Так называемая действующая толпа отличается активными действиями делинквентно-го характера и подразделяется на агрессивный и стяжательский подвиды [11; 12; 13]. Спасающаяся толпа, которая превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным. Стяжательская толпа, то есть скопление людей, движимых стремлением к грабежу. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, паническую, корыстную и повстанческую. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии. Так называемая действующая толпа отличается активными действиями делинквентно-го характера и подразделяется на агрессивный и стяжательский подвиды [11; 12; 13].
Социальное поведение. Внутренняя регуляция социального поведения субъекта
Презентация, доклад по обществознанию Социальное поведение | • Видами толпы являются. |
СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ МАССОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ | Действующая толпа подразделяется на. |
Психология толпы, виды толп. как управлять толпой | Действующая толпа подразделяется на спасающуюся стяжательскую. |
6.2. Социальное поведение – SOOCIETY | Действующая толпа. |
Тема: Социальное поведение | доведенная до исступления группа людей в результате каких-либо действий, например. |
Поведение людей в толпе
Пошаговое решение: Давайте заполним пропуски в тексте и детально обсудим каждое из понятий и его характеристики: Субъектами социального поведения являются: массы: Это большое количество людей, объединенных общим интересом или характерным для них поведением. Видами толпы являются: случайная: Толпа, собравшаяся случайным образом без определенной цели. Действующая толпа подразделяется на: агрессивную: Толпа, члены которой проявляют агрессивное поведение, например, массовые беспорядки. Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное: Поведение каждого отдельного человека.
Социальные движения могут быть нескольких видов: политические: Организованные усилия граждан, направленные на изменение политической системы или политики.
Прежде всего, в толпе отчетливо наблюдается эффект деперсонификации и ослабление контроля эго: «... Нетрудно заметить, насколько изолированный индивид отличается от индивида в толпе, но гораздо труднее определить причины этой разницы. Для того, чтобы хоть несколько разъяснить себе эти причины, мы должны вспомнить одно из положений современной психологии, а именно то, что явления бессознательного играют выдающуюся роль не только в органической жизни, но и в отправлениях ума.
Наши сознательные поступки вытекают из субстрата бессознательного, создаваемого в особенности влияниями наследственности. В этом субстрате заключаются бесчисленные наследственные остатки, составляющие собственно души расы. Эти общие качества характера, управляемые бессознательным и существующие почти в одинаковой степени у большинства нормальных индивидов расы, соединяются вместе в толпе. В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают;...
Такое именно соединение заурядных качеств в толпе и объясняет нам, почему толпа никогда не может выполнить действия, требующие возвышенного ума. Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало все-таки отличается от решений, принятых собранием глупцов, так как в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума»1. При том, что Г.
Лебон весьма упрощенно трактует проблему индивидуального и коллективного бессознательного и его взгляды подвержены сильному влиянию биологического детерминизма, в целом его выводы как о практически неизбежной деперсонификации и деперсонализации личности в толпе, так и о деструктивности толпы в целом совершенно справедливы. Более того, как показывает, в частности, практика организационной психологии, даже высокоструктурированные большие группы профессионалов, строго говоря, не являющихся толпой, часто оказываются совершенно неэффективны при решении задач, требующих творческого и новаторского подхода. Не случайно техники практической социально-психологической работы с такого рода сообществами, как правило, строятся на их дефрагментации по тому или иному принципу с последующим поиском решения в сформированных таким образом малых группах. Лебон также отчетливо выделил ряд социально-психологических механизмов, опосредствующих поведение индивида в толпе: «Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами.
Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности»2. По сути дела, речь идет о деиндивидуализации, под которой в современной социальной психологии понимается, как правило, потеря испуга перед внешней оценкой и, как минимум, снижение уровня самосознания. Как показали многочисленные исследования, степень деиндивидуализации отчетливо коррелирует с анонимностью, обусловленной, в частности, размерами толпы.
Так, например, «проведя анализ 21 случая, когда кто-то в присутствии толпы угрожал спрыгнуть с небоскреба или с моста, Леон Манн обнаружил, что когда толпа была маленькой и освещалась дневным светом, то, как правило, попыток спровоцировать самоубийство не делалось. Но когда размер толпы или ночной мрак обеспечивали анонимность, люди обычно подначивали самоубийцу, всячески издеваясь над ним. Брайан Маллен сообщает о подобных эффектах в шайках линчивателей: чем больше шайка, тем больше ее члены утрачивают чувство самоосознования и тем с большей готовностью соглашаются пойти на зверства, такие как сожжение, растерзание или расчленение жертвы. Для каждого из приведенных примеров...
Поскольку «так делали все», то и свое поведение они объясняют сложившейся ситуацией, а не собственным свободным выбором»1. Вторая причина, на которую указывает Г. Лебон, — «заразительность или зараза — также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление... В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному»2.
В современной социальной психологии под социальным заражением понимается «... При этом нередко «... Классическим примером подобного рода может служить превращение в толпу под воздействием паники такой жестко организованной группы, как воинское подразделение. Механизм заражения активно используется в рамках так называемых «грязных политтехнологий» во время массовых мероприятий, когда группы подставных провокаторов сознательно толкают толпу на те или иные действия от скандирования определенных лозунгов до массовых погромов.
Третья, самая главная, с точки зрения Г. Лебона, причина, «... Он уже не осознает своих поступков, и у него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения такой субъект будет совершать известные действия с неудержимой стремительностью; в толпе же эта неудержимая стремительность проявляется с еще большей силой, так как влияние внушения, одинаковое для всех, увеличивается путем взаимности»4.
Данный эффект «в чистом виде» часто наблюдается и целенаправленно используется в практике религиозных сект, всевозможных «целителей», «чудотворцев», «экстрасенсов» и т. Лебон особо подчеркивал свойственную толпе склонность к нетерпимости и авторитаризму. С его точки зрения, «толпе знакомы только простые и крайние чувства; всякое мнение, идею или верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним или как к абсолютным истинам, или же как к столь же абсолютным заблуждениям. Толпа выражает такую же авторитарность в своих суждениях, как и нетерпимость.
Индивид может перенести противоречие и оспаривание, толпа же никогда их не переносит.
В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Чтобы определить сущность девиантного поведения, нужно четко выделить вес его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы правила , которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение.
Выделяется пять типов поведения: конформизм, инновация, ритуализм, рстритизм, мятеж. Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Причины девиантного поведениянекоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов.
Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контрольосуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации. Неформальный контрольхарактерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. Убеждение— это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения.
Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное. Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Он сам отбирает ни себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт. Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами.
Социальный конфликт - это сложное явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности.
Понятие социальной группы. Как не стать жертвой толпы. Памятка по поведению в толпе. Основы безопасного поведения в толпе. Поведение в толпе картинки. Лидер в толпе. Власть толпа людей. Лидерство в организации рисунки. Ведомая толпа.
Общество это в обществознании. Публика это в обществознании. Порядок это в обществознании. Множество людей. Человеческое общество. Толпа молодежи. Миграция населения маятниковая миграция. Скопление людей. Человек в социуме. Человек и общество.
Группа людей. Виды толпы Окказиональная. Окказиональная толпа примеры. Примеры окказиционной толпы. Человек среди людей. Человек для презентации. Человек среди людей Обществознание. Человек среди людей презентация. Толпа абстракция. Толпа рисунок.
Человек в толпе людей. Гюстав Лебон 1841-1931. Психология толпы Густав Лебон кратко. Лебон и Тард. Психология масс Тард и Лебон. Социальная структура общества. Социальные группы общества. Серая толпа людей. Преступления против общественной безопасности. Участие в массовых беспорядках.
Массовые беспорядки это определение. Последствия массовых беспорядков. Много человечков. Массовые явления в больших группах. Психология массовых явлений. Массовые психические явления. Социальные группы. Поведение человека в толпе характеризуется. Особенности поведения в толпе. Структура толпы в психологии.
Состав толпы. Психология большой социальной группы. Большие социальные группы признаки.
Социальное поведение
Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии. Действующая толпа может быть спасающейся, стяжательской и так называемой агрессивной. Спасающаяся толпа — это толпа, находящаяся в состоянии паники (реакции массового страха при мнимой или реальной угрозе). это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Аффективно-действующая толпа психологически заражена на групповые действия. Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности.
Тема 2.5. Толпа. Психологические аспекты работы при большом скоплении людей
Он назначает место и время встречи. Таких людей объединяет конкретная идея. Часто это массовые мероприятия концерты, многотысячные живые семинары, вебинары и т. Если основой классификации является степень активности и возбуждения людей, то выделяют 3 типа сборищ: активное, пассивное, демонстрирующее. Активная толпа часто является агрессивной. Люди в ней склонны к насилию, жестокости. Осуществляются разрушительные, приносящие вред другим действия. Часто это группы грабителей, убийц, мародёров, маньяков. К активной толпе относят спасающееся объединение людей, где доминирует панический настрой. Пассивное сборище имеет одну отличительную черту — отсутствует эмоциональный компонент. Бывает, что таких людей собирают насильно для реализации определенных действий.
Они не заинтересованы. В большинстве случаев это обычная толпа зевак. Демонстрирующая толпа формируется под влиянием социального протеста. Участники имеют общую идею и действуют во имя собственных интересов. Скопление людей рассыпается, когда цель сборища будет достигнута. Третий классификационный признак — характер поведения людей в толпе. Окказиональное столпотворение. Образуется из-за любопытства к какому-то происшествию. К такому типу относятся люди, которые наблюдают за последствиями дорожной аварии, пожара, процессом драки, выступлением уличных артистов. Конвенциональная толпа формируется из-за интереса к ранее объявленному событию, зрелищу концерт музыкальной группы, танцевального коллектива, джаз-вечер, игра футбольной команды на спортплощадке и т.
Экспрессивное столпотворение имеет общие черты с конвенционным. Только людей объединяет общее отношение к какому-то событию. Это радость, счастье, злость, ненависть, возмущение, умиротворение и т. Экстатическая толпа является крайней степенью развития экспрессивной формы. Люди не просто испытывают одинаковые эмоции. Происходит взаимное нарастающее заражение настроением. Проявляется на рок-концертах, массовых религиозных ритуалах, карнавальных вечерах. Последнее основание для классификации толпы — действия. Поступки сборища направлены на определенного человека или конкретный объект. Это митинги против действующего правительства, стачки из-за невыплаты зарплаты и т.
Действующая толпа делится на подвиды: Агрессивная. Людей объединяет ненависть к кому-то или чему-то. Сопровождается массовым избиением участников толпы. Возникает, когда люди пытаются спастись от определенного явления. Это может быть массовая эвакуация жителей района, где произошла природная катастрофа. Провоцируется игнорированием правительства истинных интересов граждан. Люди вступают в конфликт с целью отстоять свои ценности. Другое проявление — массовая скупка определенных продуктов в магазинах гречки, сахара, овощей, фруктов. Самая распространённая причина такого поведения — объявление о подорожании определенных категорий товаров. Согласно Г.
Лебону, толпы бывают разнородные и однородные. Разнородные делятся на анонимные и неанонимные или персонифицированные. К однородным относятся неперсонифицированные сборища: секты, касты и классы. Классификация толпы Литература Рассматриваемый феномен отлично обрисован великим поэтом М. Лермонтовым в его стихотворении под названием «Как часто пёстрою толпою окружен…».
И такая толпа, непрерывно увеличиваясь в объеме, уже движется к местам дислокации органов высшей власти с весьма недвусмысленными намерениями. Захватив их или заставив власти покинуть эти места, такая толпа превращается в революционную. Вся политико-психологическая динамика такой трансформации толпы, от случайной до революционной, может занять от нескольких часов до нескольких дней.
Наиболее яркий пример именно такой трансформации разных видов толпы нам удалось наблюдать в Иране в период краха шахского режима и прихода к власти режима аятоллы Р. В Тегеране все шло именно по этой схеме. В один момент в нескольких десятках концов города вдруг случились некие дорожно-транспортные происшествия. И возникли первые, вроде бы совершенно «случайные» толпы. Далее все пошло абсолютно по описанной выше схеме и привело к известным результатам. Собранная публика. Позаимствуем пример у В. Перед Сенатом выступает Брут, и Сенат рукоплещет его планам и предложениям, явно одобряя их.
Но вслед за Брутом выступает Марк Антоний. И тот же самый Сенат, с той же самой силой, рукоплещет теперь уже его предложениям, в итоге одновременно одобряя прямо противоположные планы. Теперь — реальный исторический пример. Французский историк И. Тэн так описывал заседания Конвента: «Они одобряют и предписывают то, к чему сами питают отвращение; не только глупости и безумия, но и преступления, убийства невинных. Единогласно и при громе самых бурных аплодисментов левые, соединившись с правыми, посылают на эшафот Дантона, своего естественного главу, великого организатора и вдохновителя революции. Единогласно и также под шум аплодисментов правые, соединившись с левыми, визируют наихудшие декреты революционного правительства. Равнина и гора, большинство и меньшинство кончили тем, что согласились вместе содействовать собственному самоубийству» Бехтерев, 1919.
Как справедливо указывал все тот же Г. Лебон, «при определенных условиях — и притом только при этих условиях — собрание людей представляет совершенно новые черты, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает. Собрание становится тем, что, я сказал бы, не имея лучшего выражения, организованной толпой, или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющееся закону духовного единства толпы» Лебон, 1908. Однако, несмотря на весь авторитет Лебона, трудно не согласиться и с Я. Щепань-ским, утверждавшим, что собранная публика может выступать в нескольких видах1. Прежде всего, он выделял публику, собравшуюся случайно, или «сборище». Другой вид — публика, собравшаяся преднамеренно, которая тоже может выступать в двух различных формах: как публика отдыхающая, ищущая развлечений и как публика, ищущая информации в том числе на митингах и политических собраниях.
В целом же, «собранная публика — это скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. Это общая заинтересованность и поляризация установок вокруг одного и того же предмета или события — основа ее обособления. Следующей чертой является готовность к реагированию некоторым сходным образом. Это сходство установок, ориентации и готовности к действию — основа объединения публики» Щепаньский Я, Элементарные понятия социологии. Механизм психологического объединения, в общем, вполне очевиден. После внешнего, физического соединения в одном помещении публика редко действует на улице , под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов среди публики образуются определенные сходные или общие реакции, переживания или устойчивые ориентации. Такая публика обычно быстро осознает рождающиеся у нее настроения, что усиливает впечатления, вызванные действием общего стимула. Однако Щепаньский делает вынужденное признание: «Таким образом, в публике могут возникнуть такие же явления, как и в толпе, а именно общее эмоциональное напряжение, утрачивание рефлексивности, ощущение единства, солидарности.
Поэтому некоторые виды публики, как, например, сборища, собрания или митинги, могут легко превратиться в экспрессивную или агрессивную толпу» Щепаньский, 1969. Значит, при наличии определенных различий между толпой и «собранной публикой» есть и немало общего. Особое значение разных видов толпы и собранной публики проявляется в периоды социальных волнений, развития революционных настроений, войн, забастовок, когда любое собрание или сборище может превратиться в агрессивную толпу, а она, в свою очередь, в толпу повстанческую, если ею овладеют организованные группы, которые сумеют направить ее действия в желательном для них направлении. Примеров единства такого рода со стороны элитной «публики» и «низких» массовых толп в истории было очень много. Из последнего времени — в ходе целой серии «бархатных революций» в Восточной Европе на рубеже 80-х-90-х гг. XX века. Несобранная публика. По мнению Я.
Щепаньского, несобранной публикой являются, например, читатели одних и тех же газет, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телевизионных программ, читатели одних и тех же журналов. Не без причины в Польше укоренился термин «культура "Пшекруя"» «Kultura "Przekroju"» , имеющий в виду способы выражения, поведения, мышления и деятельности, созданные этим популярным еженедельником. Примером российской действительности 1990-х гг.
Социальные вознаграждения выражаются в одобрении поведения человека.
Наказание отражает недовольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии. Убеждение — это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное. Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения.
Часто человек даже не задумывается о сущности своего поведения, так как реализует его на уровне привычки. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Кроме этого, человек, включенный в ту или иную группу, испытывает на себе ее воздействие и в связи с этим не позволяет себе совершать девиантные поступки. Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт.
Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами. Социальный конфликт — это сложное «явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее в протекании любого конфликта можно выделить три стадии — предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение. Предконфликтная стадия может быть довольно продолжительной.
В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта, то есть то явление, предмет, отношение и т. На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения, они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий. На второй стадии стороны переходят к активным враждебным действиям.
Они могут носить характер открытого столкновения, а могут содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения. Стадия разрешения конфликта связана с прекращением враждебных действий сторон в связи с устранением причин конфликта. Если причины не устранены, а участники конфликта прекратили активные действия по отношению друг к другу, то в этом случае можно говорить только о приостановлении конфликта. Способы разрешения конфликта могут быть различны.
Конфликтующие стороны могут сесть за стол переговоров и прийти к соглашению, предусматривающему приемлемые для обеих сторон условия. Если соглашение достигается путем взаимных уступок, то говорят о компромиссе. В тех случаях, когда стороны не хотят идти на уступки и даже начинать переговорный процесс, не желая показать свою слабость, можно прибегнуть к посредничеству, т. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов.
Наконец, более сильная сторона может применить силу к более слабой стороне и принудить ее к признанию своей правоты. Существует множество видов конфликтов. Так, в зависимости от числа субъектов выделяют внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Внутриличностные конфликты происходят в сознании человека, когда ему необходимо принять то или иное решение.
Выбор в некоторых случаях может быть очень сложным. Часто человеку приходится выбирать между тем, что сделать необходимо, и тем, что хочется. В принятии решения большую роль играет сила воли человека. Межличностные конфликты — это столкновение двух и более людей.
Объекты такого конфликта отличаются большим многообразием. Особенностью же является то, что люди, участвующие в конфликте, непосредственно взаимодействуют друг с другом. Социальные конфликты происходят между группами людей. При этом не обязателен непосредственный личный контакт между членами противоборствующих групп.
Примеры социальных конфликтов — восстания и революции.
Преступная толпа [3] — людская масса, совершающая преступления. Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности. Повстанческая толпа — толпа, противодействующая властям.
Если толпа или её части каким-либо образом перемещаются, то можно привести следующее деление: Разреженная толпа — каждый составляющий её индивид может относительно свободно перемещаться в любом выбранном направлении. Окаменевающая толпа — движение индивида возможно лишь в общем со всей толпой направлении, попытки же отклониться от него встречают всё возрастающее сопротивление. Монолитная толпа — всякое индивидуальное независимое движение невозможно, давление в толпе превышает возможности человеческого организма, каждый озабочен лишь собственным выживанием, давка. Примером периодически образующихся толп может служить пассажиропоток Московского метрополитена в часы «пик» 7-8 и 18-19.
Тема: Социальное поведение
Взять, к примеру, зрителей театрального спектакля, слушателей симфонического концерта или же футбольных болельщиков. Особенность данного типа скопления заключается в том, что его участники соблюдают правила и общепринятые нормы, регулирующие их поведение. Это делает толпу предсказуемой и упорядоченной. Можно даже сказать, что такое скопление людей близко к публике. Под этим понятием также подразумевается совокупность лиц, являющихся объектом воздействия чего-либо — просвещения, литературы, мероприятия, рекламы, искусства, действий выступлений и т. Окказиональный тип В данном случае название тоже определяет характеристику толпы. Слово «occasion» от английского означает «случайность». То есть окказиональная толпа — это скопление людей, которые собрались посмотреть на неожиданно приключившееся происшествие. Абсолютно обыденная ситуация из социальной сферы, свидетелем которой хоть раз в жизни становился каждый из нас. Если на площадь какого-нибудь города приземлится НЛО, то наверняка через каких-нибудь 15 минут к нему будет не протолкнуться.
Вокруг него моментально сформируется целая туча зевак. А что они собой представляют? Это отдельные индивиды, которые волей случая оказались связаны одним центром внимания. То, насколько быстро формируется толпа, а также её размеры, зависит от информационной ценности и необычности случившегося. Допустим, на дереве застрял котёнок — вряд ли соберётся хотя бы сотня человек, чтобы посмотреть, как его будут оттуда доставать. А если внезапно кто-то посреди улицы поставит чемодан с миллионом рублей и скажет, что через 10 минут отдаст его тому, кто ему больше всех понравится? Люди, наверное, и с работы убегут ради такого. Экстатический тип Нельзя не упомянуть и его. Экстатическая толпа — это скопление людей, которые доводят себя до исступления посредством совместных ритуальных или молитвенных действий.
Произошло данное понятие от слова «экстаз». Истории известен поразительный пример. Речь идёт о танцах святого Витта — празднике, возникшем в эпоху средневековой чумы. Люди устали от происходящего и так хотели забыть этот кошмар, что обезумели и танцевали до смерти. Причём в прямом смысле слова. Литература Рассматриваемый феномен отлично обрисован великим поэтом М. Лермонтовым в его стихотворении под названием «Как часто пёстрою толпою окружен…». В данном произведении литератор умело изобразил презираемое им общество, обличив жизненный «маскарад» и холодную бездушность светского общества. Ему удалось как нельзя лучше передать нагромождение образов, а такие речевые фигуры, как «приличье стянутых масок», «бездушные люди», «давно бестрепетные руки» и «дикий шёпот затверженных речей» будто бы переносят читателя в ту атмосферу — да что там, в тот зал, где и происходил бал.
Про стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружен…» на самом деле можно рассказать больше, провести намного более подробный и глубокий анализ. Впрочем, каждый и так найдёт в нём нечто цепляющее, берущее за душу. Обязательно стоит его прочитать хоть раз. Признаки толпы Их тоже нелишне отметить вниманием. Виды толп отличаются по условиям и обстоятельствам, но признаки у них одинаковые. Вот какие считаются основными: Многочисленность. В малых группах не возникают психологические феномены, являющиеся типичными для толпы.
Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность необходимость поддерживать порядок и социокультурные традиции как следует себя вести предопределили поведение его участников. Они "вошли в роль" и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно "тиски" социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента. Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1 описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2 предписания, требования, связанные с данным поведением; 3 оценка выполнения предписанной роли; 4 санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер. Каждый человек обладает множеством социальных статусов , и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором, Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию. Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход. Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества. В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман 1978 установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола. В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей , Например, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж - высокой самоотдачи дома. В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, "переступать через самих себя". Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин - второго. Разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт. Теория "зеркального Я" Одной из первых теорий личности в социологии и психологии была теория "зеркального Я". Она исходила не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как "зеркала" его Я. Джеймс, один из основоположников этой теории, выделял в Я "социальное Я", которое было тем, чем признают данного человека окружающие. Человек имеет столько "социальных Я", сколько существует отдельных лиц и групп, мнение которых важно для него. Эту идею развил Ч. Кули, американский социолог и социальный психолог. Он считал признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое Я. Обязательным условием этого, по мнению Кули, является общение индивида с другими людьми и усвоение их мнений о нем. Сознательные действия индивиде всегда социальны. Они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его Я, которые складываются у других людей. Другие люди - это те зеркала, в которых для индивида формируется образ самого себя. Согласно Кули, личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Его собственное Я - это суммирование тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих. При этом общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Оно практически не существует за пределами сознания индивида. Тем самым понятие "Я" в сущности является продуктом воображения, Теория "зеркального Я" была развита Дж. Стадии принятия роли другого, других и, наконец, "обобщенного другого" выражали разные этапы превращения индивида в рефлексирующее социальное Я, вырабатывали кавыки отношения индивида к самому себе как к социальному объекту. Лекция девятая. Социальное поведение и социальный контроль План 1. Сущность и субъекты массового социального поведения.
Ее поведение характеризуется нарастающим самоподкрепляющимся психическим заражением — распространением повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта. Отсутствие ясных целей и организационная диффузность толпы превращают ее в объект манипуляций. Толпа всегда находится в крайне возбужденном предстартовом, установочном состоянии; и для приведения ее в действие необходим лишь соответствующий пусковой сигнал. По-древнегреческому поверью, гнев бога Пана вызывает безумие в стаде: животные начинают метаться, бросаться в пропасть, огонь или воду. Паника блокирует способность адекватного отражения обстановки и ее рациональной оценки, действия людей приобретают оборонительно-хаотичный характер, сознание резко сужается, люди становятся способными на крайне эгоистичные, асоциальные поступки. Паника возникает в состоянии психической напряженности, в условиях повышенной тревожности, вызванной ожиданием крайне тяжелых событий пожара, голода, землетрясений, затопления, вооруженного нападения , в условиях недостаточной информации об источниках опасности, времени ее возникновения и способах противодействия. Ожидавшие нападения турецких войск жители одного селения пришли в состояние паники, завидя вдали отблески кос односельчан. Вывести толпу из панического состояния можно лишь очень сильным противодействующим раздражителем, целенаправленными, категорическими командами авторитетных лидеров, предъявлением краткой успокоительной информации и указанием на реальные возможности выхода из возникшей критической ситуации. Паника — это крайнее проявление стихийного, импульсивного поведения массы людей при отсутствии их социальной организации, состояние массового аффекта, возникающее в ответ на шокирующее обстоятельство. Кризисная ситуация создает потребность немедленных действий, а их сознательная организация невозможна из-за информационно-ориентировочной недостаточности. На примере поведения людей в условиях толпы мы видим, что отсутствие социальной организации, системы регламентированных норм и способов поведения ведет к резкому снижению уровня поведения людей.
Действующая толпа распадается на спасающуюся, стяжательную и так называемую агрессивную. Спасающаяся толпа — это толпа, находящаяся в состоянии паники реакции массового страха при мнимой или реальной угрозе при стихийных бедствиях, пожарах, авариях, эпидемиях и террористических актах в местах массового скопления людей. Паника может возникать в организованных и неорганизованных группах. Паникер — это слабая личность, у которой усиленно работает фантазия, но снижена способность разумного суждения в экстремальных ситуациях. Паника делится на массовую и индивидуальную. В обоих случаях общим является страх и ужас, лишающий индивидов возможности действовать осознанно и последовательно. Паника является отражением реальных или мнимых угроз. Поводы к возникновению паники бывают разнообразными и далеко не всегда предсказуемы. Паника может выражаться в разных формах: массовое бегство и панические настроения. Динамика паники выглядит следующим образом: 1 Для возникновения паники необходим стимул. Например, крик «Пожар! Как правило, это психологически тревожные и беспокойные люди. Они начинают кричать, метаться.
Презентация, доклад по обществознанию Социальное поведение
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте - id43649855 от may12312 13.09.2022 10:07 | Действующая толпа подразделяется на. |
Психология толпы, виды толп. как управлять толпой | Действующая толпа. Данный тип является самым важным в социально-политическом отношении. |
Студопедия — СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | Слайд 11Действующая толпа Действующая толпа – группа людей, осуществляющая активные действия в отношении. конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на: Агрессивную Спасающуюся Стяжательскую Экстатическую. |
ТОЛПА | Сайт психолога | Действующая, которая подразделяется на: агрессивную, движимую гневом и злобой, стремящуюся к разрушениям и убийствам; спасающуюся; паническую (стихийно спасающуюся от реального или воображаемого источника опасности); стяжательскую (мародерскую). |
Социальное поведение | Действующая толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов. |
Сущность и субъекты массового социального поведения
Психология толпы, виды толп. как управлять толпой | Действующая толпа подразделяется на агрессивную, паническую, корыстную и повстанческую. |
Поведение людей в толпе | Действующая толпа подразделяется на: организованную; спонтанную; стяжательскую; агрессивную. • Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное поведение; коллективное поведение; групповое поведение. •. |
Характеристика различных видов толпы | Действующая толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов. |
Виды толпы
Панические толпы отличаются от спасающихся более высокой степенью угрозы для людей, в них нет никакой организации; поведение людей походит на механические, автоматически. Действующая толпа – осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа распадается на спасающуюся, стяжательную и так называемую агрессивную.
Сущность и субъекты массового социального поведения
Действующая толпа распадается на спасающуюся, стяжательскую и так называемую агрессивную. Действующая, спасающаяся толпа—это толпа, находящаяся в состоянии паники. Среди подвидов действующей толпы можно выделить и стяжательскую толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями. доведенная до исступления группа людей в результате каких-либо действий, например.