На картине Врубеля «Демон поверженный» персонаж изображен в странной позе и с явно искореженным лицом. "Демон поверженный", над ней Врубель работал напряженно и мучительно. Зайдя в зал, смотрительница сразу заметила, что отутствует картина Врубеля “Демон и Ангел с душой Тамары”.
Русский музей и Третьяковка выпустили демонов. Что смотреть на выставке Врубеля
«Демон поверженный», Михаил Врубель. «Были дни, что «Демон» был очень страшен, и потом опять появились в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота. Картину «Демон поверженный», выставленную в 1902 году на петербургской выставке объединения «Мир искусств», Врубель приходил дописывать каждое утро. Картина «Демон поверженный» была создана Михаилом Александровичем Врубелем в 1901-1902 годах. Картина «Демон поверженный» — важный этап в осмыслении Врубелем темы Демона, своего рода антитеза «Демона сидящего». Посетительница возле картины Михаила Врубеля "Демон поверженный" (1902 год) на выставке "Михаил Врубель", приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве.
Какую женщину Врубель изобразил в виде «Демона»: всё о главной любви художника
Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что — вымысел? Демон сидящий , 1890 г. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г. Часть рисунков так и не попала в книгу — современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа. Голова Демона, 1891 г. Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей — огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим.
Удивительно, но церковь, в которой Врубель трудился над своей, пожалуй, первой монументальной работой, находилась на территории психоневрологического диспансера, а в годы советской власти была и вовсе передана больнице. Так, пророчески, первые серьезные творческие шаги Врубель сделал там, где закончил свой путь — в клинике для душевнобольных. Портрет сына В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник — Саввушка. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша — его детское личико искажает «заячья губа». Врубель винит в беде себя. Мучившие художника головные боли усиливаются. Депрессии сменяются вспышками ярости, которые Врубель нередко выплескивает на незнакомых людей.
Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется, искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. В его усталых и не по-детски мудрых глазах отражается горечь от встречи с этим миром и отблеск трагической судьбы, о которой мальчик будто догадывается. Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. Уставшая душа Желание создать своего Демона, такого, какой он есть на самом деле, одолевало Врубеля на протяжении всей жизни. Он говорил, что демон — это не черт, и не дьявол, демон — это душа. Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось.
Его, видного мецената, обвинили в слишком больших и ненужных растратах, совсем вскоре после написания портрета его арестовали и судили, правда, оправдали. Но потеряв свои доходы, он вынужден был продавать свое имущество и в том числе множество картин видных художников. Врубель часто гостил там и организовал керамическое производство - по его эскизам он сам и его помощники делали изготавливали печные изразцы, майоликовые панно, скульптуры и другие элементы декора - преимущественно со сказочными и мифологическими мотивами. Этот камин на былинный сюжет получил золотую медаль на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Его копия была выполнена для московского дома Бажанова, полностью выдержанного в стиле модерн. Пан, 1899 Третьяковская Галерея В конце XIX века возникает настоящая мода на «русский» стиль читайте подробнее тут - и Врубель был одним из тех, кто возрождал национальный фольклор - и в керамике, и в живописи. И хоть эта картина написана под впечатлением от рассказа французского писателя Анатоля Франса «Святой сатир», Врубель переносит древнегреческого мифического персонажа на русскую почву. Его пан - это скорее леший, потусторонний дух леса, и притаился на фоне типично русского пейзажа. Эта сказочная история из русского фольклора вдохновила художника и на создание целой серии майоликовых скульптур - фигуры героев оперы - Садко, Морского царя, царевны и невероятное блюдо со всеми ними и обитателями подводного мира. Царевна-лебедь, 1900 Третьяковская Галерея Подобно пану - царевна-лебедь еще одно сказочное существо, которое существует как будто между мирами. Она то прекрасная девушка, то птица - и художник пытается уловить момент этой метаморфозы. Впрочем, в этом невероятном образе многие угадывают и замужнюю женщину, в которую Врубель был безответно влюблен до женитьбы. Демон поверженный, 1902 Третьяковская Галерея После первого потерянного сидящего демона, Врубель написал еще «Демона летящего», властно парящего над миром - и закончил цикл этим трагически сраженным демоном. Его изломанная фигура на фоне пейзажа Кавказских гор. Работа над этой картиной довела Врубель до очередного срыва и он попал в больницу - он сделал множество эскизов, но и уже готовое полотно бесконечно переделывал. Как вспоминала жена Врубеля, каждый день она с ужасом наблюдала перемены в Демоне - были дни, когда лицо его было страшно, в другие же в нем появлялась «глубокая грусть и новая красота». Шестикрылый серафим, 1904 Русский музей После лермонтовского Демона, столько истерзавшего его, Врубель вновь обращается к сложному существу.
Врубель был очень расстроен и хотел уничтожить произведение что делал со своими работами часто. Но Илья Репин посоветовал ему экспонировать «Утро» на готовившейся выставке русских и финляндских художников. Она проводилась в начале 1898 года в Музее барона Штиглица в Соляном, и там это панно стало центральным. Однако за эту работу и голову демона Врубелю досталось от критика Владимира Стасова, которого возмутило, что за основу взяты малопонятные легенды, а четыре фигуры не связаны сюжетно для критика, который был сторонником сюжетной живописи передвижников, это было неприемлемо , и он назвал Врубеля декадентом. Этот образ явился Врубелю еще в Киеве, за пять лет до того, как художник приступил непосредственно к этой работе, а потому итоговый вариант был написан быстро. Из того же киевского периода — каменистый, переливающийся сад, изображенный справа от фигуры. В Киеве, работая над ангелами для собора Святой Софии, художник должен был имитировать мозаику средствами живописи. Именно из того времени родом похожие на смальту мазки, которые характеризуют работы Врубеля. К слову, демон у Врубеля — не зло, не синоним дьявола, а мятущаяся душа, внутренний голос. Тайна этой картины открылась только перед выставкой: исследователи обратили внимание на один из рисунков, который считали эскизом к «Демону поверженному». Он словно совмещал композицию поверженного демона с колоритом демона летящего. А голова была расположена неестественно, она была вклеена позднее. Стало ясно: Врубель менял положение головы своего персонажа. Догадку подтвердило экспресс-исследование в ультрафиолетовых лучах: все полотно светилось одним тоном, а голова и большое пятно рядом с ней — другим. Это означало, что эти два фрагмента были переписаны Врубелем. И тогда стало ясно: если перевернуть демона летящего, это будет картина демона поверженного. Первая работа была словно эскизом или первым подходом ко второй: для Врубеля реинкарнация мотива — распространенный прием. О сирени, к которой Врубель возвращался неоднократно, говорили, что в ней он нашел лиловый сумрак ночи для своих демонов. Одна из двух больших представленных на выставке работ со сходными композициями девушка и огромный куст сирени не закончена. Художник писал ее с фотоснимка, но увлекся и «забыл», что это портрет, оставив фигуру внизу холста недописанной. Зато наверху из сирени вышла другая, неопознанная фигура.
Картина «Демон поверженный» Михаила Александровича Врубеля — проклятье мастера
Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, всё же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым».
Картина «Демон поверженный» стала последней живописной работой мастера, его состояние ухудшилось настолько, что в 1902 году его помещают в психиатрическую больницу. Я помню, с каким ужасом мы замечали постепенные шаги к безумию на самой картине. В этой последней борьбе 2 месяца спустя художник уже находился в лечебнице было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения.
И этот образ Демона поверженного давно стал неотъемлемой частью моей жизни, и не только моей. Он стал частью истории всего человечества и пересказывается из поколения в поколение. Демон поверженный часть нашей жизни и часть нашей истории. Он просто есть и всегда был, и это привычно. И в этом тоже нет ничего удивительного, ровно до тех пор, пока ты не изучишь досконально правую сторону полотна, на котором он изображён. Образы людей в центре правой стороны полотна еле различимы. Это лишь контуры, лёгкое очертание фигур. Немного футуристические, но узнаваемые. Наиболее ощутимы на полотне картины из этих фигур только две — мужчина и женщина, что непринуждённо сидят возле Демона поверженного и, кажется, даже не замечают этой драмы.
Они абсолютно беззаботны, и чем больше ты смотришь на них, тем более явно это понимаешь. Но, они лишь тень, блеклое эхо на фоне развернувшийся драмы этой картины, в которой центром является Демон поверженный. И эта тень человечества на полотне Врубеля, несёт в себе совершенно потрясающий смысл и наталкивает на один интересный вопрос: Зачем, мы придаём столько значимости поверженному демону, образ которого занимает не только большую часть полотна картины Врубеля, но и нашей жизни? Я смотрела на эти беззаботные образы людей, что практически сокрыты в правой части картины, и не могла понять. Почему они совсем не обращают своего внимания на поверженного демона?
Есть версия, что Врубель отождествлял Демона с человеком, именно поэтому он получился павшим, художник хотел показать моральный упадок человека, его ценностей и ориентиров. А теперь, чтобы лучше понять мысли художника, обратимся к истории создания произведения.
В момент его написания Врубель находился в тяжелом финансовом положении. Несмотря на то, что слава его сильно возросла, платили ему довольно скромные суммы, при этом постоянно требуя эскизов для выставок. Душевная ситуация осложнялась и тем, что во время работы над «Демоном» родился его сын Савва, который появился с серьезным дефектом лица. Близкие рассказывали, что это сильно расстроило Михаила. Представьте в каком он был состоянии на тот момент. Когда сам демон был уже закончен, художник вдруг неистово захотел получить фотографии кавказских гор, когда желанное оказалось у него, он за одну ночь возвысил рядом с демоном мрачные и загадочные вершины. Но со временем бронза потемнела, и до нас картина дошла совсем не в лучшем виде.
К психическим проблемам добавились физические - в 50 лет Врубель фактически оказался прикован к коляске. Он подолгу лежал в больницах, и после недолгих проблесков улучшения, снова и снова угасал все больше с прочной репутацией сумасшедшего. Врубель умер в 1910 году и на похоронах его поклонник, большой поэт Александр Блок, произнес речь, назвав его «вестником иных миров». Давайте окунемся в эти миры Врубеля. Демон сидящий, 1890 Третьяковская Галерея Идею и образ Демона Врубель вынашивал несколько лет, и это одна из первых работ в типично врубелевском «кристаллическом» стиле. Крупные мазки специальным шпателем привносят ощущение, словно это не живопись, а мозаичное панно - на технику и повлияли мозаики киевских соборов, где он работал. Работа навеяна романтической поэмой «Демон» Михаила Лермонтова. Падший ангел скитается по свету, нигде не находит себе покоя.
У Врубеля было свое понимание образа - не злобного, но страдающего и при этом величавого. К поэме Лермонтова Врубель написал также целую серию акварельных иллюстраций. Суд Париса, 1893 Третьяковская Галерея В 1889 году Врубель переехал жить в Москву, и здесь состоялась его судьбоносное знакомство с крупным промышленником, меценатом и поклонником искусств, Саввой Мамонтовым. Модерниста и новатора Врубеля в обществе еще не принимали, но Мамонтов обладал тонким художественным чутьем и стал заказывать художнику оформление своего особняка в Москве. Вскоре Врубель стал востребован и среди других любителей искусства. Так для дома семейства Дункер в Москве Врубель исполнил невероятный триптих «Суд Париса», который заказчики, однако, почему-то отвергли. Принцесса Грёза, 1896 Третьяковская Галерея Огромное полотно Врубелю заказал Савва Мамонтов для оформления павильона на всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Картину до выставки не допустила комиссия из Академии Художеств, случился целый скандал читайте подробнее тут.
Панно М.
Какую женщину Врубель изобразил в виде «Демона»: всё о главной любви художника
Изломанная обнаженная фигура ангела покоится на его собственных крыльях с прекрасными сине-золотыми перьями. Фигура кажется неодушевленной - хрупкое, бесполое тело застыло в неестественной позе. Тело персонажа кажется зажатым в тесной раме прямоугольного холста, в пространстве между небом и землей. Врубель включил в картину реальное изображение жемчужных вершин Эльбруса и Казбека, которые он написал по фото. Много нареканий друзей-художников и критиков вызывали неточности в анатомических пропорциях тела Демона, на которые сам Врубель реагировал очень негативно. В 1902 году на выставке «Мира искусства» экспонировался «Демон поверженный», где произвел сенсацию. Но самого художника не отпускал Демон. Желание окончить холст переросло в одержимость. Пока шла выставка, каждое утро публика могла видеть, как Врубель «дописывал» свою картину.
Именно таким мы видим его на картине «Демон сидящий ».
Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности. Голова Демона на фоне гор, 1890 г. В понимании Врубеля, Демон — это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет! Тамара и Демон, 1891 г. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г.
Демон поверженный и демон сидящий.
Он напоминает подстреленную и уже ощипанную птицу — жертву небесного охотника. Но взгляд Демона устремлен в пространство и горит гневом. И лицо его еще хранит суровое, воинственное выражение: губы плотно сжаты, брови нахмурены, на лбу залегли глубокие складки. Его руки скрещены над головой — то ли в защитном жесте, то ли все еще удерживая уже несуществующее оружие. Больше ничего живого на картине нет.
После завершения своей работы над рисунками к Лермонтову, Врубель очень долго вновь не возвращался к демонической теме. Не возвращался, чтобы однажды вернуться - и остаться с ней навсегда. В последние годы жизни тема Демона стала центральной в жизни Врубеля. Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту тему - Демон сидящий, Демон летящий и Демон поверженный. Последнюю из них он продолжал "улучшать" даже тогда, когда она уже была выставлена в галерее, тем самым изумляя и пугая публику.
К этому времени относится ухудшение физического и психического состояния художника, что только подлило масла в огонь и укрепило уже возникшую легенду о мастере, продавшем душу дьяволу. Но, как говорил сам Врубель, Демона не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как "черт" по-гречески значит просто "рогатый", дьявол - "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе".
Михаил Врубель
Но в оправдание художника можем сказать, что написав такую работу за год, не имея возможности работать над ней дольше, из-за уже упомянутой нами ситуации, он и так сделал многое. И пусть «Демон поверженный» во многом уступает другим работам Врубеля: в нём не хватает яркости, переходов цветов, не получилось передать настоящего художественного смысла. Первая выставка, которую она посетила, была «Мир искусства». Но уже во время неё и после окружающие стали замечать в поведении художника признаки психического расстройства. Но при этом сам он не выдавал явных признаков, его творческая активность, самостоятельность лишь усилилась. Уже после первой выставки, хотя картина уже была признана доработанной, он каждое утро дописывал её. Демон становился то более страшным, то черты его расплывались или становились чётче. В конце концов Врубель был госпитализирован в психиатрическую клинику. У него было обнаружено поражение нервной системы.
Врубель занимает достойное место в этом уникальном списке. Его живописный дар выделяли со времен учебы в Академии художеств. Врубель всю жизнь углублял и усложнял свою цветовую палитру и нашел на ней новые, прежде неведомые сочетания. Сильное влияние оказали на него итальянцы: Беллини и Карпаччо, ранние византийские мозаики и древние русские фрески... Мухина, который учился у М. Врубеля в Строгановском училище. Он раскрывает новую, неизвестную грань дарования мастера. В Строгановское училище художника пригласил его директор Н. Глоба, много сделавший для подъема художественно-промышленного образования в России.
Последние были похожи на лепестки роз. Кроме необычной внешности и ума дама отличалась характером. Она была весьма эмоциональной: как-то раз гостья дома Праховых чем-то раздражала хозяйку, и Эмилия вылила на нее ведро воды. Портрет Эмилии Праховой, Валентин Серов, 1879 год. Вскоре Адриан Прахов отправляет художника в Италию — у его подопечного быстро кончались деньги, а его интерес к Эмилии начинает бросаться в глаза. Живописец охотно поехал в Венецию, где несколько месяцев постигал тонкости иконописи. По одной из версий, он сообщил об этом не любимой, а ее мужу. Как ни странно, Прахов даже не был этим рассержен. Поговаривали, что он немного боялся нетривиального художника. Эмилии Врубель казался несколько инфантильным. Однажды он принес в подарок любимой картину «Восточная сказка». Зная о безденежье художника, женщина собиралась показать картину коллекционеру. Однако Врубель не оценил старания Эмилии Львовны, разорвал картину и ушел. К счастью, через некоторое время картина была вновь склеена и восстановлена. В то же время Эмилия Прахова стала не только возлюбленной, но и музой. Ее лицо смотрело с полотен гениального художника.
Специально для понедельников редакция m24. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника. Его живопись стала квинтэссенцией русского модерна, а мерцающие сине-лиловые кристаллы, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар сделали его произведения узнаваемыми. Картины Врубеля послужили соединительным звеном между традициями художественной школы Репина и новаторскими приемами Малевича. Влияние его было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства XX века. После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника. Было решено отправить его в Петербургский университет на юридический факультет. Врубель вел богемный образ жизни, но, проучившись в университете, заключительную конкурсную работу так и не защитил. В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям, увлекался философией Канта и подрабатывал репетиторством. Подружившись с театральным кругом и сблизившись с художественной интеллигенцией, Михаил Александрович поступил в Академию в возрасте 24 лет, то есть в 1880 году. Здесь он знакомится с Репиным и Серовым, что, безусловно, находит отражение в его живописной манере. Главным проектом первого творческого десятилетия Врубеля становится реставрация Кирилловской церкви XII века в Киеве, куда он отправляется по рекомендации профессора Академии Петра Чистякова. Мысль изобразить демона или, как выражался Врубель, "нечто демоническое" возникла еще в Киеве. Показывая отцу осенью 1886 года первые наброски, Врубель говорил, что Демон — дух "не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный,... Для Александра Блока в этом образе воплотилась "громада лермонтовской мысли" о божественной скуке. Здесь художник работает с близкой ему темой гадания и предсказания, популярной в символизме. Врубель применяет здесь необычную технику: картина написана смесью бронзовых порошков, лаков и масляных красок. Такой технический прием создает живописную поверхность, напоминающую природные рисунки на камнях. Гадалка сама по себе напоминает изображение на игральных картах. Врубель работает здесь с несколькими смысловыми и символическими уровнями. Пряжа напоминает о греческой богине судьбы Парке, прядущей и обрезающей нити человеческих жизней. На раскрытых картах, лежащих на переднем плане, выделяется туз пик — знак рока и фатума.
Три «Демона» Врубеля
«Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото | В 1899 году Врубель бросает, не закончив, «Демона летящего». В 1901-м пишет «Демона поверженного» и говорит друзьям об «ужасной будущности». |
Врубель М. А. Демон поверженный - Виртуальный Pусский музей | Такой «проверкой» является и этот фотоотпечаток одного из вариантов картины «Демон поверженный» (Врубель неоднократно переписывал холст), наклеенный на картон и от руки раскрашенный художником. |
12 главных шедевров Михаила Врубеля
«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров» | Последняя картина «Демон поверженный» (1902) написана на последнем этапе творчества художника. |
Михаил Врубель. Картины Врубеля на тему Демона | Купить картину Михаила Врубеля Демон поверженный, арт.: 70561. |
Демоны Михаила Врубеля
По счастью, в «Демоне поверженном» не разглядели кощунственной цитаты из «Мертвого Христа» Гольбейна Младшего и «Идиота» Достоевского — Врубелю и без того хватало неприятностей с критикой и цензурой. Картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. В 1898 году Врубель, спустя десятилетие, возвращается к лермонтовскому «Демону» (сам Лермонтов до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось девять его редакций): он колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный». Картины Врубеля послужили соединительным звеном между традициями художественной школы Репина и новаторскими приемами Малевича.
Врубель летящий и Врубель поверженный
на вес золота) и раскрашенная самим Врубелем фотография, на которой зафиксирован исчезнувший под слоями авторских правок первоначальный вариант картины. это картина 1901 года, выполнена на холсте маслом. Но в «Демоне поверженном» Врубель стремился отойти от человекоподобного образа ещё дальше.
М. А. Врубель Демон поверженный
Но он бежал из Киева, где ему было так хорошо и так тяжко, где он несчастливо влюбился, где создал первые выдающиеся монументальные произведения и где прослыл странным чудаком, у которого «таланту бездна», а трудолюбия — «на алтын». В 1891-м году, к юбилею со дня трагической смерти Михаила Лермонтова, было издано уникальное полное собрание сочинений поэта, к оформлению и работе над которым были привлечены многие известные художники того времени. Среди прочих мастеров оказался и Михаил Врубель, которого тогда никто толком не знал, а потому никто не принимал всерьез. Однако именно рисунки Врубеля к лермонтовской поэме "Демон" как нельзя лучше подошли к самой сути, к самому духу поэзии Лермонтова. Без этих иллюстраций Врубеля цель издания сочинений Лермонтова не была бы достигнута. Рисунки других художников рядом с врубелевскими смотрятся бедными, неинтересными, стереотипными. Они не поднимаются выше принятой в те годы нормы.
Ничто в его образе не говорит о злобе и коварстве.
Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона. Он говорил, что люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа». Художник сравнивал мятежный дух со страдающим человеком, не находящим себе места в этом мире. Когда картина «Демон поверженный» была уже написана, Врубель продолжал работать над ней, словно зачарованный. Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона. Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие.
Врубель на протяжении всего вечера говорил только о себе и о гениальности своего произведения. Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность. Он постоянно повторяет жене, что довольно ему быть скромным, теперь он станет вести себя иначе. Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий». Очарованный истинной свободой и величием, Врубель писал это произведение в надежде на прекрасное будущее, славу, почтение. Но вдруг он останавливается и вовсе прекращает свою работу.
Но почему?
Живопись Михаил Александрович Врубель 1856-1910 вообще не должен был стать художником. Он получил юридическое образование, в его семье не было никого, кто был связан с живописью. В этом отношении его история очень напоминает жизненный путь Винсента ван Гога. Тот долгое время был проповедником, но стал художником для того, чтобы донести суть христианства до простых людей. Врубель, в отличие от Винсента, был болен не Библией.
В живопись его привел Иммануил Кант. Ох уж эти немецкие философы! Сколько они сделали для русской культуры. Куда мы без Канта, Гегеля, Шопенгауэра? Про Карла Маркса вообще молчу. Его философию те, кто родился в Советском Союзе, впитывали с молоком матери.
Итак, у Врубеля был Кант. Его художник читал по-особенному. В теории эстетики Канта категория гениев с их особой миссией — работой в сфере между природой и свободой — признавалась только в области искусства. А кто в 24 года не ощущает себя гением? Выбор был очевиден: из всех видов искусства живопись нравилась Михаилу Врубелю больше всего. Врубелю повезло.
Несмотря на то, что будущий художник прошёл в Академию только вольнослушателем, он стал заниматься в мастерской легендарного Павла Петровича Чистякова частным образом. Чистяков, по сути дела, был учителем практически всех звезд русской живописи конца XIX века. У всех у них был абсолютно разный стиль, но все они в один голос единственным своим настоящим учителем называли Чистякова. Врубель обучался у лучших мастеров, конфликтовал с именитыми коллегами чаще всего нападал на Илью Ефимовича Репина. Как-то раз, во время ужина, он бросил Репину: «А вы, Илья Ефимович, рисовать-то и не умеете!
Но Илья Репин посоветовал ему экспонировать «Утро» на готовившейся выставке русских и финляндских художников.
Она проводилась в начале 1898 года в Музее барона Штиглица в Соляном, и там это панно стало центральным. Однако за эту работу и голову демона Врубелю досталось от критика Владимира Стасова, которого возмутило, что за основу взяты малопонятные легенды, а четыре фигуры не связаны сюжетно для критика, который был сторонником сюжетной живописи передвижников, это было неприемлемо , и он назвал Врубеля декадентом. Этот образ явился Врубелю еще в Киеве, за пять лет до того, как художник приступил непосредственно к этой работе, а потому итоговый вариант был написан быстро. Из того же киевского периода — каменистый, переливающийся сад, изображенный справа от фигуры. В Киеве, работая над ангелами для собора Святой Софии, художник должен был имитировать мозаику средствами живописи. Именно из того времени родом похожие на смальту мазки, которые характеризуют работы Врубеля.
К слову, демон у Врубеля — не зло, не синоним дьявола, а мятущаяся душа, внутренний голос. Тайна этой картины открылась только перед выставкой: исследователи обратили внимание на один из рисунков, который считали эскизом к «Демону поверженному». Он словно совмещал композицию поверженного демона с колоритом демона летящего. А голова была расположена неестественно, она была вклеена позднее. Стало ясно: Врубель менял положение головы своего персонажа. Догадку подтвердило экспресс-исследование в ультрафиолетовых лучах: все полотно светилось одним тоном, а голова и большое пятно рядом с ней — другим.
Это означало, что эти два фрагмента были переписаны Врубелем. И тогда стало ясно: если перевернуть демона летящего, это будет картина демона поверженного. Первая работа была словно эскизом или первым подходом ко второй: для Врубеля реинкарнация мотива — распространенный прием. О сирени, к которой Врубель возвращался неоднократно, говорили, что в ней он нашел лиловый сумрак ночи для своих демонов. Одна из двух больших представленных на выставке работ со сходными композициями девушка и огромный куст сирени не закончена. Художник писал ее с фотоснимка, но увлекся и «забыл», что это портрет, оставив фигуру внизу холста недописанной.
Зато наверху из сирени вышла другая, неопознанная фигура. До 1955 года сирень показывали зрителям без этой фигуры: на картине до сих пор можно заметить складку, часть за которой была скрыта рамой по желанию покупателя — Ивана Морозова.