Бизнес-планирование — это разработка бизнес-плана, то есть процедура по сбору, обработки информации, принятия системы взаимосвязанных управленческих решений с целью получения ожидаемого результата[5][6]. Учебное пособие «Бизнес-планирование» дает представление о принципах, концепциях и методике разработки бизнес-плана.
Forbes Экспертиза
Задачи, функции и принципы бизнес-планирования | Для инвестора этого типа содержание бизнес-плана должно содержать подробную информацию о маркетинговой политике (принципы ценообразования, пути распространения продукции, план рекламной кампании, организация постпродажного обслуживания). |
Бизнес-план: что это, структура, разделы, разработка / Skillbox Media | Принцип бизнес планирования предусматривающий скользящий характер. |
Основы составления бизнес-плана | При подготовке годового бизнес-плана оптимальным интервалом планирования является один месяц. |
Сущность и принципы бизнес-планирования
Бизнес‑план также пригодится, если вы хотите привлечь средства инвесторов или получить грант от государства. Бизнес-планирование даже преподают в специализированных вузах, а без убедительного бизнес-плана ни один инвестор не вложится в проект. Вообще, насколько гибким является такой инструмент планирования, как бизнес-план?
Цели, принципы и этапы бизнес-планирования организации
То есть мы понимаем, к какому числу должно быть все готово, составляем план, включающий определение материалов, расчет времени на каждую задачу, а также выделение ресурсов и рабочей силы. Хватит ли нам сотрудников? А материалов? То есть благодаря планированию можно заранее оптимизировать свои процессы, установить реалистичные сроки и обеспечить эффективное использование всех ресурсов Софья Бельгаеваэксперт по тайм-менеджменту Кроме того, планирование в бизнесе помогает учесть возможные риски: такие как, например, задержка поставок. Также планирование улучшает коммуникацию внутри команды.
Все это, по словам эксперта, помогает быстро достигать целей компании, что необходимо для развития организации. И здесь хорошо подойдет метод таймблокинга, — говорит она. В обеденное время она полностью с ребенком. Вечернее время, когда муж приходит с работы, можно посвятить себе».
Планирование помогает не отвлекаться и не перепрыгивать с задачи на задачу, что очень часто бывает в жизни современного человека и тем более матери, уверена Бельгаева. Топ-5 ошибок в планировании Может показаться, что планирование — это довольно просто, но далеко не у всех оно получается с первого раза. С какими основными ошибками сталкиваются новички? Ошибка 1.
Игнорирование ценности времени Планирование начинается не с ежедневника, а с мышления, уверена Ольга Петрова. Потому что нет простого понимания: зачем все это нужно? Признаться честно самому себе. А ведь это результат нашего выбора.
И что будет дальше? Как только мы начинаем осознавать, насколько важно и ценно то, куда уходит каждый наш час, приходит и умение выбирать: хочу ли я сейчас заниматься именно этим проектом, проводить время именно с этими друзьями, читать именно эту новостную ленту? Непонимание своих ценностей Иногда это приводит к постановке неправильных целей, к которым не лежит душа. А значит, и достичь их будет крайне сложно.
Или же семья, забота о близких? А может быть, помощь животным? Если вы знаете свои ценности — вы сможете точнее поставить цель, истинную для себя. А в дальнейшем выбирать пошаговые действия и идти к мечте с настоящим удовольствием.
Приготовить сырники по утрам с семьей или заказать доставку? Монетизировать хобби или открыть благотворительный проект? Провести вечер с детьми или доделать отчет в офисе?
Что делать, если все пошло не по плану? Что такое планирование? Планирование — это процесс постановки целей и определение того, что должно быть сделано для их достижения, то есть определение конкретных задач. Сюда также относится составление планов, распределение ресурсов, обработка информации, принятие решений и так далее. Главное — этот процесс всегда нацелен на достижение лучших результатов в будущем. Где нужно планирование?
Методы планирования можно применять как в бизнесе, так и в личной жизни. Бизнес-планирование даже преподают в специализированных вузах, а без убедительного бизнес-плана ни один инвестор не вложится в проект. Что касается личной жизни, то здесь планирование относится скорее к приоритизации дел и грамотному распределению времени. По ее мнению, именно время — важнейший социально-экономический ресурс XXI века. Как бы мы ни старались, сколько бы сил, денег, энергии у нас ни было, время нам неподвластно, — объясняет Петрова. Виды планирования: краткосрочное от одного дня до года — сюда относится оперативное планирование на короткий период времени и оперативно-календарное планирование детализация годового плана ; среднесрочное от года до пяти лет ; долгосрочное от пяти лет и вплоть до стратегий на 20-40 лет. Последние два пункта также можно отнести к стратегическому и тактическому планированию. Она выделила следующие шаги: Определить цель. Любое планирование начинается с ясного понимания того, чего нужно достичь, и это должен быть четкий результат.
Например, похудеть на пять килограммов, заработать 100 тысяч рублей, изучить английский до уровня C1. В противном случае очень вероятно, что планирование будет заброшено», — предупреждает эксперт. Проанализировать ситуацию. Необходимо определиться, как выглядит точка А, то есть те обстоятельства, из которых происходит старт пути к цели. Собрать информацию. То есть занимаетесь сбором и обработкой информации, которая может привести вас в точку Б», — объясняет Бельгаева. Выбрать стратегию. После того, как все необходимые данные были изучены, можно переходить к выбору наиболее эффективного пути к цели, а также разделить его на более мелкие задачи. И уже следующими этапами станут проработка стратегии и подготовка к осуществлению желаемого.
Оценить свои ресурсы. Важно понять, какие ресурсы в этом процессе понадобятся. Если хотите сбросить килограммы, вам нужно решить, сколько времени в день вы готовы заниматься спортом, есть ли у вас ресурсы на то, чтобы купить абонемент в тренажерный зал, какой инвентарь необходим для того, чтобы похудеть», — говорит эксперт по тайм-менеджменту. Поставить сроки.
Правовые основания обработки персональных данных 5. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора inbox rc. Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора inbox rc. Трансграничная передача персональных данных 7. Заключительные положения 8. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты inbox rc. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией. Уведомление об авторских правах Сайт и содержание сайта, в том числе элементы дизайна, текст, графические изображения, иллюстрации, видео, скрипты и другие объекты, принадлежит и управляется ООО «РК ГРУПП». Содержание Сайта не может быть скопировано, опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без предварительного письменного согласия ООО «РК ГРУПП».
Это может быть крупный стартовый проект по реализации производства или долгосрочная идея в рамках какого-либо периода, которую компания хочет внедрить в основной рабочий процесс. Целевой бизнес-план. Это разовый проект, который дополняет основной бизнес-план. Например, выбор точек, где компания разместит свой продукт — массажные кресла, на которых люди смогут расслабиться после шопинга. В плане можно отразить результаты исследования с выкладками по местам наибольшего скопления людей, а по каждой точке расписать расходы на аренду места в помещениях — торговых центрах, вокзалах, аэропортах, бизнес-центрах и гостиницах. Внешний Сюда входят бизнес-планы: Для инвесторов. Документ, в котором отражены результаты исследований рынка, варианты стратегий развития и объемы финансовых вливаний. Собранная информация должна убедить инвесторов вложиться в реализацию проекта. Для получения кредита. Документ разрабатывается для того, чтобы получить заем или кредит в банке. Как и в предыдущем бизнес-плане, вы показываете примеры своих исследований и отражаете эффективность идеи: окупаемость и рентабельность проекта. Здесь важно подчеркнуть, что вся информация должна быть сконцентрирована на этих двух показателях, чтобы банк понимал сроки возврата средств. Для продажи действующего проекта. Документ для будущих владельцев, где можно отразить отчеты по деятельности и показать эффективность проекта. Стандарты бизнес-планирования При разработке бизнес-плана часто опираются на уже устоявшиеся стандарты: UNIDO United Nations Industrial development organization — был придуман организацией по промышленному развитию и международному промышленному сотрудничеству ООН. ЕБРР — создан Европейским банком реконструкции и развития. Особое внимание уделяется финансовым показателям. Ориентирован на менеджмент и внутренние процессы.
Бизнес планирование, как составить бизнес-план?
Хотя каждый бизнес-план индивидуален, ключевые принципы бизнес-планирования остаются неизменными. Бизнес-планирование позволяет понять, каких показателей компания достигнет при определенных условиях, а также дает ответ на вопрос – каким образом бизнес сможет выполнить поставленные цели, будь то увеличение продаж или выход на новый рынок. Бизнес-план не принимается законодательством в отличие от политики, постоянно адаптируется к рыночным условиям и, таким образом, адаптируется к непредсказуемым рыночным ситуациям.
Как составить бизнес-план: какие в нём основные разделы и что в них писать
Один из основных принципов принятия подобного непростого решения — это руководствоваться правилом «прошлого нет». Как изменились эти предпочтения за последний год? Я иногда консультирую такие компании, но моя выборка не может считаться достаточной по размеру или репрезентативной. Я думаю, что инвесторы по-прежнему заинтересованы в технологических стартапах, но это специфический вид предприятий, в них есть особенности, которые серьезно отличают их от «нормальных» бизнесов. Существенные изменения по сравнению с периодом годичной давности связаны с тем, что год назад подавляющее большинство бизнес-планов касались запуска B2C предприятий, сейчас же эйфория веры в рост расходов домохозяйств сошла на нет, доля бизнес-планов B2B стала очень значительной. Еще сейчас пытаются запустить не такие бизнесы, как раньше, они стали более изощренными, скажем так. Как сильно это повлияло на реализацию известных вам бизнес-планов? Вообще, насколько гибким является такой инструмент планирования, как бизнес-план? Может ли он быть оперативно изменен, подстроен под новые условия? Изменились и другие величины, которые в явном виде использованы в бизнес-планах, например, средние чеки покупателей, их тоже требуется менять, но и это не самая большая трудность, это все арифметика. Намного сложнее корректно отразить то, что в ряде сегментов существенно поменялась картина конкуренции.
Объемы сегментов сжались драматически, следует ожидать совершенно другой реакции существующих бизнесов на появление нового конкурента. В результате приходится планировать принципиально другой уровень маркетинговых расходов нового предприятия, так как стоимость захвата доли рынка выросла. Дополнительной трудностью является то, что сейчас удлиняется период между запуском нового бизнеса и его выходом на безубыточность. Продолжительность периода от момента запуска бизнеса до достижения точки безубыточности должно быть параметром бизнес-плана, но я регулярно встречаю, что скорость роста объема бизнеса на начальном этапе постулируется и оказывается фиксированной. Чуть отвлекаясь, могу сказать, что это едва ли не самый трудно обосновываемый параметр бизнес-плана. Еще одной особенностью нынешней ситуации является то, что за последние несколько месяцев начались очень существенные изменения цен на всех рынках. Потребители это видят по резко меняющимся ценам на товары на полках магазинов, но это только отражение «глубинных» скачков цен. В результате бизнес-планы перестают быть актуальными еще до того, как завершается их подготовка, так как используемые в них параметры уже требуют обновления. Условно говоря, если раньше новый бизнес при прочих равных условиях мог выйти на окупаемость, например, через два-три года, то сегодня этот срок увеличился? Длинный ответ: сейчас такие бизнесы просто не станут рассматривать, неопределенность слишком велика, чтобы загадывать на сколько-нибудь продолжительный срок.
Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Существуют определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, как, например, для одноточечной и многоточечной организации.
Если бизнес уже существует, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются показатели планируемого года. Бизнес-план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, — это наиболее сложный вид бизнес-плана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект.
Затем излагаются обычные разделы бизнес-плана, увязанные с инвестиционным проектом. Особенностью диверсифицированных организаций является направленное осуществление нескольких видов деятельности. Это должно отразиться в бизнес-планах таких организаций.
Чаще всего в диверсифицированных организациях отдельные виды деятельности осуществляются в специальных подразделениях — филиалах бизнес-единицах. В таких случаях организация выступает как многоточечная, и бизнес-план составляется соответственно. Отличие бизнес-плана от других плановых документов.
Бизнес-план, как никакой из других планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Кроме того, в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических аспектах бизнеса, в то время как научно-технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально.
Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3 — 5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий: 1 в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них — ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса.
Бизнес-план организации ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации; 2 стратегические планы — это обычно планы с растущим горизонтом времени. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки; 3 в бизнес-плане функциональные составляющие планы производства, маркетинга и др. Инвестиционный проект целесообразно рассматривать во втором смысле.
Бизнес-план организации иногда выступает по отношению к инвестиционному проекту как документ, представляющий собой планы разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта. Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес-проектов, не требующих значительных затрат и непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план может заменить инвестиционный проект.
Отсутствие плана маркетинга. Маркетинг является важным фактором успешности любого бизнеса, поэтому необходимо иметь план маркетинга, который описывает способы продвижения продуктов или услуг на рынок. Отсутствие четкой цели.
Неопределенная цель — еще одна распространенная ошибка при составлении бизнес-плана. Важно иметь ясную и четкую цель, чтобы понимать, куда ведет ваш бизнес и какие шаги необходимо предпринять, чтобы достичь успеха. Результаты вышеуказанного исследования также позволили определить ключевые приоритеты в процессе бизнес-планирования в условиях неопределенности: поддержание операционной эффективности; пересмотр стратегии и перестройка бизнес-модели и логистических цепочек; перестройка системы финансов и платежей; цифровая и организационная трансформация; выход в новые ниши и расширение клиентской базы; обучение и развитие сотрудников, корпоративной культуры; устойчивое развитие ESG ; международное развитие; слияния, поглощения и стратегические партнерства. В ситуации неопределенности компании корректируют привычные показатели в системе KPI. Это может быть пересмотр показателей производительности например, от цели увеличить объем продаж «в деньгах» переходят к цели по натуральным объемам продаж - «в штуках, тоннах и пр.
В ряде случаев от KPI переходят к OKR Objectives and Key Results , когда вместо постоянно отслеживаемого объема показателей ставится цель на конкретный временной период с четкими результатами. Наибольшую гибкость проявляет FMCG сектор и розничная торговля: представители бизнеса сообщают о сокращении горизонта планирования в некоторых случаях до недели , более узких и краткосрочных целях, пересмотре целевых показателей сравнение с конкурентами, уход от конкретных цифр в пропорции и доли. Компании ищут новые устойчивые комбинации вендоров, технологий, оборудования, формируют новые команды и подразделения, перераспределяя людей внутри. В компаниях уже произошли или планируются слияния, поглощения или смена руководства, идет поиск новых источников прибыли, возможностей для роста и расширения клиентской базы. По данным исследований специалистов журнала «Финансовый директор» ФД большинство российских компаний в 2023 году вернулись к привычной схеме планирования: стратегическая сессия, SWOT - анализ и постановка долгосрочных целей.
Особый упор в бюджете делается на гибкость бизнеса. Для этого, например, фиксируются цены с поставщиками, планируется пополнение команды фрилансерами, перевод бухучета на аутсорсинг и пр. Прибыль распределяется более консервативно: часть остается в бизнесе в качестве резервного фонда на случай непредвиденных обстоятельств. По данным исследований ФД, компании планируют перестраивать текущие бизнес-процессы, чтобы следовать новым стратегиям.
Если у проекта сложная структура, требуется крупное финансирование и план необходимо снабдить сопроводительной документацией, ее стоит включить в приложение, к которому можно обратиться по желанию инвестора. План должен быть понятным. Нужно осознавать, к какому инвестору вы идете. Люди, которые вкладывают деньги в исследования, не всегда разбираются в научной терминологии. Также и инвесторы, которые помогают молодежным стартапам, могут не понимать сленг и интересы нового поколения. План должен быть написан простым языком, который наглядно объясняет что, как и почему.
Элементы плана стоит тестировать. Прежде чем идти к инвестору, проверьте свою идею на практике. Опросите потенциальную аудиторию и узнайте ее мнение о продукте, протестируйте различные элементы бизнеса, попросите экспертов проверить ваши данные и гипотезы. Чем лучше проработан план на начальном этапе, тем выше его жизнеспособность. Нужно определить цели и задачи. Предположим, что у вас есть идея создать свой магазин украшений. Определитесь, какой будет ваша цель на ближайшие 3-5 лет. Один магазин в торговом центре, сеть магазинов, онлайн-магазин или выход на рынок СНГ. Конкретизация целей поможет показать инвестору, на какую прибыль он может рассчитывать, а компании — увидеть свои возможные перспективы и выстраивать к ним пошаговые ходы. Плана не стоит бояться.
Написание бизнес-плана может казаться большой и сложной работой, которая доступна только профессионалам. Для начала рекомендуем представить свою идею в голове и кратко расписать ее на бумаге. Затем стоит обратиться к каждой маленькой цели и продумывать, как ее можно достичь. Пошаговый подход к составлению плана сделает работу проще. Помните, что вы не первый человек, который садится за план без необходимого опыта. Экономика инноваций Что такое стартап и как развить его в успешный бизнес Какие ошибки допускают при составлении бизнес-плана Елена Малькова, бизнес-тренер, консультант по организационному развитию в компании Malkova , выделяет две ключевые ошибки, которые могут испортить весь план. Пропуск нулевого шага при подготовке бизнес-плана Речь идет о работе с задачами, интересами и предпочтениями инвестора. Руководители компаний и предприниматели сегодня хорошо ориентируются в вопросах управления и развития бизнеса. Однако, несмотря на багаж знаний и опыта, часто спотыкаются на вопросе: «Зачем мы готовим бизнес-план? Он отвечает на вопрос, каким образом предприниматель сможет заработать деньги и избежать критических финансовых угроз.
Важно поставить себя на место инвестора и изучить его интересы. С этой точки зрения не так важно, кто выступает инвестором — банк, венчурный фонд, бизнес-агент или круг родственников. У каждой группы инвесторов своя картина мира, в которой есть ключ к позитивному решению. Информация не всегда доступна в полном объеме, но нужно обращать внимание на любые сигналы, связанные с задачами и интересами инвесторов. Так предприниматель сможет понять, что можно сделать, как оформить и преподнести информацию, чтобы инвестор смог оценить потенциал проекта, риски и принять решение. Произвольная организация работы с бизнес-планом Предположим, что предпринимателю нужно обосновать перед инвесторами строительство нового цеха. Времени всегда не хватает, предприниматель чувствует, что находится на растущем рынке, и старается быстрее ухватить удачу за хвост.
Как бизнесу строить планы в условиях неопределённости: актуальные тренды и эффективные технологии
Содержит краткое изложение курса дисциплины «Бизнес-планирование», приведен обзор теоретических основ планирования и прогнозирования, выделены и описаны основ-ные разделы бизнес-плана. Если вы разрабатываете бизнес-план с целью получить финансирование, учтите, что адресат в первую очередь будет смотреть сводный отчет. пы и подходы к составлению бизнес-плана. Основными принципиальными положениями бизнес-планирования являются следующие [14, с.22]. Чтобы сделать бизнес-план эффективным, понятным и удачным, стоит соблюдать некоторые принципы при его написании. Основы бизнес планирования: как составить план, его разделы, можно ли выполнить все расчёты самому. Цели, задачи, принципы, стандарты бизнес планирования.
Принципы и подходы бизнес-планирования
Специальные принципы составления бизнес-планов инвестиционного проекта. Принцип бизнес планирования предусматривающий скользящий характер. Принцип бизнес планирования предусматривающий скользящий характер.