Его зарождение и становление неразрывно связано с градообразующим предприятием — Научно-испытательным центром ракетно-космической промышленности (ФКП «НИЦ РКП», входит в Госкорпорацию «Роскосмос»). ведущее российское ракетно-космическое предприятие, головная организация по пилотируемым космическим системам. США прекращают закупать ракетные двигатели РД-180 — что ждет российскую и американскую космические отрасли?
Роскосмос - все новости на сегодня
«Космическая отрасль будет одной из последних в промышленности, на которой станут экономить», — дополняет коллегу Дмитрий Тортев, член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Государственной думы РФ. Его зарождение и становление неразрывно связано с градообразующим предприятием — Научно-испытательным центром ракетно-космической промышленности (ФКП «НИЦ РКП», входит в Госкорпорацию «Роскосмос»). Примеры проектов в компаниях отрасли Космическая отрасль. VII Всероссийская научно-техническая конференция «Актуальные проблемы ракетно-космической техники» (VII Козловские чтения). Наиболее известной компанией в космической отрасли России является, безусловно, «Роскосмос» – государственная корпорация, созданная в августе 2015 года. Эксперты рассказали, какой вид приняла современная "космическая гонка", как будет проходить освоение Луны и Венеры и какие совместные проекты планируют Россия и Китай.
Последние новости госкорпорации "Роскосмос"
АО «НПО Лавочкина» совместно с предприятиями кооперации продолжает активную работу по созданию космической системы оптико-электронного наблюдения с двумя экспериментальными малыми космическими аппаратами (ЭМКА). Ведутся работы по модернизации ракетно-космического комплекса легкого класса «Рокот», испытание которого планируется начать в декабре текущего года. Будущее важнейшей для нашей страны космической отрасли в центре внимания президента. Воздушно-космические силы провели пуск ракеты-носителя «Союз-2.1в» с космодрома Плесецк, сообщает пресс-служба Минобороны РФ. «Космическая отрасль будет одной из последних в промышленности, на которой станут экономить», — дополняет коллегу Дмитрий Тортев, член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Государственной думы РФ. Сразу две новые космические ракеты-носителя создаются сегодня в России на замену заслуженным разработкам советского времени.
Что Россия делает в космосе: главные космические достижения страны
Тяжелая промышленность. Будущее важнейшей для нашей страны космической отрасли в центре внимания президента. Этим пуском начались летно-конструкторские испытания космического ракетного комплекса «Амур» с ракетами-носителями тяжелого класса «Ангара» на космодроме Восточный. Сразу две новые космические ракеты-носителя создаются сегодня в России на замену заслуженным разработкам советского времени.
Роскосмос позади планеты всей
Роскосмос — все самые свежие новости по теме. Новости и статьи, комментарии пользователей и мнения экспертов на тему: Космическая промышленность. Наиболее известной компанией в космической отрасли России является, безусловно, «Роскосмос» – государственная корпорация, созданная в августе 2015 года. Пуски могут быть продолжены и после, рассказал РИА Новости гендиректор производящего ракеты Центра имени Хруничева Алексей Варочко. Этот успешный старт положил начало летно-конструкторским испытаниям космического ракетного комплекса «Амур» с ракетами-носителями тяжелого класса «Ангара».
Роскосмос – последние новости
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет. Интернет-журнал Новая Наука каждый день сообщает о последних открытиях и достижениях в области науки и новых технологий.
Как сообщил глава «Роскосмоса», ранее запуск ракеты откладывался из-за сбоя системы наддува бака окислителя центрального блока, а также сбоя системы контроля запуска двигателя.
Этот старт стал первым пуском ракеты семейства «Ангара» с Восточного. Третья попытка запланирована на 11 апреля.
Как идет работа в этом направлении? Сейчас настраиваем все технические и технологические процессы под серийное производство. Привлекаем к работе предприятия, которые добились в этой области серьезных успехов - в первую очередь, из отраслей автомобилестроения и авиастроения. Перенимаем у них передовые практики и реализуем этот подход. А вот наращивание спутниковой группировки - это вызов, на который необходимо ответить. Решить вопрос как за счет привлечения федеральных средств, так и за счет частных инвестиций. Частный бизнес вошел в приоритет номер один нынешнего руководства госкорпорации. Исходя из этого, мы переосмыслили программу запусков и расцениваем отклонение от этой программы, как нарушение обязательств с соответствующими выводами. Находим точки соприкосновения, правового обеспечения этого вопроса. Подготовили два законопроекта о коммерциализации деятельности "Роскосмоса" в космическом пространстве, внесем изменения в закон о космической деятельности, который позволяет частникам привлекать денежные средства и работать в космическом пространстве, восполнять потребности рынка.
Эта работа координируется на площадке правительства первым заместителем председателя правительства Андреем Рэмовичем Белоусовым. На данном этапе сформирована дорожная карта и мы совместно под руководством правительства думаем над источниками финансирования работ. Мы еще раз проанализировали все ведущие контракты, все взятые на себя обязательства. Особый акцент делаем на реализации программы "Сфера", в рамках которой создается многоспутниковая группировка за счет государственных средств. В рамках этой программы мы сейчас прорабатываем возможность сдвига "влево" по времени этой работы и надеемся, что уже в этом году будет с опережением на год запущен первый спутник из состава группировки "Марафон". Помимо этого, активно работаем с потенциальными потребителями этих услуг - руководством регионов и федеральных министерств, в интересах которых возможно строительство спутников. Мы должны сформировать единую программу и обеспечить качественный и количественный рост группировки в ближайшей перспективе, а не в какой-то отдаленной. Наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один в сегодняшней деятельности "Роскосмоса". В первую очередь космических аппаратов, решающих задачи дистанционного зондирования Земли и связи. Например, те же самые спутники - некоторые пытаются повторить путь, пройденный OneWeb или Маска со SpaceX.
Мы ни в коем случае не препятствуем их работе, наоборот - пытаемся найти компромиссы. Государство должно понимать, на что тратятся деньги, потому что это немалые деньги. Нужно просчитать финансовую модель, чтобы эта деятельность не была убыточной и была востребована не только государством, но и в первую очередь гражданами. Как известно, OneWeb разорялся. Наши финансовые возможности отличаются от возможностей других партнеров, поэтому мы обязаны трижды рассчитать и семь раз отмерить перед тем, как совершить эти шаги. Общий лейтмотив нынешней деятельности "Роскосмоса" - открытость к любым инициативам. Необходимо до конца разрушить миф, что предприятия "Роскосмоса" закрыты для внешнего мира. Закрытыми в нынешней реальности быть нельзя. Необходимо быть восприимчивыми к рынку и к инициативам не только внутри отрасли, но и к внешним. Поэтому мы активно работаем и с молодежью, и с крупным бизнесом.
Есть небольшие шероховатости в реализации, как и у любого масштабного сложного проекта, "Роскосмос" совместно с казахскими партнерами их преодолевает. Мы не намерены выходить из проекта. Подписан ли контракт? Надеемся, выйдем на контракт в ближайшей перспективе. Мы ни с кем не прерываем сотрудничество, открыты для всех иностранных заказчиков. Активно работаем по лунной программе, отрабатываем те миссии, которые ведет Российская Федерация. Есть проблемы с расчетами, они касаются как оплаты за выполненные работы "Роскосмосом", так и перечислений "Роскосмоса" нашим иностранным партнерам. Проблемы есть, мы их преодолеваем. Это не останавливает работу в "Роскосмосе" и не является непреодолимым препятствием.
Есть телеметрия с каждого работающего спутника, и по функционированию его систем можно сделать вывод, исправен он или нет. Есть также наблюдение за всеми космическими телами в оптическом диапазоне, который позволяет нам характеризовать механическое воздействие на спутники. Все это комплексно может быть сведено в единую систему, которая позволит выдавать однозначные выводы внешнего воздействия на космические аппараты. Как идет работа в этом направлении? Сейчас настраиваем все технические и технологические процессы под серийное производство. Привлекаем к работе предприятия, которые добились в этой области серьезных успехов - в первую очередь, из отраслей автомобилестроения и авиастроения. Перенимаем у них передовые практики и реализуем этот подход. А вот наращивание спутниковой группировки - это вызов, на который необходимо ответить. Решить вопрос как за счет привлечения федеральных средств, так и за счет частных инвестиций. Частный бизнес вошел в приоритет номер один нынешнего руководства госкорпорации. Исходя из этого, мы переосмыслили программу запусков и расцениваем отклонение от этой программы, как нарушение обязательств с соответствующими выводами. Находим точки соприкосновения, правового обеспечения этого вопроса. Подготовили два законопроекта о коммерциализации деятельности "Роскосмоса" в космическом пространстве, внесем изменения в закон о космической деятельности, который позволяет частникам привлекать денежные средства и работать в космическом пространстве, восполнять потребности рынка. Эта работа координируется на площадке правительства первым заместителем председателя правительства Андреем Рэмовичем Белоусовым. На данном этапе сформирована дорожная карта и мы совместно под руководством правительства думаем над источниками финансирования работ. Мы еще раз проанализировали все ведущие контракты, все взятые на себя обязательства. Особый акцент делаем на реализации программы "Сфера", в рамках которой создается многоспутниковая группировка за счет государственных средств. В рамках этой программы мы сейчас прорабатываем возможность сдвига "влево" по времени этой работы и надеемся, что уже в этом году будет с опережением на год запущен первый спутник из состава группировки "Марафон". Помимо этого, активно работаем с потенциальными потребителями этих услуг - руководством регионов и федеральных министерств, в интересах которых возможно строительство спутников. Мы должны сформировать единую программу и обеспечить качественный и количественный рост группировки в ближайшей перспективе, а не в какой-то отдаленной. Наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один в сегодняшней деятельности "Роскосмоса". В первую очередь космических аппаратов, решающих задачи дистанционного зондирования Земли и связи. Например, те же самые спутники - некоторые пытаются повторить путь, пройденный OneWeb или Маска со SpaceX. Мы ни в коем случае не препятствуем их работе, наоборот - пытаемся найти компромиссы. Государство должно понимать, на что тратятся деньги, потому что это немалые деньги. Нужно просчитать финансовую модель, чтобы эта деятельность не была убыточной и была востребована не только государством, но и в первую очередь гражданами. Как известно, OneWeb разорялся. Наши финансовые возможности отличаются от возможностей других партнеров, поэтому мы обязаны трижды рассчитать и семь раз отмерить перед тем, как совершить эти шаги. Общий лейтмотив нынешней деятельности "Роскосмоса" - открытость к любым инициативам. Необходимо до конца разрушить миф, что предприятия "Роскосмоса" закрыты для внешнего мира. Закрытыми в нынешней реальности быть нельзя. Необходимо быть восприимчивыми к рынку и к инициативам не только внутри отрасли, но и к внешним. Поэтому мы активно работаем и с молодежью, и с крупным бизнесом. Есть небольшие шероховатости в реализации, как и у любого масштабного сложного проекта, "Роскосмос" совместно с казахскими партнерами их преодолевает. Мы не намерены выходить из проекта. Подписан ли контракт? Надеемся, выйдем на контракт в ближайшей перспективе. Мы ни с кем не прерываем сотрудничество, открыты для всех иностранных заказчиков. Активно работаем по лунной программе, отрабатываем те миссии, которые ведет Российская Федерация.
Ракетно-космическая промышленность: тематические новости металлургии.
Путин добавил, что отечественная ракетно-космическая отрасль «последовательно наращивает свой потенциал». Подразделение «Роскосмоса» представило проект многоразовой одноступенчатой ракеты «Корона», что является новшеством в истории космонавтики. ведущее российское ракетно-космическое предприятие, головная организация по пилотируемым космическим системам. Российская ракетно-космическая отрасль играет важную роль в обеспечении национальной безопасности, способствует росту социально-экономического и оборонного потенциала страны. Совершив крупный прорыв в космической программе Китая, космическое агентство страны представило свою ракету последнего поколения "Чанчжэн-8А" ("Долгий марш-8А"), что стало важной вехой в его стремлении к космическому господству.
Новости по теме: ракетно-космическая отрасль
Таким образом, продолжилась начатая в октябре 2018 года рекордная серия безаварийных пусков российских космических ракет-носителей, которая к настоящему времени достигла 98 стартов. В августе с Байконура были одновременно запущены 16 российских малых научно-образовательных космических аппаратов — рекордное количество в истории отечественной космонавтики. Они были созданы в рамках проекта Space-Pi, организатором которого выступил Фонд содействия инновациям при поддержке Роскосмоса, Российского движения школьников и других организаций. Также стоит выделить выполнение в 2022 году двух успешных пусков ракеты «Ангара-1. Её учебные боевые блоки прибыли в заданный район полигона Кура на полуострове Камчатка. Ей предстоит заменить ракету комплекса «Воевода», разработанного в Советском Союзе в 1980-х годах. В августе Государственный ракетный центр имени академика В.
Оба аппарата были созданы предприятиями Роскосмоса — и, как позже отметил глава Госкорпорации Юрий Борисов, Россия продолжит создавать и запускать спутники для дружественных стран.
Производитель ракет «Протон» Центр Хруничева и «Роскосмос» предложили Казахстану продолжить пуски этих носителей с космодрома Байконур после 2025 года, хотя ранее предполагалось запустить их все до истечения этого срока, сообщил в интервью РИА Новости гендиректор Центра имени Хруничева Алексей Варочко. Ру На космодроме Восточный может появиться инфраструктура для пусков возвращаемой ракеты На космодроме Восточный может появиться инфраструктура для пусков возвращаемой ракеты «Корона». RU Челябинск В Челябинске школьники запустят космический аппарат «Челябинск-290» Этот проект уникален тем, что работать над ним будут не только взрослые, но и обучающиеся Дворца пионеров и школьников, а также студенты. Они подготовят так называемую полезную нагрузку для спутника.
Мы о ней уже писали — вот ссылка , чтобы не повторяться, — поэтому перейдем сразу к влиянию Starship на космическую отрасль и российскую «Ангару». Эффект масштаба В космонавтике давно известно: вывод килограмма груза в космос легкой и особенно сверхлегкой ракетой обходится намного дороже, чем тяжелой ракетой, типа «Протона» или Falcon 9 от SpaceX. Причины — в простом эффекте масштаба.
При условном увеличении длины, ширины и высоты ракеты вдвое площадь ее поверхности растет примерно вчетверо, а объем — примерно в восемь раз. Вес пустой ракеты складывается в основном из ее поверхностей, то есть тоже растет намного медленнее, чем ее внутренний объем. А вот полезная нагрузка ракеты увеличивается примерно пропорционально ее объему. Диаметр российской ракеты действительно упрощает перевозку составляющих ее частей, но что от этого толку, если в итоге «Ангара» будет возит грузы на орбиту намного дороже, чем неудобный в перевозке Starship, который SpaceX готова собирать хоть на космодроме? Ракеты делали бы и еще больше, но вот беда: для слишком больших просто не находилось рынка. Коммерческим заказчикам не нужно было выводить в космос спутники в десяток тонн и более, а заказчики правительственные не хотели лететь к Луне и далее. Ведь лунная гонка уже кончилась, а понять, зачем нужны такие полеты, если это вне гонок престижа, типичный политик не может. Илон Маск и созданная им SpaceX подошли к этому вопросу под совсем неожиданным углом.
Поэтому решил: если рынка для сверхбольшого Starship нет, то его надо создать. Для этого он придумал идею облака из многих тысяч спутников на относительно низких орбитах, раздающих интернет. Все его предшественники раздавали интернет через спутники на 36 тысячах километрах геостационарная орбита , ограничения скорости света делали задержку сигнала слишком большой для онлайн-игр, и тут действительно была ранее не занятая ниша: низкоорбитальный Starlink от SpaceX давал куда меньшую задержку. И к тому же его выводили в космос куда дешевле потому что пуски Falcon 9 стоят меньше , чем у конкурентов , чем это могли сделать ракеты любой другой компании. Все это, впервые в истории, делало спутниковый интернет достаточно комфортным для массовой аудитории. Как только был создан рынок под сверхбольшие носители, все носители меньших размеров автоматически получили сильнейший удар, от которого не смогут оправиться уже никогда. Чтобы понять почему, взглянем на цифры. Высота масковского Starship — примерно 120 метров, диаметр — девять метров, масса пустого корабля, совмещенного с носителем, около 300 тонн, масса топлива — 4800 тонн.
Полезная нагрузка — не ниже 100 тонн для первого варианта, дальше ее планируется нарастить до 150 тонн. Но это только кажется. Значит, каждый килограмм выводимого ею на орбиту груза пока стоит четыре тысячи долларов. Если бы ее выпускали крупной серией, как все еще намеревается делать «Роскосмос», цена эта могла бы упасть в полтора раза. А вот у Starship стоимость запуска, по самым пессимистичным оценкам , составит 10 миллионов долларов, что дает 100 долларов за килограмм. Сам Маск ожидает в будущем два миллиона долларов за рейс, или 20 долларов за килограмм. Потому что 4800 тонн жидкого кислорода и метана стоят очень и очень немного 900 тысяч долларов с услугами заправки , а очень недешевая первая и вторая ступени при пуске не расходуются. Ожидаемое число циклов их использования крайне велико: метан при горении не оставляет сажи, что отличает его от керосина.
Поэтому метановые двигатели Starship без переборок можно будет использовать и для сотни полетов без замены.
Такое заявление сделал президент РФ Владимир Путин в ходе выступления на торжественном мероприятии в Кремле, посвященном Дню космонавтики. Безусловно, это очень хороший показатель того, что отрасль встает уверенно на ноги», — сказал глава государства цитата по «РИА Новости». Путин добавил, что отечественная ракетно-космическая отрасль «последовательно наращивает свой потенциал». Он также поручил увеличить производство спутников для различных целей, отметив, что нужно сосредоточить усилия на «использовании околоземного пространства». Президент подчеркнул, что Россия «обязательно продолжит освоение космоса».
Ракетно-космическая промышленность: тематические новости металлургии.
Ранее руководитель программы МКС в Национальном управлении США по аэронавтике и исследованию космического пространства NASA Джоэль Монтальбано Joel Montalbano , сообщил на брифинге, что утечка увеличилась вдвое примерно за неделю до последнего запуска «Прогресса» и его стыковки со станцией. Он отметил, что экипаж МКС работает над решением проблемы, «но в настоящий момент это не влияет серьёзно на безопасность экипажа». В пресс-службе «Роскосмоса» сообщили, что экипаж МКС регулярно проводит работы по поиску и устранению возможных мест утечки, и данные, поступающие с борта станции, передаются для анализа специалистам в штатном режиме. Год назад, в феврале, совет главных конструкторов ракетно-космической корпорации РКК «Энергия» провёл закрытое заседание, по итогам которого рекомендовал продлить срок эксплуатации российского сегмента МКС до 2028 года. После этого в апреле 2023 года правительство РФ объявило о решении продлить работу отечественного сегмента МКС до указанного срока.
После тестирования спутник будет отправлен в космос в качестве попутной полезной нагрузки. Источник изображения: «Роскосмос» «Запуск первого демонстрационного космического аппарата "Марафон-IoT" перенесён с целью дополнительных проверок программного обеспечения, а также уточнения программы дополнительных исследований», — говорится в сообщении «Роскосмоса». Спутниковую группировку «Марафон-IoT», которая обеспечит связь для устройств Интернета вещей, планируется сформировать в рамках программы «Сфера», которую президент России Владимир Путин представил на прямой линии в 2018 году. Программа предусматривает запуск спутников связи и дистанционного зондирования Земли.
В состав спутниковой группировки «Марафон-IoT» войдут более 250 космических аппаратов лёгкого класса, вес каждого спутника не превысит 50 кг. Спутники будут выведены на низкие околоземные орбиты с высотой около 750 км в 12 орбитальных плоскостях. Генеральный директор разработчика и изготовителя спутников АО «Решетнев» Евгений Нестеров сообщил, что серийное производство лёгких орбитальных аппаратов «Марафон-IoT» должно начаться в 2024 году. К 2025 году планируется выпустить пять спутников, а к 2026 году — 44.
К 2030 году Россия может откатиться на седьмое место в мире по доле спутников на орбите. Это для нас вызов», — считает Борисов. Источник изображения: pexels. По словам Борисова, в России на сегодняшний день есть восемь частных компаний, в частности «Ситроникс», «Барл» и «Бюро 1440», которые готовы в рамках федерального проекта проектировать и изготавливать космические аппараты при наличии государственных гарантий оплаты их услуг.
Если сегодня мы где-то четвертые после США, Китая, Великобритании со своей группировкой в 192 спутника, а всего в мире летает уже более 7 тысяч, к 30-му году это количество кратно вырастет». На 1 декабря 2023 года, по данным «Роскосмоса», на орбите Земли находилось 229 российских космических аппаратов. Большая часть космического корабля сгорела в атмосфере, а несгоревшие элементы упали в несудоходном районе южной части Тихого океана, сообщил «Роскосмос». Его доставила на орбиту ракета-носитель «Союз-2.
За время нахождения «Прогресса» в составе МКС с помощью его двигателей было выполнено восемь коррекций орбиты станции, включая одну внеплановую в целях уклонения от возможного столкновения с космическим мусором. В настоящее время в составе станции находится грузовой корабль «Прогресс МС-25», прибывший 3 декабря 2023 года. В рамках подготовки к предстоящему запуску космический грузовик «Прогресс МС-26» прошёл в декабре 2023 года пневмовакуумные испытания с использованием гелиево-воздушной среды с целью проверки герметичности отсеков и пневмогидромагистралей в наземных условиях. Космонавт «Роскосмоса» Александр Гребёнкин полетит в составе экипажа Crew-8 в феврале, а космонавт Александр Горбунов — в августе в ходе выполнения миссии Crew-9.
Экипаж миссии Crew-8. В декабре 2023 года договор продлили до 2025 года включительно. Первая отправка совместного экипажа на корабле Crew Dragon в 2024 году запланирована на 22 февраля. Он будет находиться в статусе специалиста.
Доступность - возможность получения продуктов и услуг широким кругом российских и зарубежных потребителей. Востребованность - удовлетворение спроса потребителей в необходимости получения продуктов и услуг для гарантированного доступа в космос и контроля соблюдения правил ведения деятельности в нем. Например, для определения возможных столкновений космического мусора с орбитальными станциями. Прогноз опасных сближений определяет американская сторона, для РОС мы будем заниматься этим уже сами. Есть телеметрия с каждого работающего спутника, и по функционированию его систем можно сделать вывод, исправен он или нет. Есть также наблюдение за всеми космическими телами в оптическом диапазоне, который позволяет нам характеризовать механическое воздействие на спутники. Все это комплексно может быть сведено в единую систему, которая позволит выдавать однозначные выводы внешнего воздействия на космические аппараты. Как идет работа в этом направлении?
Сейчас настраиваем все технические и технологические процессы под серийное производство. Привлекаем к работе предприятия, которые добились в этой области серьезных успехов - в первую очередь, из отраслей автомобилестроения и авиастроения. Перенимаем у них передовые практики и реализуем этот подход. А вот наращивание спутниковой группировки - это вызов, на который необходимо ответить. Решить вопрос как за счет привлечения федеральных средств, так и за счет частных инвестиций. Частный бизнес вошел в приоритет номер один нынешнего руководства госкорпорации. Исходя из этого, мы переосмыслили программу запусков и расцениваем отклонение от этой программы, как нарушение обязательств с соответствующими выводами. Находим точки соприкосновения, правового обеспечения этого вопроса.
Подготовили два законопроекта о коммерциализации деятельности "Роскосмоса" в космическом пространстве, внесем изменения в закон о космической деятельности, который позволяет частникам привлекать денежные средства и работать в космическом пространстве, восполнять потребности рынка. Эта работа координируется на площадке правительства первым заместителем председателя правительства Андреем Рэмовичем Белоусовым. На данном этапе сформирована дорожная карта и мы совместно под руководством правительства думаем над источниками финансирования работ. Мы еще раз проанализировали все ведущие контракты, все взятые на себя обязательства. Особый акцент делаем на реализации программы "Сфера", в рамках которой создается многоспутниковая группировка за счет государственных средств. В рамках этой программы мы сейчас прорабатываем возможность сдвига "влево" по времени этой работы и надеемся, что уже в этом году будет с опережением на год запущен первый спутник из состава группировки "Марафон". Помимо этого, активно работаем с потенциальными потребителями этих услуг - руководством регионов и федеральных министерств, в интересах которых возможно строительство спутников. Мы должны сформировать единую программу и обеспечить качественный и количественный рост группировки в ближайшей перспективе, а не в какой-то отдаленной.
Наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один в сегодняшней деятельности "Роскосмоса". В первую очередь космических аппаратов, решающих задачи дистанционного зондирования Земли и связи. Например, те же самые спутники - некоторые пытаются повторить путь, пройденный OneWeb или Маска со SpaceX. Мы ни в коем случае не препятствуем их работе, наоборот - пытаемся найти компромиссы. Государство должно понимать, на что тратятся деньги, потому что это немалые деньги. Нужно просчитать финансовую модель, чтобы эта деятельность не была убыточной и была востребована не только государством, но и в первую очередь гражданами. Как известно, OneWeb разорялся. Наши финансовые возможности отличаются от возможностей других партнеров, поэтому мы обязаны трижды рассчитать и семь раз отмерить перед тем, как совершить эти шаги.
Общий лейтмотив нынешней деятельности "Роскосмоса" - открытость к любым инициативам. Необходимо до конца разрушить миф, что предприятия "Роскосмоса" закрыты для внешнего мира. Закрытыми в нынешней реальности быть нельзя. Необходимо быть восприимчивыми к рынку и к инициативам не только внутри отрасли, но и к внешним. Поэтому мы активно работаем и с молодежью, и с крупным бизнесом. Есть небольшие шероховатости в реализации, как и у любого масштабного сложного проекта, "Роскосмос" совместно с казахскими партнерами их преодолевает. Мы не намерены выходить из проекта.
Заместитель генерального директора Центра Хруничева по цифровой трансформации Владимир Афанасьев и генеральный директор РФРИТ Александр Павлов рассказали о проекте по внедрению на предприятии ИТ-решения на базе пакета программ инженерного анализа "Логос". Комплексный переход Центра Хруничева на систему виртуального моделирования позволит снизить расходы на производство ракетно-космической техники. Сумма гранта составила 23,7 млн рублей. Финансирование осуществляется в рамках федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Продукт является полностью отечественной разработкой и позволяет предприятиям избежать внешних рисков, связанных с уходом с российского рынка зарубежных поставщиков сопоставимых решений. Главная цель проекта — обеспечение технологической независимости в области промышленного ПО на базе российских конкурентоспособных продуктов, укрепление и развитие научно-технического потенциала, повышение эффективности работы Центра Хруничева в новых экономических условиях.
Новое руководство "Роскосмоса" запретило на физическом уровне даже думать о том, чтобы обращаться в правительство Российской Федерации с предложением о внесении изменений в условия заключенных государственных контрактов, что раньше было поставлено на поток. Поэтому надо вносить изменения в организацию работы, а также расставаться с теми людьми, которые не в состоянии эту работу организовать. Это точечное решение по отдельным проблемным вопросам. Она уточняется и корректируется, но при этом финансовая ситуация Центра остается сложной. Основная часть нагрузки - долги перед банками за обслуживание ранее привлеченных кредитов. Объем задолженности по кредитам Центра Хруничева - в районе 9,5 млрд руб. Сроки ее погашения зависят от нашего взаимодействия с банками, пока мы находим с ними общий язык. Надеемся, ситуация с долгами будет нивелирована после введения в строй Национального космического центра - не ранее 2025 года. То есть мы долги Центра погасим на горизонте 2026-2029 годов, если смотреть реально на вещи. Завершен монтаж инженерных конструкций низкоэтажной части здания, ведется остекление фасадов. Возведение доминанты комплекса находится на завершающей стадии - отлито в бетоне 42 из 47 этажей. Срок завершения работ по строительству запланирован на 2024 год, а переезд госкорпорации и ее организаций - на 2025 год. Предварительной причиной аварии "Роскосмос" назвал "внешнее воздействие", но параллельно заявил о необходимости проверить всю технологическую цепочку изготовления космических аппаратов. Сделаны уже какие-то выводы относительно эффективности головного исполнителя - РКК "Энергия"? Результаты мы однозначно интерпретировали как внешнее воздействие инородного тела, которое привело к нарушению контура корабля. Второй эпизод - сродни попаданию двух снарядов в одну воронку, поэтому мы провели гораздо больший комплекс мероприятий. Специальная комиссия провела полный производственный и технологический аудит создания этой подсистемы как на пилотируемом корабле, так и на грузовике. По результатам этого аудита мы еще раз убедились в том, что все технологии были соблюдены и соблюдаются сейчас. Результаты работы комиссии позволили нам сделать вывод, что причиной разгерметизации внешнего контура грузовика также стало внешнее воздействие. В этой работе нам в очередной раз помогли партнеры по МКС, за что им огромное спасибо. Кроме того, дополнительно были проверены готовящиеся к запуску корабли. Никаких ошибок не обнаружено. Мы просто внесли изменения в программу пребывания конкретных космонавтов на орбите. Это никак не повлияло на выполнение научной программы. Все предусмотренные в программе эксперименты будут выполнены. Это были частицы космического мусора? Наша версия - метеороид. Это точно был не космический мусор. По сближению станции с космическим мусором есть отдельное направление работ, по которому мы тесно сотрудничаем с американцами. И если бы это был мусор, мы бы его отслеживали и выполнили бы еще один маневр уклонения МКС от столкновения. Насколько подвержена риску российская спутниковая группировка? На орбите 300-400 км появляется как большое количество обломков, так и космических аппаратов, поэтому необходимо вырабатывать регулирующие нормы. Это угроза гарантированному доступу в космос, включая выведение и нормальное функционирование космических аппаратов на орбите. Если "правила управления движением в космосе" на международном уровне будут приняты в редакции без учета интересов России, это породит еще одну угрозу, связанную с экономическими и репутационными потерями. Поэтому "Роскосмос" вместе с другими заинтересованными ведомствами продолжает отстаивать позиции нашей страны на международной арене и одновременно наращивает возможности автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве. Американцы делают свою систему, мы от них тоже не отстаем - в этом году начнутся работы по созданию системы следующего поколения - "Млечный путь". Эта система позволит отслеживать все небесные тела и рассчитывать возможность столкновения космического мусора со спутниками. Ключевыми свойствами этой системы наряду с передовыми средствами мониторинга должны стать открытость, доступность и востребованность на международном уровне. Открытость - возможность подключения к системе средств мониторинга дружественных государств и возможность системы участвовать в совместных с ними проектах в сфере обеспечения безопасности деятельности в космосе.