Имя выдающегося режиссера, народного артиста РСФСР Всеволода Эмильевича Мейерхольда неразрывно связано с Новороссийском. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля 1940, Москва) — русский советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). Биография Мейерхольд Всеволод Эмильевич в архиве мемориала ПомниПро.
Комиссар театрального отдела: к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда
Комиссар театрального отдела: к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда | 20 июня 1939 года в 9 часов утра в своей квартире на набережной Карповки в Ленинграде был арестован прославленный театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. |
Всеволод Эмильевич Мейерхольд | Имя выдающегося режиссера, народного артиста РСФСР Всеволода Эмильевича Мейерхольда неразрывно связано с Новороссийском. |
Сева и Зина. Роковая страсть Всеволода Мейерхольда
Мейерхольд Всеволод Эмильевич: биография, личная жизнь, творчество, память - | Если короля играют придворные, что ж говорить о человеке, «придворным» у которого поработал Всеволод Мейерхольд? |
Знай наших! Всеволод Мейерхольд – создатель революционного театра | бессмысленной и беспощадной. |
Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД | – Всеволод Мейерхольд родился 28 января 1874 года по старому стилю. |
Знай наших! Всеволод Мейерхольд – создатель революционного театра | Мейерхольд Всеволод Эмильевич, Подробные биографии известных людей, оставившие свой след в истории человечества. Есть официальные биографии, а есть и история настоящей жизни, которую мы не всегда знаем. |
Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд
Всеволод Мейерхольд пережил жену: после жестоких пыток в Бутырской тюрьме его обвинили в работе на японскую разведку. Статья автора «» в Дзене: Два главных события блистательной и трагической судьбы Всеволода Мейерхольда случились в феврале: 9 февраля 1874 года он родился, 2 февраля 1940-го погиб. Всеволод Мейерхольд остался в истории как великий русский актер, педагог, народный артист Республики, а также теоретик и практик театрального гротеска. Отмечая 150-летие Всеволода Мейерхольда, пройдём по его петербургским адресам и поймём, где рождался театр наших дней. А Всеволод Эмильевич Мейерхольд ко дню своего рождения — 28 января 1940 года — получил, наконец, копию своего обвинительного заключения.
2 - 9 февраля Дни Памяти Всеволода Эмильевича Мейерхольда
Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД | В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками (О. Л. Книппер, И. М. Москвин) вступил в труппу создаваемого Московского Художественного театра. |
Великие истории любви. Любовное помешательство Мейерхольда | В.Э. Мейерхольда расстреляют после неправедного суда 2 февраля 1940 г. как агента немецкой, японской, латвийской и прочих разведок. |
Мейерхольд Всеволод Эмильевич: биография, личная жизнь, творчество, память
В семье уже было три дочери. Младшую звали Машей. В петербургский период работы Мейерхольда началась его педагогическая деятельность. Всеволод Эмильевич преподавал в театральной школе К. Даннемана, на Музыкально-драматических курсах Б. В 1913 году открылась его студия, в числе преподавателей которой были М. Гнесин, В.
Соловьев, Ю. После Октябрьской революции Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского театра. В 1918 году он сотрудничал в Театральном совете, а после переезда правительства в Москву стал заместителем заведующего Петроградским отделением ТЕО Наркомпроса. Мейрехольд первым из видных деятелей театра вступил в члены ВКП б. Там же в Петрограде он руководил Инструкторскими курсами по обучению мастерству сценических постановок и Школой актерского мастерства. Он сблизился с Владимиром Маяковским, поставив в Петрограде его «Мистерию-буфф».
С 16 сентября 1920 года по февраль 1921 года Мейерхольд руководил театральным отделом Наркомпросса. Он носил френч, красную звезду на фуражке, на столе в его кабинете лежал маузер... Однако он оказался плохим администратором. Газета "Вестник театра", возглавляемая Мейерхольдом и пропагандировавшая идеи "Театрального октября" - Манифеста новой культуры - была закрыта в августе 1921 года, а сам Мейерхольд был освобожден от должности заведующего ТЕО. В ноябре 1920 года Мейерхольд возглавил вновь созданный театр РСФСР Первый; а с осени 1921 года он возобновил педагогическую деятельность. В 1923 году был создан Театр имени Вс.
Мейрехольд также руководил Театром Революции 1922-1924 , ставил спектакли в Ленинграде, осуществил постановки драм Пушкина на радио 1937. Осенью 1921 года в мастерскую Мейерхольда пришла Зинаида Райх. Режиссер влюбился в нее с первого взгляда, хотя был старше ее на двадцать лет. Райх стала женой Мейерхольда и переехала к нему на Новинский бульвар.
Кошеверовым, собрал труппу в Херсоне, выступив как режиссер и антрепренер. Труппа после первого сезона и ухода Кошеверова стала называться «Товарищество новой драмы». Она гастролировала в Херсоне, Тифлисе, Севастополе, Николаеве и других городах — в 1902—1905 годах труппой Всеволода Мейерхольда было сыграно около 200 спектаклей. В 1906 году великая В.
В течение первого года было сыграно 13 новаторских спектаклей — ни одна постановка не была похожа на предыдущую и ни на какую иную. В них Всеволод Мейерхольд развивал концепцию «условного театра». В 1907 году им была поставлена пьеса «Балаганчик» А. Блока, где Мейерхольд также сыграл роль Пьеро — один из признанных шедевров его театральной деятельность. И в этом же году сотрудничество с театром Комиссаржевской закончилось по ее предложению. В 1908 году директор Императорских театров В. Теляковский предложил Всеволоду Мейерхольду работать на сцене Императорских театров в Санкт-Петербурге. Толстого, «Гроза» А.
Островского в 1916 году, «Маскарад» М.
Его требования не были удовлетворены. Комиссаржевская осталась при своем мнении, так как видела, что залы были практически пустыми, когда показывались постановки Мейерхольда. Театр находился на грани разорения. Несмотря на бесконечные взлеты и падения, имя Мейерхольда было на слуху, поэтому его карьера режиссера шла в году.
Он уже был не просто режиссером, а режиссером Александрийского и Мариинского театров, которые считали Императорскими. Для Всеволода это было поле бесконечного творчества, он чередовал и сочетал различные приемы, техники и «играл» с декорациями. Его постановки было легко узнать, потому что они не были похожи на другие, «классические». Его работа продолжалась вплоть до революции, которую он принял и посчитал нужным вступить в Коммунистическую партию РКП. Весна 1919 — конец лета 2020.
Во времена смены власти Всеволод находился как можно дальше от политического центра событий — на Кавказе и в Крыму. С 1920 по 1921 заведует ТЕО театральный отдел , так как принял приглашение Луначарского. В это же время Всеволод Мейерхольд вводит новое понятие — «биомеханика» в рамках сценодвижения и запускает программу «Театральный октябрь». Тогда же был основан его одноименный театр — ГосТиМ. В 1926 году театр Всеволода Мейерхольда признали государственным.
Параллельно Всеволод продолжает вести работу в Театре Революции.
Однажды на крупном правительственном мероприятии в Кремле набросилась на всесоюзного старосту М. Калинина, известного своими похождениями с юными балеринами, со словами: "Все знают, что ты бабник! В 1937 году Иосиф Сталин посмотрел спектакль с Райх и сказал, что это слишком буржуазная постановка, после чего театр был закрыт, а в прессе началась организованная травля. Актриса Зинаида Райх. Фото: Википедия Роковым для этой семьи стало письмо актрисы Сталину - отчаянное и дерзкое послание, в котором она заступалась за мужа, осуждала "грузина, ничего не понимающего в русском искусстве" и назначала ему свидание.
Во время ареста Райх кричала, что власти погубили ее первого мужа и теперь взялись за второго, и даже написала жалобу на поведение одного из сотрудников НКВД. Через три недели после ареста Мейерхольда его 45-летняя супруга была жестоко убита в собственной постели - неизвестные нанесли ей 17 ножевых ранений и вырезали глаза. На ее похоронах детям было приказано покинуть родительскую квартиру в течение двух суток. Большая жилплощадь тут же была поделена между семьей личного водителя Лаврентия Берии и секретаршей любвеобильного сановника. Реабилитирован посмертно После трех недель пыток Мейерхольд подписал все обвинения против себя и известных деятелей культуры, а перед смертью от них отказался. На сегодняшний день есть две документально подтвержденные версии смерти режиссера.
Согласно одной, 1 февраля 1940 года в одном из кабинетов Бутырской тюрьмы было зачитано обвинительное заключение в шпионаже и объявлен приговор - смертная казнь. За ночь до казни Мейерхольд написал свое последнее письмо на имя председателя правительства В. Молотова, в котором рассказывал об унижениях, систематических избиениях и пытках: В архивных документах Бутырской тюрьмы сохранилась запись: «Приговор приведен в исполнение 2 февраля 1940 года». Но есть и вторая версия, основанная на свидетельствах очевидцев. Через много лет они рассказали, что перед смертью 66-летнего Мейерхольда зверски избили, переломали все пальцы и утопили в бочке с нечистотами. Фотография НКВД после ареста.
Фото: Википедия Тело режиссера было сожжено в Донском крематории, а пепел выброшен в общую яму на окраине Донского кладбища вместе с прахом писателя Бабеля, маршалов Егорова, Тухачевского и других жертв. Более 70 лет на этом месте находилась кладбищенская свалка и лишь сравнительно недавно была установлена мемориальная плита. В ноябре 1955 года Мейерхольд был реабилитирован посмертно.
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
По мнению Мейерхольда, в современном театре нужно было совершить революцию, подобную государственной, а все постановки политизировать. Однако при очередной реорганизации Театрального отдела Луначарский освободил режиссера от должности, а спустя некоторое время в Москве открылся собственный театр Мейерхольда — «Театр РСФСР-1». На его сцене, следуя программе «Театрального Октября», режиссер поставил вторую редакцию «Мистерии-буфф», героическую драму Эмиля Верхарна «Зори» и еще более 20 спектаклей. В тот период произошли перемены в личной жизни режиссера. Всеволод Мейерхольд влюбился в нее. Он ушел из семьи, женился на Райх и усыновил ее детей от первого брака.
Чехов уговаривал Мейерхольда остаться жить за границей. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? Спектакль не понравился Иосифу Сталину, советские критики обрушились на режиссера с обвинениями в эстетстве.
Райх отправила Сталину письмо, в котором написала, что он не разбирается в искусстве. Театр стали обвинять в том, что он оторван от советских реалий, не придерживается курса социалистического реализма, ставит пьесы писателей, которые оказались врагами народа.
Труппа после первого сезона и ухода Кошеверова стала называться «Товарищество новой драмы». Она гастролировала в Херсоне, Тифлисе, Севастополе, Николаеве и других городах — в 1902—1905 годах труппой Всеволода Мейерхольда было сыграно около 200 спектаклей. В 1906 году великая В. В течение первого года было сыграно 13 новаторских спектаклей — ни одна постановка не была похожа на предыдущую и ни на какую иную. В них Всеволод Мейерхольд развивал концепцию «условного театра». В 1907 году им была поставлена пьеса «Балаганчик» А.
Блока, где Мейерхольд также сыграл роль Пьеро — один из признанных шедевров его театральной деятельность. И в этом же году сотрудничество с театром Комиссаржевской закончилось по ее предложению. В 1908 году директор Императорских театров В. Теляковский предложил Всеволоду Мейерхольду работать на сцене Императорских театров в Санкт-Петербурге. Толстого, «Гроза» А. Островского в 1916 году, «Маскарад» М. Лермонтова в 1917 на сцене Александринского театра.
Размеренный купеческий быт всегда соседствовал с активной интеллектуальной жизнью, наверное, потому эта земля дала миру великого Лермонтова, Белинского, Мозжухина и Мейерхольда.
Здесь формируется увлечение литературой и музыкой, не ставшие основными профессиями, но превратившиеся в необходимый инструмент для творчества. Для Карла Теодора Казимира все впервые в этом городе: первые шаги, первый сценический опыт, первая режиссерская работа и первая любовь, — казалось, что раз и на всю жизнь. Здесь же взращивается и бунтарский дух, потому Всеволод Мейерхольд примет революцию и будет счастлив умчаться в вихре долгожданных перемен, приведшем в итоге к роковому финалу. Но до этого еще далеко. Пока энергия бьет через край, свобода — главная цель, а мечты — реальны, безудержное желание действовать захлестывает, все пути открыты, а впереди весь мир. Объясняет Вадим Щербаков — театровед, заведующий Сектором изучения и публикации наследия В. Мейерхольда Государственного института искусствознания: — Всеволод Мейерхольд родился 28 января 1874 года по старому стилю. Когда страна перешла на новый стиль и велела гражданам прибавлять к старым датам 13 дней, он стал праздновать свой день рождения 10 февраля.
Труппа после первого сезона и ухода Кошеверова стала называться «Товарищество новой драмы». Она гастролировала в Херсоне, Тифлисе, Севастополе, Николаеве и других городах — в 1902—1905 годах труппой Всеволода Мейерхольда было сыграно около 200 спектаклей. В 1906 году великая В. В течение первого года было сыграно 13 новаторских спектаклей — ни одна постановка не была похожа на предыдущую и ни на какую иную. В них Всеволод Мейерхольд развивал концепцию «условного театра». В 1907 году им была поставлена пьеса «Балаганчик» А. Блока, где Мейерхольд также сыграл роль Пьеро — один из признанных шедевров его театральной деятельность. И в этом же году сотрудничество с театром Комиссаржевской закончилось по ее предложению. В 1908 году директор Императорских театров В. Теляковский предложил Всеволоду Мейерхольду работать на сцене Императорских театров в Санкт-Петербурге.
Толстого, «Гроза» А. Островского в 1916 году, «Маскарад» М. Лермонтова в 1917 на сцене Александринского театра.
Как основоположника режиссерского театра погубила его женщина
На его репетициях и «показах» бывали Луи Арагон, Гордон Крэг, Юлиус Фучик и Бертольд Брехт… Секретарь и биограф Мастера, драматург Александр Гладков, писал о странном раздвоении Мейерхольда: первый казался недосягаемым, второй был прост и пленителен. Первый вызывал восторг и стремление к подражанию, второго часто было мучительно и горько жалко. Но и тому и другому были свойственны бунтарство и мужество, потребность договаривать и четко формулировать свои мысли и желания. И сформировалась натура Всеволода Эмильевича еще в ранние юношеские годы, в самом начале жизни, начале творческого пути... Четырнадцати лет Мейерхольд переходит в православную веру и принимает имя согласно Святцам. Теперь он не Карл, а Всеволод. Директор музея театрального искусства имени В.
Мейерхольда в Пензе, Наталия Аркадьевна Кугель, рассказывала, о том, что существует легенда, что имя Всеволод Мейерхольд выбрал сам в честь своего любимого писателя Гаршина. Легенда была бы сама по себе неплохая, если бы Гаршин не так плохо кончил: он бросился в пролет лестницы… Ассоциация опасная… «Впрочем,- добавила Наталия Аркадьевна,- жизнь Мейерхольда постоянно наталкивалась на всякого рода роковые моменты». Обстановка в их семье не способствовала безмятежному благоденствию. Отец, богатый винозаводчик, - человек крутой, своенравный, много пил, открыто содержал вторую семью. И дети из этой семьи, после смерти их матери, воспитывались незлобивой и тихой матерью Мейерхольда, Альвиной Даниловной. Внешности Эмилий Федорович был необычайной.
Из воспоминаний. Он выгнал из дома Федора, старшего сына, за то, что тот, против его воли, женился на актрисе; поднимал руку и на младших. Федор, старший сын, покончил с собой в подвале отцовского дома, повесившись на своем шарфе…. Мы иногда оставались по вечерам шить костюмы для домашних спектаклей, как это было при Мейерхольде, это наша дань традициям этого дома и этому человеку, но работники музея боялись задерживаться допоздна, так как складывалось впечатление, что в доме кто-то есть. Мы даже вызывали наряд патрульных… Они, конечно, никого не обнаруживали, но ощущение «странного» дома все равно не проходило…и сейчас не проходит. К холодному воздуху, врывающемуся через открытые двери, примешивается запах лекарств.
Тяжело болен отец Карлуши, то бишь Всеволода, Эмилий Федорович… Февраль 1892 года отнял у него отца, и тот же февраль впервые вывел его любительскую сцену в роли Репетилова в грибоедовском «Горе от ума». Решение было принято, и Мейерхольд в феврале бросает университет и поступает в Московский Художественный театр. А позже, опять же в феврале, уйдя их МХАТа, в Петербурге возглавляет свою театральную студию под именем фантастического «доктора Дапертутто», гофмановского персонажа, носившего плащ алого цвета. По безошибочной классификации антрепренеров, старый губернский город Пенза считался театральным городом. Кроме театра на центральной площади был еще один, летний, в так называемом «верхнем гулянии», стоявший в глубине городского парка. Пензенские театралы охотно приглашали на обеды и ужины любимых артистов, особенно приезжих «гастролеров».
Когда маленькому Карлуше Мейерхольду было пять-шесть лет, в труппе пензенского театра служил на небольших ролях Владимир Гиляровский, в будущем знаменитый журналист. В книге «Мои скитания» он описал неровные, грязные пензенские улицы, своеобразных извозчиков, называвшихся «Удобки» и удивительную местную водку, производившуюся заводом Э. Мейерхольда и носившую странное название «Углевка». Гиляровский уверял, что после Пензы он нигде и никогда такой водки больше не пробовал, и что знаменитые на всю Россию водочные изделия Смирнова и вдовы Поповой не могли с ней сравниться. Мейерхольд на всю жизнь сохранил старомодную фотографию Василия Далматова с автографом, подаренную артистом Санкт-Петербургского Александринского театра его отцу Эмилию Федоровичу.
Создатель знаменитой биомеханики. Псевдоним Доктор Дапертутто. Ученик Вл. Немировича Данченко. В 1898 1902 актёр Московского Художественного театра. В 1906 07 по приглашению В.
Однако Мейерхольд вместе с женой всё же возвращаются в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр. Когда в 1930-м ГосТиМ гастролировал за рубежом, Михаил Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине, пытался уговорить его не возвращаться в Советскую Россию, где всё более ощущался перелом в культурной политике — отход от «левых» авангардных форм и возврат к более понятным массам классическим. Мейерхольду, впрочем, не только ему, всё сложнее было встраиваться в меняющуюся действительность. Тем не менее, он был твёрд, ответив Чехову, что всегда верил в Революцию и должен вернуться в Советский Союз — «из честности». Читайте также: Михаил Чехов: весь мир — театр Начиная с 1934 года один из самых признанных режиссёров-коммунистов попадает в немилость. Всё началось со спектакля «Дама с камелиями» с Зинаидой Райх в главной роли. Поняв, что спектакль критикуют со всех сторон с подачи Сталина, актриса не придумала ничего лучше, как изложить свою критическую точку зрения в письме. На упрёки в отсутствии вкуса Сталин ничего не ответил, но не забыл об инциденте. Критика продолжала нарастать, и вскоре творчество Мейерхольда было объявлено «антагонистическим» по отношению к советскому народу. Сам Всеволод Эмильевич, как и его жена, не оценил уровня опасности, искренне веря, что его репутация и безоговорочная преданность коммунизму защитят в любой ситуации. Биомеханика Делом своей жизни Мейерхольд считал систему упражнений, которую он назвал биомеханикой. Эти упражнения многие сравнивали с фортепианными этюдами Карла Черни. Только овладев техникой можно было приступать к следующему шагу — проникновению в суть роли. В статье «Актёр будущего и биомеханика» Мейерхольд прямо сравнивает принцип движения актера на сцене и рабочего на заводе: «... Рассматривая работу опытного рабочего, мы отмечаем в его движениях: 1 отсутствие лишних непроизводительных движений, 2 ритмичность, 3 правильное нахождение центра тяжести своего тела, 4 устойчивость». Но биомеханикой дело не ограничивалось. Движению был посвящён целый ряд занятий. Обратимся к воспоминаниям Эраста Гарина: «Часто на тренировочных занятиях по ритмической гимнастике, танцу или акробатике в зале появлялся Мейерхольд. Он входил в дверь в наброшенной на плечи зелёной солдатской шинели. Нам, молодёжи, да ещё усиленно двигавшейся, это не мешало. Мейерхольд садился к изразцовой печке, потягивал махорочную самокрутку ему единственному разрешалось курить и смотрел на нас, как бы изучая каждого. Был он похож на серого доброго волка. Серые глаза, серые волосы, серый френч. Глаза пристально изучающие, добрые и холодные. Но вот он скидывает шинель. Прерывает наши занятия — пора практически переходить к биомеханике. Ставит посреди комнаты стол. Выбирает ученика покрепче… Подводит к столу. Опирает руки ученика за его спиной на край стола. Испытывает его способность к рессорности и отходит, попросив ученика быть внимательным.
Мейерхольда многие всерьез боялись. На всех заседаниях, собраниях и съездах он неизменно устраивал сумбур и скандал с истерическими криками, проклятьями, обвинениями вроде: «Вы — охвостье Чайковского! Гнездо реакции! Враги революции! Наконец, в феврале 1921 года Всеволода Эмильевича сместили с комиссарского поста — ко всеобщему облегчению, не исключая и Луначарского. Сцена из спектакля «Баня» по Маяковскому. В главной роли И. И проруководил им долгих пятнадцать лет! При этом судился со своими актерами по пустякам был однажды даже оштрафован на 300 рублей за клевету, когда он в очередной раз подал в суд на группу «саботажников», посмевших уволиться из театра и вечно опасался, что кто-то из обиженных его застрелит. Он почему-то предчувствовал, что погибнет от пули… А вот Зинаиде Николаевне напророчили нож — крепко не любившие коллеги вечно шептали ей в спину: «Хоть бы скорее ее зарезали! Не прибили, не отравили, а именно зарезали. Ты отступаешь, ты дрожишь от холода, подставляя копну волос бурному ветру суровой зимы, ты потерял чувство дороги, — мастер, ты гибнешь, величественный, негнущийся Мейерхольд! Решено было вернуться. Мейерхольд оставался в фаворе у советской власти еще несколько лет. В изданной в 1933 году толстенной «Истории советского театра» он — единственный — был прямо обозначен, как гениальный режиссер. Он по-прежнему входил во всевозможные комиссии и комитеты — вплоть до 1936 года. Но к этому времени художественные пристрастия новой власти стали стремительно меняться. В советской литературе образцом для подражания был объявлен Горький, в архитектуре — Жолтовский со своими арками и колоннами, в кино — «Чапаев», а в театральном искусстве — МХАТ. Авангарду в советском искусстве пришел конец, его теперь стали именовать ругательным словом «формализм». Вот тут-то Мейерхольду и стали припоминать «грешки»: и выезд за границу, слишком похожий на попытку эмиграции, и использование в спектаклях произведений опального Шостаковича в музыке ведь тоже формализму был дан бой, в 1936 в «Правде» вышла разгромная статья про Шостоковича «Сумбур вместо музыки». Действительно же — создателю Красной армии…. Словом, стоило в газете один раз появиться подлому словечку «мейерхольдовщина», и началось! Отречения учеников, клятвы «вывести на чистую воду», требования «покончить», рекомендации «разоблачить»… Постановка «Бориса Годунова», на которую Мейерхольд только-только окончательно решился, была запрещена. Может, дело и дошло бы до голых бояр на трапеции — кто ж теперь скажет? Ведь театр был закрыт еще до первой репетиции… Последним спектаклем Мейерхольда и Райх стала «Дама с камелиями» — отчасти это была попытка задобрить власти: мол, и мы возвращаемся к классике, решительно отказываемся от формализма и намерены отныне идти благонадежной дорогой соцреализма. И последние слова героини: «Ты видишь, я улыбаюсь, я сильная… Жизнь идет», — Райх, говорят, произносила с настоящей актерской силой. Затем она опускалась в кресло спиной к зрителям. После долгой паузы левая рука ее падала с подлокотника и повисала как плеть. Так Мейерхольд показывал смерть. Когда вечером 7 января 1938 года рука Райх повисла в воздухе — это действительно был конец. Была даже иллюзия, что все наладится — Райх взяли в театр Ленсовета, Мейерхольда приютил Станиславский в оперном театре. На первое занятие оперной студии он пришел в мятом костюме, с небрежно завязанным галстуком, нечесаный. У Станиславского сердце сжалось от жалости. Сломали человека! Кажется, Мейерхольда горячо, до умопомрачения жалела и Райх. Иначе трудно объяснить то, что она сделала. Или она под конец совсем разучилась понимать что-либо, кроме себя самой, своих нужд и переживаний? Ведь она в одночасье лишилась высокого положения, аплодисментов, поклонников… Как бы то ни было, но Зинаида Николаевна, ни с кем ни посоветовавшись, отослала совершенно безумное письмо Сталину. В числе прочих непочтительностей там были и такие: «Как вы, грузин, можете судить о русском театре? Вряд ли она знала, что подписывает и себе, и мужу смертный приговор… Тюремное фото Ограбление по… 20 июня 1939 года в Ленинграде был арестован Мейерхольд. Ему каким-то чудом удалось позвонить жене, но связь оборвалась, он так почти ничего и не успел сказать. Впрочем, не прошло и часа, как в московскую квартиру Мастера пришли с обыском. Первым делом была изъята копия того самого письма Сталину на 6 листах. В протоколе зафиксирована жалоба гражданки 3. Райх, протестующей против поведения одного из сотрудников НКВД. Говорят, этот сотрудник получил строгий выговор от начальства — «за допущенное протоколирование жалоб обыскиваемого». Мейерхольд тоже пытался жаловаться — написал Молотову: «Меня, 65-летнего старика, заставили лечь на пол лицом вниз и били по подошвам и по позвоночнику резиновым ремнем… Я выл и плакал от боли». Ответа, понятно, не получил. И через полгода признался во всем: в шпионаже в пользу англичан, японцев, в участии в троцкистской организации… Он назвал всех своих сообщников: Эренбурга, Пастернака , Катаева, Эйзенштейна, Шостаковича, Утесова… К счастью, ни одного из них брать не стали. А поздним вечером 15 июля 1939 года Зинаиду Николаевну Райх зарезали грабители. То есть сначала пришли двое сотрудников НКВД, открыли балкон в кабинете Всеволода Эмильевича и опечатали его, не запирая на замок. А потом уж, минут через двадцать, двое неизвестных зашли через этот балкон в квартиру и нанесли хозяйке 17 ножевых ран. Соседи слышали крики Райх, но решили, что у нее очередная истерика. Впрочем, дворник все же выглянул из своей каморки — как раз в тот момент, когда двое мужчин садились в ожидавшую их машину. Зинаида Николаевна Райх похоронили в том же черном бархатном платье, в котором она играла свою долгожданную «Даму с камелиями». Сразу по возвращении с кладбища ее дети — Татьяна и Константин Есенины — узнали, что обязаны освободить квартиру, так как она отходит НКВД. Прошло несколько лет, и убийцы Зинаиды Райх были, наконец, названы народу: соседи Мейерхольдов, артист Большого театра Головин с сыном. И напрасно они твердили, что единственная улика — золотой портсигар с вензелем Мейерхольда — был подарен на день рождения! Преступникам пришлось-таки отсидеть в тюрьме несколько лет — пока их не реабилитировали и не освободили. Пришлось посидеть и домработнице Мейерхольдов, Лидии Анисимовне Чарнецкой, и она говорила товаркам по камере: «Так чего ж они хочут от меня, никак в толк не возьму? Откуда ж знать мне, об чем хозяева разговаривали? Я ж им только кушать на стол подам — и снова на кухню! Через пять дней, 2 февраля, его отвели в подвал Военной Коллегии и расстреляли. В тот же день расстреляли и журналиста Михаила Кольцова об этом впрочем — в другой раз, на экскурсии у Дома на набережной. Остается только добавить, что бывшая семья Мастера — Ольга Михайловна и дочери — получила извещение о том, что Мейерхольду дали 10 лет без права переписки. Для него в Бутырке даже брали передачи, и бедные женщины несколько месяцев провели в чудовищных тюремных очередях.
Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд
Буденный, К. Радек, Н. Семашко, О. Каменева и другие деятели партии и государства.
От творческой интеллигенции были делегированы: К. Станиславский, М. Чехов, В.
Этот юбилей праздновался три дня подряд. Подробные отчеты о каждом дне торжеств помещала на своих страницах главная газета страны, «Правда» номера от 27—29 апреля. Можно смело сказать, что это был наивысший триумф Мейерхольда.
Он пришел на спектакль «Окно в деревню» и сидел в обычном ряду, так как правительственной ложи в театре тогда еще не было театр находился на Садовой-Триумфальной. Спектакль Сталину не понравился, и он ушел из театра откровенно недовольный. Это был первый печальный звонок для Мейерхольда.
Последний спектакль весной 1930 года потерпел провал. Однако это не помешало театру отбыть на гастроли за границу. В Берлине Мейерхольд и Райх встретились с М.
Чеховым, который незадолго до этого навсегда покинул СССР. Они попробовали уговорить артиста вернуться обратно, но тот остался непреклонен. Более того, он сам предложил им незамедлительно эмигрировать, иначе, по его словам, на родине их ждет верная гибель.
На что Мейерхольд якобы ответил: «Я знаю, вы правы, мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь». А на месте старого театра было решено выстроить новый, самый большой в Москве театр, оснащенный по последнему слову техники.
Зрительный зал его должен был вмещать три тысячи мест, в театре планировалась открытая сцена-арена, стеклянный потолок. В этом здании Мейерхольд намеревался поставить «Гамлета», «Отелло» В. Шекспира, «Бориса Годунова» А.
К 30-м годам жена Мейерхольда считалась в его театре безоговорочной примой. Из-за конфликтов с ней из театра ушли многие артисты, в том числе бывшая прима Мария Бабанова. Хотя в этом случае не все однозначно.
Приведу слова Н. Берновской: «В прессе 20-х годов, обсуждая ситуацию в театре Мейерхольда, не задумываясь, пользовались расхожим клише «Бабанова — Райх». Действительно, было: и обожаемая жена, из которой Мейерхольд во что бы то ни стало стремился сделать актрису, и гонения на юную Бабанову, которая казалась главной конкуренткой по причине своей необычайной одаренности, и осуществление желанной цели, когда 17 июня 1927 года Мария Ивановна наконец со слезами ушла из театра.
Потом всю жизнь эти слезы возвращались каждый раз, как только заходила речь о Мейерхольде. Очень долго формула «Бабанова — Райх» сохраняла актуальность и для самой Марии Ивановны, слишком непосредственно и живо она соединялась со всеми бесконечными несправедливостями, забыть которые не удавалось… И все же к концу своей жизни она стала осознавать, что Мейерхольд явился в той ситуации не озабоченным супругом, а художником, неуемным, неумолимым, ревнивым, своенравно расставляющим фигуры на доске своей неукоснительной волей. Художником, не допускавшим никаких посторонних Влияний.
По одной из версий, конфликт Бабанова — Райх был предопределен еще и тем, что обе женщины любили Мейерхольда и претендовали на его расположение. Однако в отличие от М. Бабановой, ее соперница была намного решительнее и настойчивее в своих действиях.
Дело порой доходило до запрещенных приемов. Например, в спектакле «Ревизор» обе актрисы играли главные роли: Райх — городничиху, Бабанова — ее дочь. Так вот, во время спектакля Райх исподтишка так щипала свою соперницу, что у той после этого на теле долго оставались синяки.
Не менее злопамятен и крут нравом был и сам Мейерхольд этот нрав он явно перенял по наследству от отца. Вот как писал Д. Фернандес: «У Мейерхольда был трудный, властный характер.
Его прозвали Доктором Дапертутто Везде — намек на инквизиторскую мелочность, с которой он командовал своей школой. Своим актерам он не оставлял ни малейшей свободы. Вместо того чтобы помогать им развивать собственные возможности, он говорил им, что они должны делать, в мельчайших деталях.
Конечно, отец, но отец — диктатор и тиран». На людях Мейерхольд и Райх сохраняли видимость семейного благополучия, однако в стенах своего дома в Брюсовском переулке давали волю чувствам. Дочь З.
Райх вспоминает, что дома между супругами шла постоянная война. Скандалы следовали за скандалами, и дети боялись, что все рано или поздно закончится разводом. Однако развода так и не последовало.
Хотя все предпосылки для него уже были. Следует отметить и тот факт, что Мейерхольд был гомосексуалистом. По словам близко знавшего его И.
Романовича, «круг гомосексуальных связей Мейерхольда был достаточно широк, в него входили многие известные люди. Этот факт интимной жизни Мастера, бесспорно, оказывал огромное влияние на его отношения с Зинаидой Николаевной. Может быть, меня заклеймят блюстители «чистоты риз», но я предполагаю, что и в бисексуальности Мейерхольда наряду со многим иным — ибо человеком он был сложным и противоречивым, многослойным — кроется, хотя бы частично, ответ на вопрос, почему он принял большевистскую революцию.
В старой России свобода и нетривиальность сексуальной жизни не поощрялись. Возможно, Мейерхольд связывал с большевистским переворотом выход в царство подлинной свободы, в том числе творческой и сексуальной. Он не мог предположить, что этот переворот принесет еще большую несвободу, закрепощение всех и каждого, что гомосексуализм будет преследоваться как уголовное или даже государственное преступление».
Касаясь этой щекотливой темы, отмечу, что Мейерхольд довольно часто увлекался актерами своего театра.
Ни о каком расстреле в феврале 1940-го никто не знал — ходили лишь противоречивые слухи. Тот же Гладков пересказывает аккуратно, ничему особенно не веря: говорили, что в одной из Ленинградских тюрем и болеет. Что умер от заболевания печени, что сослан без права переписки. Сам Гладков не перестает надеяться увидеть Мейерхольда живым — до середины 1950-х. Предположительно 1930 Актеры, драматурги, художники, композиторы перестают упоминать спектакли Мейерхольда в своих биографиях — а в очень многих биографиях это главные спектакли, вычеркнуть их означает лишиться большой части жизни. Совершить предательство не только по отношению к нему, но и по отношению к себе.
В воспоминаниях самого Юрьева из рассказа о некоторых спектаклях исчезает режиссер, что превращает текст в сплошной конфуз в «оттепельном» переиздании, вышедшем после смерти Юрьева, редакторы тратят огромные силы на то, чтобы из его архива восстановить изначальный текст. Похожее происходит повсеместно. Эксцентрик Игорь Ильинский и герой-любовник Михаил Царев десятилетиями выходят на сцену суперконсервативного Малого театра, а часть зала постепенно сокращающаяся помнит, что оба они — мейерхольдовцы. Фигура умолчания — не иметь возможности назвать то, что знаешь,— увеличивает прореху. И в 1940-е, и в 1950-е, и в 1960-е, и в 1970-е, и в 1980-е любого человека в театральном мире да и вообще в мире искусства от Мейерхольда отделяли никакие не шесть рукопожатий, а едва ли одно. Но до 1960-х никто не говорил о нем публично, да и непублично немногие. Ни его постановки, ни его опыт, ни его метод не называли по имени.
Мейерхольд был призраком. Возвращение Реабилитация Мейерхольда случилась формально очень быстро, в 1955 году, даже до ХХ съезда театр был реабилитирован позже, в 1961-м ,— и это отдельная история, удивительная, почти невообразимая. Люди, благодаря которым она произошла,— падчерица Мейерхольда Татьяна Есенина и его внучка Мария Валентей — принадлежали как раз к тому самому, частному, человеческому, семейному миру, в котором Мейерхольд «реально существовал, ел, пил, спал, носил пиджак». Это они начали собирать свидетельства того, что обвинения против него были ложными — и смогли добиться поддержки от следователя военной прокуратуры Ряжского. Всеволод Мейерхольд на репетиции спектакля «Ревизор», 1930 Возвращение означало в первую очередь, что его смерть для огромного числа людей превратилась в определенность. Большая часть свидетельствующих только в этот момент узнала, что Мейерхольд уже 15 лет как расстрелян. Шостакович, которому показали письмо Мейерхольда из тюрьмы с описанием пыток, упал в обморок.
Ряжский, для которого изначально все народные и заслуженные артисты были на одно лицо и который считал, что Шостакович, как и Мейерхольд, давно расстрелян, позже будет вспоминать свое изумление от того, что нашлось достаточное количество людей, готовых подписать свидетельства в пользу репрессированного режиссера. Он не понимал, что они свидетельствуют не только за него, но и за себя, и, может быть, в первую очередь за себя. Ряжскому потом поставят на вид превышение полномочий и переведут на несколько лет из Москвы, но постановление о реабилитации будет уже утверждено. Реабилитация не была равна возвращению. История театра без Мейерхольда уже была написана заново. Уже была придумана историческая логика, по которой его никогда не существовало, а то, что существовало, было ошибкой. Из учебных программ было истреблено то, что могло сойти за «биомеханику» и вообще за опыт «мейерхольдовщины».
Театральный опыт, который передается из рук в руки, а не по книжкам, был прерван. Спектакли его театра оставались частным воспоминанием актеров и зрителей — просто теперь уже не запрещенным воспоминанием.
Родился: 9 февраля 1874 г. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика».
Блока, где Мейерхольд также сыграл роль Пьеро — один из признанных шедевров его театральной деятельность. И в этом же году сотрудничество с театром Комиссаржевской закончилось по ее предложению.
В 1908 году директор Императорских театров В. Теляковский предложил Всеволоду Мейерхольду работать на сцене Императорских театров в Санкт-Петербурге. Толстого, «Гроза» А. Островского в 1916 году, «Маскарад» М. Лермонтова в 1917 на сцене Александринского театра. В Мариинском театре его оперные спектакли «Тристан и Изольда» Р.
Вагнера, поставленный в 1909 году, «Орфей» В. Глюка, в постановке 1911 года, пользовались бешеным успехом. В 1917 году после октябрьского большевистского переворота Всеволод Мейерхольд возглавил движение «Театральный октябрь» с программой полной переоценки эстетики театра и его политической активности. В 1918 году вступил в партию большевиков. В этом же году поставил пьесу «Мистерию-буфф» В.
Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд
Здесь, Всеволод Мейерхольд разработал собственный стиль режиссуры, «Биомеханику», который включал в себя жест, танец и творческое использование пространства. Всеволод Эмильевич Мейерхольд, великий авангардист, революционер искусства, заложивший основные принципы режиссерского театра, родился 10 февраля 1874 года, а умер 2 февраля 1940-го. В 1937 году Всеволод Мейерхольд работал над постановкой спектакля «Одна жизнь» по мотивам романа Николая Островского «Как закалялась сталь». В 1920-е гг. Всеволод Мейерхольд – один из самых востребованных советских режиссёров.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд
Так рассуждал Всеволод Мейерхольд о парадоксальной природе театрального искусства, которое, сойдя со сцены, тут же исчезает из памяти публики. Кем был Мейерхольд — шарлатаном или гением, любителем дешевых сенсаций и сомнительных экспериментов или великим строителем нового театра, развязным выскочкой или вдохновенным и тонким художником? Интересная биография русского советского театрального режиссёра, актёра и педагога Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Кем был Мейерхольд — шарлатаном или гением, любителем дешевых сенсаций и сомнительных экспериментов или великим строителем нового театра, развязным выскочкой или вдохновенным и тонким художником? Здесь впервые Мейерхольд называет себя автором оформления, а художник а выступает как реализатор его плана. В.Э. Мейерхольда расстреляют после неправедного суда 2 февраля 1940 г. как агента немецкой, японской, латвийской и прочих разведок.
Сева и Зина. Роковая страсть Всеволода Мейерхольда
И сам же сыграл в них около 100 ролей. А вот работа над спектаклем Александринского театра «Маскарад» по Лермонтову заняла у Мейерхольда целых шесть лет. Постановка «Маскарада» обошлась в 300 тысяч золотом. Роскошь бросалась в глаза. В спектакле соединились драма, опера и танец. Художник Александр Головин разработал систему занавесов, с помощью которых Мейерхольд регулировал глубину сценического пространства, «монтировал» сцены. Массовка насчитывала 250 человек. Более яркого и дорого спектакля Российская империя больше не видела. Дело в том, что премьера «Маскарада» состоялась 25 февраля 1917 года.
За стенами театра уже разворачивались события, которые вошли в историю под названием Февральской революции и привели к отречению Николая II от престола. Александр Головин. Занавес к спектаклю по драме М. Лермонтова «Маскарад», 1917 год, Государственный центральный театральный музей им. Уже в 1918 году к первой годовщине Октябрьской революции он поставил спектакль «Мистерия-буфф». Пьесу сочинил Владимир Маяковский, а сценографию и костюмы разработал Казимир Малевич. Актеров пришлось набирать по объявлениям, потому что артисты Александринки нового футуристического искусства не поняли и наотрез отказались играть. В 1919 году он приехал в Новороссийск, где жила его старшая дочь.
Здесь «красного» режиссера, работающего на большевиков, арестовали деникинцы. От военно-полевого суда и вполне возможной казни Мейерхольда спас композитор Михаил Гнесин: ему удалось затянуть рассмотрение дела, а там и «красные» пришли. А в 1940 году неизменно верного советской власти Мейерхольда обвинили в шпионаже и троцкизме и расстреляли.
Однако из-за этого печального события премьеру не стали отменять. Театральная юность После окончания мужской гимназии в 1895 году Мейерхольд поступил на юридический факультет Московского университета. Через год он проявил свой бунтарский характер — отошёл от семейных традиций, приняв православие родители были лютеране , поменяв имя на Всеволода в честь любимого писателя Гаршина, поменяв учебное заведение и женившись на подруге детства актрисе Ольге Мунт.
Всеволод Мейерхольд в молодости Толчком к таким кардинальным переменам стала постановка Константина Станиславского «Отелло». Посмотрев неординарный спектакль, Мейерхольд понял, что театр — его призвание и перешёл из университета на актёрский курс театрально-музыкального училища при Московском филармоническом обществе к соратнику Станиславского, режиссёру и драматургу Владимиру Немировичу-Данченко. В 1898 году он, один из 14 избранных выпускников, стал участником труппы только что созданного его педагогами Московского Художественного общедоступного театра. За два сезона им было сыграно 18 ролей, но слава пришла к Мейерхольду не на актёрском поприще. Режиссура В 1902 году начинающий режиссёр осуществил свои первые постановки. Вместе с группой актёров после ряда разногласий с Немировичем-Данченко он покинул Художественный театр и создал «Товарищество новой драмы» в Херсоне.
С актёром Александром Кошеверовым Мейерхольд ставил пьесы того же А. Чехова, Г. Гауптмана, М. Горького и А. За три сезона было создано порядка 200 спектаклей. Именно тогда в мейерхольдовских постановках зародился неповторимый «почерк» — ставились акценты не на психологизме как у Станиславского , а на внешней выразительности и пластике.
Недавно возникший театр много гастролировал. Но поскольку провинциальные города были неподходящим местом для творческих экспериментов, Мейерхольд уехал в Москву, где Станиславский предложил талантливому ученику совместную работу по созданию филиала МХТ — Театра-студии на Бородинской. В качестве режиссёра в 1905 году Мейерхольд готовил три спектакля, однако им не суждено было выйти, поскольку на генеральных репетициях Станиславский категорически отверг выбранный Мейерхольдом способ построения мизансцен и закрыл студию. Всеволод Мейерхольд в театре ставит спектакль Новым этапом творческих исканий Мейерхольда было сотрудничество с петербургской актрисой Верой Комиссаржевской. Он стал главным режиссёром её Драматического театра на Офицерской улице и поставил там 13 спектаклей, воплотив, наконец, свои некоторые идеи по созданию зрелищного театра. Его постановка «Балаганчика» А.
Блока в 1907 году положила начало так называемого «условного театра», идущего от текста, а не от действия. Однако и этот спектакль, и постановки по пьесам уже популярных авторов интеллектуальной драмы Г. Ибсена, М. Метерлинка, Л. Андреева не принесли успеха театру на Офицерской, публика всё реже стала посещать студию. Вера Фёдоровна, как бы она не обожала Мейерхольда и его творчество, вынуждена была его уволить.
И всё же «Балаганчик» Мейерхольда вызвал большой резонанс как в зрительских кругах, так и среди критиков Петербурга.
То, что оно написано невменяемым человеком, бросалось в глаза, но Сталин отнесся к нему всерьез: "... Я с Вами все время спорю в своей голове, все время доказываю Вашу неправоту порой в искусстве". Еще строки из злополучных писем: "... Задумала я еще на 5 мая свидание с Вами... Об организации этого свидания напишу сейчас Николаю Ивановичу Ежову и пошлю ему вместе с этим письмом. Пожалуйста, телеграфируйте мне коротенько в Ленинград...
Мейерхольда арестовали, пытали и расстреляли. Когда на одном из кремлевских приемов за него пытался вступиться артист Художественного театра Москвин, Сталин ответил ему коротко и злобно, сказал, что Мейерхольд был агентом царской охранки. В его следственном деле ничего подобного не было. Райх зарезали в их московской квартире, когда Мейерхольд был еще жив. Затем квартиру разделили на две половины: в одной поселилась секретарша Берии, в другой - его шофер. В смерти Зинаиды Райх обвинили вора-домушника Варнакова и двух его дружков. Человек, сидевший с Варнаковым в одной камере, вспоминал, как тот клялся в своей невиновности и говорил, что в квартире Мейерхольда не был, а признание из него выбили резиновыми палками.
Детство Карла проходило среди обилия вещей — громоздких, дорогих, местами аляповатых, но модных. Некоторые из них и сегодня можно увидеть в музейной экспозиции «Мейерхольд. Зато как было интересно долгими зимними вечерами устраивать представления в домашнем театре, летом купаться и ловить рыбу в Суре, играть с заводскими рабочими в лапту! Провинциальная жизнь тех времен была размеренной, интересной и привольной.
Ежегодные ярмарки на Базарной площади — карусели, лотереи, балаганные зазывалы, марионетки, шарманщики и толпы народа, бесшабашное веселье и чарующая романтика запретного. Эти впечатления, навсегда врезавшиеся в детскую память, прорастут образами блоковского «Балаганчика». Быт губернского города средней полосы России, с помещичьими усадьбами, тихого, пыльного, торгующего лесом, спиртом, хлебом, знаменитым «бессоновским луком», угадывается в знаменитом «Ревизоре». Именно в Пензе закладывался фундамент знаний, взглядов, интересов будущего режиссера-новатора. Размеренный купеческий быт всегда соседствовал с активной интеллектуальной жизнью, наверное, потому эта земля дала миру великого Лермонтова, Белинского, Мозжухина и Мейерхольда.