Лыка не вяжет – так говорят сейчас о человеке, не способном к элементарным самостоятельным действиям, или про ленивого, который уклоняется от работы.
Лыко – что это такое? Изделия из лыка. Липовая мочалка Можно ли связать из липового лыка мочалку
ЛЫКО ср. лычко или мн. лики, лыка, молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье, со всякого дерева (под корою луб; под ним мезга, под нею блонь, молодая древесина). Развлечения - 15 июля 2023 - Новости Екатеринбурга - «Не лыком шит» – популярный фразеологизм в русском словаре, обозначающий хитрого, сообразительного человека. это слово, которое имеет несколько значений и используется в разных контекстах. Слово «лыко» произошло от праславянского lyko, что означает кору липы или ивы.
Мочалка из лыка для бани своими руками: заготовка, свойства, применение
Потом эти полоски замачивали, чтобы они стали более гибкими и не ломались и, наконец, использовались для плетения. В Раннем Средневековье у восточных и западных славян лыко признавалось ценным ресурсом. Оно становилось предметом торговли и выплаты дани. Как появился фразеологизм?
Лыко — это дешевый и доступный материал. Лыко, подготовленное к дальнейшему использованию.
И лычный, да не лишний. И лыком шит, да муж. Спутан из лычка, да набит ремешком. Хотя лыком шить, да начальники.
Хоть лыком шит, да сосед. Хоть не стоит лыка, да ставь за велика. Возьмешь лычком, отдашь ремешком. Пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком. Лыко с ремешком не вяжись; порвется. Тот тужи, у кого ременные гужи, а у нас лыки да мочалы, туда ж помчали!
Лыком по парче не шьют. Хуже лапотного лыка. Лыка не вяжет, пьян без языка. Не всякое лыко в строку. Не все лыком, да в строку. Пропадай собака и с лыком, лишь бы не судиться!
С избы лык не надерешь. Пока лыки дерутся, пота и с детками в лес.
Работает как на 32-битных, так и на 64-битных системах. Ко всему прочему, в KMSAuto максимально понятный интерфейс, который написан на русском языке. Это весьма круто, ведь многий аналогичный софт есть только на английском, в случае данного активатора юзеру даже не потребуется возиться с переводчиком. Какой KMSAuto использовать На данный момент существует целых три сборки утилиты KMSAuto и каждую из них требуется использовать для активации различных продуктов: Ultimate — наиболее востребованная и универсальная сборка, при помощи которой активируют современные операционные системы, а также пакет офисных программ. Эта версия имеет наибольшее число функций и инструментов. Lite — также используется для активации современных ОС и ПО, однако обладает более простым дизайном, меньшим набором функций и ее не требуется устанавливать на ПК.
Помимо этого, данная версия способна работать без Фреймворка. Helper — сборка для активации старых операционных систем, но при помощи нее можно получить лицензию на все версии Microsoft Office. Как активировать с KMSAuto Новичкам процедура может показаться с первого раза сложной, но на самом деле для этого потребуется лишь несколько простых шагов. Изначально стоит отметить, что существует два основных метода активации с использованием KMSAuto — ручной и автоматический. Первый является наиболее универсальным, но в тоже время и является не самым простым. Автоматический является простейшим, но при помощи него провести активацию получиться не во всех случаях. Автоматическая активация Такой метод активации лицензии подходит только в том случае, если пользователь ранее не пытался провести активацию и если Windows еще не устанавливал обновления. Это идеально сразу после установки ОС.
Из воза лыка получалось триста пар лаптей. Сам Петр Первый учился плести лапти. Свойства лыковой мочалки Любые натуральные мочалки жёсткие! Они отлично справляются с задачей глубокой очистки пор. Фитонциды, которыми славится липовое лыко убивают всех микробов, которых только встретит на коже! У лыковой мочалки отличный эффект скраба, который держится до последних дней её службы, но есть и некоторые неудобства при её пользовании… Дело в том, что тонкие полоски физически не расположены к обильному пенообразованию. Часто производители не придают определённой формы мочалу и при покупке в пакете вас ожидает обычная связка тонких полосок связанная самой лыковой полосочкой. Чтобы мытьё в бане доставило удовольствие и в руках вы чувствовали не бесформенную паклю предлагаю из приобретённого лыкового материала самостоятельно смастерить мочалку. Полоски можно связать, придав форму в виде косички либо же нашить их на кусочек ткани, а можно просто закрепить с двух сторон верёвочкой.
Есть у лыковой мочалки ещё одно не очень приятное свойство — она вылезает. При трении, намыливании крошечные кусочки, волосинки осыпаются в большом количестве. Уборка в бане после использования мочалки будет просто необходима! И конечно, любую натуральную мочалку необходимо тщательно сушить! Бактерии и микробы обожают жить во влажной натуральной среде — тут для них рай! От такого соседства натуральные мочалки часто трухлеют, приобретают неприятный запах и служат недолго. Мочалки нужно сушить, а перед применением обязательно заваривать крутым кипятком, чтобы они распушились и стали мягкими. Какое значение слова «лыко» в поговорках? До нас дошло немало пословиц и поговорок со словом «лыко».
Лишь часть из них относится непосредственно к изделиям из луба, процессу их изготовления. Остальные же народная мудрость использует как наглядные примеры для аналогии, сравнения или гиперболы. Рассмотрим некоторые: Лыка не вяжет — так говорят сейчас о человеке, не способном к элементарным самостоятельным действиям, или про ленивого, который уклоняется от работы. Почему именно лыко? Что это такое? Вязать лыко связывать в пучки — это элементарная операция, которую может делать даже ребенок. Связывали лыко для плетения веревок, изготовления кистей, мочалок, заготавливания пучков для будущих работ. Не лыком шит — сейчас поговорка означает человека, которого не обманешь. Он не прост, имеет знания и опыт.
Раньше вконец разорившийся крестьянин мог носить одежду, сшитую грубыми лыковыми волокнами, которые пригодны разве что на починку рыбацких сетей. Пояс тоже мог быть скручен из лыка. Но если у него были друзья или родственники, долго это продолжаться не могло. В конце концов человек с руками и головой на плечах обрастал новым имуществом. Те же, кто не хотел работать, пропивали поданную из милости одежду, не пользовались уважением в обществе. Про таких говорили: лыком шит, лыком подпоясан. Не всякое лыко в строку — это присказка лапотников. При плетении лаптей различали строки, то есть ряды. Их подбирали по цвету и качеству.
Значение слова «Лыко»
Это вызывает некоторую трудность в самом начале плетения проплетки при загибании крайних лык. Бумажное лыко вы просто перевертываете на другую сторону, а тут надо, чтобы при повороте лыко было повернуто той же стороной. Лри этом кромки стельки, особенно со стороны пятки, заворачиваются вверх. Эта особенность используется при дальнейшем плетении лаптя. Завернутый вверх край пяточной кромки позволяет упереть в него задник колодки и затянуть носок, который является продолжением проплетки. А затягивается носок лаптя так же, как и бахилы. Все восемь или двенадцать лык загибаются на верх колодки и плетут сперва средние четыре лыка, потом остальные. Носок сразу примет форму колодки.
Дальше пойдет по-иному, чем у бахилы. У лаптя бока и задник не наплетаются. Зато сплетается окончательно широкий лапотный носок. После чего все лыки угонятся на проплет-. Носок лаптя должен быть просторным. Пальцам ног обеспечиватся хорошая защита. Лыко, сплетенное в две цены, предохранит от сучка, от камня и сухих колючек.
Если на этом и закончить, то у вас получится шлепанец, настоящий домашний шлепанец. Но ведь в шлепанцах ходят по дому, а мы говорили, что в лаптях люди ходили за тысячи верст. Значит, надо что-то сделать, чтобы лапоть не спадал с ноги, а пятка на проплетке не виляла туда-сюда. В бахиле для этой цели наплетают бока и задник. А у лаптя, как мы сказали, нет ни боков, ни задника. Вместо них по краям проплетки накручивается из лык валик в палец толщиной. Для этого берут концы лык, складывают их по четыре-пять штук вместе, не свивая, а прямушкой и обматывают, одновременно пришивая к кромке проплетки отдельным хорошо промятым лыком.
Вот такой у вас получится лапоть Приглядитесь к кромке. Она немножко загнута вверх. Выберите место, с которого начнете обмотку, и гоните шаг за шагом. Шаги все косые, но идут по порядку. Валик получится ровный. Гоните кругом. Пальцы должны чувствовать, а глаз видеть, когда обкручиваемый пучок «похудеет».
Добавьте концов. Не допускайте, чтобы «худоба» пучка наступила сразу. Добавляйте вместо выбывающих новые концы. Иные мастера не ограничиваются валиком, а для пущей надежности наплетают небольшой задник, всего в четыре недлинных лыка. Их заплетают с того места, где у кожаной обуви начинается каблук. Выбирают такие дорожки, которые пересекаются на кромке проплетки в самом центре пятки. Когда все четыре лыка выйдут на край проплетки, переплетите их между собой, как начинали плести задник бахилы.
Только там вы плели в восемь лык, а тут в четыре. Больше не требуется. Высокий задник при ходьбе иногда натирает лодыжку. Лыки сгоните к проплетке. Они войдут в пучки боковых валиков. Остается сделать ушко для продевания обор. Возьмите узкое тонкое лычко, проденьте его вверху задника, протяните до половины длины и свейте веревочку сантиметра в три длиной.
Затем оба конца спрячьте, проплетя по три-четыре шажка в разные стороны. Обозначится ушко. В него продевают оборы, которыми крест-накрест приматывают онучи портянки. Вот вы и сплели лапоток, а еще раньше бахилочку. Они не во всем удались. Но ведь это же первая ваша работа. Надеемся, вы убедились, что плести лапти не так уж и просто, как иным кажется.
Всякое дело мастера боится. Сейчас в магазинах, где продаются изделия умельцев, редко, но можно встретить и лапти, и маленькие лапоточки. Еще реже — бахилы. Их охотно покупают иностранцы. Откуда-то пошла мода покрывать лапти лаком. Это от лукавого и так же нелепо, как прикрепить веревочные оборы к лакированным туфлям. Даже сами слова, поставленные рядом: «лакированные лапти» вызывают улыбку своим прямо-таки фельетонным сочетанием.
Не будем наводить на лапоть глянец. Он хорош и без него, как свидетель нашей не такой уж далекой истории. Получение и применение Добыча и предварительная обработка лыка Лыко, подготовленное к дальнейшему использованию Тамбовские крестьяне заготавливали лыко весной: в эту пору «в лесу срубались молодые деревья, называемые лутошками. Обрубив ветви срубленного деревца, начинали драть лыко, имеющее вид полосок…». На Севере России сырьё для плетения принято было заготавливать «от Благовещенья до Троицы, поскольку в это время кора ещё мягкая». Внутреннюю часть коры, снятой с липы, подвергали особой обработке. К примеру, у мордвы лыко размачивали в воде для придания материалу необходимой гибкости.
В Северной и Центральной России у мастеров-лапотников существовали определённые «нормативы», связанные с обучением ремеслу, с началом и завершением работ, со сроками заготовки лыка. Один из владимирских крестьян так описывал процесс передачи навыков от поколения к поколению: «Мой отец брата лет с шести учил… Сначала за лыком ходить, потом размачивать, там уж и плести». Изготовление обуви и других предметов обихода Основная статья: Лапти Кузов из берёсты и луба, начало XX века Один из исследователей так описывает свойства лыка и технику плетения лаптей у мордвы: Для изготовления «двухпяточных» лаптей, или «семилычек», использовали тщательно очищенное лыко. Такие лапти определённое время выдерживали на солнце, после чего «лицевая сторона лычек становилась тёмно-коричневой». Примечательно, что лапти получали своё название в зависимости от породы дерева, с которого снимали лыко. Так, из коры ракиты делали «верзни», из тала — «шелюжники». Из лыка молодого дуба плели «дурачи», из лыка берёзы и вяза — «берёзовики» и «вязовики».
Впрочем, самые прочные лапти изготавливали из луба молодой липы. При этом толщина дерева не должна была превышать полутора вершков. Из лыка делали не только обувь, но и другие предметы домашнего обихода. Так, в быту мордвы одним из основных элементов утвари был «плетёный из лыка кошель». Последний имел вид четырёхугольного ящика, составленного из двух половинок. Такой кошель создавался посредством «косоугольного плетения», при помощи углов и граней. С противоположных сторон обеих частей «ящика» крепились «четыре лычные петельки», в которые продевали ремешок или бечёвку.
В Вятском крае, как и в других регионах страны крестьяне издавна использовали лыко для плетения прежде всего лаптей. Именно лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество русских пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Поэтому широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих прежде всего от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и других. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники… Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.
Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку подковырку. Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными а не пеньковыми оборами то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными крестьяне считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор. Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной.
К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение — «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип — прямое плетение, или «прямая решетка». Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника, так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки носки. Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской губернии, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму. Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти.
Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губернии, где лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями. За десятину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево отсюда, видимо, и известное выражение «ободрать как липку». Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб.
Из воза лык — от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом — получалось приблизительно 300 пар лаптей. Скорость плетения лаптей также была разной и зависела от мастерства, таким образом, крестьянин мог сплести от двух до десяти пар в день. Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок — кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли мастера старались так, чтобы после продержки обор, они не кривили лаптя и не трудили ноги на одну сторону. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует русская поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой одни лапти носились не более десяти дней, а летом в рабочую пору крестьянин стаптывал одни лапти за четыре дня.
Искусные вятские мастера целыми возами продавали свой товар на ярмарках. С развитием промышленного производства обуви, ее удешевлением необходимость в лаптях отпала. Во второй половине ХХ века уже трудно было найти мастера, который бы умел их плести. В 1970-х годах в Кировском производственном объединении по организации надомного труда «Умелец» была сделана попытка решить эту проблему. На предприятии работало несколько мастеров, которые небольшими партиями изготавливали сувенирные лапти разного размера, в том числе и миниатюрные в 1 — 2 см. В настоящее время при Благотворительном фонде «Народный дом», работающем в поселке городского типа Кильмезь, активно действует центр по производству лаптей. В наши дни лапти — отличный сувенир, напоминающий нам о жизни и ремесле наших предков.
Особый — практический — интерес проявляют к старинной русской обуви участники самых разных фольклорных коллективов и отдельные частные лица, занимающиеся реконструкцией старинного быта. Читайте также: Как правильно запаривать и париться пихтовым веником в бане Приобретает лапоть и символическое значение — представляя собой все то позитивное, что было в старинном русском деревенском укладе. Неслучайно организованный и ежегодно проводимый с 2009 года в Кильмези фестиваль народных художественных промыслов и ремесел получил название «Вятский лапоть». Кто же плетет современные лапти? Начинает втягиваться в увлекательный процесс плетения из лыка и подготовленное ими молодое поколение. Лыковая мочалка и нежная кожа Если вы любитель обильной пены, мягкого, щадящего мытья — эта натуральная мочалка вряд ли понравится вам. У детишек маленьких, она также не вызовет бурного восторга.
Лыко для любителей потереть кожу до красна, до скрипучей чистоты. Если вы активно загорали и приобрели несравненный бронзовый цвет кожи — не пользуйтесь лыковым мочалом — используйте пушистые мягкие губки. А уж когда придёт черёд осенних и зимних холодов — вот тогда можно и лыковой мочалкой разогнать кровушку! Для борьбы с вечной женской проблемой целлюлитом лучшего варианта чем лыковая мочалка для мытья и не сыскать. Природная жёсткость — это союзник в разбивании ненужных отложений на бёдрах. Вот такая она мочалка из лыка, которую подарила нам природа-матушка и красавица липа. Не верите — попробуйте сами!
Удачи вам! На колу висит мочало Присказка про мочало имеет реальные корни. Сняв с дерева молодой луб что значит лыко , его укладывали в наполненные водой канавы для вымачивания — мочила. Их устраивали возле лесных ручьев и речек. К осени его развешивали сушить, а потом по снегу везли на санях в деревню. Когда основательно вымоченное лыко связывали в связки, оно распадалось на множество волокон. Порой это случалось уже на просушке.
Такие волокна можно увидеть на рынке или сельскохозяйственной ярмарке. На Руси их называют «мочало». Отсюда пошло слово «измочалить», то есть разделать на мелкие волокна так, что уже теряется прежняя форма. Русская баня без мочала и веника не бывает. Этот экологичный материал использовали для массажа, и наши предки не знали хвори. Традиция мыться мочалом очень древняя. Из лыковой связки делали кисти и помазки, ими белили печи и заборы, чистили кухонную утварь, вили веревки и делали грубые нитки, которые применяли для сшивания сетей для ловли рыбы.
Из лыка вязали кукол, и не только для детских игр. В крестьянской избе было множество оберегов: кукла-крупеничка, куклы-неразлучники, кукла-пеленашка, кувадка, кубышка. На каждое событие семейной жизни была своя кукла. Из мочала плели не только рыбацкие сети, но и лошадиную упряжь, рогожи, а в Германии — даже плащи.
Нет, правда, что за «кули-мули»? Если сегодня открыть сборник «Русских народных сказок» Александра Афанасьева, то от обилия таких архаизмов, как «сомороты», «коски» и прочих «гой еси», заболит голова.
Так что полы и даже стены и потолок избы - по праздникам стирали лычаными тряпками и берёзовыми голиками вениками без листьев, «голыми». Но начнём рассказывать о заготовке липового лыка по порядку, на примере крестьянской семьи Никоновых из кижской деревни Боярщины, расположенной на берегу Онего озера. В окрестностях Кижей были известны два больших липняка, куда ездили крестьяне драть лыко: на острове Долгом в Уйме Уйма - новгородское название архипелага Кижских шхер и на западном берегу губы Вожмариха. Куртинами липа росла и на многих других островах. По воспоминаниям Антонины Ивановны Никоновой 1935 — 2006 , жительницы Боярщины, они с бабушкой Екатериной Ивановной Никоновой Рябининой 1881 — 1957 вдвоём ездили на лодке-кижанке именно в липняк на остров Долгий - «в Уйму». От Боярщины это километров восемь водой. Ждали когда поветерь будет боковой ветер , чтобы вёслами нам не грести, а ехать под парусом в обе стороны. Там же, в Уймах, на обед налавливали себе крупного окуня, варили «зелёную уху» - из одних крупных окуней, без луку, без картошки, а рыбы столько, что аж уха становилась зелёная». Лыко с липы легко сходит с весны до конца июля, когда прекращается активное сокодвижение по стволу а лычные волокна это ещё и проводящая ткань дерева ; но весной лыко не драли, ждали когда оно нарастёт к середине лета потолще. Приискивали липы не старые, начиная с тех, что толщиной в руку и до пяди примерно в толщину 1 пядь - 4 вершка - 17,78 см. Если же дерево попадалось постарше и кора у него толстая, то сначала скобелем струг с узким лезвием и двумя ручками или топором срезали её верхний слой «наросты» , иначе при сворачивании коры в «кочомки» мотки она будет переламываться и лыко разорвётся на короткие куски. Липу валили топором и руками «драли лыко» - на комле толстом конце ствола надрезали кору, хватались за легко отделяющиеся закрайки и отдирали длинные полосы коры вместе с лыком от дерева. В спелую пору лыко толстое и легко сходит вместе с корой. Бывало, что при снятии лыка пользовались заострённой деревянной лопаткой, сделанной из елового сука. Старались заготовить как можно более длинное лыко, особенно для витья верёвок. Суки обрубали, тщательно ободрав липку, ствол разделывали и забирали с собой - из мягкой белой древесины резали ковши, совки для зерна, ложки; резчики делали из липового дерева резные киоты, накладную резьбу на мебель. На месте рубки вообще ничего не бросали, лес соблюдали чистым, не захламляли. Женщины, выезжая за лыком без мужиков, бывало, не валили дерево, а драли лыко со стоящей липки, делая зарубки у корня и выше головы, как достанут руки; или же драли полосы снизу и до самых веток кроны. Дерево при этом оставалось стоять, не взятое лыко и древесина без пользы пропадали. Так лыко готовили для себя уже при колхозах после войны, когда на земле трудились, в основном, женщины и дети, при недостатке мужчин - погибших мужей и отцов. Заготовленное корьё сворачивали в «кочомки» мотки - скручивали ленты коры лычной стороной наружу, а корой внутрь. Увязывали кочомки тонкими полосками того же лыка и укладывали вместе с липовыми заготовками в лодку. Приехав под парусом домой, на Боярщину, замачивали кочомки в воде у берега, в мелком спокойном месте, придавив камнями. Срок вымачивания корья до готовности зависел от температуры воды - в холодное лето вымачивали дольше, в тёплое - короче. Обычно мочили в озере не менее недели. Как и при мочении льна, конопли, а в древности - крапивы, действие мочения состоит в том, чтобы нужные в хозяйстве волокна откисли, отделились от грубой, непригодной части заготовки или стебля, чтобы сделалось возможным отделить добрые волокна от коры или, в случае льна, от костицы. При этом нельзя передерживать кочомки и, тем более, снопы льна в воде, потому что тогда начнёт подгнивать и само нужное волокно. Когда видишь это вымоченное лыко - размокшее, покрытое слизью, илом, пахнущее гнилью - не верится, что стоит приложить к нему руки и вскоре из дурно пахнущих кочомок получится «солнечное» душистое мочало. Как же этого добивались? Кочомки вытаскивали на берег, развязывали, и ленты коры развешивали на вешалах устройства из жердей для сушки, починки сетей и пр. Хорошо вымоченное лыко легко отделяется от коры, обычно ленты мочала отделяли от коры голыми руками, без всякого инструмента. В случае затруднения, для снятия последних, грубых волокон, пользовались ножом. Сразу же толстые и широкие многослойные тяжи лыка разделяли на примерно одинаковые по толщине и ширине полоски и раскладывали мочало в разные пучки, разделяя его по качеству и длине волокна. Длинное мочало шло, как уже говорилось, на изготовление банных мочалок, витьё верёвок и на половые тряпки - то есть раскладывалось на три пучка; из коротких же обрывков волокна, также в зависимости от его мягкости, изготавливали кисти для побелки печей, помазки для смоления лодок, мочалочки для мытья посуды и кухонные тряпки, которыми вытирали стол. Что значит «изготавливали мочалки»? Как говорила Антонина Ивановна: «сворачивали пучок в руке, да и мылись» - никакого плетения не было. Потом разобранное по пучкам мочало тщательно промывали в воде. Сначала отмывалась гнилостная слизь, затем мочало буквально стирали на руках, используя его природную «мылкость». Наконец, доставали из воды, развешивали на тех же самых вешалах и сушили на ветерке. Высохнув, мочало приобретало душистый запах, с оттенком медового аромата. Использовали его по мере надобности; хранили пучками в хозяйственной части дома, которая в заонежских домах была под одной крышей с жилой частью, как говорили - «на сарае»; или «на вышке», то есть на чердаке. Вероятно, тканьё рогож не было заметно распространено в Заонежье потому, что липняков было всё-таки мало, по сравнению с центральными губерниями России; но зато верёвки для рыболовных снастей сетей, керагодов, неводов, ставников, вершей, мёрд, продольников и др. Лён выращивали, как правило, только для выработки «точива» ткани и ниток для вязания сетей, льнища участки льна были небольшими и льняное волокно на витьё верёвок не пускали. Если же липняков по близости не было, то вили верёвки из отрепов и изгребов - грубых коротких очёсов льна, из которых обычно ткали половики и мешковину. Семьи, занимавшиеся промышленным рыболовством, для вязания сетей, бывало, выращивали коноплю, дающую очень длинное крепкое волокно; но «тятивы» верхняя и нижняя верёвки сетей всё равно, как правило, были лычаными. Способ витья верёвок - как из лыка, так и из всех других материалов - был один. Хотя различных инструментов и механизмов для выполнения этой работы существовало много - от простых деревянных крючков до различного устройства вьюх с подсобными приспособлениями. Суть заключается в том, что сначала из волокна скручиваются пряди в одну сторону, а потом из прядей свивается вращением верёвка, закручивают её при этом обязательно в противоположном направлении. Как говорится, «дал Бог руки, а верёвки сам вей». А без верёвки ни на лодке проехать, ни дом построить, да и вообще никакого хозяйства было не управить. В завершение надо сказать, что «виковичныя» эти липняки - на острове Долгом и в губе Вожмариха - цветут-растут и поныне. Крестьяне-пользователи не извели их за многие столетия заготовки лыка, хотя без лычины никто в хозяйстве не обходился. Липа дерево порослевое, возобновляется легко и быстро; да и пользовался мир липняками разумно, не хищнически, оставляя липку и детям, и внукам. Сейчас же липняки эти превратились в густые перестойные липовые леса; исчезли крестьяне-хозяева, исчезло из нашей народной жизни и «медвяное» мочало - прекрасный природный материал... Липовое лыко заонежан: и гуж, и веревка, и мочалка. Петрозаводск: Издательский центр музея-заповедника «Кижи», 2008 Доброе время суток! Давненько мне хотелось приобрести мочалку из настоящего лыка: ещё из детства помню, какой дух стоял в бане от её использования. Сначала хотела купить на рынке у нас лыко нередко продают , но побоялась, что такое мочало быстро выйдет из строя распушится, начнёт лезть, оставлять за собой лыковые «волосинки». А вскоре увидела лыковую мочалку в интернет-магазине косметики Kleona. Мочалка хороша тем, что прошита по краям, да и ручки имеются. Не задумываясь, купила. Баня у нас бывает по выходным, и я просто дождаться не могла, когда я уже опробую свою обновку. Полюбуйтесь-ка на неё, кстати. Тканевая окантовка переплетённой лыковой основы довольно широкая, ручки удобные, длинные, крепкие. Но главное — аромат… Кто знает, как пахнет свежее лыко, меня поймёт. Жаль, что фото не передаёт его через монитор компьютера! В бане я замочила мочалку в кипятке и оставила минут на 20. Это нужно для того, чтобы лыко размягчилось, стало более податливым. В противном случае оно останется грубым и может даже поцарапать кожу. Небольшие секреты использования лыковой мочалки. Гель для душа в пару к мочалке не подойдёт: он просто не будет размыливаться, поэтому только кусковое мыло лучше, конечно, натуральное или бельди. Не нужно намыливать мочалку: вся пена затеряется в лыке, и вы потом будете винить мочалку в том, что она не справляется со своими «обязанностями». Мыльную пену или бельди нужно наносить непосредственно на тело, затем выждать несколько минут, взять мочалку и растирать ею кожу. Вот тут она заработает! Чем хорошо лыко? Липа а лыко, как известно, это луб молодых липовых деревьев обладает антисептическим и противовоспалительным действием, что благотворно сказывается на состоянии кожи: прыщики, угри и прочие неприятности стараются её покинуть как можно скорее. Лыко делает кожу гладкой, выравнивает её отлично помогает против «бугорков» целлюлита , можно сказать, полирует до блеска. Плюс очищает даже и без мыла и помогает избавиться от омертвевших клеток. Немало, так ведь? Я использую лыковую мочалку исключительно в паре в бельди, и очень довольна результатом: кожа мягкая, нежная, гладкая, душистая. Про высыпания часто появлялись прыщики на спине и груди я давно забыла. Ну, и своеобразная ароматерапия аромат лыка помогает расслабиться и навевает приятные воспоминания. И всё бы хорошо, но… Сейчас будет даже не ложка, а половник дёгтя! Спустя пару применений я стала замечать, что мочалка начала лохматиться по краям, каждым разом всё больше и больше… Потом лыко уже откровенно полезло из шва, и теперь окантовка и лыко у меня существуют по отдельности. И это очень неприятно: мочалка выглядит неопрятно. Боюсь, что скоро я и вовсе не смогу ей пользоваться: отдельно держать лыко в руках не очень-то удобно, а ручками мыться не станешь. Отмечу, что идея изготовить такую мочалку заслуживает всяческого одобрения. А вот исполнение, увы, хромает на обе ноги… Продукцию Kleona я нежно люблю, и с моей стороны в адрес производителя не было ни одного нарекания. Но здесь очень хочется, чтобы он меня услышал и исправился: лыковая мочалка — преотличнейшая нужная вещь! И я бы обязательно приобрела её ещё не раз, вот только бы знать, что в следующий раз мочалки хватит хотя бы применений на двадцать… Многие народные куклы делаются на основе мочала. Лыко не только для кукол хорошо, оно ведь и мочалка настоящая, для бани и не только. Липовое лыко после распаривания становится мягким и помогает прекрасно очистить кожу, это объясняется тем, что вся поверхность лыка покрыта мельчайшими ворсинками.
Плести лапти из лыка. На лапти идет преимущественно липовое лыко. Жгут или лоскут из этой ткани. Ивовые лыки. Подпоясанный лыком. Не всякое лыко в строку погов. Не лыком шит - погов. О словаре «Толковый словарь русского языка», впервые изданный в 1930-х годах прошлого века под редакцией Д. Ушакова, и по сей день является одним из самых известных и подробных толковых словарей русского языка. Его популярность можно сравнивать разве что с популярностью словаря Ожегова. Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия. Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей. В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов. Фразеологический словарь русского языка Всякое лыко в сторону прост. Ставить всякое лыко в строку - ставить в вину всякую ошибку О словаре Фразеологический словарь русского языка — лингвистический словарь, содержащий в себе сведения о фразеологизмах русского языка.
Значение слова "лыко"
Не лыком шит Значение - поговорка о человеке, не лишенном способностей, знаний, уменья Толковый словарь Д. Ушакова, 1935-1940 В старой Руси «лык» - липовая кора. Из лыка плелась обувь русских крестьян - лапти. В то же время, лапти были признаком бедности.
Правильно будет: «Надрал много лыка». Лыко дерут и с ивы, и с вяза, и с дуба. Научно-технический энциклопедический словарь говорит, что это делают весной.
Деревья подбирают не старше десяти лет. Снимают кору приблизительно трех аршин длины. Это около двух с небольшим метров. После удаляют верхнюю корочку, лыко вымачивают, сушат и пускают в дело. На колу висит мочало Присказка про мочало имеет реальные корни. Сняв с дерева молодой луб что значит лыко , его укладывали в наполненные водой канавы для вымачивания - мочила.
Их устраивали возле лесных ручьев и речек. К осени его развешивали сушить, а потом по снегу везли на санях в деревню. Когда основательно вымоченное лыко связывали в связки, оно распадалось на множество волокон. Порой это случалось уже на просушке. Такие волокна можно увидеть на рынке или сельскохозяйственной ярмарке. На Руси их называют «мочало».
Отсюда пошло слово «измочалить», то есть разделать на мелкие волокна так, что уже теряется прежняя форма. Русская баня без мочала и веника не бывает. Этот экологичный материал использовали для массажа, и наши предки не знали хвори. Традиция мыться мочалом очень древняя. Из лыковой связки делали кисти и помазки, ими белили печи и заборы, чистили кухонную утварь, вили веревки и делали грубые нитки, которые применяли для сшивания сетей для ловли рыбы. Из лыка вязали кукол, и не только для детских игр.
В крестьянской избе было множество оберегов: кукла-крупеничка, куклы-неразлучники, кукла-пеленашка, кувадка, кубышка. На каждое событие семейной жизни была своя кукла. Из мочала плели не только рыбацкие сети, но и лошадиную упряжь, рогожи, а в Германии - даже плащи. Мягкая мебель набивалась в старину именно лыком.
В частности, из ракитной коры изготовляли «верзни», а из таловой — «шелюжники». Лыко молодых дубов шло на плетение «дурачей», берёзовое — «берёзовиков», вязовое — соответственно «вязовиков». Однако для наиболее крепких лаптей использовались молодые липы. Важным условием была толщина дерева не более 1,5 вершков. Практически всё население России вплоть до нач. Из-за этого постоянным эпитетом России стало прилагательное «лапотная».
Кочедыки из кости инструменты для плетения такой обуви обнаружены во время раскопок ещё неолитических стоянок. Были целые артели, которые ходили в леса за лыком, которое драли с помощью пырка — деревянного инструмента, который оставлял на дереве голый ствол. Одной телеги лыка было достаточно для получения 300 пар лаптей. На изготовлении лаптей специализировались целые деревни и отдельные местности, в т. Смирново Нижегородская губерния ; с. Семёновское рядом с Кинешмой ; с. Мыть во Владимирской губернии ; Тамбовщина. Однако и некоторые другие домашние вещи делались из лыка. К примеру, важной частью быта был лыковый «кошель». Он представлял собой четырёхугольный ящик, состоявший из двух частей.
Изготовляли его с помощью технологии, которую называют «косоугольным плетением», при помощи граней и углов. По сторонам двух половин «ящика» прикрепляли 4 петли из лыка, продевая в них бечёвку либо ремень. Ещё лыко применялось для вязания кукол. Причём некоторые из них были не просто детскими игрушками. В домах крестьян имелись многочисленные обереги в виде кукол: «крупеничка», «неразлучники», «пеленашка», «кубышка», «кувадка». Для любого семейного события использовалась определённая кукла. Лык применялось и для плетения рыболовных сетей, лошадиной упряжи и рогожи. Немцы в старину делали даже плащи из данного материала. Его использовали для набивания мягкой мебели. Тара из лыка позволяла дольше хранить продукты в прохладе.
Специальные корзинки — туески, использовались для хранения икры и масла. Изготовление лыковой мочалки Само лыко не изготовляют, а «дерут». Начинали это делать весной, обдирая молодые липовые, а также ивовые деревья. В прошлом закончить заготовительные работы старались до Троицы. Отчасти приичной были религиозные обряды. Однако самое главное — именно к этому времени прекращалось движение сока внутри деревьев. А древесная кора до Троицы была особенно мягкой. Драть лыко на мочалки следует тонкими полосками. Раньше его драли не столько ради мочалок, сколько для производства обуви, одежды, тары, мебели, сумок. А уже та часть сырья, которая была непригодна для перечисленных изделий, использовалсь для мочалок.
Их получали просто — лыковые космы связывали косичками либо попросту укладывали в кольца. Затем материал размачивали, чтобы сделать более гибким и, таким образом, подготовить к собственно плетению. После плетения мочалку ненадолго ставили на солнце. Для получения сырья выбирали крепкие, но гибкие деревья толщиной до полутора вершков 1 вершок равен примерно 4,45 см. К сожалению, таким образом молодые заросли вырубались в хозяйственных нуждах. Читайте статью на тему «Как запаривать веник для бани правильно — подготовка веника для бани» С молодых деревьев кору сдирали сразу.
Словарь Даля добавляет определение: лыко — это неокрепшее подкорье.
Ткань дерева, размещенная непосредственно под корою, называется луб. За ним расположена молодая древесина. Словарь Брокгауза и Ефрона поясняет, как добывали лыко: срубали молодое деревце, обрубали ему сучья и срезали кору вдоль ствола. Это занятие называется «драть лыко». Лучшее лыко получается из липы. Поговорка «ободрал, как липку» как раз говорит об этом виде промысла.
Лыко – что это такое? Изделия из лыка. Липовая мочалка Можно ли связать из липового лыка мочалку
И лыком шит, да муж. Спутан из лычка, да набит ремешком. Хотя лыком шить, да начальники. Хоть лыком шит, да сосед.
Хоть не стоит лыка, да ставь за велика. Возьмешь лычком, отдашь ремешком. Пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком.
Лыко с ремешком не вяжись; порвется. Тот тужи, у кого ременные гужи, а у нас лыки да мочалы, туда ж помчали! Лыком по парче не шьют.
Хуже лапотного лыка. Лыка не вяжет,... Главнейшее употребление Л.
Хоть лыком шит, да мылом мыт, - говорят про бедного, но честного. Стоит заглянуть в словарь Даля, чтобы убедиться, как много мы не знаем о простом лыке. Если в школе изучали, то давно забыли. Оказывается, лыко — это неокрепшее подкорье, молодой луб, волокнистое вещество. У всякого дерева под корою — луб, под ним — мезга, под нею блонь, молодая древесина.
Подкорье молодой липы, вяза, ольхи шло обычно на лапти; а луб со старых лип замачивали на мелководье, потом делили на две части: на мочало и на кульё, как сказано у Даля. Из многих составляющих слово лыко оказалось самым востребованным и в прямом, и в переносном смысле. Пройдёмся по пословицам и поговоркам из словаря Даля. Кричит, будто черт с него лыка дерет. Кликали черти с лыками, незваного гостя.
Их сам черт лычком вязал. Борода что помело, да ума ни лычка. Борода велика, а ума ни на лыко. И лычный, да не лишний. И лыком шит, да муж.
Спутан из лычка, да набит ремешком. Хотя лыком шиты, да начальники. Хоть лыком шит, да сосед. Хоть не стоит лыка, да ставь за велика. Возьмешь лычком, отдашь ремешком.
Пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком. Лыко с ремешком не вяжись; порвется. Тот тужи, у кого ременные гужи, а у нас лыки да мочалы, туда ж помчали! Лыком по парче не шьют.
Лычки — это ласковое название лыка.
А что такое лыко? Это тонкие полоски древесины с молодых деревьев. Если снять с молодого деревца кору, под ней обнаружится мягкая древесина. Потянешь — и образуется полоска, которую можно гнуть. Вот из таких древесных полосок — из лыка — и плели, или «вязали», лапти.
Картина И. Как все-таки правильно: Кащей или Кощей? Если заглянуть в словари, то можно убедиться в том, что правильны оба варианта. Но тогда возникает другой вопрос: от какого слова образовано это имя? Автор этимологического словаря, Макс Фасмер, связывает слово «кощей» как имя и как наименование худого человека со словом «кость».
Отсюда, кстати, и представления о его худобе,истощенности, которая сочетается со злобой и жадностью. Есть и другие родственные и отражающие суть этого персонажа слова. Например, «кош» — кошелка, корзина, короб, сундук над златом в котором и чахнет Кащей, вероятно. А еще, конечно, Кащей — это кощунник, производящий некие магические действия. Забавная деталь: в «Словаре русского арго» Владимира Елистратова есть слово «Кощеевна» — так, согласно словарю, называют некрасивую, злую женщину.
МИЗГИРЬ Странное по своему звучанию, ни на что не похожее имя, которым названа одна из русских сказок, а еще так зовут одного из героев «Снегурочки» Островского — купца, который влюбляется в Снегурочку и забывает о своей невесте Купаве. Кто же такой Мизгирь? Мизгирь — это паук, причем опасный, ядовитый. У Даля читаем: Мизгирь — м. Мизгиря убьешь — сорок грехов сбудешь.
Что такое лыковая мочалка
- KMSAuto Net 2024-2025 – для Windows 7-10-11 и без вирусов
- Лыко – что это такое? Изделия из лыка
- Синонимы к слову лыка
- Почему говорят "лыко-мочало — начинай сначала"
- Ярлык и лыко Охота на слова
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Значение слова ЛЫКО. Что такое ЛЫКО?
- Что такое лыко?
- Словарь Даля
- KMSAuto Net 2024-2025 – для Windows 7-10-11
Значение слова Лыко
Когда основательно вымоченное лыко связывали в связки, оно распадалось на множество волокон. ЛЫКО, -а, мн. лыки, лык, лыкам, ср. Луб молодой липы, ивы и нек-рых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы. Что такое лыко. Лыко – это внутренняя волокнистая сторона коры липы, то есть её неокрепшая подкорная часть. Используется такое выражение обычно в качестве предупреждения личностям, чье поведение не устраивает.
Значение слова лыко. Что такое лыко?
понимает, умеет не хуже других. Морфологические и синтаксические свойства[править]. -лык. Словообразовательная единица (аффикс). Такое правило распространяется и на волчье лыко, хотя в народе оно получило славу исключительно ядовитого растения, которое следует уничтожать или хотя бы обходить десятой дорогой. ЛЫКО — ЛЫКО, тип растительного волокна или плетения, изготовленного из луба (внутреннего слоя коры, ФЛОЕМЫ) растений. поговорка о человеке, не лишенном способностей, знаний, уменья (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940) В старой Руси «лык» - липовая кора.
«Не лыком шит» — что такое лыко и как появилась эта фраза?
Из воза лыка получалось триста пар лаптей. Сам Петр Первый учился плести лапти. Какое значение слова «лыко» в поговорках? До нас дошло немало пословиц и поговорок со словом «лыко». Лишь часть из них относится непосредственно к изделиям из луба, процессу их изготовления. Остальные же народная мудрость использует как наглядные примеры для аналогии, сравнения или гиперболы.
Рассмотрим некоторые: Лыка не вяжет — так говорят сейчас о человеке, не способном к элементарным самостоятельным действиям, или про ленивого, который уклоняется от работы. Почему именно лыко? Вязать лыко связывать в пучки — это элементарная операция, которую может делать даже ребенок. Связывали лыко для плетения веревок, изготовления кистей, мочалок, заготавливания пучков для будущих работ. Не лыком шит — сейчас поговорка означает человека, которого не обманешь.
Он не прост, имеет знания и опыт. Раньше вконец разорившийся крестьянин мог носить одежду, сшитую грубыми лыковыми волокнами, которые пригодны разве что на починку рыбацких сетей. Пояс тоже мог быть скручен из лыка. Но если у него были друзья или родственники, долго это продолжаться не могло. В конце концов человек с руками и головой на плечах обрастал новым имуществом.
Те же, кто не хотел работать, пропивали поданную из милости одежду, не пользовались уважением в обществе. Про таких говорили: лыком шит, лыком подпоясан. Не всякое лыко в строку — это присказка лапотников. При плетении лаптей различали строки, то есть ряды. Их подбирали по цвету и качеству.
Некоторые не годились. Так говорили про тех, кто не годится для какого-то дела, выбивается из общей массы каким-то недостатком. Лыковая одежда Римляне, путешествуя по территории современной Германии, с удивлением обнаруживали людей, одетых в плащи из лыка. Народ, населявший германские земли, казался диким в их глазах.
Оно содержит специальные клетки — ситечатые клетки, через которые осуществляется поступление сахаров, аминокислот и других питательных веществ, синтезированных в фотосинтезирующих органах, к местам их потребления. Таким образом, лыко обеспечивает жизнедеятельность растения, позволяя ему получать необходимые вещества для роста и развития.
Вам также может понравиться.
Я и говорю: "Лавруш, слышишь? Слов разобрать не можем, а голос слышим. Ну это так и оставили, мало ли кто поёт? Попошли немножко, видим березняк, такой хороший. Давай, говорю, Лавруш, подерём этот лык. Он отошел, эдак в сторону от меня, срубил берёзу, дерёт себе лыка, я тоже.
Дранье лыка у многих народов было распространенным ремеслом. В традиционном хозяйстве башкир, особенно башкир-катайцев Инзерского бассейна, а также в Зианчуринском, Баймакском, Бурзянском, Туймазинском, Аургазинском, Белебеевском районах были свои мастера. Из лыка плели лапти, циновки, попоны, веревки разной толщины арканы. Изготавливали разнообразную утварь, прокладки для седел, хомутов, седелки, чехлы для топоров, кисти для побелки, банные мочалки и мочалки для кухни. Разнообразие применения лыка объясняется тем, что дерево в тех краях было одним из основных материалов при хозяйственных постройках и служило сырьем для многих ремесленных дел.
Предметы из лыка. Музей Арслана Мубарякова, с. Ассы, Белорецкий район РБ Дранье лыка — своеобразное ремесло. К сожалению, сегодня почти забытое. Издревле работа с лыком начиналась с наступлением весны.
Сначала снимали липовую кору для мочала во время сокодвижения в деревьях — с конца мая по июнь. А для получения более качественного материала возвращались к этим заготовкам позжe — в июле. Эта работа всегда считалась сезонной. Процесс получения лыка у всех народов разный, но приемы практически одни и те же. Сначала тщательно выбирали дерево, затем валили его с помощью топора, отдирали длинные полосы коры с помощью того же топора или специального инструмента в виде длинной палки с острым концом.
Также драли лыко и руками. Получали кору в виде трубок: одна толстая, другая более тонкая. После этого их надевали друг на дружку и погружали для замачивания в воду. Вода должна была быть теплая, спокойная — без течения, у берега. В Белорецком районе на пути к Инзеру часто встречались в мелких речках запруды с мокнущим лыком.
Такое мочение продолжалось до конца лета, до самой осени. В августе-сентябре древесную ткань уже можно было отделить от ствола. Теперь мастера привозили вымоченное и тщательно промытое от слизи и ила лыко в деревню, вешали под навесом для сушки. Бывало, что высушенную часть липовой коры связывали как пшеничные колосья. В итоге получали белое и желтое лыко.
Белое, как правило, использовали для душистых мочалок, а желтое, попроще, — для хозяйственных нужд. Отмачивание лыка в речке В этой работе участвовали в основном мужчины, так как она очень трудоемкая и требовала от мастера много сил. Во время войны и в послевоенные годы в некоторых отраслях лесозаготовки трудились женщины и подростки. Трудились круглый год: зимой рубили лес и вывозили к сплавным рекам, весной работали на сплаве, получали смолу, заготавливали лыко. Рубка и сплав леса, заготовка различного сырья, гонка смолы и дегтя, дранье лыка, углежжение многие годы были главными промыслами башкир-катайцев.
Рассказывает Ринат Шайбаков, историк-краевед из Белорецкого района: «В Белорецком районе все деревни устья реки Инзер занимались лесоразработкой и лесопромышленным ремеслом. Одно из них — дранье лыка, своеобразное ремесло многих народов. По берегам реки Инзер и с западной стороны горы Зильмердак растет много липы. Отсюда и липовый мед. Лыко всегда являлось востребованным товаром.