Об иконах праздника Благовещения, — священник Иоанн Халюта. Икона: БЛАГОВЕЩЕНИЕ Датировка: 19 век Размер: 130х107 мм Степень редкости: R9. Новая икона Благовещения Пресвятой Богородицы написана архимандритом Зиноном для Феодоровского собора. Данная икона, как пишет в своей статье старший научный сотрудник Т. В. Галенковская, написана темперой в традициях академического иконописания.
Новые события
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (I, 26-38). в память трехмесячного пребывания Пресвятой Девы у праведных Захарии и Елизаветы. Благовещение Пресвятой Богородицы — это древний христианский праздник, который отмечается в память о возвещении архангела Гавриила Деве Марии о рождении Сына Божьего. православные иконы, синайские, армянские, японские, коптские иконы, картины Благовещения Рублева.
Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы
- Наши иконы
- 7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы
- Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
- Когда Благовещение в 2023 году: история и традиции празднования
- Читаем икону «Благовещение»
Икона Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение обозначает “добрая новость”. Старинная Храмовая икона Благовещение Пресвятой Богородицы с избранными Святыми 18 век. Большой выбор товаров из каталога Благовещенская Икона в интернет-магазине
7 апреля. Об иконах праздника Благовещения
Этим объясняется хорошая сохранность. В 2004 году, после смерти Винтерберга, икона перешла по наследству его падчерице Карин Юксток, которая решила вернуть образ в Гатчинский дворец. Передача состоялась в рамках проекта «Немецко-российский культурный диалог», направленного на совместный поиск и выявление утраченных музейных экспонатов как на территории России, так и на территории других стран. Доктор Коринна кур Королёв, курирующая Гатчинский дворец, сообщила о звонке доктора Юксток и её намерении вернуть икону.
Это — намек на утраченный людьми Рай. Но утраченный не безвозвратно. Благовещение — тому подтверждение… Среди необыкновенно красивых, радостных по колориту мозаиках монастыря Хора 1314 год, турецкое название — Кахрие-Джами — «Благовещение», где Богородица показывается не с рукоделием, а у колодца эта сцена имеет в своей основе апокрифические предания. В иконе «Благовещение» оборотная сторона иконы «Богоматерь Психострия Душеспасительница , первая четверть XIV века, галерея икон, Охрид мы видим Богородицу, восседающую в глубине изобразительного пространства. Архангел движется к Ней чуть по диагонали — как бы вглубь. То есть мы наблюдаем в иконе появление элементов земного пространства, она становится ближе к нашему «здесь». Ведь Бог сошел, снизошел к этому нашему человеческому людскому «здесь». На Руси Охридской иконе близка по иконографии и икона «Благовещение» из Благовещенского собора Московского Кремля, которую приписывают Андрею Рублеву и его окружению, написанная примерно в этот же период. Здесь мы тоже видим многоплановое композиционное построение, предполагающее, условно говоря, пространственную трактовку изображений. Пушкина присутствуют элементы архитектуры.
После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 году, когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ. В 1812 году икона была немного повреждена французами, а в 1829 году отреставрирована. После закрытия в 1832 году кармелитского монастыря Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического духовенства. Икона написана на дубовой доске, изображение поясное. Пречистая Дева изображена в момент Благовещения. Икона одинаково почитается и православными, и католиками. Антония, Иоанна и Евстафия Виленских Литовских 1347 ; мч. Ардалиона 305—311 ; мчч.
Не сразу зритель замечает, что на груди Богоматери изображен Христос Эммануил, Он словно проступает сквозь ткань. Мария прикрывает Младенца рукой, как бы защищая от мира, в котором ждут Его страдания. Вверху в синем полукруге также изображен Христос: Он восседает на престоле, окруженный пламенными серафимами и херувимами с золотыми рипидами. Так, на иконе дважды представлен Христос: в небесах, в предвечном существовании, и на земле, воплощающийся через Богоматерь. На тайну Боговоплощения указывает и моток пряжи, которую держит Богородица.
В музее «Александровская слобода» рассказали о редких иконах Благовещения
Прокопия Устюжского, чудеса которого также связаны с иконой Богородицы. Образ отличается крупными размерами 238 Х 168 , а также особым иконографическим изводом и глубиной богословской трактовки. Фон иконы изначально был золотой, что символизирует сияние божественной славы. Архангел Гавриил жестом благословения передает Благую Весть Богоматери, которая изображена стоящей, а не сидящей, как бывает чаще на благовещенских иконах. Монументальность фигур и их статичность призваны подчеркнуть значительность события и его величие.
Например, благодаря куки, в следующий раз вы этого сообщения не увидите.
Перевод: В сей день спасения нашего начало и предвечного таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится и Гавриил о благодати благовествует. Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!
Так люди согласились принять милость Божью, милосердие и прощение. Важен именно факт добровольного согласия, потому что Бог не может противиться воле человека. Таким образом, Мария стала «второй Евой». Но если Ева ослушалась повеления Бога, то Мария приняла послание Гавриила и полностью отдала себя на волю Божию. Именно в Благовещение объединились человеческое и божественное начала. И отражение они нашли в Божьем сыне Иисусе Благовещение в иконографии и искусстве О ва жности события в религии и в целом в культуре можно судить и по тому, насколько часто эти образы воплощены в искусстве.
Явление ангела Гавриила Деве Марии — один из главных сюжетов живописи разных веков и течений. Например, их встречу часто изображали на византийских иконах, а также в скульптурах и живописи эпохи Возрождения. При этом образ Богоматери постоянно менялся. Только после Третьего Вселенского Собора , который прошел в Эфесе в 431 году, церковь официально признала Марию Богородицей. А все учения, где утверждалось, что она родила человека, а не сына Божьего, стали считать ересью. После Собора почитание Богородицы усилилось. Художники и иконописцы стали создавать больше произведений с сюжетом Благовещения Раннехристианские творцы изображали Богоматерь величественной, чистой, непорочной. Этот образ усиливается в Средние века — правда, величие уходит. На смену ему приходят покорность, смирение. Эпоха Возрождения, в свою очередь, наделила Марию более реальными эмоциями: она стала испытывать испуг и смятение.
Символика Благовещения Как и любой другой христианский праздник, Благовещение наполнено символами и смыслами. Основные символы Благовещения Архангел Гавриил. Это путник или посланник. Чаще всего на иконах и картинах он изображен сидящим на одном колене, при этом одна рука архангела поднята в знак приветствия, а вторая — благословляет Марию. Поза напоминает изображение вестников в античности. Интересно, что позднее Гавриила стали изображать не сидящим в смирении перед Девой Марией, а влетающим в помещение. Кстати, крылья у архангела появились лишь в V веке. Богословы чаще всего описывали чувства Марии, к ощущениям архангела обращались немногие. Например, монах Иаков Коккиновафский объяснял , что сам Гавриил испугался своего задания. Дева Мария обычно обозначает чистоту, благодетель, добродетель.
Ее часто изображали с цветком, который также говорит о чистоте Богородицы. При этом со временем общий образ цветка превратился в лилию.
История и название праздника
- Благовещение Пресвятой Богородицы | Об иконе Благовещения. Для детей
- Что мы видим на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы?
- Икона "Благовещение"
- Что мы видим на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы?
История праздника и его названия
- Благовещение в 2024 году: история и традиции праздника
- Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск
- Telegram: Contact @uole_museum
- Благовещенье: один из самых важных дней. Музей показал уникальную икону XIX века
- В музее «Александровская слобода» рассказали о редких иконах Благовещения - День во Владимире
- Также рекомендуем
Благовещение 2023: как празднуют, что можно делать и чего нельзя
Рассматривая события благовещения, святые отцы видят в Пречистой Деве пример идеального христианина. Благовещение Пресвятой Богородицы, арт И275-3, 14x20x1,8 см. Икона могла быть выполнена и вложена самим мастером в свой приходской храм ко дню празднования Благовещения, который отмечался по старому стилю 25 марта (7 апреля). Протоиерей Козлов: Благовещение напоминает о свободе, данной человеку Богом. Икона Благовещение, написанная художником Яковым Капковым в 1852 году. Знаменитая икона Благовещение Пресвятой Богородицы, принадлежащая кисти известного православного иконописца, находится в иконостасе Благовещенского собора Московского.
Храм Святителя Николая Чудотворца
Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы создавались, как правило, для праздничного ряда иконостасов. 306) На многих иконах Благовещения Архангел изображен как бы в еще незавершенном полете. 306) На многих иконах Благовещения Архангел изображен как бы в еще незавершенном полете. На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии, видимое удивление которой показано в соединении с глубочайшим смирением перед всемогуществом. Позднее предание ошибочно связывает происхождение иконы с Великим Устюгом, отчего она часто называется «Благовещение Устюжское».
Читаем икону «Благовещение»
Как поэтически говорится об этом в Великом покаянном каноне Андрея Критского, «мысленная порфира — плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева, Пречистая, как бы из вещества пурпурного». Цвет пряжи — красный, символ царского достоинства, которое относится и к Богоматери, и к Ее Сыну. На других вариантах изводах изображений этого события вместо пряжи Дева Мария держит в руках Священное Писание. Мозаика из храма Санта-Мария-Мадджоре. На мафории часто изображаются три звезды — на лбу и плечах Богородицы. Они символизируют непорочность Приснодевы до, во время и после Рождества.
На некоторых иконах видны только две звезды, что символизирует Воплощение Бога Сына, второй ипостаси Святой Троицы. Луч, идущий от верхнего края иконы, — указание на сошествие Святого Духа на Богородицу, как о том предвозвестил Архангел: Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя Лк 1:35. Михаил Нестеров 5 Архангел и его жезл Часто архангел в левой руке держит жезл, который указывает на его функцию небесного посланника. Иногда его изображают с лилией в руках, которая символизирует чистоту и непорочность.
На древнерусских иконах, таких, как, например, мозаичное изображение в киевском Софийском соборе на двух столбах, поддерживающих алтарную арку, или в новгородской Борисоглебской церкви Антониева монастыря Благовещение изображено в другом виде: Пресвятая Дева держит в руках веретено, или початок, и прядет. В московском Успенском соборе или в новгородской Мироносицкой церкви — не Сама Богоматерь прядет, а девы, сидящие при Ее ногах, или дева, сидящая за Ней.
Из икон Благовещения, прославившихся своей чудотворной силой, известны две, находившиеся в Москве: в Успенском соборе «Устюжская» и в церкви Благовещения, что на бывшем Житном царском дворе в Кремле. Житницы эти примыкали к безымянной башне, служившей местом заключения преступников. Предание говорит, что сюда при Иоанне Грозном был заключен один оклеветанный воевода.
Как ты окаменело от долгого рабства, как ты потемнело от тяжкой тьмы! Сам Бог должен был сойти, дабы освободить тебя от рабства, дабы спасти тебя от тьмы, дабы исцелить тебя от греховной проказы и снова взять в Свои руки. Схождение Бога к людям - самое неустрашимое деяние Божией любви, Божия человеколюбия, самая радостная весть для чистых и самое невероятное событие для нечистых сердцем. Как столп огненный в самом густом мраке - таково сошествие Бога к людям. А повесть сего Божия схождения к людям начинается с ангела и Девы, с беседы между небесною чистотою и земною чистотою. Когда нечистое сердце беседует с нечистым сердцем - это война.
Когда нечистое сердце беседует с чистым сердцем - и это война. И только когда чистое сердце беседует с чистым сердцем, сие есть радость, мир и - чудо. Архангел Гавриил - первый благовестник спасения человеческого, или чуда Божия; ибо спасения человеческого не было бы без чуда Божия. Пречистая Дева Мария первая услышала это благовествование и первая из человеческих существ вострепетала от страха и радости. В Ее сердце отражалось небо, словно солнце в чистых водах; под сердцем Ее имел преклонить главу Свою и облечься во плоть Господь, Творец нового и Обновитель ветхого мира. О сем глаголет сегодняшнее евангельское чтение. После сих дней зачала Елисавета, жена его Захарии , и таилась пять месяцев, и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. Во дни сии: в какие дни? Во дни, предшествующие великому дню рождества Христова.
Когда пришла полнота времени; когда все великие пророчества настигли друг друга в исполнении своем; когда истекли сроки, предвещенные Даниилом; когда оскудел князь от колена Иудина; когда немощный род человеческий воздыхал вместе с окружающей его немощною природой, уже не ожидая спасения ни от человека, ни от природы, но от Бога единого, - в то время зачала Елисавета, жена Захарии. Но как старица Елисавета, неплодная жена Захарии, связана со спасением рода человеческого? Связана тем, что она родит Предтечу Христова, который как воин будет идти впереди и возвещать о пришествии Воеводы. Неплодная старица могла родить только глашатая спасения, но не Спасителя. Она является точным образом ветхого мира, что был в летах преклонных и неплоден, не приносил урожая и плода, алкал и жаждал; образом иссохшего мира, который, подобно старому и иссохшему древу, мог еще каким-то чудом зазеленеть, сообщая о наступлении весны, - но никак не дать плод. В то время, как и во все времена, неплодная женщина чувствовала свое поношение, стыдясь и Бога, и людей, и самой себя. К чему брак, если у супругов нет детей? И Рай может стать для бездетных местом искушения и погибели, кольми паче земля. Бездетные супруги более всего стыдятся друг друга.
В очах друг друга они выглядят как покрытые зеленою листвой смоковницы без плодов и в глубине души своей боязливо и тайно ощущают на себе проклятие. И что самое горькое, как и в наши дни, они обычно подозревают друг друга в похоти и нечистоте, оба, вольно или невольно, считая свой брак узаконенною похотливостью и нечистотой, особенно если они еще и не ведают о Боге и не чувствуют на себе руки Божией. Потому бездетные браки коротки, а счастье в них - еще короче. Ибо ничто в мире не разочаровывает людей более, нежели бесплодное желание, уже удовлетворенное с избытком. Первоначальная заповедь Божия: плодитесь и размножайтесь Быт. Хотя бы они ее и не знали разумом, чрез учение - они не могут не знать ее сердцем, чрез чувство, поставленное неизгладимой печатью на всякую душу человеческую, как и все основные заповеди Божии. О скорби неплодных супругов достаточно известно как из Священного Писания, так и из повседневного опыта всех народов и всех времен. Однако чудом в те чудесные дни Елисавета зачала в своих летах преклонных. Те, кои и сами душою ощущают и языком исповедуют, что мир сей не может быть спасен иначе, кроме как чудом Божиим, обычно, когда чудо Божие явится, качают головами и не признают его, спрашивая себя: "Как это может быть?
Тогда не могла бы родить ни плодовитая женщина, ни неплодная. Но раз есть живый и всемогущий Бог, значит, все возможно; тем паче, что Бога не связывают законы природы, Им данные. Да свяжет ими не Себя, а других, не для того, чтобы ограничить Свое могущество, но чтобы сделать необходимой Свою милость. Точно так же орудие, которое человек смастерил своими руками, не ограничивает свободы человека работать так или иначе, используя орудие сие или не используя, - вот, и Богом сотворенный мир со своим законным устроением не ограничивает свободы Бога поступать так или иначе, в соответствии с Его милосердием и людскими потребностями. Будто рождающие рождают своею силой, а не Божией! Бог есть сугубый Ревнитель, когда речь идет о жизни, и Он наделяет ею, как хочет; жизнь зачинается, где Он хочет, и не зачинается, где Он не хочет. Оттого и бывает, что иногда молодые супруги, при исполнении всех законов природы, не имеют детей; иногда же престарелые супруги, вопреки законам природы, имеют детей. Живый Бог является единственным Владыкою жизни; и над тем, над чем Он властвует, не имеют силы ни природа, ни ее законы, а еще менее - знахари и колдуны, к которым часто обращаются за помощью неплодные женщины, не ведающие, что знахари и колдуны - служители не светлой Божественной силы, но темной силы бесовской. Человек ожидает чуда от Бога, а когда чудо приходит, не верует в него.
Природа стала для человека древом искушения. Скрывшийся по причине наготы своей в тени природы, человек и хотел бы, чтобы посетил его Бог, и боится Божия посещения. Когда Бог его не посещает, он жалуется, а когда посетит, он этого не признает. Как в Раю Адам был поставлен меж двух древ: жизни и познания - так потомки Адамовы снова поставлены меж двух древ: Бога как Древа Жизни и природы как древа познания. Да будет и ныне, как и тогда, испытана свобода человека, его послушание и его смирение. Да будет искушена мудрость человека. Да будет искушено сердце человека. Да будет искушена воля человека. Ибо, если бы не было искушений, не было бы и свободы.
А не было бы свободы - не было бы и людей как людей, но было бы в мире лишь два вида камней: неподвижные камни и движущиеся камни. Все сии простые и ясные истины, которых души с земным разумом не ведают и не могут ведать из-за помраченности духовного зрения грехом, знала одна простая, но праведная старица, Елисавета. Потому она и не удивилась, зачав в старости своей, а сразу же привела готовое и единственное разумное объяснение своей неожиданной беременности: так сотворил мне Господь во дни сии. А почему? Она еще и не ведает, а по смирению своему и не дерзает помыслить, сколь редкостен и велик будет плод чрева ее. Она не знает о той львиной роли в истории человеческого спасения, кою имеет сыграть ее сын: Пророк, Предтеча и Креститель. И не знает она глубинных смотрений Божиих, просчитанных до конца времен, и не проникает еще в то, как Бог бесшумно изводит эти смотрения чрез рабов и рабынь Своих, бесшумно и неспешно, но беспрепятственно и неудержимо. Ей известна лишь одна скромная и умилительная причина Божия благоволения к ней: так сотворил мне Господь во дни сии, - глаголет она, - в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. Чудо Божие она истолковала как знак Божией милости к себе.
И это правда - но не вся. Если бы она истолковала чудо сие как знак Божией милости ко всему ветхому миру, бывшему неплодным, - тогда она сказала бы все.
До немецко-фашистской оккупации икона предположительно находилась в императорской домовой церкви Гатчинского дворца и, как известно теперь, была вывезена солдатом Хенри Максом Винтербергом и отправлена в Гамбург. Образ в немецкой семье тщательно оберегали и хранили как дорогую реликвию.
Этим объясняется хорошая сохранность. В 2004 году, после смерти Винтерберга, икона перешла по наследству его падчерице Карин Юксток, которая решила вернуть образ в Гатчинский дворец.