Председатель ГД также отметил, что Юрий Бондарев отстаивал свою гражданскую позицию и был эталоном нравственности для многих поколений читателей. Сегодня исполняется 9 дней, как от нас ушёл выдающийся русский и советский писатель, Герой Социалистического Труда Юрий Васильевич Бондарев.
«Мне посчастливилось не лгать…»
Юрий Бондарев снова стал курсантом, на этот раз Чкаловского артиллерийского зенитного к этому моменту у него оставалось прежнее, фронтовое: гвардии старший сержант. Юрий Бондарев — писатель-фронтовик, творчество которого стоит в одном ряду с произведениями Василя Быкова, Григория Бакланова, Виктора Курочкина. На 97-м году жизни в Москве скончался русский советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев. Советский писатель и сценарист, общественный деятель Юрий Бондарев скончался в Москве в возрасте 96 лет. Юрий Бондарев относится к числу немногих писателей «счастливого соединения имени и таланта, таланта и славы, заслуженной книгами». С грустью узнала, что не дожил до 75-й годовщины Победы фронтовик, писатель Юрий Васильевич Бондарев.
Юрий Бондарев: «Самое главное – не предать»
Грустно или радостно? Для меня в этот день оба чувства неотделимы, но главный аккорд, который слышит вся планета: "Мы победили! Рассуждая об исторической памяти, Бондарев отметил, что видит попытки перечеркнуть уроки войны. Он также указал на опасность разрыва поколений. Подчеркнул, что люди не только "заблудились" в событиях военных лет, но и утратили живую нить, которая связывала их с победой дедов. По его словам, новой объединяющей силой стала акция "Бессмертный полк".
Сценарии Бондарев создал для фильмов "Горячий снег", "Батальоны просят огня" и киноэпопеи "Освобождение". За основу последних двух произведений взята подлинная история красноармейца Свинина Василия Афанасьевича, служившего в полку артиллерии НКВД, который один остался в живых из личного состава этого подразделения. О подвиге Свинина писала еще в 1944 году "Красная Звезда". Юрий Бондарев не испытывал проблем с публикацией своих произведений, чем немногие советские писатели могли похвалиться. Было бы упрощением считать, что дело только в священной военной теме. Проза Юрия Бондарева очень далека от понятия "батальный жанр", сводящего бои к приключениям и охотно тиражируемого для юношества. Юрий Васильевич писал пронзительные, правдивые и страшные вещи. Фильм по роману "Горячий снег". Фото: ok. Это была беседа молодого коллеги с классиком в честь 95-летия Юрия Васильевича. Сейчас она превратилась в некролог. В этом материале Шаргунов рассмотрел главные свойства литературного наследия выдающегося писателя: "Проза Бондарева обстоятельна, выразительна, мелодична, полна красок, внимания к тонким движениям тела и души. С самых первых его вещей — это классическая литература. Пожалуй, главное для фронтовой бондаревской прозы — взятое из пережитого повторение древнего сюжета сражения при Фермопилах: не постояв за ценой, выстоять. Или проиграть, но жизнью пожертвовать". Шаргунов напоминает сюжеты самых известных военных романов и повестей Бондарева. Они все построены не только на противостоянии советских войск захватчикам. Но и на более глубинных проблемах, на том, что в литературе и называется "конфликтом". В относительно ранней, созданной в 1957 году повести "Батальоны просят огня", подразделение, предназначенное "отвлечь противника", остается без огневой поддержки своих, отчего к финалу из нескольких сот человек выживают пятеро. Капитан Ермаков прямо обвиняет в гибели товарищей командира дивизии Иверзева, хотя и боится наказания за эту дерзкую правду. Командир тоже оказывается фигурой не одномерной и не лубочной — он лично ведёт солдат в лобовую атаку и после ранения находит в себе силы освободить капитана-правдоруба из-под ареста. Окруженные, обреченные на смерть боевые части у Бондарева появляются во многих культовых вещах: в повести "Последние залпы", романах "Тишина", "Горячий снег" и "Выбор", где герою приходится даже застрелить своего командира. А в "Тишине" военный конфликт продолжается спустя много лет с такой же безнадежной диспозицией: в мирное время главный герой оклеветан, его отец арестован, а мерзавец, чья преступная натура проявилась еще на фронте, вполне благополучен. Все это — не "плакатная" война, а "окопная правда", на которую, по большому счету, имеют право лишь те, кто сам прошел окопы.
В 2014 г. Юрий поддержал присоединение Крыма — это событие он оценил как один из первых этапов возрождения России. Однако Бондарев говорил, что для того, чтобы наша страна вновь обрела статус сверхдержавы, нужно изменить практически всё. Молодёжь он считал потерянной, так как она всё чаще начинала смотреть на Запад. Русский язык перестал быть высоким достоянием народа и сильно упростился. Также он писал о тенденциях в современном обществе: о падении нравственности, «золотом тельце», безразличии людей по отношению друг другу и т. Несмотря на это, Бондарев верил в возрождение России, пусть и нескорое, потому что истинно любил свою Родину и хотел, чтобы в будущем она процветала. Раз женившись, Юрий Васильевич прожил в любви и согласии с Валентиной Никитичной более 60 лет. Вместе справлялись с трудностями, вместе радовались успехам. Воспитали дочерей. Одна из дочерей, Екатерина, с детства впитавшая увлечение отца живописью, унаследовала его талант, сделала хобби отца делом своей жизни. Смерть наступила внезапно, ушел тихо во сне — 29 марта 2020 г. Его душераздирающие литературные произведения не только получили известность за рубежом, но и стали основой для многих популярных на сегодняшний день фильмов о войне. Помимо множества литературных премий, Бондарев был награждён 2-мя орденами Ленина, орденом Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени, а также был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Насыщенная на различные события, трагичные и счастливые, жизнь Юрия Бондарева должна для многих стать примером. И не только из-за смелости и отваги юного курсанта во время войны, но и за его храбрость и несгибаемость после неё.
О смерти писателя стало известно от его супруги, сообщает ТАСС. Валентина Бондарева — его жена — комментирует трагедию: «Юрия Васильевича не стало сегодня днем. Это произошло дома. Сейчас здесь вся семья». Первое время семья жила на Урале, после перебралась в Среднюю Азию. К семи годам Юрия они вернулись в столицу, где мальчик учился и окончил среднюю школу. Когда началась Вторая мировая война, семью экстренно эвакуировали в Казахстан. Но юноша не захотел оставлять родину в опасности. Писатель-фронтовик прошел всю войну с 1941 по 1945 года. Домой вернулся уже в звании младшего лейтенанта.
Последний писатель-фронтовик. Не стало Юрия Бондарева
Лучшие и новые книги 2024 автора: Бондарев Юрий Васильевич в интернет-магазине Лабиринт. ↑ Писатель Юрий Бондарев отмечает 95-летний юбилей (неопр.). Сегодня отмечается 100-летие со дня рождения Юрия Бондарева, чье имя стоит особняком в числе авторов, писавших о Великой Отечественной войне.
Ушел из жизни писатель Юрий Бондарев
Хорошо ли мы представляем себе, что именно собрались перестраивать? Сегодня в Москве простились с легендарным писателем-фронтовиком Юрием Бондаревым, которому принадлежат знаменитые романы «Батальоны просят огня» и «Горячий снег». Юрий Бондарев снова стал курсантом, на этот раз Чкаловского артиллерийского зенитного к этому моменту у него оставалось прежнее, фронтовое: гвардии старший сержант. Кончина писателя-фронтовика Юрия Бондарева символизирует уход целого поколения, сказал РИА Новости первый зампред комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов.
БиблиоПрофи
Или проиграть, но жизнью пожертвовать". Шаргунов напоминает сюжеты самых известных военных романов и повестей Бондарева. Они все построены не только на противостоянии советских войск захватчикам. Но и на более глубинных проблемах, на том, что в литературе и называется "конфликтом". В относительно ранней, созданной в 1957 году повести "Батальоны просят огня", подразделение, предназначенное "отвлечь противника", остается без огневой поддержки своих, отчего к финалу из нескольких сот человек выживают пятеро. Капитан Ермаков прямо обвиняет в гибели товарищей командира дивизии Иверзева, хотя и боится наказания за эту дерзкую правду. Командир тоже оказывается фигурой не одномерной и не лубочной — он лично ведёт солдат в лобовую атаку и после ранения находит в себе силы освободить капитана-правдоруба из-под ареста. Окруженные, обреченные на смерть боевые части у Бондарева появляются во многих культовых вещах: в повести "Последние залпы", романах "Тишина", "Горячий снег" и "Выбор", где герою приходится даже застрелить своего командира.
А в "Тишине" военный конфликт продолжается спустя много лет с такой же безнадежной диспозицией: в мирное время главный герой оклеветан, его отец арестован, а мерзавец, чья преступная натура проявилась еще на фронте, вполне благополучен. Все это — не "плакатная" война, а "окопная правда", на которую, по большому счету, имеют право лишь те, кто сам прошел окопы. При этом Шаргунов особо отмечает деликатность писателя, избегающего смакования кровавых подробностей: "Он сумел показать ужас войны точно и выпукло, но уклоняясь от натурализма, быть может, так щадя память павших". Книги Юрия Бондарева. Никогда ни в одном его романе не проскальзывают ноты обвинения в адрес государства, советской власти, что, не секрет, позволяли себе многие писатели-фронтовики, взять хотя бы Виктора Некрасова, тоже воевавшего под Сталинградом. Но, несмотря на эту разницу во взглядах, Бондарев называл Некрасова наиболее близким себе по духу из писателей-фронтовиков. В интерпретации Бондарева за личную непорядочность несет ответственность только сам человек, а не государство и не "линия партии".
В повести "Родственники" Юрий Васильевич затронул кошмар Советского государства — брат написал донос на сестру. Но вместе с тем он вывел в книге "Горячий снег" образ Сталина как мудрого полководца, выдающегося стратега, несмотря на то, что этот роман писался и выходил в свет уже после разоблачения "культа личности". Диссидентства Юрий Бондарев на дух не выносил. В 1973 году он был среди тех советских писателей, кто подписал открытое письмо в редакцию газеты "Правда" с осуждением "антисоветских действий и выступлений А. Солженицына и А. Документ вышел в газете 31 августа. В нем говорилось: "Прочитав опубликованное в вашей газете письмо членов Академии наук СССР относительно поведения академика Сахарова, порочащего честь и достоинство советского учёного, мы считаем своим долгом выразить полное согласие с позицией авторов письма.
Советские писатели всегда вместе со своим народом и Коммунистической партией боролись за высокие идеалы коммунизма, за мир и дружбу между народами. Эта борьба — веление сердца всей художественной интеллигенции нашей страны.
В боях за Житомир. Две медали "За отвагу", с 1944 года член ВКП б. После войны занялся литературой. Проза Бондарева - это великая проза. Юрий Бондарев никогда не терял выправки боевого лейтенанта в сочетании с манерами московского интеллигента. Правда о войне - это ведь не только боевые действия.
Для Бондарева это простая человеческая порядочность в экстремальных условиях. Например, отсутствие пошлости и грубости - невозможность молодому офицеру тыкать пожилому солдату. Все это имело для Бондарева огромную цену. Вопросы нравственности всегда были для него важнее даже правды войны.
В этом была какая-то открытость души, доброта, которые Бондарев в нем чрезвычайно ценил. С Владимиром Михайловичем Крепсом разговоры касались в основном кино. В начале 1960-х Юрий Васильевич был главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии «Мосфильм». Крепс работал в этом объединении, был редактором кинофильма «Тишина» по роману Бондарева.
На «Мосфильме» раз в неделю показывали западные фильмы, которые не шли в широком прокате, и киноработники смогли познакомиться со всем итальянским неореализмом, авангардизмом, с фильмами Антониони, Феллини и лучшими лентами, снятыми в Голливуде. Для обсуждения фильмов лучшего собеседника, чем Владимир Михайлович, трудно было себе представить. Его юмор, блестящее знание мирового кинематографа делали такие разговоры не только полезными, но и необычайно занимательными. Еще одним соседом Бондарева был Михаил Ильич Ромм. Блестящий кинорежиссер и сценарист, автор таких шедевров мирового кинематографа, как «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918», «Обыкновенный фашизм» и «Девять дней одного года», к тому же учитель Г. Чухрая, Т. Абуладзе, В. Шукшина, А.
Митты, А. Тарковского, Н. Михалкова, С. Соловьева, Михаил Ромм был ярким выдающимся человеком, к которому все понимающие кино люди относились с громадным уважением. Близко познакомились они на студии «Мосфильм», где был принят к постановке фильм «49 дней» по совместному сценарию Бондарева, Тендрякова и Бакланова. Фильм рассказывал о том, как баржу с четырьмя молодыми солдатами унесло в открытое море. Семь недель практически без еды и питья они дрейфовали на ней, пока их не заметили американские летчики. Ромму понравился сценарий, ему захотелось принять участие в этой работе, и ом стал редактором фильма.
Сценаристы много и подолгу встречались с Михаилом Ильичем, человеком серьезным, глубоким и умным. С другим своим соседом Геннадием Фишем, литератором и переводчиком, Юрий Васильевич общался много и запросто. Его участок был вблизи, поэтому тот неизменно подходил к забору во время строительства дачи и одобрял ход реконструкции. Фиш был известен прекрасными очерками о скандинавских странах. Когда Юрий Васильевич собирался ехать по приглашению в Скандинавию, он проштудировал книги Фиша и был полностью подготовлен к командировке. С Александром Котовым Бондарев пытался разобраться в общности и различиях таких творческих областей как литература и шахматы. Ему было сверхинтересно столкнуться с представителем совсем другого умственного труда, ибо он считал, что в шахматах больше прагматизма, точности, они ближе к математике, технике, чем литература, хотя допускал наличие вдохновения и в шахматной игре. Произведения Юрия Бондарева много и часто печатались и печатаются за границей.
В 1950-е годы он только один раз был за рубежом, но в последующие тридцать лет такие поездки стали регулярными. Приглашали издательские дома, коллеги-писатели, на международные конференции, симпозиумы, даже на собрания отдельных писательских организаций. Приглашали университеты и колледжи на встречи со студентами и преподавателями, в пятидесятые и шестидесятые годы сверхпопулярны были международные дискуссии писателей. Нужно было не только приезжать, но и обязательно выступать перед своими коллегами. В те времена советская литература была в большом почете за рубежом. Произведения Юрия Бондарева переведены на 85 языков народов мира. Эти поездки не только пропагандировали советскую литературу, они дали возможность Бондареву встречаться и разговаривать с самыми крупными американскими и европейскими писателями того времени, многими лауреатами Нобелевской и Пулитцеровской премий. Юрий Васильевич с большой теплотой вспоминает эти встречи.
У Джона Стейнбека он был дома. Его очерки, объединенные в книгу «Русский дневник», с юмором описывали его встречи с простыми людьми, были лишены идеологического привкуса, столь горького во времена холодной войны. Жена запрещала Стейнбеку выпивать даже при гостях, а тот был большим любителем этого занятия. Когда Стейнбек пригласил Бондарева к себе, то усадил его рядом с собой и произнес со смешным акцентом: — Юрий! Далее застолье превратилось в своеобразную игру. Стейнбек внимательно следил за передвижениями жены по дому, и как только она отвлекалась, жестом показывал Бондареву на свой бокал и бутылку. Тот, старый солдат, не мог ему отказать и подливал. Джон быстро забрасывал содержимое в рот и после этого разговаривал с независимым видом.
Диалог о судьбах литературы в наших странах продолжался. В 1963 году Стейнбек приезжал вторично в Советский Союз. К сожалению, Бондарева тогда в Москве не было. На многочисленных встречах с советскими деятелями культуры лауреат Нобелевской премии поддерживал войну США во Вьетнаме. В знак дружбы Стейнбеку приходилось пить бесчисленные мировые, что не лучшим образом отразилось на его здоровье. Последний был не только очень хорошим писателем, у него был безукоризненный вкус архитектора. Он с гордостью показывал свое имение: жилые комнаты, библиотеку, круглую комнату для курения, бассейн, комнату, в которой работали его помощники, собиравшие материалы для его биографических книг. Но встреча с Эрнестом Хемингуэем, к сожалению, не состоялась.
И только «крылатые слова» о том, что нельзя поднимать самолет в воздух, не зная места его приземления, на ХIХ партийной конференции в том же 1986 году разлетелись по всей стране, поскольку кто только «на них не топтался», начиная от его коллег по писательскому цеху и заканчивая центральным телевидением. Шутка ли — вздумал критиковать Горбачева, перестройку и критику всего советского! В 1994 год Юрий Бондарев публично отказался принять орден Дружбы по случаю своего 70-летия от Бориса Ельцина , отправив на его имя телеграмму: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны". Путину от относился с уважением, особенно после 2014 года.
Остается лишь добавить, что журнал «Смена» кое-что значил в творческой судьбе Юрия Бондарева — один из самых первых его рассказов был опубликован в «Смене». Царствие ему небесное и вечная память!
Юрий Бондарев: командир батареи
Свой выбор сделал Бондарев и в 1994-м, когда президент новой России Борис Ельцин наградил его к 70-летию орденом Дружбы народов. Юбиляр публично отказался от награды. Отправил в Кремль Ельцину телеграмму: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны». Умер наш последний писатель-фронтовик в марте 2020-го. На 97-м году жизни. И до последнего говорил: «Меня держит на земле литература! И ты должен быть счастлив, что она тебе дана.
Эта обжигающая секунда. Именно секунда - говорю с высоты прожитого. Настоящее проявляется в поступках. Можно сколько угодно рассуждать на тему патриотизма, а можно делать что-то конкретное для своей страны. Нельзя предаваться унынию. Больше оптимизма!
Обязательно ставить высокие цели и стремиться к их достижению. Все простить невозможно. И, наверное, не нужно. Ему было семь лет, когда семья перебралась в Москву. Отец Василий Васильевич, юрист, следователь, в 1949-м по ложному доносу получил восемь лет лагерей. Вернулся больным туберкулезом.
Мама Клавдия Иосифовна - домохозяйка. Будущая жена писателя Валентина Никитична жила в Москве на соседней улице, училась вместе с младшей сестрой Бондарева.
С 1991 по 1994 годы Бондарев возглавлял Союз писателей России. В 1994 году отказался принять орден Дружбы народов от Бориса Ельцина по случаю своего 70-летия. Юрий Васильевич был большим другом нашей редакции, нам будет его очень не хватать.
Вопросы нравственности всегда были для него важнее даже правды войны. Для него было важно верить, что "любовь сильнее ненависти", а интеллигентный человек и под пулями и снарядами не изменится и останется интеллигентом. Это и есть основа всех произведений Бондарева, самого главного писателя "лейтенантской" прозы. Стал Героем Социалистического Труда, Бондарев — кавалер двух орденов Ленина, да и многих других наград не счесть. Мы помним его по экранизированным повестям "Батальоны просят огня", "Горячий снег", "Тишина", "Берег" и многим другим произведениям. Бондарев был одним из авторов сценария киноэпопеи о Великой Отечественной войне "Освобождение". Это образ его капитана Цветаева из "Батальоны просят огня" воплотил в фильме Николай Олялин. Командир батареи капитан Цветаев в "Освобождении" — сильнейший образ в кино. А по-сути, это сам Бондарев — тоже капитан, тоже командир батареи.
И тоже — две медали "За отвагу" Перестройку Бондарев не принял.
В 1951 году окончил Литинститут имени Горького, начал печататься в 1949 году. Первый сборник рассказов "На большой реке" вышел в 1953 году. Автор рассказов сборник "Поздним вечером", 1962 , повестей "Юность командиров" 1956 , "Батальоны просят огня" 1957 , "Последние залпы" 1959 , "Родственники" 1969 , романов "Горячий снег" 1969 , "Тишина" 1962 , "Двое" 1964 , "Берег" 1975.
Автор сценария снятого по роману фильма "Горячий снег" 1972 , один из авторов сценария кино-эпопеи "Освобождение" 1970 и фильма "Батальоны просят огня". С 1963 года являлся членом Союза кинематографистов.
Дочь писателя-фронтовика Юрия Бондарева сообщила ФАН подробности его смерти
ВЗГЛЯД / Умер писатель-фронтовик Юрий Бондарев :: Новости дня | О таких, как писатель Юрий Бондарев, тупились затем перья графоманов и лже-историков, потому что достичь литературных и нравственных высот им, даже с их пронырливостью и мощнейшей поддержкой кураторами нового мирового порядка, не получалось. |
К 100-летию со дня рождения писателя Юрия Бондарева - «Мне посчастливилось не лгать…» | Интерфакс: Писатель-фронтовик Юрий Бондарев скончался в воскресенье в Москве на 97-м году жизни, сообщил "Интерфаксу" председатель правления Союза писателей России Николай Иванов. |
Скончался Юрий Бондарев | Юрий Васильевич Бондарев – старейший советский писатель. |
Скончался писатель Юрий Бондарев | В Москве на 97-м году жизни умер великий русский прозаик Юрий Бондарев — основоположник легендарной «лейтенантской прозы», сценарист столь же легендарной эпопеи «Освобождение» (1969–1972). |
Умер писатель Юрий Бондарев
Церемония прощания с писателем Юрием Бондаревым, последним классиком советской фронтовой прозы, проходила в ритуальном зале Центральной клинической больницы на улице Маршала Тимошенко. Юрий Бондарев был членом Союза писателей СССР и занимал должности в правлении СП СССР и СП РСФСР. Юрий Бондарев — писатель-фронтовик, творчество которого стоит в одном ряду с произведениями Василя Быкова, Григория Бакланова, Виктора Курочкина. Юрий Бондарев был членом Союза писателей СССР и занимал должности в правлении СП СССР и СП РСФСР. Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской губернии (ныне Оренбургская область). Для перечисленных писателей и для новых, которые непременно будут создавать художественную летопись СВО, примером является фронтовая проза Юрия Васильевича Бондарева.
Умер Юрий Бондарев — последний советский классик
Сегодня отмечается 100-летие со дня рождения Юрия Бондарева, чье имя стоит особняком в числе авторов, писавших о Великой Отечественной войне. Фото: РИА Новости. На 97-м году жизни в Москве скончался русский советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев. С грустью узнала, что не дожил до 75-й годовщины Победы фронтовик, писатель Юрий Васильевич Бондарев. Боевой офицер Юрий Бондарев, как никто другой из писателей конца ХХ века чувствовал красоту и силу художественного слова.
Горячий век Юрия Бондарева
А для нас сегодня? Вопросы нравственности всегда были для него важнее "правды о войне". Может быть, это и есть главное завещание Юрия Бондарева? Как никто из советских писателей Бондарев вносил в военную прозу "интеллигентскую" ноту Как никто из писателей Бондарев вносил в военную прозу вот эту "интеллигентскую" ноту.
Порядочность важна везде. Не только в мирной жизни, но и на фронте. И, возможно, на фронте она еще важнее, чем в мирной жизни.
Быть порядочным, по нему, "это значит уметь быть сдержанным, уметь слушать собеседника, не переступать границы гнева, а именно - уметь владеть собой, не опоздать прийти на зов о помощи в чужой беде, уметь быть благодарным". Такие простые слова, как они важны для нас сегодня... Прощайте, Юрий Васильевич!
Вечная Вам память! Прямая речь Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям: - Обидно, до слез обидно, что Юрий Васильевич не дожил до юбилея Великой Победы. Мы благодарны ему за то, что события Великой Отечественной войны предстали перед нами его глазами, глазами простого командира артиллерийского расчета.
В боях за Житомир получил второе ранение и был направлен в госпиталь в Киевской области. Выйдя из госпиталя в январе 1944 года, старший сержант Бондарев воевал в рядах 121-й краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре того же года Бондарев был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии.
Здесь он встретил День Победы. Окончив училище в декабре 1945 года, младший лейтенант Бондарев был демобилизован по ранениям и вернулся домой, в родное Замоскворечье. Еще курсантом военного училища он начал писать.
Сначала стихи, слабые, подражательные, как их оценивал сам автор, а потом и прозу. Но после возвращения в Москву жизненные проблемы отодвинули литературные опыты в сторону. Он устроился на шоферские курсы, подал документы на подготовительное отделение Московского авиационно-технологического института, думал о поступлении во ВГИК.
Но именно тогда со всей ясностью Бондарев почувствовал, что его влечет совсем к другому. В 1946 году Юрий Бондарев стал студентом Литературного института имени Горького. Юрий попал на семинар, которым руководил Константин Паустовский.
Суровый реалист Бондарев, каким его знают читатели по повестям и романам «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег», «Берег» не был похож на романтика Паустовского. Но уроки мастерства были направлены на выявление в каждом студенте его индивидуальных качеств. Паустовский добивался, чтобы каждый из его учеников говорил «своим голосом».
Юрий Бондарев вспоминал: «Во время войны мысль взяться за перо не приходила ни разу. И только после фронта странное состояние смутной потребности выразить что-то вернулось. Тогда я написал первые свои рассказы».
Бондарев дебютировал как прозаик в 1949 году, когда учился на третьем курсе. В журнале «Смена» был напечатан его рассказ «В пути».
Учительница русского языка и литературы Мария Сергеевна Кузовкина попросила Юру прочитать сочинение перед всем классом, а потом посоветовала завести дневник для записи своих наблюдений. Тот внял совету, начал вести в школе литературный журнал, но война помешала. Молодые люди 1923—1924 годов рождения на своих плечах вынесли всю тяжесть войны. Бондарев попадает на фронт под Сталинград в октябре 1942 года в качестве артиллериста. Получил контузию, ранение, обморожение. После госпиталя снова в противотанковой батарее, форсировал Днепр и участвовал в штурме Киева. Снова ранен под Житомиром, снова — в госпиталь. В 1944 будущий писатель воевал в Польше, затем в Карпатах, на границе с Чехословакией, затем направлен на учебу в Чкаловское училище зенитной авиации, после окончания которого признан ограниченно годным и демобилизован по ранениям.
Бондарев относится к тому удивительному поколению лейтенантов-фронтовиков, которое не только выжило в войне, но и дало всему миру выдающихся советских писателей: Виктора Некрасова, Константина Воробьева, Евгения Носова, Бориса Васильева, Василя Быкова, Григория Бакланова. После армии Бондарев в поисках своего жизненного пути поступил в шоферскую школу, потом подал документы на подготовительное отделение Московского авиационно-технологического института, даже думал об учебе во ВГИКе. Все планы спутал случай: школьный друг, которому Юра дал почитать тетрадку со своими заметками о войне, заявил безапелляционно: «У тебя талант. Срочно неси документы в Литературный! Есть такой институт! Печататься начал в журналах «Огонек», «Смена», «Октябрь» и в 1951 году был принят в Союз писателей СССР, а в 1953 году вышел первый сборник его рассказов «На большой реке». В центре всех его последующих произведений была война. Война без прикрас, опасная, в огне которой писатель сделал несколько выводов на всю жизнь: «человек рождается для любви, а медля ненависти», «легкой жизни не бывает, бывает лишь легкая смерть». Работает он очень много и плодотворно: в 1950-е годы пишет «фронтовые» повести «Юность командиров», «Батальоны просят огня», «Последние залпы», положившие начало целому направлению в советской литературе. Бондарев становится очень популярным в Советском Союзе и за рубежом, его произведения широко издаются за границей.
В 1962 году в дачном поселке Красная Пахра он покупает небольшую дачу у известного писателя Николая Вильмонта, чтобы тихо, спокойно работать на природе, вдалеке от московской суеты и городских проблем. Он увеличил дом, построил на втором этаже кабинет, и в этом кабинете создал большинство своих произведений после 1962 года. Практически сорок лет он работал по жесткому графику. Просыпался в восемь часов утра, делал интенсивную зарядку, затем недолгий и не очень плотный завтрак: каша, яйцо или яичница, чай. В девять часов он поднимался в кабинет и писал практически без перерывов до четырех часов. Вначале он очень много курил, до двух пачек в день. В пепельнице собиралась гора окурков. В 55 лет Юрий Васильевич решил, что выкуривать такое количество табака — это уже чрезмерно. Бросал нелегко, но силы воли хватило, и бросил. Был, правда, один недолгий срыв, но сейчас даже запаха табачного дыма не выносит.
Какое-то время просто жевал мундштук сигареты и, не зажигая ее, бросал в пепельницу. Это ужасно раздражало Сергея Михалкова, с которым Бондарев тогда работал в Союзе писателей. Однако, такая манера стала просто отвлечением, такое встречается у некоторых людей, машинально рисующих фигурки на листе бумаги. Потом следовали обед, недолгая прогулка по аллеям поселка, отдых. Вечером снова к столу и работа до ужина. Такой сложный график Юрий Васильевич почерпнул из дневников своего любимого писателя Льва Николаевича Толстого. Бондарев пишет ручкой и только ручкой. Он считает, что она имеет магическую и магнетическую связь с подсознанием. Объяснить процесс творчества невозможно. Чтобы сесть за стол, писатель должен находиться в определенном настроении.
Для Юрия Васильевича настроение — главное условие творчества. Другое дело, что это настроение бывает смутным, оно как будто только шевелится в теплом тумане — нечто зыбкое, когда-то знакомое. Бондарев называет это состояние душевным равновесием. Невероятно мешает состояние возбуждения. В таком настроении проза будет чересчур нервной, а такой она быть не должна. Но вместе с этим, нет смысла садиться за письменный стол в состоянии какого-то «мертвенного» покоя. Требуется именно равновесие. Бондарев пытается сформулировать то, что, пожалуй, формулировке не поддается: «Возбуждение, напряжение исходит из самих слов, из текста. Одно слово тянет за собой другое или увлекает другое, этого в точности никто не знает. Тогда рука пишет, она знает, что писать.
От настроения идет фраза, ритм, тон вещи. Все произведения Ивана Бунина написаны в определенной тональности, в его рассказах настроение выявлено с самой первого абзаца». Юрий Васильевич правит текст прямо по написанному, затем отдает в печать. Второй и третий раз правит текст по напечатанному, и это уже окончательный вариант для издания.
Ее все обсуждали. Бондарев стал одним из отцов-основателей великой, не боюсь этого слова, "лейтенантской прозы", которая является одной из самых главных страниц русской прозы ХХ века. За шестьдесят лет работы в литературе Бондарев написал романы: "Тишина", "Двое", "Горячий снег", "Берег", "Выбор", "Игра", "Искушение", "Непротивление", "Бермудский треугольник" повести: "Батальоны просят огня" , "Последние залпы" , "Родственники"; сборник рассказов "Поздним вечером"; циклы миниатюр "Мгновения"; книги статей "Поиск истины", "Взгляд в биографию", "Хранители ценностей".
Я помню, как книги Бондарева зачитывались до дыр в библиотеках, за ними стояли очереди, купить их было не так-то просто. По мотивам "Батальонов... Но главной темой Юрия Бондарева, осмелюсь утверждать, была не война, а человеческая порядочность. Не говорить пошлости, лучше промолчать. Молодому офицеру не "тыкать" пожилому солдату. Уважать чужое мнение. Все это имело для него огромную цену.
А для нас сегодня? Вопросы нравственности всегда были для него важнее "правды о войне".