Полвека назад художник Элий Белютин разработал методику раскрытия творческих способностей личности. Там-то я впервые и увидела работы Элия Белютина и его учеников, о которых прежде совсем ничего не знала.
Многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина
В ходе экскурсии ребята узнали о творчестве художника и смогли увидеть картины из хранилища тверской галереи. Это полотна разных периодов работы художника - его поиск во временном срезе: от абстрактного экспрессионизма ранних лет до схематичного письма позднего периода. Также студенты познакомились с личными вещами, которыми пользовался сам Элий Михайлович, со сборниками его стихов, а также с фотоархивом в необычном формате. Элий Белютин — один из самых известных художников-новаторов со времен еще Советского Союза.
Белютина известным, его картины стали экспонироваться за рубежом. В дальнейшем вел частную студию, где учил принципам «новой реальности» — умению обобщать натурные формы, сохраняя их в абстракции. В 1970 г.
Как пишет TANR, "по его мнению, в ней есть десяток более или менее интересных картин". В 2011 году, незадолго до смерти Элия Белютина, фильм о нем и его собрании снял известный французский художник и режиссер Клеман Кожитор.
Лента "Белютин: Танец в саду времен" была в одной из программ Каннского фестиваля. В 2019 Кожитор рассказывал в интервью Ирине Мак для портала Artandhouse о своих впечатлениях во время съемок: "Несколько картин из тех, что я видел, показались мне выдающимися. Например, "Мария Магдалина" - они говорили, что это Тициан. Мало шансов, это очевидно, что полотно принадлежит кисти Тициана, но сама по себе работа прекрасная. Опять же, я не верю, что "Снятие с креста", виденное мной в этой коллекции, написал Эль Греко, которому его приписывают. Может быть, кто-то из учеников. Или не учеников. Но картина великолепная". По словам Кожитора, в квартире на Никитском бульваре, где находилась коллекция, присутствовал соответствующий антураж: свечи в старинных подсвечниках и антикварная мебель в сочетании с затемнением создавали мистическую, сказочную атмосферу.
Этот образ "сказки", в которую попадаешь прямо с московского бульвара, очень показателен. И для хозяев, и для их гостя главным была не оценка коллекции, а тот шлейф волшебства, тайны, который тянулся за ней. В фильме спрессованы разные слои - в том числе много всего выдуманного, это явно присутствует в их рассказах.
Не могу сказать, что именно указано в завещании, но скажу, что Калининград там фигурирует, - рассказывала «Комсомолке» Нина Михайловна.
Мы поговорили с директором музея изобразительных искусств Галиной Заболотской о судьбе уникальной коллекции. У нас есть музейный хранитель живописи, которая звонила каждую неделю. Мы держали связь, знали все о состоянии, переживаниях, настроениях Нины Михайловны. Она же знала все о наших проблемах и планах.
Разговоры были основательные, по часу и больше. Мы были по-прежнему близки. Она же никого к себе домой последние годы не пускала, контактировала только с сиделкой. Но она не была одинока, много общалась.
В ее день рождения я смогла дозвониться до нее только после обеда. С утра телефон был постоянно занят... Галиная Заболотская поддерживала теплые дружеские отношения с Ниной Михайловной. Есть шансы, что что-то получит и Калининградский музей изобразительных искусств?
Как она сама говорила в СМИ, по этому завещанию все переходит государству в лице президента. Было оговорено, что президент будет вправе распорядиться этим наследием после ее ухода из жизни. Конечно, мы будем ходатайствовать о том, чтобы наш музей изобразительных искусств рассматривался как место хранения и экспонирования коллекции. Но сначала надо почитать, что значится в завещании.
Охота за московским Да Винчи
Нина Михайловна живет в Москве и является хранительницей наследия художника Элия Белютина. В галерее Артефакт на Пречистенке небольшая выставка работ Элия Михайловича Белютина (1925-2012) – художника-авангардиста и теоретика русского искусства второй половины ХХ века. художник, историк и теоретик искусства, педагог. Вдова художника Элия Белютина, хранительница крупнейшей в Европе частной коллекции живописи, в которой Рубенс, Эль Греко, Микеланджело, разматывает ниточку их удивительной истории.
От Белютина с любовью
На самодельных ящиках, обитых холстом, стояли скульптуры Э. Рисунков Соболева и Соостера я не заметил. Оставался загадочным один пункт: зачем, с какой стати видный скульптор, лауреат фестиваля 57-го года и самобытный молодой живописец примкнули к учебной студии? Не из карьерных же интересов? Так или иначе, Неизвестный и его юный друг Янкилевский сроднились с белютинцами и пошли с ними до конца. В помещение набилось очень много народу. Казалось, все самые умные и благородные лица Москвы собрались здесь, чтобы потолкаться и посмотреть в глаза друг другу. В толпе восторженных зевак зашептались, в зал протиснулась пара польских друзей Белютина с настоящей кинокамерой.
Вот он, подходящий момент заклеймить позором притон формалистов, декадентов и сектантов в святой советской культуре! Имелась куча компрометирующих данных: нелегальная связь с иностранцами, фарцовка на почте, валютные сделки в ресторанах, грабежи поволжских музеев, свальный разврат на советском пароходе. Безнадзорные курсы и дикий вожак подходили для примерного наказания.. Учитель подчинился партийному приказу и всю ночь лихорадочно отбирал и сортировал произведения своих подопечных. На казенном грузовике в Манеж доставили 60 картин 25 авторов. Во избежание толкотни министр культуры Е. Фурцева выделила девять опрятно одетых авторов, умевших правильно говорить с высоким начальством.
Художник В. Таким образом, за ночь сколотили народец для битья и утром разместили в буфете Манежа на фоне невинных фигуративных картинок. Мне удалось установить точный список заложников Манежа, лично повидавших Никиту Сергеевича Хрущева. Леонид Николаевич Рябичев журналист, член партии, фронтовиж, график. Дмитрий Семенович Громан фронтовик, график. Леонид Мечников бывший капитан морского флота, шрифтовик. Алексей Николаевич Колли сын главного архитектора Москвы, график.
Борис Жутовский коллекционер и график. Люциан Грибков красивый бас, шрифтовик. Владимир Шорц храбрый и болтливый тип, шрифтовик. Николай Александрович Воробьев фронтовик, график и коллекционер икон. Вера Ивановна Преображенская худред Учпедгиза, член партии. Юло Соостер эстонец, бывший зэк, график и живописец. Эрнст Неизвестный фронтовик, скульптор.
Владимир Янкилевский график и живописец. Академический официоз, мечтавший прихлопнуть опасную заразу, немедленно смекнул, что настал час легкой расправы и явился в Манеж плотной командой, пристроившись к кремлевскому табуну Н. Для погрома академики подсунули Хрущеву самый слабый пункт московского новаторства — белютинцев, где мода и посредственность, апломб и пустота сразу бросались в глаза. Белютина, превосходно сыгравшего роль провокатора, пригласили на кремлевский банкет. Московские курсы назавтра рассыпались и никогда не поднялись, но острота конфликта не снизилась, а накалилась, к ней подключились проблемы политические и идеологические, захватившие всю советскую цивилизацию. Непрерывные заседания и банкеты советского правительства с деятелями советской культуры длились весь 1963 год. Своенравного учителя рисования со сломанной психикой оставили в покое.
Он купил барскую дачу в Абрамцево и занялся основательно запущенным художественным творчеством. На мой взгляд, грубовато, я бы оставил героя Манежа на особом положении возмутителя спокойствия советской культуры. Все умудрялись жить в одной кормушке, а если появлялся чужак, то дружно разрывали его на куски. Устав христианского жития!.. Дачные затворники Белютины не качались в гамаке, а работали не покладая рук в литературе и в живописи. Крепко связанные сексуальные и материальные вопросы решались автоматически — членские взносы через постель гуру. К Белютину в Абрамцево шли отборные поклонницы в порядке живой очереди.
Молеву не занимал гарем мужа. Она с увлечением сочиняла роман о гареме императрицы Екатерины Великой. В 1964 году на абрамцевской даче открылся артистический салон с литературной читкой и обсуждением картин. Начинающий гений Сашка Курушин показал свои картинки. Переписка с видными иностранцами, дружеские отношения с итальянским профессором рисования Франко Миеле и его очаровательной супругой Асей Муратовой закончились выставкой в Италии 1969 с живым предисловием итальянского друга. Героя французского сопротивления Жана Кассу интриговали опыты советского педагога с творческой интеллигенцией и массовый рисовальный психоз. Возникла переписка двух эспериментаторов.
Какой может быть арест, если вас сопровождает советник Кремля Виктор Луи? Не опасаясь ареста за нарушение границы, в Абрамцево приезжали поляки и французы, итальянцы и американцы. Приглашенные с женами восторгались старинными картинами, висевшими на бревенчатых стенах салона. Гости, развалившись в плетеных креслах, оживленно обсуждали опалу Хрущева, надгробные монументы Неизвестного, коллективное руководство страны, нашествие поп-арта в Европу. Работа с профессором Римского университета Франко Миеле была особенно приятной и продуктивной. Профессор взялся составить историю неофициального искусства в современной России. Работали практически вчетвером.
В 1973 этот уродливый труд вышел в Италии и доставил большую радость опальному гуру. Волна еврейской эмиграции, охватившая страну и увлекшая за собой его друзей — Феликса Збарского, Марка Клионского, Юрия Красного, Владимира Галацкого — не смутила прозорливого артиста. Жизнь в Совдепии казалась невыносимо скучной и серой, но здесь стояли свои стены, украшенные старинными картинами и надеждой на лучшее будущее, а на Западе — сплошная неизвестность без пенсии и родных стен. Вылазки на природу обставлялись как языческое богомолье, с выпивкой и закуской, под музыку Баха. Расчетливая экспрессия на полпути к лирической абстракции. Он их не продавал, а дарил. Белютин отлично знал, что нелегалы Зверев, Рабин, Яковлев живут своим искусством, но опуститься до них он не мог, не хватало ни смелости, ни желания.
Она объясняет, что бояться полицейских, что дежурят внизу, не надо — свои люди, после интервью она выйдет за мной на лестничную клетку, так заранее договорено, чтобы они поняли, что все в порядке. Когда я прощаюсь, то, уходя, машу рукой стражам порядка — уже как старым знакомым. Я боюсь спрашивать о цене этих картин. Потому что понимаю: есть вещи бесценные.
Сколько стоят утраты и обретения? Жизни и смерти? Войны, революции, любовь, расставания владельцев этой коллекции, их встречи — все здесь переплетено в одно, в историю России ХХ века, сложным, запутанным, но, всматриваясь издалека, невероятно прекрасным рисунком. Нина Молева и «Кающаяся Магдалина» Тициана.
Фотография из личного архива «Баланс столетия» — так называется и книга мемуаров Нины Молевой. Как в калейдоскопе: тряхнешь трубку — и картинка меняется… И ни одна — как ноты в гамме — не повторяет другую. До-ре-ми-фа… «Нет разницы между веками — Они даже после землетрясения остаются горами. А человек?
С какой бы вы хотели услышать нашу историю? Я пожимаю плечами, мысленно перетряхивая калейдоскоп. Имена, рождения, судьбы… Их слишком много. Главное, не запутаться… …Сын оперного итальянского дирижера литератор Микеле Белуччи приехал в заснеженную Россию после революции.
Он женился здесь на дочери художника императорского театра Ивана Гринева и урожденной княжны Курбатовой, у молодых родился единственный сын Элий, названный так отцом в честь любимого итальянского святого. В наследство от отца Элий получил еще переиначенную на русский лад фамилию Белютин. И наше же отчество Михайлович. Микеле Белуччи, «Михаила Стефановича Белютина» из местечка Белуно, взяли прямо на улице в 27-м и без суда и следствия расстреляли.
На допросе он сохранил тайну драгоценной коллекции своего тестя, в Гражданскую войну укрытой в доме на Никитском. Художникам очень хорошо платили тогда — за постановку он получал целых 10 тысяч рублей золотом. А премьерных спектаклей в их театре в году было одиннадцать. Иван Егорович горел желанием стать меценатом, как Морозов или Третьяков, как Щукин, поэтому во время отпуска посещал самые дорогие европейские аукционы, где покупал картины, представлявшие художественную ценность, — у самого была русская народная «чуйка», но нередко он отправлялся за границу с художником Константином Коровиным или Александром Головиным и ни разу не ошибся в выборе, мечтая когда-нибудь открыть в Москве бесплатную галерею своего имени для народа… Простой люд не пожелал приобщиться к чуждому буржуазному искусству.
Горели костры из книг и картин, брошенные в топку свидетельства истории. Наверное, Леонардо да Винчи в старинной деревянной раме взялся бы особенно хорошо… Большая часть потолков в их доме имела высоту 3 метра 5 сантиметров, а меньшая — пять метров. Между разницей потолков соорудили комнатушку, в которую вела деревянная дверца, залезть туда было нелегко. В 1919-м дедушка Гринев снял картины с подрамников, намотал на деревянные скалки Рембрандта и Рубенса, распихал по пыльным мешкам скульптуры — и Микеланджело, спрятал все это добро в том самом «пустом» пространстве.
До лучших времен. Семью выгнали вон. Комната, хранящая в себе драгоценные сокровища, отошла представителям победившего пролетариата. Рубенс «Портрет инфанта».
Фотография из личного архива До того момента, как сюда, много десятилетий спустя, въедут счастливые молодожены Белютины, Элий и Нина, ремонта в коммуналке, слава богу, так и не сделают. Но уже под иным ракурсом. Я вижу в объективе юную Нину Молеву. И ни один из них не эмигрировал!
Дед Нины по матери служил последним дежурным генералом его величества императора Николая Второго на Западном фронте, получил шесть именных писем царя с благодарностью за безупречную службу, Февральскую революцию встретил в ставке Верховного главнокомандующего. Но когда встал вопрос, с кем он, ни секунды не задумывался: «Я присягал России, а кто ею будет управлять — это в моей присяге отсутствует. Я как был, так и умру русским солдатом! От старого боевого ранения.
В своей постели. Тем не менее, я знаю одно: на собственной земле взять в руки оружие против своего народа невозможно, немыслимо». И он попросил жену с единственной дочерью, моей мамой, никогда не покидать родину», — вспоминает Нина Михайловна. Уговаривал их как мог.
Но бабушка осталась верна слову, данному мужу». Микеланджело «Юный фавн». Фотография из личного архива Родовое гнездо их было в Ливнах Орловской губернии. Степной городок, в прошлом одна из крепостей, защищавших южные рубежи Московского государства.
В начале прошлого века здесь было два нотных магазина на девять тысяч человек населения. Развожу руками: да, были люди… Ее бабушка, мама матери, София Стефановна Матвеева, — из рода Тургеневых: ее прадед — двоюродный внук писателя. Сама же София Стефановна первой из русских женщин закончила знаменитую Сорбонну, получила невероятный даже по нынешним временам диплом магистра математики… «Чтобы получить это образование, она пошла против воли родителей, ей нашли богатого жениха, владельца огромного элеватора, но бабушка, чтобы выбраться из-под опеки, выскочила замуж за первого же встречного штабс-капитана…» Шаферами на их свадьбе стали актер МХАТа Тезавровский и его приятель Всеволод Мейерхольд… Фиктивный брак «за первого встречного» превратился в брак по большой любви — штабс-капитан, сын бедного крестьянина, ничего за душой не имевший, кроме офицерского жалованья, вырос в того самого «красного генерала». Его похоронили в Ливнах со всеми почестями.
Революционные «люди в кожанках» опоздали — бумага на его арест пришла через несколько дней после его смерти. Опасаясь преследований, мать и дочь Матвеевы перебрались из Ливен в Ставрополь. Минька Молев, Минька-голубятник, абсолютная шпана по тем временам — и моя мама, вчерашняя гимназистка, голубоглазая и с русой косой…» «Ми» — Miraculum — «Чудо» 22 июня 41-го года в 12 часов дня по радио выступил Вячеслав Молотов. А к двум часам на станцию Коминтерна привезли 15-летнюю активистку московского пионерского движения Нину Молеву, до самой войны ведущую детские концерты в Колонном зале Дома союзов, с тем чтобы она обратилась ко всем ребятам Советского Союза.
В отличие от Молотова бумажку ей не дали, сказали, чтобы говорила «набело». Так что могу теперь пересказать: «Ребята, у нас было очень хорошее детство, — сказала я своим сверстникам. Каждый на своем месте». Выйдя из Центрального телеграфа, где находилась радиостудия, Нина тут же нырнула в метро, доехала до Красных Ворот и уже оттуда направилась в только что организованный сортировочный госпиталь.
Его причисляли к представителям так называемого «неофициального искусства» 60-х годов XX века. Восемь работ, представленных на выставке, собраны из сорока с лишним произведений, которые были подарены фонду Национального художественного музея Якутии вдовой художника Ниной Молевой в 2013 году. Они объединены темой семьи и образом женщины в искусстве. Картины выставляются впервые, поэтому нам только предстоит узнать мнение якутян о них», — сказала она.
Он рассказал, что раньше никогда не увлекался абстрактной живописью, но побывал в Галерее Тейт и впечатлился абстрактными экспрессионистами. Теперь он пытается проникнуться живописью в Пермской Галерее. Да, некоторые всё-таки называет. Даёт подсказки. На картине Белютина "Девушка и мать" - две абстрактные фигуры.
Я прошу посетителей подумать, кто тут девушка, а кто мать. У одной фигуры есть подобие глаза, так что все отвечают, что это мать - более опытная, смотрит на мир более трезво, а ещё глаз нужен, чтобы контролировать дочь. А одна посетительница сказала, что мать - это фигура без глаза, потому что она отдала свой глаз дочери. Девушка и мать символ сложности нашего мира В какой-то момент в зале появляется активная пенсионерка: она разговаривает с посетителями и работниками галереи о картинах Белютина. На выставке ей понравилось, она всё поняла и теперь хочет донести до других. На картине - сочетание тёмно-красного и яркого зелёного, вверху - как будто страдальческое лицо. Тут человек, ему плохо, красное - это кровь, или огонь, и всё горит. Это как весь мир, и тут зелёное внутри красного, будто что-то инородное в мир попало. И вот там, на той картине - тоже не обязательно человек!
Символ сложности нашего мира. А я даже и не задумывалась о том, что тут не человек - с самого начала видела силуэт. А теперь смотрю и вижу совсем другое. Композиция какой-то смысл есть, да? Смеёмся вместе. Вполне возможно, что отсюда. Объясняю, что искать части тела не обязательно, и пробую обсуждать с посетителями цвета, линии и формы.
Секретная коллекция с чердака: Вдова завещала Путину картины на миллиард долларов
Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма, Элий Белютин создал так называемую модульную живопись, язык символов. Нина Михайловна живет в Москве и является хранительницей наследия художника Элия Белютина. Э́лий (Ели́гий) Миха́йлович Белю́тин — советский и российский художник, педагог и теоретик искусства. Работы художника Билютина Элия Михайловича в каталоге аукционного дома Vladey. Не каждый горожанин знает о том, что наш Краеведческий музей обладает самой большой коллекцией работ известного художника Элия Белютина.
Советские шестидесятники
России и Владимиру Путину завещаны шедевры на $2 млрд | Вдова художника Элия Белютина, хранительница крупнейшей в Европе частной коллекции живописи, в которой Рубенс, Эль Греко, Микеланджело, разматывает ниточку их удивительной истории. |
Элий. Искусство. Любовь - Фото: Новосибирский государственный краеведческий музей. | Я верю журналистам что у нее не оригиналы известных художников, слишком сомнительная история про коммуналку, но на фото по некоторым багетам видно что картины имеются всё равно не дешевые. |
Картины Элия Белютина — мужа Нины Молевой, которая отдала Путину коллекцию картин на $2 миллиарда
Белютин Элий | Сообщалось, что Польша обратилась к вдове художника Нине Молевой, ставшей после смерти Элия Белютина его единственной наследницей, с просьбой передать собрание этой стране и захоронить художника на польской земле. |
От Белютина с любовью - Новостная лента - Регион60 | Сегодня, 27 февраля, в Москве на 86-м году жизни умер художник и теоретик искусства Элий Белютин, один из организаторов выставки советских авангардистов в 1962 году. |
Новая реальность. Элий Белютин | Студенты Института педагогического образования и социальных технологий посетили выставку «Граница реальности»: выставка работ выдающегося художника авангардиста Элия Белютина. |
Элий Белютин. Формула времени | Вдова художника Элия Белютина, хранительница крупнейшей в Европе частной коллекции живописи, в которой Рубенс, Эль Греко, Микеланджело, разматывает ниточку их удивительной истории. |
Элий Белютин. Формула времени | Сегодня, 27 февраля, в Москве на 86-м году жизни умер художник и теоретик искусства Элий Белютин, один из организаторов выставки советских авангардистов в 1962 году. |
Сообщить об ошибке
- БЕЛЮТИН Элий (Элего) Михайлович (1925 – 2012)
- Информация
- «Феномен не художественный, а психологический» | Артгид
- БЕЛЮ́ТИН ЭЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ
- Урок гениальности от Элия Белютина
День памяти и скорби: Графика Элия Белютина, 1941 г.
Немного математики. Сегодня более 90 процентов информации, передаваемой в наш мозг, является визуальной, и такая информация перерабатывается в 60 тысяч раз быстрее, чем текст. Мы постоянно пытаемся отличить некачественную информацию от авторитетной, пропуская рекламные объявления и запоминая инфографику с тренингов. Насколько важна для нас визуальная информация, признанная экспертами всего мира, оцененная в миллионы долларов, доступная для каждого в музее? Это первое, над чем можно подумать в очереди на выставку Серова. Еще один аргумент — стоимость предметов искусства. Какие только издания не написали про недавнюю продажу картины Жана-Мишеля Баския за 110 миллионов долларов. А про покупку работы Леонардо да Винчи из коллекции российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева за почти полмиллиарда слышали?
Хотелось бы его вживую посмотреть? Конечно, эта причина — не краеугольный камень похода в музей, но в нашем обществе потребления мы не можем не обращать внимания на ценник. Теперь посмотрим, как глубоко вошло творчество в нашу жизнь. Нам только кажется, что мы в нем никак не участвуем. Каждый день мы выражаем себя в социальных сетях, занимаясь литературой, фотографией, поэзией, изобразительным искусством. Нас больше не «жарят трамвайные передряги», как в песне «Мумий Тролля» образца 1997 года, «нас быстрей выводит» отсутствие лайков.
По словам Нины, Микеле приобрёл на аукционах конфискованные из царского двора картины Веронезе и Тициана. В некогда шикарном особняке который стал обычным коммунальным домом поселился сам Элий который стал известным неофициальным художником. Элий Белютин и художники студии "Новая реальность" в Ярославле.
Кстати, именно Элий был организатором разгромленной Хрущёвым выставки 1962 года — в Манеже выставлялись его ученики, белютинцы из студии художника "Новая реальность". Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! Вы что — мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать?
Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на Союз художников России. Элий Белютин, один из лидеров советского "неофициального искусства", получил известность в 1962 году, когда организовал в Манеже выставку авангардистов, приуроченную к 30-летию московского отделения Союза художников. На открытии этой экспозиции присутствовал Никита Хрущев, который раскритиковал абстрактное искусство и велел закрыть выставку, а также запретить деятельность нескольких художников, среди которых были Юло Соостер и Владимир Янкелевский. По словам театрального критика Григория Заславского, именно эта выставка является окончанием "оттепели" и началом последующего застоя.
За 30 лет через школу Белютина прошло не менее двухсот человек.
В основном это не были профессиональные художники. Кое-кто до сих пор жив, с кем-то мне довелось встречаться. И вот что меня поразило. Они все уже далеко не молоды и не богаты. У каждого — какие-то жизненные проблемы. При всем том я, пожалуй, не встречала более счастливых людей, и это полностью заслуга Белютина. Он сумел вытащить из каждого внутреннего гения и определил понятие счастья, с которым я абсолютно согласна. Счастье — это самореализация. Когда я ближе познакомилась с его теорией, то поняла, что она идеально подходит для подготовки инновационных менеджеров. Больше того — мы даже стали устраивать у себя в компании мастер-классы одного из учеников Владислава Зубарева.
После этого эксперимента двоих из десяти мы продвинули на уровень выше. Методика Белютина учит отходить от штампов и выстраивать новые траектории мышления. Гений — это не человек с бесконечной оперативной памятью. Гений — это человек, способный выстраивать прочные связи между оперативной памятью и глубоким подсознанием. Именно это и проповедовал Белютин. Белютин и его ученики действительно стали проводниками за грань предметности. Сейчас это очень актуальная тема. Чем дальше человек уходит в материальный мир, тем меньше он ощущает собственное «я». Это равнозначно смерти. Студия Белютина существовала в таких условиях, когда не были ни денег, ни свободы передвижения, ни каких-либо материальных благ.
Это был чистый художественный эксперимент, не имевший никаких вещественных стимулов.
Моя галерея. Элий Белютин
Начал доставать эту коллекцию мой муж Элий Белютин, внук коллекционера, в 1949 году, уже после того, как вернулся с фронта и окончил аспирантуру. Она и ее супруг, художник-авангардист Элий Белютин, были владельцами одновременно известной и загадочной коллекции произведений европейских художников и скульпторов. В Москве в понедельник, 27 февраля, на 86-м году жизни умер художник и теоретик искусства Элий Белютин. Белютин Элий Михайлович (1925-2012). Российский художник и теоретик искусства, один из лидеров неофициального искусства. Элигиуш Белуччи или Элий Белютин – известный московский художник, скульптор, теоретик искусства, профессор, член Итальянской Академии современного искусства. Элий Михайлович Белютин (1925—2012) — российский художник, педагог, теоретик искусства.
Охота за московским Да Винчи
Арт-галерея Путину: подарок на миллиард от старушки – Telegraph | Элий Михайлович Белютин (1925—2012) — российский художник, педагог, теоретик искусства. |
Выставка «Граница реальности»: выставка работ выдающегося художника авангардиста Элия Белютина | Основателем коллекции является дед Элия Белютина, Иван Гринев. |
Многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина | Искусствовед Нина Молева ранее передала 153 картины своего мужа Элия Белютина Самарскому областному художественному музею, сообщила РИА Новости заместитель. |
Путину завещали работы художника, на которого Хрущев орал в Манеже
Они жили тогда где-то недалеко от Маяковки в странном большом сером доходном доме в полуподвальной квартире. Все задавали себе вопрос о происхождении коллекции, но никто не осмеливался произнести его вслух. Все заведомо знали, что любой ответ будет враньем. Как только кто-то заводил разговоры о политике, хозяева их тут же пресекали. Супруги Белютин и Молева производили впечатление профессионалов, которые хотят выглядеть любителями. Создавалось впечатление об их высоком уровне на тайных этажах власти». Об атмосфере таинственности, окружавшей дом, вспоминал и художник Владимир Янкилевский, бывавший у Белютина, но, что удивительнее, не было информации и о самих вещах, а ведь в тесном кругу московских коллекционеров советского времени хорошо знали цену собраниям друг друга. Знали уровень крупных частных коллекций и музейные специалисты — но не работ, хранившихся в квартире Белютина — Молевой.
Даже сейчас мы можем судить о домашней картинной галерее только на основании противоречивых отрывочных впечатлений и оценок тех, кто когда-то видел собрание. В начале 1990 годов крупнейший независимый эксперт в области старой живописи Эрик Тюркен посещал Москву по просьбе одного аукциониста и видел коллекцию: по его мнению, в ней есть десяток более или менее интересных картин. В 1992 году итальянский издатель Спирали выпустил каталог собрания Белютина, назвав его «одной из самых прекрасных частных коллекций Европы». Московский специалист, отвечая на вопросы журнала, сообщил, что никто по-настоящему коллекцию не изучал и она не проходила исследования в инфракрасных лучах, а без этого не может быть и речи о подтверждении подлинности работ. Сама Нина Молева, известный искусствовед, написала книгу В саду времен с подзаголовком 150 лет фамильной коллекции Элия Белютина, которая читается как увлекательный исторический роман и включает в себя составленные самой Молевой атрибуции вещей из собрания. Периодически возникали слухи о том, что на коллекцию претендуют крупнейшие российские музеи, однако ГМИИ им. Пушкина от предложения Нины Молевой принять коллекцию отказался.
Это первое, над чем можно подумать в очереди на выставку Серова. Еще один аргумент — стоимость предметов искусства. Какие только издания не написали про недавнюю продажу картины Жана-Мишеля Баския за 110 миллионов долларов. А про покупку работы Леонардо да Винчи из коллекции российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева за почти полмиллиарда слышали? Хотелось бы его вживую посмотреть? Конечно, эта причина — не краеугольный камень похода в музей, но в нашем обществе потребления мы не можем не обращать внимания на ценник. Теперь посмотрим, как глубоко вошло творчество в нашу жизнь. Нам только кажется, что мы в нем никак не участвуем. Каждый день мы выражаем себя в социальных сетях, занимаясь литературой, фотографией, поэзией, изобразительным искусством.
Нас больше не «жарят трамвайные передряги», как в песне «Мумий Тролля» образца 1997 года, «нас быстрей выводит» отсутствие лайков. Пост в фейсбуке или блог на «Снобе», фото в инстаграме, короткий твит, коллаж на «Пинтересте». Вы знали, что каждую минуту на youtube. Мы постоянно обмениваемся нашими личными творениями с другими людьми, для нас привычно оценивать работы людей лайками и эмоджи. Если раньше искусство нужно было только уважать, внимательно слушая экскурсовода и запоминая бесконечные факты из жизни художников, то теперь наша «профессиональная некомпетентность» — не проблема.
Нина Михайловна объясняла это сотрудничество своим особым отношением к Калининграду и к городской Художественной галерее. Галерея стала первой среди региональных музеев, показавшей публике творчество Элия Белютина после долгих лет её запрета. Нина Молина, решив сохранить наследие своего супруга в едином музейном пространстве, сделала галерее столь щедрый подарок, передав в её собственность даже фамильные ценности, принадлежавшие семье художника. В планах галереи, после переезда в новое здание, создание постоянной экспозиции авангарда.
Счастье — это самореализация. Когда я ближе познакомилась с его теорией, то поняла, что она идеально подходит для подготовки инновационных менеджеров. Больше того — мы даже стали устраивать у себя в компании мастер-классы одного из учеников Владислава Зубарева. После этого эксперимента двоих из десяти мы продвинули на уровень выше. Методика Белютина учит отходить от штампов и выстраивать новые траектории мышления. Гений — это не человек с бесконечной оперативной памятью. Гений — это человек, способный выстраивать прочные связи между оперативной памятью и глубоким подсознанием. Именно это и проповедовал Белютин.
Белютин и его ученики действительно стали проводниками за грань предметности. Сейчас это очень актуальная тема. Чем дальше человек уходит в материальный мир, тем меньше он ощущает собственное «я». Это равнозначно смерти. Студия Белютина существовала в таких условиях, когда не были ни денег, ни свободы передвижения, ни каких-либо материальных благ. Это был чистый художественный эксперимент, не имевший никаких вещественных стимулов. Именно поэтому их открытия не могли быть сделаны в Америке или Европе, где искусство уже давно стало важной составляющей рынка. Специфика искусства художников «Новой реальности» во многом определена внешними условиями жизни.
На мой взгляд, качество работ наших художников значительно превосходит западные аналоги именно из-за различия внешних условий. Западная молодежь сегодня гораздо более открыта и восприимчива ко всем новым процессам и явлениям, чем их родители. А творчество художников «Новой реальности» для них, безусловно, станет чем-то новым. И потом, Белютин и его ученики отвечают на универсальный вопрос — как и куда двигаться человеку? Это понятно любому думающему зрителю, где бы он ни находился. Для меня все современное искусство делится на цирковое и смысловое.
Работа отца «модульной живописи» пополнила выставку подарков Ленинскому мемориалу
Полвека назад художник Элий Белютин разработал методику раскрытия творческих способностей личности. Она была писательницей, искусствоведом, женой художника Элия Белютина и наследницей его коллекции картин, скульптур и антиквариата. Выставка произведений Элия Белютина – дань огромного уважения и почтения к художнику и его вдове, которая на протяжении многих лет является покровителем и добрым другом Музея. Начал доставать эту коллекцию мой муж Элий Белютин, внук коллекционера, в 1949 году, уже после того, как вернулся с фронта и окончил аспирантуру. Итак, картины Элия Михайловича Белютина — художника и коллекционера, который собрал коллекцию стоимостью в 2 миллиарда долларов.
Покровитель странствующих
Молева была женой художника Элия Белютина, который умер в 2012 году. Через день после разгрома Хрущевым знаменитой выставки в Манеже, которую организовал художник-авангардист Элий Белютин — его произведения находились в самом центре экспозиции, — к ним домой приехал консул США, привез грин-карты. любимицу Элия Белютина со своенравным характером, можно встретить во многих листах художника.