Собор Святой Софии в Стамбуле одна из самых. В соцсетях были опубликованы снимки, указывающие на возможные акты вандализма в мечети Айя-София, в которую превратили древний собор Святой Софии в Стамбуле. В Стамбуле у собора Святой Софии снова очереди. Собор Святой Софии — одна из главных достопримечательностей Стамбула, расположенная в историческом центре города, районе Султанахмет.
Содержание
- Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным
- Айя-София не закроется во время реставрации
- Святая София. Стамбул. Что мы потеряли - Телеканал «Моя Планета»
- Часть мозаик в Айя-Софии будут закрывать на время мусульманских богослужений
- 2. Этапы строительства
- Больше не музей: Святая София в Стамбуле снова стала мечетью
Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз
Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Рассказываем историю важнейшего памятника культуры, в разные годы побывавшего храмом, музеем и мечетью. Посещение храма Святой Софии в Стамбуле для иностранцев и молящихся будет раздельным. Собор Святой Софии, находящийся в Стамбуле, станет мечетью и будет называться Айя-София. Айя-София, один из крупнейших в мире архитектурных памятников христианства и символ золотого века Византии, спустя 86 лет снова стала мечетью.
«Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть
Комментирует историк Павел Котляр: Павел Котляр историк «Превращение в мечеть началось с введения определенных элементов, связанных именно со зданием, где отправляется исламский культ. А именно: полы все застелили коврами. В итоге пространство визуально стало значительно меньше, потому что раньше мраморные византийские полы отражали свет, то есть все теперь стало совершенно по-другому. Был завешен ряд христианских мозаик, которым 1000 лет, потому что они не должны быть в мечети. В алтаре была богоматерь с младенцем, теперь там висит похожая на парус тряпочка, которая и закрывает. И был закрыт вход на второй ярус, где в основном и находятся все ключевые византийские мозаики». В чем суть изменений — иностранец, который попадает в Айя-Софию , покупает билет только на второй этаж, который в течение этих четырех лет был закрыт.
Таким образом, можно будет наконец-то увидеть эти мозаики и вид на убранство мечети со второго яруса. И в его цену также заложена колоссальная турецкая инфляция. Второй после Софии Константинопольской главный памятник византийского искусства — Монастырь Хора — также сначала стал мечетью, фрески были замазаны, потом он был отреставрирован и в 1945 году превратился в музей Карийе, а в 2020-м — храм Христа Спасителя монастыря Хора, или, как его называют, «Сикстинская капелла Византии», снова стал мечетью. Однако пока она не действует — все стены в росписях и мозаиках с ликами святых, которые запрещены в исламе.
Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком.
Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин.
В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах.
В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века.
Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна.
Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью.
Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное.
Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора.
Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава. Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77].
На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I. Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии.
Сам сюжет, по мнению В. Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87]. По мнению искусствоведа В. Лихачёвой , эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [88]. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [89].
Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров [75]. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов [77]. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями [75].
Мозаика является самым поздним произведением константинопольской монументальной живописи XI века и датируется 1028—1042 годами. На мозаике император Константин и императрица Зоя преподносят дары для Святой Софии. Император Константин преподносит мешочек с золотом, императрица Зоя — свиток, символизирующий пожертвования, которые она сделала церкви [90]. Считается, что после изгнания Зои в апреле 1042 года новый император, Михаил V , приказал уничтожить её портрет. Зоя, вернувшись в этом же году в Константинополь и выйдя, в третий раз, замуж за Константина Мономаха, восстановила свой портрет, портрет же Михаила IV заменила портретом Константина Мономаха.
Однако переделки коснулись лишь голов. Тогда же, около 1042 года, была заново выполнена голова Христа, по непонятным причинам ранее уничтоженная [77]. На мозаике Иисус Христос представлен в тёмно-синей одежде, благословляя правой рукой и держа Евангелие в левой руке.
Официальный представитель греческого правительства Стелиос Пецас назвал это решение «исторической ошибкой». В Кремле тогда напомнили, что для многих туристов, включая россиян, собор имеет «духовную ценность».
Рассчитываем, что все это будет учитываться нашими турецкими партнерами», — сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Патриарх Кирилл говорил, что возвращение статуса мечети собору Святой Софии в Стамбуле стало божьим наказанием для патриарха Константинопольского Варфоломея за поддержку украинского церковного раскола.
Некоторые вещи из убранства до сих пор хранятся в Венеции.
Православный патриарх Константинополя был изгнан и заменён латинским. Святая София была превращена в католический собор, в котором 16 мая 1204 года фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой Латинской империи. В 1261 году после падения Латинской империи собор вновь стал православным.
В XIV веке после очередного землетрясения купол обвалился и был заменён существующим. В те годы лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас. Османское завоевание и дальнейшая судьба собора.
Падение Константинополя картина неизвестного венецианского художника конца XV — начала XVI века В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение, описание которого на основе византийских источников составил английский историк Эдвин Пирс: Император и его свита приобщились Святых Тайн и попрощались с патриархом. Служба была, по сути своей, заупокойной литургией. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме… При завоевании Константинополя, собор был в неухоженном состоянии, что подтверждается европейскими посетителями тех времён, такими как Перо Тафур из Кордовы и флорентийским монахом путешественником Кристофором Буондельмонти.
Согласно историческим записям, храм был захвачен турками 29 мая 1453 года. Султан Мехмед II направился прямо к собору Святой Софии, восхитился величием и великолепием храма и помолился там. Мехмед Завоеватель приказал немедленно превратить церковь в мечеть и приказал своим солдатам не повреждать священные мозаики и реликвии.
По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения… а также одежды святой трапезы… Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». Согласно позднейшим описаниям, все молящиеся в храме были убиты, и, по сохранившемуся преданию, их кровь достигла уровня, обозначенного ныне на одной из колонн красной полосой. Историк-византинист С.
Иванов считает, что легенда о том, что Фатих верхом въехал в собор и что конь поскользнулся на горе трупов не имеет под собой никаких оснований. У греков сохранилось предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным; тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение.
Султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, 30 мая 1453 года вступил в собор Святой Софии и пропел в нём 48-ю победную суру Корана, после чего собор был обращён в мечеть, что потребовало пристройки четырёх минаретов. Поскольку здание ориентировано по христианской традиции алтарь на восток , мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора направление на Мекку , с неприглядным скосом вправо[10]. Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания.
Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой. Фрагмент карты «Byzantivm sive Costantineopolis», составленной Джованни Андреа Вавассоре в 1535 году Фрагмент карты «Byzantium nunc Constantinopolis», составленной Георгом Брауном[de] и Францем Хогенбергом в 1572 году Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула значительно превосходящие её по величине. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось.
В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айя-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года. Братья Фоссати провели работы по усилению колонн, а также укрепили своды и купол храма железной цепью.
Ими было обнаружено, что на стенах под слоями извести хорошо сохранились византийские мозаики. Частично они расчистили их в верхней галерее и показали султану Абдул-Меджиду, который повелел оставить открытой часть орнаментов, но повторно забелить все лики святых. Тогда же на колоннах были размещены восьмиметровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Мухаммада.
Часть византийских мозаик, зарисованных Фоссати, осыпалась во время землетрясения 1894 года.
Собор Святой Софии. Стамбул веб камера онлайн
Грандиозный храм был построен после очередного пожара при восстании во времена императора Юстиниана I в 523 году. На строительстве каждый день трудились 10 тысяч рабочих, использовались лучшие строительные материалы. Здание, которое удалось построить, поражало народную фантазию до такой степени, что строительству храма приписывали участие небесных сил. Вплоть до завоевания Константинополя турками в 1453 году собор оставался символом могущества Византийской империи. Например, в 1054 году во время богослужения легат папы римского вручил отлучительную грамоту константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию — это стало началом раскола церкви на Православную и Католическую. В 1453 году в соборе прошло последнее в его истории христианское богослужение — 29 мая того же года храм захвачен турками и, по описанию историков, процесс был далек от мирного и обращен в мечеть. Тогда же в собор вступил султан Мехмед II — завоеватель Константинополя.
При этом в храме сохранилась большая часть фресок и мозаик — по данным исследователей, скорее из-за того, что они были скрыты под штукатуркой. Вплоть до 1934 года собор оставался мечетью. В середине XIX века в здании провели реставрационные работы, занявшие 2 года — в ходе них часть изображений открыли от штукатурки. После декрета, подписанного Ататюрком, собор Святой Софии становится музеем, и примерно до середины прошлого века в нем продолжались реставрационные и исследовательские работы. В 1985 году собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 2019 году это было самый популярный музей Турции, который посетили 3,7 миллиона человек за год. При этом ни христианское, ни мусульманское сообщества не оставляли попыток вернуть в Софию богослужения.
Вопрос поднимался неоднократно: в 2006 году музейный комплекс выделил небольшое помещение для мусульманских обрядов правда, для сотрудников музея ; в 2007 году американские предприниматели и политики создали совет, призванный вернуть Софии статус православного храма; в 2016 году в соборе во время Рамадана проходили чтения Корана с трансляцией в прямом эфире телеканала, что вызвало критику со стороны МИДа Греции. При этом еще в сентябре 2018 года Конституционный суд Турции назвал недопустимым требование одной из частных организаций вернуть собору статус мечети.
Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI.
Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью.
Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения.
Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава.
Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I. Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись.
Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87]. По мнению искусствоведа В. Лихачёвой , эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [88].
Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [89]. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров [75]. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов [77]. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями [75].
Мозаика является самым поздним произведением константинопольской монументальной живописи XI века и датируется 1028—1042 годами. На мозаике император Константин и императрица Зоя преподносят дары для Святой Софии. Император Константин преподносит мешочек с золотом, императрица Зоя — свиток, символизирующий пожертвования, которые она сделала церкви [90]. Считается, что после изгнания Зои в апреле 1042 года новый император, Михаил V , приказал уничтожить её портрет. Зоя, вернувшись в этом же году в Константинополь и выйдя, в третий раз, замуж за Константина Мономаха, восстановила свой портрет, портрет же Михаила IV заменила портретом Константина Мономаха. Однако переделки коснулись лишь голов.
Тогда же, около 1042 года, была заново выполнена голова Христа, по непонятным причинам ранее уничтоженная [77]. На мозаике Иисус Христос представлен в тёмно-синей одежде, благословляя правой рукой и держа Евангелие в левой руке. Императорская чета представлена в одежде, сияющей драгоценными камнями. Лики Константина и Зои идеализированы и имеют условные выражения мужественности и кротости соответственно [91]. Мозаика Богородицы и Комнинов[ править править код ] Мозаика Богородицы с предстоящими императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной Мозаика с изображением Богородицы с предстоящими императором Иоанном II Комнином 1118—1143 и императрицей Ириной находится на восточной стене в верхней южной галерее собора, рядом с мозаикой Иисуса Христа с предстоящими императором Константином IX и императрицей Зоей. Мозаика датируется 1118 годом.
Императорская чета облачена в роскошные, усыпанные драгоценными каменьями одеяния. Младенец Иисус Христос правой рукой благословляет, а в левой держит свиток. Император Иоанн держит в руках мешочек с золотом для церкви, императрица Ирина — пергаментный свиток, который символизирует пожертвования для церкви. В 1122 году, когда Иоанн объявил своего сына Алексея Комнина соправителем, на боковой грани прилегающего пилястра был добавлен портрет Алексея [92]. Лицо Богоматери выполнено с глубокой теневой проработкой и насыщенным цветом, лица Иоанна и Ирины выполнены в лёгкой графической манере. Лицо Алексея, задумчивое и строгое, имеет печать семейного сходства [91].
Мозаика датируется около 1261 годом. От первоначальной композиции сохранились лишь верхние части фигур. Ярко выраженные характеристики образов в сочетании с тончайшей разработкой цвета и приёмами свето-теневой моделировки являются признаками сложившегося палеологовского стиля [91]. Лазарев так характеризовал мозаику [92] : Лица, полные глубочайшей духовности, обработаны с редкой тщательностью: легкие зеленоватые тени обладают удивительной прозрачностью, переходы от света к тени почти неуловимы, в наиболее освещенных частях широко используются розовые и белые кубики нежнейших оттенков. Мозаики парусов[ править править код ] Мозаика серафима На парусах собора были изображены четыре неодинаковые фигуры ангелов- серафимов. Ангелы, изображённые на восточных парусах, выполнены из мозаики, тогда как ангелы на западных парусах были повреждены ещё до 1453 года и были обновлены как фрески.
Другой минус, отмеченный туристами в соцсетях, — гидам запрещено проводить экскурсии в мечети, организованных групп внутри больше не будет. Вместо экскурсовода посетителям предложат послушать аудиогид: он записан на 23 языках и будет доступен бесплатно через Wi-Fi. Если у гостя не окажется при себе наушников, их можно докупить на месте за 100 лир. Женщинам для входа в мечеть необходимо покрыть голову платком, приобрести его можно за 30 лир. Туристы не доверяют качеству аудиоэкскурсий.
Один из них пишет, что пожалел, взяв аудиогид в одном из музеев: «В Википедии и на других ресурсах и то больше написано было.
С 15 января в здании появилось два отдельных входа. Первый — для туристов, которые идут осматривать верхний ярус. Второй — для мусульман, направляющихся в главный зал на первом этаже для совершения намаза. Здесь в это время лето, температура воздуха плюс 20, самый сезон цветения и идеальная погода как для сёрферов, так и для парапланеристов. Посмотреть же большой зал, где проходят мусульманские службы, путешественникам удастся только сверху.
Впрочем, по последней информации, мусульмане из других стран имеют право бесплатного прохода в мечеть во время намаза.
Решение о превращении храма Святой Софии в мечеть — это удар по всему мировому Православию
Он отметил, что специально для этих работ был подготовлен "цифровой двойник" мечети. По его словам, процесс реставрации займет много времени, консультации будут проводиться относительно каждой детали Айя-Софии. Ихсан Сары отметил, что власти уже объявили тендер на проведение работ.
В самой мечети повысится качество экскурсий и богослужений. После захвата Константинополя Османской империей в 1453 году его переделали в мечеть. С 1934 года храм работал в нейтральном статусе музея. В нем были сохранены и христианские, и мусульманские элементы убранства.
Софии Римской, пострадавшей за веру в 304 году, или в честь той Софии, что была матерью подростков Веры, Надежды и Любови, умученных, по церковному преданию, примерно полутора веками ранее, и была прославлена в лике святых вместе с ними. Аналог Премудрости Божьей можно найти не только в христианстве: в Древней Греции это свойство было тесно связано с Афиной, этот термин применяется и в иудаизме и встречается в Ветхом Завете. Больше того, параллель находится и в исламе — там Божественное знание олицетворяется Хранимой скрижалью, выступающей источником всех священных писаний, в которой записаны все события прошлого, настоящего и будущего. Большая часть других соборов Святой Софии, кстати, также посвящена именно Премудрости Божьей. Примечательно, что и три предыдущих христианских храма, построенных на этом месте в VI—V вв.
Константинопольский же собор после превращения в мечеть сохранил свое название: по-турецки он назывался и называется Ayasofya. Фотохромное изображение мечети Айя-София, сделанное неизвестным фотографом в 1897-м году Источник: Wikimedia Commons Шедевр за пять лет и десять месяцев Собор Парижской Богоматери строился 182 года 1163—1345 , собор Святого Петра в Риме — 120 лет 1506—1626 , Исаакиевский сбор в Санкт-Петербурге — 40 лет 1818—1858. Святую Софию Константинопольскую построили за пять лет и десять месяцев силами 10 тысяч рабочих. Строительство началось весной 532 года, спустя 40 дней после того, как жители города, поднявшие восстание «Ника» крупнейшее в истории города — при подавлении было убито около 35 тысяч человек , сожгли вместе со значительной частью Константинополя предыдущую базилику Святой Софии. Ту построили 117 годами ранее по приказу императора Феодосия II — на месте погибшей в огне пожара предыдущей церкви с тем же посвящением.
Примечательно, что первый христианский храм Святой Софии был возведен на этом месте еще в 337 году по приказу императора Константина Великого и простоял до 404-го, пока не погиб — вы легко догадаетесь! Тогда в Константинополе уже правил Феодосий II, на счету которого, таким образом, две Святых Софии — 404-го и 415-го годов. Но ныне существующая, выстроенная императором Юстинианом, намного превзошла их все. Достаточно сказать, что Юстиниан, задумавший новый храм как визитную карточку столицы и памятник своего правления, присоединил к бывшей рыночной площади, на которой стояли три первые Софии, несколько окрестных, выкупленных у владельцев участков и снес все имевшиеся на них постройки.
Изначально она находилась в Коринфе, но потом ее перевезли в Рим, а оттуда в Константинополь. Ее установили на фасаде собора святого Марка в Венеции. Сейчас на их месте стоят точные копии, оригинал находится в музее собора. До сих пор остается неизвестным точный состав сплава, из которого отлита скульптура.
Фреска с императором Львом VI 816—912 находится над царскими вратами — входом в храм, которым пользовался только император. Это нехарактерное изображение для правителя Византийской империи. Исследователи предполагают, что оно связано с четвертым неканоническим браком императора, после которого патриарх отказал ему в венчании и не пустил в храм. В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн темно-красного цвета , взятых из храма Солнца. Из Эфеса доставили восемь колонн из зеленого мрамора, которые стояли раньше в храме Артемиды.
Платно или бесплатно — плевать: дело не в этом. Что я думаю о новостях про стамбульскую Айя-Софию
Знаменитые мозаики собора святой Софии в Стамбуле, который в этом году по решению президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана стал мечетью, прикрывают шторами, а. Турецкие власти заявили о готовности вновь превратить в мечеть Святую Софию Константинопольскую, одну из главных исторических православных святынь. Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана приняло решение о закрытии Святой Софии для проведения ремонтных работ. Власти Турции решили с января 2024 года сделать платным вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранцев. То, что Собор Святой Софии в Стамбуле снаружи похож на турецкую баню не удивляет. В ближайшее время в Стамбуле планируют начать масштабную комплексную реставрацию одной из главных достопримечательностей Турции – Айя-Софии.
Музей Айя-София в Стамбуле: интересные факты и рекомендации по посещению
Новость о перемене статуса Айя-Софии за пределами Турции встретили с печалью, а в Стамбуле отмечали массовой молитвой. Где находится собор Святой Софии в Стамбуле и как до него добраться. История строительства, архитектурные особенности и мозаики мечети Айя-София. В самом центре Стамбула тысячи сторонников турецкого президента собираются у стен собора Святой Софии.