Дмитрий Иванович* Менделеев родился в 1834 году в Тобольске. Менделеев Дмитрий Иванович (1834–1907), российский химик, учёный-энциклопедист, педагог и общественный деятель; открыл один из фундаментальных.
Дмитрий Менделеев - биография, новости, личная жизнь
Ученый исследовал сжимаемость газов и термический коэффициент их расширения в широком интервале давлений. Научные работы Менделеева составляют лишь небольшую часть его творческого наследия. Наука и промышленность, сельское хозяйство, народное образование, общественные и государственные вопросы, мир искусства — все привлекало его внимание, и везде он «показывал свою могучую индивидуальность». В 1891 году морское и военное министерства поручают Менделееву разработку вопроса о бездымном порохе, и в 1892 году он блестящим образом выполняет эту задачу. Предложенный им «пироколлодий» оказался превосходным типом бездымного пороха, универсальным и легко приспособляемым к любому огнестрельному оружию. В 1893 году Менделеев был назначен управляющим только что преобразованной Главной палаты мер и весов, и на этом посту оставался до конца своей жизни. Там Менделеев организовал ряд работ по метрологии. В 1899 году ученый совершил поездку на уральские заводы, в результате появилась содержательная монография о состоянии уральской промышленности.
Сотни печатных листов составляют общий объем работ Менделеева на экономические темы, а сам ученый считал свой труд одним из трех главных направлений служения Родине, наряду с работами в области естествознания и преподавательской деятельностью. Менделеев выступал за промышленный путь развития России: «Я не был и не буду ни фабрикантом, ни заводчиком, ни торговцем, но я знаю, что без них, без придания им важного и существенного значения нельзя думать о прочном развитии благосостояния России». Менделеев многие годы боролся за экономическое развитие страны. Ему приходилось опровергать обвинения в том, что его деятельность по пропаганде идей индустриализации была обусловлена личной заинтересованностью. Заботясь о развитии отечественной промышленности, Менделеев не мог обойти проблемы охраны природы. В 1859 году 25-летний ученый опубликовал в первом номере московского журнала «Вестник промышленности» статью «О происхождении и уничтожении дыма», где указывает на большой вред, который наносят неочищенные отработанные газы. В 1888 году Менделеев разработал проект по расчистке Дона и Северского Донца, обсуждавшийся с представителями городских властей.
В 1890-е он принял участие в издании энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, где публикует ряд статей на темы сохранения природы и ресурсов. Широту работ Менделеева, посвященных сохранению природных ресурсов, характеризуют его исследования в области лесного хозяйства при поездке на Урал в 1899 году. Менделеев тщательно изучил прирост различных видов деревьев на громадной площади Уральского края и Тобольской губернии.
В 1900 году Дмитрий Иванович Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в периодическую систему элементов особой, нулевой группы благородных газов. Химия силикатов и стеклообразного состояния[ править править код ] Обложка первой публикации Д. Менделеева «Химический анализ ортита из Финляндии». Менделеева, не выразившись результатами масштабов естествознания в целом, тем не менее, как и всё в его исследовательской практике, будучи неотъемлемой частью и вехой на пути к ним, а в отдельных случаях — их фундаментом, чрезвычайно важен и для понимания развития этих исследований. Как станет видно из дальнейшего, он тесным образом связан с основополагающими компонентами мировоззрения учёного, охватывающими сферы от изоморфизма и «основ химии» до базиса периодического закона, от постижения природы растворов до взглядов, касающихся вопросов строения веществ [13]. Первые работы Д. Менделеева в 1854 году представляют собой химические анализы силикатов.
Это были исследования « ортита из Финляндии» и « пироксена из Рускиалы в Финляндии», о третьем анализе минеральной глинистой породы — умбры — имеются сведения только в сообщении Степана Семёновича Куторги в Русском географическом обществе. К вопросам аналитической химии силикатов , Д. Менделеев возвращался в связи с магистерскими экзаменами — письменный ответ касается анализа силиката, содержащего литий. Этот небольшой цикл работ послужил возникновению интереса у исследователя к изоморфизму: состав ортита учёный сравнивает с составами других сходных минералов и приходит к выводу, что такое сопоставление позволяет построить изменяющийся по химическому составу изоморфный ряд [62]. В мае 1856 года Д. Менделеев, вернувшись в Санкт-Петербург из Одессы, подготовил диссертационную работу под обобщённым названием «Удельные объёмы» — многоплановое исследование, своеобразную трилогию, посвящённую актуальным вопросам химии середины XIX века. Большой объём работы около 20 печатных листов не позволил издать её полностью. Опубликована была только первая часть, озаглавленная, как и вся диссертация «Удельные объёмы»; из второй части позднее был напечатан только фрагмент в виде статьи «О связи некоторых физических свойств тел с химическими реакциями»; третья же часть при жизни Д. Менделеева не была полностью опубликована — в сокращённом виде она была представлена в 1864 году в четвёртом выпуске «Технической энциклопедии», посвящённой стекольному производству. Через взаимосвязь освещаемых в работе вопросов Д.
Менделеев последовательно приближался к постановке и решению наиболее существенных в его научном творчестве проблем: выявлению закономерностей при классификации элементов, построению системы, характеризующей соединения через их состав, строение и свойства, создание предпосылок формирования зрелой теории растворов [13]. Весы, сконструированные Д. Менделеевым для взвешивания газообразных и твёрдых веществ В первой части этого труда Д. Менделеева — детального критического анализа литературы, посвящённой вопросу, им высказана оригинальная мысль о связи молекулярного веса и объёма газообразных тел. Учёный вывел формулу расчёта молекулярного веса газа, то есть впервые была дана формулировка закона Авогадро-Жерара. Позднее выдающийся русский физикохимик Е. Бирон напишет: «Насколько мне известно, Д. Менделеев первый стал считать, что можно уже говорить о законе Авогадро , так как гипотеза , в виде которой закон был сначала сформулирован, оправдалась при экспериментальной проверке…» [63]. Опираясь на колоссальный [47] фактический материал в разделе «Удельные объёмы и состав кремнезёмных соединений», Д. Менделеев приходит к широкому обобщению.
Не придерживаясь, в отличие от многих исследователей Г. Копп , И. Шрёдер и др. Менделеев ищет не формальные количественные закономерности в объёмах, а старается установить связь между количественными соотношениями объёмов и совокупностью качественных характеристик вещества. Таким образом он приходит к выводу, что объём, подобно кристаллической форме, является критерием сходства и различия элементов и образуемых ими соединений, и делает шаг в направлении создания системы элементов, прямо указывая на то, что изучение объёмов «может служить на пользу естественной классификации минеральных и органических тел». Особый интерес представляет часть, именуемая «О составе кремнезёмных соединений». С исключительной глубиной и обстоятельностью Д. Менделеевым впервые изложен взгляд на природу силикатов как соединений, подобных сплавам оксидных систем. Учёным установлена связь между силикатами как соединениями типа MeO x SiO x и «неопределёнными» соединениями других типов, в частности, растворами, что выразилось правильной трактовкой стеклообразного состояния [13]. Именно с наблюдения процессов стеклоделия начался путь Д.
Менделеева в науке. Возможно, именно этот факт сыграл определяющую роль в его выборе, во всяком случае, данная тема, непосредственно связанная с химией силикатов, в той или иной форме закономерно соприкасается со многими другими его изысканиями [62]. Место силикатов в природе лаконично, но с исчерпывающей ясностью определено Д. Менделеевым [64] : Как органическая материя обуславливается присутствием углерода и им изобилует, так и минеральное царство изобилует кремнезёмистыми соединениями [65]. Эта фраза указывает и на понимание учёным первостепенного утилитарного значения силикатных материалов, древнейших и самых распространённых в практике, и на сложность химии силикатов; поэтому интерес учёного к данному классу веществ, помимо известного практического значения, был связан с развитием важнейшего понятия химии — химическое соединение, с созданием систематики соединений, с решением вопроса о соотношении понятий: химическое соединение определённое и неопределённое — раствор. Чтобы осознать важность и научное значения самой постановки вопроса, актуальность его и по прошествии более чем столетия, достаточно привести слова одного из специалистов в области химии силикатов, академика Михаила Михайловича Шульца , сказанные им на XIII Менделеевском съезде , прошедшем в дни 150-летнего юбилея Д. Изучение стекла помогло Д.
На основе системы впервые предсказал 1870 существование и свойства нескольких не открытых еще элементов, в том числе «экаалюминия» — галлия открыт в 1875 , «экабора» — скандия 1879 , «экасилиция» — германия 1886. Осуществил фундаментальный цикл работ по изучению растворов, разработав гидратную теорию растворов. Создал 1873 новую метрическую систему измерения температуры. Нашел 1874 общее уравнение состояния идеального газа, обобщив уравнение Клапейрона уравнение Клапейрона—Менделеева. Плодотворными были работы Менделеева в других областях знания. Менделеев в широкой мере обладал присущей истинному гению способностью объединять различные стороны научного и вообще духовного творчества и потому охотно работал в пограничных областях между химией и физикой, между физикой и метеорологией, от химии и физики, переходил в область гидродинамики, астрономии, геологии, даже политической экономии. Всякое дело, за какое бы ни брался Менделеев, каким бы узко специальным оно ни было, он захватывал широко и стремился глубоко проникнуть в сущность поставленного вопроса. Всюду он умел быть оригинальным, или, как он сам говорил, "своеобычным".
Менделееву его таблица приснилась. Эта версия активно распространялась вышеупомянутым соратником Менделеева А. Иностранцевым в качестве забавной истории, которой он развлекал своих студентов. Он говорил, что Дмитрий Иванович лёг спать и во сне отчётливо увидел свою таблицу, в которой все химические элементы были расставлены в нужном порядке. Но реальные предпосылки для истории со сном всё же были: как уже упоминалось, Менделеев работал над таблицей без сна и отдыха, и Иностранцев однажды застал его уставшим и вымотанным. Днём Менделеев решил немного передохнуть, а некоторое время спустя, резко проснулся, сразу же взял листок бумаги и изобразил на нём уже готовую таблицу. Но сам учёный опровергал всю эту историю со сном, говоря: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово». Так что легенда о сне может быть и очень привлекательна, но создание таблицы стало возможным только благодаря упорному труду. Дальнейшая работа В период с 1869 по 1871 годы Менделеев развивал идеи периодичности, к которым склонялось научное сообщество. И одним из важных этапов данного процесса стало понимание того, что любой элемент в системе должно располагать, исходя из совокупности его свойств в сравнении со свойствами остальных элементов. Основываясь на этом, а также опираясь на результаты исследований в изменении стеклообразующих оксидов, химику удалось внести поправки в значения атомных масс некоторых элементов, среди которых были уран, индий, бериллий и другие. Пустые клетки, остававшиеся в таблице, Менделеев, конечно же, хотел скорее заполнить, и в 1870 году предсказал, что в скором времени будут открыты неизвестные науке химические элементы, атомные массы и свойства которых он сумел вычислить. Первыми из них стали галлий открыт в 1875 году , скандий открыт в 1879 году и германий открыт в 1885 году. Затем прогнозы продолжили реализовываться, и были открыты ещё восемь новых элементов, среди которых: полоний 1898 год , рений 1925 год , технеций 1937 год , франций 1939 год и астат 1942-1943 годы. Кстати, в 1900 году Д. Менделеев и шотландский химик Уильям Рамзай пришли к мнению, что в таблицу должны быть включены и элементы нулевой группы — до 1962 года они назывались инертными, а после — благородными газами.
Выдающиеся русские учёные, которых знают во всем мире! Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907)
На склоне лет Дмитрий Иванович сформулировал три свои «службы Родине», которыми он гордился. менделеев Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа, и Марии Дмитриевны Менделеевой (Корнильевой). Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев, известный всему миру, как создатель таблицы химических элементов, родился 27 января (8 февраля) 1834 года в городе Тобольске. Дмитрий Иванович Менделеев признавал: "Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство". Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля (27 января по старому стилю) 1834 года в Тобольске. В зрелые годы Менделеев Дмитрий Иванович обозначил свои главные направления в служении России: Научная работа.
Менделеев Дмитрий
Детские годы и воспитание В краткой биографии Менделеева Дмитрия Ивановича говорится о том, что часть своей жизни будущий ученый провел в Сибири, где в это же время отбывали ссылку декабристы. Семья Менделеевых была знакома с И. Пущиным, А. Муравьевым, П. Свистуновым, М. На формирование жизненных взглядов Дмитрия Ивановича оказал влияние и дядя, брат матери, Василий Дмитриевич Корнильев, который был знаком с выдающимися представителями мира искусства и науки своего времени. Возможно, в доме дяди Дмитрий Иванович мог встречать Н. Гоголя , Ф.
Глинку, М. Сохранились сведения, что одним из учителей Дмитрия Ивановича в гимназии был известный впоследствии поэт П. Ершов автор знаменитого «Конька-Горбунька». Высшее образование будущий ученый получил в Санкт-Петербурге, в Главном педагогическом институте.
Периодическая система, внесённые исправления и прогнозы Менделеева были встречены научным сообществом сдержанно. Однако после того как предсказанные Менделеевым «экаалюминий» галлий , «экабор» скандий и «экасилиций» германий были открыты соответственно в 1875 г. Учение о периодичности Менделеев развивал до конца жизни. В 1900 г. Менделеев и У.
Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в таблицу нулевой группы элементов, в которую вошли инертные газы. Открытие закона Мозли 1913 , позволяющего экспериментально определять порядковый номер элемента в периодической системе, создание учения об изотопах 1913—1914 и теории строения атома окончательно подтвердили правильность расположения элементов в таблице Менделеева. В начале 1870-х гг. Менделеев начал исследования упругости газов; в результате этих исследований предложил 1874 новый вывод обобщённого уравнения состояния идеального газа уравнение Клапейрона — Менделеева. Изучал отклонения реальных газов от закона Бойля — Мариотта при малых давлениях, для чего разработал специальную аппаратуру. В 1870—1880-х гг. Менделеев провёл ряд исследований по вопросам метеорологии — измерению температуры верхних слоёв атмосферы, уточнению закономерностей зависимости атмосферного давления от высоты и т. Сконструировал чувствительный дифференциальный барометр , пригодный для практического нивелирования. Осуществил в 1887 г.
Чувствительный дифференциальный барометр высотомер. Изготовлено Георгом Брауэром по заказу Дмитрия Менделеева. В 1865—1887 гг. Менделеев выполнил цикл работ по физикохимии растворов, которые обобщил в работе «Исследование водных растворов по удельному весу» 1887. Разработал гидратную теорию водных растворов, основанную на предположении о существовании в растворе неустойчивых химических соединений — продуктов взаимодействия растворителя с растворённым веществам. Показал наличие на диаграммах состав — производная плотности по составу изломов, которые считал отвечающими образованию определённых стехиометрических химических соединений. Дальнейшим развитием этих идей Менделеева позднее стало учение Н. Курнакова о сингулярных точках. Менделееву принадлежит ряд важнейших работ в области метрологии.
Разработал точную теорию весов, предложил усовершенствованные конструкции коромысла и арретира. Под руководством Менделеева в 1893—1898 гг. По настоянию Менделеева с 1899 г. Научные исследования Менделеева были неразрывно связаны с потребностями экономического развития страны. Особое внимание Менделеев уделял нефтяной, угольной, металлургической и химической промышленности, выступал за экономическую независимость России. Результаты докторской диссертации учёного были использованы для корректировки спиртометрических таблиц. Начиная с 1860-х гг.
В 1864 году он получил назначение на должность профессора химии в Петербургском технологическом институте, а в 1867 году возглавил в Петербургском К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». В этот период Менделеев начал работу над учебником «Основы химии», по которому училось не одно поколение химиков. Написание «Основ химии» привело Дмитрия Ивановича к главному его научному достижению — открытию периодического закона химических элементов. В окончательном виде таблица была опубликована в начале 1871 года. Признавая выдающиеся заслуги Д. Менделеева в развитии химии и других естественных наук, не стоит забывать, что он получил основное образование учителя и всегда гордился званием педагога. Незадолго до смерти он говорил: «Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство... Менделеев посвятил этому занятию 35 лет своей жизни. Он активно работал как педагог в различных средних и высших учебных заведениях: 2-ом Кадетском корпусе, Инженерном училище, Институте инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Петербургском университете, читал курс химии на Высших женских Бестужевских курсах. Своё педагогическое кредо 30-летний Дмитрий Менделеев сформулировал в 1864 году, приступив к исполнению обязанностей профессора химии Технологического института: «Профессор исполняет свой долг надлежащим образом не тогда, когда читает много лекций, а когда внушает научные истины и методы своим слушателям как влиятельный провозвестник - словом и делом, с должною убедительностью, ясностью и выразительностью, которые даются только тогда, когда профессор сам работает в науке, принимает участие в современном движении не как судья, а как деятель». Позднее он выразит свои требования к преподавателю вуза еще более жестко: «Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперед, - не только бесполезен, но вреден. В основе концепции народного образования, предложенной Менделеевым, лежала его идея о непрерывном обучении, высказанная впервые в «Заметке по вопросу преобразования гимназий» в 1871 году. Менделеев был убежден, что начальное и среднее образование призвано способствовать личному развитию, а целью высшего образования должно стать государственное и общественное развитие. Он активно выступал за коренное изменение содержания образования - распространение «более жизненных знаний», то есть точных и естественных наук. Активная гражданская позиция учёного проявилась и в решительных возражениях еще на стадии подготовки законопроекта об отмене либеральных начинаний в системе высшего образования. В 1884 году Александром III был подписан законопроект, ликвидировавший автономию университетов, изменялся и социальный состав студенчества. Студенты и преподаватели многих вузов в течение нескольких лет протестовали против этих ограничений, выходя на митинги и демонстрации. В марте 1890 года после лекции Менделеева в университете студенты передали ему петицию со своими требованиями, которую учёный направил министру народного просвещения. Через три дня министр вернул петицию с резолюцией о невозможности принять её к рассмотрению. После этого чиновники от министерства начали чинить препятствия в работе Менделеева в стенах университета. При сложившихся обстоятельствах 22 марта 1890 года Менделеев прочел свою последнюю лекцию и навсегда оставил Университет. Сын учёного Иван Менделеев в своих воспоминаниях об отце писал: «Отход отца от преподавания, как он мне говорил впоследствии, был им, в сущности, уже предрешен после реакционной университетской реформы -реформы, которую отец считал гибельной, как и одновременно реформу средней школы, в основу которой был положен формально понятый классицизм с мертвящим зубрением латыни в качестве главного воспитательного средства». Но и после ухода с преподавательской деятельности Менделеев продолжал размышлять о сути труда педагога. Он определял педагогическую специальность как одну из «общенародных надобностей». По мысли Менделеева, в отличие от других специалистов, «имеющих своим предметом отдельные приложения научных начал к жизненным потребностям», педагог, оставаясь «непременно специалистом какого-либо предмета» должен обладать общим философским мировоззрением, иначе он «не может производить того благотворного действия, которое от него ожидается. Свои мысли о проблемах подготовки учителей Дмитрий Иванович Менделеев изложил в одном из последних своих трудов «Проект Училища наставников» 1906 год , который в качестве записки представил тогдашнему министру народного просвещения И. В программу обучения в 40 К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». Училище наставников учёный предлагал включить обширный перечень дисциплин, охватывающий практически все области знаний. Развитие народного образования и просвещения Д. Менделеев рассматривал как необходимое условие преодоления экономической отсталости России. В своих многочисленных трудах и конкретных предложениях по созданию высокоразвитой промышленности страны учёный всегда выступал с позиций гражданина, радеющего за благо Отечества. Все его силы были направлены на осуществление главной цели жизни - продвижение научных достижений в практику. Круг волновавших Д. Менделеева проблем чрезвычайно широк. Он рассматривал такие важные для государства вопросы, как таможенные тарифы; денежное обращение; развитие транспортной системы; переработка нефти; производство бездымного пороха; судостроение; воздухоплавание; освоение Арктики и многое другое. Многочисленные экономические работы Менделеева приобрели известность и за рубежом. Его часто привлекали в качестве эксперта для решения многих международных промышленно-экономических вопросов. Менделеев был горячим сторонником политики протекционизма, хозяйственной самостоятельности России и защиты русской промышленности от конкуренции со стороны западных стран. Он твердо высказывался за национализацию ряда важных областей экономики, куда он в первую очередь относил внешнюю торговлю России. Развитие промышленности он связывал с общей таможенной политикой и увеличением ввозной пошлины. Менделеев отмечал экономическую несправедливость, позволяющую странам, перерабатывающим сырье, пожинать плоды стран-поставщиков этого сырья. Учёный принял активное участие в разработке таможенного тарифа 1891 года книга «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года» , введение которого содействовало росту добывающей и обрабатывающей промышленности. Многие экономические идеи Менделеева были воплощены министром финансов Сергеем Юльевичем Витте в его экономических реформах. Например, в 1896 году Менделеев обратился к С. Витте с предложением ввести взамен кредитного рубля новый рубль, обеспеченный золотом. В том же году была проведена денежная реформа, которая позволила России упрочить финансовое iНе можете найти то, что вам нужно? В своих поездках по стране Менделеев воспринимал увиденное как возможность находить новые пути для экономического развития и решения конкретных задач. Посетив в 1863 году нефтеперегонные предприятия под Баку, на которых в те годы применялась технология, сходная с перегонкой древесины, учёный первым выдвигает идею использовать трубопровод при перекачке нефти и нефтепродуктов. Позже под руководством Менделеева на Константиновском заводе близ Ярославля был изготовлен специальный аппарат, с помощью которого учёный проводил испытания по непрерывной перегонке нефти. Менделеев занимался также вопросами экономики каменноугольной промышленности. По заданию правительства он изучал причины ее кризиса на юге страны, трижды побывал в Донбассе.
Менделеев — автор 54 статей в энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Бездымный порох можно было приобрести у западных государств, но цена была дороговатой. Менделеева попросили побыть промышленным шпионом и выведать секретную формулу. Он изучал отчеты железных дорог Германии, Франции и Британии, на их основе выудил ценную информацию и создал нужный рецепт. В честь Дмитрия назван химический элемент — менделевий, открытый в 1955 году и располагающийся в таблице как номер 101. Его синтезировали искусственно. Менделеев предвосхитил появление: галлия, скандия, германия, полония, астата, технеция, рения и франция, вычислив их свойства и массу, но не сумев открыть. Дмитрий Иванович Менделеев с первой женой Личная жизнь Личная жизнь у Дмитрия Ивановича не менее плодотворная, как и его научная деятельность. У Менделеева было два брака, шестеро детей. Первой супругой ученого стала Феозва Лещева из Тобольска в 1862 г. Она была падчерицей П. Ершова, знаменитого автора сказки «Конек-Горбунок». С ней у Дмитрия родились дети: Мария, Владимир и Ольга. До вступления в отношения с Феозвой Менделеев пережил несчастную любовь с Соней. Он хотел повести ее под венец, но девушка в последний момент отказалась. Дмитрий любил своих ребятишек. Машенька прожила мало, Володя и Оленька все же редко видели отца, занятого научными открытиями. Он искал женщину поинтереснее и нашел музу в лице Анны Поповой. Химику было 42, когда он влюбился в 16-летнюю девушку из Урюпинска. Аня — дочь казака, училась и играла на фортепиано, была творчески одаренной. Любовь в дальнейшем вышла замуж за Александра Блока. Семья и потомки Семья Менделеева большая, и немало именитых предков, потомков у гения. Сам Дмитрий — сын директора гимназии Ивана Петровича и Марии Дмитриевны, самостоятельно освоившей гимназический курс, не посещая учебного учреждения. В семье было семнадцать детей, и он был последним. Восемь умерли во младенчестве. Мать происходила из рода купцов, являлась внучкой Якова Корнильева.
Выдающиеся русские учёные, которых знают во всем мире! Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907)
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева (1783—1847), в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. В 1867 году Дмитрий Иванович Менделеев возглавил в университете кафедру общей химии. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. 27 августа 1855 года Дмитрий Иванович Менделеев получил документ о назначении его старшим учителем и подорожную на право свободного следования в Симферополь. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске в семье Ивана Менделеева, директора гимназии и училищ Тобольского округа.
Биография Менделеева
Дмитрий был в семье последним, семнадцатым ребёнком. Показать больше.
Воспитывала его мать, поскольку отец будущего химика вскоре после его рождения умер. В 15 лет Дмитрий Менделеев окончил гимназию. Его мать приложила немало усилий, чтобы юноша продолжил образование. В 1850 году он поступает в Главный педагогический институт в Москве, где когда-то учился его отец. В возрасте 21 года Менделеев блестяще выдержал выпускные экзамены, а его дипломная работа о явлении изоморфизма была признана кандидатской диссертацией.
Развитием учения о периодичности Менделеев занимался вплоть до конца 1871 года, шаг за шагом разрабатывая «естественную систему химических элементов». В тот год он лично посетил ряд высококлассных химических центров, где выступил с рассказом о своей работе, постоянно улучшая её первую версию. Возможно, что открытие Периодического закона стало одним из примеров, позволившим нобелевскому лауреату 1963 года, американскому физику венгерского происхождения Юджину Вигнеру в своей нобелевской лекции, посвящённой структуре атомных ядер, сформулировать философию научного поиска.
По его словам, «наука начинается тогда, когда среди доступных природных явлений выявляются логика, согласованность и закономерность, позволяющие предложить их объяснение путём создания концепции или дать их интерпретацию естественным образом». Как это часто бывает с важными открытиями, для которых настало время, ряд учёных в разных странах примерно в этот же период также пришли к выводу о периодичности в системе химических элементов. Наиболее известны среди них Лотар Мейер 1830—1895 , работавший в Германии, и английский химик Джон Ньюлендс 1837—1898. О них я расскажу чуть позже, а сейчас особо следует упомянуть итальянского химика Станислао Канниццаро 1828—1910. Его судьба очень непроста. Получив образование в университетах Палермо и Пизы, он принял участие в народном восстании на Сицилии, после подавления которого был осуждён на смертную казнь. Некоторое время Канниццаро прожил в эмиграции и только после этого начал работу в ряде итальянских университетов. В 1871 году он был избран в итальянский Сенат, позднее стал его вице-президентом. Как член совета народного просвещения, курировал научное образование в Италии.
Главной научной заслугой Канниццаро стала предложенная им система основных химических понятий. Именно он установил наиболее точные для того времени величины атомных весов, что в дальнейшем, очевидно, способствовало открытию Периодического закона химических элементов. Свою теорию Канниццаро изложил в брошюре, которую лично раздал участникам Международного химического конгресса в Карлсруэ в 1860 году, среди которых были Д. Менделеев и уже упомянутый Юлиус Лотар Мейер. В связи с этим нужно напомнить, что Юлиус Лотар Мейер — немецкий химик, иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук с 1890 года — по-своему стремился навести порядок в системе химических элементов. На его родине, в городе Фарель Нижняя Саксония , установлен мемориал с тремя скульптурными портретами: Мейера, Менделеева и Канниццаро. В 1864 году Мейер опубликовал таблицу, содержавшую 28 элементов, размещённых в шесть столбцов согласно их валентностям. Очевидно, что эта таблица указывает на близость свойств ограниченного числа химических элементов, расположенных в вертикальных столбцах. Именно с этой целью и было ограничено их число.
Менделеев писал, что таблица Л. Мейера представляла собой только простое сопоставление элементов по валентности, считавшейся их коренным свойством. Понятно, что валентность не является единственной постоянной для отдельно взятого элемента, поэтому такая таблица не могла претендовать на полноценное описание элементов и не отражала присущий их распределению периодический закон. Лишь спустя полгода после первого варианта таблицы Менделеева, в 1870 году, Мейер опубликовал работу «Природа элементов как функция их атомного веса», содержавшую новую таблицу и график зависимости атомного объёма элемента от атомного веса. Примерно одновременно с публикацией Мейером таблицы химических элементов в соответствии с их валентностью английский химик Джон Ньюлендс предложил свой вариант периодической системы элементов. Началось с того, что в начале 1864 года Ньюлендс прочитал статью, в которой утверждалось, что атомные веса большинства элементов с большей или меньшей точностью кратны восьми. Мнение автора было ошибочным, однако Ньюлендс решил продолжить исследования в этой области. Он составил таблицу, в которой расположил все известные элементы в порядке увеличения их атомных весов. В статье, датированной 20 августа 1864 года, он отметил, что «в этом ряду наблюдается периодическое появление химически сходных элементов».
Пронумеровав элементы и сопоставив их свойства, Ньюлендс сделал вывод: «Разность в номерах наименьшего члена группы и следующего за ним равна семи; иначе говоря, восьмой элемент, начиная с данного элемента, является своего рода повторением первого, подобно восьмой ноте октавы в музыке…» Эта мистическая музыкальная гармония в конечном счёте скомпрометировала всю работу, которая внешне несколько напоминала Периодическую таблицу Менделеева. Спустя год, 18 августа 1865-го, Ньюлендс опубликовал новую таблицу элементов, назвав её «законом октав». История сохранила лишь ехидное замечание профессора физики Лондонского университетского колледжа Джорджа Фостера: «Не пробовал ли докладчик располагать элементы в порядке начальных букв их названий и не обнаружил ли при этом каких-либо закономерностей? Ньюлендс её получил «за открытие Периодического закона химических элементов», хотя пятью годами ранее, в 1882-м, этой награды были удостоены Д. Менделеев и Л. Мейер «За открытие периодических соотношений атомных весов». Награждение Ньюлендса выглядело несколько сомнительным, хотя неоспоримой заслугой английского учёного является то, что он действительно впервые констатировал факт периодического изменения свойств химических элементов, нашедший отражение в «законе октав». По высказыванию Д. Менделеева, «…в этих трудах видны некоторые зародыши Периодического закона».
Теперь несколько примеров того, как связана Периодическая система с геологией и, прежде всего, с науками о веществе земных оболочек. Всем понятно, что минералогия, постоянно обогащая представления о минералах и соответственно о химических элементах, содержащихся в их составе, способствовала созданию Периодической системы. Сама же система сразу указала на ряд узких мест в научных представлениях о химических элементах. Одним из первых результатов её использования был пересмотр атомных весов урана и редкоземельных элементов, а также их перевод из двухвалентных аналогов кальция в группу трёхвалентных элементов. В наши дни значение этой коррекции становится всё более очевидным. Потребление редкоземельных элементов только в России составляет более двух тысяч тонн в год. Периодическая таблица строилась не только на основе атомных весов. В ней также были учтены и свойства химических элементов. Благодаря этому Менделеев смог предсказать экаалюминий галлий и экасилиций германий.
Оба элемента были вскоре открыты — в 1876 и 1886 годах соответственно.
Профессор стал часто приглашать девушку на свои вечера. Итог — беременность Анны она ожидала Любовь Дмитриевну, в которую было суждено влюбиться Блоку и обвинение от законной жены в прелюбодеянии.
Святейший Синод навсегда запретил Менделееву жениться, но тот всё равно венчался, подкупив священника. Бекетов выпросил у Феозвы Менделеевой согласие на развод. Дело дошло до Александра II , который признал новый брак учёного.
Кабинет Менделеева. Автор: Анна Власова На большом воздушном шаре В августе 1887 года недалеко от Клима ожидалось солнечное затмение. Русское техническое общество выделило Дмитрию Ивановичу аэростат, чтобы тот на высоте 3300 метров смог наблюдать солнечную корону.
Накануне полёта был дождь, поэтому шар никак не хотел взлетать. Профессор же торопился: затмение длилось три минуты. Менделееву оставалось только выпихнуть из корзины пилота и выбросить балласт, что он и сделал.
Внизу начался переполох, улетевшего учёного искали по направлению ветра и даже снарядили поезд. А Менделеева отнесло в другую сторону, к Твери. Спускался он эффектно: с раздувавшейся бородой сам говорил, что брился и стригся раз в год — весной к теплу , трубя и размахивая белым флагом.
За храбрый полёт Менделеев получил диплом и медаль. Не химией единой Менделеев увлекался фотографией даже хотел одно время оставить науку и открыть фотоателье и собирал альбомы с произведениями искусства, потому что картины были ему не по карману: например, « Лунная ночь на Днепре » Куинджи стоила 5 тысяч рублей, а жалованье профессора химии в год составляло 3 тысячи. Есть легенда, что Дмитрий Иванович клеил чемоданы и чуть ли не выставлял их на продажу в Гостином дворе.
Правда ли это — трудно сказать, но сохранился столик, сделанный руками профессора. А ещё благодаря ему в Петербурге появились первые электрические уличные часы. Чашка Менделеева.
Автор: Анна Власова С гимназических времён Менделеев полюбил самокрутки. Когда ему говорили, что курить вредно, профессор отвечал: «Это всё ерунда. Я пропускал дым через ватку с бактериями.
Нет дороги — иди в педагоги
- Детство великого ученого
- Происхождение и ранние годы
- Главная навигация
- Дмитрий Менделеев: биография, личная жизнь, жена и дети, семья
Нет дороги — иди в педагоги
- Дмитрий Менделеев
- Дмитрий Иванович Менделеев - биография, годы жизни, деятельность русского гения
- Менделеев Дмитрий | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
- Дмитрий Менделеев: Истинное дело учителя делается исключительно нервами...
- 186 лет со дня рождения великого ученого из Тобольска Дмитрия Менделеева
Дмитрий Иванович Менделеев: биография, научная деятельность и интересные факты из жизни
В 1861 году он издал знаменитый учебник «Органическая химия». В личной жизни Менделеева тоже произошли перемены, в 1862 году он женился на падчерице своего учителя Ершова Феозве Лещевой. У Дмитрия и Феозвы Менделеевых родилось трое детей. В то время Дмитрий Иванович развивался как химик-технолог, он написал значимые работы о технологиях производства сахара, муки, спирта и стекла. Существует миф о том, что Менделеев изобрел водку, и он действительно изучал производство спиртных напитков, но авторство водки ему все же не принадлежит. Он лишь изучал химические аспекты сочетания спирта и воды. Знаменитая таблица Менделеева В дальнейшем Менделеев сосредоточился на изучении свойств химических элементов, в то время были открыты 63 из них. Дмитрий Иванович пытался выработать основной отличительный признак элементов и постепенно пришел к выводу, что это — их атомная масса. Говорят, что гениальное открытие пришло к ученому во сне.
Систематизировать накопленные знания о химических элементах было удобнее в виде таблицы. Так и появилась знаменитая таблица Менделеева. Хотя, он работал над ней не один, немецкий Лотар Мейер внес немалый вклад в создание таблицы, в некоторых странах его даже называют соавтором Менделеева. В 1869 году она была опубликована в главном труде Менделеева «Основы химии» и тут же была признана великим достоянием науки. Ученого трижды выдвигали на Нобелевскую премию. Скорее всего, Дмитрий Иванович не получил ее и еще некоторые награды лишь из-за своего характера и личных неприязненных отношений с теми, кто принимал решение о выборе лауреатов.
В 1859 году он сконструировал пикнометр — прибор для определения плотности жидкости, в 1860 году открыл критическую температуру абсолютного кипения жидкостей.
В 1863 году вышел его учебник «Органическая химия», который был удостоен Демидовской премии. В 1865 году Менделеев защитил докторскую диссертацию, в которой заложил основы нового учения о растворах, и стал профессором Петербургского университета. Преподавал Менделеев и в других высших учебных заведениях. Открытие Менделеевым в 1869 году периодического закона стало не только одним из крупнейших событий в истории химии 19 столетия, но и в известном смысле одним из самых выдающихся достижений человеческой мысли минувшего тысячелетия.
Был патриотом России , призывал осваивать природные богатства Родины , поднимать её благосостояние и независимость. Прививал у студентов умения наблюдать и думать [7]. Значительное число трудов посвятил улучшению народного просвещения в России.
В книге «Заветные мысли» 1905 две главы посвящены высшему образованию, подготовке учителей в России. Не менее восьми раз публиковал свои работы в журнале «Народное образование», чем редакторы очень гордились. При этом большая часть написанного Менделеевым содержала резкую и справедливую критику руководства Народного просвещения, в связи с чем много работ Менделеева не были опубликованы. Ярко и красиво, образно и сильно рисовал он перед нами бесконечную область точного знания, его значение в жизни и в развитии человечества, ничтожность, ненужность и вред того гимназического образования, которое душило нас в течение долгих лет нашего детства и юношества. На его лекциях мы как бы освобождались от тисков, входили в новый, чудный мир, и в переполненной аудитории Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и к его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и настроения, которые были далеки от него самого. Вернадский, ученик Д. Менделеева Д.
Менделеев обладал гениальной научной интуицией, колоссальным запасом знаний , что помогло ему создать совершенную систему элементов, которая станет ключом к разгадкам внутренней механики атомов. Его открытие способствовало развитию всех естественных наук, формировании научного мировоззрения будущих исследователей [7]. Признание и память Именем учёного названы химический элемент менделевий [9] , кратер на Луне , астероид и большое количество географических объектов в России и мире. Прошедший в Москве в 2007 году последний XVIII съезд, посвящённый 100-летию самого этого мероприятия, был «рекордным» — 3850 участников из России, семи стран СНГ и семнадцати государств дальнего зарубежья. Наибольшим за всю историю мероприятия было число докладов — 2173. На заседаниях выступило 440 человек. Авторов, с учётом соавторов-докладчиков, было более 13 500 человек.
Менделеевские чтения Диплом чтеца Менделеева, 1977 В 1940 году менделеевские чтения были учреждены правлением Всесоюзного химического общества ВХО им. Менделеева и стали проводиться ежегодные доклады ведущих отечественных химиков и представителей смежных наук: физиков, биологов и биохимиков. Менделеевские чтения проходят с 1941 года в Ленинградском, ныне — Санкт-Петербургском государственном университете, в Большой химической аудитории химического факультета Санкт-Петербургского государственного университета в дни близкие ко дню рождения Д. Менделеева и к дате рассылки им сообщения об открытии периодического закона. Не проводились в годы Великой Отечественной войны. Возобновлены в 1947 году Ленинградским отделением Всесоюзного химического общества и Ленинградским университетом к годовщине 40-летия со дня смерти Д. В 1953 году — отменены.
Она была падчерицей П. Ершова, знаменитого автора сказки «Конек-Горбунок». С ней у Дмитрия родились дети: Мария, Владимир и Ольга.
До вступления в отношения с Феозвой Менделеев пережил несчастную любовь с Соней. Он хотел повести ее под венец, но девушка в последний момент отказалась. Дмитрий любил своих ребятишек.
Машенька прожила мало, Володя и Оленька все же редко видели отца, занятого научными открытиями. Он искал женщину поинтереснее и нашел музу в лице Анны Поповой. Химику было 42, когда он влюбился в 16-летнюю девушку из Урюпинска.
Аня — дочь казака, училась и играла на фортепиано, была творчески одаренной. Любовь в дальнейшем вышла замуж за Александра Блока. Семья и потомки Семья Менделеева большая, и немало именитых предков, потомков у гения.
Сам Дмитрий — сын директора гимназии Ивана Петровича и Марии Дмитриевны, самостоятельно освоившей гимназический курс, не посещая учебного учреждения. В семье было семнадцать детей, и он был последним. Восемь умерли во младенчестве.
Мать происходила из рода купцов, являлась внучкой Якова Корнильева. Дмитрий Иванович приходился дядей ученым Капустиным — Михаила, ставшего профессором-гигиенистом, и Федора — профессора-физика. Это сыновья его старшей сестры Екатерины.
Среди внуков химика можно отметить Екатерину Каменскую — от дочери Маши. Она не выбрала научную стезю вслед за дедом. Дмитрий в детстве с родителями и братьями-сестрами Менделееву не посчастливилось иметь множество внуков, как в случае с детьми.
Они умирали в раннем детстве. Катя выжила и обучалась в Академии художеств, затем в студии при Большом драмтеатре, мечтала быть актрисой. В итоге работала в Кунсткамере, музее.
Оставила после себя единственного сына Александра — последнего прямого потомка великого ученого. Интересное видео по теме:.
110 лет со дня смерти ученого Дмитрия Ивановича Менделеева
Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля (27 января по ст. ст.) 1834 г. последним, семнадцатым ребёнком в семье директора Тобольской гимназии и училищ. эту личность наверняка знает каждый. Дмитрий Иванович Менделеев умер 20 января 1907 г. от воспаления легких. Когда Дмитрий Иванович был ребенком, у их семьи было довольно сложное материальное положение.
Ранние годы
- Дмитрий Менделеев
- Менделеев Дмитрий Иванович — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
- Мифы и правда
- 110 лет со дня смерти ученого Дмитрия Ивановича Менделеева — Русская вера
- Человек своеобычный
186 лет со дня рождения великого ученого из Тобольска Дмитрия Менделеева
Вопрос стоял ребром: «Может ли человек, неумеренно пьющий водку, самовозгореться? Сила и вера Отрицательно придётся ответить и на другой популярный вопрос: «Правда ли, что Менделеев придумал свою периодическую таблицу во сне? Я двадцать лет работал над этим законом! А по их мнению выходит, заснул - и вот тебе результат? Это же смешно! Смехом, правда, ограничивалось не всегда.
Иной раз Менделеев ради науки запросто мог и съездить по морде. В августе 1887 г. Осталась забавная запись в полицейском протоколе: «Господин Менделеев, применив силу, выкинул из корзины воздушного шара пилота Кованько, объясняя это тем, что шар с двумя седоками не сможет подняться выше облаков». Насчёт «изобьют» - это преувеличение. Думается, что Дмитрий Иванович сумел бы дать достойный отпор любым хулиганам.
Драться он любил и умел.
Там Менделеев организовал ряд работ по метрологии. В 1899 году ученый совершил поездку на уральские заводы, в результате появилась содержательная монография о состоянии уральской промышленности. Сотни печатных листов составляют общий объем работ Менделеева на экономические темы, а сам ученый считал свой труд одним из трех главных направлений служения Родине, наряду с работами в области естествознания и преподавательской деятельностью. Менделеев выступал за промышленный путь развития России: «Я не был и не буду ни фабрикантом, ни заводчиком, ни торговцем, но я знаю, что без них, без придания им важного и существенного значения нельзя думать о прочном развитии благосостояния России». Менделеев многие годы боролся за экономическое развитие страны. Ему приходилось опровергать обвинения в том, что его деятельность по пропаганде идей индустриализации была обусловлена личной заинтересованностью. Заботясь о развитии отечественной промышленности, Менделеев не мог обойти проблемы охраны природы. В 1859 году 25-летний ученый опубликовал в первом номере московского журнала «Вестник промышленности» статью «О происхождении и уничтожении дыма», где указывает на большой вред, который наносят неочищенные отработанные газы.
В 1888 году Менделеев разработал проект по расчистке Дона и Северского Донца, обсуждавшийся с представителями городских властей. В 1890-е он принял участие в издании энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, где публикует ряд статей на темы сохранения природы и ресурсов. Широту работ Менделеева, посвященных сохранению природных ресурсов, характеризуют его исследования в области лесного хозяйства при поездке на Урал в 1899 году. Менделеев тщательно изучил прирост различных видов деревьев на громадной площади Уральского края и Тобольской губернии. Ученый настаивал на том, «чтобы годовое потребление было равно годовому приросту, ибо тогда потомкам останется столько же, сколько получено нами». В 1906 году Д. Менделеев, будучи свидетелем первой русской революции, и видя приближение больших перемен, пишет свой последний большой труд «К познанию России». Важное место в этой работе занимают вопросы народонаселения. В своих выводах ученый опирается на скрупулезный анализ результатов переписи населения, обрабатывает статистические таблицы с мастерством исследователя, совершенно владеющего математическим аппаратом и методами расчета.
Дмитрий Иванович Менделеев был и гениальным химиком, и первоклассным физиком, и плодотворным исследователем в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химической технологии и других сопредельных с химией и физикой дисциплинах.
При рождении у него была фамилия Соколов, но он её поменял, когда учился в Тверской семинарии. Мать будущего учёного звали Марией Дмитриевной. Хотя у неё не было образования, она обучалась дома и самостоятельно прошла гимназический курс. Мария воспитывала детей и занималась домашним хозяйством, все знали её как интеллигентную, сильную и энергичную женщину. Семья Менделеевых была многодетной. Мария родила 17 детей.
Дмитрий оказался самым младшим. Восемь его братьев и сестер умерли в раннем возрасте. Когда Дима был ещё младенцем, его отец ослеп. С помощью московских врачей ему удалось вернуть зрение, однако работать он больше не мог. Пенсии отца не хватало, чтобы прокормить семью. Менделеевы переехали в село Аремзянское, где Мария Дмитриевна стала управлять фабрикой по производству стекла. Когда Дмитрию было 13 лет, скончался его отец.
Мать стала главой семьи и много работала, чтобы прокормить детей. Позже она, Дмитрий и его младшая сестра переехали в Петербург. Через два года после переезда в новый город Мария Менделеева умерла. Учёба и первая работа Когда Дмитрий Иванович Менделеев учился в гимназии, ему сложно давались предметы, особенно латынь. Будущий учёный не проявлял в детстве интереса к учёбе, однако мать смогла привить ему любовь к науке. Когда он начал проявлять способности, она решила переехать в Санкт-Петербург, где Дмитрий поступил в педагогический университет в 1850 г. На первых курсах университета Дмитрий не был среди лучших студентов.
Однажды он даже оказался в списке учащихся, оставшихся на второй год. Молодой человек учился на отделении естественных наук физмата. Со временем у него проявились математические способности, а позже появился интерес и к другим предметам. В 1854 году студент проводил исследования в области химии и написал статью «Об изоморфизме». Последний курс Менделеев окончил с отличными оценками и получил золотую медаль. После окончания университета он решил устроиться преподавателем. В 1890 году он оставил должность педагога.
Там он проработал преподавателем в лицее. В 1856 году он вернулся в Санкт-Петербург, где преподавал химию. В 1859 Менделеев отправился в командировку в Германию.
Или приходил на стекольный завод и заворожено смотрел, как струя расплавленного стекла превращается в чашки и графины.
Может быть, именно тогда он и увлёкся химией - наукой о чудесных превращениях веществ. Отец Д. Успехами Дмитрий блистал только в первых классах гимназии. Потом учёба перестала его увлекать, и он хорошо учился только по тем предметам, которые ему нравились и легко давались - математике, физике, истории и литературе.
В 1849 пытался поступить в Московский университет. Весной 1850 Мария Дмитриевна привезла Митю в Петербург. Но в Петербурге действовали те же правила, что и в Москве: лица, окончившие гимназию, могли поступать только в университет того учебного округа, где находилась гимназия. Благоприятную почву для развития своих способностей Менделеев нашёл только в Главном Педагогическом институте.
Здесь он встретил выдающихся учителей, умевших заронить в души своих слушателей глубокий интерес к науке.
Жизнь профессора Дмитрия Менделеева
Дмитрий Менделеев — Запрос «Менделеев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Дмитрий Иванович Менделеев Дмитрий Иванович Соколов Д. И. Менделеев в своём кабинете (Главная палата мер и весов, Санкт-Петербург). Сам Дмитрий Иванович писал: «Фамилия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял, как соседский помещик Менделеев менял лошадей и скотину. Дмитрий Менделеев Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в городе Тобольск, а умер 2 февраля 1907 года в Санкт-Петербурге. русский ученый, химик, создатель периодической системы элементов, профессор Санкт-Петербургского университета. Дмитрий Иванович же продемонстрировал химический характер растворения, в частности описав образование соединений, изменяющих свой состав с изменением температуры и концентрации. В 1867 году Дмитрий Иванович Менделеев возглавил в университете кафедру общей химии.
Менделеев: химик, физик, метеоролог, педагог
Переход Дмитрия Ивановича Менделеева к приоритетности педагогической проблематики наметился в начале 1890-х годов и был связан с комплексом факторов. Иностранные учёные выдвигали Дмитрия Ивановича Менделеева на Нобелевскую премию в 1905, 1906 и 1907 годах (соотечественники — никогда). Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907) по образованию был педагогом — окончил Главный педагогический институт и два года работал учителем в гимназии. Дмитрий Менделеев — Запрос «Менделеев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Дмитрий Иванович Менделеев Дмитрий Иванович Соколов Д. И. Менделеев в своём кабинете (Главная палата мер и весов, Санкт-Петербург). Дмитрий Иванович родился в большой семье 8 февраля в 1834 году в Тобольске. Огромен был авторитет Дмитрия Ивановича Менделеева не только в России, но и во всем мире.