Киз должен был опубликовать «Цветы для Элджернона» в научно-фантастическом журнале Galaxy Science Fiction.
Выводы по второй главе
- «Меня зовут Чарли Гордон…»
- О названии
- Цветы для Элджернона
- «Верните деньги за книгу»: читатели приняли литературный замысел автора за низкую грамотность
Очень краткий пересказ рассказа «Цветы для Элджернона»
- Скачать отрывок:
- Газонокосильщик
- 3. Прежде чем стать писателем, Дэниел Киз работал на разных работах.
- 3. Прежде чем стать писателем, Дэниел Киз работал на разных работах.
- Ответы : какие были цветы для Эльджернона?
ЦВЕТЫ ДЛЯ ЭЛДЖЕРНОНА. 95 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДЭНИЕЛА КИЗА
Киз должен был опубликовать «Цветы для Элджернона» в научно-фантастическом журнале Galaxy Science Fiction. Роман «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза в жанре «мягкой» научной фантастики рассказывает о молодом умственно отсталом человеке Чарли, который становится участником эксперимента по повышению интеллекта. С самого начала эксперимента над главным героем Элджернон и Чарли соревновались в прохождении лабиринтов. Как зовут главного героя цветы для элджернона? «Цветы для Элджернона» — психологический роман, состоящий из дневниковых записей главного героя, поэтому каждый компонент образа подчёркивает психологизм произведения, важность психологической части в образе самого персонажа.
Что скажете о пересказе?
- Очень краткий пересказ рассказа «Цветы для Элджернона»
- «Цветы для Элджернона» краткое содержание рассказа Киза – читать пересказ онлайн
- Как появились «Цветы для Элджернона» | Онлайн-журнал Эксмо
- Обсуждение №2. Д.Киз - Цветы для Элджернона - Дискуссионный клуб BookMix’a
- О названии
Bookдайвинг
Чарли попросил не сжигать труп Элджернона, как это обычно делали с лабораторными животными, и похоронил его сам. Исследования Чарли показали, что после операции, разработанной Штраусом и Немюром, стремительная регрессия неизбежна. Становится понятной дальнейшая судьба Чарли: он обречён на возвращение в исходное психическое состояние. В романе главный герой пытается до последнего, используя свой всё еще могучий интеллект, найти положительный выход из этой ситуации.
Он смутно представляет, в каком направлении следует начинать исследования, которые могут помочь всем людям справиться с проблемой слабоумия, но понимает, что у него нет времени на подготовку этих исследований. Умственный уровень Чарли снижается так же быстро, как и повышался. Чарли испытывает глубокую депрессию и думает о самоубийстве, но острота его переживаний уменьшается вместе с интеллектом.
В романе его IQ становится в итоге даже немного ниже, чем был первоначально. Он возвращается к своей прежней профессии, хотя и боится, что теперь над ним будут смеяться больше, чем прежде. Прежние товарищи по работе, ранее всегда устраивавшие над ним злые шутки они даже придумали выражение «валять Чарли Гордона» , а после операции отвернувшиеся от него, теперь относятся к нему с добротой и жалостью.
Они заступаются за Чарли, когда новый работник начинает издеваться над ним. В романе Чарли решает навсегда уехать из родного города после того, как по рассеянности он снова приходит в школу для взрослых к мисс Кинниан и видит, что она плачет. Рассказ же заканчивается на относительно оптимистичной ноте — Чарли старается ни о чём не жалеть и желает добра всем, кто пытался ему помочь.
Если раньше его близость к другим была похожа на близость обезьяны в зоопарке к его посетителям, то после операции все стали относиться к нему как к человеку, а не игрушке для посмешища. Пусть и к противоречивому человеку, не всегда самому приятному для окружающих, но все-таки человеку. Своей научной деятельностью он делал для человечества куда большую услугу, чем тем, что веселил толпы зевак. Немур совершает ту же ошибку, что и люди, потешающиеся над слаборазвитым человеком, не понимая при этом, что он испытывает те же самые чувства, что и они. Он и не догадывается, что задолго до встречи с ним я уже был личностью. Хоть Чарли и считал себя неразумного такой же полноценной личностью, но это было не так. Да, у него и тогда были свои переживания, чувства, осознание каких-то вещей. Но в человеке определяющей стороной является его разум, и только при полноценной интеллектуальной деятельности, при наличии достаточной рефлексии и социализации человек становится полноценной личностью. Да и сама социализация по-настоящему у Чарли началась только после обретения разумности.
Интеллект как бы начал подтягивать за собой остальные стороны личности Чарли, и хоть им необходимо было самостоятельное развитие, толчок к этому развитию дал именно разум, что отчетливо показывает его определяющую роль в человеке. Эмоциональность тоже жестко привязана к развитию интеллекта, в случае с Чарли разум как бы наполнял незаполненный сосуд чувственных переживаний. Чем глубже сознание отражает мир, тем разнообразней его эмоциональное переживание. Также стоит обратить внимание на высмеивание религиозности. Если Чарли-идиот не знал ни науки, ни искусства, но был уверен в существовании Бога, то Чарли-гений, наоборот, считал религиозные проблемы слишком ничтожными и не имеющими смысла, а все его внимание было сосредоточено на научных проблемах. Интересна сцена в пекарне, где женщина убеждала Гордона в том, что перестав быть умственно отсталым, он нарушил свое божественное предназначение, которое записано в его судьбе. Религиозность всегда надевает на человека кандалы, не дающие ему возвыситься над его текущим уровнем развития, метафизически отрицает необходимость самосовершенствования. В заключение можно сказать, что этот роман, показывающий взлет и падение человеческого духа, заставляет задуматься о том, насколько велика роль разума в человеке, насколько уровень его интеллектуального развития преображает человека и кардинально меняет отношения с людьми.
Он быстро вырос в глазах многих, но так же быстро растаял в своем сознании. Но его мечта осуществилась. Хорошая книга с глубоким смыслом. Я все чаще стала замечать, что серьезные,глубокие авторы психологически-фантастического стиля имеют что-то схожее в своем восприятии мира. После таких книг ощущается, что промыли все шестеренки в мозгу и механизм отлажено заработал. Удивительно то, что человек рождается с разными границами разума. Кто-то воспринимает жизнь настолько поверхностно,что его жизнь состоит только из автоматически повторяющихся действий и фраз. А кто-то - настолько глубоко, что в рассуждениях с самим собой погружается в такие дебри, что доходит до состояния аффекта. Такое происходит и в моей жизни. И только по истечении 13 лет я поняла, что безгранично глубокое и поверхностно малое способно существовать вместе. И иногда это идеальный тандем, поскольку каждое дополняет друг друга. Спасибо автору.
На смену цинизму, потехе и глумлению пришли страх и отчуждение. Синий штамп со словами «не такой, как все» раньше вызывал у окружающих желание возвыситься, восполнить свои пробелы за счет него. Дальнейшие события не стерли закрепленный за ним образ изгоя общества, они лишь окрасили его в другие цвета. Новый Чарли — это не человек, а «лабораторное животное». Никто не знает, как он поведет себя завтра, чего от него ждать и чем все это закончится. Из исследовательского института приходят плохие известия — странное поведение лабораторной мыши. У Элджернона наблюдается стремительное угасание интеллекта. Видимая первоначальная удача эксперимента заканчивается провалом. Что делать? Чарли Гордон забирает Элджернона, а затем вместе с ним убегает прочь от обеспокоенных ученых и психологов, от Алисы и от самого себя. Он прячется на съемной квартире и решает самостоятельно разобраться в причинах неминуемого краха. Вскоре умирает Элджернон. При вскрытии видно, что его мозг значительно уменьшился, а извилины сглажены. Времени остается совсем немного… Для чего нам дана жизнь? Трудный вопрос… С самого рождения мы познаем окружающий нас мир и самих себя в этой бесконечности. Какую роль в этом играет душа? Какое место отводится разуму? Почему у одних широкая душа, но «скудный» разум? У других — наоборот? Человек всегда стремился раскрыть «сию тайну», познать, что скрыто там, за пределами «нашего понимания», и всякий раз, приблизившись к разгадке вплотную, оказывался у ее истока. Это неудивительно — не мы творцы, не мы создатели всего сущего. Научный прогресс позволил нам подняться на энный этаж небоскреба, и мы смотрим на мир из очередного окна, наивно полагая, что вот теперь перед нами раскинулся весь мир, но забывая, что в доме еще есть недостижимая «крыша». Символично в этом смысле звучит фраза медсестры в самом начале романа «Цветы для Элджернона»: «…она сказала можетони не имели права делать тебя умным потомушто если бы господь хотел штобы я был умным он бы сделал так штобы я радился умным… И может проф Немур и док Штраус играют с вещями которые лутше аставить в пакое» Работа по завершению эксперимента шла полным ходом. Чарли торопился, потому что для него было важным найти ошибки и помочь будущим поколениям, и главное — доказать, что жизнь его и Элджернона была не просто провальным экспериментом, а первым шагом к достижению главной цели — реальной помощи людям, родившимся с такой болезнью. Он нашел ошибку, и в своей научной статье оставил напутствие — в ближайшее время не ставить подобные эксперименты на людях. Но поиск научного обоснования того, что произошло, заставил его задать иные вопросы: "Так что же такое разум на самом деле? Мы ставим на кон всё ради иллюзии и пустоты. Высокоинтеллектуальный человек без способности любить, со «слаборазвитой» душой обречен на деградацию.
Цветы для Элджернона
Подобные комментарии часто оставляют и к другим книгам, где используются схожие приёмы. Например, некоторые русскоязычные издания романа «Кладбище домашних животных» Стивена Кинга выпущены с авторской задумкой, где в названии допущены ошибки — «КлаТбище домашних жЫвотных». Справедливости ради, большая часть негативных комментариев на маркетплейсах посвящена всё-таки качеству книг и претензиям по доставке. Например, битым уголкам и повреждённой обложке.
В моей юности у нас тоже был такой «деревенский дурачок». И я помню, как над ним издевались все, кому не лень, от сверстников до учителей и самого распоследнего алкаша. Закидывали в штаны петарды, обливали помоями, заставляли раздеваться и ходить голышом и смеялись, а он смеялся вместе со всеми, считая, что это хорошая игра. Его история закончилась печально, он умер от побоев, двоих посадили за непредумышленное и быстро выпустили по УДО, еще парочка отделалась условкой. Ну не ломать же жизнь людям из-за какого-то дурачка, правда? Чарли Гордону судьба, а вернее автор, дали второй шанс. К нему пришел доктор, вернее ученый, который сказал, что может сделать его умным.
И вот его мечта вроде бы как начинает сбываться, и он, обрадованный бежит к своим друзьям только для того, чтобы понять, что поумневший он им не нужен. Чарли Гордон был нужен только в качестве «дурачка», чтобы за счет него демонстрировать свое превосходство. И постепенно он начинает понимать, что игры с друзьями были совсем не играми, что работа была не работой. Его простой и незатейливый волшебный мир в одночасье рухнул, открыв двери в суровую реальность. И вот, Чарли становится умнее, а затем еще умнее, и еще, его IQ растет и что же в итоге? Став умнее других, он не перестал быть белой вороной. Только если раньше его презирали, издевались и относились к нему снисходительно, мол, что взять с «дурачка», то теперь ему завидуют, ненавидят и боятся. Таким образом автор доносит до читателя, что наше общество — это вылитая в чугуне форма, и, если ты в эту форму не помещаешься, значит ты вне общества, ты изгой.
И если в начале книги Дэниел Киз показывает нам мир глазами деревенского дурачка, то затем он же показывает нам мир глазами очень умного человека. И это два разных мира, два разных понимания одного и того же. А человек один. Очень одинокий человек.
Чарли сделать этого не может.
Его просят не прекращать писать отчеты и уделять в них больше внимания своим ощущениям, чувствам, воспоминаниям о прошлом. Она часто разговаривает с ним и утверждает, что сделанная операция — вызов человека Богу. Она убеждает Чарли, что умным стать не так просто. Помимо операции ему придется очень сильно потрудиться самому. Он продолжает проходить различные тесты и участвовать в соревновании с Элджерноном по поиску выхода из лабиринта.
Пока он даже не может понять, о чем они разговаривают. Он устал от бесконечных тестов. У него постоянно сильно болит голова. Однако каждый день после работы он должен приходить в лабораторию и проходить тесты. Несомненно, это первый признак растущего интеллекта.
Он объясняет ученым, что устал от тестов. Они приносят Чарли какой-то прибор, напоминающий телевизор. Его нужно включать, когда ложишься спать. Мозг сам будет воспринимать информацию. Прибор никак не дает Чарли уснуть.
Он видит очень яркие, пугающие сны. Он многое вспоминает из своего прошлого. Его мышление явно развивается. В этом ему помогает мисс Кинниан. Он успешно справляется с этой работой.
Хозяин повышает Чарли до помощника пекаря и увеличивает ему зарплату. Он перечитывает свои прежние отчеты и поражается невероятному количеству ошибок. На этот раз он понимает, что они берут его с собой только для того, чтобы посмеяться.
Гордон чувствует себя подопытным животным. В знак протеста он забирает мышь и возвращается домой. Чарли арендует просторную квартиру рядом с библиотекой. В одной из комнат он размещает огромный лабиринт для Элджернона. Где он находится, не знают даже близкие друзья. Гордон знакомится со своей соседкой — художницей. Чтобы убедиться, что он может поддерживать отношения с женщиной, он вступает с ней в связь.
Спустя некоторое время герой встречается с отцом. К этому времени тот развелся с женой и открыл парикмахерскую в бедном районе города. Чарли не решается рассказать, кто он. После неудачного визита в салон Гордон идет в бар и напивается. С ужасом он обнаруживает, что алкоголь превращает его в умственно отсталого человека. После этого случая герой решает никогда не пить. Необратимые последствия Гордон продолжает заниматься наукой. Он встречается с Алисой, но понимает, что не может быть с ней вместе. Чарли приглашают на работу в лабораторию. Мужчина обнаруживает, что периодически у него возникают приступы неконтролируемой ярости, причину которых он объяснить не может.
Иногда у него возникают трудности с прохождением домашнего лабиринта. Чарли интересуется у профессора, как сложилась бы его судьба в случае неудачного эксперимента. Оказалось, что ему было предназначено место в социальной лечебнице Уоренн. Гордон едет в клинику, чтобы понять, что его ожидает в будущем. Чарли достигает высшей точки умственной активности. А мышь чувствует себя хуже. Однажды герой обнаруживает ошибку в расчетах. Он понимает, что его ждет спад. На заднем дворе он находит мертвого Элджернона. Уровень интеллекта Чарли стремительно падает.
Дэниел Киз — Цветы для Элджернона
Гордон считал его своим другом. Как оказалось позже, Бертом двигали корыстные мотивы; Доннер — владелец пекарни, опекун главного героя, который заботился о больном мужчине; Хромой — пекарь с искалеченной ногой, защищавший Чарли от других работников; Фани — работница пекарни, почувствовавшая опасные изменения; Миссис Муни — добрая женщина, помогавшая герою вести домашние дела; Рэй и Тельма — психотерапевт и управляющая хозяйством в социальном учреждении. Общение с ними доставляло Гордону настоящее удовольствие. Большинство персонажей имеет реальных прототипов из жизни автора. С некоторыми из них он встречался, когда изучал психоанализ и проходил обучение на подготовительных курсах на медицинский факультет университета. Знакомство с Гордоном Чарли Гордон — молодой умственно отсталый мужчина.
Своих родителей он почти не помнит. Он живет в Нью-Йорке и работает в небольшой частной пекарне. Ему поручают простые задания. У мужчины много свободного времени, поэтому он может жить в городе, а не в специальной клинике. Каждый день он посещает занятия в местном колледже для людей с задержкой развития, в котором работает молодой преподаватель Алиса Кинниан.
Она учит взрослых людей чтению и письму. Заметив тягу Чарли к знаниям, она рекомендует его для участия в эксперименте, который проводят ученые Немур и Стросс. Они работают в этом же учебном заведении и проводят опыты по повышению интеллекта у человека. Недавно они провели удачный опыт. Докторам удалось провести операцию мыши, которая сделала ее сообразительнее.
Вдохновившись, ученые решили провести эксперимент на человеке. Для этого им потребовался доброволец. Чарли дает свое согласие. Он проходит психологическое тестирование, результаты которого его не радуют. Во время одного из визитов он знакомится с мышонком Элджерноном — участником предыдущего исследования.
Опасная операция Ученые проводят сложнейшую хирургическую операцию, результаты которой, на первый взгляд, незаметны. Чарли продолжает трудиться в пекарне. Спустя несколько месяцев уровень интеллекта мужчины стремительно растет. Герой начинает смотреть на окружающий мир по-новому. Он много читает, посещает занятия и даже пишет научные статьи.
Работники пекарни смеются над ним.
Все мои ученики любили чтение и бредили литературной карьерой. Увы, слишком многие вели себя так, словно одним фактом своего высокого IQ заслуживали успехов и признания. Бывало, недовольные отметкой, они поднимали гул или отказывались перепроверить свои работы. Тогда я говорил: — Одни люди хотят писать, другие — быть писателями. К некоторым гениям успех приходит без всяких усилий. А нам, остальным, без любви к процессу письма ну просто никуда. Как бы для баланса с одаренными мне дали еще две группы. Я вел курс английского языка, специально модифицированного для учащихся с низким IQ.
От меня требовалось уделять особое внимание правописанию, структуре предложений и построению фраз. Темы в классе обсуждались только потенциально интересные «слабеньким». Руководство меня предупредило: ключ к обучению таких детей — создать правильную мотивацию. Что может их мотивировать? Разумеется, вещи, непосредственно связанные с их жизнью. Никогда не забуду первый урок «специально модифицированного английского». Словно наяву, вижу мальчика — он сидит на «галерке», возле окна. Вот закончен пятидесятиминутный урок, звенит звонок, ребята вскакивают и толпой валят к двери. Не спешит со всеми только этот тихоня в черной куртке с оранжевой буквой «J».
Обложка книги Д. Киза «Элджернон, Чарли и я». Inspiria — Мистер Киз! Ты в футбольной команде, да? Я полузащитник. Слушайте, мистер Киз. Это же класс для тупиц, так? Я смущен. Для полудурков.
Не представляю, как отвечать. Мямлю: — Нет, что ты… вовсе нет… Просто… это особый класс. Мы продвигаемся чуть медленнее, чем другие… — Мистер Киз, я знаю — это класс для полудурков. Я хочу спросить. Если я буду очень сильно стараться и под конец семестра стану умным, вы меня переведете в класс для нормальных ребят? Я хочу быть умным.
В романе «Цветы для Элджернона» во время роста интеллекта главного героя он будто бы стремится подняться на вершину горы. Когда ему это удалось, Чарли познал Добро и Зло, но растерял все на обратном пути. Переживания, страхи и эмоции Дэниела были воплощены в его герое. Но образ Чарли списан с другого человека. Писатель вел коррекционный класс, в котором познакомился с тихим мальчиком. Этот ребенок знал, что учится с «полудурками», но очень хотел поумнеть и заниматься с нормальными сверстниками.
От этого Чарли вновь чувствует себя недоразвитым. Чарли поражает эта мысль. Он тут же признается девушке в любви и добивается от нее согласия на еще одно свидание. Даже профессора затрудняются вести с ним беседу на научные темы. Когда он попытался обнять девушку, то внезапно увидел ее и себя со стороны, глазами подглядывающего человека. При расставании Чарли вновь становится плохо. В тоске он заходит к Алисе и остается у нее. Девушка признается, что рядом с ним начинает чувствовать себя тупой. Она требует на какое-то время прекратить встречи. Он приглашает ее к себе, но внезапно видит, что женщина беременна. Это вызывает у Чарли отвращение. Да и среди других ученых Чарли выделяется своей гениальностью. Он понимает, что его считают подопытным животным. Прямо в зале Чарли выпускает Элджернона из клетки, затем тайком ловит его и незаметно улетает из Чикаго. Из них он узнает, что его родители и сестра живы и хотят с ним увидеться. Элджернон живет у него. Он стрижет и бреет родного сына, но так и не узнает его. Чарли же так и не решается признаться отцу в том, кто он такой. Мышь становится еще умнее, но иногда впадает в ярость, либо в апатию. Он решает применить свои знания для помощи миллионам слабоумных. Затем он вновь напивается и идет ночевать к Фэй. Он становится очень агрессивным: чуть было не убивает свою «подругу», а затем кусает Фэй. Если эксперимент провалится, ему предстоит провести здесь остаток жизни. Чарли очень этим обеспокоен, думая о себе.
Вы точно человек?
Мне показалось, что я нашла в авторском тексте иную подоплеку. Не только о тяжести разума и его развитии говорит нам Киз. Более того, я всё-таки подвожу итог по размышлении над книгой, что ум - прекрасно, и развивать свой разум можно и нужно, от этого несчастным не станешь. Речь-то как раз о другом, о том, что эмоциональное понимание человека не зависит от уровня интеллекта, и большинство людей, глупы они или умны, не стараются понять других. Им интересно понимать предметы, науки, суть явлений, они пытаются понять загадку мироздания или Бога, но никому нет дела до того, чтобы понять человека рядом и потрудиться над этим. При этом каждый хочет быть понят остальными. Чарли Гордон - главный герой, будучи слабоумным, считал окружающих своими друзьями, не понимая, что они смеются над ним, а когда поумнел - обрёл в лице тех людей врагов, не только потому, что понял - над ним издеваются, но и потому, что перестал быть посмешищем и лишил людей возможности возвышаться за его счёт. Профессора, работавшие над экспериментом, центром которого был он, Чарли, стали его недолюбливать, как только он превзошёл их интеллектом. Он и у них отобрал ощущение превосходства. По сути своей, ум был радостью для него, но причиной зависти и ненависти для других. Я и раньше думала над вопросом главной мотивации людей, но здесь как-то это всё оформилось в добротную и убедительную картину.
Фрейд утверждал, что двигатель всего в людях - сексуальный инстинкт, но Адлер возражал, что на самом деле первостепенное желание в людях - это желание власти. И я всегда с ним была согласна в большей степени, нежели с Фрейдом. Что такое власть? Это не только титул или должность, но превосходство, возможность подавить другого и распорядиться им по своему усмотрению. При этом действует как сила, ум, так и красота, конечно, которая пробуждает сексуальный инстинкт, да, но с какой целью? Завладеть и владеть, обрести власть. Но, что я замечала по личному опыту , и оно тоже показано в «Цветах », так это что самое трудное для людей - признать свою глупость. Гораздо проще признают своё уродство, свою физическую слабость или бедность, но никто и никогда на моём веку не признал искренне и честно, что он глупее кого-то. Как будто бы глупость не столь же очевидна, как толстые бёдра, горб или пустой кошелёк. Были две знакомые в моей жизни, которые любили сыпать фразочками вроде «я глупая», чаще всего смелое признание «я дура» выступало в качестве нежелания исправлять или признавать ошибки.
Не умея объяснить какие-то вещи, не всегда умея понять кого-то или что-то, они предпочитали закрыть тему или вовсе беседу смиренным «да я знаю, я глупая». Но, что интересно, якобы признавая свою несостоятельность в знаниях, эти знакомые были самыми непримиримыми борцами с советами со стороны. Они никогда не слушали чужого мнения и предпочитали разрывать дружбу в том случае, если им пытались что-то растолковать или посоветовать. Но разве человек, признающий, что он дурак, не захочет получить помощь от более умных? Поэтому такие признания я всегда считаю лицемерными. Почему же так болезненно воспринимается людьми именно осознание того, что знаний - недостаточно? Что кто-то больше знает и понимает? К сожалению, ответа на это в «Цветах » нет, но безумно хочется, чтобы каждый, кто прочёл эту книгу, нашёл в ней желание понимать людей и трезво оценивать свои возможности. Если слабый человек увидит силача, поднимающего огромные гири, он не подбежит и не будет безуспешно тянуть их, говоря, что он ничуть не слабее. Почему же этот силач, чаще всего, столкнувшись с начитанным и опытным человеком, будет всеми силами стараться показать, что тот, другой, умный - просто выскочка и недоумок, а он, силач, сам знает всё не хуже.
Исключения, конечно, есть, но большинство людей именно таково. А впрочем, чего ещё ждать от глупости, как непонимания? И именно это, как по мне, истинная трагедия, раскрытая в «Цветах для Элджернона », трагедия всех вообще людей, всегда желающих видеть кого-то хуже себя, им неведомым образом от этого становится спокойнее. Потому и становился злым и несчастным Чарли Гордон, потому что он стал понимать всех, а его окружало тупое непонимание. Произведение осмысленное и глубокое, но, как я уже заметила выше, не всякий прочтёт в нём всё, не всякий заметит все заложенные проблемы. А очень хотелось бы, чтоб после «Цветов » в пабликах делились впечатлениями не о мышке, а о том, насколько необходимо лучше слышать, понимать окружающих, уметь сочувствовать им. Да, аналогия между животным и слабоумным уместна в книге, она не нова и не оригинальна, но не избавляет от бед жестокости и высокомерия по отношению к таким существам. Подводя итог, скажу, что довольна книгой и рада, что её прочла. Написана она всё в той же «простой» американской манере. Есть какая-то характерная краткость в построении текстов американской классики второй половины XX века, доступность изложения и не затянутость предложений длинные попадаются редко похожи на некую визитную карточку духа США, спешных, прогрессивных и демократичных, где всё по делу и без ненужной лирики.
Мне показалось, что в «Цветах » так же прослеживается влияние на Даниела Киза У. Фолкнера, упоминаемого в произведении, как одного из авторов, прочитанных Чарли Гордоном. В Фолкнеровском «Шуме и ярости» есть такая же схема изложения, как в «Цветах », роман начинается с повествования от лица слабоумного, но если Фолкнер делит всё на изложение от разных лиц слабоумный, поумнее, ещё умнее , то Киз объединил это всё в одну личность. В финале, признаться, я ждала чего-то подобного фильму «Люси» 2014 года, но всё было не так. Впрочем, всё равно конец был логичен и обоснован. А потому оценить могу однозначно - читать стоит! Что касается возведение в ранг любимых книг - нет, прочитать однажды и хорошенько обмозговать - заслуживает, но перечитать хотя бы второй раз рука не потянется. Это текст, который проглядывается с первого раза, и в прямом, линейном изложении нет никакой тонкости, чтобы смаковать и находить свежие мысли, делать открытия. С первого раза, при достаточной внимательности, из этой книги можно изъять всё. Взаимоотношение личности и общества в романе «Цветы для Элджернона» «Личность - нечто бесконечно ценное, сверхприродное, уникально неповторимое в каждом из нас» Л.
Василенко Написанный на основе одноименного рассказа роман «Цветы для Элджернона» представляет собой произведение, направление которого можно определить как «мягкая», или же гуманитарная, научная фантастика. Хотя в центре его и лежит естественнонаучное допущение, а именно возможность искусственного повышения уровня интеллекта посредством хирургического вмешательства, главным в романе все же остается психологическое и эмоциональное взросление личности, а также ее социальная адаптация. Идея переработать рассказ, опубликованный в 1959 году в журнале «Фэнтези энд сайенс фикшн», в полноценное развернутое повествование о судьбе тридцатидвухлетнего Чарли Гордона, страдающего слабоумием, наверняка возникла у автора - Дэниэла Киза, неслучайно.
Дэниэл Киз использует этот эффект для того, чтобы подчеркнуть темы человеческого достоинства, ценности индивидуальности и опасности чрезмерной амбиции. Литературные приемы в романе служат не только для демонстрации изменений в сознании Чарли, но и для выражения основных идей и моральных вопросов, поднятых в книге. Произведение изначально было написано в форме рассказа в 1959 году, а затем, в 1966 году, преобразовано в полноценный роман. Один из ключевых моментов книги — это ведение дневника Чарли, который не только показывает изменения в его мировосприятии и интеллектуальных способностях, но и позволяет читателю глубже проникнуть в его внутренний мир и эмоции. Роман затрагивает множество важных тем — общественное отношение к людям с интеллектуальными нарушениями, этические аспекты научных исследований над человеком, одиночество и стремление к самосовершенствованию. Книга несет в себе важное сообщение об акцептации различий и важности человеческой сопричастности.
Читайте так же.
Гении и идиоты — две стороны одной медали.
У них разные IQ, отличаются условия жизни, но они похожи в одном — часто и те, и другие бесконечно одиноки. А цена за мечту — стать умным — становится слишком высокой. У Чарли есть двойник — мышонок Элджернон, только Чарли понимает поведение мышонка и то, что ему самому отведена та же роль подопытной мыши, не больше.
Хализев, А. Эсалнек и др. И доп. Дэниел Киз.
Цветы для Элджернона; [пер.
Цветы для Элджернона (рассказ)
«Цветы для Элджернона» Дэниэла Киза, бесспорно, относятся к первой категории, и очень мало других художественных произведений способно сравниться с «Цветами» по уровню эмоционального воздействия, оказываемого на читателя. Роман Дэниела Киза “Цветы для Элджернона” — это пронзительный научно-фантастический роман, получивший признание критиков и популярность во всем мире. Главный герой моряк Мартин Иден начинает испытывать чувства к девушке из высшего света.
Краткое содержание рассказа «Цветы для Элджернона» Киза
Киз должен был опубликовать «Цветы для Элджернона» в научно-фантастическом журнале Galaxy Science Fiction. Смотреть что такое "Цветы для Элджернона" в других словарях: Цветы для Алджернона (фильм) — Цветы для Алджернона Des fleurs pour Algernon. К созданию образа Чарли Гордона – главного героя рассказа и романа «Цветы для Элджернона» – подтолкнул вопрос ученика о том, сможет ли он перейти в стандартную школу, если станет умнее. Краткое содержание рассказа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» по главам представлено ниже. Роман «Цветы для Элджернона», краткое содержание которого будет рассмотрено, более сорока лет во всем мире считался фантастическим произведением.
«Цветы для Элджернона» Дэниела Киза: краткое содержание
Слайд 7 Слайд 8 Описание слайда: Начнем с того, что «Цветы для Элджернона» относятся к жанру научной фантастики. Однако фантастический элемент — это не более чем деталь, запускающая сюжет романа о внутренней трансформации человека. Благодаря чудесам науки он стал гением, получил самый высокий интеллект в мире, но в итоге тот обернулся против него самого. Начнем с того, что «Цветы для Элджернона» относятся к жанру научной фантастики.
Слайд 9 Описание слайда: Саму книгу можно разделить на две части: жизнь Чарли до эксперимента и после. Саму книгу можно разделить на две части: жизнь Чарли до эксперимента и после. В книге описан относительно небольшой период жизни Чарли Гордона с весны по осень.
Начитается повествование весной, когда Чарли собираются сделать операцию по увеличению коэффициента его умственных способностей. Слайд 10 Описание слайда: Мы знакомимся с его примитивным образом мышления и наивным взглядом на жизнь. Мы понимаем, что Чарли Гордон по развитию маленький ребёнок, запертый в теле 32-летнего мужчины.
Кажется, что учёные Немур и Штраус относятся к Чарли абсолютно по-другому, но это лишь иллюзия. По всей книге Киз оставляет намёки, что общение с пациентом для них — необходимое зло ради совершения научного прорыва. Для них Гордон ничем не отличается от Элджернона. Ну, может быть, только размерами и умением говорить. Кадр из фильма«Чарли» Практически единственным другом Чарли на протяжении всей книги остаётся учительница Элис, которую искренне восхищают его попытки учиться, несмотря на недуг. Несомненно, это не только реалистичный, но и очень пугающий концепт. Даже если подобного не происходит с вами или вашими друзьями, это не значит, что во всём остальном мире не издеваются над теми людьми, которые по каким-то причинам не вписываются в социум. Благодаря тому, что книга написана в эпистолярном жанре, Чарли, увидевшему издевательства над другим человеком, проникновенными словами удаётся «достучаться» до читателя и донести мысль, что окружающие, несмотря на образование, манеры, не преминут посмеяться над слабым.
Удивительно, как люди высоких моральных принципов и столь же высокой чувствительности, никогда не позволяющие себе воспользоваться преимуществом над человеком, рождённым без рук, ног или глаз, как они легко и бездумно потешаются над человеком, рождённым без разума. Ярость моя происходит из того, что я вспомнил, как сам был клоуном. А ведь я почти забыл. Совсем недавно я узнал, что люди смеялись надо мной… А теперь я сам присоединился к их весёлому хору. И от этого больнее всего. Главный герой книги как никто другой понимает значение этого слова. Лучше всего Кизу удаётся показать эту проблему на том же примере с работниками пекарни. Чарли был вне их компании не только до операции, но и после.
Если сначала над ним издеваются, то позднее — боятся и ненавидят. Простые работяги не понимают, что случилось со вчерашним дурачком и почему он больше не попадается на их розыгрыши. Вот так. Всё было прекрасно, пока они могли смеяться надо мной и чувствовать себя умниками за мой счет, но теперь они оказались ниже кретина, над которым вдоволь поиздевались в свое время. Удивительным ростом своих способностей я заставил их «я» сильно уменьшиться в размерах и вытащил на свет божий все их недостатки. Я предал их, и за это они возненавидели меня. Со временем он начинает понимать, что учёным Немуру и Штраусу наплевать на него. Он сам начинает проводить исследования, следить за состоянием Элджернона и обнаруживать побочные эффекты от эксперимента по повышению IQ.
Кульминация внутреннего одиночества главного героя наступает в самом конце книги, когда Чарли, не желая, чтобы люди жалели его, решает переехать в лечебницу, где проведёт остаток своих дней. Наконец, проблема, которая красной нитью тянется через всю книгу, касается моральной стороны эксперимента. Произведение Киза подталкивает аудиторию к тому, чтобы несколько раз сменить свою точку зрения по отношению к произошедшему. Если в начале читатель радуется за Чарли и поддерживает проведение операции, то по мере возвращения героя к исходному состоянию, он начинает сомневаться в гуманности эксперимента. С одной стороны, главный герой — счастливчик, которому удалось полноценно прожить несколько месяцев своей жизни, внеся вклад в науку. Но с другой — а заслуживает ли главный герой такой участи? Заслуживает ли хоть кто-нибудь подобного разрушения мечты о нормальной жизни? Может Чарли не стоило соглашаться на эксперимент и прожить жизнь как есть, не догадываясь о жестокости окружающего мира?
Кадр из фильма«Чарли» Последние страницы книги читать особенно тяжело. Чарли помнит, что не так давно был одним из умнейших людей планеты, а теперь он не может читать сложную литературу, да и пишет с трудом. Дэниэл Киз устраивает настоящее эмоциональное испытание для читателя, во время прохождения которого сложно удержаться от слёз. Так же сложно дать и конечный ответ на вопрос «а стоило ли оно того? В книге можно найти и другие моменты для анализа. Интересно следить, например, за тем, как Чарли переживает регресс интеллекта. Благодаря тому, что все события описываются от лица главного героя, можно практически на себе прочувствовать эмоции персонажа: как он боролся с депрессией, что делал ради замедления процесса ухудшения памяти и что он при этом чувствовал. При этом, в начале и в конце истории в записках очень много ошибок.
Чарли умнеет и глупеет на виду у читателя и это, несомненно, оставляет свой отпечаток после прочтения книги. Чарли можно сравнить с человеком, который знает, что скоро умрёт и пытается морально с этим смириться, но получается у него это не сразу: он злится, отчаянно пытается удержаться за уходящие способности и даже ругается с окружающими. Но когда наступает решающий момент, то последний шаг случается сам по себе. Подобные процессы невозможно осмыслить до конца. Их нужно просто принять. И Чарли просто возвращается к тому, с чего начал, сохранив некоторые воспоминания от пережитого приключения. В конце он не испытывает боли и сожалений об утраченной жизни. Как и мышонок Элджернон до него.
С момента публикации, первое и самое главное произведение Дэниэла Киза никогда не уходило из печати и стало культовым во многих странах. В Японии, например, 24 тысячи любителей литературы однажды назвали «Цветы для Элджернона» самой запоминающейся книгой, которую они читали. И с ними трудно не согласиться. История о Чарли Гордоне и мышонке Элджерноне нравится как детям, так и взрослым. Она помогает читателям заглянуть в незнакомый мир, задуматься о важных проблемах и, может быть, сделать мир чуточку лучше. У Дэниэла Киза опубликовано 10 произведений, включая сборники рассказов, но именно книга «Цветы для Элджернона» сделала его одним из самых узнаваемых американских авторов XX века. Образы Чарли и маленькой белой мышки преследовали писателя всю оставшуюся жизнь.
Некоторое время Чарли живёт другой жизнью, завязывая дружбу с беззаботной художницей Фэй, которая является его соседкой. Чарли устаёт от вечеринок и беспокоится об Элджерноне, поведение которого стало неустойчивым. Он возвращается в лабораторию Бикмана и посвящает себя изучению интеллекта. Элджернон теряет все свои интеллектуальные достижения и умирает, что приводит Чарли в отчаяние. Чарли понимает, что его ждёт та же участь, что и Элджернона, и в конце концов он потеряет свой интеллект. Чарли начинает регрессировать к своему прежнему «я», теряя часть своих интеллектуальных достижений. Стиль отчётов об успеваемости становится более простым, как и в начале романа. Он посещает государственный дом Уоррена для людей с нарушениями интеллекта, понимая, что рано или поздно его отправят туда. Он безуспешно пытается воссоединиться с отцом, а в отдельном случае навещает мать и сестру. Хотя встреча с матерью и сестрой проходит не так, как он ожидал, Чарли обнаруживает, что смог справиться со страхом и стыдом, которые возникли из-за плохого обращения с ним матери в юности.
Нельзя не отметить, что в произведении возвышается такая общественная проблема, как воздействие семьи на формирование человека. С рождением умственно отсталого ребенка, мать Чарли всяческим старалась откорректировать данную погрешность, развивала его, но не вкладывала в это чувств и понимания. Даже после обретения ума, Чарли всё еще не достает материнской любви. Детские страхи и желания всё еще с ним. Любовь, как материнскую так и в последствии между мужчиной и женщиной, он находит в учителе Алисе, которая преподает в специальной школе для умственно отсталых детей. Эта история, наполненная противоречий является основной любовной линией произведения. Автором используется прием двойника, который еще более четко обрисовывает образ главного героя на основе общего сходства, происходит акутализирование трудности постижения целостности своего «я» и параллель видения главного героя в другом. Отношения Чарли и мышонка Элджернона имеют форму симбиоза и олицетворения схожести одного в другом. Именно Элджернону выпадает первым ощутить все последствия эксперимента, в том числе и плачевные. Мисис Муни думает это глупо ложыть цветы на могилку мышы но я сказал ей што Элджернон был особеный мыш. Данный герой очень символичен, ведь в нём единственном Чарли видит полное отражение себя. Поэтому неудача интеллектуальной борьбы не обходит стороной и его. Летом, в одно из самых бурных времен года для деятельности любого человека, совершается подъем и для Чарли, он проявляет бурную научную деятельность, его жизнь становится максимально полноценной. Разум его вернётся в прежнее положение, положение исключительной и бесконечной зимы. За 3 сезона происходит больше событий, чем за всю остальную жизнь. Библиографический список Аленко Е.