18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда: коридор шириной 8-11 км, пробитый вдоль Невы, восстановил прямую сухопутную связь города со страной. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. итальянцев и испанцев, осуществлявших поддержку немецких войск при осаде. Страшные факты о блокаде Ленинграда, как люди погибали от голода, семейные трагедии – все это тщательно скрывалось. В годовщину начала блокады Ленинграда хочется представить несколько малоизвестных фактов, часть которых скрывалась советской пропагандой, часть — стёрлась жерновами времени.
Блокада Ленинграда: как это было
У него в подчинении было до 40 дивизий в том числе и танковые. Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле. Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамвай. Фронт был прорван, и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город, давали приказ отойти с выгодных позиций. Следующий интересный момент Известно, что Кировский завод работал всё время блокады. Второй факт тоже известный — он находился в 3 трёх!!!
Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону про артиллерийские орудия большого калибра я просто молчу. Из района Кировского завода эвакуировали жителей , но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов. По размещённым в Интернете фотографиям мы можем представить масштаб производства танков это крупное и серийное производство. Кроме Кировского завода, работали и остальные заводы Ленинграда, выпуская снаряды и другую военную продукцию. С весны 1942 года в Ленинграде возобновилось движение трамваев … Это лишь маленькая частичка реальности, очень отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками. Теперь немного о физике Одним из вопросов, на который не сможет ответить ни один «историк» является вопрос: где они брали электрическую энергию в нужном количестве? Ибо основной из законов физики гласит, что энергия ниоткуда не берётся и никуда не девается, а в переводе на бытовой язык, это звучит так: сколько энергии произвели, столько и потратили и не больше. Существуют нормативы в человеко-часах и единицах потраченной энергии на производство единицы продукции, пусть это снаряд или танк, и эти нормы немаленькие.
Немного из экономики Исходя из нормативов того времени, определённое количество ресурсов и материалов распределялось между производствами без излишеств, в соответствии с планами и задачами. На основании этого распределения создавались минимальные запасы сырья, материалов, инструментов и готовой продукции на предприятиях, обеспечивавшие бесперебойную работу заводов обычно, на две недели, реже на месяц с постоянным подвозом необходимого по мере добычи или производства и отправкой готовой продукции. В условиях блокады отдельно взятого города не существует таких стратегических запасов топлива, сырья, материальных средств и энергии, способных обеспечить потребность города или хотя бы промышленности больше чем на три месяца. В условиях жёсткой экономии энергии и продовольствия можно растянуть запасы, но для экономии электроэнергии требуется остановить производство — основной потребителя энергии, а этого не произошло. Заводы в Ленинграде не останавливались ни на день. Можно согласиться с предположением, что часть угля для производства энергии взяли у флота, но основной базой флота был Таллин, и он был захвачен. Тепловые электростанции потребляют угля в разы больше, чем любой корабль. Посмотрим, что по этому поводу пишут «историки» и «летописцы»: С особым ожесточением германские пилоты целились в заводы и фабрики Ленинграда, такие, как Кировский, Ижорский, «Электросила», «Большевик».
К тому же на производстве не хватало сырья, инструментов, материалов. В цехах было нестерпимо холодно, и от прикосновений к металлу сводило руки. Многие труженики производства выполняли работу сидя, так как простоять 10-12 часов было невозможно. Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения.
В трудной обстановке осени 1941 года главной задачей трудящихся осаждённого города было снабжение фронта вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов. Факт остаётся фактом: количество произведённой продукции посчитано и озвучено, с фактом не поспоришь. Теперь немного подумаем над тем, что же на самом деле написали историки. Первый вопрос — по способу доставки из осаждённого города действующей армии и большей частью под Москву 713 танков, 3000 орудий, миллиона снарядов и главное— 58 бронепоездов — всё это можно вывезти только по рельсам, и требуется не менее 100 эшелонов.
Они выстояли, выжили, смогли встать на ноги и создать семьи.
Но в памяти каждого из них навсегда остались заиндевевшие стены петербургских квартир, занесенный снегом Невский, очереди за хлебом, тела погибших от голода соседей. Показать больше.
Вдруг он поскользнулся, странно взмахнул руками и сел на панель.
Пульс не бился. Я вернулся к патрулю и сказал, что сейчас умер человек», — писал в своем дневнике один из тех, кому было суждено спастись. По количеству жертв это был один из самых страшных эпизодов Второй мировой войны.
Ужаснее всего было то, что жертвами стали мирные жители, а эпизод растянулся на бесконечные 872 дня. По последним данным, в результате ленинградской катастрофы погибло до миллиона человек, и смерть большинства из них была мучительной. Как жил и выжил второй город Советского Союза — в обзоре Onliner.
Первоначально наступление Heeresgruppe Nord, как и других групп армий, развивалось стремительно. Далее продвижение фон Лееба замедлилось: сказались и ожесточенное сопротивление советских войск на этом фортификационном рубеже, и природные особенности малое количество дорог, обилие лесов, болот, рек и прочих естественных преград. Мобильность танковых соединений немцев существенно снизилась.
Однако в августе Лужский укрепрайон был прорван, далее был взят Новгород 15 августа , а уже 4 сентября Ленинград подвергся первым артиллерийским обстрелам. К этому времени город был уже блокирован финскими войсками с севера, и поэтому именно этот день считается началом блокады «колыбели революции», продолжавшейся в итоге 872 дня. К этому моменту и командованию вермахта, и всему нацистскому руководству стало понятно, что первоначальная локальная задача плана «Барбаросса» по взятию Ленинграда выполнена не будет.
Наступала осень, основной целью все еще являлась Москва, для захвата которой планировалось изъять часть соединений группы армий «Север». Это повлияло и на изменение отношения немцев к роли второго города СССР. Первоначально он оценивался по его военно-стратегическому значению.
В Ленинграде был сосредоточен мощнейший промышленный потенциал, находилось большое количество оборонных заводов, располагалась крупная военно-морская база, оккупация которой и параллельное уничтожение флота должна была фактически сделать Балтийское море внутренним для рейха и его союзников. Захват Ленинграда должен был лишить Советский Союз важного экономического центра. Когда стало ясно, что сделать это не получится, было решено блокировать город и оборонявшую его советскую группировку, а первостепенное значение по крайней мере в голове Гитлера приобрела идеологическая роль Ленинграда как места, где произошла большевистская революция.
В своей переписке со штабом кригсмарине Гитлер прямо сформулировал задачу: полностью изолировать город и его население, пресекать его эвакуацию и планомерно стирать с лица земли с помощью обстрелов и бомбардировок. В директиве начальника штаба военно-морских сил Германии говорилось: «После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса». Сложно сказать, как Гитлер планировал претворять в жизнь этот свой план по тотальному уничтожению Ленинграда и насколько это было выполнимо само по себе.
Несмотря на все обстрелы, город ко дню освобождения не представлял собой выжженную землю, как, например, Сталинград. Физические разрушения были велики, но в основном в пригородах, на линии фронта. Скорее всего, фюрер в очередном своем яростном и беспощадном запале просто не мог трезво оценить масштаб усилий, которые потребуются для полной ликвидации Ленинграда как сущности.
Смертное время На 5 тыс. К моменту фактического начала блокады 8 сентября ленинградцы уже больше месяца жили на продовольственные карточки, но пока нормы отпуска продуктов оставались достаточно высокими. Однако после захвата Шлиссельбурга единственными способами снабжения города оказались воздушный мост и водный путь по Ладожскому озеру.
Начиная с сентября суточные пайки горожан снижались практически каждые две недели. Все жители города были разделены на несколько категорий: рабочие горячих цехов, рабочие и инженерно-технические работники, служащие, иждивенцы, дети до 12 лет. Минимальное довольствие получали служащие, иждивенцы и дети.
На фото ниже этот хлеб — все, что многие тысячи, сотни тысяч ленинградцев могли съесть за целые сутки. Эту страшную зиму 1941—1942 годов назвали «смертным временем». Ощущение постоянного, непрекращающегося, вечного голода стало основным чувством, испытываемым большинством ленинградцев.
Упадок сил, слабость, головокружение, потери сознания заканчивались алиментарной дистрофией — состоянием, из которого деградировавший от недоедания организм уже зачастую физически не мог выйти.
По её мнению, трагедия приобрела характер торжества, а праздничные мероприятия похожи на «танцы на костях». Бигальке также отметила, что в Германии долго замалчивали правду о блокаде Ленинграда, и назвала эту часть истории «одним из самых чудовищных преступлений вермахта».
Вместе с тем она косвенно обвинила власти Ленинграда, а также лично Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина в том, что они якобы могли сделать больше для спасения жителей осаждённого города. Ленинград находился в блокаде с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года — на протяжении 872 дней. От голода, холода и бомбёжек погибли, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона жителей города.
Представленные на сайте Минобороны архивные документы беспристрастно свидетельствуют о том, что делалось всё возможное для прорыва блокады, эвакуации населения и снабжения осаждённого города. Материалы скомпонованы в три раздела. Первый блок посвящён Дороге жизни — единственной военно-стратегической магистрали, проходившей через Ладожское озеро и связывавшей с сентября 1941 года по март 1943-го блокированный Ленинград с тыловыми районами страны.
Именно по этой фронтовой трассе проходила эвакуация населения, оборудования фабрик и заводов, подвозились продовольствие, топливо, вооружение. Раздел открывает постановление Военного совета Ленинградского фронта от 24 ноября 1941 года «О строительстве зимней автомобильной дороги от станции Заборье Северной железной дороги до Кобона, Южный берег Ладожского озера». Сроки устанавливаются сжатые — всего неделя, до 30 ноября.
Однако эта дата исправлена карандашом на 1 декабря. Сдача масштабного проекта сдвинулась всего на один день. Дописано от руки и название дороги: добавлено слово «фронтовая».
Ситуация менялась очень быстро, что и отразилось в документе. А вот слово «военная» из названия дороги вычеркнуто по всему тексту. Эта правка говорит о том, что магистраль строили не только люди в погонах, но и гражданские.
В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога и Кобона до порта Осиновец.
Интересные факты о блокаде ленинграда. Блокадный ленинград - неизвестные факты
Изображение 10 фактов о блокадном Ленинграде, о которых мало кто знает в соцсети TenChat. jurashz Мифы блокадного Ленинграда 27 января прошла 68-я годовщина снятия блокады Ленинграда. Даже после того, как блокада Ленинграда была снята, вражеские отряды осаждали город в течение 6 месяцев.
Страшные воспоминания девочки, выжившей в блокаду в Ленинграде
Осаждённый Ленинград 872 дня боролся за жизнь. Ежедневные бомбардировки и страшный голод не сломили его жителей, город продолжал жить и бороться. Оборона Ленинграда и блокада — урок беспримерного мужества всей стране, всему миру. Ленинград был окончательно освобождён от блокады 27 января 1944 года. Планы нацистов Сразу после начала вторжения в СССР гитлеровское командование объявило, что Ленинград необходимо стереть с лица земли. В конце сентября 1941 года А. Гитлер издал соответствующую директиву, где было сказано буквально следующее: «1. Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли. После разгрома советской армии существование этого города не будет иметь никакого смысла... Предлагается плотно блокировать город и сровнять его с землёй с помощью артиллерии всех калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха.
Если в результате создавшейся в городе обстановки последуют заявления о сдаче города, они должны быть отклонены». Из директивы «О будущем города Петербурга» Население, которое, по мнению А. Гитлера, могло попытаться покинуть город, следовало с помощью оружия загонять обратно в кольцо блокады. По планам нацистов, Ленинград должен был погибнуть. Начало блокады До войны Ленинград был крупнейшим центром советской промышленности, средоточием культурных ценностей. В политическом смысле город считался «колыбелью революции». Все эти факторы предопределяли гитлеровский план первоочередного захвата Северной столицы. Финская армия должна была помочь немцам взять Ленинград и соединиться с войсками вермахта группой армий «Север» у Финского залива и восточнее Ладожского озера. После того как группа армий «Север» вышла к Пскову, наступление на Карельском перешейке начали финские дивизии.
С конца сентября 1941 года, отмечают историки, горожане стали ждать скорого снятия блокады. Никто в городе не мог поверить, что она продлится долго. Эту веру укрепляли первые попытки деблокады Ленинграда, предпринятые в сентябре-октябре 1941 года, позднее — успех Красной Армии под Москвой, после которого ленинградцы ждали, что вслед за столицей гитлеровцы будут отброшены и от города на Неве. Фронт стабилизировался: кто победил? Фронт под Ленинградом стабилизировался 12 сентября.
Немецкое наступление было остановлено, однако гитлеровское командование продолжало настаивать на том, чтобы кольцо блокады вокруг города сжималось теснее, и требовало от союзников-финнов выполнения условий плана "Барбаросса". Он предполагал, что финские части, обогнув Ладожское озеро с севера, встретятся с группой армий "Север" в районе реки Свирь и тем самым замкнут второе кольцо вокруг Ленинграда.
Революции, смена государственного строя, возврат центра управления страной в Москву отразились в переименованиях города на Неве в Петроград, затем в Ленинград, но сохранился его статус важнейшего политического, промышленного, научного, культурного и транспортного центра. К концу 1930-х годов «северная столица» насчитывала более 3 миллионов жителей, а расположенные здесь предприятия являлись существенной составляющей оборонно-промышленного потенциала СССР. Но наличие госграницы всего лишь в 30-35 километрах от Ленинграда представляло собой проблему безопасности стратегического значения. Попытки обеспечить перенос советско-финляндской границы дальше от города путем переговоров были довольно активными, но не принесли успеха. По итогам военного конфликта с Финляндией в 1939-1940 гг. Нехватка транспорта, задействованного для обеспечения боевых действий, перебои с топливом и продовольственным снабжением имели место, но оказались преодолены и дали нужный опыт многим городским руководителям. А даже частичные военно-мобилизационные мероприятия светомаскировка, передача части школ под военные госпитали сделали ленинградцев более подготовленными к грядущей большой войне.
В составе Ленинградского военного округа после советско-финляндской войны оставались штабы трех армий 7-й, 14-й и 23-й. Но их численный состав и ударную мощь, основанную на современной военной технике, к тому времени уже существенно сократили в пользу западных приграничных округов. Флот располагал внушительными силами авиации и противовоздушной обороны. Начало войны июнь-сентябрь 1941 года Германский план «Барбаросса», разработанный для войны с Советским Союзом, прямо указывал на Ленинград в качестве одного из трех главных направлений ударов. На этом направлении должна была действовать группа армий «Север» под командованием генерал-фельдмаршала В. В ее составе с начала войны значились 16-я и 18-я армии, 4-я танковая группа, а в качестве поддержки этим силам отряжался 1-й воздушный флот. По итогам приграничного сражения группе армий «Север» удалось рассечь надвое советский Северо-Западный фронт и уже 9 июля взять Псков. Советское руководство, осознав непосредственную угрозу Ленинграду, еще с начала июля направило силы на возведение укрепленных линий на рубежах вокруг города, общая протяженность которых составила около 900 километров.
Закончилась страшная страница истории, продолжавшаяся 872 дня — на протяжении всего этого времени в Ленинграде от голода, холода и болезней гибли люди — число потерь от блокады и по разным источникам составляет от 600 тысяч до 2 миллионов человек. Истории бывших блокадников, а также описания "блокадных квартир" — дома стояли с выбитыми окнами, паркета на полу не было его весь сожгли в печах , а комнаты до самого потолка были чёрными от копоти — электричества в городе толком не было, и люди освещали квартиры самодельными "коптилками", сделанными из консервных банок, оставляют гнетущее ощущение о нечеловечески условия, в которых жили ленинградцы по вине немецких захватчиков. Максим Мирович в своем блоге признается , что, изучая материалы о блокаде, он всегда думал — а нельзя ли было хоть как-то уменьшить количество жертв, сделать что-то иначе, как-то помочь людям? И чем больше он узнавал, тем больше неудобных вопросов у него появлялось. Официальная советская версия о блокаде города Ленинграда рассказывает примерно следующее — город был взят в полное кольцо окружения с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. На момент сентября 1941 года в окружённом городе оставалось 2 миллиона 887 тысяч жителей. Далее официальная советская историография утверждает, что в ходе эвакуации 1941-43 годов из города было вывезено до 1 миллиона человек — тогда непонятно, откуда берётся цифра в 2 миллиона погибших в ходе блокады, которую называют некоторые исследователи. Для минимального снабжения города припасами существовала единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, под названием "дорога жизни". В летнее время снабжение проходило по воде, зимой — автомобильным и гужевым способом. По "дороге жизни" в город доставлялось минимальное количество продовольствия, которого всё равно не хватало на всех жителей города — "блокадный" карточный паёк составлял всего 125 грамм хлеба в день. Военные предприятия в блокадном Ленинграде продолжили свою работу — что интересно, сотни танков, бронемашин, десятки бронепоездов и миллионы снарядов, которые были выпущены в городе во время блокады — спокойно покинули пределы города. Собственно, вот это в кратком пересказе и есть вся история блокады Ленинграда, о которой рассказывалось в советских книжках. Первый и главный вопрос, который возникает после изучения фактов,— а почему, собственно, не эвакуировали тех, кто не был занят на военных производствах?
20 фактов о блокаде Ленинграда
Многие прибывшие вместе с ними ленинградцы умирали с куском хлеба во рту: после голода нельзя было есть много. А брат, никогда не просивший поесть в Ленинграде, в тот день умолял: «Мамочка, хлебца! Позже в мирное время Александра Филипповна говорила дочери: «В жизни нет ничего страшнее, чем когда твой ребенок просит есть, и не лакомства, а хлеба, но его нет…» Выбравшись из блокадного города, семья попала в госпиталь, заново учились ходить «по стеночкам». Позже эвакуированные попали в Кировскую область.
У Акулины Ивановны, хозяйки дома, где они жили, муж и дочка были на фронте: — Бывало, испечет круглый хлеб, режет его ножом-полусерпом, наливает козье молоко, а сама на нас смотрит и плачет, такие мы худые. Был случай, когда только чудом Рудольф не погиб — его затянуло в механизм сельхозмашины. За давностью лет ее точное название Элеонора Васильевна не помнит.
Зато в памяти осталась кличка коня, за которым она помогала ухаживать, когда семья перебралась в Карелию на лесозаготовки, — Трактор. В 12—13 лет она уже помогала матери, трудившейся в колхозе. А в 17 лет вышла замуж и родила дочку.
Но замужество оказалось большой бедой, что заранее чувствовала и ее мать. Помучавшись несколько лет, Элеонора развелась. В Молодечно ее позвала подруга, уехали вместе с маленькой дочкой Светой.
Ее будущий муж, Анатолий Петрович Хаткевич, работал тогда начальником гаража, познакомились на работе. Муж рассказывал: «Лежит дохлый конь, рядом вода в луже, и из нее пьют…» В день освобождения с одной стороны отходили немцы, с другой — шли наши. Одна мать узнала сына среди подходивших советских солдат, крикнула: «Сынок!..
Сошлись Анатолий и Элеонора не сразу — на некоторое время бывшая ленинградка уехала к брату на целину. Но вернулась, и на Новый год пара расписалась. Впереди ждало непростое испытание — любимая дочка Леночка в 16 лет умерла от рака мозга.
Прощаясь, Элеонора Васильевна обняла меня как родную — мы ровесницы с ее внучкой: — На второй день после похорон мужа к нам на балкон прилетели два голубя.
Из-за грубости собственных офицеров и скудного питания бойцы "Голубой дивизии" нередко переходили на сторону советской армии, отмечают историки. В зимний период 1941-1942 гг.
Через "Дорогу жизни" было эвакуировано 550 тыс ленинградцев. В январе 1943 года советские солдаты впервые прорвали блокаду оккупантов, и на освобожденном участке была построена железная дорога, которую назвали "Дорогой Победы". На одном участке "Дорога Победы" вплотную подходила к вражеским территориям, и поезда не всегда доходили до назначения.
Этот отрезок военные называли "Проулком смерти". Суровая зима Первая зима блокадного Ленинграда была самой суровой, которую видели жители. С декабря по май включительно в Ленинграде держалась средняя температура воздуха 18 градусов ниже нуля, минимальная отметка фиксировалась на 31 градусе.
Снег в городе порой достигал 52 см. В таких суровых условиях жители города согревались любыми способами. Дома отапливались печами-буржуйками, в качестве топлива использовалось все, что горело: книги, картины, мебель.
Центральное отопление в городе не работало, были отключены канализация и водопровод, прекратилась работа на заводах и фабриках. Кошки-герои В современном Санкт-Петербурге поставлен небольшой памятник кошке, мало кто знает, но этот памятник посвящен героям, которые дважды спасли жителей Ленинграда от голодной смерти. Первое спасение пришлось на первый год блокады.
Голодные жители съели всех домашних животных, в том числе и кошек, что спасло их от голодной смерти.
Паре 23-тонных немецких «Голиафов», каждый из которых был защищен 30-60-миллиметровым «панцирем» и оснащен орудием калибром 50 мм, противостоял наш «Давид» весом около 7 тонн и толщиной брони максимум 20-25 мм, вооруженный скорострельной пушкой ШВАК калибром всего лишь 20 мм. Однако советский танк отличался очень хорошей маневренностью. Этим и воспользовался командир «шестидесятки» лейтенант Дмитрий Осатюк.
Его «малютка» с бортовым номером «164» на подступах к Синявинским высотам поддерживала наступающую пехотную часть, когда из леса со стороны противника вдруг выползли несколько танков, явно намеревавшихся ударить во фланг красноармейцам. Вступить в орудийную дуэль с ними было равносильно самоубийству: слишком разные весовые категории, 20-мм снарядики Т-60 будут просто отскакивать от чужой брони. Отойти назад? Но тогда пехотинцы останутся вообще без помощи.
Осатюк принял решение отвлечь внимание врага на себя. Еще во время подготовки перед прибытием на фронт лейтенант упорно тренировал на полигоне механика-водителя старшину Ивана Макаренкова экипаж Т-60 состоял всего из двух человек. Лейтенант хотел добиться, чтобы танк буквально «танцевал», совершая неожиданные резкие повороты, ускорения, замедления. Эти навыки, теперь могли помочь.
Увидев столь легкую добычу немецкие танкисты «клюнули» на приманку. Они не сомневались, что для уничтожения такой «коробочки» хватит одного удачного выстрела. Юркий Т-60 повернул и изобразил отступление. Т-III пополз за ним, прекратив прежнюю атаку на пехоту.
Немцы выстрелили один раз, второй, третий… Русская «мелюзга» крутилась перед ними, дразнила, ловко уворачиваясь от попаданий. Осатюк даже умудрялся огрызаться, посылая снаряды в район смотровых щелей неприятельской машины. Увлекшись охотой на «шестидесятку» гитлеровцы практически перестали контролировать окружающую обстановку. В какой-то момент их танк развернулся бортом к соседней роще, где скрывалась наша артиллерийская батарея.
Два снаряда ее орудий попали в моторное отделение, внутри «трешки» грохнул сильный взрыв... Таким же образом экипаж «сто шестьдесят четвертого», устроив «танцы» перед вторым T-III, заманил и его под огонь наших артиллеристов. Снаряд угодил «немцу» под башню, а вслед за тем у него «полетела» трансмиссия. В результате неприятельский экипаж вынужден был покинуть свою «крепость на гусеницах».
И кроме монументальных памятников о ней напоминает много малозаметных и не всегда известных знаков. Та же прерывающаяся нумерация домов, например. Самое очевидное, порой, и остаётся незаметным. Мы, к сожалению, редко смотрим вокруг так, чтобы наш взгляд был оценочным. Несмотря на то, что город жил в условиях военного времени, он жил и своей повседневной обычной жизнью. Люди ходили в школу и на работу, получали пособия, отоваривали продовольственные карточки.
Что мы еще не знаем о блокаде Ленинграда
75 годовщина полного окончания блокады Ленинграда начала отмечаться в России задолго до самой исторической даты – 27 января. В «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина собраны воспоминания очевидцев, переживших блокаду Ленинграда, и самих авторов, ставших участниками тех событий. В этой небольшой статье он привёл несколько фактов, которые вдребезги разбивают существующую легенду о блокаде Ленинграда. несмываемый позор Советской власти, у которой на совести эти жертвы должны быть не в меньшей степени, чем у гитлеровцев. «После прорыва блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года». В «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина собраны воспоминания очевидцев, переживших блокаду Ленинграда, и самих авторов, ставших участниками тех событий.
О лжи и мифах вокруг блокады Ленинграда и Великой Отечественной
27 января 2024 исполняется 80 лет. День снятия блокады с Ленинграда: какого числа, как это было. Блокада Ленинграда — крупнейшая городская трагедия времен Второй мировой войны, сравнимая (как эпизод продолжительностью 872 дня) лишь с деятельностью концлагеря Аушвиц-Биркенау. Блокада Ленинграда — крупнейшая городская трагедия времен Второй мировой войны, сравнимая (как эпизод продолжительностью 872 дня) лишь с деятельностью концлагеря Аушвиц-Биркенау. Смертность от газовой гангрены в блокадном Ленинграде была сокращена в два раза. умирающий город" - главный стереотип представлений о блокаде.