Свежие события по теме углеродный налог: Плата за воздух: к чему приведет внедрение углеродного налога в России, Эксперты оценили эффект от введения углеродного налога в. С фундаментальной точки зрения углеродная единица — это товар, который долгосрочно может только дорожать.
Европейский пограничный углеродный налог
Углеродный налог — Википедия | Для тех государств, которые уже занялись декарбонизацией, европейцы придумали лазейку — импортёры могут уменьшить платежи по СВАМ на сумму углеродного налога. |
Д. Медведев: углеродный налог ЕС несет риски для российской экономики | Зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев заявил в среду, что углеродный налог Евросоюза может повлиять на объемы потребления российских нефти и угля в ЕС. |
Что такое углеродный налог. Объясняем простыми словами | Углеродный налог лишит Россию доли на европейском рынке: финансист. |
РБК: Россия будет платить ЕС углеродный налог в размере €1,1 млрд в год | В первую очередь углеродный налог ударит по производителям железа и стали, а также удобрений. |
Россия вступила в борьбу с углеродным налогом ЕС
Стратегией предусмотрено создание правовой основы и методологической базы для технологической трансформации экономики, введение национального регулирования выбросов парниковых газов и создание системы климатического мониторинга. Кроме того, в правительстве обсуждается законопроект об углеродном регулировании, который предполагает в том числе субсидирование внедрения низкоуглеродных технологий, введение мониторинга выбросов парниковых газов и верифицируемой углеродной отчетности для компаний. Трансграничный углеродный налог ЕС станет серьезным вызовом для российских экспортеров, поскольку налоговый сбор затронет в первую очередь нефть, газ, уголь и металлы — ключевые экспортные товары страны, на которые, по данным ФТС России, в 2019 г. Аналитики KPMG считают, что при пессимистичном сценарии и введении углеродного сбора с 2022 г. Далее налоговый сбор будет ежегодно увеличиваться и в 2030 г. Снижение рентабельности продаж и обострение конкурентной борьбы на европейском рынке изменят конъюнктуру европейского рынка сбыта и могут негативно повлиять на российский экспорт в Европу.
В зависимости от отрасли структура импорта в ЕС может измениться совершенно по-разному. Так, с одной стороны, при использовании текущих технологий добычи нефть из Саудовской Аравии, имеющая более низкий углеродный след, может потеснить российское сырье. В случае введения налога на весь объем выбросов негативные последствия ждут также российских производителей удобрений и компании из целлюлозно-бумажной промышленности, чья конкурентоспособность на европейском рынке существенно снизится. В то же время некоторые производители российской стали с низкой себестоимостью продукции могут увеличить свою долю на европейском рынке за счет конкурентов из других стран, для которых введение налога будет означать превышение издержек над рыночной стоимостью их товаров и вынужденный уход с рынка ЕС. При таком объеме ущерба введенный налог окажет негативное влияние на финансовые показатели компаний за счет снижения экспортной выручки и потери рынка сбыта.
Влияние на российский финансовый сектор За счет наличия тесной связи между реальным и финансовым сектором введение трансграничного углеродного налога в дальнейшем скажется и на российских финансовых компаниях: отличительной чертой корпоративного сектора в России является высокая концентрация корпоративного долга у небольшого количества крупнейших заемщиков, среди которых присутствуют и крупнейшие экспортеры углеродоемких товаров. На российские нефтегазовые, горнодобывающие и целлюлозно-бумажные компании по состоянию на 1 сентября 2020 г. Рост долговой нагрузки углеродоемких отраслей в совокупности с дополнительными издержками от экспорта в ЕС и снижением доходов заемщиков могут повлечь за собой трудности с обеспечением финансовой устойчивости и платежеспособности. В период восстановления после коронавирусного кризиса это окажет дополнительное давление на банки и лизинговые компании по данным «Эксперт РА» , в первом полугодии 2020 г. И, как следствие, увеличит вероятность реализации кредитного риска для российского финансового сектора.
Кроме того, введение трансграничного углеродного налога может повлиять на рыночную стоимость компаний, снижая их инвестиционную привлекательность и капитализацию, что представляет собой реализацию рыночных рисков для финансового сектора, включая банки, страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды, имеющие акции углеродоемких компаний в своих портфелях. Учитывая, что Евросоюз может освободить от налога импортеров из стран с собственными схемами углеродного ценообразования, возможным решением может стать создание внутреннего российского механизма регулирования углеродного рынка: введение внутреннего углеродного налога или создание системы торговли квотами на выбросы, в этих случаях средства будут уплачиваться компаниями в бюджет России. В ином случае аналогичные механизмы, принимаемые другими странами, потенциально также могут влиять на конкурентоспособность российского корпоративного сектора. Инструменты снижения углеродных выбросов В декабре 2015 г. Парижское соглашение не устанавливает нормативы снижения выбросов, каждая страна определяет целевые показатели самостоятельно.
Основными инструментами стимулирования снижения углеродных выбросов являются система торговли квотами на выбросы углерода СТВ и углеродный налог. Эти два инструмента не взаимоисключающие — в некоторых юрисдикциях применяются одновременно оба например, в Мексике, некоторых провинциях Канады, в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии и ряде других европейских стран. По данным Всемирного банка , по всему миру уже внедрена или запланирована к внедрению 61 инициатива по стимулированию снижения углеродных выбросов 31 по торговле квотами и 30 по внедрению углеродного налога. Научное сообщество отмечает, что продвинуться в глобальном масштабе по этому вопросу поможет создание на национальном уровне независимых органов для контроля выбросов углерода и минимизации влияния лоббистов. Международные инициативы также могут способствовать достижению устойчивого развития.
Одобренная на саммите «Группы 20» 21—22 ноября 2020 г. Платформа по стимулированию повторного использования углерода Circular Carbon Economy Platform, CCE нацелена на эффективное использование энергии во всех секторах экономики и основана на четырех элементах: сокращение выбросов, повторное использование преобразование выбросов в промышленное сырье , переработка нейтрализация выбросов, например, за счет использования биотоплива и биоэнергетики , удаление выбросов из атмосферы улавливание и хранение углерода.
Поставить барьер планам Евросоюза в виде соответствия новых норм международным торговым правилам, возможно инициировать спор со стороны ВТО.
Договориться об исключениях с ЕС. По этому пути вполне могут пойти развивающиеся страны, ограничения на импорт продукции которых сильно ударит по их экономике импортеры металлов из Африки. Эффект прочувствуют все, не только импортеры в страны Евросоюза, но и отрасли ЕС, использующие сырье и продукты, который будут облагаться новым налогом.
Это изменит цепочки поставок в промышленности, автомобилестроении, строительстве, производстве бытовой техники и упаковки. Если предположить, что в 2026 году средняя цена на тонну выбросов углерода будет 75 евро, сбор только за сталь и алюминий составит примерно 245 евро за метрическую тонну. Если бы вся цепочка поставок была включена, налог на выбросы углерода превышал бы 500 евро с авто.
Особенно сильное влияние новый налог окажет на сталелитейную промышленность. Европейским производителям стали все это может обойтись в дополнительные 11 млрд евро в год, начиная с 2026 по 2030 год если цена выбросов на рынке к этому времени приблизится к 100 евро. Импортная сталь в Европе также очевидно станет дороже, в зависимости от углеродоемкости конкретных производств.
Цены на импортную сталь в Европе с учетом трансграничного налога. Оптимисты из Евросоюза, вероятно, предполагают, что компании будут модернизировать производства с учетом климатической повестки, тщательно выбирать поставщиков сырья и товаров с минимальным углеродным следом. В реальности почти наверняка увеличение цен просто переложат на конечного потребителя.
Европейский налог на выбросы и экспортеры РФ Россия замыкает пятерку главных торговых партнеров Евросоюза.
Экологический сбор Государство обязывает предприятия утилизировать тару и упаковку , которая остается в результате производства. Те, кто этого не делает, должны платить экологический сбор. Это тоже не налог, а платеж в пользу государства, который обязаны перечислять производители и импортеры в качестве альтернативы утилизации остатков, нереализованных товаров и упаковки. Узнать больше Водный налог Взимается с организаций и ИП, которые на основе лицензии пользуются в своем производстве водными ресурсами.
Например, при при сплаве древесины, в целях получения энергии. Налог на добычу полезных ископаемых Платят компании и частные предприниматели, которые добывают сырье на основании соответствующей лицензии. Здесь имеется в виду продукция горнодобывающей промышленности, в том числе драгоценные камни и соль. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья Сумма рассчитывается с разницы между выручкой и фактическими расходами, которые понесла компания при добыче углеводородного сырья. Под последним законодатель понимает нефть, газовый конденсат, попутный и природный газы 7.
В тему Как снизить углеродный след: полезные факты и примеры бизнес-инициатив Неналоговые сборы Кроме того, в РФ организации, предприниматели и даже граждане должны уплачивать соответствующие сборы в бюджет при условии предоставления им права пользования природными объектами. К ним относятся следующие. Сбор за пользование объектами животного мира Уплачивается организациями, ИП и физическими лицами, которые получают лицензию на пользование объектами животного мира — другими словами, разрешение на добычу.
При этом помимо стран ЕС, российская торговля с которыми снижается на фоне санкций и ограничений в логистике, подобные механизмы могут ввести и другие страны — например, Китай. Отмечается, что даже если страна не будет вводить подобный налог самостоятельно, Китай и другие импортеры могут учитывать нормы европейского регулирования при дальнейшем экспорте готовой продукции в ЕС. В таком случае они могут требовать, чтобы закупаемая российская промежуточная продукция также была «чистой» для снижения суммы налога, уплачиваемого при поставках в Евросоюз. Ввести углеродный налог в ЕС предложили в 2021 году.
Чубайс предлагает ввести зеленый налог в России. Что это, если не вредительство?
Во-вторых, в ряде случаев вместо стимулирования развития зеленых технологий углеродный налог оборачивался прямым ущербом для экономики. Введение углеродного налога может существенно ударить по ключевым отраслям отечественной экономики. — Углеродный налог — просто мера, направленная против российских производителей. Введение внутрироссийского углеродного налога во избежание уплаты аналогичных сборов при экспорте товаров в ЕС несет риски для отечественного бизнеса. Когда ЕС начнет в полной мере взимать трансграничный углеродный налог, для России он будет равнозначен дополнительной адвалорной пошлине в 16% от стоимости товаров. Углеродный налог лишит Россию доли на европейском рынке: финансист.
Чубайс предложил ввести в России новый налог
Европейцы же оказались в заложниках собственной экологической повестки. Что они придумали сделать: поднять тему глобального потепления, изменения климата и под этими лозунгами сделать углеродный налог. Это значит, что у каждого товара будут отслеживать углеродный след. Если товар произведен за счет электричества, произведенного на угольной станции, то след этот большой, за него нужно платить углеродный налог. Этот налог пойдет не в бюджет конкретной страны, а в глобальный фонд, из которого надо будет черпать деньги на всякие климатические программы.
В итоге себестоимость товаров, произведенных в странах с «грязной» энергетикой, существенно возрастет в сравнении с европейскими товарами. И будет передел глобальных рынков, причем любых — от одежды до ракет. У России и Китая углеродный след всегда будет значительно больше, чем у стран, где энергетики на угле и газе меньше. Причем если всегда считалось, что газ — это экологически чистый вид топлива, то по тем методикам, которые предлагаются в рамках Парижского соглашения, оказывается, что газ якобы даже вреднее, чем уголь — больше выпускает парниковых газов.
ВИЭ популяризируется в рамках декарбонизации энергетических систем в ближайшие десятилетия. Развитие «зеленой» экономики в России На данный момент в России не существует законодательно закрепленного инструмента, регулирующего количество выбросов в атмосферу, однако действуют основные текущие методы контроля и регулирования эмиссии CO2 в атмосферу в России: Зеленые облигации. Национальный проект «Экология».
В России существуют некоторые экологические налоги и сборы, уже взимаемые государством: энергетические налоги, транспортные налоги, налоги на загрязнение и ресурсные налоги. Российские компании становятся все более чувствительными к углеродному следу приобретаемой ими электроэнергии.
Хотя его и не приняли, зато на этом фоне потом появились более мягкие инструменты стимулирования энергоэффективности и возобновляемой энергетики. В целом можно уже смело утверждать, что сокращение выбросов СО2 — общемировой тренд, а не просто прихоть Евросоюза. Об углеродной нейтральности как о национальной цели заявляют, например, Китай, Япония и Южная Корея. По мере того, как практики регулирования выбросов будут внедряться в разных странах, установление трансграничных правил станет всё более реальным. В России новым ограничениям куда уже больше не рады. В Ассоциации российских металлургов «Русская Сталь» ещё до принятия СВАМ предупреждали, что этот налог может оказать «существенное негативное влияние на развитие отрасли, привести к существенному рыночному дисбалансу, порождая неравные условия конкуренции с европейскими производителями». Правда, с тех пор многое изменилось, и российская металлургическая продукция уходит из Европы, переориентируясь на альтернативные рынки.
Сможет ли СВАМ серьёзно повлиять на отечественную металлургию? Мнения экспертов Лязат Толымбекова, кандидат технических наук, доктор PhD: На сегодняшний день, несомненно, вопрос изменения климата стоит остро во всём мире. Уже несколько лет многие страны бьют тревогу и пытаются предложить различные способы решения этой проблемы. Эти шаги помогут ЕС достичь углеродной нейтральности к середине текущего века. С помощью принятия СВАМ Еврокомиссия рассчитывает защитить внутренних производителей от внешней конкуренции, поскольку они обязаны платить сборы за углеродный след от собственной продукции. Также закон затруднит возможность переноса производств из Европы в другие регионы с менее жёстким экологическим регулированием.
Например, Китай активно использует уголь, это дешевый вид энергии, что ведет к низкой себестоимости товара, - отметил Юшков. В Европе же, наоборот, очень много возобновляемых источников энергии, а это дорогая энергия.
Дешевая ископаемая энергия раньше была конкурентным преимуществом, а теперь станет обременением, потому что нужно будет платить углеродный налог». В свою очередь эколог Александр Кукса подтвердил безосновательность планов Европейской комиссии. Согласно его мнению, снизить выбросы углекислого газа позволит не сокращение объемов производства, а увеличение эффективности сжигания и очистки выбрасываемых в атмосферу газов. В этом году в США, где активно пропагандируют зеленую энергию, во время сильных морозов генераторы вышли из строя и начался энергетический кризис. Так что план с углеродным налогом может помочь улучшить окружающую среду только при должном использовании». Ранее «Блокнот» сообщал , что Европа обвинила Россию и Украину в отказе от следования букве Киотского протокола.
Майоров: вводить на территории РФ углеродный налог нет необходимости
Возможно, Минэкономразвития России, вписывая введение цены на углерод в раздел фискальных мер, тем не менее, на самом деле имело в виду более широкие механизмы ценовых стимулов». Союз указывает, что существуют различные формы цены на углерод: это системы торговли квотами на выбросы парниковых газов, и прямые и косвенные углеродные налоги, и развитие добровольного углеродного рынка для монетизации проектов по сокращению выбросов и увеличению поглощений парниковых газов. После 2030 года надо смотреть на неисчерпанный потенциал мероприятий по сокращению нетто-эмиссии и оценивать, какие стимулы нужны для его реализации». Также в Союзе промышленников и предпринимателей обратили внимание на то, что на сегодняшний день трансграничный платеж за углерод введен только Евросоюзом в рамках так называемого трансграничного углеродного регулирования ТУР. Это усложнит положение экспортеров гораздо больше, чем ТУР». Кроме того, при введении цены на углерод в России будет затронут гораздо больший объем выбросов парниковых газов: не только производство продукции, поставляемой в Евросоюз, но и производство продукции, идущей на другие зарубежные рынки и на внутренний российский рынок.
В любом случае, введение цены на углерод должно предваряться детальным анализом.
Так как главный вопрос будет не в зелёности используемой электроэнергии при производстве стали, а в замене угля и газа на водород или улавливании СО2. Насколько это реально — тема для отдельного разговора, но вопросов к такому сценарию много», — считает Александр Собко. Директор по развитию бизнеса и корпоративным венчурным проектам АО «Северсталь Менеджмент» Андрей Лаптев говорил, что в Европе развиваются технологии водородной металлургии, но ничего суперпрорывного в них нет: «Эти технологии давным-давно известны. А на этот вопрос сегодня ни у кого нет ответа». Поэтому выплата углеродного налога может стать «наименьшей потерей» для производителей. В среднесрочном плане нет достаточных экономических стимулов для мер по снижению углеродных выбросов. Но в долгосрочном плане сохраняются риски, что цены на выбросы вырастут», — полагает Александр Собко.
Сейчас сложно делать однозначные выводы, как трансграничное углеродное регулирование ЕС повлияет на Россию, замечает руководитель проектов по климату Центра энергетики Московской школы управления Сколково Юмжана Данеева.
США за тонну, достижение целей Парижского соглашения представляется проблематичным см. Наиболее низкие цены на углеродные квоты установлены в региональных СТВ Китая в Чунцине, Тяньцзине и Шэньчжэне, где рынок квот только формируется.
Тонна CO2-эквивалента стоит на них менее 5 долл. Аналогичная цена действует на аукционах RGGI13, где ее невысокий уровень объясняется ограниченным спросом на углеродные квоты. Рисунок 2.
Наибольшее внимание при их описании будет уделено истории их функционирования и ошибкам в политике ценообразования, уровням покрытия выбросов парниковых газов, которые обеспечивают данные СТВ, а также секторам экономики, на которые распространяется ограничение на выбросы парниковых газов. Действие ЕС СТВ распространяется на предприятия электро- и теплоэнергетики, нефтехимической, химической, металлургической, целлюлозно-бумажной промышленности, а также на производителей строительных материалов стекла, цемента, керамики. В ЕС СТВ также включены авиационные перевозки, но до 2023 года под регулирование попадают лишь рейсы между аэропортами, расположенными в пределах европейского экономического пространства14.
Цены на углеродные квоты в ЕС СТВ определяются балансом спроса и предложения, который, в свою очередь, в существенной мере зависит от законодательных и политических решений и событий в странах, объединенных в ЕС СТВ. Так, вследствие выдачи правительствами стран, входящих в ЕС СТВ, избыточного количества квот на выбросы в период с 2008 по 2013 год цена на них упала с 33 до 6 долл. США за тонну.
После проведенного референдума по вопросу Брекзита и на фоне известий о возможной продаже квот Великобритании цена снова упала до 6 долл. США за тонну в 2016 году. С 2017 по 2019 год рост цен связан с ужесточением законодательства европейских стран в отношении контроля выбросов и со значительным уменьшением количества квот см.
В марте этого года ЕС СТВ снова подтвердила свою нестабильность: вследствие распространения коронавируса и введения карантина в ряде европейских стран на рынке квот ЕС СТВ наступил резкий дефицит спроса, что привело к обвалу цен до 17,5 долл. США за тонну CO2-эквивалента что примерно соответствует уровню цен на начало 2018 года 15. Рисунок 3.
Включение СТВ в экономическую систему Евросоюза было сопряжено со значительными трудностями и вызывало вопросы как со стороны предприятий — загрязнителей окружающей среды, так и со стороны населения. Основную критику на ранних этапах внедрения СТВ вызывали уровни ограничений, объемы бесплатных квот и достоверность информации о фактических объемах выбросов. Так, в 2006 году объем разрешенных выбросов с учетом бесплатных квот настолько превышал их реальный объем, что это привело к падению стоимости квоты на выбросы в ЕС СТВ до 1,3 долл.
США за тонну к концу года. В последующие годы европейские страны более обдуманно подходили к вопросу учета выбросов и к объему выдаваемых бесплатных квот. Стоит отметить, что механизм бесплатного распределения квот до сих пор продолжает применяться в странах, входящих в ЕС СТВ, для предотвращения так называемой утечки выбросов, то есть ситуаций, когда компании перемещают свои производственные мощности в страны с менее жесткими ограничениями по выбросам, в результате чего общемировой объем выбросов не меняется или даже растет.
Также в рамках ЕС СТВ бесплатные квоты могут предоставляться в целях поощрения игроков, значительно сокративших свои выбросы. Правила ЕС СТВ предусматривают жесткие меры наказания для компаний-загрязнителей, превышающих установленные лимиты на выбросы. На разных этапах внедрения системы размер штрафа за сверхнормативные выбросы СО2—эквивалента менялся: если в 2005—2007 годах он составлял 40 евро за тонну, то в 2008—2009 годах — уже 100 евро за тонну.
В настоящее же время величина штрафа устанавливается для каждой страны в ЕС СТВ индивидуально и зависит от размера предприятий.
Но есть и другая причина: так называемые лесоклиматические проекты, где учитывается сокращение выбросов лесами, вышли из доверия у западных экспертов. Дело в том, что в свое время в тропиках были реализованы очень крупные проекты по сохранению и восстановлению лесов. Вложены большие средства, получен серьезный эффект по поглощению парниковых газов. Но когда проекты завершались, часто возникала ситуация, когда в таких лесах вновь велась массовая вырубка, например, под сельхозпроизводителей. Кроме того, из-за плохого управления часто возникали масштабные пожары. Поэтому за лесоклиматическими проектами закрепилась репутация непредсказуемых и неустойчивых. Но это, как говорится, их проблемы.
Почему, обладая самыми большими в мире запасами леса, которые даже называют легкими планеты, мы должны играть по их правилам? Что это за методика, которая по эффекту поглощения приравнивает леса наши и Финляндии? Андрей Птичников: Ситуация сегодня такая. По этой методике были получены те 25 процентов поглощения выбросов нашими лесами, о которых вы говорите. Там совсем другие цифры. То есть почти в 3,5 раза больше. Более того, согласно этой методике, сейчас российские леса компенсируют 80 процентов промышленных выбросов страны, а через 25 лет это будет уже 100 процентов. Сейчас в Институте глобального климата и экологии разрабатывается методика, в которой, возможно, будет учитываться, что, например, запасы лесов России по государственному лесному реестру серьезно занижены.
Это недавно подтверждено данными государственной инвентаризации лесов. Наверняка будет очень непросто убедить западных партнеров, что наша новая версия расчетов правильная. Хотя, казалось бы, все должна решать наука. Формулы же беспристрастны.
Курсы валюты:
- ЕС вводит углеродный налог | Prometall
- Россия и ЕС начали обсуждать углеродный налог
- Европейский пограничный углеродный налог | Conomy
- Евросоюз готовится ввести пограничный углеродный налог — Реальное время
- Что еще почитать
Наши проекты
- Плюсы и минусы углеродного налога
- Чубайс предложил ввести в России новый налог
- Чубайс предлагает ввести зеленый налог в России. Что это, если не вредительство? |
- Полезная информация об углеродном налоге
- Заплати углеродный налог и дыши спокойно!
- Кто заплатит за грандиозные идеи великого комбинатора-приватизатора?
Новости по теме: углеродный налог
С 2023 в Евросоюзе заработает «углеродный налог». | Введение с 2025 года углеродного налога в ЕС будет иметь серьёзные последствия для России, заявил зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев. Трансграничный углеродный налог — дополнительный сбор за импорт товаров в ЕС, содержащих большой углеродный след. Постоянный рост выбросов СО 2 в атмосферу и желание Европы защитить свои рынки от российских товаров новым углеродным налогом ставит перед Россией задачи, которые. Углеродным налогом упрощённо называют проект там называемого трансграничного корректирующего углеродного механизма (CBAM) Еврокомиссии.
Напасть на углеродный след: как ESG изменит ландшафт металлургического рынка
читать больше на. отметили в РСПП, к которому Mashnews обратился за комментарием. Глава «Роснефти» Игорь Сечин Экономика 23 августа в 11:34 Сечин предложил Путину способ обойти углеродный налог ЕС.