7 января 2024 года в России будут отмечать Рождество Христово – один из главных христианских праздников. Содержание новости. Само Рождество начинают праздновать с первой звездой в Сочельник — 6 января, затем празднование продолжается 7 января. Рождество Христово в 2024 году отметят 7 января: история и традиции. Об истории и традициях праздника, какого числа и как его отметят в России в 2024 году – в материале РИА тво Христово 2024 в РоссииРождество Христово – один из главных христианских праздников.
Традиции и запреты Рождества 2024: почему нельзя гадать на Святки
Христиане празднуют этот великий праздник во всем мире многие века. Мы сохраняем традиции и стараемся подчеркнуть в России религиозный смысл этого праздника. На Западе о нем говорят как о хорошем светском мероприятии с подарками и добрыми хорошими пожеланиями. Это прекрасно, но нельзя забывать об и истории и значении этого дня для христиан. Рождественский пост Рождественский пост готовит православных христиан к самому важному — Рождеству Христову. Рождественский пост является последним многодневным постом в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января. Он длится сорок дней, поэтому называется в церковном уставе Четыредесятницей, как и Великий пост. Также Рождественский пост называют Филипповым, так как заговенье приходится на день памяти святого апостола Филиппа. Рождественский пост в 2023 году: когда начинается, сколько длится, зачем поститься Рождественский пост является единением с Богом и подготовкой к празднованию светлого Рождества Христова.
Он помогает православным очистить свою душу покаянием и молитвой и с чистым сердцем встретить рождение Иисуса Христа. Как рассказал «Вечерней Москве» священник Максим Филонов, главное в Рождественский пост — не забывать о молитвах и помогать ближним. Но нужно помнить, что в эти 40 дней важно молиться, наполнять свое сердце и душу добрыми мыслями и делами.
В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости.
Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям. Иконография праздника Рождество Христово, греческая икона XVI века Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом — Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем.
У яслей Спасителя присутствуют животные — вол и осел — как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» Ис. Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана , который был архиепископом Равенны в середине VI века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним — вол, осел и Иосиф Обручник , вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку.
Сюжет восходит к главе 20 протоевангелия Иакова , в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит.
Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом. После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках например, на фреске 1680 года из церкви Илии Пророка в Ярославле сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках. Основная композиция Рождества изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа в различных памятниках будет — особенно в VIII — IX веках — дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца.
Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии Мф. Чрезвычайно редко в иконах Рождества Христова фиксируется изображение пророка Исаии , предрекшего рождение Спасителя от Девы. Много вопросов вызывает и фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом а иногда и с самой Богоматерью [6]. На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями.
Рождественский цикл уже в XI—XII столетиях почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой. В связи с обзором монументальных ансамблей следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому сюжету уделялось особое место. Чаще всего Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери : сюжеты находились друг напротив друга, например на южной и северной стенах. Это символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для жизни на небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами. В Рождестве Спаситель в пеленах лежит в яслях, а в Успении Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца.
Они связаны с деятельностью митрополита Мелетия Метаксакиса , который в короткий срок успел побывать Предстоятелем трех Автокефальных Церквей и провел ряд реформ, попытавшись изменить основы православной экклесиологии. Известный своими модернистскими взглядами и открытым общением с представителями западных Церквей, реформатор Метаксакис за нарушение канонов в декабре 1921 года был низвергнут Синодом Элладской Церкви. Но решение Синода было отменено, и митрополит Мелетий в январе 1922 года стал Константинопольским Патриархом.
В июне 1923 года в Стамбуле Метаксакис созвал так называемый «Всеправославный конгресс», на котором и было принято решение об изменении календаря Православной Церкви. Это было сделано вопреки постановлениям Великих Соборов 1583, 1587 и 1593 годов и привело к трагическим последствиям. Впрочем, всеправославным конгресс можно назвать лишь условно.
Антиохийская, Иерусалимская и Александрийская Патриархии от участия отказались. Русская Православная Церковь в это время переживала не лучшие времена, в самом разгаре был раскол. Других Православных Поместных Церквей к тому моменту еще не существовало.
Переход на новый календарь произошел в первую очередь в Греции и вызвал не только раскол внутри Церкви, разделив верующих на старостильников и новостильников, но даже привел к кровопролитию: недовольные решением собора верующие разгромили резиденцию Константинопольского Патриарха. А самого Мелетия вынудили не только отречься от патриаршества, но и покинуть Стамбул. Почему часть Церквей служит по григорианскому календарю, как католики?
Считать так ошибочно. Даже на соборе в Константинополе в 1923 году собравшиеся беспокоились, что календарная реформа может быть превратно воспринята как исходящая от Папы. Поэтому для расчета неподвижных праздников возник особый календарь — новоюлианский, который и используется одиннадцатью Поместными Церквями.
Этот календарь является модификацией юлианского, но до 28 февраля 2800 года будет полностью совпадать с григорианским, хотя и построен на более сложном расчете. В 900-летнем цикле он упраздняет 7 суток, в отличие от григорианского календаря, который убирает 3 дня за 400 лет. Новоюлианский календарь был разработан сербским астрономом и математиком, профессором Белградского университета Милутином Миланковичем в 1924 году.
Впрочем, исчисление Пасхалии всеми Поместными Церквями, кроме Финляндской Православной Церкви, ведется сегодня по юлианскому календарю. Почему Русская Православная Церковь не присоединилась к соборному решению 1923 года? Как раз присоединилась, но вынужденно.
Однако он вызвал такое несогласие внутри Церкви и среди верующих, что спустя 24 дня Патриарх распорядился отложить введение нового стиля в церковное употребление. Можно сказать, что это было сделано ради мира внутри общины верующих. При этом для самих верующих сохранение старых церковных календарных традиций в советские годы стало актом исповедания веры.
Одиннадцать Поместных Церквей — это много или мало? Когда мы сравниваем одиннадцать Церквей с четырьмя, разница кажется значительной. Русская Православная Церковь насчитывает более 120 млн верующих, еще около 8-10 млн приходится на сербов, рассеянных по всему миру, 4 млн православных в Грузии, около 1 млн в Польше и небольшая часть в Греции, на Афоне и в Иерусалиме.
По самым грубым расчетам 136 млн православных придерживаются старого стиля. Им противопоставлены Элладская Церковь, в которой состоит 9 млн верующих, Константинопольская — 3,5 млн, самая многочисленная Румынская Православная Церковь насчитывает около 19 млн православных, в Болгарии их 6 млн. Антиохийская, Кипрская, Албанская, Александрийская и Православная Церковь Чешских земель и Словакии вместе насчитывают примерно 3 млн верующих.
Даже дети знают, что в Рождество родился Иисус Христос, что произошло это в Вифлееме, что его родители не смогли в эту ночь найти себе пристанища, ночевали в загоне для коров и овец, а первой колыбелью для будущего Спасителя стала кормушка для скота — ясли. Согласно библейским текстам, в момент рождения Иисуса в небе засияла новая звезда. Волхвы, увидев ее, пришли поздравить Марию с рождением Спасителя и принесли ему дары. От этого произошли сразу две рождественские традиции — дарить подарки и украшать верхушку елки звездой. Праздник Рождества, согласно церковному учению, символизирует примирение человека с Богом и предсказывает искупительный подвиг Спасителя. Когда отмечают Рождество Как известно, у праздника Рождества не одна дата. Католическая церковь отмечает его 25 декабря, а в православной традиции закрепилось празднование 7 января.
Кстати, у протестантов, живущих по григорианскому календарю, Рождество тоже 25 декабря. История праздника в России Рождество на Руси стало официальным праздником в конце X века. Князь Владимир принял крещение и, соответственно, традиции христианства. Изначально Рождество отмечали 25 декабря. Отмечали народными гуляниями как в городах, так и в деревнях. К началу XVIII века из Польши пришла традиция вертепного театра — в специальном ящике разыгрывались кукольные представления о рождении Иисуса, приходе Волхвов и принесении даров. Рождественские елки, которые сегодня являются обязательным атрибутом праздника, появились в этот же период.
Основоположником «елочной традиции» стал Петр I.
Православные верующие отмечают Рождество
Согласно архиепископу Сергию (Спасскому), римская церковь издревле праздновала Рождество Христово 25 декабря, а с IV века по ее примеру в этот день праздник стали отмечать и на Востоке. Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Православные верующие 7 января праздную Рождество Христов, а также с этого дня начинаются святочные гулянья. Рождество Христово отмечают каждый год 7 января (25 декабря по старому стилю). Мусульмане отмечают один из двух главных праздников в исламе — Ураза-байрам.
Сколько дней празднуют Рождество Христово в 2023 году
Когда праздновать Рождество - 6 или 7 января? | Содержание новости. |
Когда празднуют Рождество с 6 на 7 или 7 января? Главные запреты самого важного праздника христиан | Кроме Русской православной церкви праздник сегодня отмечают поместные церкви Иерусалима, Сербии, Грузии, Польши, Чешских земель и Словакии, а также некоторые монастыри Афона, которые живут по юлианскому календарю. |
Рождество 2024: традиции, запреты 6 и 7 января | | В Советском Союзе праздник Рождество Христово находился под запретом, его нельзя было отмечать. |
Когда Рождество - 6 или 7 января? Когда православное и католическое Рождество? | Многие считают, что православные празднуют рождество 7 января, а католики — 25 декабря. |
Традиции Рождества | Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. |
Рождество Христово в 2024 году: как праздновать, что нельзя делать, а что можно и нужно
То есть мы начинаем отмечать Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января Всенощным бдением и Божественной литургией, а заканчиваем только 13 января, когда происходит так называемое отдание праздника Рождества Христова. 7 января россияне отмечают праздник, от которого ведется современное летоисчисление – Рождество Христово. Рождество Христово — празднество, которое отмечается в память о пришествии в мир Иисуса Христа, Сына Божьего. Время праздновать: почему православные отмечают Рождество 7 января, а католики — 25 декабря.
Дата празднования Рождества 2022 в России — в ночь с 6 на 7 января
Рождество Христово — 2023: история, традиции и обычаи праздника | Чаще всего президент отмечает Рождество Христово за пределами первопрестольной, но и в прошлом году ночную литургию глава государства посещал в храме подмосковной резиденции Ново-Огарёво. |
Рождество по григорианскому календарю: история и традиции праздника | В современной православной церкви Рождество Иисуса Христа отмечается дважды — 25 декабря и 7 января. |
Развитие иконографии Рождества Христова
- Комментарии
- Содержание
- Традиции Рождества
- Рождество в 2024 году: вспоминаем традиции, идем в храм, печем козули
- Рождество Христово: что послушать и почитать к празднику -
Содержание
- Почему у нас празднуют Рождество 7 января, в то время как почти весь мир - в декабре
- Рождество Христово - 7 января 2024 года (история, традиции и обычаи)
- Рождество Христово в России — Википедия
- Что за праздник Рождество
- Рождество Христово: что послушать и почитать к празднику -
Когда Рождество - 6 или 7 января? Когда православное и католическое Рождество?
Простой разбор календарей-2025: Почему в России Рождество Христово 7 января, а не 25 декабря | Рождество католическое и православное. · Когда на Руси стали праздновать Рождество. |
Рождество Христово: когда отмечают, история и традиции праздника | 7 января 2023 г. * Когда встречать в 2023 году - в ночь с 6 на 7 января. |
Рождество Христово 2023: в чем смысл праздника и что 7 января нельзя делать - Толк 07.01.2023 | Рассказываем, какого числа Рождество, какова история Рождества Христова, нужно ли поститься перед ним и какие традиции нужно соблюдать, чтобы правильно отметить праздник. |
Как правильно провести 7 дней Рождества: что можно, а что нельзя - Российская газета | В ночь с 6 на 7 января православные России отмечают праздник Рождества Христова, который является праздничным нерабочим днём. |
Почему Рождество 7 января? Причины, фото и видео | Рождество Христово является православным праздником, знаменующим Рождение Иисуса Христа. |
Приметы на 7 января. Что нельзя делать в Рождество, чтобы не навредить своим детям
В Европе рождественские торжества проходят с особым размахом. По значимости Рождество здесь можно сравнить с Новым годом в России. Улицы окутываются яркими разноцветными огнями, а воздух наполняется ароматами праздничных угощений и музыкой. На площадях сверкают рождественские ёлки, гирлянды бегут по стенам домов, витрины магазинов украшаются сценами рождения младенца Иисуса. Ярмарки, катки, уличные представления — атмосфера праздника. В 2023 году европейские страны снова готовятся к празднованию этого долгожданного события. Давайте проникнемся духом Рождества и узнаем, какие традиции и обычаи сопровождают этот праздник в Европе. В православии праздник входит в число господских двунадесятых праздников и предваряется 40-дневным Рождественским постом. Такое разделение произошло в XVI веке, когда в Европе решили перейти на григорианский календарь.
Сейчас он называется "новым стилем". До этого использовался юлианский календарь, который был введён ещё Юлием Цезарем в Римской республике с 1 января 45 года до н. Во времена папы римского Григория XIII сделали перерасчёт, в результате которого получилось расхождение с юлианским календарём в 10 дней. Проблему решили, объявив, что после четверга, 4 октября 1582 года, наступит сразу пятница, 15 октября. С тех пор расхождение между "старым" и "новым" стилем только растёт и увеличивается на один день каждые 128 лет. Россия долго жила по юлианскому календарю и перешла на григорианский только после революции 1917 года. К тому времени разница между двумя календарями составляла уже 13 дней. Русская православная церковь переходить на "новый стиль" отказалась и до сих пор придерживается юлианского летоисчисления.
Когда говорят "Рождество по католическому календарю" — это не совсем правильно. На самом деле и католики, и православные празднуют Рождество 25 декабря, только праздник по "старому стилю" наступает для православных уже 7 января следующего года. Кстати, с 2101 года разница между летоисчислениями увеличится ещё на один день — и Рождество по юлианскому календарю будет приходиться на 8 января. Об этом событии рассказывают двое из четырёх евангелистов: Лука и Матфей. Кроме того, некоторые детали можно почерпнуть из двух апокрифических не вошедших в библейский канон Евангелий — Псевдо-Матфея и Протоевангелия Иакова. Евангелисты по-разному рассказывают о рождении Иисуса, но все рассказы важны для понимания этой истории. Евангелие от Матфея фокусируется на генеалогии Иисуса и исполнении пророчества. В этом Евангелии история начинается с того, что ангел Гавриил возвещает о рождении Иисуса плотнику Иосифу, потомку царя Давида.
Ангел сообщает, что Мария, невеста Иосифа, родит сына, которого назовут Иисусом. Рождение происходит в Вифлееме, исполняя ветхозаветное пророчество. После рождения Иисуса волхвы посещают новорождённого и преподносят ему подарки. Позже Иосиф и Мария бегут в Египет, чтобы избежать гнева царя Ирода. С другой стороны, Евангелие от Луки подчеркивает роль Марии и чудесную природу зачатия Иисуса. Ангел Гавриил объявляет священнику Захарии о рождении Иоанна Крестителя. Затем ангел посещает Марию и возвещает, что она зачнёт сына от Святого Духа. Мария и Иосиф принимают участие в переписи населения, которая приводит их в Вифлеем.
Там Мария рожает Иисуса в яслях стойле для домашних животных в окружении пастухов, которых посетили ангелы. Впервые дату празднования Рождества Христова 25 декабря упомянул Секст Юлий Африкан в летописи 221 года. В этот день вспоминались события крещения Христа в Иордане, его рождение, поклонение волхвов и превращение воды в вино во время брака в Кане Галилейской.
Православное христианство — наиболее распространенная форма христианства на Ближнем Востоке, большинство из которых проживает в Египте и Ливане. По оценкам, 10-15 миллионов египтян являются христианами, подавляющее большинство которых принадлежит Коптской православной церкви. Как возникло январское православное Рождество и всегда ли оно 7 января? Православное Рождество - вертеп. Противоречивые даты православного Рождества уходят корнями в глубину веков, хотя Папа Григорий XIII стремился утвердить дату праздника в 1582 году и предложил григорианский календарь. Но Православная Церковь, отделившаяся от Католической во время Великого Раскола 1054 года, не придерживалась этого положения. Вместо этого они полагались на юлианский календарь, что означает, что Рождество они обычно празднуют 7 января.
Другие группы православных христиан, например армяне, празднуют его 6 января. Однако в начале 20 века некоторые православные церкви приняли пересмотренный юлианский календарь. Православные христиане в Греции, Кипре, части Ливана и Румынии отмечают православное Рождество и вовсе 25 декабря, придерживаясь слов Святого Писания о рождении Иисуса в дни зимнего солнцестояния. Исторический бонус: почему некоторые христиане в прошлом хотели запретить Рождество? Боже, зачем запрещать?!
Рождественский пост и само Рождество — это всегда возможность улучшить и преобразить себя и мир вокруг. Николай Савченко священник Русской православной церкви, клирик Рождественские обряды, традиции и обычаи Как отмечают канун Рождества — сочельник Канун Рождества получил название «сочельник» — от названия ритуальной пищи в этот день — сочива, пояснила эзотерик.
Сочиво или кутья — это разваренная каша из пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, смешанная с медом, маком или орехами. Хорошие хозяйки в Рождественский сочельник пекут пироги, а на тесто загадывают желание. Добавляют в него монетки — для богатства, изюм — для сладкой жизни или колечко — для вступления в брак. Бэла Белая эзотерик, молитвотерапевт По ее словам, в канун праздника стоит приглашать в гости своих крестных родителей либо навещать своих крестников. Обычно взрослые поздравляют детей, угощают пирогами и дарят подарки. Наши прародители верили, что именно эта звезда освещала путь волхвам, идущим к новорожденному Иисусу. И как только засияла первая звезда — Рождество пришло!
РИА «Новости».
Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами.
Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами. Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря.
Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой.
Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября. Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами.
Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению.
Андрей Рублев. Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446.
В 386—388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления. В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV столетия. Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века.
Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора. Павел, епископ Эмесский, проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении.
Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника.
В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора, ввел здесь на короткий срок празднование Рождества 25 декабря — причем с ориентацией не на латинский, а на византийский канон. Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана.
Праздник в православном богослужении Рождество Христово. Фреска монастыря св. Павла, Афон. Ru День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам — Господским и непереходящим.
Главные запреты Рождества Христова - этих дел лучше избегать
- Рождество в 2024 году: вспоминаем традиции, идем в храм, печем козули
- Рождество Христово — 2024: когда отмечают, традиции и обычаи, что нельзя делать | 360°
- Когда отмечается Рождество?
- Когда празднуют Рождество в 2023: христиане России, Америки, Европы
- Православные верующие празднуют Рождество
Почему Рождество 7 января? Причины, фото и видео
Практически все внешние атрибуты Торжества были перенесены на этот гражданский праздник: нарядная сверкающая елка, подарки, обильное застолье с песнями и новогодний маскарад. Елочные украшения тоже часто отражали реалии времени: так, в 30-е годы прошлого столетия они часто носили военно-патриотический характер и изображали самолеты, дирижабли, звезды, маленькие танки, а в 60-е годы появились фигурки космонавтов. Традиции празднования в России В России Рождественская пора всегда торжественно отмечалась, ведь на протяжении многих столетий это был один из любимейших праздников. По дворам ходили переодетые в ангелов и пастушков христославцы с Рождественской звездой и радостным пением возвещали жителям селений о родившемся Христе.
Так начинались Святки, длящиеся до Крещения и сопровождающиеся широкими народными гуляниями. Ряженые медведь, дед-поводырь, старуха, коза Выходной день 27 декабря 1990 г. И уже 7 января 1991 г.
Рождественская ёлка и ее значение Сверкающая елка — неотъемлемый атрибуты Рождества во всем мире. Ее ставят на самое видное место и стараются украсить понаряднее. Традиция эта пришла в Россию из Германии.
Впервые украшенную елку установили 24 декабря 1817 г. Праздник Рождества в Российской Империи Правда, еще до этого Петр I повелел было украшать дома еловыми ветвями на Новый год, но эта традиция не прижилась, поскольку на Руси ветви хвои ассоциировались у населения с обрядом погребения. По Преданию первую елку в Европе установил св.
Благую Весть предкам нынешних европейцев. По легенде, желая доказать друидам, считавшим дуб священным деревом, их неправоту, подвижник срубил один из этих мощных «великанов». Падая, дуб свалил все оказавшиеся под ним деревья, кроме небольшой молоденькой елочки.
Бонифаций же, увидев ее удивительную стойкость и выживаемость, воскликнул: «Да будет это дерево символом Вечной Жизни! Символом Христа! Самый большой елочный базар в России располагался в Москве на площади перед Большим театром.
В царские времена елку не принято было наряжать заранее. Ее украшали в канун Праздника, 24 декабря. Делалось это втайне от детей, за закрытыми дверями, чтобы, проснувшись, малыши ощутили все великолепие наступившего Торжества.
Так, на верхушку «Древа Жизни» непременно водружалась «Вифлеемская звезда», указывающая путь в райский сад, где оно растет, а основание ствола непременно крепилось в «крестовине», символизирующей, что Вечная Жизнь основана на подвиге Крестных Страданий Иисуса. Сладости, орехи и яблоки, развешиваемые в те времена на ветках, символизировали сладость потерянных райских плодов напоминали о том, что люди не могут приносить добрые плоды отдельно от своего Создателя. Звенящие колокольчики напоминали, что христиане призваны «не молчать», а провозглашать Евангелие.
Свечи не елке указывали на святость Древа Жизни, разноцветные флажки символизировали борьбу за Веру, а бусы, гирлянды и прочие цепи — страдания, без которых немыслимо спасение души. Рождественская елка Святейший патриарх Кирилл вспоминал по этому поводу: «Я застал удивительных людей. Одной из них была художница, как говорится, «дореволюционного разлива».
Она научила нас украшать елки. Для этого есть определенный порядок. И я теперь именно так наставляю людей, которые украшают елки в тех местах, где я живу и работаю».
Многие священнослужители также обращают внимание на то, что созерцание рождественской елки должно напоминать о сути События: «Праздничная декорация — это не коммерция и не красота. Все эти символы — чудесные знаки, помогающие нам глубже вникнуть в тайну Рождества Христова для того, чтобы, насыщая свое зрение и свои чувства, мы так же насыщали и свою душу, наполняя ее радостью Благой Вести, которой бы мы хотели поделиться с окружающими». Сочельник Канун праздника называется Рождественским Сочельником.
Это последний день 40-дневного поста, предваряющего Торжество, в который по Уставу предписывается строгое воздержание. До первой звезды вкушать пищу не благословляется. Название произошло от сочива — обрядового блюда из крупы и меда, приготовляемого в этот день.
Существует также версия, что Сочельник назван в честь другого блюда, готовившегося в ранние века на Востоке в канун Рождества, — сочня или сочника , представлявшего собой лепешку из пресного теста, густо смазанную конопляным маслом. Сверху на нее укладывали кашу, сыр или ягоды. На Руси сочни тоже всегда были популярны: их делали и постными, и праздничными.
Хозяйки готовятся к этому дню заранее: «до блеска» вычищают дом и украшают его. Устанавливают елку и прочие атрибуты Праздника. Иногда жилища украшают самодельными вертепами, сделанными вместе с детьми.
Стол накрывают праздничной белой скатертью, под которую по традиции кладут немного сена, напоминающего о яслях Спасителя. Особым атрибутом Сочельника во всем мире являются горящие свечи — символ Вечного Света, Божественного Христа, воссиявшего людям среди ночного мрака. С появлением звезды семья собирается за столом.
Этот старинный обычай тоже имеет некоторое сакральное значение. В нем заключено воспоминание о первом чуде Спасителя, когда во время свадебного пиршества в Кане Галилейской Он превратил воду в вино, а также о Тайной Вечере накануне Его Честных Страданий. В некоторых регионах России, как и в отдельных уголках Европы, даже сохранилась традиция ставить в Сочельник на стол 12 постных блюд по числу пребывавших в то время с Ним апостолов.
Предки в деревнях в сочельник также начинали колядовать — ходили по домам соседей и знакомых, исполняли песни, восславляющие Христа и Рождество, желали счастья, хозяева в ответ дарили гостям угощения. Традиция дарить в канун Рождества подарки детям имеет и религиозные корни: волхвы принесли к яслям младенца Иисуса дары. Впоследствии, так появилась современная традиция — ходить на Рождество в гости с подарками. Еще одна традиция — зажигать свечи. Они являются символом победы света над тьмой. Считается, что зажженные на Рождество свечи приносят в дом благодать, делают жизнь более ясной. На Руси зажигали их с вечера, они горели всю ночь и весь праздничный день 7 января. Вечером 6 января крестникам полагалось навещать своих крестных с праздничной кутьей. Также блюдо известно под названием «сочиво», от которого, как считается, произошло и слово «сочельник».
Предки варили кутью из пшеницы, гороха, риса, ячменя.
К этому моменту хозяйки уже должны успеть приготовить праздничный стол. На ужин принято ставить на стол двенадцать постных блюд скоромную пищу разрешено вкушать лишь на следующий день. Число 12 также является символическим.
Это и 12 апостолов Христа, и 12 месяцев года, и 12 главных праздников Церкви. Главное блюдо стола в этот вечер — кутья. Это кушанье из зерен, чаще пшеничных, с медом, орехами, маком и изюмом. Под тарелку с кутьей помещали небольшой клочок сена как напоминание о месте рождения Христа.
Каждое из 12 блюд необходимо хотя бы чуть-чуть попробовать — ни одно из них не должно остаться нетронутым. Блюда обычно подавали холодные, а суп — лишь немного теплый, так как хозяйка не должна вставать из-за стола и ходить на кухню. В ночь на Рождество во всех храмах проходят праздничные службы. Очень красивые и душевные.
Многие верующие не ложатся спать в эту ночь. Считается, что Господь благодарит человека даже за самое малое усилие, которое тот для него сделает. В качестве главного блюда хозяйки готовят гуся с яблоками. Также в почете буженина, грудинка и прочие мясные продукты, от которых отказывались верующие во время рождественского поста.
Обязательно к этому дню в доме должна быть ель или еловая веточка, украшенные игрушками и свечами — в память о звезде, озарившей ночь в момент рождения Сына Божия. Кстати, именно поэтому верхушку елки также принято украшать звездой.
Падая, дуб свалил все оказавшиеся под ним деревья, кроме небольшой молоденькой елочки. Бонифаций же, увидев ее удивительную стойкость и выживаемость, воскликнул: «Да будет это дерево символом Вечной Жизни! Символом Христа! Самый большой елочный базар в России располагался в Москве на площади перед Большим театром. В царские времена елку не принято было наряжать заранее. Ее украшали в канун Праздника, 24 декабря. Делалось это втайне от детей, за закрытыми дверями, чтобы, проснувшись, малыши ощутили все великолепие наступившего Торжества. Так, на верхушку «Древа Жизни» непременно водружалась «Вифлеемская звезда», указывающая путь в райский сад, где оно растет, а основание ствола непременно крепилось в «крестовине», символизирующей, что Вечная Жизнь основана на подвиге Крестных Страданий Иисуса.
Сладости, орехи и яблоки, развешиваемые в те времена на ветках, символизировали сладость потерянных райских плодов напоминали о том, что люди не могут приносить добрые плоды отдельно от своего Создателя. Звенящие колокольчики напоминали, что христиане призваны «не молчать», а провозглашать Евангелие. Свечи не елке указывали на святость Древа Жизни, разноцветные флажки символизировали борьбу за Веру, а бусы, гирлянды и прочие цепи — страдания, без которых немыслимо спасение души. Рождественская елка Святейший патриарх Кирилл вспоминал по этому поводу: «Я застал удивительных людей. Одной из них была художница, как говорится, «дореволюционного разлива». Она научила нас украшать елки. Для этого есть определенный порядок. И я теперь именно так наставляю людей, которые украшают елки в тех местах, где я живу и работаю». Многие священнослужители также обращают внимание на то, что созерцание рождественской елки должно напоминать о сути События: «Праздничная декорация — это не коммерция и не красота. Все эти символы — чудесные знаки, помогающие нам глубже вникнуть в тайну Рождества Христова для того, чтобы, насыщая свое зрение и свои чувства, мы так же насыщали и свою душу, наполняя ее радостью Благой Вести, которой бы мы хотели поделиться с окружающими».
Сочельник Канун праздника называется Рождественским Сочельником. Это последний день 40-дневного поста, предваряющего Торжество, в который по Уставу предписывается строгое воздержание. До первой звезды вкушать пищу не благословляется. Название произошло от сочива — обрядового блюда из крупы и меда, приготовляемого в этот день. Существует также версия, что Сочельник назван в честь другого блюда, готовившегося в ранние века на Востоке в канун Рождества, — сочня или сочника , представлявшего собой лепешку из пресного теста, густо смазанную конопляным маслом. Сверху на нее укладывали кашу, сыр или ягоды. На Руси сочни тоже всегда были популярны: их делали и постными, и праздничными. Хозяйки готовятся к этому дню заранее: «до блеска» вычищают дом и украшают его. Устанавливают елку и прочие атрибуты Праздника. Иногда жилища украшают самодельными вертепами, сделанными вместе с детьми.
Стол накрывают праздничной белой скатертью, под которую по традиции кладут немного сена, напоминающего о яслях Спасителя. Особым атрибутом Сочельника во всем мире являются горящие свечи — символ Вечного Света, Божественного Христа, воссиявшего людям среди ночного мрака. С появлением звезды семья собирается за столом. Этот старинный обычай тоже имеет некоторое сакральное значение. В нем заключено воспоминание о первом чуде Спасителя, когда во время свадебного пиршества в Кане Галилейской Он превратил воду в вино, а также о Тайной Вечере накануне Его Честных Страданий. В некоторых регионах России, как и в отдельных уголках Европы, даже сохранилась традиция ставить в Сочельник на стол 12 постных блюд по числу пребывавших в то время с Ним апостолов. Часто в домах верующих звучат в этот день отрывки из Евангелия о Рождестве Избавителя. Кутья Это традиционное блюдо, приготовляемое в Сочельник. Оно является одновременно и постным, и праздничным. Готовят его из вареных зерен пшеницы в некоторых регионах из риса или чечевицы , смешанных с растертыми орехами и зернами мака.
Заправляют блюдо медом или патокой. Святки Святками именуют период между двумя двунадесятыми Праздниками: Рождеством и Богоявлением , «от звезды до воды», как говорили в старину. Традиционно в эти дни устраиваются народные гуляния с песнями, колядками, катаниями с гор и прочими зимними забавами. Неотъемлемый атрибут Торжества — вертепные представления. Побывав на Святой Земле, он решил воссоздать атмосферу евангельского события у себя на родине, и в 1223 г. В дальнейшем по всему миру стали распространяться подобные рождественские спектакли, с участием людей и с использованием кукол. Колядки Колядки — обрядовые рождественские песни, славящие Рождество Спасителя и содержащие пожелания благополучия и здоровья хозяевам домов, возле которых их поют. Существует множество версий их появления. Исследователи считают, что похожие песнопения были распространены еще в языческие времена. Их связывают с культом Солнца.
После Крещения Руси колядки стали петь в праздник Рождества, и смысл в них радикально изменился.
Что такое Рождество Христово и как правильно отметить этот православный праздник. Простыми словами
Многие считают, что православные празднуют рождество 7 января, а католики — 25 декабря. Ежегодно 7 января православные христиане отмечают великий праздник Рождества Христова. Рождество Христово.
Какие страны встречают Рождество 7 января 2023 года
Когда начали праздновать Рождество как отдельный религиозный праздник, достоверно неизвестно. Источники относят его установление к III-IV векам н.э. До этого христиане отмечали Рождество Христово вместе с Богоявлением или Крещением 6 января. Таким образом, Рождество Христово отмечают 7 января православные христиане, в то время как большинство стран мира справляют этот великий праздник 25 декабря. Католическое Рождество отстоится от православного Рождества Христова на тринадцать дней: католики празднуют Рождество 25 декабря, а православные — 7 января.