Можно ли пить алкоголь в пост? 🍷 Отказаться от спиртного на 47 дней Великого поста — подвиг, на который способны. Разрешенными днями для употребления вина на Великий пост 2023 года будут. Сразу необходимо уточнить, что из алкоголя в пост разрешается пить только вино. В то же время в некоторых источниках и на наших конференциях утверждают, что вино в Великий пост в выходные можно употреблять всем. Что можно есть в великий пост и что нельзя: календарь питания по дням.
Вино в пост
Поэтому, например, в Греции, даже Великим постом морепродукты в монастырях употребляют в пищу в те дни, когда есть разрешение на масло. В тех странах, где ситуация схожа, морепродукты легкодоступны и дешевы, вкушать их во время поста можно. А порой даже нужно, поскольку это источник белка, которого не хватает во время многодневного поста из-за отсутствия животной пищи. Если же креветки, кальмары, осьминоги и прочие морские гады не являются традиционной пищей и стоят дорого, то, несмотря на дозволение устава, стоит отказаться от их употребления или порадовать себя любимым деликатесом лишь на большой праздник. Нужно помнить, что постная пища — это пища простая, без излишеств. Одним из смыслов поста христиане с древности видели то, чтобы на сэкономленные деньги накормить нуждающихся. К сожалению, сейчас этот важный смысл практически утрачен, большинство людей, достаточно успешно погружаясь в гастрономию поста, не думают при этом о чужих нуждах. Поэтому добрым делом для христианина будет вспомнить эту древнюю постную традицию и исполнить заповедь любви к ближнему. Можно ли устраивать праздники и отмечать дни рождения в посту? Поскольку пост мыслится как время особого воздержания, покаяния и молитвы, то устраивать обильные трапезы со скоромной пищей, и безудержно веселиться в эти дни, как минимум, неприлично. Особенно если речь идет о Великом посте, в который заключать браки и праздновать дни рождения запрещает 52-ое правило Лаодикийского собора «не должно в Четыредесятницу заключать браки или праздновать дни рождения».
Но Церковь не запрещает общаться с близкими и друзьями во время поста и радоваться вместе по каким-то поводам. Устав не требует разойтись по кельям в затвор на период поста, поэтому общение с близкими ничуть не нарушает его. Главное чтобы общение осуществлялось в рамках благочестия, без излишеств и чревоугодия и т. Можно ли играть свадьбы во время поста? Как правило, Таинство брака не совершается: по вторникам, четвергам накануне постных дней — среды и пятницы и в субботу накануне малой Пасхи — дня воскресного ; в Пасху, накануне двунадесятых и великих праздников. Венчание в дни двунадесятых праздников не запрещено, но нежелательно. День общего церковного великого праздника мы стремимся прожить вместе с Церковью, не заслоняя церковную радость своей личной радостью, личными нуждами; накануне престольных храмовых праздников в каждом храме они свои ; в Сырную седмицу, в продолжение Святок и Пасхальной Светлой седмицы. Венчание в подготовительные к Великому посту недели и иные сплошные седмицы не запрещены, но нежелательны; во время 4-х многодневных постов: Великого, Апостольского, Успенского и Рождественского; в дни и накануне строгого однодневного поста: Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября и Воздвижения Креста Господня — 27 сентября; ночью. Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем епископом. Если венчание уже совершено в день, когда это запрещено церковным Уставом, то это не делает таинство недействительным.
Можно ли расписаться в ЗАГСе во время поста? Ответа на этот вопрос в правилах и канонах Церкви нет, поскольку в то время, когда они составлялись, ЗАГСов просто не существовало. Поэтому можно услышать разные мнения священников и духовников на сей счет, порой диаметрально противоположные. С одной стороны заключение брака — это радостный повод для сугубого торжества, каким обычно является свадьба. Но свадьбы в посту не играют, о чем было сказано выше. С другой стороны, если регистрация в ЗАГСе не будет продолжена свадебным торжеством, то это просто формальное подписание документа и не более. Запрещать такое нелогично. Можно ли ходить в гости во время поста? В гости ходить, конечно же, можно. А вот предаваться там безудержному веселию, напиваться и объедаться — нет.
Этого лучше в принципе не делать, ведь не только в посту нужно бороться со своими страстями. Но пост — это как раз самое время для сугубого воздержания. Что делать, если пригласили в гости, а на столе — скоромная пища? Если приложить небольшое усилие, то на столе практически всегда можно найти постную пищу. Гнушаться видом мяса и других скоромных продуктов не стоит, Церковь не запрещает находиться за одним столом с теми, кто не постится, при этом не нарушая собственного поста. Если не удается вкушать исключительно постное и хозяева недоуменно смущаются тому, что гость не хочет вкушать предложенное угощение, то не исключена возможность действовать по ситуации. Нередко бывает, что хозяева дома не в курсе того, что их гость постится и предлагают специально приготовленные для гостя скоромные блюда. Тогда, возможно, ради любви к ближнему, уместно будет нарушить пост, восполнив это потом усилением поста и сугубой молитвой в другой день. Но в то же время нельзя злоупотреблять такой установкой, оправдывая любовью частые посиделки с друзьями или свое личное желание отведать вкусные блюда. Порой проще отказаться от похода в гости, чем, сев за стол, смущать хозяев, смущаться самому или размышлять: «Есть или не есть?
Вот в чем вопрос! Стоит отказаться от похода в гости и в том случае, если хозяева, заведомо зная о том, что гость постится, нарочито не готовят для него подходящее угощение, мотивируя это тем, что «ничего страшного, можно и нарушить пост». Допустима ли супружеская близость во время поста? Интимные отношения супругов — это то, о чем в Типиконе нет ни слова. Это не удивительно, поскольку в монастырях, где формировался устав, нет и быть не может никакой интимной жизни супругов. Получается, что супружеская близость у супругов есть, а что делать с этим в посту, указаний нет? Церковь не оставляет своих верных чад без рассмотрения данного вопроса, разрешение которого есть в Священном Писании и церковных правилах. Апостол Павел в послании к христианам Коринфа пишет: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» 1Кор. Как видим, апостол, указывает на то, что супругам не должно уклоняться друг от друга, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния, и при этом указывает условия, при которых стоит уклониться от близости — пост и молитва. Воздержание, то есть пост, а также молитва, помогают успешно бороться с искушениями. Таким образом, воздержание от интимной близости весьма полезно супругам во время поста. Не будет лишним рассмотреть в данном контексте ветхозаветную традицию поста, которая представляла собой, как правило, полное воздержание в течение относительно короткого промежутка времени. Эта традиция легла в основу раннехристианского поста, о чем мы говорили выше. У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями. Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения.
В случае готовности выдерживания строго поста, человеку необходимо получить благословение своего наставника, отринув все злое и лихое, что тяготит его душу. Еще вкусняшки:Можно ли есть рыбу в Рождественский пост мирянамРождественский или Филиппов пост — один из четырех многодневных постов в православии. Он готовит верующих к самому… Из продуктов питания постящегося человека на период с 28 ноября по 7 января должны полностью уйти мясные и молочные блюда. Относительно спиртных напитков существуют некоторые нюансы, они трактуются на сегодняшний день двояко. Официальная церковь разрешает вкушение вина по воскресеньям или великим церковным праздникам. Принимаемый напиток обязательно должен быть виноградным кагором. Дозволено выпивать не более одного фужера. Еще вкусняшки:Портвейн: что это такое и как правильно его питьПортвейн у многих людей ассоциируется с юностью и студенческими временами, когда получалось приобрести только это,… Рекомендации священников Древний монастырский устав трактует прием вина как допустимую процедуру, но современная церковь готова спорить с этим. В давние времена жители Византии и Сирии пили вино, разбавляя его с водой в определенных пропорциях.
На второй и четвертый день недели растительную пищу можно доводить до готовности на огне без использования масла. А в выходные, субботу и воскресенье, разрешается добавлять растительное масло в процесс готовки. Вино в пост пить дозволено, однако, в очень умеренном объеме. Людям несклонным к алкоголизму пить алкоголь во время поста, не соблюдая меры, не разрешается правилами , и только по субботам и воскресеньям, а также в памятные дни по святым, имеющим наибольшее почтение. Беременным и кормящим женщинам алкоголь принимать не рекомендуется независимо от праздников. По Типикону — Церковному Уставу — можно пить вино во время Великого поста для оздоровительных целей в объеме одной красовули. Так называется кубок, изготовленный самодельным образом в размере сжатой ладони монаха в кулак. Однако важно помнить, что «можно» не значит «обязательно». Откуда берет начало традиция употребления вина в пост? Такая традиция берет свое начало в восточных странах — Византии и Сирии. Однако в самом даже понятии «вино» в рассматриваемом историческом контексте существует отличие от современного понимания. Ранее вином называли некрепкий напиток на основе фруктов, виноградное вино большей крепости и хмельная медовуха. Применялись эти напитки для избавления служителей церкви от «немощи», в том числе во время воздержания. В Византии и Сирии крепкое вино верующие разбавляли в определенном соотношении: одна доля вина на три доли воды, но, главное, не наоборот.
В эти дни существуют не только ограничения в еде, а также рекомендуется творить добрые дела, угодные Богу. Приняв решение о воздержании в пище, многие верующие задаются вопросом, можно ли в пост пить алкоголь. Также не менее актуальным вопросом остаётся, можно ли пить вино во время поста. Как учит церковь, спиртное в пост строго регламентировано. Так, к примеру, о водке, виски, коньяке и других крепких напитках стоит забыть до конца воздержания: пить алкоголь ради удовольствия, расслабления или для разогрева категорически запрещено.
Можно ли пить вино в Великий пост: красное, Кагор
Что можно и что нельзя есть в Великий пост. Верующие в Великий пост обычно воздерживаются от употребления скоромной пищи. Что можно и что нельзя есть в Великий пост. Верующие в Великий пост обычно воздерживаются от употребления скоромной пищи. В определенные дни можно позволить себе немного вина, другой алкоголь во время Великого поста пить запрещено. Когда можно пить вино во время поста: мнение церкви и священнослужителей.
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
В чем смысл Великого поста? Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне. Приближение многодневных постов, особенно Великого, нередко становится поводом для множества вопросов о том, что можно и что нельзя во время поста. Великий пост длится 40 дней и еще неделю, но далеко не каждый день можно позволить себе вино. Что можно в пост из алкогольных напитков и, можно ли в пост выпить немного вина?
Великий пост в 2024 году: главные даты, суть, что можно и что нельзя есть
Что можно есть на Страстной неделе Великого поста. Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. «360» разобрался, что можно и чего нельзя в Великий пост и обязательно ли следовать правилам неукоснительно. Церковный устав дает полный ответ на вопрос: можно ли пить вино в Великий пост 2023 года. Календарь питания в Великий пост по дням на 2024 год: что можно есть, а чего нельзя. Светлый праздник Пасхи предваряет Великий пост – один из самых строгих и продолжительных в церковном календаре.
Можно ли в пост пить вино?
Главный смысл поста На самом деле, пост не является просто чьей-то прихотью. Это время, когда человеку дается возможность отблагодарить Бога за все, что он дает. Настоящий пост — это не только добровольный отказ от некоторой пищи, но и чистота помыслов и добрые дела во благо ближнего, посещение церковных служб. В список этот никак не входит желание развлечься, расслабиться и в это время употребить спиртные напитки. Ведь чаще всего алкоголь употребляется ради удовольствия, а в пост необходимо быть кротким, спокойным, и воздерживаться от различного рода развлечений. Единственный разрешенный напиток Церковнослужители, отвечая на вопрос о возможном употреблении алкоголя во время поста, говорят, что немного все-таки разрешается.
Однако это касается исключительно такого напитка, как вино. Причем только красное, желательно — Кагор, который считается церковным. Кроме того, разрешаются и другие вина, но в небольших количествах. При этом верующий человек должен учитывать то, что данный алкогольный напиток следует разбавлять водой с целью максимально снизить эффект опьянения и сохранить ясность мышления. Важно знать, что Великий пост считается самым строгим из всех православных постов, поэтому даже вино разрешается употреблять в исключительно регламентированные дни.
Он продлится до 4 мая, но это не значит, что все 48 дней придется голодать — ведь в эти дни можно есть и фрукты, и рыбу с икрой, и даже вино пить. Правда, не каждый день. Рассказываем, как правильно соблюдать Великий пост и в какие дни можно есть не только хлеб и овощи.
Отказ от еды — не главное Несмотря на то что Великий пост ассоциируется в первую очередь с отказом от еды, главное в нем — молитва и очищение духа. Как отмечают священники, во время поста важно посещать храм, следить за своими поступками, помнить о покаянии и совершать как можно больше хороших дел. А еще нельзя забывать о своих близких, помогать нуждающимся, малоимущим и одиноким.
Однако он в дни Великого поста может отказаться от любимого соуса, без которого вся пища кажется пресной. Детям может быть не по силам многонедельное воздержание от молока, а вот отказ от конфет принесёт пользу и душе, и телу. В победе над своей индивидуальной маленькой страстью и заключается суть Великого поста. А будет ли это воздержание от бранных слов или курения, плоских утех или ежедневной ругани с мамой, не так важно. Что можно и что нельзя есть в Великий пост Верующие в Великий пост обычно воздерживаются от употребления скоромной пищи. К ней относятся: - Любое мясо свинина, говядина, курица и т. В воскресные дни разрешается употребление небольшого количества вина кроме первой и Страстной седмиц. Но если у человека есть зависимость от алкоголя, то лучше избегать искушения. Много вопросов обычно вызывает сухоядение, когда в определенные дни постящимся запрещается прием горячей пищи с маслом. Мнение священников на этот счет расходятся: некоторые считают, что строгий пост показан всем, другие говоря о том, что сухоядение предназначено исключительно для монахов.
Патриарх Кирилл на одном из Епархиальных собраний Москвы в 2019 году обозначил разграничения между постом монашеским и постом для мирян.
Целями поста являются очистка тела и разума от различных проявлений зла, и ответственность за это лежит на плечах самих постящихся. Им следует понять, для чего они решились на этот поступок. Если верующие соблюдают Великий пост, чтобы избежать осуждения окружающих, или не понимают его целей, то достичь духовного просветления и очищения не удастся. В какие дни Великого поста разрешено употреблять вино Церковный устав разрешает употреблять вино в выходные дни поста и праздники, за исключением Первой и Страстной седмицы. В субботу накануне Пасхи запрещено пить любой алкоголь. Разрешенными днями для употребления вина на Великий пост 2023 года будут: по субботам — 11, 18, 25 марта и 1, 8 апреля; по воскресеньям — 12, 19, 26 марта и 2, 9 апреля.
Священнослужители рекомендуют ограничиться одним бокалом кагора в день. Вино разводят водой и употребляют по выходным во время приема пищи. Напиток не должен вызывать опьянение, чтобы не затуманить мысли. Все-таки Великий пост должен способствовать духовному и физическому очищению, а не наоборот.
Когда можно пить вино в Великий пост в 2021 году
Общественная Служба Новостей выяснила, что можно употреблять в пищу в этот день. Великий пост длится 40 дней и еще неделю, но далеко не каждый день можно позволить себе вино. Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. По его словам, согласно церковному уставу, в Великий пост, по субботам и воскресеньям, когда разрешается готовить растительную пищу с растительным маслом, полагается пить и вино.
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?
К тому же накануне, в Великий пяток , соблюдался строгий пост, братия монастыря уже устали, а их еще ожидает ночное богослужение в Пасху полунощница а затем ранняя утреня и уже потом Литургия. Получается, что небольшое количество хлеба с вином это не праздничное утешение братии, но доступная пища для укрепления сил. Есть и ещё один момент, важный для понимания сути. Уже на Литургии Великой субботы храм переоблачают в светлые облачения и поется первое Пасхальное песнопение: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». Наше переживание Страстей Христовых и последующее празднование Пасхи это не театральное действо, строго привязанное к определенным часам и дням.
Мы глубоко переживаем Жертву Христову ради спасения человечества, но на любой Литургии, в том числе и совершаемых в Великий четверток и Великую субботу, священником читаются в алтаре пасхальные молитвы. Мы уже наследники дара Божия, преподанного нам в результате Воскресения и Вознесения Христова — Дух Святой однажды уже сошел на апостолов и через них — на всю Церковь Христову. Воспоминая события Страстей Христовых, мы всегда пребываем в радости о Христе Воскресшем.
Тогда, возможно, ради любви к ближнему, уместно будет нарушить пост, восполнив это потом усилением поста и сугубой молитвой в другой день. Но в то же время нельзя злоупотреблять такой установкой, оправдывая любовью частые посиделки с друзьями или свое личное желание отведать вкусные блюда. Порой проще отказаться от похода в гости, чем, сев за стол, смущать хозяев, смущаться самому или размышлять: «Есть или не есть? Вот в чем вопрос! Стоит отказаться от похода в гости и в том случае, если хозяева, заведомо зная о том, что гость постится, нарочито не готовят для него подходящее угощение, мотивируя это тем, что «ничего страшного, можно и нарушить пост».
Допустима ли супружеская близость во время поста? Интимные отношения супругов — это то, о чем в Типиконе нет ни слова. Это не удивительно, поскольку в монастырях, где формировался устав, нет и быть не может никакой интимной жизни супругов. Получается, что супружеская близость у супругов есть, а что делать с этим в посту, указаний нет? Церковь не оставляет своих верных чад без рассмотрения данного вопроса, разрешение которого есть в Священном Писании и церковных правилах. Апостол Павел в послании к христианам Коринфа пишет: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» 1Кор. Как видим, апостол, указывает на то, что супругам не должно уклоняться друг от друга, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния, и при этом указывает условия, при которых стоит уклониться от близости — пост и молитва. Воздержание, то есть пост, а также молитва, помогают успешно бороться с искушениями. Таким образом, воздержание от интимной близости весьма полезно супругам во время поста. Не будет лишним рассмотреть в данном контексте ветхозаветную традицию поста, которая представляла собой, как правило, полное воздержание в течение относительно короткого промежутка времени. Эта традиция легла в основу раннехристианского поста, о чем мы говорили выше. У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями.
Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения. Моисей, взойдя на гору для общения с Богом, постился 40 дней. Пост мог устанавливаться в знак траура, а также, чтобы смягчить наказание Божие. Также в Ветхом Завете был установлен ряд постов, связанных с памятованием об особых событиях, например, в память о разрушении Первого и Второго храма, или взятии Иерусалима Навуходоносором. В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение благовониями, ношение кожаной обуви, различные виды работы, а также интересующие нас в данном контексте интимные отношения. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней. В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т.
Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан. В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой». Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой. В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане.
В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление». Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве. Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского. Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?
Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными. В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией. Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями. Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению.
Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть. Однако, с воздержанием от супружеской близости в посту могут возникнуть определенные проблемы, когда один из супругов вовсе не желает этого делать. Довольно распространены ситуации, когда один из супругов либо не воцерковлен, либо не является христианином, либо вовсе неверующий. Доводы, высказанные выше, могут всерьез не восприниматься или даже пренебрежительно отвергаться. В таких случаях стоит поступать по ситуации, где возможно уклоняясь от близости, а где невозможно уступая, при этом памятуя слова апостола Павла: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? Личный пример христианской жизни, который может наставить на верный путь неверного или невоцерковленного супруга, проявляется не только в соблюдении постов, но, в первую очередь, в соблюдении заповедей любви.
Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века.
Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни.
В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды. Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок.
Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня.
Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости. Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению. Что нельзя пить во время поста? Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей. Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно.
За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья. Например, в Великую Пятницу. Что же касается спиртного, то церковный устав никак не классифицирует алкогольные напитки. Единственный напиток, упоминаемый в уставе — вино. Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведенное водой, употреблялось повсеместно, и было элементом обычной трапезы. Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино. Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта. Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр. Относительно более крепкого или легкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний.
Очевидно, что применять количественную меру в 1-3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста. Важно понимать, что вино, веселящее сердце человека Пс. Апостол Павел предостерегает: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Еф. Таким образом, умеренность при употреблении алкоголя важна для христианина не только в посту, но и вне его. Можно ли кушать сладкое во время поста? Правила о постной пище в равной степени относятся ко всей потребляемой еде. Соответственно, если сладкое не содержит в составе скоромных продуктов, например, сливочного масла или молока, то его кушать можно. Заниматься при этом буквоедством и выискивать в составе «следы» скоромных продуктов не стоит. Но в то же время необходимо помнить, что пост — это время ограничения и даже постными сладостями объедаться не стоит.
Для сладкоежек отказ от любимых лакомств на время поста будет хорошим делом. Можно ли вкушать в посту морепродукты? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Устав складывался в теплых странах, где морепродукты — это традиционно простая и доступная еда.
Во время поста беременным женщинам от вина придется отказаться. Хоть напиток и обладает антимикробными свойствами, но он все же остается алкогольным. А значит, будущим мамам пить его запрещено. Праздничные дни Если интересует вопрос, когда можно пить вино в Великий пост, стоит заглянуть в календарь питания на 2024 год. В таблице представлена информация о праздничных днях и узнать рекомендации по питанию. Послабления не действуют, если праздники выпадают на Страстную седмицу. В 2024 году как раз 2 торжества пройдут в последнюю неделю поста, а это значит, что в еде придется соблюдать строгие ограничения. Пить вино мирянам можно лишь в разрешенные дни.
В какие дни поста можно пить вино в Великий пост 2024
Пиво можно? В то же время есть посты большие по продолжительности, такие, например, как Великий, предпасхальный, который начинается за семь недель до Светлого Христова Воскресения и длится 48 дней. На него выпадает несколько праздников, как религиозных, так и общественных, и личных. В связи с этим верующие люди, которые стараются соблюдать пост, часто интересуются, можно ли употреблять во время поста спиртные напитки? Если да, то какие и в каких количествах? Или все-таки придется праздновать «без градуса»? Священнослужители дали разъяснения по этому поводу журналистам сайта FTimes. Главный смысл поста На самом деле, пост не является просто чьей-то прихотью.
Это время, когда человеку дается возможность отблагодарить Бога за все, что он дает. Настоящий пост — это не только добровольный отказ от некоторой пищи, но и чистота помыслов и добрые дела во благо ближнего, посещение церковных служб. В список этот никак не входит желание развлечься, расслабиться и в это время употребить спиртные напитки.
Дорогой Сергей, прежде всего, следует понимать, что устав поста был написан для монашествующих и для совершенно другой климатической зоны.
Это, с одной стороны, объясняет строгость постовых ограничений, а с другой — особенности поста в отношении к разного рода непонятных для нашего времени разрешений, в частности, на употребление алкоголя. В жарком климате Средиземноморья фрукты, зелень, овощи и злаки достаточны для того, чтобы некоторое время обходиться без масла и белковой пищи и при этом не испытывать истощения сил я не говорю по поводу осознанного воздержания аскетов, которые и в этой пище соблюдали даже не умеренность, а скудость. Поэтому рыба в этой местности была праздничным блюдом, а прочая белковая пища — уже дополнением к обычному рациону. А вот вино было наиболее распространенным напитком.
Соки в жарком климате могли сохраняться всего несколько часов, затем они бродили и превращались в алкогольный напиток, сравнимый с тем же вином. Свежая вода тоже была редкостью, ведь источников было и есть немного, артезианских скважин не существовало и вода была не меньшей ценностью, чем изысканная пища. Даже сейчас в ресторанах на юге воду подают как отдельный напиток, придавая этому ритуалу особое значение.
Кто должен поститься и кому можно отказаться от поста? Например, можно отказаться от сладкого или ограничить время в соцсетях. Постом мы в первую очередь ограничиваем себя в развлечениях - тех удовольствиях, которые помогают убежать от реальности, а нам важно учиться жить здесь и сейчас. Постом мы также учимся ценить простые вещи и получать от них удовольствие. Важно помнить, что пост - это не список обязательных пунктов, потому что он нужен не Богу, а нам самим, чтобы мы становились лучше. А можно ли пить алкоголь? Ну потому что там нет ни мяса, ни молока, ни яиц. Смех смехом, но если человек выпивает чуть-чуть алкоголя для душевной беседы - это христианам не возбраняется. В Священном Писании говорится, что вино веселит сердце человека. Но когда вина больше меры - это снова побег от реальности, а значит, разрушительно для нас. Ну как с сериалами и соцсетями, когда они поглощают чересчур много внимания. В субботу и воскресенье уставом разрешается умеренная доза вина. Потому что в эти дни, в отличие от других дней поста, совершается полная литургия, и это для христиан праздник. Но если у вас есть зависимость от алкоголя - лучше постом откажитесь от него полностью. Хотя, конечно, каждый решает сам. Нужно ли ограничивать интимные отношения? Вот постится жена, а муж - нет. Должна ли она ему отказывать в постели? Ведь она делает святыми всех вокруг… насильственно». Апостол Павел говорит, что христиане могут отклоняться от супружеского общения друг с другом только по обоюдному согласию и только на заранее оговоренное время. Это дело супругов.
Все версии сходятся в одном, что пришла она к нам с Востока. Начало данной традиции было положено сирийскими и византийскими монахами. Но справедливости ради стоит сказать, что за долгие годы понятие о вине сильно изменилось. И если в сегодняшнем представлении вино — это алкогольный напиток, имеющий определенное количество градусов, то в древневосточных странах под вином, прежде всего, понимали виноградный сок. В те времена монахам византийских и сирийских монастырей он был жизненно необходим, поскольку восполнял недостаток воды. К тому же в отсутствии нужных лекарств виноградное вино было единственным доступным средством, которое могло поддержать больного человека. Ведь тогда уже было хорошо известно о целебных свойствах виноградного сока. Содержащиеся в нем кислоты, при смешении с желудочным соком способствуют улучшению пищеварения. Кроме того, дубильные вещества, а их в винограде немало, помогают снять воспаления в ЖКТ. Именно в лечебных целях восточные христиане употребляли неперебродившие винные напитки, в частности, во время поста для избавления от «немощи».