В год, когда родился Менделеев его отец ослеп и все хлопоты многодетной семье легли на плечи необразованной dia3. Родился Дмитрий Менделеев 27 января (8 февраля) 1834 г. в Тобольске, семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Высшее образование Менделеев получил на отделении естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, курс которого окончил в 1855 году с золотой медалью.
«Во многом превосходить иноземное»: в Татарстане готовятся отметить 190-летие Менделеева
Айвазов, М. Нургалиева, Ю. Светкин, С. Петров, профессора К. Минскер, Е. Журавлев, Е. Денисов и молодые выпускники аспирантуры Е. Кручкова, Н. Акманова, А. Андреева, О. Акимова, Л.
Резник, Л. Соколова, Д. Казаченко, В. Мартемьянов, А. Герчиков, В. Малинская, А. Гиниатуллина, И. Журенко, Л. Лапкин, А. А с 1965 г.
В настоящее время они и составляют значительную часть профессорско-преподавательского состава. Если проследить в историческом аспекте формирование ныне успешно действующих кафедр факультета, то они образовались в период 1960-1969 гг. В последующем происходила в основном реорганизация этих кафедр. На базе кафедры химии в 1960 году были созданы кафедры: физической и аналитической химии заведующий кафедрой доцент Б. Айвазов , неорганической и органической химии заведующий кафедрой доцент Ю. В этот период ведется значительная работа по организации химического факультета, создается материально-техническая база кафедр, формируются научные направления, появляются педагогические традиции. Чанбарисова приобрел самостоятельный статус. Первым его деканом был назначен доцент С. Петров — физикохимик с энциклопедическими знаниями и педагог, высоко поднявший планку требовательности к уровню знаний студентов. Он оставался на этом посту по 1968 г.
В разные периоды деканами химического факультета являлись доцент Ю. Светкин 1968-1970 , доцент Л. Резник 1970-1975 , доцент М. Нургалиева 1975-1979 , доцент Ф. Кудашева 1979-1987 , профессор М. Абдуллин 1987-1989 г. Майстренко 1990-1993. С 1993 г. С 2002 г. С 2010 г.
В ноябре 1943 года нефтяной институт возвратился в Москву, а в Черниковске впоследствии — Уфе был организован филиал. Губкина организован Уфимский нефтяной институт УНИ. УГНТУ имеет два студенческих городка. Один располагается в Орджоникидзевском районе г. Уфа, а второй в микрорайоне «Зелёная роща». В последнем обучаются студенты архитектурно-строительного института и двух кафедр горно-нефтяного факультета. С 1996 года является полноправным членом Международной ассоциации университетов МАУ. В университете проводится обучение в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. В 2021 году УГНТУ стал участником базовой части программы «Приоритет 2030», а также вошёл в число 46 вузов России, которые получат спецчасть гранта в рамках программы «Приоритет 2030». Учеба в нефтехимических образовательных организациях Республики Башкортостан позволяет с головой окунуться в мир бесконечных открытий, стать лидерами и новаторами в области современной науки, получить престижную профессию.
Возникновение химической промышленности в Башкортостане связано с развитием горного и кожевенного дела, масложировой промышленности, а также поташных и винокуренных заводов. ХХ века введён в эксплуатацию Башкирский завод дубильных экстрактов «Дубитель». В годы Великой Отечественной войны в республике были эвакуированы предприятия химической промышленности страны, в 1943 получена первая продукция «Уфахимпром», производство порохов «Авангард» и др. В 1960 г. Становлению химической промышленности способствовала организация производства глубокой химической переработки древесины на Амзинском лесокомбинате, а также развитие химического и нефтяного машиностроения и др. Продукция реализуется в РБ и РФ, экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья. В республике освоены единственное в России технологии производства полипропилена марки «Бален», терефталевой кислоты, полиэтилентерефталата. Республика Башкортостан является ведущим в России по производству кальцинированной соды и технических спиртов. Мы благодарные потомки, поэтому есть улицы имени Менделеева, конкурсы, памятники легендарному учёному. Уфе, например, улица Менделеева — очень старинная и самая длинная улица, 7,4 километра.
А самое главное, у нас талантливые ученики, последователи первооткрывателя в мире химии. Бураево» МР Бураевский район в 2023 г. Сам он с 1956 года по 1990 годы работал на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе. При Муртазе Рахимове было построено множество объектов, более 1000 школ, в районах укладывали асфальт, строили мосты, проводили газ — работа кипела. Открылись и получили новую жизнь башкирские здравницы: «Янгантау», «Ассы», «Юматово», «Зеленая Роща». В санатории «Красноусольск» были оборудованы три бассейна-купели, проведена реконструкция спальных корпусов, построены кафе и магазины. Санаторий «Талкас» появился на базе дома отдыха «Баймакский» в 2005 году по указу президента. Возрождение Гостиного двора, строительство здания «Уфа-Арены», ипподрома «Акбузат», Конгресс-холла, здания банка «Уралсиб» на улице Революционной, татарского театра «Нур», нового Башкирского драмтеатра, здания Курултая Башкирии, стадиона «Динамо», нового здания аэропорта, главного корпуса железнодорожного вокзала, мечети «Ляля-Тюльпан».
При этом он внес вклад в развитие не только химии, но и физики, воздухоплавания, приборостроения, педагогики и других сфер. Менделеев также приходился тестем известному русскому поэту Александру Блоку, женатому на его дочери Любови. В 1899 году, когда Дмитрий Менделеев посещал родной город, будучи уже известным ученым, земляки в знак глубокого уважения занесли его имя в книгу почёта города, присвоив ему звание «Почётный гражданин города Тобольска». Памятник Дмитрию Ивановичу Менделееву в Тобольске установили в 1984 году, он находится на территории 6-го микрорайона, на пересечении проспектов Менделеева и Комсомольского. В 1969 году в честь столетия со дня открытия периодического закона имя Менделеева было присвоено Тобольскому государственному педагогическому институту. Сегодня достижения Дмитрия Ивановича Менделеева не подвергаются сомнениям и служат опорой современной науки.
В 1861 г. Дмитрий Менделеев возвратился в Санкт-Петербург, где возобновил чтение лекций по органической химии в университете и издал замечательный по тому времени учебник «Органическая химия», в котором идеей, объединяющей всю совокупность органических соединений. В 1863 г. В 1864 г. Менделеев был избран профессором Петербургского технологического института. Он открывает периодический закон 1869 и излагает его в ряде мемуаров, выпускает «Основы химии» 1869 — 71.
Обосновывая программу промышленного развития России, Д. Менделеев особенно выделял две ее стороны: развитие производства средств производства и развитие топливной базы промышленности. В этом проявились оригинальность и дальновидность его взглядов на общие вопросы экономического развития общества. При этом он выдвигал самостоятельные конкретные предложения и технические проекты, составленные с учетом особенностей того или иного вида производства. Менделеев много внимания уделял проблеме развития транспортной системы, понимая, что от этого во многом зависит конкурентоспособность русских товаров на мировом рынке. Ученый выступил с поддержкой проекта железной дороги Каменск — Челябинск, высказался за понижение тарифа на перевозку керосина по Закавказской железной дороге. Занимаясь вопросами денежного обращения в 1896 г. Витте с предложением ввести взамен кредитного рубля новый рубль, обеспеченный золотом. В том же году была проведена денежная реформа, в соответствии с которой рубль обеспечивался фактической стоимостью одного металла — золота. Это позволило России упрочить свое положение среди развитых стран, облегчила размещение русских займов за границей. Менделеев зарекомендовал себя убежденным сторонником протекционизма покровительственной системы. Он утверждал, что важнейшим средством для стимулирования промышленного развития России может стать ограждение отечественной промышленности от конкуренции иностранных предпринимателей с помощью увеличения ввозной пошлины. Ученый принял непосредственное участие во введении новой тарифной системы, утвержденной Государственным советом в 1893 г. Результаты этой работы были обобщены в книге «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года». В эти же годы им были написаны «Учение о промышленности», «Заветные мысли», «К познанию России» и др. Менделеев активно участвовал в работе различных совещаний и съездов, на которых решались актуальные вопросы экономического развития России. В 1896 г. Менделеев среди экспертов Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, 1896 г. В 1899 г. Менделеев совершил большую поездку на Урал для выяснения причин застоя уральской железной промышленности. К участию в экспедиции он привлек П. Земятченского, С. Вуколова и К. Участниками экспедиции была написана книга «Уральская железная промышленность в 1899 г. Егоров, С. Менделеев, П. Замятченский , 1899 г. Менделеев в центре в саду Кушвинского металлургического завода во время поездки на Урал. В этой книге Д. Менделеев наметил обширный план подъема экономики края путем превращения Урала в сложный и многосторонний промышленный комплекс на основе рационального размещения промышленных производств и использования природного сырья и предложил «сочетать» уральские руды с углями Кузнецкого и Карагандинского бассейнов. В настоящее время эта идея претворена в жизнь. Менделеев говорил об упорядочении использования лесных богатств Урала, о необходимости планомерных геологоразведочных работ. Впервые здесь он испытывает магнитный метод разведки железорудных месторождений с помощью переносного магнитного теодолита. При участии Д. Менделеева в г. Елабуге был организован химический завод. Технологический уровень производства многих химических продуктов на этом заводе был выше, чем на многих аналогичных предприятиях за рубежом. Исследования в области метрологии Д. Менделееву принадлежит фундаментальный труд в области метрологии «Опытное исследование колебания весов» 1898 г. В процессе исследования явления колебания Д. Менделеевым был сконструирован ряд уникальных приборов: дифференциальный маятник для определения твердости веществ, маятник — маховое колесо для изучения трения в подшипниках, маятник-метроном, маятник-весы и др. В изучении колебаний Д. Менделеев видел прямую возможность расширить наши знания о природе силы тяжести. Одно из зданий Палаты было построено с башней высотой 22 м и колодцем глубиной 17 м, где устанавливался маятник, служивший для определения величины ускорения силы тяжести. Маятник-диск и маятник-подкова, сконструированные Д. Результаты научных и технических исследований сотрудников Палаты освещались в организованном Д. Менделеевым в 1894 г. За период работы в Палате Менделеев создал школу русских метрологов. Он может по праву считаться отцом русской метрологии. Эталонные гири Организованная им Главная палата мер и весов ныне является центральным метрологическим учреждением Советского Союза и носит название Всесоюзного научно-исследовательского института метрологии имени Д. Менделеева Общественная деятельность Активная творческая позиция ученого не позволяла Д. Менделееву оставаться в стороне от общественной жизни во всех ее проявлениях. Менделеев был инициатором создания ряда научных обществ: Русского химического общества в 1868 г. Разносторонние интересы ученого связали его на многие годы с деятельностью Минералогического общества в Петербурге, Русского технического общества, Вольного экономического общества, Общества содействия русской промышленности и др. Менделеев принимал активное участие в работе научных конгрессов, промышленных съездов, художественно-промышленных выставок, как в России, так и за рубежом. Под руководством Д. Менделеева и при активном его участии были созданы и работали комиссии и комитеты по самым актуальным вопросам. Интересно отметить, что Д. Менделеев был одним из инициаторов создания в Петербурге в 70-е годы общества, объединяющего ученых, художников и литераторов. С 1878 г. На них бывали профессора университета: А. Бекетов, Н. Меншуткин, Н. Вагнер, Ф. Петрушевский, А. Воейков, А. Советов, А. Фаминцын; художники: И. Крамской, А. Куинджи, И. Шишкин, Н. Ярошенко, Г. Мясоедов и др. Часто посещал среды В. Со многими из них Д. Менделеева связывала давняя дружба, его глубокие и самостоятельные суждения высоко ценились художниками. Известные русские художники на одной из «менделеевских сред», 1888 г. Крамской создал портрет Д. Менделеева в 1878 г. Репин написал два портрета ученого: один в 1885 г. Ярошенко дважды писал Д. Менделеева: в 1886 г. Портрет Д. Менделеева работы И. Репина, 1885 г. Разнообразие интересов Менделеева поражают: он собирал и систематизировал фотографии, любил фотографировать сам. Коллекционировал репродукции произведений искусства, виды мест, в которых бывал. Сам был, по свидетельству современников, «недурным графиком». Любил работать в саду и огороде на даче. Еще одним увлечением Д. Менделеева, которое обросло легендами и слухами, было изготовление чемоданов и рамок для портретов.
Элемент гениальности: 190 лет Дмитрию Менделееву
Здесь, в Объединенном институте ядерных исследований их открыли 10. Последние 20 лет, по сути, только дубнинские ученые и смогли продолжить заполнять таблицу Менделеева. Например, 118-й назвали оганесон в честь Юрия Оганесяна, который стоял во главе этих исследований. Новые элементы синтезируются с помощью огромных ускорителей. Сегодня мы дошли до 118-й, замечательный результат, мы закрыли седьмой период периодической таблицы», — рассказывает директор Лаборатории ядерных реакций им. Флерова Объединенного института ядерных исследований Сергей Дмитриев Самый мощный в мире ускоритель, который называют фабрикой тяжелых элементов, будет запущен уже в этом году, и начнутся поиски 119 и 120 элементов, места для которых в таблице уже, конечно, есть.
За 150 лет периодический закон не дал сбоя!
Ловец приключений Дмитрий Менделеев не был неудачливым человеком, однако, приключений в его жизни хватало. В 1887 году он поднимался в небо на воздушном шаре, чтобы наблюдать солнечное затмение и выполнить несколько важных измерений. Для тех лет эта операция уже была безопасной — учёный превосходно знал свойства газов и рассчитывал подъёмную силу аэростатов. Но затмение Солнца продолжалось две минуты, а Менделеев летал на шаре и потом добирался обратно пять суток, чем обеспокоил друзей. Тяга к вечному и прекрасному Создатель знаменитой Периодической таблицы химических элементов очень увлекался музыкой. Его любимыми композиторами были Бетховен, Бородин, Беллини. Также Менделеев обожал художественную литературу и искусство. Будучи большим знатоком и ценителем искусства, ученый выступал за использование химических и физических открытий для совершенствования живописных эффектов. В своих воспоминаниях И.
Репин писал: «В большом физическом кабинете на университетском дворе мы, художники-передвижники, собирались в обществе Менделеева и Петрушевского для изучения под их руководством свойств разных красок. Есть прибор-измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов. Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных тонкостей, а у некоторых товарищей до смеху была груба эта чувствительность». А в 1894 году Дмитрий Менделеев был избран действительным членом Академии художеств. Любитель позировать Любопытно, но ни один ученый не был удостоен при жизни такого внимания художников-портретистов — портреты Менделеева писали кроме А. Менделеевой И. Крамской, М.
Но нефть научились перегонять еще в Месопотамии. Другое дело, при его непосредственном участии были введены в эксплуатацию первые наливные баржи и железнодорожные цистерны. При нем же был построен первый керосинопровод в Баку. Дмитрий Иванович занимался далеко не только химией. На общую и физическую химии пришлось чуть больше трети его научных работ. Физике Менделеев посвятил 22,9 процента трудов, такая же доля работ по промышленности, еще 8,6 процента трудов было посвящено экономике, по пять процентов географии и сельскому хозяйству. Дело в том, что Иван вместе с тремя своими братьями поступили в духовную семинарию, а особенность заключалась в том, что после ее окончания духовные наставники могли дать им другие фамилии. В итоге Соколовым остался только Тимофей. Старший брат стал Покровским в честь церковного прихода, младший оказался Тихомандрицким в честь села , а Иван Павлович получил фамилию Менделеев. Сам Дмитрий Иванович писал: «Фамилия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял, как соседский помещик Менделеев менял лошадей и скотину. Учитель по созвучию "мену делать" вписал и отца под фамилией Менделеев». Но это только одна из версий. Возможно, соседский помещик имел отношение к семье, и по другой версии он был крестным отцом Ивану Павловичу, что и сказалось при выборе фамилии. Впрочем, никаких подтверждений этой связи не было. Будучи консультантом научно-технической лаборатории Морского министерства, в 1892 году Дмитрий Иванович изобрел универсальный вариант бездымного пороха «пироколлодий». Многие считали, что он украл европейскую формулу. В действительности российский ученый ее во многом превзошел. Правда, так вышло, что сотрудники американского военного ведомства раздобыли рецептуру Менделеева и запатентовали ее у себя. В 1899 году Менделеев совершил большую поездку на Урал для выяснения застоя железной промышленности. Итогом стала книга «Уральская железная промышленность в 1899 году», где ученый наметил обширный план подъема экономики края путем превращения Урала в сложный многосторонний промышленный комплекс на основе рационального размещения промышленных производств и использования природного сырья и предложил «сочетать» уральские руды с углями Кузнецкого и Карагандинского бассейнов. Эта идея была претворена в жизнь уже в советское время. Рабочий кабинет Дмитрия Ивановича Менделеева.
Последние 15 лет жизни Дмитрий Менделеев посвятил метрологии. Был управляющим Главной палатой мер и весов — первого научного метрологического центра России, созданного по его инициативе. Цветы к могиле учётного возложили руководители научных центров, представители комитета по науке, а также студенты петербургских вузов.
8 февраля – день рождения Дмитрия Ивановича Менделеева
8 февраля, в День Российской науки, в стране будет отмечаться значимая дата — 190-летие со дня рождения выдающегося химика Дмитрия Менделеева. Впрочем, ко времени рождения будущего великого учёного в семье Менделеевых осталось в живых двое мальчиков и пять девочек, восемь детей умерли ещё в младенческом возрасте, и троим из них родители не успели дать даже имени. С началом Крымской войны Менделеев перебирается в Одессу и получает должность преподавателя в лицее.
110 лет со дня смерти ученого Дмитрия Ивановича Менделеева
Дмитрий Иванович родился в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа, и Марии Дмитриевны Менделеевой (Корнильевой). Менделеев был самым младшим из 17 братьев и сестер, из которых, по словам брата Менделеева Павла, "только 14 остались в живых, чтобы креститься", то есть остальные умерли вскоре после рождения.[5]. 3. Дмитрий Менделеев был трижды номинирован на Нобелевскую премию, но так и не получил ее. Сегодня, 8 февраля, исполняется 185 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева.
150 лет исполнилось величайшему открытию русского ученого Дмитрия Менделеева
Научные круги, также встали на сторону Менделеева. В этом же году 14 научных обществ и учебных заведений России избрали ученого своим почетным членом. Ученый оставил свыше пятисот печатных трудов. Автор фундаментальных исследований по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и другим направлениям, тесно связанным с потребностями развития производительных сил России. Заложил основы теории растворов, предложил промышленный способ фракционного разделения нефти, изобрел вид бездымного пороха, пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение засушливых земель, занимался вопросами приборостроения. Дмитрий Иванович Менделеев скончался 2 февраля 1907 года в Петербурге от воспаления легких, на семьдесят втором году жизни. Смерть великого русского ученого стала национальным трауром. В последний путь проводить химика вышел едва ли не весь город, а таблицу Менделеева несли впереди многотысячной колонны. Похоронили ученого на «Литераторских мостках» Волковского кладбища, церемония прошла за счет государства. Разработал периодическую таблицу химических элементов, ставшую графическим выражением закона, установленного Менделеевым в ходе работы над «Основами химии». Создал пикнометр - прибор, способный определять плотность жидкости.
Открыл критическую температуру кипения жидкостей. Создал уравнение состояния идеального газа, устанавливающее зависимость между абсолютной температурой идеального газа, давлением и молярным объемом.
Анны I и II степени, Св. Станислава I степени, Почётного Легиона. В 1987 году открыт дом-музей в Боблове. В статье, посланной Либиху с описанием открытия, предсказывает основные свойства сразу трёх неизвестных элементов. ПО ПОВОДУ ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ фрагменты Любовь к отечеству, или патриотизм, как, вероятно, небезызвестно читателям, некоторые из современных учений крайних индивидуалистов уже стараются представить в худом виде, говоря, что её пора заменить совокупностью общей любви ко всему человечеству с участием в делах узкого кружка лиц, образующих общину коммуну , город или вообще физически обособленную группу. Лживость такого учения становится, на мой взгляд, ясною не столько со стороны одних важных исторических услуг скопления народов в крупные государственные единицы, вызывающие самоё происхождение патриотизма, сколько со стороны того, что ни в каком будущем нельзя представить слияния материков и стран, уничтожения различий по расам, языку, верованиям, правлениям и убеждениям, а различия всякого рода составляют главнейшую причину соревнования и прогресса, не упоминая уже о том, что внутреннее чувство ясно говорит, что любовь к отечеству составляет одно из возвышеннейших отличий развитого, общежитного состояния людей от их первоначального, дикого или полуживотного состояния. Рядом с самообожающей похвальбой англичан да немцев выступили недавно японцы и ну нас корить всеми нашими недостатками и похваляться своими прирождёнными, а особенно вновь приобретёнными достоинствами.
Многие проекты выдающегося химика были переработаны узкопрофильными специалистами и послужили к созданию первого ледокола России, аэростата и российского сыра. Гальперина: Лекция «Наука в объективе». Ведущий — фотограф Федерации космонавтики Олег Семенов. Когда-то Дмитрий Иванович стал инициатором создания первого кружка фотографов, тогда фотоаппараты были статичными и диапазон для съемок был ограничен. Современная же фотография может зафиксировать гораздо больше, чем способен увидеть невооруженный человеческий глаз. Рассмотрим удивительные примеры научных снимков и раскроем некоторые секреты фотографии с Олегом Семёновым — фотографом Федерации космонавтики России. Менделеев был 17 ребенком в родительской семье и сам имел 6 детей. Какой совместный досуг был у семьи Менделеевых? Возможно они любили интеллектуальные соревнования. Команда Отдела культурных программ предлагает поиграть в научную игру, для которой не требуются знания по химии, но требуется взаимопомощь и командный дух.
Квиз — это командная интеллектуальная игра, которая совмещает в себе элементы викторины и ребуса, рассчитана на интуицию и эрудицию, а потому подходит для людей любого возраста. Мы предлагаем вашей семье образовать команду для игры в квиз «Менделеев без меры». Разумеется, перед началом игры мы проведем для вас небольшую познавательную экскурсию, в которой подскажем ответы на будущие вопросы — важно только внимательно слушать. Квиз — это соревнования, потому победителям предусмотрен небольшой памятный приз. На каждый сеанс набираем 4 команды по 7 человек: вы можете приходить семьями с друзьями.
Он не перестал преподавать, с 1864-го в звании профессора, а с 1866-го — имея собственную кафедру.
В 1869 году представил миру периодическую систему. В 90-е повлиял на открытие радиоактивности. Лично расписал атомную массу девяти элементов из таблицы. В 1856-1887 занимается разработкой теории растворов. Изучает упругость газов. Менделеев создает схему дробной перегонки нефтепродуктов, указывает, как применять трубопровод и цистерны.
Черное золото больше не сжигалось в топках. В 1875-м Дмитрий Иванович участвовал в Парижском географическом конгрессе. Он поехал во Францию с собственной наработкой — дифференциальным барометром-высотомером. А в 87-м году был причастен к наблюдениям за полным солнечным затмением. Событие состоялось в поездке на аэростате в верхние слои атмосферы. Он летал на воздушном шаре «Русский» три часа, наблюдая затмение и фиксируя давление, температуру.
В 1890-м Менделеев ссорится с крупным чиновником, и ему запрещают преподавать. Химика назначают в Депо образцовых мер и весов. В 1892 году ученый придумывал способ получить бездымный порох. Он трижды был кандидатом на Нобелевскую премию. В 1906 году ему ее почти присудили, но Шведская академия наук опровергла решение комиссии. Главные открытия Дмитрий Иванович за свою продолжительную жизнь достиг многого сразу в нескольких сферах, что отражает глубину таланта и ума великого человека.
Его главные открытия: Создатель пикнометра — прибора для определения плотности жидкости. Определил критическую температуру кипения жидкости. Основатель Главной палаты мер и весов — центрального учреждения Минфинансов. В нем занимались проверками торговой отрасли в Российской империи. Создатель управляемого аэростата. Это значительный вклад в воздухоплавании.
Разработал уравнение состояния идеального газа, установив зависимость между его абсолютной температурой, молярным объемом и давлением.
8 февраля - День рождения Дмитрия Ивановича Менделеева
В 1863 году вышел его учебник «Органическая химия», который был удостоен Демидовской премии. В 1865 году Менделеев защитил докторскую диссертацию, в которой заложил основы нового учения о растворах, и стал профессором Петербургского университета. Преподавал Менделеев и в других высших учебных заведениях. Открытие Менделеевым в 1869 году периодического закона стало не только одним из крупнейших событий в истории химии 19 столетия, но и в известном смысле одним из самых выдающихся достижений человеческой мысли минувшего тысячелетия.
Памятники великому ученому установлены во многих городах России.
Сегодня, 8 февраля, исполняется 185 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева. Родился он в 1834 году в Тобольске в семье директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Мать Менделеева Мария Дмитриевна происходила из старинного тобольского купеческого рода Корнильевых, была энергичной и умной женщиной, занималась самообразованием и даже управляла стекольной фабрикой. Она сыграла ключевую роль в становлении Дмитрия Ивановича как ученого. Заметив его особые способности, после смерти мужа она нашла в себе силы оставить все дела в Сибири и уехать в Москву, чтобы дать младшему сыну высшее образование. Научная, творческая и семейная жизнь Дмитрия Ивановича насыщена интересными случаями и загадками.
Менделеевым системы педагогических идей и взглядов, может стать следующая формулировка им цели образования: «Основное направление русского образования должно быть жизненным и реальным». Наполняя понятие педагогики «жизненного реализма» конкретным смыслом он писал в «Учении о промышленности»: «Для меня же лично, для светлого будущего России кажется важным препятствием только один недостаток — широкого современно-реального образования, развивающего понимание и обладание природой, разумность, умение и настойчивость в личной предприимчивости вместе с должным уважением как к трудолюбию и бережливости, так и к пытливости, к истории и силе науки». Непрерывное образование как социальный лифт Дмитрий Иванович указывал, что образование не заканчивается в средней или высшей школе, оно продолжается «в процессе жизнедеятельности каждого человека». В «Заметке по вопросу о преобразовании гимназий» Менделеев отмечал: «Учебные заведения для первоначального, среднего и высшего образования могут приносить наибольшую пользу только при условии непрерывности», то есть талантливые учащиеся низших училищ могут переходить со ступени на ступень вплоть до высших учебных заведений. Под непрерывностью образования Менделеев понимал возможность для талантливых выпускников низших училищ беспрепятственно переходить в высшие заведения. В данной связи он предлагал развивать сеть учебных заведений таким образом, чтобы начальная школа была в каждой деревне, младшие классы средней школы — в каждом селе, старшие — в каждом городе, а высшие учебные заведения — в каждом губернском центре. В последние годы научно-педагогического творчества Дмитрий Менделеев существенно обогатил свою трактовку понятия «непрерывность образования». Теперь эта категория включала в себя следующие принципы: соподчинение этапов образования, решение самостоятельных задач на каждом этапе, его самодостаточность, взаимосвязь всех типов образования — общего и университетского, профессионального и технического. Ключом к пониманию сущности напряженно разрабатываемой тогда Д. Менделеевым системы идей и взглядов может стать следующая формулировка им цели образования: «Основное направление русского образования должно быть доступным для всех сословий». Сегодня мы бы сказали, что образование, по его мысли, могло и должно было играть роль социального лифта, поднимая на поверхность наиболее талантливых детей. Развитие всех способностей учащихся Дмитрий Иванович Менделеев определил значение каждой ступени образования, и эта трактовка отличалась от принятой в современной ему системе образования. Роль начального образования, по его мнению, состояла в том, чтобы «дать грамотность и основы нравственности», то есть то, что необходимо для освоения культуры и жизни в обществе. Содержание начального обучения должно было носить общеобразовательный характер, необходима связь школы с жизнью, с ее потребностями; не только обучение грамоте, счету, но и «приучение к труду, к умению жить в обществе». Развитие индивидуальности предполагало и иное содержание образования в средней школе, отличное от того, которое давало в то время классическая гимназия. Главная задача среднего образования — это развитие индивидуальных особенностей личности учеников, сознательного отношения к окружающему миру, трудолюбия, наблюдательности, способности к обсуждению важных вопросов. Здоровой педагогикой Менделеев называл ту, которая стремится развить в ученике все стороны и качества его личности: интеллектуальные, художественные, практические, трудовые. В данной связи ученым был высказан ряд новых положений об организации образовательного процесса в средней школе. В частности, он предлагал сократить срок обучения, уменьшить учебную нагрузку и оптимально распределять учебное время между дисциплинами. Обучение не должно создавать препятствий для развития ребенка, а к таким препятствиям Менделеев относил мертвые языки и экзамены, отнимающие время, которое можно было бы потратить на учебную деятельность. Это отразилось в перечне предметов, которые надлежало изучать в гимназиях. Менделеев даже подготовил свой вариант учебного плана. Он считал необходимым сокращение курса среднего образования до 6 лет вместо 8, отмену экзаменов. По его убеждению, «весь строй учебных предметов в отечественных гимназиях должен соответствовать не чужой религии и языку латинскому , а своим». И речь шла не только о том, что необходимо отказаться от мертвых языков, наполнить образование знаниями, необходимыми для жизни и индивидуального развития, а о том, чтобы сделать образование практико-ориентированным. По его убеждению, экзамены оправданны только там, где необходимо установить соотношение между спросом желающими поступить и предложением количеством мест в высшем учебном заведении. В средней школе важнее общее развитие, движение ученика, его желание и способности учиться, которые и должны оцениваться учителями, хорошо знающими каждого ученика. Служить общественному прогрессу Особое внимание Д. Менделеев уделял проблемам высшего образования. Им было четко обозначено его предназначение — «служить общественному прогрессу, общему народному благу, осуществить связь между индивидуальными возможностями молодых людей и общественными нуждами». Мыслитель полагал, что в высшей школе, которая призвана воспитывать элиту общества, конкретные специальные знания в профессиональной подготовке должны опираться на глубокие общенаучные знания. Высшую школу должен был отличать постоянный труд по развитию науки и укреплению ее связи с промышленностью. Ученый видел в высших учебных заведениях источник создания в России национальной интеллигенции, способной самостоятельно развивать науку, технику, культуру страны. Менделеев подчеркивал в данной связи, что «нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу, то есть всю русскую действительность, для того чтобы сделать настоящие самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны». Что касается собственно образовательного процесса в высшей школе, то его смысл Дмитрий Иванович видел «в соединении абстрактно-бесконечного с конкретной действительностью». Он считал, что знание уже известного не удовлетворяет прямому назначению высших учебных заведений, они должны «воспитывать лиц, способных впоследствии идти в область неизвестного, пытливых, обладающих возможностями, необходимыми для достижения еще не известных областей знания». И это главное отличие высшей школы: подлинно научный уровень преподавания, постоянное стремление двигать науку вперед. Менделеев особое значение придавал подготовке учителей как высокообразованных специалистов, способствующих самостоятельному развитию своей страны. Он считал, что от подготовки учителей зависят судьбы просвещения в стране, а следовательно, и будущность государства. Вот его кредо: «Нельзя же, заботясь о том, чтобы были у России всякие свои специалисты, забыть о том, что ей нужнее всего хорошие учителя». Дмитрий Иванович особенно подчеркивал воспитательную роль учителя: он должен стать для учеников идеалом и образцом, «знать каждого ученика, его способности, наклонности и характер, чтобы всесторонне развить имеющиеся задатки». И конечно, учитель — «местный светоч науки».
Дмитрий Иванович скончался 20 января 1907 года в Санкт-Петербурге от воспаления лёгких, похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища. Менделеев получил мировое признание ещё при жизни. Научный авторитет Дмитрия Ивановича Менделеева был огромен. Список его титулов и званий включает более 100 наименований. Именем учёного названы химический элемент, кратер на Луне, астероид и большое количество географических объектов во всём мире. В память о нём установлены памятники в Москве, Петербурге, Тобольске и прочих городах. Его именем названы населённые пункты и учебные заведения. С 1941 года проводятся ежегодные Всероссийские Менделеевские чтения — ежегодные доклады ведущих учёных по темам, затрагивающим все области химии и смежных с нею наук: физики, биологии и биохимии. Менделеев Д. Деревнина Н. Фигуровский Н.
ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Предыстория появления системы химических элементов
- 20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева
- Элемент гениальности: 190 лет Дмитрию Менделееву
- 20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева
Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907)
Между тем этот день совпал с другой памятной датой – днем рождения выдающегося российского ученого Дмитрия Менделеева. В 1984 году, к 150-летию со дня рождения Менделеева, в СССР был выпущен юбилейный рубль [168]. В год рождения будущего химика его отец Иван Павлович Менделеев, некогда занимавший пост директора Тобольской гимназии, ослеп, и все заботы о многочисленном семействе легли на мать, у которой официально не было никакого образования.
Биография Дмитрия Менделеева
Ко времени рождения в семье Менделеевых осталось в живых два брата и пять сестер, восемь детей умерли еще в младенческом возрасте и троим из них родители не успели дать даже имени. Великий русский ученый-энциклопедист, педагог, химик и общественный деятель Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля (27 января по старому стилю) 1834 года РИА Новости, 08.02.2024. учёный-энцеклопедист: химик, физик, экономист, геолог, педагог и т.д. Биография, вклад в развитие науки.