Епархия Белорусской православной церкви (Белорусского Экзархата Московского патриархата) с центром в городе Гродно. Территория епархии включает западную часть Гродненской. религиозного образования и катехизации Гродненской епархии иерей Игорь Данильчик встретился с руководством и педагогами ГУО «Детский сад №63 города Гродно».
Навигация по записям
Усяж иерея Димитрия Борисова права ношения палицы, а настоятеля храма Благовещения Пресвятой Богородицы аг. За богослужением были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира. Во время Литургии была совершена диаконская хиротония выпускника Минской духовной семинарии Ильючика Александра. По заамвонной молитве было совершено славление празднику.
Полоцка информация по тел. Приглашаются все к участию.
От храма Собора всех Белорусских Святых и Свято-Покровского кафедрального Собора будет, с Божией помощью, организован трансфер паломников. Раковичи — в день празднования чудотворной иконы Божией Матери Раковичская информация по тел. Жировичи до Свято-Духова кафедрального Собора г. Более подробную информацию будем выкладывать.
Кеда, председатель Комитета государственного контроля по Гродненской области А. Дорожко, начальник Гродненского областного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Д.
После сугубой ектении Патриарший экзарх вознес молитву о восстановлении мира. Проповедь на запричастном стихе произнес протоиерей Александр Железный. По окончании Божественной литургии было совершено славление Коложскому образу Пресвятой Богородицы. Архиепископ Антоний обратился с приветственным словом к митрополиту Вениамину и преподнес в дар Его Высокопреосвященству икону священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. С приветственным словом от имени региональной власти обратилась председатель Гродненского областного совета депутатов Е. Патриарший экзарх обратился к верующим с архипастырским словом и в память о торжествах преподнес архиепископу Антонию факсимильное издание Жировичского Евангелия.
Всем молящимся митрополит Вениамин вручил образки Казанской иконы Божией Матери.
Его усилиями был создан Белорусский экзархат , а с 1989 по 1992 год владыка Филарет носил титул митрополита Минского и Гродненского, Патриаршего экзарха всея Беларуси. В 1992 году в Гродно была возрождена епископская кафедра.
Ее первым управляющим стал архиепископ Валентин Мищук , два года его деятельности были отмечены возрождением монашеской жизни в Гродненском Рождество-Богородичном монастыре и другими делами. С 1994 по 1996 год Гродненской епархией управлял митрополит Филарет Вахромеев. Именно ему было суждено стать самым ярким архиереем в церковной истории Гродно.
Затем четверть века, с 1996 по 2021 год, дольше всех в истории православного Гродно, епархией управлял архиепископ Артемий Кищенко. Всего в Гродно с 1900 года сменилось 16 архиереев. В настоящее время в Гродненской епархии, которая делится на девять благочиннических округов, действует 125 храмов; из них 34 являются памятниками архитектуры, это полностью сохранившиеся древние храмы.
Есть и такие, которые не закрывались никогда, с сохранившимся убранством и утварью. Раньше я служил в Слуцкой епархии , это Восточная Беларусь[5]; там осталось только восемь подобных памятников архитектуры, но это сохранившиеся стены с полной или частичной утратой внутреннего убранства. Истинный сын Церкви — Вы были иподиаконом, а затем личным секретарем митрополита Филарета Вахромеева.
Расскажите, каким он был человеком. Когда он получил назначение в Минск, ему говорили, что он едет на гиблое место: от трех с половиной тысяч храмов к этому времени осталось чуть больше трехсот. Он был единственным епископом на всю Беларусь.
В Минске, в столице, было только два храма — Свято-Духов кафедральный собор и Александро-Невская кладбищенская церковь. Также в епархии стояла серьезная проблема с кадрами, не было духовных школ. По итогам 35-летнего управления Белорусским экзархатом из одной епархии образовалось 13, а 350 приходов превратились в 1600.
Возродились монастыри, открылись духовные школы. Церковная жизнь была полностью реанимирована. Когда в начале 1990-х годов распался Советский Союз, были разные мнения по поводу того, как должна быть устроена жизнь Православной Церкви в новых реалиях.
Конечно, определенные силы пытались повлиять на митрополита Филарета, чтобы тот выступил инициатором обособления Белорусской Церкви. Владыка своими дипломатическими усилиями стремился не допустить раскола. Он всегда оставался приверженцем традиции церковного единства и нас всех учил тому, что наша Церковь должна быть едина.
Своим авторитетом владыка Филарет гасил любые проявления церковного сепаратизма. Мы очень его почитаем как человека, который своими трудами и молитвами, своей самоотверженной любовью из небытия возродил Православную Церковь на Белой Руси, сохранил канонический статус Белорусской Церкви как части Церкви Русской и воспитал множество священнослужителей в доброй церковной традиции. Владыка заложил своей деятельностью твердый фундамент осознания единства нашей Русской Православной Церкви.
Сейчас мы видим, как это единство пытаются разрушить. Что помогло ему сделать так много для Церкви? Это была его сугубая церковность, преданность Церкви, Священноначалию, Патриарху, Синоду.
Когда мы, еще будучи студентами, собирались на актовые дни, праздники, владыка Филарет всегда передавал благословение Патриарха и учил нас быть в послушании. Послушание — одна из наивысших добродетелей, на которых зиждется церковная жизнь. Быть преданным Христу, быть преданным Церкви — владыка сам так жил и так учил всех, кого воспитывал.
Дважды в неделю он находил время преподавать в Минской духовной семинарии, возрождение которой в 1989 году проходило под его непосредственным руководством. Образованию он уделял очень большое внимание. Особенно воспитанникам семинарии запоминались его лекции по истории Церкви ХХ века, ведь владыка был свидетелем, а часто и непосредственным участником тех событий, которые описывались в учебнике.
В 1996 году была открыта Минская духовная академия. Митрополит Филарет делал особый акцент на том, что священнослужители, которые служат в Беларуси, должны первое, начальное образование — семинарское — получать здесь, знать историю Беларуси, специфику страны и народа. Сегодня большинство тех, кто трудится в Беларуси, являются выпускниками Минской и Витебской духовных семинарий, что лишний раз подтверждает: преданность Церкви была жизненным кредо митрополита Филарета.
Авторитет экзарха был колоссальный: если что-то не получалось решить в епархии, епископ ехал к митрополиту, и митрополит решал любой вопрос. Он был необычайно энергичным человеком. Однажды к митрополиту Филарету приехал архиерей и стал жаловаться, что время сложное, много проблем, много беспокойства.
Владыка Филарет выслушал и сказал: «Знаете, владыка, беспокойство архиерея начинается тогда, когда он выходит на покой». Больше у того архиерея не было ни вопросов, ни жалоб. Когда митрополит Филарет управлял Гродненской епархией, здесь были открыты новые приходы, возобновились богослужения в Коложской церкви.
Он успевал везде: помимо управления экзархатом был постоянным членом Священного Синода, долгое время был председателем ОВЦС , председателем Синодальной библейско-богословской комиссии, некоторое время был народным депутатом СССР 1991 и депутатом Верховного Совета Беларуси 1990-1995. Появились новые приходы. В одном только Гродно было зарегистрировано больше десяти приходов.
Сейчас у нас в Гродно 19 приходов, последние два были открыты при мне, и для нас этого количества уже достаточно, чтобы охватить весь город. Владыка Артемий большое внимание уделял духовному образованию. Священники как минимум должны были иметь семинарское образование, а городские священнослужители — академическое.
На приходах открывались воскресные школы, церковные библиотеки. Без строительства храма не может быть развития церковной жизни — Какие основные направления в деятельности епархии Вы выделяете сегодня? Многие, побывав первый раз в Гродно, говорят, что это город, полный костелов.
Мы всегда обращаемся к истории и подчеркиваем, что одна из древнейших церквей Беларуси — Борисоглебская Коложская церковь на берегу реки Неман — находится именно у нас, а Гродно — древний православный город.
В Гродно представили нового епископа Гродненского и Волковысского
Открывал ее митрополит Вениамин. Краеведческий Telegram-канал Hrodna 11:27 обратил внимание, что по крайней мере на одном из стендов помещена недостоверная информация. Стенд с фейковой информацией об истории Церкви. Фото: БелТА Это стенд, рассказывающий историю храма на месте сегодняшнего драмтеатра. Известно, что с начала XVI в. В 1854 году комплекс передали православному Борисоглебскому мужскому монастырю. Это было связано с тем, что Коложская церковь, где раньше находился монастырь, частично обвалилась в Неман в результате наводнения.
Однако история храма на стенде начинается так «В Средние века на месте монастыря находился неизвестный православный храм».
Вам, как управляющему Гродненской епархией белорусской православной церкви надлежит обеспечить на ее территории соблюдение вышеуказанных требований законодательства республики Беларусь, а также решений и позиции Синода Белорусской православной церкви», — говорилось в послании экзарха от 17 декабря. Однако архиепископ Артемий увещеваниями пренебрег. Но Церковь не должна быть безразлична ко всему происходящему. Новомученики и праведники нашего времени всегда говорили: «Молчанием предаётся Бог». Быть христианином — это значит быть крестоносцем. Начиная в борьбе со своими пороками, в борьбе со своим личным грехом, в борьбе с общественными нестроениями, с церковными проблемами — это крест тяжелый, который надо нести, иногда жертвуя собой». Теперь судьбу гродненского архиерея должны решить в РПЦ. Пресс-секретарь Гродненской епархии диакон Дмитрий Павлюкевич пояснил, что пока синодальные решения не имеют юридической силы. Синод в Москве будет проходить 17 июня.
Только после этой даты будут опубликованы журналы Синода и решения», — заметил он, добавив, что «у них жизнь идет своим чередом, архиепископ Артемий остается при своей должности». А пресс-секретарь БПЦ иеромонах Афанасий Соколов напомнил, что «бывали случаи в истории, когда наш Синод принимал те или иные решения, но они не были утверждены». Между тем надежды на то, что патриарх Кирилл отменит вердикт белорусских епископов, мало.
По окончании богослужения игумения Гавриила сердечно приветствовала митрополита Феодора и поблагодарила его за отклик прибыть на торжества 30-летия возрождения Гродненской обители. В дар матушка преподнесла Жировицкую икону Божией Матери, памятную панагию митрополита Филарета, а также святую просфору. Архипастырь взаимно приветствовал игумению и вручил ей Казанскую икону Божией Матери и нагрудный знак «Наследники Александра Невского».
В них также отмечается, что Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин и архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний не имеют возражений против перехода Ноздрина в юрисдикцию Польской церкви.
ГРОДНО: ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО НА ЗАПАДНОЙ ГРАНИЦЕ
Гродненская епархия - Синодальный отдел по делам молодежи | Епархия Гродно Филарета улица. |
В Гродно освятили новую церковь в микрорайоне Южном | Официальный видеоканал Гродненской епархии Белорусской Православной Церкви (Белорусский Экзархат Московский Патриархат). |
В единстве с Русской Православной Церковью
15 мая в Гродно состоятся Коложские торжества, приуроченные к 1030-летию православия на белорусских землях и 30-летию возрождения Гродненской епархии. Клирик епархии посетил проживающих в отделении круглосуточного пребывания агрогородка Жупраны. Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Гомельской епархии протоиерей Георгий Алампиев, настоятель прихода протоиерей Сергий Леоньков и духовенство епархии. Во время Великой Отечественной войны территория епархии с городами Гродно, Волковыск и Белосток была присоединена немецкими оккупационными властями к Восточной Пруссии. Главная» Новости» Новости новогрудской епархии официальный сайт. Хатняя старонка» Культура» В Гродно в 20-й раз начался фестиваль «Коложский благовест».
В Гродно представили нового епископа Гродненского и Волковысского
Иерей из Гродно, ранее возглавлявший отдел по отношениям с ВС, перешел в Польскую церковь | Лидская епархия адрес, лидская епархия новости воскресных школ в мае 2023 года, лидская епархия фото, лидская епархия расписание богослужения. |
Состоялось заседание Епархиального Совета: Новогрудская епархия | Преосвященнейшему Амвросию сослужили: секретарь Борисовской епархии, настоятель храма святого благоверного князя Димитрия Донского города Борисова протоиерей Сергий Башкиров. |
Епископ Серафим принял участие в торжествах, посвященных 30-летию Гродненской епархии | Духовник епархии протоиерей Виктор Перегудов обратился к священнослужителям с проповедью. |
Гродненская епархия — Википедия | компании Гродненская Епархия Белорусской Православной Церкви в Гродно: каталог товаров, часы работы, адрес, телефон, обратная связь, официальный сайт, отзывы, новости, вакансии. |
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- В Гродно представили нового епископа Гродненского и Волковысского
- Выставку будто бы готовили профессиональные историки
- По благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора
- Будет служить недалеко от Белостока
- Бывший руководитель православной епархии умер в Гродно
- Государственное учреждение образования
Государственное учреждение образования
- Будет служить недалеко от Белостока
- Актуальная аналитика
- Навигация по записям
- Краеведы нашли фейки на православной выставке в Гродно
- - Гродзенская дыяцэзія
Белорусская церковь решила избавиться от неугодного властям гродненского архиепископа Артемия
Фото:Свято-Покровский кафедральный собор Также глава БПЦ сообщил о назначении нового епископа, который ранее возглавлял «Слуцкую кафедру». После завершения литургии митрополит Вениамин, епископ Антоний и священнослужители «совершили славление празднику Вознесения Господня», — отметили в пресс-службе. Патриарший Экзарх также обратился к епископу Антонию: он пожелал ему «всеукрепляющей помощи Небесного Пастыреначальника Господа» на новой работе. Автор: Павел Господарик Редактор интернет-ресурса Новости по теме:.
По окончании Божественной литургии было совершено славление праведному Лазарю. Затем Преосвященный владыка поздравил всех с Лазаревой субботой, рассказал, что является главным условием для пробуждения и преображения наших душ и познания божественной истины как света, а также преподал верующим архипастырское благословение. Иван Набоков, Марина Наследникова Нашли ошибку?
В интерьере 8-гранные столбы с профилированными базами и капителями делят пространство на плановые ячейки, перекрытые звездчатыми сводами с нервюрами; апсида отделена от основного объема широкой стрельчатой аркой; в зап. Храм был расписан, фрески не сохр. В XIX в. До нач. План ц. Михаила в Сынковичах 1-я пол. Фасады храма и апсиды имеют окна стрельчатых очертаний, углубленные в ниши по 2 - на сев. Фронтон главного фасада оформлен 5 рядами одиночных, сдвоенных и строенных ниш, фронтон вост. Апсиду украшает аркатурный поясок, переходящий на стены вост. В интерьере 4 столба поддерживают крестовые своды с нервюрами; центральная и сев. Квадратные в основании столбы выше имеют форму 8-гранных с 4 вогнутыми гранями. Внутренние стены церкви расчленены лопатками, к-рые объединяются со столбами подпружными арками. Витые лестницы, расположенные в башнях, соединяют пространство храма с помещением над сводами, где размещен оборонный ярус. В 1880-1881 гг. В 1494 г. Литовский Александр основал в Городно 1-й католич. Церкви доминиканский, 1551 или 1553; бернардинский жен. Большинство зданий этого периода построено в стиле барокко. Свод боковой апсиды ц. Заключение Брестской унии 1596 прервало строительство правосл. До кон. Гродно оставался католич. В 1700 г. В 1728 г. В 1726-1751 гг. Фонтаны был сооружен каменный собор униат. Богородицы в Гродно освящен в 1756; в 1843 преобразован в правосл. Гродненский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь. Строительство правосл. Михаила в Изабелине, кон. Софии собор был освящен фарный костел в Гродно кон. Первоначальная постройка с использованием готического и ренессансного стилей и элементов оборонного зодчества представляла собой 3-нефную однобашенную базилику с 5-гранной апсидой, боковыми сакристиями и часовней; 4-ярусная прямоугольная в плане башня-звонница была фланкирована цилиндрическими оборонными башнями; между стрельчатыми окнами боковых фасадов помещались контрфорсы, объединенные вверху аркатурой. В 70-х гг. Гурьевым в ретроспективно-рус. Чагина в русско-визант. Ганебергом и А. Сосновским, придали храму неоготические черты. XVIII - 1-й пол. Сходные архитектурные композиции были характерны как для каменного, так и для деревянного зодчества каменная ц. Георгия в Словатичах, кон. XVIII - нач. Так, ц. Николая в Н. Самуйловичах 1-я пол. Богородицы в Пацевичах 1867 украшена звонницей над входом в виде классической беседки-ротонды. В архитектуре ц. Анны в Задворянах 1-я пол. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в дер. С использованием нек-рых черт стиля ампир были сооружены традиц. Богородицы в Белавичах 1822 , декорированная пилястрами. К постройкам этого стиля относится монументальная ц. Николая в Дубно 1844, реконструирована в 1864 губ. Михаэлисом с планом типа вписанного креста, 5 луковичными главами на высоком круглом барабане над средокрестием и 4 - на башнях над угловыми ячейками , прямоугольной в плане центральной апсидой с примыкающими округлыми апсидами приделов. Все фасады разделены карнизом на 2 яруса, завершаются аттиками, оформлены рядами полуциркульных и полукруглых над дверями окон, выдержанных в едином масштабе. В интерьере 4 столба сложной трапециевидной формы поддерживают купол на световом барабане, где сохранились росписи Деисус в куполе и изображения святителей в барабане. С 60-х гг. Одной из первых подобных построек стала ц. Михаила в г. Щучине 1863 , сев. Граненая кровля увенчана луковичной главкой на глухой шее. Церковь в честь Успения Пресв. Временный комитет по сооружению правосл. В компетенцию присутствия входили: надзор за состоянием правосл. За 22 года работы присутствия было построено ок. Так, схожи по архитектуре церкви Покрова Пресв. Орля, Св. Духа в дер. Озёры обе - 1866 и Покрова в дер. Первомайской 2-я пол. Таким же образом оформлены 3-ярусные с шатрами колокольни, имеющие незначительные отличия в отделке. По единому проекту построены церкви: Успенская в дер. Коптевке 1864-1868 , св. Димитрия в дер. Берестовица 1866 , Успения Пресв. Ятвеск 1873-1876 , свт. Николая в дер. Рымки 1876. Все постройки выполнены из бутового камня, неоштукатурены, углы объемов декорированы пилястрами, фасады завершены аркатурными фризами; полуциркульные окна сдвоенные на фасадах храмов и трапезных, одинарные на стенах нижнего яруса трапезной имеют обрамление в виде лучей. Подобные храмы продолжали строить в этой местности и в нач. Раковичи, 10-е гг. Гольни 1903 в целом повторяет композицию и декор памятников этого типа, но имеет с вост. Церковь в честь Преображения Господня в дер. Церковь Покрова Пресв. Олекшицы 1865-1871, проект архит. Михаэлиса , сохраняя типичную для указанного периода композицию относится к др. Храм имеет кубовидный объем с невысокой 4-скатной кровлей, увенчан достаточно крупной луковичной главой на 8-гранном барабане; апсида прямоугольная в плане, со скошенными углами; с запада пристроена трапезная и 2-ярусная колокольня, увенчанная шатром с луковичной главкой. Храм оштукатурен, украшен по углам объемов пилястрами с декоративными нишами, стрельчатыми окнами 2 - на сев. К архитектуре этого храма близок типовой проект губ. Каленкевича, использованный при постройке церквей Крестовоздвиженской в дер. Головачи и св. Александра Невского в дер. Индуре обе 1881, проект 1877. В отличие от церкви в Олекшицах эти постройки имеют большие 5-гранные апсиды, иное оформление: более развитые карнизы с филенчатым фризом, килевидное обрамление окон и арочных проемов звона. Типологически отличаются от перечисленных построек церкви с планом в виде креста. Преображения Господня в пос. Острына 1875 имеет центральный кубовидный объем со скошенными углами, к к-рому примыкают равные вост. Над средокрестием помещен 8-гранный с заломом шатер с луковичной главкой. С запада пристроена 3-ярусная колокольня, увенчанная шатром. Храм сложен из бутового камня, декорирован белеными деталями: пилястрами по углам объемов, городчатыми фризами, обрамлениями арочных оконных проемов. Аналогичная композиция характерна для ц. Иоанна Предтечи в дер. Лунна 1886 : шатер на высоком световом барабане, полукруглая апсида, примыкающая к вост. Среди построек 2-й пол. Деречин 1863; обновлен в 1868 ; центральный кубовидный объем имеет план типа вписанного креста, к нему с востока примыкает прямоугольная в плане апсида, с запада - симметричный апсиде притвор, сообщающие постройке крестообразную композицию. Углы объемов отмечены пилястрами; фасады завершают карниз с сухариками и аттик. Троицы в дер. Крупец, 2-я пол. Рождества Богородицы в дер. Красный Партизан, нач. На гранях барабанов - полуциркульные окна 8 - на центральной, по 4 - на боковых главах ; ребра граней оформлены пилястрами; над каждой гранью помещены килевидные кокошники, под окнами боковых глав - декоративные балюстрады. В интерьере храма сохранились росписи. Церковь в честь Покрова Пресв. Типологически был близок церкви в Деречине несохранившийся храм во имя св. Александра Невского в Гродно 1866-1871, освящ. Александра II от покушения в 1866 г. Богородицы 1904-1905, по проекту архит. Прозорова, строительство под рук. Над алтарной частью возведен невысокий четверик с пятиглавием, над зап. Боковые фасады храма ритмично расчленены прямоугольными оконными проемами, простенки между ними украшены лопатками с ширинками. Храм имеет насыщенный декор: кокошники, витые колонки, карнизы, килеобразные завершения наличников, перспективные порталы, рельефные кресты на фасадах, аркатурные пояса на барабанах и т. В интерьере 12 столбов с перекинутыми между ними арками делят пространство на 3 нефа, каждый из к-рых перекрыт плоским плафоном с орнаментальной росписью. Храм во имя св. Анны в дер. Межиречи 1903 построен с использованием элементов рус. Это прямоугольная в плане постройка с возвышающимся четвериком, увенчанным луковичной главой на барабане. С востока примыкает 3-гранная апсида, с запада - притвор с расположенной над ним звонницей восьмерик на четверике , завершенной шатром. Главный вход украшен порталом с вимпергом; фасады расчленены полуциркульными оконными проемами, сдвоенными на стенах ризалитов благодаря спаренным колонкам; углы объемов оформлены колонками, врезанными в угловые ниши. Фасады украшены аркатурными и зубчатыми фризами, рельефными крестами, поясом кокошников у основания шатра звонницы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в дер. Мильковщина 1908 имеет план в форме лат. С востока примыкает 3-гранная апсида, в вост. Храм декорирован кокошниками, тягами, ширинками, гирьками, карнизными поясами с нишками, зубчиками, поребриком и т. Интерьер кафедрального собора в честь Покрова Пресв. XIX - нач. К 1914 г. Иоанна Богослова в дер. Демброво, 1993; каменные церкви: равпоап. Ольги в Гродно, 1995; в честь Собора Белорусских святых в дер. Верейки, 1995; иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Мосты, 1997. История архитектуры Белоруссии. Минск, 19772; он же. Архитектурные памятники Гродно. Минск, 1983; Гродно. Минск, 1987; Трацевский В. Церкви-крепости в Сынковичах и Малом Можейкове: Ист. Минск, 1989; Кушнеревич А. Борисоглебская Коложская церковь в Гродно: Ист. Минск, 1992; Гордеев Ю. Гродно, 2001. Праваслауныя храмы на Беларусi: Энцыкл. Мiнск, 2001; Слюнькова И. Спрингис Памятники изобразительного искусства Древние памятники Гродно с напольными плиточными орнаментами Пречистенская, Нижняя церкви и майоликовый декор стен Борисоглебской Коложской ц. Существование в XII в. Грязнова; металлические пластины алтарной преграды с образами Федота? Городно был связан с Волынью, и можно предположить наличие общих черт в искусстве этих центров. Еще в XIX в. Существуют немногочисленные свидетельства о возникновении сельских приходов в XV в. О скромном убранстве церквей Зап. Руси в этот период писал в «Истории Русской Церкви» митр. Макарий Булгаков , он же отмечал перемены, происшедшие в нач. История РЦ. В 1498-1500 гг. Ходкевич и Смоленский еп. Александр Солтан основали мон-рь в Супрасле, впосл. Росписи Благовещенской ц. С Борисоглебским мон-рем при Борисоглебской Коложской ц. Ионе грамота кор. Боны, 1546 и его ученике Офанасе Онтоновиче произведения обоих неизв. Из документа следует, что архим. Иона призвал Офанаса к суду за то, что тот не отработал при нем положенных 6 лет в качестве платы за обучение. Художник же утверждал, что был у Ионы не учеником, а помощником. Суд обязал Офанаса отработать год, а Иону рассчитаться с ним за труды 2 копами денег или куском пурпурного бархата. Опустошительная война 1654-1667 гг. О нек-рых, сохранившихся в сельских приходах, сообщают разные источники. В Георгиевской ц. Котра еще в 1866 г. Георгия «... Георгия с славянскими надписями» - Литовские ЕВ.
Готовимся, берем отпуска! Можно присоединиться на любом этапе, в любой день. В последний день Крестного Хода в Минск и обратно будет, с Божией помощью, организован трансфер паломников. Сынковичи участие в праздновании чудотворной иконы «Всецарица» с заездом в д. Жировичи к Жировичской иконе Божьей Матери и на святой источник информация по тел.
Гродненская епархия
Но, с другой стороны, надо помнить, что когда мы нарушаем заповеди, то каждый раз мы уподобляемся тем людям, которые после радостной встречи отвернулись от Христа, предав Его, и кричали: распни, распни Его! В конце беседы все присутствующие приняли участие в мастер-классе по украшению веточек вербы к предстоящему празднику. Прочитано 73.
Дорожко, начальник Гродненского областного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Д. После сугубой ектении Патриарший экзарх вознес молитву о восстановлении мира. Проповедь на запричастном стихе произнес протоиерей Александр Железный. По окончании Божественной литургии было совершено славление Коложскому образу Пресвятой Богородицы.
Архиепископ Антоний обратился с приветственным словом к митрополиту Вениамину и преподнес в дар Его Высокопреосвященству икону священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. С приветственным словом от имени региональной власти обратилась председатель Гродненского областного совета депутатов Е. Патриарший экзарх обратился к верующим с архипастырским словом и в память о торжествах преподнес архиепископу Антонию факсимильное издание Жировичского Евангелия. Всем молящимся митрополит Вениамин вручил образки Казанской иконы Божией Матери. Далее для паломников была организована трапеза.
Сегодня, 18 сентября, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, Глава Волгоградской митрополии возглавил Божественную литургию в Рождественско-Богородичном ставропигиальном женском монастыре города Гродно. У врат обители Его Высокопреосвященство встречала матушка настоятельница игумения Гавриила Глухова , а также воспитанники монастырской воскресной школы. По окончании богослужения игумения Гавриила сердечно приветствовала митрополита Феодора и поблагодарила его за отклик прибыть на торжества 30-летия возрождения Гродненской обители.
Ему было 70 лет, 25 апреля исполнилось бы 71. Прощание с архиепископом Артемием — в миру — Александр Анатольевич Кищенко— пройдет в Свято-Покровском кафедральном соборе Гродно в течение двух дней. Верующие могут приходить к гробу священника с 13. В понедельник в 8. В полдень гроб с телом Артемия перевезут в Минск. Архиепископ завещал, что он должен быть похоронен рядом с могилами родственников на Чижовском кладбище.
Гродненская епархия
Гродненский священник Андрей Ноздрин покинул Беларусь | Епархия сегодня. |
Богослужение в Лазареву субботу | Определением нашим от 7 мая 2023 года религиозная община «Приход храма Собора Всех Белорусских Святых г. Гродно Гродненской епархии Белорусской Православной Церкви». |
Гродненская епархия 2024 | ВКонтакте | Санкт-Петербургская Митрополия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). |
Гродненская епархия поменяла в соцсетях свой герб. Догадайтесь, какое сочетание цветов убрали | По материалам Свято-Покровского кафедрального собора Posted in Главное, Новости, Служение архиерея. |
- Гродзенская дыяцэзія | Представление епископа Антония Гродно Покровский собор ютуб. |
БОРИСОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
Organization: Internet Archive These crawls are part of an effort to archive pages as they are created and archive the pages that they refer to. That way, as the pages that are referenced are changed or taken from the web, a link to the version that was live when the page was written will be preserved.
При этом митр. Иона писал, что такие границы наместничества установились «при моем брате, при Фотее митрополите» РФА. Киевским митрополитам подчинялся гродненский Борисоглебский Коложский мон-рь, имевший право выборного самоуправления. В 1414 г. Витовт отказался принять в Городно митр.
Фотия, совершавшего объезд западнорус. Витовт запретил митрополиту посещать Великое княжество Литовское, конфисковал принадлежавшие ему земли. Киевским митрополитом Григория Цамблака. В 1420 г. Григория, Витовт примирился со свт. Фотием, зап.
XV - кон. Материальное благосостояние мн. Сигизмунд I выделил часть доходов с королевских имений для содержания богадельни при Борисоглебской Коложской ц. В 1558-1560 гг. Дыбовский и Л. Война при инвентарном описании Гродненской экономии назвали в Гродно 5 церквей, 2 костела и синагогу Писцовая книга Гродненской экономии.
Вильна, 1882. Кроме Пречистенской соборной и Борисоглебской монастырской церквей существовали Крестовоздвиженская на Подоле, отданная в 1674 г. Упоминаются также Симеоновская позже на ее месте построен иезуитский костел и Малая Коложская. В 1591 г. С 1536 г. Пречистенский храм в Волковыске.
В XVI в. Богородицы в Мурованке совр. Щучинский р-н и во имя арх. Михаила в Сынковичах совр. Зельвенский р-н. Гродненский замок.
Белоруссии широко распространились насаждаемые местными магнатами протестант. Николай Радзивилл Чёрный, и социнианство, насаждавшееся Я. Распространение протестант. К кон. XVI - кон. XVIII в.
После принятия большинством западнорус. Униатскими приходами и мон-рями на Гродненщине управлял митрополит, живший в Вильно или Новогрудке. Ужесточение законов Речи Посполитой в отношении православных и агрессивная прозелитическая деятельность иезуитов способствовали тому, что большинство местной правосл. В 1622 г. Косодубского в городе была устроена миссия иезуитов, в 1625 г. Миссии иезуитов были также основаны в Волковыске и др.
В 1643 г. Бригиты, на содержание к-рого ктиторы пожертвовали неск. До 1655 г. Политика латинизации и полонизации распространялась не только на православных, но и на униатов. Последний крупный переход униатов в католич. Церковь во имя арх.
Михаила в дер. Верными Православию на гродненских землях оставались мон-ри: заблудовский в честь Успения Пресв. Богородицы, бельский во имя свт. Николая Чудотворца, дрогичинские в честь Св. Троицы и Спасо-Преображенский, подчинявшиеся Киевскому митрополиту, к-рый с 1783 г. Переяславской и Бориспольской епископской кафедры в юрисдикции РПЦ, во главе к-рой указом имп.
Екатерины II от 27 марта 1785 г. Слуцкий архим. Виктор Садковский , епископская хиротония к-рого состоялась 9 июня в киевском Софийском соборе; одновременно еп. Виктор стал коадъютором Киевского митрополита. XVIII - кон. XIX в.
В 1795 г. В образованной в 1801 г. Гродненской губ. Симеона Столпника, в то же время в губернии действовало 559 костелов Гродненские ЕВ. В 1807 г. Софийский собор, к-рый стал кафедральным.
В 1833 г. В 1840 г. В 1828 г. Николая I униат. В состав Литовского диоцеза вошли Гродненская и Виленская губернии, Белостокская обл. Епархиальное управление и епископская кафедра находились в Жировицком мон-ре.
Здесь же помещалась униат. ДС, в ведении к-рой находилось неск. Церковь на белорус. Униатов воссоединение , состоявшееся на Полоцком Соборе в 1839 г. Иосифа Семашко , в Гродненской губ. Назимова, население Гродненской и Виленской губерний «почти наполовину принадлежит православной Церкви» цит.
В 1843 г. Богородичный мон-рь базилианок в Гродно был преобразован в правосл. В 1853 г. В апр. В 1864-1890 гг. Сергия Радонежского в гродненском мон-ре Рождества Пресв.
Богородицы 1866 , ц. Александра Невского в Гродно 1870, разрушена в 1938 , отремонтированы 63 церкви. В 1895-1896 гг. Основную роль в деле фактического возвращения униатов в Православие по замыслу властей должны были играть церковноприходские школы. В 1860 г. Активное создание школ в Гродненской губ.
Только за 2-ю пол. В 1889 г. В 1895 г. Богородицы начала работу певч. В 1896 г. Гродненская епархия в 1900-1991 гг.
Святейший Синод принял решение на части территории Литовской епархии учредить самостоятельную Гродненскую и Брестскую епархию. Пределы новой епархии определялись границами Гродненской губ. Гродненской и Брестской областями Белоруссии и Подлясским воеводством Польши адм. Первым Гродненским епископом стал сщмч. Иоаким Левицкий , бывш. В начале своего существования епархия была разделена на 26 благочиний, имела 654 храма и часовни, в к-рых служили 365 иереев и 30 диаконов, 5 мон-рей с 42 монашествующими гродненские во имя святых Бориса и Глеба и в честь Рождества Пресв.
Богородицы, жировицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы , супрасльский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы , красностокский в честь Рождества Пресв. В Гродно действовали правосл. Богородицы в жен. По благословению еп. Иоакима при Жировицком ДУ преобразовано из униатского в 1839 начали работу ежегодные педагогические курсы для учителей церковноприходских школ. Ежегодно проводились регентские курсы в Гродно , а также уездные курсы для учителей церковного пения и псаломщиков.
Статус епархиальных имели братства Софийское в Гродно учреждено в 1882, имело попечение о церковно-школьном деле , слонимское Преображенское создано в 1560, восстановлено в 1866 , брестское Свято-Николаевское создано в 1591, восстановлено в 1867 , красностокское во имя Пресв. Богородицы учреждено 1903. Почти при каждом храме существовали приходские братства, из к-рых наиболее деятельным было Петропавловское в Волковыске 1866-1870, 1873-1915 , ставившее задачей заботу о правосл. РГБИ Гродно. РГБИ В 1901-1915 гг. В 1906 г.
В 1907 г. Богородицы совр. Во время первой мировой войны большинство священнослужителей и правосл. В февр. Михаил Ермаков вместе с братией гродненского Борисоглебского мон-ря. В сент.
Владимир Тихоницкий и в отсутствие правящего архиерея по благословению Патриарха св. Тихона Белавина вступил в управление Гродненской епархией. По Рижскому договору 1921 г. Согласно переписи того же года, на территории епархии жило более 484 тыс. В 1923 г. В 1928 г.
В условиях преследования правосл. Пилсудского для отделения польск. Владимир отстаивал необходимость сохранения канонического единства с РПЦ. Несмотря на протесты, в 1925 г. Священноначалие РПЦ не признало канонической законности этого акта. В 1929 г.
Церковь в Польше инициировала дело о ревиндикации отчуждении храмов и имущества правосл. Церкви, принадлежавших до 1839 г. В Гродненской епархии католики требовали возвращения 174 церквей. Православным в судебном порядке удалось отстоять значительную их часть. Тем не менее у Гродненской епархии было отнято ок. Богородицы в Мурованке.
В 1938 г. Александра Невского. Имели место случаи насильственного захвата правосл. Церкви и возрождения униатства, в т. В 1924 г. Сынковичи действовал его филиал.
Власти добивались использования польск. Несогласных священнослужителей лишали приходов, облагали денежными штрафами, арестовывали, депортировали в концентрационный лагерь в Берёзе-Картусской. Полонизации правосл. Церкви содействовали «общества православных поляков», а также созданный в Гродно в 1938 г. Ковчег с частицей мощей мч. В окт.
Незадолго до введения советских войск в Зап. Белоруссию Гродненский еп. Савва Советов эмигрировал. Пантелеимон Рожновский , прежде находившийся на покое: он был уволен за непризнание автокефалии правосл. Церкви в Польше. Патриарший Местоблюститель митр.
Сергий Страгородский утвердил его правящим архиереем Пинско-Новогрудской епархии, в состав к-рой были включены гродненские земли. Сергия Гродненская епархия была восстановлена с названием Гродненская и Вилейская. Епархия объединила территорию бывш. Гродненской, Виленской и Пинско-Новогрудской епархий, кроме территорий, отошедших Литве, и включала 307 приходов. Украины и Зап. Венедиктом Бобковским.
Во время Великой Отечественной войны территория епархии с городами Гродно, Волковыск и Белосток была присоединена нем. В 1941 г. Пантелеимон назначил управляющим приходами на этой территории Брестского еп. Венедикта, жившего в Жировицком мон-ре. Венедикта в Гродно и Жировичах открылись курсы по подготовке кандидатов в священнослужители. Венедикт вместе с архиеп.
Пантелеимоном принял условия Генерального комиссариата Белоруссии о подготовке к учреждению автокефальной Церкви. Венедиктом Бобковским , вошедшим в Синод Белорусской правосл. Венедикт не присутствовал на Всебелорусском Соборе 30 авг. В 1942-1944 гг. Гродненская епархия включала 15 благочиннических округов: Белостокский, Бельский, Великоберестовицкий, Верховичский, Волковысский, Гайновский, Гродненский, Зельвенский, Каменецкий, Остринский, Пружанский, Росский, Семятичский, Сокольский, на данной территории действовало 166 приходов. В первых числах июля 1944 г.
В годы войны духовенство и паства епархии терпели притеснение с неск. Армии Крайовой. Деструктивной была также позиция по отношению к правосл. Церкви созданной в окт. Белоруссию, архиеп. Венедикт вместе с др.
С 1944 г.
С февр. Артемий является председателем Объединения молодежи Белорусской Православной Церкви. Коложская икона Божией Матери. XVII в. Гродненские братства Владимирское создано в 1993 , Борисоглебское создано в 1997 , Софийское молодежное при Покровском кафедральном соборе Гродно создано в 2001 , во имя прп.
Серафима Саровского при храме в честь Собора Белорусских святых ведут издательскую работу с 1997 издается «Листок Свято-Владимирского братства» , опекают пациентов гродненских 2-й городской и областной больниц, осуществляют попечительство над школой-интернатом для детей с особенностями психофизического развития, проводят просветительскую и социальную работу среди больных и одиноких людей. Братства во имя св. Гавриила при Покровском храме в дер. Поречье Гродненского р-на создано в 2002 ведут социальную и просветительскую работу, способствуют восстановлению храмов. Иулиании Ольшанской при Покровском кафедральном соборе создано в 1997 и во имя мучениц Веры, Надежды, Любови при гродненской ц. Сестричество во имя мч.
Трифона при Ильинском храме г. Мосты Гродненской обл. Священнослужители епархии окормляют пациентов гродненских областной и 2-й гор. Святыни В гродненском Покровском соборе хранятся частицы мощей мч. Иоанна Кормянского и прп. Евфросинии Полоцкой.
В гродненском мон-ре Рождества Пресв. До 1915 г. Первоначально икона находилась в Борисоглебской Коложской ц. Борисоглебский мон-рь, в 1915 г. В храмах епархии почитаются совр. Архиереи : еп.
Иоаким Левицкий; 13. Никанор Каменский; 26. Михаил Ермаков; 9. Владимир Тихоницкий; сент. Алексий Громадский; управлял епархией с 12. Антоний Марценко; апр.
Савва Советов; 1937 - сент. Пантелеимон Рожновский; с 17 окт. Пинско-Новогрудский, 24. Гродненско-Вилейский , архиеп. Венедикт Бобковский; 3. Варсонофий Гриневич; 30.
Паисий Образцов; 18. Сергий Ларин; 17. Валентин Мищук; 18. Минский Филарет Вахромеев; 26. Артемий Кищенко; с 4. Упраздненные : Коложский во имя святых мучеников Бориса и Глеба в Гродно, муж.
Монастыри, относившиеся к Гродненской епархии в 1900-1950 гг. Богородицы муж. Белостока Польша , основан в 1498, в нач. Богородицы в с. Жировичи Слонимского р-на Гродненской обл. Богородицы в Красностоке совр.
Ружанысток, Польша , жен. Богородицы, ставшего приписным к Красностокскому, прекратил существование в 1915 ; Дрогичинский в г. Дрогичине Бельского у. В наст. Богородицы в Гродно, жен. Богородицы, к к-рому гродненская обитель стала приписной, закрыт в 1960, восстановлен в 1992, с 14 дек.
Гродно, 1866. Церкви; Памятная кн. Гродно, 1899. Туровские уставы XIV в. Гродненский правосл. Церкви в Гродненской губ.
Гродна, 1893; он же. Воронеж, 1899. Вильна, 1895; Романовский И. Православие в Гродненской губ. Гродна, 1899; Орловский Е. Судьбы Православия в связи с историей латинства и унии в Гродненской губ.
Гродна, 1903; он же. Гродненская старина. Гродна, 1910. Grodno, 1925; idem. Grodno, 1938; Krakowski S. Wilno, 1930; Воронин Н.
Древний Гродно: По мат-лам археол. Раскопки городища «Шведская гора» в Волковыске в 1954 г. Минск, 1957. Древности белорус. Грамотность горожан древнерус. Раскопки в Волковыске в 1958 г.
Раскопки в Волковыске в 1959 г. Образование Литов. К вопросу о памятниках зодчества XII в. Минск, 1975; он же. Минск, 1989; Улащик Н. Введение в изуч.
Е, Зданович Н. Гродна, 19952; Правосл. Церковь на Украине и в Польше в XX ст. МИЦ; Кн. Мiнск, 1999; Дорош Н. Гродно, 2000; Черепица В.
Очерки истории правосл. Церкви на Гродненщине. Гродно, 2000. Гродно, 2001; он же. Гродно, 2003; Сагановiч Г. Мон-ри вост.
Границы в пограничье: Белорусы и этнолингвистическая политика Российской империи на зап. Мiнск, 2003. Кузьмин, Л. Кулаженко Майоликовый декор на фасаде Борисоглебской Коложской ц. Майоликовый декор на фасаде Борисоглебской Коложской ц. На территории Городно, являвшегося в XII - 1-й пол.
Археологические раскопки на Замковой горе 1932-1933, 1937-1939 - польск. Йодковский, Я. Войцеховский, З. Дурчевский; 1949 - Н. Воронин выявили существование здесь в кон. Неман, напротив Замковой горы, была сооружена Борисоглебская Коложская ц.
Гродненский Коложский во имя мучеников Бориса и Глеба мужской монастырь. Нижняя церковь сохр. Из 3 апсид храма конструктивно была выделена лишь центральная, боковые имели ниши в вост. Предполагается, что у храма было позакомарное покрытие. Входы располагались с зап. В юго-зап.
Стены были сложены из плинфы сплошной порядовой кладкой с включением валунов и кувшинов-голосников. Фасады, а также внутренние стены были разделены лопатками, отвечавшими расстановке столбов в интерьере; по углам лопатки отсутствовали. Храм был декорирован майоликовыми вставками в форме креста и розеток коричневого и зеленого цветов. Сохранившийся пол выложен диагональными рядами майоликовых плиток зеленого, желтого и коричневого цвета; в подкупольном пространстве рисунок пола представляет собой 5 орнаментированных кругов, вписанных в равноконечный крест. В этот же период была сооружена 6-столпная Пречистенская ц. Гродненский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь ; сохр.
Гравюра М. РНБ «Подол» в Гродно. РНБ Отличительной особенностью местной архитектурной школы стало «украшение фасадов зданий разноцветными камнями-вставками и майоликовыми плитками Нижняя и Коложская церкви » Белорус. Городенская школа зодчих была синтезом волынской строительные традиции и полоцкой архитектурные формы и производство кирпича школ Раппопорт П, А. Зодчество XII в. Минск, 1983.
Пречистенская церковь XII в. Городно вошел в состав Великого княжества Литовского. О строительстве каменных храмов в этот период сведений не обнаружено. Литовский Витовт заменил деревянную крепость города каменной и построил в готическом стиле новый княжеский дворец Старый, или Верхний, замок , а невдалеке от ворот крепости - т. Нижний замок, также обнесенный каменными стенами. В зап.
Верхняя церковь Воскресенская открыта археологами в 1933, перенесена в отдельный павильон Гродненского историко-архитектурного музея; сохр. Техника кладки Верхней церкви близка к технике кладки Нижней и Борисоглебской Коложской церквей, что свидетельствует о ее принадлежности гродненской школе зодчества. План аналогичен древнерус. Источники XVI в. На месте совр. Богородицы находилась каменная Пречистенская ц.
Общий вид города и схематичное изображение его храмов показано на гравюре 1568-1572 гг. Braun G. Civitates orbis terrarum colonial. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в дер. Мурованке Маломожейково.
С кон. XV до сер. Прототипом подобных сооружений стал собор Св. Софии в Полоцке, перестроенный в кон. XV - нач. Мурованке Маломожейково и во имя арх.
Богородицы в Мурованке 1524; значительно пострадала в 1656, во время русско-польск. Внешнее оформление храма имеет ярусное построение: 1-й ярус полностью лишен декора; во 2-м ярусе юж. Главный фасад декорирован 3 равновеликими нишами с лучковым завершением, в центральной - круглое окно. Выше по всему периметру стен и башен помещен ряд бойниц под завершающим фасады профилированным карнизом. Фигурный щипец разделен на 3 яруса ренессансной аркатурой и завершен, как и все башни, крестом на «яблоке». Апсида украшена 3 окнами, как на фасаде.
Полуциркульные ниши украшают вост. В интерьере 8-гранные столбы с профилированными базами и капителями делят пространство на плановые ячейки, перекрытые звездчатыми сводами с нервюрами; апсида отделена от основного объема широкой стрельчатой аркой; в зап. Храм был расписан, фрески не сохр. В XIX в. До нач. План ц.
Михаила в Сынковичах 1-я пол. Фасады храма и апсиды имеют окна стрельчатых очертаний, углубленные в ниши по 2 - на сев. Фронтон главного фасада оформлен 5 рядами одиночных, сдвоенных и строенных ниш, фронтон вост. Апсиду украшает аркатурный поясок, переходящий на стены вост. В интерьере 4 столба поддерживают крестовые своды с нервюрами; центральная и сев. Квадратные в основании столбы выше имеют форму 8-гранных с 4 вогнутыми гранями.
Внутренние стены церкви расчленены лопатками, к-рые объединяются со столбами подпружными арками. Витые лестницы, расположенные в башнях, соединяют пространство храма с помещением над сводами, где размещен оборонный ярус. В 1880-1881 гг. В 1494 г. Литовский Александр основал в Городно 1-й католич. Церкви доминиканский, 1551 или 1553; бернардинский жен.
Большинство зданий этого периода построено в стиле барокко. Свод боковой апсиды ц. Заключение Брестской унии 1596 прервало строительство правосл. До кон. Гродно оставался католич. В 1700 г.
В 1728 г.
По окончании богослужения епископ Амвросий обратился к верующим с проповедью, после чего преподал молящимся архипастырское благословение. В ходе архипастырского визита владыка посетил приход храма Рождества Пресвятой Богородицы д.
Плиса Смолевичского района. Похожие записи.
В единстве с Русской Православной Церковью
Новости. Отдел. Ответственные в епархиях. Во время Великой Отечественной войны территория епархии с городами Гродно, Волковыск и Белосток была присоединена немецкими оккупационными властями к Восточной Пруссии. Борисоглебская Епархия Воронежская Митрополия Московский Патриархат. Впервые можно прочитать упоминание о Гродно в древнерусских летописях 1127 года. Гродненская епархия официальный сайт новости.
Гродненская епархия новости
Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Гомельской епархии протоиерей Георгий Алампиев, настоятель прихода протоиерей Сергий Леоньков и духовенство епархии. В приветственном слове к участникам XX фестиваля православных песнопений Гродненской епархии архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний поздравил всех с двумя. Гродненская Епархия, Белорусская Православная Церковь, г. Гродно, улица Митрополита Филарета, 1. Хатняя старонка» Культура» В Гродно в 20-й раз начался фестиваль «Коложский благовест». О смерти архиепископа сообщает Гродненская епархия. В воскресенье, 13 июня, митрополит Минский и Заславский Вениамин в Покровском соборе Гродно представил новоназначенного епископа Гродненского и Волковысского Антония.