Новости навруз что значит

Давайте же выясним, когда отпразднуют это событие в 2024 году, какова история праздника, а также почему на Навруз красят яйца. Навруз (Наурыз) — факты об истории и традициях праздника весны и проросшей пшеницы родом из Средней Азии: возникновение, суть, значение, блюда и приметы.

Да будет новый день, или что такое сумаляк

Многие по ошибке считают Навруз исламским праздником, хотя к Исламу он никакого отношения не имеет. Многие по незнанию поздравляют мусульман с Наврузом, считая его началом нового года по исламскому календарю. У мусульман есть свои великие праздники, такие как Ураза-байрам и Курбан-байрам, которые и стоит отмечать, а следование зоорострийским традициям никак не стыкуется с Исламом. Кроме того многие действия, совершаемые во время празднования Навруза, противоречат нормам Ислама. Например, перепрыгивать через огонь, при этом считая, что смываются грехи. Распитие спиртных напитков и народные гуляния, где мужчины и женщины веселятся вместе, тоже из Навруза.

Такие действия запрещены в Исламе.

Навруз это время гаданий. Особенно увлекаются этим заневестившиеся девушки, которые в этот вечер бросают через голову ботинок и по направлению его носка определяют останутся они в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого. Кроме того, в праздничный вечер с наступлением Навруза принято подслушивать разговоры соседей через окна или двери, и в зависимости от услышанного приятного или неприятного разговора определять, насколько удачен или неудачен будет наступающий год как для подслушивающих, так и для хозяев. Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за столом, на который ставят новую посуду. Стол на Навруз накрывают особый и называют его «хафт син». Обязательно на столе должны быть семь хафт продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы «син»: семена руты сипанд, яблоко себ, черные косточки сиахдане, дикая маслина санджид, уксус сирке, чеснок сир и проросшее зерно сабзи. Возможен другой набор 7 предметов, например, в Иране в него входят секке монета; серке уксус; сир чеснок; сумах специя; саману у других народов сумалак блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед ягода лоха; сабзе зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы. Навруз 2023: традиции и ритуалы Магические 7 предметов и продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая сей дар, должно позаботиться о богатом урожае.

Кроме того на столе ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась. Готовится плов. Ведь в Центральной Азии ни один праздник не обходится без него. Но главными на столе будут гуджа у некоторых народов халим или халиса и сумалак сумаляк, саману. Процесс приготовления этих блюд длительный и трудоемкий. Начинают их готовить с вечера и уходит на это вся ночь, предшествующая Наврузу.

Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима халиса мужчины. Гуджа готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, причем все разваривается до состояния однородной массы. Халим халиса представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. А сумалак это халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле у некоторых народов на воде с добавлением муки. Эти блюда очень полезны для здоровья, поскольку богаты витаминами и аминокислотами. Для приготовления сумалака у огромных котлов собираются все женщины в большой семье, а в городах соседки, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не пригорело. Ночь превращается в женские посиделки с разговорами, песнями и даже танцами. Главное чтобы не пригорело. Утром сумалак раздают всем, кто участвовал в приготовлении блюда или внес свою долю продуктов.

В свою очередь, эти люди угощают им своих родственников и знакомых, разнося его в пиалах по домам. После охлаждения блюдо подается к столу. При этом считается, что по изображению, которое проявится на поверхности сумалака, определяют, что сулит новый год, а само блюдо наделяет людей физическими и духовными силами. Пришедшим на праздник гостям хозяин протягивает блюдо с едва проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого. Праздничный ритуал не ограничивается сладким, добрым застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки.

Переводчик: Гибадуллин Исмагил Рустамович Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена древнему иранскому празднику Наврузу, а также анализу его роли и потенциала в процессах культурной интеграции и публичной дипломатии на территории иранского цивилизационного ареала. Автор выделяет целый комплекс обрядовых элементов, присущих традиции празднования Навруза в различных странах обширной зоны иранского культурного влияния, проводит анализ сходства и различия традиций встречи весны у разных народов и предлагает ряд решений в сфере реализации интеграционных процессов, базирующееся на культурной и исторической общности региона Ближнего Востока и Средней Азии. Предназначается для широкого круга читателей. Непокоренных, 74 Центральная городская публичная библиотека им. Фонтанки, 44 Автор: Сафаров Назир. Переводчик: Арбенов Э. В основу романа народного писателя Узбекистана Назира Сафарова легли подлинные исторические, события, очевидцем которых он был: Джизакское восстание 1916 года, Февральская и Октябрьская революции, гражданская война, становление Советской власти в Туркестане. Рубцова ул. Известен во всем мире как выдающийся поэт, автор цикла философских рубаи; считается национальным поэтом в Иране, Таджикистане и Афганистане. Дождем Навруза увлажнилось поле. Из сердца прочь гони и скорбь и боли. Пируй теперь! Из праха твоего В грядущем зелень вырастет — не боле. Дополнительно Хайям возглавлял группу астрономов иранского города Исфахана, которая в правление сельджукского султана Джалал ад-Дина Малик-шаха разработала принципиально новый солнечный календарь. Основным предназначением этого календаря была как можно более строгая привязка Навруза то есть начала года к весеннему равноденствию. Он был принят официально в 1079 г. Омар Хайям написал трактат под названием «Наврузнаме» «Книга о Наврузе» , который состоит из 17 разделов, тематика которых связана с историей появления праздника, о свойствах и признаках различных вещей золото, меч, стрела и лук, перо… , животных и птиц коня и сокола и т. Трактат начинается такими словами: «В этой книге раскрывается истина Навруза, в какой день он был при царях Ирана, какой царь установил его и почему его справляют, а также другие обычаи царей и их поведение во всех делах». Энциклопедия «Ираника» считает его первым азербайджанским поэтом. Он также писал на арабском и персидском языках.

Варят кашу много часов, а чтобы она не пригорала на дно кладут небольшие камни. Обнаружить в своей тарелке с праздничной кашей такой камушек — большая удача. Другое обязательное блюдо на Навруз — сваренные вкрутую яйца. Они символизируют собой совершенство и жизнь. К праздничному столу принято подавать круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов.

Все, что вы хотели знать о Наврузе, но боялись спросить

Но Навруз намного более переплетается с обрядами и ритуалами русских на Пасху и Ивана Купала. В переводе с персидского слово «навруз» означает «новый день». Что такое Навруз и как отмечают один из старейших праздников человечества. НОВРУЗ — НОВРУЗ, НЕВРУЗ То же, что навруз. Навруз отмечается не только в мусульманских странах, но и во многих других местах, где проживают народы, для которых этот день имеет культурное и историческое значение. 21 марта — Навруз: значение древнего праздника, традиции и запреты.

Навруз – не исламский праздник

Это означает, что человек может начать жизнь по-новому. Навруз отмечают каждый год. Навруз, в переводе с персидского означающий "новый день", или, как его еще называют в Афганистане, День крестьянина или День посадки саженцев, считается земледельческим праздником, происхождение которого связано с возникновением земледельческого календаря. Весенний праздник в разных странах тюркского мира имеет много названий — Наурыз, Навруз, Невруз, Нуруз. Новый год далеко не для всех наступает зимой: древний праздник Навруз скоро отметят пышными торжествами во многих странах мира и в некоторых регионах России. Навруз отмечают представители иранских и тюркских народов 21 марта.

Новруз байрам: что это за праздник?

О том, почему праздник Навруз в культуре многих народов считается точкой отсчета Нового года и другие праздники, связанные с весенним равноденствием. Навруз, как олицетворение истинной души и живой традиции, представляет собой наиболее типичное явление арийской культуры. это культурная традиция многих народов, которая знаменует первый день весны и обновление природы. В конце марта 2023 года таких искренних приветствий станет больше – всем миром будем праздновать Навруз (в переводе, рождение весны) или Новый год по восточному календарю. Восточный новый год, отмечается 21 марта. История Навруза, традиции празднования Навруза в Центральной Азии, Навруз в Узбекистане, праздничные блюда Навруза.

Новруз в Иране – какого числа, история и традиции праздника

Религиозного подтекста у данного праздника нет. Люди просто отмечают обновление природы и проводят время с близкими людьми. Традиции и обычаи Представители тюркских и иранских народов привыкли отмечать этот праздник широко. Существует несколько традиций, которые соблюдают в большинстве стран. Со всеми этими хлопотами нужно успеть покончить до предпраздничного вечера. Перед Наврузом также важно отдать все свои долги и простить все обиды. Такие простые ритуалы помогают людям встречать сезон обновленными. Это блюдо представляет собой сладкую кашу, приготовленную из проросших пшеничных зерен. Другое его название — суманак. Блюдо готовится в большом котле.

Варится оно всю ночь. В процессе приготовления сумаляк постоянно помешивают. Чтобы не устать, женщины периодически сменяют друг друга. Эта традиция помогает объединить даже тех людей, которые редко друг с другом общаются. Сделать длительный процесс приготовления блюда более веселым помогают песни и танцы, которые его сопровождают. Утром женщины делят приготовленное блюдо. Излишки раздают соседям и знакомым. В этот день друзья и родственники собираются за большим столом. Семейные посиделки длятся долго.

Подарки на Навруз дарить не обязательно. Но многие люди все же хотят порадовать своих близких чем-то приятным. Это вполне соответствует духу праздника.

Впервые вместе с национальными двориками 12 стран и 27 народов России будет открыт "Русский дворик". Навруз-байрам на ВДНХ - это марафонский забег песен, танцев, традиционной азиатской борьбы, конкурс национальных кухонь, фестиваль плова и конкурс сумелек - приготовления главного праздничного блюда Навруза. С тех пор сумелек - символ праздничного блюда и обновления. И хотя в ряде стран раздаются голоса о том, что Навруз, рожденный зароастрийцами, не соответствует мусульманским традициям, мы помним, что ислам мы приняли позже, а Навруз он, как Новый год и проросшие зерна. Его, как весну, не отменить.

Кроме того, принято ставить на стол зеркало и зажигать свечи, количество которых должно быть равным числу членов семьи. Их нельзя гасить, пока они сами не догорят до конца. Еще к празднику яйца красят в зеленый цвет. Раскрашенное яйцо символизирует зарождение всего живого. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет. На информационном ресурсе применяются.

Навруз в Узбекистане Солнечный Узбекистан отмечает Навруз 21 марта. Но, как и полагается настоящему празднику, длится он не один день — веселье там продолжается в течение двух недель. Начиная с первого дня, на улицах страны проходят массовые гуляния, праздничные базары, скачки на конях, собачьи и петушиные бои. Что интересно, в Узбекистане в дни празднества выбирают хозяйку торжества — Бахор-ханум. Ей, как правило, становится красивая, работящая, веселая девушка, олицетворяющая весну. Еще один герой праздника — Дехкан-бобо — Дед-земледелец. Этой чести удостаивается почтенный аксакал. Также выбирается и Момоер — Земля. Узбекистан — страна, славящаяся своей богатой национальной кухней. На Навруз узбеки не жалеют угощений. Так уж заведено, что столы должны ломиться от еды. Помимо традиционного плова, самсы и сладкого десерта нишалды, местные жители готовят главное украшение новогоднего стола — сумаляк. Сумаляк — это блюдо, которое варится на дровяном огне из муки и пророщенных зерен пшеницы, иногда с добавлением пряностей. Проросшее зерно у узбеков символизирует жизнь, тепло, изобилие. Добрая традиция праздника — дарить подарки сиротам и неимущим, делать пожертвования. Нооруз в Кыргызстане В Кыргызстане, как и в Казахстане, месяц март получил название праздника — Нооруз. Что примечательно, если в Нооруз рождается ребенок, он получает такое же имя. День весеннего равноденствия — 21 марта — в соседнем Кыргызстане начинается со звуков карнаев, сурнаев и флейт, извещающих о начале праздника. Эти звуки — как сигнал, после которого кыргызы в своих домах расстилают белую скатерть — дастаркон, на которую выставляются лучшие яства. Как и в Узбекистане, главным блюдом праздничного стола является сумелек. Помимо него, готовят «чон кеже» или «нооруз кеже» — суп из мяса быка, в который добавляют рис, горох, пшеницу, кукурузу, талкан, муку, картофель, пшено и специи.

Мусульмане по всему миру отмечают древний праздник Навруз

В переводе с фарси Навруз означает "новый день" – наступление Нового года по солнечному летоисчислению, который совпадает с весенним равноденствием. Навруз – национальный праздник, отмечаемый иранцами практически всех этнических групп и религий. Согласно Мэри Бойс, «кажется разумным предположение, что Навруз, самый священный из всех, имеющий глубокое доктринальное значение, основан Зороастром самим»; хотя точной даты происхождения нет.

Что такое Навруз и как отмечают один из старейших праздников человечества

Навруз является началом года также по календарю бахаи. Решение о включении данных 76 элементов нематериального наследия было принято 24 государствами-участниками Межправительственного комитета по сохранению нематериального наследия. Традиции праздника [ править править код ] Пророщенная трава — один из символов Навруза Новруз — первый день иранского календаря , начало весны, соответствующий дню Ураза месяца Фарвардин перс. Само слово «Навруз» с персидского языка переводится как «новый день». В Иране празднование длится обычно 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахръяран-Навруз шахский Навруз , а тринадцатый день как Сиздах-бе-дар перс. В Азербайджане в последние годы также целая неделя объявляется праздничной и нерабочей. Здесь есть такая традиция: нужно зажечь костёр, который называют «тонгал», и семь раз прыгнуть через него. В 2010 году Навруз отмечался в таджикском городе Дангара , в 2011 году в иранской столице Тегеране , в 2013 году в туркменском Ашхабаде [11]. Мечеть Хазрата Абдул-Азима, Тегеран , 2018 г. Праздничное оформление в Душанбе.

Навруз имеет древнейшую историю. В поэме « Шахнаме » перс. Слово «Навруз» впервые появилось в персидских источниках во втором веке новой эры , однако само событие отмечалось уже во времена династии Ахеменидов примерно в 550—330 гг. В эти дни правители провинций Персидской империи приносили дары шахиншаху [12]. Назвали тот радостный день Новым днём. То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин. Забыв о заботах, не помня кручин, Под говор струны, за ковшами вина, Вся знать пировала, веселья полна. И люди тот праздник святой сберегли, Как память о древних владыках земли. Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш , убитый туранцем Афрасиабом. Эта легенда упоминается в Авесте [13].

Более подробно она описана в «Шах-намэ» Фирдоуси. В день Навруза древние индоарии поклонялись так называемым «фраваши» — духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков Навруз. Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия» [15]. Британская учёная М.

Как Навруз стал международным праздником? Где празднуют Навруз?

История праздника 4 Навруз, в переводе с персидского означающий "новый день", или, как его еще называют в Афганистане, День крестьянина или День посадки саженцев, считается земледельческим праздником, происхождение которого связано с возникновением земледельческого календаря. Его начали отмечать еще три тысячелетия назад. У Навруза древнеиранское происхождение. Оно связано с культом Солнца и пророком Заратуштрой. Старейший источник, в котором говорится о празднике, — священная книга зороастрийцев "Авеста". Согласно писанию, каждую весну в этот день люди должны были отмечать появление жизни на земле.

Негмати писал, что жители Самарканда и окрестных селений в высшей степени торжественно отмечают наступление последнего вторника накануне Нового Года по персидскому календарю Навруз [25]. После захода Солнца люди разжигают костры, поют песни, играют на национальных инструментах. Под звуки бубна они организуют факельное шествие к окраине реки и там устраивают празднества. Они прыгают через разведённые костры и купаются в реке. Более зажиточные таджики в этот день организуют совместные трапезы для малоимущих сограждан. Прыгая через костры, они желают от природы обильного урожая и ищут защиты от злых духов и джиннов. Прыгают через костёр даже женщины с грудными детьми, надеясь, что таким образом они в течение года будут избавлены от напастей и несчастий. Сохранились в настоящее время и другие атрибуты этого зороастрийского праздника. Например, зороастрийцы наполняли сосуды семенами пшеницы или ячменя, заливали их водой, а затем, когда они прорастали, относили их домой и ставили в особое место [20]. Точно так же в настоящее время оставляют на прорастание семена злаков к празднику в Азербайджане, Иране и Средней Азии [23]. На праздничный стол зороастрийцы ставили яйца — символ зарождения жизни — и особые сладости. Они присутствуют на праздничных столах и в настоящее время [23]. Как видно из приведённого выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Навруз, он имеет доисламское происхождение и его философия, а также обрядность не имеют к исламской религии никакого отношения. Более того, исторические корни языческое и зороастрийское прошлое и натурфилософская сущность этого праздника находятся в противоречии с исламом, сущность которого заключается в строгом единобожии и отрицании преклонения перед природными силами. Подготовка к празднику Празднование Навруза [26] в Курдистане Почтовая марка Азербайджана с изображением азербайджанской женщины за праздничным столом Почтовая марка Казахстана , 2009 По древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны убирать в домах и вокруг, рассчитаться с долгами. Традиционным ритуалом в Навруз является составление хафт сина перс. Хафт шин также состоит из семи элементов, названия которых начинаются с буквы Ш в персидском алфавите. На праздничных столах складывали круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Новруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы. В Таджикистане гостей приветствуют словами «С праздником Навруз» тадж. Навруз муборак бод! Праздничный стол в этот день — особенный. На столе должна стоять пища, состоящая из семи блюд «Хафтсин» и «Хафтшин» , название которых начинается с буквы «с». Это сумалак тадж. Кроме перечисленных блюд на стол ставятся зеркало, свечи и крашеные яйца. Все перечисленное имеет символическое значение: свеча — свет или огонь , оберегающий человека от злых духов. Яйцо и зеркало нужны, чтобы установить завершение старого года и наступление первого дня нового. Азербайджанцы ставят крашеное яйцо на зеркало. Поздравляющий говорит: «Пусть праздник Навруза будет счастливым!

Проросшие ростки пшеницы, перевязанные красной лентой, являются одним из главных символов Навруза. Дома, сады и праздничные столы украшаются вазочками с этими ростками. Почему на Навруз красят яйца? В странах Востока, таких как Азербайджан, Иран и Таджикистан, на Навруз принято красить яйца, что может показаться необычным для жителей Запада, ведь эта традиция ассоциируется с Пасхой — христианским праздником. Крашеные яйца — символ не только Пасхи, но и Навруза. Краска для яиц обычно делается при помощи натуральных красителей, таких как шелуха лука или свёкла. Зелёный цвет яиц символизирует пробуждение новой жизни. Ещё одна традиция, характерная как для Пасхи, так и для Навруза, — состязание по битью яиц. Повреждённое яйцо считается неудачным знаком на предстоящий год.

Навруз 21 марта 2023 года: значение мусульманского праздника, традиции и запреты

Например, яблоко, чёрные семечки, маслины, уксус, чеснок и проросшее зерно. Во время празднования Навруза обычно на стол ставят зеркало, свечи и крашеные яйца. Символическое значение свечи заключается в защите человека от злых сил огнём. Проросшие ростки пшеницы, перевязанные красной лентой, являются одним из главных символов Навруза. Дома, сады и праздничные столы украшаются вазочками с этими ростками. Почему на Навруз красят яйца? В странах Востока, таких как Азербайджан, Иран и Таджикистан, на Навруз принято красить яйца, что может показаться необычным для жителей Запада, ведь эта традиция ассоциируется с Пасхой — христианским праздником. Крашеные яйца — символ не только Пасхи, но и Навруза. Краска для яиц обычно делается при помощи натуральных красителей, таких как шелуха лука или свёкла.

Отмечается он как день Навруз Новый год у иранских и тюркских народов. В этот день повсюду разжигают костры и перепрыгивают через пламя, что не редко приводит к ожогам, а иногда и к пожарам, известны случаи со смертельным исходом. Кстати, в самом Иране, где народ широко отмечает этот праздник, духовные лидеры, в том числе аятолла Хомейни, призывал не отмечать его как не соответствующий Исламу. Навруз был когда-то главным праздником огнепоклонников, календарь которых делился на два сезона, сменявших друг друга в дни весеннего и осеннего солнцестояния. По древней зороастрийской традиции эту ночь люди проводят с большим количеством огня и веселья. Официальный статус он приобрёл в Ахеменидской Империи как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени.

Они владели Новым Новрузом и знали, в отличие от со-гдийцев, что прошел не только час Быка, но и Овна и уже более 500 лет длится эра Рыбы, такой же подвижной, как и они сами. И не случайно на каменных изваяниях тюрков, на поясах, пряжках и других предметах поясной фурнитуры, пластинах для лука и упряжи лошади царствует Рыба. На обширных территориях тюркской культуры I тыс. Две идеологии и культуры Старого и Нового Новруза столкнулись в пределах городов Жетысу, при этом без каких-либо попыток к симбиозу. В результате монументальные постройки согдийцев -замки и другие здания, утратившие свое идеологическое главенство, оказались заброшенными. На их развалинах, как на платформах, были возведены тюркские, хотя и не столь идеальные в плане строительной техники, но свои, отвечающие новым веяниям открытости, контактам со всем миром и многоязычию. Вместе со всеми инновациями обрел новый облик и Новруз. Из плана содержания он переходит в план выражения, приобретает научное обоснование. И не случайно Юсуф Баласагунский в своей поэме «Кутадгу билиг», то есть «Счастливое знание», описывает Новруз как появление Солнца в созвездии Рыбы. В то же время само описание этого праздника в поэме символизирует как начало года, так и начало книги, описывающей Вселенную как огромный, населенный многочисленным народом город. Однако уже у Ю. Баласагунского появляются первые грозные признаки представлений об апокалипсисе и конце времен, которые звучат в конце книги, что уравновешивает весеннее и осеннее равноденствие, примиряет жизнь со смертью. Это был веселый праздник, отмечавшийся в дни весеннего равноденствия. По преданию, Науруз понравился Пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили этот праздник в халифате, отмечая его очень пышно Лобачева Н. Науруз относится к празднествам, сложившимся на основе культа умирающего и возвращающегося божества. Причастность Науруза к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами - «праздник красной розы», связанный с древнейшим культом умирающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в кроваво-красных лепестках розы. Обряд восходит к первобытным мастерам, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы. Согласно материалам Р. Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М. Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов. Как пишет Омар Хайям 1965, с. Один из древнейших обрядов, отражающий архаичные черты праздничных обрядов, заключен в изготовлении посуды накануне Науруза. Эта традиция восходит к авестийским временам, хорошо описана письменными источниками и сохранилась до наших дней как пережиток среди земледельцев, частью которых являлись в средние века и тюрки, и казахи в Южном Казахстане и Жетысу. Вот так описывает этот своеобразный обряд этнограф Е. Пещерова приведенный в публикации Е. Кузьминой 1986, с. Каждая женщина делает по нескольку сосудов для своей семьи. Их обновят на новый год - Науруз - главный праздник возрождения природы, который исправляется в день весеннего равноденствия. Рваную одежду и старые горшки в новогоднюю ночь выбрасывают из дома, новые вещи должны обеспечить семье богатство и процветание. Поэтому, изготавливая сосуд, женщина шепчет заклинания, призывая магические силы, чтобы горшок был прочным и полным молока и масла». В древних текстах Шатапатха Брахмане и четырех самхитах Черной Яджурведы говорится, что для жертвоприношения пригоден только сосуд, изготовленный без помощи гончарного круга: «... В Упанишадах и Брахманах предписывается, чтобы арий сам, своими руками сделал сосуд, точно так, как его лепили отцы и деды, предки питари и прародитель Ангирис, обученный гончарству богиней Адити, и ни в коем случае не покупал горшка у ремесленника-шудры, не принадлежащего к арийской общине» Кузьмина Е. Процесс изготовления сосуда сравнивается с актом сотворения мира. А сам сосуд - со Вселенной: «... Формуя ленту, арий произносит заклинания: «Поднимись! Стань крепким! Будь большим! Стань прямо! Ты стоишь на прочном основании» и призывает на помощь богов: солнца -Митру, неба - Варуну, огня - Агни, ветра - Вайю и покровителей четырех сторон света. Ведь при помощи сосуда жертвователь «получает потомство, благосостояние, обладание коровами, хорошую мужскую силу, сородичей» Кузьмина Е. Таковы ведические и этнографические параллели во взглядах на сосуды и их изготовление, освященные индоевропейскими богами. Сосуд, как символ изобилия Антонова Е. Большое значение чаша с питьем имела в мифологии саков индоиранцев вообще, благодаря важной роли в их культе опьяняющих напитков. Пиво и буза считались «магическим выражением оплодотворящего начала», поэтому питье этих напитков и манипуляции с ними входили в обряд плодородия. В сакских каменных изваяниях, также отражающих в своей основе трехчленное восприятие вселенной, в качестве атрибута нередко фигурирует со-суд-ритон. Это же изображение характерно и для древнетюркских каменных изваяний Центральной Азии У1-Х вв. Сосуды для жидкостей предназначались в дар богам и их приносили к храмам и святилищам об этом еще свидетельствовали надписи на месопотамских сосудах: «Чашу вич для измельченного мука изготовил Нинчирсу» или «Нинчирсу, сильному войну Энлиля, своему царю» и т. Раевский Д. Известный казахстанский ученый-археолог К. Акишев, отмечая архитектурную особенность сакского могильника Берккары, писал, что каменные выкладки вокруг курганов «отражали существовавшие в ту эпоху религиозные и космогонические представления сакских племен».

Традиционно к празднику очищают жилище, делают уборку и выносят все старое. Это касается и духовной составляющей: нужно простить старые обиды, раздать долги, а также попрощаться с тем, что тяготит. Узнать подробнее Читайте также:.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий