдa oбoзнaчaeтcя дocтyпнocть литepaтypы людям, eё пoнятнocть для нeпoдгoтoвлeннoгo читaтeля. Hapoднaя литepaтypa в тaкoм cлyчae пpoтивoпocтaвлeнa литepaтype элитapнoй, пpeднaзнaчeннoй для yзкoгo кpyгa.

Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля и самостоятельно

Что касается изменений в модели КИМ по литературе, по сравнению с прошлым годом, их будет немного. Например, уточненные формулировки задания 9 и критерии глубины в задании 12.

Все задания с кратким ответом 1—4, 7—9 оцениваются 1 баллом в случае верного выполнения. Альтернативные задания Задания 5.

Вопросы в этих заданиях проверяют умение анализировать предложенный фрагмент, отвечать на проблемный вопрос и обосновывать свою точку зрения, опираясь на примеры из текста. Как ни странно, но одной из распространенных ошибок при выполнении указанных типов заданий является отход от анализа данного фрагмента, попытка уйти от ответа на вопрос или подмена анализа пересказом. При подготовке к экзамену эффективным приемом может послужить устный опрос на уроке по анализу эпизода текста художественного произведения, когда для подтверждения своей позиции ученику нужно обязательно привести конкретную цитату или указать точный фрагмент.

Ошибки при выполнения этого задания связаны с неумением самостоятельно подбирать пример, аналогичный данному, сопоставлять выбранное и исходное произведения в заданном аспекте анализа. Избежать их поможет хорошее знание содержания изученных произведений. Главное — уметь проводить сопоставительный анализ произведений художественной литературы, а также их отдельных эпизодов, образов, выявляя черты сходства и различия, а также аргументировать свои выводы с опорой на анализ текста.

Развернутое сочинение В части 2 экзаменационной работы участникам ЕГЭ предстоит написать развернутое сочинение на литературную тему объемом не менее 250 слов. На выбор предлагается пять тем сочинений 12. В ряде случаев экзаменуемым может быть предложено раскрыть тему на материале отечественной или зарубежной литературы.

Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» «Отделкой золотой блистает мой кинжал…» , «Три пальмы», «Молитва» «В минуту жизни трудную…» , «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» «В полдневный жар в долине Дагестана…» , «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…» М. Поэма «Песня про… купца Калашникова» М. Поэма «Мцыри» М. Роман «Герой нашего времени» Н. Пьеса «Ревизор» Н. Пьеса «Гроза» И. Роман «Отцы и дети» Ф.

Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium! И тем она верней…» А. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» И. Роман «Обломов» Н. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» «Пускай нам говорит изменчивая мода…» , «О Муза!

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» М. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» М. Роман «История одного города» обзорное изучение Л. Роман-эпопея «Война и мир» Ф. Роман «Преступление и наказание» Н. Пьеса «Вишневый сад» Из литературы первой половины XX в. Рассказ «Старуха Изергиль» М.

Пьеса «На дне» А. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась.

Роман «Герой нашего времени»; Н. Пьеса «Ревизор»; Н. Пьеса «Гроза»; И. Роман «Отцы и дети»; Ф.

Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium! И тем она верней…»; А. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»; И. Роман «Обломов»; Н.

Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» «Пускай нам говорит изменчивая мода…» , «О Муза! Поэма «Кому на Руси жить хорошо»; М. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»; М. Роман «История одного города» обзорное изучение ; Л. Роман-эпопея «Война и мир»; Ф. Роман «Преступление и наказание»; Н.

Рассказ «Старуха Изергиль»; М. Пьеса «На дне»; А. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» из цикла «На поле Куликовом» , «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»; А. Поэма «Двенадцать»; В. Стихотворения: «А вы могли бы?

Поэма «Облако в штанах»; С. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..

Литературные направления. Теория по литературе для подготовки к ЕГЭ

1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе: теория литературы, варианты ЕГЭ, демоверсии. → тренировочные варианты ЕГЭ по литературе с ответами 2022 года. В статье собрана вся информация про обновленный ЕГЭ по литературе — 2024: нумерация заданий, критерии оценивания, структура экзамена. Первая часть ЕГЭ по литературе кажется довольно простой.

Вся базовая теория для ЕГЭ за 1 урок | Литература ЕГЭ

Как подготовиться к ЕГЭ по литературе за 2-3 месяца самостоятельно. Теория ЕГЭ 2023 по литературе 11 класс по заданиям. Как подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля: советы репетиров, критерии оценки, план сочинения и подборки готовых аргументов к сочинениям. Информация на странице «Материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам. Варианты ЕГЭ по литературе 2024 доступны онлайн с ответами к письменным заданиям: 8,9,15,16,17. ЕГЭ по литературе считается одним из самых сложных экзаменов по выбору.

Повторяем теорию литературы для ЕГЭ

Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме. Сбор Персональных данных При регистрации на Сайте Пользователи подтверждают свое согласие с условиями настоящей Политики и свое согласие на обработку своих Персональных данных в соответствии с условиями настоящей Политики, кроме того они соглашаются на обработку своих Персональных данных на серверах Университета «Синергия», расположенных на территории Российской Федерации. Обработка Персональных данных осуществляется не дольше, чем этого требуют цели обработки Персональных данных, изложенные в настоящей Политике за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Университет «Синергия» может обрабатывать следующие Персональные данные: «Как к Вам обращаться» в форме обратной связи, в случае если посетитель указывает свои полные ФИО или только часть; Электронный адрес; Номер телефона; Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях в т. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

Как эти данные используются На сайте используются куки Cookies и данные о посетителях сервисов Яндекс Метрика и других. При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей. Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.

Есть блок заданий на анализ стихотворения. Например, определить вид рифмы в стихотворении или выделить все художественные средства в нём. На выбор даются пять тем.

Ученику нужно выбрать одну, обозначить своё мнение и обосновать его, опираясь на сюжет произведения. Последняя тема предлагает проанализировать, как связана литература с искусством или историей. Обратите внимание: в связи с изменениями 2024 года темы сочинений уточнены: вместо возможности привлекать любые произведения для раскрытия темы, в формулировку включены имена трёх писателей-классиков, из которых требуется выбрать одного.

За каждое задание теста выпускник получает 1 балл. Всего за тест можно получить 6 баллов. Задания 4 и 19 оценивают по двум критериям: соответствие ответа заданию и использование текста произведения для аргументации, логика и соблюдение речевых и грамматических норм.

За каждый можно получить 2 балла, а всего за ответ — 4. Задания 5 и 10 оценивают аналогично, но здесь можно получить максимум по 8 баллов. Сочинение оценивают по соответствию теме и её раскрытию.

Важно цитировать текст произведения в аргументации, использовать литературные понятия. Рассуждения должны быть логичными и структурными. Допускается сделать максимум по одной ошибке: грамматической, орфографической и пунктуационной.

Конечно, перед экзаменом эти знания надо освежить. В этом помогут элективные курсы, на которых можно использовать презентации по теории литературы. Такие презентации вы также можете найти на этой странице.

В-третьих, самая каверзная и трудная часть - это мини-сочинения и полнообъёмные мин. Проблемные вопросы можно включать в уроки или давать в виде индивидуальных домашних заданий с последующим их обсуждением на уроке. А вот большие сочинения надо писать в классе.

При этом учащиеся не должны быть заранее предупреждены о темах сочинений. Обстановка должна быть максимально приближена к экзаменационной. И такие сочинения должны проводиться с 5 класса.

Его использовал А. Пушкин в «Сказке о попе и работнике его Балде». Силлабическая система основана на примерно одинаковом числе слогов, ударные слоги в строке располагаются свободно. Примеры можно найти в репертуаре В. Силлабо-тоническая система именно она встречается в большинстве стихотворений, которые Вы знаете. Ее основой является упорядоченное чередование ударных и безударных слогов, при этом количество слогов в строке предпочтительно равное.

Этот симбиоз двух систем — тона и слога — и создал стихотворные размеры. Строфа — группа стихов, которые объединены по формальному признаку. Дольник — стихотворный размер, находящийся между тонической и силлабо-тонической системой стихосложения. Вот пример в стихотворении А. Блока «Девушка пела в церковном хоре». Белый стих — тип стихосложения без рифмы, с размером.

Примеры можно найти в творчестве А. Пушкина: «Моцарт и Сальери» и «Каменный гость». Верлибр — стихотворение, свободное от рифмы, ритма, слогового метра. Например, произведение М. Лермонтова «Синие горы Кавказа». Для задания 12 Для сочинения на ЕГЭ по литературе понадобятся многие из этих терминов.

Работу высоко не оценят, если в ней не будет хотя бы парочки литературоведческих слов из научного вокабуляра в контексте эссе. Но какие именно определения пригодятся — решать Вам. Вы можете написать сочинение о лирике или о прозе, о драме или на творческую тему под номером пять. Так что Вам лучше заранее определиться, какие темы Вы будете рассматривать в приоритете. Под них и стоит подстраивать теоретическую базу и копать глубже. Многомудрый Литрекон надеется, что его шпаргалка о теории к ЕГЭ по литературе Вам поможет лучше понять материал и успешно с ним работать.

Приятного просвещения! Чтобы понимать вопросы составителей экзамена и правильно на них отвечать, необходимо изучить все темы, обозначенные в кодификаторе ЕГЭ по литературе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий