Вечером 6 марта стало известно, что после тяжелой болезни умер Римас Туминас, советский, российский и литовский театральный режиссер. Римас Владимирович Туминас (лит. Rimas Tuminas; род. 20 января 1952, Кельме, Шяуляйская область) — советский и литовский театральный режиссёр. Участвует в спектаклях. «Угрожали семье»: больной раком Римас Туминас покинул Россию и вернулся в Литву. Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение об исключении Римаса Туминаса из числа лиц, которым была присуждена премия РФ в области культуры за 2021 год.
Причина смерти Римаса Туминаса
- «МК»: причиной смерти режиссера Римаса Туминаса стал тромб
- Римас Туминас о раке: «С этим диагнозом больше трех-четырех лет не живут»
- Туминас, Римас — Википедия
- 10 лет борьбы с раком
- Римас Туминас: я не собираюсь умирать в Москве, черт побери!
- Римас Туминас. Великий режиссёр мирового театра
Римас Туминас - биография, новости, личная жизнь
Кремация Римаса Владимировича также прошла на итальянской земле. В Москве его поклонники собрались у Театра имени Вахтангова, чтобы почтить память выдающегося театрального деятеля. Звезды российской сцены, такие как Алена Хмельницкая, Николай Цискаридзе и Сергей Маковецкий, высказали слова благодарности и признательности к таланту Римаса Владимировича в связи с его недавним уходом из жизни.
Вместе с тем проводить и реформы. Snejanapetrovskaja Режиссёрская лаборатория Римаса Туминаса Но были мнения, и очень странные, — будто это заговор, приехал Туминас в Москву разрушать русскую культуру.
Да, так было. Желтая пресса подчеркивает это до сих пор. Но пришлось признать и замолчать, чистота, порядок, дисциплина появились без слишком жестких требований. Я не выкинул из театра ни одного человека.
Ни одного. Я всех приглашал работать, втягивал их в работу. И всё поколение, которое уже списало себя со счетов и ушло в вечную тень, вдруг почувствовало, что оно еще что-то может, что оно еще нужно. И оно вернулось на сцену.
Это стало праздником театра во всей Москве. Политика России скандальная. А вы постоянно пьете чай с президентом Владимиром Путиным. В мае прошлого года Путин наградил вас орденом Почета.
Орден — за прекрасную работу, его, наверное, вам вручил бы и Дональд Трамп, если бы вы работали в Нью-Йорке. Но как вы нашли контакт с Путиным как с человеком? Вот она — большая загадка для нас, живущих в Литве. Вы несколько раз пили с ним чай — три раза?
Нет, четыре. И с Дмитрием Медведевым четыре раза, и с Путиным четыре раза. Моим встречам с Путиным, распитию чая, придают слишком много значения. Но с Далей Грибаускайте вы ни разу не пили чай?
Да, ни разу. Вахтангова, О. И Путин пригласил нас, руководителей семи театров, посадил за круглый стол, выслушал наши просьбы, замечания, чего мы хотим, с чем не можем мириться. У него были конкретные предложения.
Он освободил нас от каких-то конкурсов, повысил финансовую свободу, от этого стало только лучше. В 2000 году Путин вручил мне государственную премию РФ. Я был первым литовцем, который с ним после награждения встретился в Кремле. Потом приходилось встречаться на разных мероприятиях, юбилеях, открытиях театров.
После первой встречи он прямо сказал: «Я буду очень интересоваться вашим творчеством в будущем». Так и обратил внимание. У него феноменальная память. Он знает, что я говорю, что живу в Москве на правах гостя, поэтому интересовался: «Как у вас тут идут дела?
Каким он был на этих встречах — сосредоточенным, строгим? Выглядело, что в тот момент он хотел пошутить, расслабиться, отдохнуть от напряженной политической жизни. Как бы его ни оценивали, он всё равно незаурядная личность. Видел ли президент России ваш спектакль «Царь Эдип»?
Он видел только один мой спектакль — «Горе от ума». Это было давно. Разговаривают ли российские СМИ с вами о политике, приглашают ли на телепередачи? Я отказываюсь участвовать в политических телепередачах.
Меня могут не так понять. Кроме того, это их внутренние дела. Я там гость. Я могу высказать свое мнение о развитии культуры, о театре.
У меня есть свое мнение и по политическим вопросам. Но я оставлю его при себе. Уже в Нью-Йорке высказался тайно записанная речь режиссёра — прим. С литовской колокольни жизнь в Москве кажется другой.
Есть ли там политическая цензура? Приходилось ли с ней сталкиваться? Какая там политическая цензура? Там ее нет.
С другой стороны, цензура есть везде. И в Литве, и во всем мире. Цензура должна быть. Я бы ее ужесточил еще больше.
Мой отец все время спрашивал своего отца, моего дедушку — они двое спорили всю жизнь, — папа, скажи, зачем нужна вошь? Зачем нужен паразит? А дедушка отвечал: нужен. Ну зачем, зачем?
Затем, чтобы тебя предупредить, что если себя запустишь — придется приводить потом себя в порядок. Так и с цензурой. Если она основана на достоинстве, морали, конечно, она должна быть. Чтобы люди не испортились.
Matt H. Wade Бродвей Работая в Москве, вы стали известным на всемирной театральной сцене. Много спектаклей вы привозили и в Литву. Отличается ли мнение зрителей разных стран о ваших спектаклях?
И когда получил ответ, пришел к нему и сказал: «Римас, мы вам перечислили на карту деньги на операцию». Он говорит: «А министр это разрешил сделать? Это был человек, который приехал строить российский театр… Репетиция спектакля "Война и мир". Там все очень тяжело, культура существует на грани выживания… Нашла цитату Римаса о первой встрече с Москвой: «Москву я полюбил с первого взгляда. Вышел на Рижском вокзале с чемоданчиком отца, увидел все это великолепие и влюбился как мальчишка». Как он не принимал то, что навязывали все эти театральные критики и вся эта либеральная театральная тусовка! Он не принимал это всем сердцем! Резко, с русским матом, мог высказаться против всего этого!
Как-то я спросил его: «Римас, а как это воспринимать? Есть театр — это то, чем мы занимаемся. А есть все остальное, и к искусству это не имеет никакого отношения». Все эти микрофоны, экраны, камеры перед носом артиста, снимание штанов, попытка действие Чехова, Толстого, Островского перенести в наше время, одеть всех в современные костюмы, сделать «хламурную» историю. Вы же понимаете, до 2022 года все знали: хочешь, чтобы твой театр, спектакль заметили, нужно сделать две вещи: политическую повестку и гендерную. На вопрос, как с этим бороться, он отвечал просто, мол, и не надо бороться, время все расставит по местам, этого не останется в эпохе. Будучи выпускником ГИТИСа, он через всю жизнь пронес истинное понимание того, для чего нужен театр, что театр должен дать человеку. Он терпеть не мог слова «Я хочу так выразиться!
Я так вижу», вскипал от них: «А кто тебя просит так видеть! Кому это интересно! Ты так видишь — иди на кухню и «видь», туда иди и репетируй! Римас Туминас и Юрий Цокуров Вы были очень близки, были соратниками, но всегда общались исключительно на «вы», почему? У нас в Литве нет никаких отчеств! Он подумал и сказал: «Да, вы правы». С того момента мы никогда не говорили друг другу «ты». Где бы ни были: на гастролях, на банкете уже выпивши, у него в кабинете или у меня.
И в этом «вы» я видел залог наших очень крепких человеческих, партнерских отношений. Я думаю, для него это тоже было очень важно. Он никогда не лез в директорскую работу, не позволял себе сказать: «Мне так надо, я так хочу». Он всегда говорил: «Я бы вас хотел спросить, мы сможем или нет…» Вот таким был наш подход к взаимоотношениям «худрук-директор»: партнеры, ближайшие коллеги. А те новоиспеченные руководители, которые сейчас руководят некоторыми театрами, где жены, мужья, любовники, любовницы решают все, - считают, что могут менять директоров как перчатки, говорить: «А меня не интересует, где ты деньги возьмешь! А он ее понимал. Он понимал, что каждое утро на всех сценах театра должны идти репетиции, а вечером — спектакли. Хотя ему было очень нелегко во многих спектаклях делать вводы, вторые составы, и актеры шли к нему жаловаться, но он мог все это перевести в философию жизни театра.
Поэтому мы с ним постепенно добились, например, того, что смогли одновременно играть в Москве, и на гастролях. Все это огромная работа! Когда я пришел в театр, Вахтанговский играл 25-26 спектаклей в месяц. За 15 лет работы мы пришли к тому, что театр играет 145 спектаклей на шести сценах плюс филиал. Критикам, злопыхателям я скажу: попробуйте сделать это в своем театре. Он это смог. Кирилл Крок и Римас Туминас За всю жизнь он не уволил из театра ни одного человека. Даже если возникали конфликтные ситуации, он никого не хотел увольнять.
Даже если я хотел принять такое решение, он говорил: «Вот я уеду скоро в Литву, пожалуйста, без меня, я не могу…» И этим я занимался. То, что с ним произошло, это как у Островского, «без вины виноватые». Политическая обстановка накалялась, и его начали шельмовать, вплоть до митинга в Литве с требованием лишить Туминаса гражданства Евросоюза, так как он «продался за российские кровавые деньги». Он вернулся в Литву. И министр культуры Литвы выпустил приказ, запрещающий всем государственным театрам не просто брать на работу Туминаса, а сотрудничать с Туминасом. Ну какими же баранами, извините, надо быть! К вам вернулся ваш гражданин, режиссер с мировым именем, он может поставить у вас три-четыре спектакля, обогатить вашу театральную культуру! Ему фактически выписали белый билет, и он вынужден был уехать в Израиль.
Почему он и оказался в «Гешере», - потому что ему в его родной Литве запретили работать, обвинив, назвав продажным коллаборационистом. Когда мы были на гастролях в США в 2014 году, журналисты из Украины на пресс-конференции в Нью-Йоркской Национальной библиотеке после присоединения Крыма к России задали ему вопрос: «Как вы, гражданин Евросоюза, продолжаете работать в стране-агрессоре?
Он молчал.
Я спросил: «Как прошла репетиция, Римас, что случилось? Все нормально», - вспоминает Крок. После длительной паузы он смог снова заговорить.
Он поделился с коллегой, Кириллом Игоревичем, что обратился к врачу.
Литва устроила травлю смертельно больного режиссера за отрицание «советской оккупации»
Римас Туминас. Rimas Tuminas. Режиссер Римас Туминас, получивший награду в номинации «Драма/работа режиссера» за спектакль «Евгений Онегин» театра им. Евг. Римас Туминас родился 20 января 1952 года в городе Кельме Шяуляйской области Литвы.
Умер Римас Туминас. Он 15 лет возглавлял театр имени Вахтангова
Но мы его тогда не услышали… А вчера, когда его сердце перестало биться, спектакль «Война и мир» снова шел в Театре Вахтангова. Это не трагически совпало, просто так захотели ангелы. А с ними и Римас. Уходя от нас, он попрощался своими главными в жизни словами — «Война и мир»! Своим вечным призывом — любить и беречь человека! Все это время он готовился к встрече с ангелами, понимая, что они уже ждут его.
И все это время успокаивал нас, призывая не печалиться, не размениваться по мелочам, а дорожить свободой. И общаться с космосом. Конечно, мы все понимали, что его бой не может длиться бесконечно.
По воспоминаниям талантливого режиссера, с семилетнего возраста он стал устраивать короткие декламации, обучая соседских девчонок красноречивым и выразительным выступлениям. Это были первые спектакли Римаса Туминаса, которые он, босоногий мальчуган, ставил в холодных сенях своего маленького дома. Начальное знакомство с театром В четырнадцатилетнем возрасте подросток впервые побывал в настоящем театре.
Весь класс их сельской школы поехал в столицу на театральную постановку "Кот в сапогах". Как однажды признался сам Римас Туминас, спектакль ему не понравился. Во-первых, пьеса была слишком детской для парнишки, живущего самостоятельной жизнью. К слову, к тому времени юный Римас уже работал киномехаником и жил отдельно от родителей. Во-вторых, эта пьеса была поставлена отвратительно. Актеры фальшивили, декорации страдали, происходящее на сцене казалось наигранным и… жалким.
Другое дело — кино. Вот — настоящее искусство, вот — истинный прорыв в будущее! Однако, несмотря на такое предубеждение к театру, в восемнадцатилетнем возрасте Римас Туминас поступил в Литовскую консерваторию, а затем окончил ГИТИС. Почему произошла такая перемена в мышлении молодого человека? Подлинное призвание А всему виной была первая любовь. Однажды на хуторе поселилась семья, состоящая из четырех образованных и интеллигентных женщин — матери и трех дочерей.
В самую младшую как раз и влюбился наш литовский герой. Она была самой миловидной, самой нежной, самой аристократичной. Однако через год возлюбленная будущего режиссера вместе со своей семьей уехала в столицу и не вернулась, оставив в сердце молодого парня неизгладимый след. Неразделенная любовь пробудила в его душе творческий потенциал — юный Римас стал сочинять стихи, петь романсы и мечтать о славе. Однако путь к известности был тернистым и нелегким. Сначала парень работал сварщиком и учился в вечерней школе.
Затем полетел в столицу, поступать учиться на режиссера.
В 1991 году в Литве начались известные революционные события, и я хотел снять с репертуара «Вишневый сад». Думал, зачем раздражать людей? Но билеты на спектакль каждый раз раскупали. Литовская публика продолжала идти на Чехова. Тогда я понял, что между идеологией и культурой — большая разница. Публику не обманешь. Я поставил все пьесы Чехова во многих странах мира.
В его произведениях больше всего воздуха, кислорода. Тяжело больной писатель, драматург дал нам столько воздуха, что мы обязаны жить долго и счастливо. В какой-то момент я подумал, сколько уже можно ставить Чехова? Есть же другие драматурги. Но каждый раз неизбежно возвращался именно к нему. Периодически возвращался к этому замыслу и натыкался на проблемы. Несмотря на то что у меня есть диплом режиссера телевидения, я так и не снял ни одного фильма. Зато я — большой поклонник хорошего кинематографа.
Про маму и самое важное для человека Моя мама — русская женщина Вероника или Вера — была очень добрым и мужественным человеком. Она воспитала нас с братом практически одна. Мама много работала, спала по три часа в сутки и никогда не жаловалась. Однажды она забыла меня, младенца в одеяльце, на огороде, и я пролежал там много часов. Мама умела ждать и терпеть. Со временем я понял, что терпение — это главное качество для человека. А еще раньше осознал, что терпение — самое важное качество для режиссера. И я стал учиться быть терпеливым.
В терпении и заключается сила. Поэтому я говорил, что моя тактика — нежная сила театра. Несколько раз мама была на моих репетициях и всегда говорила: «Зачем ты мучаешь артистов? Жалко их». Мама не понимала, что театр — это театр, и без мучений ничего не получается. А русский человек славится своим терпением. И в этом — его сила, а не слабость. Про героев, эгоизм и пятый акт Шекспира В моем характере больше мужских качеств, которые достались мне от отца-литовца и от его родителей, от народа с большой историей рыцарства.
Это были первые спектакли Римаса Туминаса, которые он, босоногий мальчуган, ставил в холодных сенях своего маленького дома. Начальное знакомство с театром В четырнадцатилетнем возрасте подросток впервые побывал в настоящем театре. Весь класс их сельской школы поехал в столицу на театральную постановку "Кот в сапогах". Как однажды признался сам Римас Туминас, спектакль ему не понравился. Во-первых, пьеса была слишком детской для парнишки, живущего самостоятельной жизнью. К слову, к тому времени юный Римас уже работал киномехаником и жил отдельно от родителей. Во-вторых, эта пьеса была поставлена отвратительно. Актеры фальшивили, декорации страдали, происходящее на сцене казалось наигранным и… жалким. Другое дело — кино.
Вот — настоящее искусство, вот — истинный прорыв в будущее! Однако, несмотря на такое предубеждение к театру, в восемнадцатилетнем возрасте Римас Туминас поступил в Литовскую консерваторию, а затем окончил ГИТИС. Почему произошла такая перемена в мышлении молодого человека? Подлинное призвание А всему виной была первая любовь. Однажды на хуторе поселилась семья, состоящая из четырех образованных и интеллигентных женщин — матери и трех дочерей. В самую младшую как раз и влюбился наш литовский герой. Она была самой миловидной, самой нежной, самой аристократичной. Однако через год возлюбленная будущего режиссера вместе со своей семьей уехала в столицу и не вернулась, оставив в сердце молодого парня неизгладимый след. Неразделенная любовь пробудила в его душе творческий потенциал — юный Римас стал сочинять стихи, петь романсы и мечтать о славе.
Однако путь к известности был тернистым и нелегким. Сначала парень работал сварщиком и учился в вечерней школе. Затем полетел в столицу, поступать учиться на режиссера. Уже в Вильнюсе, этом шумном и многолюдном городе, молодой человек встретил свою любовь.
Режиссёр Римас Туминас скончался в больнице в Италии
Как говорит Вдовиченков, когда его раньше спрашивали, а в каком театре вы работаете, он так уклончиво отвечал — да, так, в разных…. Особенно молодые, когда приходят на кастинги и говорят, что они из Вахтанговского, им сразу поднимают ставку, предлагают гонорар больше, чем их коллегам. Мне радостно от этого, потому что актеры приходят и мне рассказывают это как радость, как событие. Вы человек скромный и не будете говорить — о, да, это моя заслуга. Насколько легко было вам взять на себя руководство такой махиной, ведь Вахтанговкий театр — это не Малый театр в Вильнюсе. Но я был одержим, хотел понять, как миссионер, этот язык, метод существования, только ли в литовском театре действует он, или он универсален. И тем более русский менталитет, способен ли он это слышать, понять. Да, им было это сложно, но я был одержим этой идеей и овладел их душами. Они обманывали себя, что они лучшие, хорошие, счастливые. Но понимали, что они в яме.
Как говорил Юрий Любимов, вот вы балбесы, мы вот с Римасом все обсуждаем, и если будете плохо играть, Римас уйдет и опять в г…е будете. Это его цитата смеется — прим. Они внутри были к этому готовы. Вопрос стоял в том, кому отдаться. Вообще, в Москве так понимают — если ты попал в Москву, значит, надо бороться за кресло, за место в столице, прописку. Надо роль корифею отдать, скажем, Василию Лановому, как мне советовали все. И Товстоногов так делал. То была школа советского, театрального руководителя. Советовали друзья, коллеги, руководители московских театров.
А я думал, ладно, до них дойду потом, а сейчас я посмотрю, что там глубоко, внизу делается, и тогда я пойму этот театр. К тому же я держал дистанцию. Если не получится, думал, то уеду, у меня есть мир.
В этом сиянии — часть души Римаса, часть его любви, его страсти и его боли. Будут говорить о том, что жестокая болезнь сразила Человека Театра в годы, когда он сам и его коллектив были в великой славе. Так случилось с Евгением Вахтанговым; так случилось с Римасом Туминасом. Душа Римаса соразмерна большим произведениям русской литературы. Римас жил в уверенности: русская классика имеет всемирное значение и касается каждого, потому что дает силу для жизни.
Сила эта — в умении помнить о красоте вопреки житейской злобе. В этом умении он видел миссию — свою и Театра.
Необходима оптимизация, сжать смыслы как пружину, чтобы от этого проклятого «российского происхождения» раз и навсегда избавиться.
Последний шаг к победе — никаких российских миллиардеров! Просто… И не надо усложнять», — написал актер в личном блоге. При этом, с некоторым сожалением, Охлобыстин признает, что в России спустя время все забудут и простят Дурову его слова.
Мы готовы принять и понять все. Хотя, честно говоря, некоторые вещи все-таки принять можно раз и навсегда, а понять сложно. Не называть российскими миллиардерами.
А как называть? Заранее согласны.
Он уточнил, что в ближайшее время пройдет лечение в литовской больнице, что тоже входило в его планы. По его словам, режиссер остается на связи. Туминас утверждал, что остался в театре в качестве «свободного художника», а руководство полностью взял на себя Крок.
Режиссер борется с раком легких с 2014 года. Он прошел несколько курсов реабилитации. Туминас побывал в Китае, чтобы поправить здоровье. Римас не обсуждает публично свою болезнь. Туминас борется с онкологией.
Больной раком режиссер Римас Туминас покинул Россию из-за угроз
- Умер театральный режиссер Римас Туминас
- «Разрушились связи, помутились рассудки». Как Римас Туминас борется с раком и клеймом предателя
- В Театре им. Вахтангова опровергли информацию о госпитализации Римаса Туминаса
- Максимов: Римас Туминас - режиссер, чьи спектакли помогают оставаться людьми - Российская газета
- Римас Туминас биография фото, личная жизнь, семья и дети, причина смерти | Узнай Всё
Регистрация
- Режиссёр Римас Туминас скончался в больнице в Италии
- Русская культура против культуры отмены: почему Римас Туминас увез Толстого в Израиль
- Больной раком режиссер Римас Туминас покинул Россию из-за угроз – Женский Журнал
- Не стало Римаса Туминаса
- Про фильм, который так и не случился
- Умер режиссер Римас Туминас – лечился от рака легких в Италии
StarHit: В Италии кремировали умершего от рака Римаса Туминаса
Вчера остановилось сердце Римаса. Врачи в Италии говорят про тромб в легких. Римас ТуминасРимас Туминас – один из самых известных театральных режиссеров. Выдающийся театральный режиссер Римас Туминас, на протяжении 15 лет руководивший Театром Вахтангова, ушел из жизни. Деятель искусства скончался после продолжительной серьезной болезни. умер 6 марта 2024 года в Италии. Римас Туминас родился в литовском городе Кельме.
Режиссёр Римас Туминас скончался в больнице в Италии
Как стало известно "МК", режиссер с мировым именем Римас Туминас прилетел из Литвы в Италию на запланированную постановку, его сопровождали жена и дочь. В Италии после 10 лет борьбы с раком скончался театральный режиссер Римас Туминас. Римас Туминас о раке: «С этим диагнозом больше трех-четырех лет не живут».