В психологии выделяется три основных вида супружеских ролей, к ним относят традиционные роли, товарищеские, а также партнерские. Со стороны мужа: преданность матери своих детей; -экономическую безопасность и защиту семьи; -поддержание семейной власти и контроля; -принятия основных решений; -эмоциональную благодарность жене за принятия приспособленности к зависимости. По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские. А тем временем большую роль, считают психологи, имеет и расположение мужа и жены на постели. Долгое время считалось, что романтический поцелуй изобрели в Индии за 1500 лет до нашей эры.
Р - Распределение ролей в семье
Воспитательное воздействие — «горизонтальное», осуществляется посредством диалога равных — родителей и ребенка. В семейной жизни учитываются взаимные интересы. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности. Такие дети, поданным автора, адаптивны, уверены в себе и обладают эмоциональной устойчивостью. Вместе с тем у детей из демократических семей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям — они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу то есть практически ко всем социальным институтам, по замечанию Дружинина В. Психологические модели элементарной семьи, структуру которой образуют отец, мать и ребенок, В. Дружинин 1996 разделял по следующим основаниям: 1. Кто несет ответственность за семью: отец или мать или достигший дееспособного возраста ребенок?
Если ответственность не несет никто — это «псевдосемья». Кто доминирует в семье? В патриархальной семье доминирует отец. В матриархальной — мать. В так называемой «детоцентрической» семье реально психологически! В эгалитарной семье властные функции распределены, но их распределение — постоянная почва для конфликта. По мнению Г.
Навайтиса 1999 , существуют противоречивые установки в отношении будущего уклада семьи молодых супругов, сформировавшиеся еще до брака. В ней из традиционной модели перенято главенство мужа, ограничения профессиональной карьеры жены например, пожелания, чтобы она работала неполный рабочий день и приписывание супруге большинства бытовых работ, присмотра за детьми. Но такая псевдотра- диционная модель, справедливо замечает Г. Навайтис, не предполагает свойственной для традиционной модели ответственности мужа за материальное обеспечение семьи упомянутые юноши высказывались за одинаковый вклад мужа и жены в семейный бюджет. Вероятно, такие псевдотрадиционные установки достаточно широко распространены и в России. Часто молчаливо предполагается, что за материальное обеспечение ребенка в молодой семье отвечают и члены расширенной семьи прародители со стороны матери , тем самым снижая ответственность отца молодого семейства за семейный бюджет. Поданным исследования Г.
Они высказывались за полное равенство мужа и жены в решении важных для семьи вопросов, за одинаковую их загруженность бытовыми работами, то есть как бы за современную семью равных партнеров, и в то же время приписывали мужу традиционную обязанность материально обеспечить семью. Следует отметить, что женщины достаточно часто смешивают качества традиционного брака ответственность мужчины за материальную базу семьи, в которую входит не только заработок, но и квартира, загородный дом с требованиями к мужу, предъявляемыми в партнерском браке, — проявление рыцарства и т. При этом забывается, что никто не может «объять необъятное», и если человек способен добывать средства на жизнь, полностью обеспечивая существование семьи, ему могут быть и не свойственны черты «заботливой бабушки» и поэтому, например, нежный уход за заболевшей женой ему явно не по силам. Таким образом, уже в добрачных установках на семью заложена опасность для ее стабильности. Дальнейшая жизнь в семье частично скорректирует свои ожидания, но это происходит не всегда. Хотя, по мнению Г. Навайтиса, псев- дотрадиционная и псевдоэгалитарная семьи явно конфликтны, в этом проявляется их своеобразное преимущество, так как явный конфликт легче осознать и, соответственно, понять, что нужны новые решения.
По мнению автора, сложнее преодолеть более мягкий, но постоянный конфликт из-за несовпадения представлений о необходимом качестве выполняемых работ при сходном отношении к распределению ролей. Для успешности супружеских отношений очень важна согласованность представлений о характере и распределении семейных обязанностей. Часто в современных семьях можно наблюдать смешение различных видов супружеских ролей, которое выступает как несоответствие и закономерно вызывает напряженность. Например, может существовать ожидание, что жена, выполняющая все традиционные функции — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, еще и наравне с мужем будет участвовать в финансовом обеспечении семьи и в «выведении детей во внешнюю жизнь», отвечать за контакты с окружающими организациями — школами, институтами функция мужа в традиционном браке или обоих супругов в эгалитарном. Пример Софья Андреевна Толстая в своих воспоминаниях замечает: «Но как ни будь расположен, когда вокруг большая семья, то надо же что-нибудь предпринимать. И вот Лев Николаевич отправился в казенную гимназию у Пречистенских ворот и узнавал там все условия поступления мальчиков, Ильи и Левы. Лев Николаевич пошел к Поливанову в частную гимназию , все ему там очень понравилось, как и сам директор, и отдали туда Илью в пятый класс и Леву в третий Толстая С.
Можно заметить, что в то время ни у кого не было сомнений в том, кто из супругов должен заниматься устройством детей в учебные заведения и, шире, — поддержанием контактов с внешним миром, социальным обустройством выросших детей. Если жена обеспечивает прочный тыл функция жены в традиционном браке , то она может рассчитывать, что судьбу детей обеспечит муж. И лишь оставшись без кормильца, матери занимались ходатайствами о зачислении детей в учебные заведения — это была вдовья участь. В настоящее время за женщиной прочно закрепилась обязанность поддержания отношений с внешними организациями хлопоты об учебе детей , при этом ожидается, что она также будет работать ради заработка и, конечно же, позор той женщине, которая не берет всю домашнюю работу на себя. Смешение различных ролей — характерных для традиционной и эгалитарной семьи а в результате — сложно соединяемых функций часто приводит к напряженности в семье, взаимному недовольству и непониманию. Это можно рассматривать как мину, подложенную под стабильность брака в самом его основании. В 1980-е годы в Ленинграде проводилось исследование большой совокупности семей: было опрошено 323 мужчины и 333 женщины.
Напряженность в семьях в восприятии женщин оказалась существенно выше, чем в восприятии мужчин среднее наполнение градаций «часто» и «очень часто» превышает на одну треть. Исследователи обратили внимание, что значительным фактором напряженности в семьях служила ежедневная практика выполнения многообразных семейных функций женщинами, причем и самые важные из них ответственные решения за семью, крупные расходы, распределение денег , и наиболее трудные и хлопотные повседневные покупки, бытовые дела находились чаще в руках жен, а не других членов семьи. Это является одним из важнейших факторов напряженности» Голофаст В. Авторы пришли к выводу, что чем выше общее участие мужа в делах семьи, тем ниже уровень общей напряженности. Вероятно, усиление традиционных функций мужчины как кормильца и главы семьи, а с другой стороны, прямое его участие в повседневных, бытовых делах и текущем распределении денег снимают напряженность в семье.
Действуя подобным образом, «контролеры», как утверждается, могут управлять карьерами и репутацией. Выделяются две разновидности теории обмена: индивидуалистическая и коллективистская. Американский индивидуалистический подход в том виде, в каком он представлен в работах Дж.
Хоманса Homans, 1961 и П. Блау Blau, 1964 , следует гедонистической, утилитаристской идее, согласно которой люди стремятся к максимальному увеличению своих частных вознаграждений. Этот подход предполагает, что вознаграждения можно обрести только в ходе социального взаимодействия, и поэтому люди, взаимодействуя друг с другом, стремятся к вознаграждениям.
Жена претендует на роль лидера в семье. В результате супруги борются за власть в семье. Один принимает решения, другой их не выполняет. По распределению власти семейные роли могут быть трех типов [2]: 1. Централистический или авторитарный, с оттенками патриархальности, когда во главе стоит один из супругов, в нашей стране роль лидера часто принадлежит жене.
Глава или лидер принимает решения по всем основным семейным вопросам, является инициатором, генератором идей. Автономный - муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого.
В групповые жены выбирали девушек, не имеющих генетических связей с женихами.
Родившиеся в таком браке дети считались общими для всей группы, а имущество наследовалось матрилинейно. Примитивный промискуитет Такой тип семейных отношений можно назвать самым примитивным. В этом случае в группе из мужчин и женщин нет никаких обязательств, а секс происходит по взаимной симпатии или материальной заинтересованности.
Промискуитет и сейчас существует в нескольких племенах Амазонии. При этом каждый ребенок хорошо знает кто его мать, но никогда не интересуется персоной отца. Чаще всего отцовство определить и вовсе не представляется возможным.
Полигиния При полигинии доступ к женщинам имеет только мужчина. Богатые и знатные обзаводятся гаремами, а бедные работают на полях, воюют и прислуживают элите. Раньше таких неудачников нередко подвергали кастрации, чтобы они не могли омрачить своими чувствами личную жизнь своего господина.
В этом всем очень несложно узнать радиальную форму ислама, которая до сих существует пор кое-где на планете Матрилинейный промискуитет Общество при матрилинейном промискуитете строится таким образом, что управление и религия находятся в руках мужчин, а вот род ведется только по женской линии и по ней же наследуются материальные ценности. Мужчины живут в доме с мамами и сестрами, а на свидания ходят к женщинам других семейств. Препятствий на пути таких отношений никто не чинит, так как в этом просто нет смысла.
Дети мужчины все равно остаются в семье матери и считаются сыновьями женщин этой семьи. Таких детей, кстати, называли «племянники», то есть принадлежащие одному роду. Раньше такая форма брака практиковалась у некоторых религиозных течений иудеев, а сегодня исчезла.
Цумидои или гостевой брак Это японская версия матрилинейного промискуитета, существовавшая в досамурайскую эпоху. Мужчина мог лишь управлять собственностью жены, если удачно нашел себе пару. При цумидои женихи тайком пробирались ночью в спальни невест с целью совратить их.
Пройдите тестирование "Технологии семейного воспитания"
Гибкость и адаптация Семьи, способные адаптироваться к переменам и пересматривать роли в соответствии с текущей ситуацией, часто более успешны в управлении семейной динамикой. Практические стратегии для эффективного управления семейными ролями: A. Ежедневные семейные обсуждения Введение коротких ежедневных семейных брифингов может стать моментом, когда каждый член семьи делится своими переживаниями, планами и ожиданиями. Это способствует открытому общению и помогает избежать недопониманий в отношениях. Общие семейные проекты Совместные проекты, будь то ремонт, путешествие или создание семейного сада, способствуют естественному распределению ролей в зависимости от навыков и интересов каждого участника. Это также способствует общему достижению целей и укреплению командного духа. Индивидуальные и семейные цели Определение индивидуальных и семейных целей помогает членам семьи лучше понять, какую роль они могут играть в их достижении. Это также способствует выработке четких ожиданий и обеспечивает взаимную поддержку в достижении поставленных задач. Обучение навыкам общения и решения конфликтов Развитие навыков общения и умения решать конфликты помогает семье эффективно управлять динамикой ролей. Открытый и уважительный диалог способствует пониманию различий в восприятии ролей и формированию согласованных решений.
Распределение семейных ролей оказывает значительное влияние на характер социализации детей, на модели отношений родителей с детьми и на используемые родителями воспитательные стратегии.
Патриархальная модель распределения семейных ролей предполагает главенство отца; матери при этом отводится функция воспитания детей. Современная модель распределения ролей в семье предусматривает равноправие супругов как в отношении принятия решений, так и в плане воспитания подрастающего поколения. Следует отметить весьма заметные поколенческие различия в распространении патриархальной и современной ролевой структуры семьи: представители более молодых поколений заметно чаще воспитывались в семьях с эгалитарным распределением семейной власти между родителями и с равноправным участием обоих супругов в воспитательном процессе, чем респонденты старших возрастных групп. При этом нормативные представления граждан, т. Следует отметить, что идею равноправных взаимоотношений родителей заметно чаще поддерживают те, кто сам воспитывался в семье с эгалитарным распределением власти между родителями. Заключение В отечественной психологии, термин «молодая семья» понимается достаточно расширенно — он включает в себя «совсем молодые браки» — от 0 до 4 лет стажа и «молодые браки» от 5 до 9 лет. Сегодня в обществе ощущается острая потребность в гармонизации человеческих отношений, и реализация их начинается в семье, среди своих близких. Чувства, настроения, воля супругов активно влияют на достижение семейной гармонии. Брачно-семейная адаптация — процесс взаимной адаптации, происходящий между супругами в течение нескольких лет после заключения брака. Этот процесс многофункционален и многоаспектен, так как включает в себя адаптацию: к брачным ролям, новым обязанностям, новому укладу жизни; к характеру, темпераменту и другим индивидуальным психологическим особенностям партнера; к системе ценностей партнера; к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни партнера; сексуальную адаптацию.
Американский социолог К. Кирпатрик предложил следующую классификацию супружеских ролей: традиционные, товарищеские роли партнеров. Например, традиционные роли предполагают со стороны жены рождение и воспитание детей, создание и поддержание дома, обслуживание семьи, подчинение собственных интересов интересам мужа, приспособленность к зависимости и терпимости, к всевозможным ограничениям со стороны мужа. Со стороны мужа для сохранения гармонии семейных отношений в этом случае необходимы: экономическое обеспечение и защита семьи, поддержание семейной власти и контроля, принятие основных решений, эмоциональная поддержка жены, материальное обеспечение ее при разводе. Товарищеские роли требуют от жены сохранения внешней привлекательности, обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения, поддержания полезных для мужа социальных контактов, живого и интересного духовного общения с мужем и гостями, а также обеспечения разнообразия жизни и устранения скуки. От мужа требуется восхищение женой и рыцарское отношение к ней, ответная романтическая любовь и нежность, обеспечение средств для нарядов, развлечений, социальных контактов, образования в сфере досуга и, конечно же, проведение досуга с женой.
Роли партнеров требуют и от жены, и от мужа экономического вклада в семью в соответствии с возможностями каждого, общей ответственности за детей, участия в домашней работе и распределения правовой ответственности.
Все это женщина в семье. Мужские роли в семье тоже мало поменялись: защищать, оберегать, приносить мамонта, быть опорой и решать стратегические задачи. Безусловно женщина может работать, и каждая семья имеет свои взгляды на общий бюджет. Но истинная суть вещей не меняется. Женщина подсознательно ищет в мужчине защиту, а он хочет оберегать свою семью. Мы нуждаемся друг в друге по природе и хорошо дополняем, если не идем против инстинктов. Поделитесь в комментариях своим мнением.
Какие ошибки совершают женщины и что делать? Другой вопрос, что женщины сами взваливают на себя помимо своих ролей еще и мужские. Ведь к карьере можно относиться по-разному.
История семейных отношений от первобытного общества до наших дней
традиционные семейные роли в нормах и практиках. Распределение семейных обязанностей: ролевые нормативы и российская действительность. Главная» Вопросы и ответы» Кто придумал основные виды супружеских ролей. Главным аспектом рассмотрения семейных ролей в зарубежной социальной психологии и социологии является их распределение по половому признаку. Кто придумал основные виды супружеских ролей. К. Киркпатрик выделяет три вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские. Супружеские роли и понятие идентичности и комплементарности являются важными аспектами в семейных отношениях.
Семейные роли, их распределение
Сегрегированные супружеские роли существуют там, где муж и жена ведут относительно раздельную жизнь. Супружеские взаимоотношения 2. Супружеские роли:роль кормильцароль хозяина (хозяйки)роль ответственного по 3. Распределение ролейТрадиционное Эголитарноемужчина выполняет роли только роль кормильца. Существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские. Виды супружеских ролей традиционные товарищеские партнерские.
Супружеские роли и семейные мифы
Ячейка общества этого типа включает в себя минимум 3 поколения людей, проживающих под одной крышей. Патриархальная семья — это союз, состоящий из нескольких человек, скрепленных родственными связями, где главное положение занимает муж и отец. Для такого уклада характерна полная зависимость всех остальных членов от решения лидера. В патриархальной семье мужчина не только распоряжается всем имуществом, но и несет ответственность за жену и детей.
Когда появилась патриархальная семья? На Руси традиционные отношения между мужем и женой получили распространение с приходом христианства. Патриархальное устройство семьи было во многом обусловлено религиозными нормами и функцией мужчины как главного добытчика.
На протяжении многих веков эта форма отношений была единственным способом организации быта. Сейчас патриархальная семья распространена в основном в странах с традиционным экономическим укладом, где преобладает физический труд. Особенности патриархальной семьи Для традиционного типа семейно-бытовых отношений характерно наличие нескольких отличительных признаков.
Чтобы понять, что представляет собой патриархальная семья, нужно знать ее особенности и характер взаимодействия между супругами и детьми. Самым главным отличительным признаком является лидирующая позиция мужчины во всех вопросах, касающихся дома и быта. Характеристика патриархальной семьи включает в себя еще несколько особенностей, которые определяют ее устройство.
Признаки патриархальной семьи Главными отличительными характеристиками являются: Патрилинейность. Передача всего имущества, званий, титулов происходит только по мужской линии. Абсолютная власть и ответственность отца.
Глава патриархальной семьи не только распоряжается всем имуществом, но и отвечает за жизнь и здоровье супруги, детей и других родственников. Черты патриархальной семьи обязательно включают в себя наличие у супругов более одного ребенка. Женщина целиком посвящает себя рождению и воспитанию детей.
Патриархат в семье способствует тому, что ребенок рано становится самостоятельным и приучается к домашнему труду. Еще одним признаком является проживание нескольких поколений людей под одной крышей. При этом отец — глава семьи и самый старший мужчина в роду.
Жена, дети и другие младшие члены семьи должны беспрекословно подчиняться главе и выполнять все его требования.
Не в действительности у реальных людей наблюдаются очень разнообразные сочетания мужских и женских черт. Есть женственные мужчины и мужественные женщины. И в этом нет ничего страшного. Сложному и дифференцированному обществу нужны всякие человеческие типы и практически любой человек при желании и, конечно, удаче может найти социальную роль, оптимальную для него. Наиболее существенная роль - главы семьи.
Семейная роль - определяет модель ролевого поведения в семье и соответствующие ей ролевые ожидания или наоборот. Яценко выделяет 4 основные супружеские роли, которые подразумевают под собой комфортное общение и взаимопонимание: - друг - опекун - покровитель материальное обеспечение и принятие наиболее важных решений.
Типы иерархии в семье. Закон иерархии в семье. Структура семейных ролей. Ролевая структура семьи.
Структура семейной системы. Функции семейной иерархии. Семейный бюджет. Тема семейный бюджет. Доходы семьи презентация. Семейный бюджет Введение.
Функции семьи социальная функция. Соципльнып функции семьи. Общественные функции семьи. Этика семейных отношений презентация. Несовместимость людей. Психологическая несовместимость.
Супружеские конфликты. Способы решения конфликтов в семье. Конфликты в семье и способы их разрешения. Семейная конфликтология. Различия мужчин и женщин. Различия между мужчиной и женщиной.
Мужчина и женщина отличия. Психологические различия между мужчиной и женщиной. Люди не состоящие в браке. Человек не состоящий в браке и не владеющий. Состою в браке. Люди в счастливом браке живут долго.
Патриархальный Тип семьи. Типы семей. Виды семей патриархальная. Характеристики патриархальной традиционной семьи. Семейная Ролевая структура. Структура семьи.
Функционально Ролевая структура семьи. Патриархат в отношениях. Соперничество супругами. Мужчина главный в семье. Матриархальная семья. Семейные отношения схема.
Отношения между членами семьи. Виды семейных отношений. Отношения между людьми в семье. Проекты детей. Беседа ребенка с родителями. Общение детей в семье.
Взаимоотношение в семье отношение к ребенку. Какие отношения регулирует семейное право. Какие отношения регулируются семейным правом. Какие правоотношения регулирует семейное право. Какие правоотношения регулирует семейное законодательство?. Какие бывают виды конфликтов.
Какие виды конфликтов существуют. Перечислите виды конфликтов с примерами таблица.
Психологи начали изучать женскую роль после того, как внимание общества было привлечено феминистским движением к низкому социальному статусу женщин. Последние несколько лет мужская роль пользуется всё возрастающим вниманием исследователей. Структура ролевых норм мужчины складывается из трех факторов.
Первый связан с ожиданиями, что мужчины завоёвывают статус и уважение других норма статуса. Второй фактор, норма твёрдости, отражает ожидание от мужчины умственной, эмоциональной и физической твёрдости. Третий фактор — это ожидание того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности норма антиженственности. Норма успешности статус — гендерный стереотип утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе. С этой нормой связан целый ряд ограничений для мужчины.
Носитель традиционной мужественности никогда не знает меры и не может наслаждаться тем, что имеет. Он должен постоянно наращивать объём и время работы, и такой стиль жизни часто приводит к появлению обусловленных стрессом физиологических и психологических симптомов. Мужчины склонны выбирать работу и карьеру в зависимости от того, на сколько хорошо это оплачивается. Финансовое давление особенно обременяет тех мужчин, чьи жёны сидят дома и не работают.
Вы точно человек?
К традиционным семейно-бытовым ролям добавились и совершенно новые: распорядитель бюджета, организа-тор, психотерапевт, главный воспитатель. Помимо основного типа семейных отношений, в современном мире существуют и другие разнообразные формы семей. кий М. С., Харчев А. Г., 1978; Сысенко В. А. Смотреть что такое "СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ" в других словарях. Для традиционного типа семейно-бытовых отношений характерно наличие нескольких отличительных признаков. Супружеские роли подразделяются натри основных вида традиционные. В области семьи и супружеских отношений выделяются еще три вида семейных ролей.
Семейные роли, их распределение
Но если не считать таких частностей, система отличная. Полигиния Ну, тут все понятно. Доступ к женщинам имеет только мужчина, который может прокормить и жен, и детей, а неудачники идут играть на домбре. Богатые, сильные и влиятельные содержат гаремы с красавицами, а остальные мужчины пашут его поля, убивают его врагов и подвергаются кастрации, дабы ничто не мешало им служить своему господину, охраняя его гарем. Женщины становятся дефицитным товаром, в воздухе стоит густой запах тестостерона, в гаремах теперь скрывают не только чернооких гурий, но и почти все женское население страны, включая престарелых служанок и страдающих диабетом троюродных тетушек.
Существо дамского пола осмеливается показаться на улице только в маскхалате поверх скафандра, но и это может не удержать страстный напор толп тридцатилетних девственников… Словом, идиллия. И все-таки слово «многоженство» ласкает наш слух. Матрилинейный промискуитет Слова «племянник и племянница» являются сохранившимся свидетельством того, что матрилинейные нормы не миновали и наших предков. Матрилинейность не надо путать с матриархатом: при матрилинейности верховная власть в племени обычно принадлежит мужчинам — царям-жрецам и прочим верховным шаманам.
Но зато род ведется и имущество передается только по женской линии. То есть ты живешь в одном доме с мамой и сестрами, а в отношения вступаешь с женщинами из других родов, бегая к ним на свидания. Препятствий тебе никто не чинит — ни к чему. Все равно твои дети будут считаться детьми ее братьев, а сам ты будешь считаться отцом детей твоих сестер.
Поэтому их и называли словом «племянники», то есть «принадлежащие твоему роду». Принцип «мать всегда известна» до сих пор используется, например, в галахических законах иудеев, а вообще стадию матрилинейности проходили все народы. Потому что это просто и круто. Цумидои Продвинутая японская версия матрилинейного промискуитета.
Когда девушка вступала в брачный возраст, мужчины начинали совращать красавицу с помощью проникновенных писем. Обычно совратителем удавалось стать тому, кого со всем тщанием выбирали родители девушки хотя, конечно, случались и накладки. Получив полные намеков стихи о луне и мокрых от слез рукавах, кавалер потихоньку пробирался в спальню девушки по ночам. Теперь муж мог посещать девушку более или менее открыто, но оставалась она жить при маме с папой, которые в любой момент могли запретить зятю казать нос на порог, после чего принимались за поиски нового жениха.
Дети молодых воспитывались родителями жены. Лишь после долгих лет счастливого брака, встав на ноги и получив высокий чин, муж мог попытаться перевезти супругу с детишками к себе домой, да и то злой тесть вертел им как хотел, так как внуки считались его движимым имуществом. Зато мужчина в браке цумидои мог жениться на любом количестве женщин и посещать их по очереди, терпеливо выслушивая ревнивые упреки от каждой. И чем выше было положение мужчины, тем больше он слышал этих упреков, так как, желая иметь как можно больше дочерей чтобы породниться со всеми влиятельными и знатными людьми округи , мужчины стремились поддерживать как можно больше брачных союзов.
Великолепное устройство семейной жизни, мы считаем!
Патриархальный моногамный брак Этологи считают, что для нашего вида стремление к справедливости является важным элементом стратегии группового выживания. Традиционный патриархальный брак предполагает, что пара свято хранит верность друг другу, мужчина не несет свои гены в чужие дома, а женщина строго следит за своими яйцеклетками. При таком раскладе женщины оказываются в эволюционном проигрыше, так как их право на размножение сильно урезается по сравнению с полигинией или промискуитетом. До патриархата, скажем, практически не существовало такого явления, как «старая дева». Зато у мужчин, даже у явных аутсайдеров эволюционных гонок, появляется больше шансов на размножение. Моногамный брак до сих пор наиболее распространенный тип брака для «золотого миллиарда». Сейчас, правда, роль отца как безусловного главы семьи стала анахронизмом, развод производится фактически по первому требованию любого из супругов, среднестатистический брак такого рода продолжается семь лет, две трети браков кончаются разводом. Банальщина, словом, и мы не можем горячо поддерживать эту традицию, как неимоверно нудную. Хотя и у нее есть свои поклонники.
Сорорат Обычай, согласно которому мужчина женится на сестрах. Традиционен для Китая, где расходы на свадьбу — свах, дары, пир и прочее — даже тысячу лет назад были огромны, а состоятельный мужчина, который хотел гарантированно иметь наследников, редко ограничивал себя одной женой. В таком случае прекрасным выходом была женитьба на сестрах или, скажем, на госпоже и служанке из одного дома в один день. Это сокращало свадебные расходы и должно было уменьшить риск конфликтов между женами: все же девушки не чужие друг другу и должны уметь ладить между собой. Временный брак согласно шариату Возможность совершенно официально жениться на короткое время хоть на год, хоть на час с благословения мусульманского священнослужителя. Женщине в таком браке полагается подарок, переходящий в ее полную собственность по окончании брака; дети, рожденные от временного брака, считаются собственностью отца. До сих пор такой временный брак весьма распространен в большинстве исламских стран, нередко являясь скрытой формой проституции. Правда, поставить это дело на поток никак не получится, так как, согласно шариату, женщина после временного брака должна ждать три с лишним месяца, чтобы вступить в следующий брак а то вдруг она беременна от прежнего супруга? Брак чужеземца Дети в малочисленных, ведущих закрытый образ жизни племенах продолжали рождаться хиленькими, поэтому в таких условиях пришлось срочно придумать способы вносить свежую кровь в генетический рацион. Интересный обычай «брак чужеземца» мы встречаем и у ряда северных индейцев, и у некоторых племен Тибета, и у российских северных народов — скажем, чукчей и эвенков.
Любой странник, которого ехидная рука провидения приводила в деревню, попадал на собственную свадьбу. В самых интересных случаях — сразу со всеми местными дамами в фертильном возрасте; в облегченной версии — с дочками-женами хозяина дома. И пока все положенные красавицы не будут дорогим гостем оприходованы, сидеть ему под надзором, питаться самой жирной пищей и вздрагивать от ужаса при виде очередной порции разукрашенных невест, направляющихся к его хижине. Мы бы признали этот способ брака наилучшим из всех возможных, если бы не то прискорбное обстоятельство, что нередко по окончании свадебных торжеств невольного жениха приносили в жертву — для закрепления эффекта освежения крови. Но какие-то положительные моменты в этом способе брака, несомненно, есть. Групповой брак Еще один тип брака, некогда распространенный по всей планете, а сейчас изредка встречающийся, например, в Центральной Африке, — групповой брак. Он возник, когда люди осознали роль отца в зачатии и сумели связать близкородственную связь с рождением больных детей.
Археологические находки предоставляют нам уникальную возможность взглянуть на жизнь древних цивилизаций и выявить особенности супружеских ролей. Мы можем исследовать останки поселений, узнать о их социальной организации и роль гендера в обществе. Например, в древнем Египте было высоко ценно супружество и материнство, что отражено в археологических находках и иероглифических текстах.
Еще одним источником информации являются исторические документы, которые позволяют нам проследить эволюцию супружеских ролей на протяжении веков. Мы можем изучить законы, уставы и договоры, которые регулировали отношения между мужчинами и женщинами в различных культурах. Например, в Древней Греции женщины ограничены в своих правах и имеют второстепенную роль в обществе, в то время как в Древнем Риме они имели более свободное положение. Литературные произведения также предоставляют ценную информацию о супружеских ролях. Мы можем изучить различные древние эпосы, мифы и сказания, которые отражают общественные представления об идеальном супружестве. Например, в древнегреческой мифологии супружеская верность и подчинение мужу были считаны высшими достоинствами женщины. Археологические находки Исторические документы Литературные произведения Источники древности являются неотъемлемой частью исследования супружеских ролей и помогают нам понять, как они возникли и изменялись в течение времени. Это позволяет нам лучше понять современные супружеские отношения и общественные представления о роли мужчины и женщины в браке. Влияние религии и культуры Религия и культура играли значительную роль в формировании супружеских ролей в различных обществах на протяжении истории человечества. Каждая религия и культура имеет свои уникальные представления о роли мужчины и женщины в браке и в семье.
Например, в христианской традиции мужчина рассматривается как глава семьи, ответственный за обеспечение материальных потребностей семьи, а женщина играет роль заботливой матери и хранительницы домашнего очага. Эти роли основаны на библейских учениях и представлениях о Божьем замысле для семьи. В исламе, мужчина также считается главой семьи и имеет больше прав и обязанностей, чем женщина. Однако, исламское право также предлагает женщинам определенную защиту и права. В других культурах и религиях также существуют различные супружеские роли. Например, в индуизме мужчина является главой семьи и основным обеспечителем, в то время как женщина отвечает за заботу о семье и доме. В традиционной японской культуре существовала система семейного наследования, когда женщины переходили в семью мужа и становились членами его семьи. Однако, стоит отметить, что с течением времени религиозные и культурные представления о семье и супружеских ролях начали меняться и эволюционировать под воздействием социальных, экономических и политических трансформаций. Сегодня, многие люди стремятся к равенству полов в отношениях, и супружеские роли становятся более гибкими и индивидуализированными. Высокие привилегии господ В течение большей части истории человечества, общество было патриархальным, что означает, что мужчины имели значительно больше привилегий и власти, чем женщины.
Эти привилегии были закреплены законами, культурными нормами и религиозными убеждениями.
В ролевой структуре семьи выделяют конвенциональные и межличностные роли. Конвенциональные роли предписаны социокультурным окружением и устанавливают постоянные права также прямые обязанности членов семьи, регулируются правом, моралью, традициями. Межличностные роли индивидуализированы, формируются определенным характером межличностных взаимоотношений в семье, их индивидуальными отличительными чертами, неповторимым опытом домашнего межличностного общения. Ролевая структура семьи гарантирует эффективное ее функционирование и удовлетворение нужд абсолютно всех ее членов с учетом последующих условий: ролевая слаженность; согласованность ролей, производящих целую систему, как во взаимоотношении личных также домашних ролей; удовлетворенность нужд личности в рамках семьи и всех ее членов; соотношение способностям личности, в отсутствии ее «ролевой перегрузки»; умение членов семьи гибко работать в нескольких ролях. Типичной проблемой ролевой структуры современной семьи, где оба супруга работают, считается ролевая перегрузка и проблема идентичности работающей женщины. Суть подобного ролевого инцидента в несовместимости ролевых ожиданий также неосуществимости исполнения субъектом, занимающим определенное общественное положение, указанных и установленных им ролей.
Причина появления ролевого инцидента работающей девушки связана с неосуществимостью эффективного исполнения ею значительного количества ролей — домашних и профессиональных — в силу противоречивости, предъявляемых к ним требований; отсутствием требуемых физиологических ресурсов с целью полного выполнения ролей; чрезмерностью требований к осуществлению ролей, устанавливаемых самой девушкой.
Психология семейных ролей: как они формируются и меняются
Это стало обрастать всевозможными табу, и в ряде племен придумали следующую штуку: всех подростков, прошедших инициацию и считавшихся отныне взрослыми, сразу после испытаний нередко весьма кровавых и опасных заодно и женили. Сразу всех, друг на друге. Отныне и навсегда они имели право спать только с представителями своей инициационной группы, а попытки пообщаться с дамой из другой группы приводили ко всяким печальным последствиям типа кастрации, утопления и кормления собой крокодилов. Обряды инициации проходили раз в несколько лет для всех подростков деревни в возрасте от 12—13 до 17 лет. Родившиеся дети считались общими, а вот имущество опять-таки наследовалось обычно матрилинейно. Этот вид брака тоже считается примитивным, но иногда попытки воссоздать групповые браки происходят и в более развитых обществах. Например, такие коммуны пытались устраивать пролетарские активисты в России и первопоселенцы в Израиле начала XX века: молодая семья из 10—20 человек обоих полов селилась вместе и сообща делила все тяжести, невзгоды и постели, которые посылала им судьба. Примитивный промискуитет В свое время этнографы, жадно устремившиеся в разнообразные джунгли мучить дикарей расспросами и выяснять, как жило человечество в начале времен, были премного разочарованы. Разочарование было вызвано тем обстоятельством, что бессовестные первобытные племена жили как хотели, каждое на свой лад, и понять, какой из этих ладов древнее и натуральнее, представлялось совершенно невозможным. Например, у многих совсем взаправдашних дикарей уже были сложные семьи с массой табу.
А другие, гораздо более продвинутые в техническом отношении, могли заниматься любовью как кролики: все со всеми, без каких-либо правил и ограничений. Последний принцип был назван «примитивным промискуитетом». Его можно до сих пор встретить и у индейцев Амазонки, и на некоторых островах Океании, например. Семейные группы по 40—50 человек живут сообща; любая пара, почувствовавшая вдруг приступ взаимной симпатии, имеет полное право тут же ее удовлетворить например, в специальных «хижинах для любви». Дети воспитываются сообща всеми взрослыми, при этом они знают свою мать, но никогда не спросят, кто их отец, потому что в языке этих счастливых народов даже нет такого слова. Ведь часто «примитивные промискуитетчики» смутно представляют себе роль мужчины в зачатии. Обычно они полагают, что дети просто зарождаются у женщин в животах, а мужчины как бы включают внутри дам какую-то кнопку, после чего ребеночек начинает расти. Поэтому понятно, что для такого дела сойдет любой мужчина, или даже животное, или удлиненной формы камень. Ну и инцест тут явление распространенное.
Табуирована лишь связка «сын — мать», да и то далеко не всегда. Но если не считать таких частностей, система отличная. Полигиния Ну, тут все понятно. Доступ к женщинам имеет только мужчина, который может прокормить и жен, и детей, а неудачники идут играть на домбре. Богатые, сильные и влиятельные содержат гаремы с красавицами, а остальные мужчины пашут его поля, убивают его врагов и подвергаются кастрации, дабы ничто не мешало им служить своему господину, охраняя его гарем. Женщины становятся дефицитным товаром, в воздухе стоит густой запах тестостерона, в гаремах теперь скрывают не только чернооких гурий, но и почти все женское население страны, включая престарелых служанок и страдающих диабетом троюродных тетушек. Существо дамского пола осмеливается показаться на улице только в маскхалате поверх скафандра, но и это может не удержать страстный напор толп тридцатилетних девственников… Словом, идиллия.
В числе этих задач: приготовление пищи, уборка, забота о детях, уход за больными и пожилыми людьми. Современные социологические подходы к семье связаны с двумя проблемами. Янгом и П.
То, что делает мужчину мужчиной обедняет его отношения с детьми и другими людьми. Мужчины получают меньшую эмоциональную поддержку со стороны и имеют меньше подлинно близких отношений. Отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью, меньшим самораскрытием и обсуждением чувств, чем отношения между женщинами. Мужская установка на соревнование не дает мужчинам принимать во внимание окружающих. Килматин полагает, что огромный вклад мужчин в войны, насилие, нанесение вреда планете, подавление социальных меньшинств и психологическую жестокость, по крайней мере, отчасти обусловлен воздействием традиционной мужественности. Норма антиженственности побуждает мужчин избегать стереотипно считающихся женскими занятий, деятельности и моделей поведения. Некоторые мужчины считают, что выражение чувств и самораскрытие принадлежит, исключительно женщинам и что они будут выглядеть недостаточно мужественными, если будут эмоционально экспрессивны. Очень важная часть функционирования человека в качестве родителя — это нежность, забота, эмоциональная постоянная поддержка, потребность часто обнимать ребенка и говорить, что любишь его. Многим мужчинам сложно даются такие действия, так как они ассоциируются с женственностью, в результате многие люди подрастают, оставаясь в неведении, любили ли их отцы по настоящему или нет. Существует предположение, что страх женственности фемифобия происходит из страха гомосексуальности и обусловлен социальным контекстом, который обычно приписывает гомосексуальность мужчинам с чертами женственности.
Негативным последствием ситуаций, когда мужчине сложно поддерживать стандарт мужской роли или когда обстоятельства требуют от него проявления женских моделей поведения, которых просто нет в его репертуаре или они запрещены мужской ролью, возникает, мужской гендерно-ролевой стресс. Мужчинам с высоким показателем МГРС очень сложно проявлять нежные чувства, то есть у них более низкий уровень вербальной и невербальной экспрессивности, чем у мужчин с низким показателем.
Семья и брак в современном обществе.
Важность семьи и брака в современном обществе. Причины супружеских конфликтов. Способы разрешения конфликтов в семье.
Иерархия в семье. Иерархия в семье психология. Типы иерархии в семье.
Закон иерархии в семье. Структура семейных ролей. Ролевая структура семьи.
Структура семейной системы. Функции семейной иерархии. Семейный бюджет.
Тема семейный бюджет. Доходы семьи презентация. Семейный бюджет Введение.
Функции семьи социальная функция. Соципльнып функции семьи. Общественные функции семьи.
Этика семейных отношений презентация. Несовместимость людей. Психологическая несовместимость.
Супружеские конфликты. Способы решения конфликтов в семье. Конфликты в семье и способы их разрешения.
Семейная конфликтология. Различия мужчин и женщин. Различия между мужчиной и женщиной.
Мужчина и женщина отличия. Психологические различия между мужчиной и женщиной. Люди не состоящие в браке.
Человек не состоящий в браке и не владеющий. Состою в браке. Люди в счастливом браке живут долго.
Патриархальный Тип семьи. Типы семей. Виды семей патриархальная.
Характеристики патриархальной традиционной семьи. Семейная Ролевая структура. Структура семьи.
Функционально Ролевая структура семьи. Патриархат в отношениях. Соперничество супругами.
Мужчина главный в семье. Матриархальная семья. Семейные отношения схема.
Отношения между членами семьи. Виды семейных отношений. Отношения между людьми в семье.
Проекты детей. Беседа ребенка с родителями. Общение детей в семье.
Взаимоотношение в семье отношение к ребенку. Какие отношения регулирует семейное право.