Дмитрий Менделеев — Запрос «Менделеев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Дмитрий Иванович Менделеев Дмитрий Иванович Соколов Д. И. Менделеев в своём кабинете (Главная палата мер и весов, Санкт-Петербург). Дмитрий Менделеев родился в семье директора, отвечающего за местные гимназию и училища Тобольского округа.
Семнадцатый сын. 9 малоизвестных фактов из жизни Дмитрия Менделеева
Join OK to find groups matching your interests. Его главное открытие и разработка — периодическая система химических элементов, или таблица Менделеева. Можно сказать, что он объездил всю Российскую империю, даже самые отдаленные её уголки, всю Европу, бывал даже на Ниагаре. Макаровым, русским адмиралом. Вместе с ним ученый планировал экспедицию по изучению Северного Ледовитого океана и даже принял участие в создании первого в мире ледокола «Ермак». Менделеевым был создан управляемый аэростат.
Среди 12 финалистов, претендующих стать символом России, был и Дмитрий Иванович Менделеев — один из самых гениальных естествоиспытателей земли русской. В 2009 г. Менделеева и 140-летие открытия периодического закона и периодической системы. Изучение жизненного и научного пути Менделеева имеет большое воспитательное значение. Наш соотечественник — признанный ученый с мировым именем, истинный патриот и гражданин, стремившийся заставить науку служить людям. Помогать своими знаниями процветанию России почитал он своим долгом, почетнейшею обязанностью и священным правом. Предлагаемый материал может быть полезен учителям химии как для подготовки к урокам, так и для внеурочных мероприятий проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров. Детство и юность Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 8 февраля 1834 г.
Ко времени его рождения в семье Менделеевых из детей остались в живых два брата и пять сестер. Менделеев 1834—1907 Хотя Павел был на два года старше, Митя не отставал от него в своем развитии, и родители отправили их в гимназию вместе, но по условиям тех лет принимать дозволялось только с 8 лет, а Дмитрию было лишь 7. Поэтому его приняли с условием, чтобы в первом классе он пробыл два года. Успехом Митя блистал только в первых классах. Потом учеба перестала его увлекать, и он преуспевал лишь по тем предметам, которые ему нравились и легко давались, — математика, физика, история. Но иностранные языки — немецкий и, особенно, латынь — ему давались тяжелее всего. И если Митя успешно переходил из класса в класс, то это происходило только благодаря совету гимназии. Весной 1849 г.
Менделеев окончил гимназию и отправился с матерью в Москву — поступать в университет. В зачислении ему отказали. Тогда Мария Дмитриевна повезла сына в Петербург. В Главном педагогическом институте Петербурга набор студентов происходил раз в два года, и осенью 1850 г. Мать Менделеева подала ходатайство в министерство с просьбой сделать исключение для ее сына. Менделеева приняли. Он был зачислен на физико-математический факультет. Учеба в педагогическом институте Дмитрию Менделееву вначале давалась нелегко.
Будучи студентом физико-математического факультета, он интересовался также и науками, изучавшимися на историко-филологическом факультете. В детстве Митя обладал не слишком крепким здоровьем, а напряженная учеба и влажный петербургский воздух и вовсе ослабили его. Иногда у юноши горлом шла кровь, и врачи полагали, что у него началась последняя степень чахотки. Он лежал в клинике педагогического института, где учился, когда однажды во время обхода главный лекарь, думая, что Менделеев уснул, сказал директору: «Ну, этот-то уже не поднимется... Институтские друзья сумели устроить для Менделеева аудиенцию у придворного медика Н. Здекауэра, и тот, прослушав больного, деликатно посоветовал ехать на юг. Правда, Здекауэр дал еще совет — показаться, на всякий случай, Н. А в Крыму в это время шла война, и Пирогов, засучив рукава, оперировал с раннего утра и до позднего вечера.
За день — десятки ампутаций. Менделеев много раз видел его издалека, но все не решался к нему подойти. Пирогов раненым был больше нужен. Менделеев и думать не мог, что вид Симферополя, города, в общем-то, достаточно удаленного от линии фронта, может произвести на него такое тяжелое впечатление. Рестораны работали, а гимназии нет, больниц было мало, и вокруг города сгрудились палатки с красным крестом. И всюду раненые, раненые... В письме брату он написал: «Юг, который так влечет тебя, этот юг, поверь, хорош только на севере, да два-три месяца в году, а то бог с ним... Пирогов казался недосягаемым.
И выпускник столичного института, приехавший на консультацию, найти себе дело здесь, конечно, не мог. Но вот, наконец, Менделеев перед Пироговым. Великий врач с неожиданной внимательностью осмотрел столь странного здесь пациента и не нашел в его состоянии ничего опасного. Менделеев навсегда запомнил то, что сказал ему Пирогов: «Нате-ка вам, батенька, письмо вашего Здекауэра. Сберегите его, да когда-нибудь ему и верните. И от меня поклон передайте. Вы нас обоих переживете». На старших курсах у Менделеева учеба шла хорошо — среднегодовой балл был равен четырем с половиной из пяти возможных.
Интерес Дмитрия к наукам не остался незамеченным со стороны преподавателей. Все эти очень разные люди с одинаковой готовностью помогали юноше, хотя его трудно было назвать покладистым студентом. Сам Менделеев прекрасно понимал, что без такой поддержки он никогда не смог бы стать тем, кем стал. В студенческие годы Менделеев начал писать краткие обзоры успехов науки, за которые получал небольшие гонорары — единственные его доходы. Воскресенский и профессор минералогии С. Куторга предложили Менделееву разработать метод анализа минералов ортита и пироксена. Результаты своей работы он изложил в статье «Химический анализ ортита из Финляндии», опубликованной в 1854 г. В мае 1855 г.
Интересно, что на этом экзамене повторилась история, отдаленно напоминающая случай, происшедший на достопамятном лицейском экзамене, на котором старик Г. Державин благословил юного А. Роль мэтра довелось сыграть академику Ю. Фрицше, известному специалисту в органической химии. Ученый совет присудил по окончании Петербургского педагогического института Менделееву титул «Старший учитель» и наградил золотой медалью. Творческая деятельность При беглом взгляде на студенческие работы Менделеева создается впечатление, что это работы юноши увлекающегося, одаренного, но бросающегося из одной крайности в другую: «Описание Тобольска в историческом отношении», «О влиянии теплоты на распространение животных», «Об ископаемых растениях», «О телесном воспитании детей от рождения до семилетнего возраста», «Описание грызунов С. Чрезвычайное разнообразие интересов Менделеева не было случайным, ни одно из его увлечений не осталось без дальнейшей разработки. Директор института выхлопотал разрешение, чтобы отличнейших выпускников института, в том числе Менделеева, оставить при институте еще на один год для усовершенствования в науках и приготовления к магистерскому экзамену.
Но к моменту окончания института здоровье Менделеева внушало опасение, и он отказался от предложения директора и решил ехать служить на юг. В Одессе находился знаменитый Ришельевский лицей, и Дмитрий надеялся, что в лицее он найдет возможность подготовиться к сдаче экзамена на степень магистра. Но по ошибке министерство предписало Дмитрию Ивановичу ехать в захолустный Симферополь. Менделееву казалось, что он попал в тупик: где-то в мире течет настоящая жизнь, ведутся научные исследования, пишутся трактаты, издаются журналы, а он осужден на восьмилетнее пребывание в симферопольском захолустье. Директор Петербургского педагогического института, узнав о бедствиях лучшего его воспитанника, попросил попечителя Одесского учебного округа перевести Дмитрия Ивановича из Симферополя в Одессу, что и было сделано. Одесский период сыграл важную роль в жизни Менделеева. Он получил там место преподавателя естественных наук, у него была небольшая лаборатория, первая своя лаборатория, и тут же, под рукой — превосходная библиотека. Здесь, в южном приморском городе, он начал искать «причину химического сродства» — то, о чем думал уже давно и чему он посвятил всю свою жизнь, здесь окончательно созрела тема его магистерской диссертации и были проведены первые эксперименты.
Полгода в Одессе, и вот Менделеев вновь в Петербурге. Приехал он не с пустыми руками: работа, которую он привез, — тончайшее и кропотливейшее исследование по удельным объемам. Это фактически его диссертация. Он немедленно подал прошение ректору Петербургского университета о допущении его к сдаче экзамена на степень магистра химии. Причем из-за стесненности во времени просил проэкзаменовать его в течение двух оставшихся недель мая. Блестяще ответив на вопросы по химии, физике, минералогии и геогнозии, он сдал письменный экзамен по химии, после чего ему был назначен срок защиты магистерской диссертации. За два летних месяца он закончил диссертацию «Удельные объемы». В этой работе он сделал важный шаг к будущей системе элементов, поскольку «объем атома» выступал аналогично кристаллической форме в «Изоморфизме» в роли критерия сходства и различия элементов и соединений.
Диссертация дала ему первую ученую степень магистра химии. Менделееву исполнилось тогда всего двадцать два года. После удачной защиты он подал новое прошение. Менделеев желал защитить еще одну диссертацию — «Строение кремнеземистых соединений» — на право читать лекции по химии в Петербургском университете. В 1857 г. Менделеев был утвержден приват-доцентом Петербургского университета, где читал курс органической химии. Университет дал молодому магистру возможность читать лекции, работать в лаборатории, общаться с первоклассными профессорами. Но не дал денег: за чтение лекций он получал годовое жалование в 300—400 руб.
В 1859 г. Менделеев был командирован за границу в знаменитый Гейдельберг, в лабораторию знаменитого профессора химии Р. Менделеев верил, что дни, проведенные в лаборатории Гейдельбергского университета, рядом с прославленным химиком, будут ему полезны, но он ошибся. Бунзен, занятый своими опытами, встретил молодого русского коллегу вежливо, но сдержанно. А в лаборатории, где Менделееву выделили место, в тесноте толпились студенты, не хватало посуды, реактивов. Менделеев тотчас понял, что здесь он лишь потеряет время. С видом глубочайшего сожаления сказал Бунзену, что он нездоров, поблагодарил за столь радушное гостеприимство и тут же съехал с университетской квартиры. А вскоре снова в путь.
На этот раз — в Париж, к знаменитому механику Саллерону — тому самому Саллерону, лучше которого никто не мог делать химические приборы и инструменты. Менделееву нужны были самые точные из всех точных весов, потому что для его работы не годились другие. Он вернулся в Гейдельберг, снял крохотную квартирку, где в одной из комнат оборудовал лабораторию. Здесь его уже ждало письмо обеспокоенного попечителя Петербургского учебного округа — видно, дошли сообщения о выходке с Бунзеном. Менделеев ответил: «Главный предмет моих занятий есть физическая химия». Он не спешил домой не потому, что не желал видеть город, уже давно ставший ему родным, а потому, что в Гейдельберге ему хорошо работалось, он чувствовал себя свободным, независимым, и здесь он обрел новых друзей. Иван Сеченов, Александр Бородин, Дмитрий Менделеев — они были тогда молоды, их имена еще не звучали так громко, но каждый из них уже был известен своими работами. Все трое с увлечением занимались химией.
Менделеев пытался постичь суть явлений, происходящих в жидкостях: изучал поверхностное натяжение, другие их физико-химические свойства. Сеченов проникал в химию газообмена в живых тканях, а автор «Князя Игоря» с упоением возился с пробирками и колбами и к тому времени был автором нескольких крупных печатных работ по химии. Русские ученые-химики в Гейдельберге слева направо: Н. Житинский, А. Бородин, Д.
Менделеева родилось четверо детей. Менделеев был тестем русского поэта Александра Блока, женатого на его дочери Любови. С 1876 г. Дмитрий Менделеев - член-корреспондент Петербургской АН, в 1880 г. В 1890 г. Менделеев будучи профессором Петербургского университета, ушел в отставку в знак протеста против притеснения студенчества. Почти насильно оторванный от науки, Дмитрий Менделеев посвящает все свои силы практическим задачам. При его участии, в 1890 г. В 1891 году Морское и военное министерство поручают Менделееву разработку вопроса о бездымном порохе, и он после заграничной командировки в 1892 г. Предложенный им «пироколлодий» оказался превосходным типом бездымного пороха, притом универсальным и легко приспособляемым ко всякому огнестрельному оружию. С 1891 г. Менделеев принимает деятельное участие в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза-Ефрона, в качестве редактора химико-технического и фабрично-заводского отдела и автора многих статей служащих украшением этого издания. В 1900-1902 гг. Дмитрий Менделеев редактирует «Библиотеку промышленности» изд.
Результаты поездок он изложил в ряде официальных документов и статьях, где не только описал состояние южнорусской угледобывающей промышленности, но и предложил новую технологию работ и, главное, сформулировал идею газификации угля и перегонки газа по трубам в крупные города. Обширные познания в химии и опыт практического использования достижений этой науки пригодились ученому при разработке технологии нового типа бездымного пороха. Менделеев был научным консультантом в созданной в 1891 г. Морским министерством специальной Морской научно-технической лаборатории для изучения взрывчатых веществ. Вместе с заведующим Морской научно-технической лабораторией Чельцовым И. Однако французы сохранили в секрете свой способ его производства. Задачу о составе взрывчатки русские решили сами, вернувшись домой. За полтора года под руководством Менделеева была разработана технология производства пироколлодия и на его основе — бездымного пороха, превосходящего по характеристикам иностранные образцы. Однако изобретенный порох так и не был принят на вооружение в русском флоте. Вскоре подобный порох стали производить в Америке. Менделеев много внимания уделял проблеме развития транспортной системы, понимая, что от этого во многом зависит конкурентоспособность русских товаров на мировом рынке. Ученый выступил с поддержкой проекта железной дороги Каменск — Челябинск, высказался за понижение тарифа на перевозку керосина по Закавказской железной дороге. Занимаясь вопросами денежного обращения в 1896 г. Менделеев обратился к С. Витте с предложением ввести взамен кредитного рубля новый рубль, обеспеченный золотом. В том же году была проведена денежная реформа, в соответствии с которой рубль обеспечивался фактической стоимостью одного металла — золота. Это позволило России упрочить свое положение среди развитых стран, облегчила размещение русских займов за границей. Менделеев зарекомендовал себя убежденным сторонником протекционизма покровительственной системы. Он утверждал, что важнейшим средством для стимулирования промышленного развития России может стать ограждение отечественной промышленности от конкуренции иностранных предпринимателей с помощью увеличения ввозной пошлины. Менделеев принял непосредственное участие во введении новой тарифной системы, утвержденной Государственным советом в 1893 г. Результаты этой работы были обобщены в книге «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года». Особый раздел научного поиска Менделеева составляют его труды по сельскому хозяйству, касающихся самых различных областей: животноводства, молочного хозяйства, агрохимии и агрономии. Менделеев считал необходимым проводить в разных районах на строго научной основе опыты, а их результаты распространять затем на всю территорию России. Им была разработана подробная программа таких опытов, рассчитанная на 3 года. Опыты предусматривали изучение влияния на урожай глубины пахотного слоя и употребления искусственных удобрений, получение дополнительных сведений о влиянии климата, местности и почвы. Менделеев внес крупнейший вклад в исследования сопротивления воды движению тел, изучил первые фундаментальные работы по этому вопросу и пришел к убеждению, что знания в этой области должны быть основаны на опытных данных. В начале 1880-х гг. На основе отзыва Д. Менделеева на отчет об испытаниях было принято решение о постройке в Санкт-Петербурге первого отечественного опытового бассейна пятого в мире. Первый русский бассейн сыграл значительную роль в создании российского флота ныне ЦНИИ им. Крылова, Санкт-Петербург. Нельзя не отметить вклад Д. Менделеева в освоение Арктики. Менделеева была поручена экспертиза проекта адмирала С. Макарова о строительстве ледокола для изучения высоких широт и достижения Северного полюса. Ученый дал на проект положительный отзыв. Первый в мире линейный ледокол мощностью 10 тыс. Горячую поддержку у Д. Менделеева получили и предложения адмирала Макарова по изучению Северного Ледовитого океана. Они вместе представили проект экспедиции для проведения такого исследования. Летом 1900 г. Создание высокоразвитой отечественной промышленности Менделеев тесно связывал с проблемами народного образования и просвещения. В течение 35 лет он активно работал как педагог в различных средних и высших учебных заведениях: 2-ом Кадетском корпусе, Инженерном училище. Институте инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Петербургском университете. Это позволило сказать ему в конце жизни «Лучшее время жизни и главную силу взяло преподавательство».
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА
Однако он любил науку, его первые научные труды посвящены силикатам. Благодаря изучению силикатов Менделеев впервые стал задумываться об особенностях разных химических соединений. В 22 года молодой ученый уже защитил свою первую диссертацию «Удельные объемы», он также преподавал и активно занимался научной деятельностью. Путь в науке В 1895 году Менделеев отправился в Европу, чтобы совершенствовать свои знания в Гейдельбергском университете. Работать в местной лаборатории ему оказалось тяжело, он искал уединения и сосредоточения, кроме того, по воспоминаниям его современников, отличался тяжелым характером.
Свои химико-физические опыты в итоге Менделеев проводил на арендованной квартире. В Европе он впервые стал отцом, у него родилась и, хотя он не был в браке с ее матерью актрисой Агнессой Фойгтман, о ребенке Менделеев никогда не забывал, высылая средства на ее содержание. Спустя несколько лет ученый вернулся в Россию, где как раз нагрянули большие перемены — отмена крепостного права. Поддавшись настроениям Менделеев даже думал переквалифицироваться в фотографа, так как для науки ситуация оказалась не самой благоприятной, но бросить химию он не смог.
Его слишком увлекали процессы, происходящие с химическими элементами. В 1861 году он издал знаменитый учебник «Органическая химия». В личной жизни Менделеева тоже произошли перемены, в 1862 году он женился на падчерице своего учителя Ершова Феозве Лещевой. У Дмитрия и Феозвы Менделеевых родилось трое детей.
В то время Дмитрий Иванович развивался как химик-технолог, он написал значимые работы о технологиях производства сахара, муки, спирта и стекла. Существует миф о том, что Менделеев изобрел водку, и он действительно изучал производство спиртных напитков, но авторство водки ему все же не принадлежит.
В 1866 г.
Шпаковский изобрел форсунку с паровым распылением для сжигания мазута. В результате этого мазут получил широкое применение в качестве топлива. Менделеев первым предложил перевести на нефтяное топливо морской флот.
В 1887 г. Они дали весьма положительные результаты. В 1892 г.
Менделеева была построена установка непрерывного действия по переработке нефти. По средам Д. Менделеев принимал в своей квартире друзей.
Здесь бывали А. Бородин, Н. Зинин, И.
Крамской, И. Репин, А. Куинджи, Н.
Ярошенко и другие. Это были "менделеевские среды". Менделееву были вручены медали Коплея эта награда сравнима с Нобелевской премией, введенной позже , медали Деви, Фарадея.
В 1894 г. Докторскую степень в Кембридже и Оксфорде дают как исключение - это университеты противоположных направлений. Получивший докторскую степень в Кембридже, не получает ее в Оксфорде, и наоборот.
Менделеев получил обе. Менделеев первый русский ученный, получивший докторскую степень в Кембридже. Менделеев - почетный член более 90 академий наук, научных обществ университетов и институтов разных стран мира.
Российская Академия наук забаллотировала кандидатуру Менделеева в академики из-за его прогрессивных взглядов. В Эдинбурге на торжественном заседании университета Дм. Иванович прочел свою лекцию, как полагается новому доктору, в средневековом костюме доктора - в тоге и угольчатой шапочке, но по-русски.
Никто, конечно, не понимал, но все слушали с уважением. Научная работа отнимала много сил у Д. Менделеева, но он все же находил время и для своего досуга - игра в шахматы, литература, музыка, балет.
Особенно ему нравился балет П. Чайковского "Лебединое озеро", опера М. Трепетно относился к своей работе педагога.
Менделеев стоял у истоков высшего женского образования в России. Он был в числе первых лекторов на Высших женских курсах. Менделеев считал, что человек должен активно вмешиваться в химический режим почвы.
Приобретя небольшое имение под Москвой, он ввел многопольное хозяйство с рациональным внесением минеральных удобрений. Изучать его опыт приезжали профессора из Сельскохозяйственной академии. За чтение "фарадеевской" лекции Менделеев получил гонорар в небольшом шелковом кошельке, вышитом русскими национальными цветами.
Менделеев опубликовал 431 научную работу, в том числе 146 - по различным вопросам химии, 99 работ посвящены различным областям техники, 36 - по экономике и социологии, 22 - по географии, 29 - по другим вопросам. Наиболее полно Д. Менделеев предсказал свойства галлия, германия, скандия.
Эти химические элементы были открыты позже, соответственно Лекоком де Буабодраном, К. Винклером, Л.
Одновременно в 1864—1872 гг. В 1890 г. В 1890—1895 гг. С 1892 г. Научная деятельность Научная деятельность Менделеева чрезвычайно обширна и многогранна. Среди его печатных трудов более 500 — фундаментальные работы по общей , органической и физической химии , химической технологии , физике , метрологии , воздухоплаванию, метеорологии , сельскому хозяйству , по вопросам экономики , народного просвещения и многим др.
Первые научные работы Менделеева 1854—1856 посвящены исследованию изоморфизма и удельных объёмов. В 1860—1861 гг. В 1860 г. Канниццаро были разграничены понятия атома , молекулы и эквивалента. В 1861 г. Менделеев опубликовал первый отечественный учебник по органической химии, за который был удостоен Демидовской премии Петербургской АН. Начав читать курс неорганической химии в Санкт-Петербургском университете, Менделеев Фрагмент рукописи «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» Дмитрия Менделеева. Фрагмент рукописи «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» Дмитрия Менделеева.
В процессе работы над учебником Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Первый вариант таблицы элементов, выражавшей периодический закон, Менделеев опубликовал в виде отдельного листка под названием «Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве» и разослал этот листок в марте 1869 г. Сообщение об открытом Менделеевым соотношении между свойствами элементов и их атомными весами было сделано на заседании Русского химического общества 6 18 марта 1869 г. Меншуткиным от имени Менделеева. В 1870—1871 гг. Менделеев внёс в первоначальный вариант периодической системы ряд исправлений и уточнений и опубликовал две классические статьи — «Естественная система элементов и применение её к указанию свойств некоторых элементов» на русском языке и «Периодическая законность для химических элементов» на немецком языке — в Annalen der Chemie und Pharmacie Ю. Менделеев сформулировал периодический закон следующим образом: «... На основе своей системы Менделеев исправил общепринятые атомные массы некоторых элементов бериллия , индия , урана и др.
Периодическая система, внесённые исправления и прогнозы Менделеева были встречены научным сообществом сдержанно. Однако после того как предсказанные Менделеевым «экаалюминий» галлий , «экабор» скандий и «экасилиций» германий были открыты соответственно в 1875 г. Учение о периодичности Менделеев развивал до конца жизни. В 1900 г. Менделеев и У. Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в таблицу нулевой группы элементов, в которую вошли инертные газы. Открытие закона Мозли 1913 , позволяющего экспериментально определять порядковый номер элемента в периодической системе, создание учения об изотопах 1913—1914 и теории строения атома окончательно подтвердили правильность расположения элементов в таблице Менделеева. В начале 1870-х гг.
Золотая медаль им. Менделеева присуждается Президиумом Академии наук России 8 февраля за выдающиеся работы в области химической науки и технологии, имеющие важное практическое значение. Впервые эта награда была вручена академику А. Кирсанову в 1965 г. Книга "Основы химии" при жизни Д. На французский язык "Основы химии" были переведены еще при жизни ученого основателем журнала "Научное обозрение" русским ученым и литератором М. Из письма Д. Менделеева своим детям: "Первое и главное в жизни - труд для других. Один каждый - нуль,...
Труд всякий; если не про себя одного, самый скромный, самый невидимый - осветит жизнь, потому что светло и ладно в жизни, даже в веселье, только от других, и плод труда - польза другим. Учение себе - плод учения другим. Другого смысла в учении нет, иначе его бы не надо". Умер Д. Менделеев 2 февраля 1907 года. На всех родных самое сильное впечатление произвела несметная толпа народа, провожавшая ученого в последний путь. Молодежь несла в руках периодические таблицы. Это было лучшим венком и лучшим украшением на похоронах ученого, трудившегося всю жизнь для своей страны. Менделееву установлены памятники: г.
Тобольск - родина ученого; г. Москва - два памятника, 44. Портреты Менделеева при жизни писали: И. Репин, М. Врубель, Н. Ярошенко, И. Крамской, А. Менделеева - жена ученого. Портреты, написанные Репиным и Ярошенко находятся в Третьяковской галерее.
В 1936 г. Минерал менделеевит - редкий высокорадиоактивный серо-черного цвета с полуметаллическим блеском. Месторождение данного минерала открыто в Прибайкалье, со общение об его открытии было сделано 13 ноября 1913г. Именем ученого - химика названы: подводный хребет, расположенный в центральной части Северного Ледовитого океана, его протяженность1500 км. Кунашир, расположенный к юго-западу от города Южно-Сахалинск. Сиборгом, А. Джиорзо, Б. Харвеем, Дж. Чоппином и С.
На географической карте можно найти: г. Тобольск, Тюменская обл. Менделеев в воспоминаниях современников. Менделеева О. Менделеев и его семья, С-П. Платонов Ф. Химики и Пенза. Газета Пензенская правда , 1984 г. Смирнов Г..
Великий ученый Дмитрий Менделеев
Ивана, родившегося в 1883 году, Менделеев называл своим другом и советником, делился с ним идеями и мыслями, признавая его природные дарования. В 21 год Менделеев с блестящим успехом сдал выпускные экзамены, а его дипломная работа о явлении изоморфизма была признана кандидатской диссертацией. 8 февраля исполняется 180 лет со дня рождения известного ученого Дмитрий Ивановича Менделеева.
Исполнилось 185 лет со дня рождения Дмитрия Менделеева
175 лет со дня рождения. В 1863 году Менделеева как эксперта по химии пригласили на нефтеперерабатывающий завод в Сураханах (близ Баку), чтобы он помог привести предприятие в порядок: оно терпело убытки, несмотря на внедрение новейшей технологической схемы немецкого химика Юстуса фон. В 30 лет Менделеев получает звание профессора, через два года он становится главой кафедры. В начале 1907 года в Палате мер и весов проходила встреча Дмитрия Менделеева и нового министра промышленности Дмитрия Философова. Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 г. в Тобольске и был последним, семнадцатым по счету ребенком в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева и его жены Марии Дмитриевны.
Биография Менделеева
В то время в Тобольске пребывали ссыльные декабристы, с которыми тесно общалась семья Менделеевых. Так, сестра Дмитрия Ольга вышла замуж Н. Басаргина , а после смерти отца большую помощь семье Менделеевых оказывал И. В 1849 году Дмитрий Менделеев окончил Тобольскую классическую гимназию, директором которой был поэт и писатель Пётр Павлович Ершов. В 1850—1855 годах Дмитрий Иванович обучался в Главном педагогическом институте и закончил его с отличием в звании старшего учителя. Во время учёбы опубликовал статью «Об изоморфизме».
В 1856 году Менделеев защитил диссертацию на тему «Об удельных объёмах». Став приват-доцентом Петербургского университета, с 1857 года читал курс органической химии. В 1867 году Дмитрий Иванович был назначен заведующим кафедрой химии Петербургского университета. В 1869 году Менделеев создал периодическую систему химических элементов, ставшую впоследствии основой атомно-молекулярного учения. Развивая в 1869—1871 годах идеи периодичности, учёный ввёл понятие о месте элемента в периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов.
Дмитрий получил отличное образование. В последующие 1,5 года успел поработать учителем естественных наук в Симферополе и Одессе, а также написать и защитить в конце 1856 г. Главным местом работы в 1857-1890 гг. Приступив к чтению курса неорганической химии в Петербургском университете, Д. Менделеев начал писать свой учебник «Основы химии». В ходе работы над ним в феврале 1869 г. Дмитрий Иванович открыл один из фундаментальных законов природы, систематизировав 56 известных тогда химических элементов в таблицу, которая сегодня дополненная до 114 элементов висит в каждом кабинете химии во всех странах мира. Впервые таблица была опубликована 26-27 марта 1869 г.
Фундаментальный вклад учёного в науку не ограничивается этими двумя достижениями. Менделеев написал 432 фундаментальные работы , из которых 40 — посвящены химии, 106 — физической химии, 99 — физике, 99 — технике и промышленности, 37 — экономике и общественным вопросам, 22 — географии, 29 — сельскому хозяйству, воспитанию, другим темам. Заботясь о развитии отечественной промышленности, Менделеев не мог обойти проблемы охраны природы. Уже в 1859 г. А в статье «Вода сточная» он подробно рассматривает меры по очистке сточных вод промышленных предприятий.
Менделеева несколько раз выдвигали на Нобелевскую премию, но он так и не получил её. Учёный принимал участие в разработке первого в России ледокола «Ермак». Скончался известный химик 2 февраля 1907 года в Петербурге. Подписывайтесь на то, что Вам интересно!
В конце 1870-х гг. Во втором браке у Д. Менделеева родилось четверо детей. Менделеев был тестем русского поэта Александра Блока, женатого на его дочери Любови. С 1876 г. Дмитрий Менделеев - член-корреспондент Петербургской АН, в 1880 г. В 1890 г. Менделеев будучи профессором Петербургского университета, ушел в отставку в знак протеста против притеснения студенчества. Почти насильно оторванный от науки, Дмитрий Менделеев посвящает все свои силы практическим задачам. При его участии, в 1890 г. В 1891 году Морское и военное министерство поручают Менделееву разработку вопроса о бездымном порохе, и он после заграничной командировки в 1892 г. Предложенный им «пироколлодий» оказался превосходным типом бездымного пороха, притом универсальным и легко приспособляемым ко всякому огнестрельному оружию. С 1891 г. Менделеев принимает деятельное участие в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза-Ефрона, в качестве редактора химико-технического и фабрично-заводского отдела и автора многих статей служащих украшением этого издания.
Тверские корни отца Периодической системы
Так был открыт периодический закон, современная формулировка которого такова: «Свойства простых веществ, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов». Менделееву тогда было всего 35 лет. Отпечатанные листки с таблицей элементов Менделеев разослал многим отечественным и зарубежным химикам и только после этого выехал из Петербурга для обследования сыроварен. До отъезда он еще успел передать Н. Меншуткину, химику-органику и будущему историку химии, рукопись статьи «Соотношение свойств с атомным весом элементов» для публикации в Журнале Русского химического общества и для сообщения на предстоящем заседании общества. Меншуткин, который был в то время делопроизводителем общества, сделал от имени Менделеева небольшой доклад о периодическом законе. Доклад сначала не привлек особого внимания химиков, и Президент русского химического общества, академик Николай Зинин заявил, что Менделеев делает не то, чем следует заниматься настоящему исследователю.
Правда, через два года, прочтя статью Дмитрия Ивановича «Естественная система элементов и применение ее к указанию свойств некоторых элементов», Зинин изменил свое мнение и написал Менделееву: «Очень, очень хорошо, премного отличных сближений, даже весело читать, дай Бог Вам удачи в опытном подтверждении Ваших выводов. Искренне Вам преданный и глубоко Вас уважающий Н. Менделееву после открытия периодического закона предстояло сделать еще многое. Причина периодического изменения свойств элементов оставалась неизвестной, не находила объяснения и сама структура периодической системы, где свойства повторялись через семь элементов у восьмого. Однако с этих чисел был снят первый покров таинственности: во втором и третьем периодах системы находилось тогда как раз по семь элементов. Не все элементы Менделеев разместил в порядке возрастания атомных масс; в некоторых случаях он больше руководствовался сходством химических свойств.
Так, у кобальта Co атомная масса больше, чем у никеля Ni, у теллура Te она также больше, чем у йода I, но Менделеев разместил их в порядке Co — Ni, Te — I, а не наоборот. Иначе теллур попадал бы в группу галогенов, а йод становился родственником селена Se. Самое же важное в открытии периодического закона — предсказание существования еще не открытых химических элементов. Под алюминием Al Менделеев оставил место для его аналога «экаалюминия», под бором B — для «экабора», а под кремнием Si — для «экасилиция». Так назвал Менделеев еще не открытые химические элементы. Он даже дал им символы El, Eb и Es.
По поводу элемента экасилиция Менделеев писал: «Мне кажется, наиболее интересным из несомненно недостающих металлов будет тот, который принадлежит к IV группе аналогов углерода, а именно к III ряду. Это будет металл, следующий тотчас же за кремнием, и потому назовем его экасилицием». Действительно, этот еще не открытый элемент должен был стать своеобразным «замком», связывающим два типичных неметалла — углерод C и кремний Si — с двумя типичными металлами — оловом Sn и свинцом Pb. Не все зарубежные химики сразу оценили значение открытия Менделеева. Уж очень многое оно меняло в мире сложившихся представлений. Так, немецкий физикохимик Вильгельм Оствальд, будущий лауреат Нобелевской премии, утверждал, что открыт не закон, а принцип классификации «чего-то неопределенного».
Немецкий химик Роберт Бунзен, открывший в 1861 г. Профессор Лейпцигского университета Герман Кольбе в 1870 г. Кольбе отличался грубостью и неприятием новых теоретических воззрений в химии. В частности, он был противником теории строения органических соединений и в свое время резко обрушился на статью Якоба Вант-Гоффа «Химия в пространстве». Позднее Вант-Гофф за свои исследования стал первым Нобелевским лауреатом. А ведь Кольбе предлагал таких исследователей, как Вант-Гофф, «исключить из рядов настоящих ученых и зачислить их в лагерь спиритов»!
С каждым годом периодический закон завоевывал все большее число сторонников, а его открыватель — все большее признание. В лаборатории Менделеева стали появляться высокопоставленные посетители, в том числе даже великий князь Константин Николаевич, управляющий морским ведомством. Наконец пришло время триумфа. В 1875 г. Он писал: «Я думаю, нет необходимости настаивать на огромном значении подтверждения теоретических выводов господина Менделеева». И никому тогда не пришло в голову дать открытому элементу имя человека, который предсказал его существование, человека, раз и навсегда предопределившего путь развития химии.
Это сделали ученые двадцатого века. Имя Менделеева носит 101-й элемент периодической таблицы. Менделеев точно предсказал свойства экаалюминия: его атомную массу, плотность металла, формулу оксида, хлорида, сульфата. Менделеев предугадал, что это будет очень легкоплавкий металл. По легкоплавкости галлий уступает только ртути Hg и цезию Cs. В 1879 г.
Нильсон писал: «Не остается никакого сомнения, что в скандии открыт экабор... Так подтверждаются нагляднейшим образом соображения русского химика, которые не только дали возможность предсказать существование скандия и галлия, но и предвидеть заранее их важнейшие свойства». Скандий получил название в честь родины Нильсона Скандинавии, а открыл он его в сложном минерале гадолините. В 1886 г. Винклер назвал открытый им элемент германием Ge в честь своей родины, но это почему-то вызвало резкие возражения со стороны некоторых химиков. Они стали обвинять Винклера в национализме, в присвоении открытия, которое сделал Менделеев, уже давший элементу имя «экасилиций» и символ Es.
Обескураженный Винклер обратился за советом к самому Дмитрию Ивановичу. Тот объяснил, что именно первооткрыватель нового элемента должен дать ему название. Предугадать существование группы благородных газов Менделеев не мог, и им поначалу не нашлось места в периодической системе. Открытие аргона Ar английскими учеными У. Рамзаем и Дж. Релеем в 1894 г.
Менделеев вначале посчитал аргон аллотропной модификацией азота и только в 1900 г. Теперь эта группа известна под номером VIIIа. После открытия периодического закона Дмитрий Иванович расширил сферу своих научных интересов. Его волновали проблемы, связанные не только с химией, но и касающиеся общих аспектов развития производительных сил и научной мысли России. Здесь в полной мере проявились огромная эрудиция Менделеева, энциклопедичность ума, гражданственность позиции. Титульный лист книги Д.
Менделеева, написанной по результатам поездки в Америку Ученый работал над периодическим законом очень долго, но это не значит, что он забросил все остальные дела. Параллельно он участвовал в работе медиумической комиссии. На Россию надвигалось заморское диво — спиритизм и сонм неведомых доселе медиумов. Положение оказалось столь серьезным, что в мае 1875 г. Менделеев на заседании Физического общества при Петербургском университете предложил создать комиссию для рассмотрения медиумических явлений. При содействии большого специалиста по спиритизму и автора книг на эту тему А.
Аксакова удалось пригласить на заседание комиссии лучших европейских медиумов. Казалось бы, все было предусмотрено для объективного исследования и скорейшего завершения работы исследовательской группы. Но вот что интересно и загадочно: опыты с разными медиумами продолжались несколько месяцев! В итоге, надо думать, после горячих споров, 21 марта 1876 г. Менделеев был просто ошеломлен такой бурной реакцией образованной интеллигенции, клеймившей ученых за попытки «перекрыть дорогу новому учению». После долгих переживаний из-за незаслуженных нападок Дмитрий Иванович вынужден был сделать поразительное признание: «Я не отрицаю, что в спиритизме есть сюжеты для науки».
Менделеев интересовался и земными проблемами. С нефтяной промышленностью его связало приглашение владельца нефтяного завода в Баку. Менделеев ездил в Америку на выставку, изучал развитие нефтяной промышленности, занимался вопросом происхождения нефти. И в 1876 г. Через год после этого выступления вышла его фундаментальная книга «Нефтяная промышленность в североамериканском штате Пенсильвания и на Кавказе». Добыча нефти увеличилась, улучшились условия переработки и транспортировки к перерабатывающим заводам, в результате этого к 1884 г.
И в том, что уже в 1901 г. Менделеев занимался также и метеорологией. Во-первых, очень важное для понимания круговорота атмосферы движение воздуха в верхних ее слоях было не только абсолютно неизвестно, но и труднодоступно для изучения. Во-вторых, движение воздушных масс вблизи земной поверхности хотя и было доступно наблюдению, но не было доступно пониманию, так как гидродинамика в те годы изучала идеальные жидкости. Заниматься первой проблемой не было средств, поэтому Менделеев принялся изучать движение воздуха вблизи земной поверхности; движения, которое нельзя познать, не зная законов сопротивления жидкости. В 1877 г.
Дмитрий Иванович отправился в командировку во Францию. Там он познакомился с трудами Ш. Кулона, Э. Дюбуа, М. Бофуа и написал книгу «О сопротивлении жидкости и о воздухоплавании». Много лет подряд Менделеев занимался исследованием газов, у него были серьезнейшие научные труды на эту тему.
Но он задумывался и о другом: «Россия... Русским поэтому и сподручнее овладеть сим последним... С устройством доступного для всех и уютного двигательного снаряда... Вот ведь что удивительно! О герметичной гондоле он писал за несколько десятков лет до того, как Огюст Пиккар, покоритель стратосферы, впервые построил такую гондолу. А спускаемый аппарат космического корабля, на котором возвращался на землю Юрий Гагарин?
Та же идея. Идея герметичной кабины... Седьмого августа 1887 г. Менделеев добился разрешения вместе с пилотом и еще одним исследователем подняться на шаре для наблюдения полного солнечного затмения. Был серый дождливый день, небо затянуто тучами, и шар, наполненный водородом, лениво натягивал тросы. К Менделееву подошел его ассистент В.
Тищенко и сказал: «Дмитрий Иванович, у аэростата нет подъемной силы. Я вижу, я знаю дело, лететь нельзя, уверяю вас, нельзя». Менделеев ответил, и в этом ответе он был весь — и как ученый, и просто как человек: «Аэростат — это тоже физический прибор. Вы видите, сколько людей следит за полетом как за научным опытом. Я не могу подорвать у них веру в науку». Вместе с пилотом Менделеев перелез через борт высокой корзины и сразу же понял: шар не поднимет даже двоих.
Немецкий учёный, главный редактор фундаментального пособия «Анорганикум» — объединённого курса неорганической, физической и аналитической химии, выдержавшего более десяти изданий, академик Л. Кольдиц так истолковывает особенности открытия Д. Менделеева, сопоставляя в высшей степени убедительные результаты его труда с работами других исследователей, искавших подобные закономерности. Развивая в 1869—1871 годах идеи периодичности, Д. Менделеев ввёл понятие о месте элемента в периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов. На этой основе, в частности, опираясь на результаты изучения последовательности изменения стеклообразующих оксидов, исправил значения атомных масс 9 элементов бериллия, индия, урана и др. Предсказал в 1870 году существование, вычислил атомные массы и описал свойства трёх ещё не открытых тогда элементов — «экаалюминия» открыт в 1875 году и назван галлием , «экабора» открыт в 1879 году и назван скандием и «экасилиция» открыт в 1885 году и назван германием. Затем предсказал существование ещё восьми элементов, в том числе «двителлура» — полония открыт в 1898 году , «экаиода» — астата открыт в 1942—1943 годах , «экамарганца» — технеция открыт в 1937 году , «двимарганца» — рения открыт в 1925 году , «экацезия» — франция открыт в 1939 году.
В 1900 году Дмитрий Иванович Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в периодическую систему элементов особой, нулевой группы благородных газов. Удельные объёмы. Химия силикатов и стеклообразного состояния Настоящий раздел творчества Д. Менделеева, не выразившись результатами масштабов естествознания в целом, тем не менее, как и всё в его исследовательской практике, будучи неотъемлемой частью и вехой на пути к ним, а в отдельных случаях — их фундаментом, чрезвычайно важен и для понимания развития этих исследований. Как станет видно из дальнейшего, он тесным образом связан с основополагающими компонентами мировоззрения учёного, охватывающими сферы от изоморфизма и «основ химии» до базиса периодического закона, от постижения природы растворов до взглядов, касающихся вопросов строения веществ. Первые работы Д. Менделеева в 1854 году представляют собой химические анализы силикатов. Это были исследования «ортита из Финляндии» и «пироксена из Рускиалы в Финляндии», о третьем анализе минеральной глинистой породы — умбры — имеются сведения только в сообщении С.
Куторги в Русском географическом обществе. К вопросам аналитической химии силикатов, Д. Менделеев возвращался в связи с магистерскими экзаменами — письменный ответ касается анализа силиката, содержащего литий. Этот небольшой цикл работ послужил возникновению интереса у исследователя к изоморфизму: состав ортита учёный сравнивает с составами других сходных минералов и приходит к выводу, что такое сопоставление позволяет построить изменяющийся по химическому составу изоморфный ряд. В мае 1856 года Д. Менделеев, вернувшись в Санкт-Петербург из Одессы, подготовил диссертационную работу под обобщённым названием «Удельные объёмы» — многоплановое исследование, своеобразную трилогию, посвящённую актуальным вопросам химии середины XIX века. Большой объём работы около 20 печатных листов не позволил издать её полностью. Опубликована была только первая часть, озаглавленная, как и вся диссертация «Удельные объёмы»; из второй части позднее был напечатан только фрагмент в виде статьи «О связи некоторых физических свойств тел с химическими реакциями»; третья же часть при жизни Д.
Менделеева не была полностью опубликована — в сокращённом виде она была представлена в 1864 году в четвёртом выпуске «Технической энциклопедии», посвящённой стекольному производству. Через взаимосвязь освещаемых в работе вопросов Д. Менделеев последовательно приближался к постановке и решению наиболее существенных в его научном творчестве проблем: выявлению закономерностей при классификации элементов, построению системы, характеризующей соединения через их состав, строение и свойства, создание предпосылок формирования зрелой теории растворов. В первой части этого труда Д. Менделеева — детального критического анализа литературы, посвящённой вопросу, им высказана оригинальная мысль о связи молекулярного веса и объёма газообразных тел. Учёный вывел формулу расчёта молекулярного веса газа, то есть впервые была дана формулировка закона Авогадро-Жерара. Позднее выдающийся русский физикохимик Е. Бирон напишет: «Насколько мне известно, Д.
Менделеев первый стал считать, что можно уже говорить о законе Авогадро, так как гипотеза, в виде которой закон был сперва сформулирован, оправдалась при экспериментальной проверке…». Опираясь на колоссальный[ фактический материал в разделе «Удельные объёмы и состав кремнезёмных соединений», Д. Менделеев приходит к широкому обобщению. Не придерживаясь, в отличие от многих исследователей Г. Копп, И. Шредер и др. Менделеев ищет не формальные количественные закономерности в объёмах, а старается установить связь между количественными соотношениями объёмов и совокупностью качественных характеристик вещества. Таким образом он приходит к выводу, что объём, подобно кристаллической форме, является критерием сходства и различия элементов и образуемых ими соединений, и делает шаг в направлении создания системы элементов, прямо указывая на то, что изучение объёмов «может служить на пользу естественной классификации минеральных и органических тел».
Особый интерес представляет часть, именуемая «О составе кремнезёмных соединений». С исключительной глубиной и обстоятельностью Д. Менделеевым впервые изложен взгляд на природу силикатов как соединений, подобных сплавам оксидных систем. Учёным установлена связь между силикатами как соединениями типа MeO x SiO x и «неопределёнными» соединениями других типов, в частности, растворами, что выразилось правильной трактовкой стеклообразного состояния. Именно с наблюдения процессов стеклоделия начался путь Д. Менделеева в науке. Возможно, именно этот факт сыграл определяющую роль в его выборе, во всяком случае, данная тема, непосредственно связанная с химией силикатов, в той или иной форме закономерно соприкасается со многими другими его изысканиями. Изучение стекла помогло Д.
В окончательном виде таблица была опубликована в начале 1871 г. Своеобразным итогом работ Менделеева в области развития и усовершенствования периодического закона в 70-е годы можно считать 3-е издание «Основ химии», которое вышло в 1877 году. Этот труд при сохранении общего стиля и духа предыдущих, содержал новую, более совершенную форму изложения периодического закона. Периодический закон и «Основы химии» открыли новую эпоху не только в химии, но и во всём естествознании. Сегодня этот закон имеет значение глубочайшего закона природы. Но оставалась проблема отыскания физических причин явления периодичности.
В поисках путей к ее решению Менделеев исходил из главного: свойства элементов находились в периодической зависимости от их атомных весов, т. Поэтому ученый обратился к выяснению причины сил тяготения и свойств среды, их передающей. В XIX в. По мнению Менделеева, одним из возможных способов доказательства существования «эфира» могло быть исследование сильно разреженных газов. Работы Менделеева по изучению свойств газов инициировали его интерес к проблемам в области геофизики и метеорологии. Разрабатывая эти вопросы, Менделеев заинтересовался исследованиями атмосферы особенно ее верхних слоев с помощью летательных аппаратов.
В процессе исследований верхних слоев атмосферы Менделеев начал разрабатывать конструкции летательных аппаратов, позволяющих проводить наблюдения температуры, давления, влажности и других параметров на больших высотах. За совершение этого полёта Д. Менделеев был удостоен медали Французского общества воздухоплавания. Десятки значительных трудов Д. Менделеева посвящены изучению новых путей развития промышленности России. В 1861 году Менделеев по поручению издательства «Общественная польза» занимался переводом фундаментальной технологической энциклопедии Вагнера.
В процессе этой работы ученый подробно познакомился с технологией переработки различных сельскохозяйственных продуктов, в частности с сахарным производством. И уже в ближайшем выпуске энциклопедии появилась его статья по оптической сахарометрии. Особый интерес он проявил к производству спирта. В 1863 году Менделеев занимался конструированием приборов для определения концентрации спирта — спиртомеров. А в течение 1864 года выполнил большое и тщательно подготовленное исследование удельных весов спиртоводных растворов во всем интервале концентраций при нескольких температурах. Эта экспериментальная работа стала основой докторской диссертации Менделеева «О соединении спирта с водой».
Менделеев вывел уравнение, связывающее плотность спиртоводных растворов с концентрацией и температурой, и нашел состав, отвечающий наибольшему сжатию и остающийся постоянным при изменении температуры. Так, литр сорокаградусной водки должен весить ровно 953 г. При весе 951 г. Этот менделеевский состав водки и был запатентован в 1894 году правительством России, как русская национальная водка — «Московская особая» первоначально - «Московская особенная». Тесно связаны с вопросами технологии перегонки и первые работы Менделеева по переработке нефти. В 1863 году он посетил нефтеперегонные предприятия в Сураханах вблизи Баку, где в те годы применялась технология, сходная с перегонкой древесины, дал ряд важных рекомендаций, касающихся условий транспортировки нефти и конструкции тары.
Проблемами нефтяной промышленности Менделеев продолжал интересоваться и в 70-е годы. Он проводил лабораторные исследования по перегонке нефти на Константиновском заводе близ Ярославля. Под наблюдением Менделеева на этом заводе был изготовлен специальный аппарат, с помощью которого ученый проводил испытания по непрерывной перегонке нефти. Менделеев занимался и вопросами экономики каменноугольной промышленности. По заданию правительства он изучал причины ее кризиса на юге России. В течение 1888 г.
Результаты поездок он изложил в ряде официальных документов и статьях, где не только описал состояние южнорусской угледобывающей промышленности, но и предложил новую технологию работ и, главное, сформулировал идею газификации угля и перегонки газа по трубам в крупные города. Обширные познания в химии и опыт практического использования достижений этой науки пригодились ученому при разработке технологии нового типа бездымного пороха. Менделеев был научным консультантом в созданной в 1891 г. Морским министерством специальной Морской научно-технической лаборатории для изучения взрывчатых веществ. Вместе с заведующим Морской научно-технической лабораторией Чельцовым И. Однако французы сохранили в секрете свой способ его производства.
Задачу о составе взрывчатки русские решили сами, вернувшись домой. За полтора года под руководством Менделеева была разработана технология производства пироколлодия и на его основе — бездымного пороха, превосходящего по характеристикам иностранные образцы. Однако изобретенный порох так и не был принят на вооружение в русском флоте.
Предлагаемый материал может быть полезен учителям химии как для подготовки к урокам, так и для внеурочных мероприятий проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров. Детство и юность Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 8 февраля 1834 г. Ко времени его рождения в семье Менделеевых из детей остались в живых два брата и пять сестер. Менделеев 1834—1907 Хотя Павел был на два года старше, Митя не отставал от него в своем развитии, и родители отправили их в гимназию вместе, но по условиям тех лет принимать дозволялось только с 8 лет, а Дмитрию было лишь 7. Поэтому его приняли с условием, чтобы в первом классе он пробыл два года. Успехом Митя блистал только в первых классах. Потом учеба перестала его увлекать, и он преуспевал лишь по тем предметам, которые ему нравились и легко давались, — математика, физика, история. Но иностранные языки — немецкий и, особенно, латынь — ему давались тяжелее всего. И если Митя успешно переходил из класса в класс, то это происходило только благодаря совету гимназии. Весной 1849 г. Менделеев окончил гимназию и отправился с матерью в Москву — поступать в университет. В зачислении ему отказали. Тогда Мария Дмитриевна повезла сына в Петербург. В Главном педагогическом институте Петербурга набор студентов происходил раз в два года, и осенью 1850 г. Мать Менделеева подала ходатайство в министерство с просьбой сделать исключение для ее сына. Менделеева приняли. Он был зачислен на физико-математический факультет. Учеба в педагогическом институте Дмитрию Менделееву вначале давалась нелегко. Будучи студентом физико-математического факультета, он интересовался также и науками, изучавшимися на историко-филологическом факультете. В детстве Митя обладал не слишком крепким здоровьем, а напряженная учеба и влажный петербургский воздух и вовсе ослабили его. Иногда у юноши горлом шла кровь, и врачи полагали, что у него началась последняя степень чахотки. Он лежал в клинике педагогического института, где учился, когда однажды во время обхода главный лекарь, думая, что Менделеев уснул, сказал директору: «Ну, этот-то уже не поднимется... Институтские друзья сумели устроить для Менделеева аудиенцию у придворного медика Н. Здекауэра, и тот, прослушав больного, деликатно посоветовал ехать на юг. Правда, Здекауэр дал еще совет — показаться, на всякий случай, Н. А в Крыму в это время шла война, и Пирогов, засучив рукава, оперировал с раннего утра и до позднего вечера. За день — десятки ампутаций. Менделеев много раз видел его издалека, но все не решался к нему подойти. Пирогов раненым был больше нужен. Менделеев и думать не мог, что вид Симферополя, города, в общем-то, достаточно удаленного от линии фронта, может произвести на него такое тяжелое впечатление. Рестораны работали, а гимназии нет, больниц было мало, и вокруг города сгрудились палатки с красным крестом. И всюду раненые, раненые... В письме брату он написал: «Юг, который так влечет тебя, этот юг, поверь, хорош только на севере, да два-три месяца в году, а то бог с ним... Пирогов казался недосягаемым. И выпускник столичного института, приехавший на консультацию, найти себе дело здесь, конечно, не мог. Но вот, наконец, Менделеев перед Пироговым. Великий врач с неожиданной внимательностью осмотрел столь странного здесь пациента и не нашел в его состоянии ничего опасного. Менделеев навсегда запомнил то, что сказал ему Пирогов: «Нате-ка вам, батенька, письмо вашего Здекауэра. Сберегите его, да когда-нибудь ему и верните. И от меня поклон передайте. Вы нас обоих переживете». На старших курсах у Менделеева учеба шла хорошо — среднегодовой балл был равен четырем с половиной из пяти возможных. Интерес Дмитрия к наукам не остался незамеченным со стороны преподавателей. Все эти очень разные люди с одинаковой готовностью помогали юноше, хотя его трудно было назвать покладистым студентом. Сам Менделеев прекрасно понимал, что без такой поддержки он никогда не смог бы стать тем, кем стал. В студенческие годы Менделеев начал писать краткие обзоры успехов науки, за которые получал небольшие гонорары — единственные его доходы. Воскресенский и профессор минералогии С. Куторга предложили Менделееву разработать метод анализа минералов ортита и пироксена. Результаты своей работы он изложил в статье «Химический анализ ортита из Финляндии», опубликованной в 1854 г. В мае 1855 г. Интересно, что на этом экзамене повторилась история, отдаленно напоминающая случай, происшедший на достопамятном лицейском экзамене, на котором старик Г. Державин благословил юного А. Роль мэтра довелось сыграть академику Ю. Фрицше, известному специалисту в органической химии. Ученый совет присудил по окончании Петербургского педагогического института Менделееву титул «Старший учитель» и наградил золотой медалью. Творческая деятельность При беглом взгляде на студенческие работы Менделеева создается впечатление, что это работы юноши увлекающегося, одаренного, но бросающегося из одной крайности в другую: «Описание Тобольска в историческом отношении», «О влиянии теплоты на распространение животных», «Об ископаемых растениях», «О телесном воспитании детей от рождения до семилетнего возраста», «Описание грызунов С. Чрезвычайное разнообразие интересов Менделеева не было случайным, ни одно из его увлечений не осталось без дальнейшей разработки. Директор института выхлопотал разрешение, чтобы отличнейших выпускников института, в том числе Менделеева, оставить при институте еще на один год для усовершенствования в науках и приготовления к магистерскому экзамену. Но к моменту окончания института здоровье Менделеева внушало опасение, и он отказался от предложения директора и решил ехать служить на юг. В Одессе находился знаменитый Ришельевский лицей, и Дмитрий надеялся, что в лицее он найдет возможность подготовиться к сдаче экзамена на степень магистра. Но по ошибке министерство предписало Дмитрию Ивановичу ехать в захолустный Симферополь. Менделееву казалось, что он попал в тупик: где-то в мире течет настоящая жизнь, ведутся научные исследования, пишутся трактаты, издаются журналы, а он осужден на восьмилетнее пребывание в симферопольском захолустье. Директор Петербургского педагогического института, узнав о бедствиях лучшего его воспитанника, попросил попечителя Одесского учебного округа перевести Дмитрия Ивановича из Симферополя в Одессу, что и было сделано. Одесский период сыграл важную роль в жизни Менделеева. Он получил там место преподавателя естественных наук, у него была небольшая лаборатория, первая своя лаборатория, и тут же, под рукой — превосходная библиотека. Здесь, в южном приморском городе, он начал искать «причину химического сродства» — то, о чем думал уже давно и чему он посвятил всю свою жизнь, здесь окончательно созрела тема его магистерской диссертации и были проведены первые эксперименты. Полгода в Одессе, и вот Менделеев вновь в Петербурге. Приехал он не с пустыми руками: работа, которую он привез, — тончайшее и кропотливейшее исследование по удельным объемам. Это фактически его диссертация. Он немедленно подал прошение ректору Петербургского университета о допущении его к сдаче экзамена на степень магистра химии. Причем из-за стесненности во времени просил проэкзаменовать его в течение двух оставшихся недель мая. Блестяще ответив на вопросы по химии, физике, минералогии и геогнозии, он сдал письменный экзамен по химии, после чего ему был назначен срок защиты магистерской диссертации. За два летних месяца он закончил диссертацию «Удельные объемы». В этой работе он сделал важный шаг к будущей системе элементов, поскольку «объем атома» выступал аналогично кристаллической форме в «Изоморфизме» в роли критерия сходства и различия элементов и соединений. Диссертация дала ему первую ученую степень магистра химии. Менделееву исполнилось тогда всего двадцать два года. После удачной защиты он подал новое прошение. Менделеев желал защитить еще одну диссертацию — «Строение кремнеземистых соединений» — на право читать лекции по химии в Петербургском университете. В 1857 г. Менделеев был утвержден приват-доцентом Петербургского университета, где читал курс органической химии. Университет дал молодому магистру возможность читать лекции, работать в лаборатории, общаться с первоклассными профессорами. Но не дал денег: за чтение лекций он получал годовое жалование в 300—400 руб. В 1859 г. Менделеев был командирован за границу в знаменитый Гейдельберг, в лабораторию знаменитого профессора химии Р. Менделеев верил, что дни, проведенные в лаборатории Гейдельбергского университета, рядом с прославленным химиком, будут ему полезны, но он ошибся. Бунзен, занятый своими опытами, встретил молодого русского коллегу вежливо, но сдержанно. А в лаборатории, где Менделееву выделили место, в тесноте толпились студенты, не хватало посуды, реактивов. Менделеев тотчас понял, что здесь он лишь потеряет время. С видом глубочайшего сожаления сказал Бунзену, что он нездоров, поблагодарил за столь радушное гостеприимство и тут же съехал с университетской квартиры. А вскоре снова в путь. На этот раз — в Париж, к знаменитому механику Саллерону — тому самому Саллерону, лучше которого никто не мог делать химические приборы и инструменты. Менделееву нужны были самые точные из всех точных весов, потому что для его работы не годились другие. Он вернулся в Гейдельберг, снял крохотную квартирку, где в одной из комнат оборудовал лабораторию. Здесь его уже ждало письмо обеспокоенного попечителя Петербургского учебного округа — видно, дошли сообщения о выходке с Бунзеном. Менделеев ответил: «Главный предмет моих занятий есть физическая химия». Он не спешил домой не потому, что не желал видеть город, уже давно ставший ему родным, а потому, что в Гейдельберге ему хорошо работалось, он чувствовал себя свободным, независимым, и здесь он обрел новых друзей. Иван Сеченов, Александр Бородин, Дмитрий Менделеев — они были тогда молоды, их имена еще не звучали так громко, но каждый из них уже был известен своими работами. Все трое с увлечением занимались химией. Менделеев пытался постичь суть явлений, происходящих в жидкостях: изучал поверхностное натяжение, другие их физико-химические свойства. Сеченов проникал в химию газообмена в живых тканях, а автор «Князя Игоря» с упоением возился с пробирками и колбами и к тому времени был автором нескольких крупных печатных работ по химии. Русские ученые-химики в Гейдельберге слева направо: Н. Житинский, А. Бородин, Д. Менделеев, В. Олевинский Трое великих русских людей работали не покладая рук, а вечерами сходились за чаем, делились всем, что накопилось за день. В Гейдельберге они переживали счастливое время. В работе все ладилось, и поэтому настроение было прекрасным, а отдыхали они тоже самозабвенно. Бородин часто садился за рояль, а то все разом шли в соседний городок слушать знаменитый орган. Друзей объединяло не только пристрастие к химии.
Гений русской науки
8 февраля 190 лет со дня рождения Менделеева Дмитрия Ивановича | 8 февраля 1834 года, в Тобольске, в семье Ивана Павловича и Марии Дмитриевны Менделеевых родился семнадцатый ребенок. |
190 лет со дня рождения Менделеева Д. И. | Родился же учёный в Тобольске в семье Ивана Петровича Менделеева, директора Тобольской гимназии, и Марии Дмитриевны, происходившей из семьи известных в Сибири купцов, промышленников и меценатов. |
Как создавалась периодическая таблица элементов Менделеева
Спустя годы Менделеев выпустил фундаментальный труд «Исследование водных растворов по удельному весу», который начал со слов благодарности матери. В 1855 году Менделеев окончил институт с золотой медалью. Родился же учёный в Тобольске в семье Ивана Петровича Менделеева, директора Тобольской гимназии, и Марии Дмитриевны, происходившей из семьи известных в Сибири купцов, промышленников и меценатов.
Дмитрий Менделеев - биография
В последующие 2 года Менделеев устранил многочисленные несообразности, возникшие при уточнении положения некоторых элементов в периодической системе, опубликовав в 1871 г. § Д. И. Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева и его жены Марии Дмитриевны. Дмитрий Менделеев родился 8 февраля 1834 года и был 17-м ребёнком в семье.