В минувшую субботу на Соборной площади Астраханского кремля состоялось открытие II Международного фестиваля классической музыки OperaFirst 2022 и показ оперы Мусоргского «Хованщина». В один из дней, завершающих астраханское жаркое лето, на Соборной площади кремля прошла пресс-конференция, посвященная премьерной постановке оперы Модеста Мусоргского “Хованщина”. Второе действие оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» начинается в кабинете князя Василия Голицына, фаворита царевны Софьи. «Хованщина». М. Мусоргский Опера в 2-х действиях Премьера состоялась в 1995 году.
На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского
Mussorgsky Author: Vladimir V. Petersburg, Russia, goryachih mail. Starting to work on the opera, M. Mussorgsky wrote to V. However, historical time which is interpreted in the opera as a sociopolitical and religious conflict and projected by the composer onto the contemporary era is only a part of the multi-layered temporal structure in Khovanshchina. The storyline time is marked in Khovanshchina not only by compressing the historical time, but also by symbolizing the time of the day. But to an even greater extent it is a symbolic space that actualizes the supra-plot plan. Eschatological time compasses above all plot conflicts.
Their actions can no longer affect the course of events, they have nothing to do but wait for the inevitable end. Thus, time becomes the central element of the plot and dramaturgy of Khovanshchina on both real and symbolic levels. Opera musicologica. In Russ. The article was submitted 12. References [1] Augustine of Hippo 2013. Sergeenko; executive editor Nikolay N.
Petersburg: Nauka, 372 p. Istoriya gosudarstva Rossiyskogo [History of the Russian State]: in 12 vols.
Тем не менее, работа Римского-Корсакова сыграла ключевую роль в том, чтобы «Хованщина» в итоге появилась на оперных сценах. Комитет Мариинского театра не допустил оперу к постановке, но она была впервые поставлена силами Музыкально-драматического кружка любителей. Через десять лет она была представлена в Русской частной опере с участием Фёдора Шаляпина в роли старца Досифея.
Благодаря мировой известности Мусоргского, «Хованщина» была поставлена в 1911 году в Мариинском театре и в 1912 году в Большом театре. Оба раза Фёдор Шаляпин участвовал в постановке и исполнил роль Досифея. В последующие годы оперу поставили в различных театрах по всему миру.
Мусоргского и масштабного музыкального фестиваля «Гений места», старт которому был дан 22 марта, состоятся праздничные мероприятия, приуроченные к 185-летию со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского. Под управлением Валерия Гергиева прозвучит опера «Хованщина», также псковской публике будет представлена концертная программа. Фестиваль «Гений места» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В 13:00 в Большом концертном зале Псковской областной филармонии состоится концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В программу вошли сочинения Мусоргского: «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», «Ночь на Лысой горе», цикл «Картинки с выставки».
Мусоргский начал работу над оперой летом 1872 года, когда еще не был полностью завершен «Борис Годунов». Он усиленно изучал исторические материалы, обдумывал детали либретто, отдельные музыкальные эпизоды. Мусоргский был увлечен богатством собранных материалов, музыкальные и поэтические образы возникали в его фантазии в неразрывном единстве. Начиная с 1873 года в письмах Мусоргского все чаще встречаются упоминания о «Хованщине», в которой он хотел сочетать верность характеров действующих лиц и драматургию народных сцен, к чему был уже подготовлен работой над «Борисом Годуновым». Упорно добиваясь выпуклости драматургического развития, сочиняя текст и музыку, он постоянно советуется со Стасовым, которому посвятил свой творческий труд. Опера всецело поглотила его мысли и думы, он с полным основанием говорил: «живу в «Хованщине», как жил в «Борисе»». Постепенно, один за другим, складывались номера новой оперы. В августе 1875 года композитор закончил первое действие. Однако в дальнейшем работа шла с перерывами, вплоть до последних дней жизни Мусоргского. Впереди предстояла громадная работа по оркестровке, но композитору оставалось уже меньше года жизни. После его кончины Римский-Корсаков закончил, отредактировал и оркестровал оперу, и в этом виде она стала известна всему миру. В советское время Шостакович заново оркестровал «Хованщину» по авторскому клавиру. Композитор вольно отнесся к хронологии, соединив события, разделенные промежутком в шестнадцать лет, однако это не помешало ему написать правдивую картину русской жизни. Образы оперы Так же, как и в «Борисе Годунове», действие «Хованщины» развертывается в двух плоскостях: с одной стороны князья Хованские, Голицын, раскольничий вождь Досифей. С другой — народ: стрельцы, раскольники.
Мариинский театр показал оперу «Хованщина» в Псковской филармонии
Фестиваль продолжится проектом День России и Дни стран Каспия, где гости смогут познакомиться с культурой каждого государства, масштабным гала-концертом со звёздами мировой сцены из Каспийских стран. На сцене в кремле выступит сводный симфонический оркестр Прикаспийских стран, созданный в рамках фестиваля. Узнать о предстоящих культурных событиях можно по ссылке.
Однако выделяются и солисты — мощный, гротескный Иван Хованский в исполнении Михаила Петренко, Екатерина Семенчук, словно впитавшая властный характер своей героини, Алексей Марков, впечатливший голосом и ярким образом Шакловитого». Автор портала Teatro. Сергей Скороходов — импульсивный Андрей Хованский, с пронзительным тембром и хорошо поставленным голосом. Евгению Акимову, помимо убедительного вокала, удалось продемонстрировать сложную психологию Князя Голыцина». Маэстро вновь оказался неотразим в русском репертуаре.
Эти образы решены в постоянном подчеркивании трагического исхода. Герои всегда в черном одеянии, только в последних сценах Марфа — белая голубица, принимающая смерть как избавление от мирских мук и страданий. Авторы постановки оставляют финал спектакля открытым. Народ, подобно слепцам бредет по безбрежной зимней степи, по тракту, ведущему в совершенно непроглядное будущее. Спектакль отходит от традиционного двухмерного пространства сцены и охватывает немыслимые сценические объемы.
Фестиваль продолжится проектом День России и Дни стран Каспия, где гости смогут познакомиться с культурой каждого государства, масштабным гала-концертом со звёздами мировой сцены из Каспийских стран. На сцене в кремле выступит сводный симфонический оркестр Прикаспийских стран, созданный в рамках фестиваля. Узнать о предстоящих культурных событиях можно по ссылке.
Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО
В рамках долгосрочного проекта Государственной филармонии Костромской области «Русская национальная патриотическая опера на костромской земле» на этот раз прозвучала одно из величайших творений М.П. Мусоргского «Хованщина». последняя, недописанная опера Мусоргского. При жизни композитора не исполнялась, затем была оркестрована Римским-Корсаковым и в дальнейшем неоднократно обработана и оркестрована другими композиторами. Композиция «Хованщины» Мусоргского в кратком содержании проявляется наличием двух линий: рядом политических (государственных) событий и романтическими переживаниями героев. Мариинский театр представит оперу «Хованщина» в Петербурге и Москве, посвятив эти показы 185-летию со дня рождения Модеста Мусоргского.
Вы точно человек?
Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Сегодня мы рассматриваем оперу М. П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина". Легендарная "Хованщина" в исполнении артистов Мариинки на родине Модеста Мусоргского.
Мариинский театр показал оперу «Хованщина» в Псковской филармонии
Партия фортепиано — Юрий Кокко. Также в рамках визита петербургской труппы в Театре драмы состоится детская благотворительная акция — в 12:00 прозвучит симфоническая сказка Прокофьева «Петя и волк». Завершит «Гений места» в Пскове «Хованщина», последняя опера Мусоргского. В 17:00 в Большом концертном зале Псковской областной филармонии она прозвучит в исполнении солистов оперы, хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Сюжет «Хованщины» объединяет события, которые в исторической действительности заняли семь лет: два стрелецких бунта второй из них возглавил Иван Хованский, поддержавший старообрядцев и приход Петра I к власти.
Помимо исторических личностей, в опере действуют и вымышленные персонажи, введенные композитором Марфа.
Главный дирижер театра Валерий Воронин отметил, что подготовка к постановке началась год назад. Это сложная, грандиозная опера. Надеюсь, что эта постановка станет знаковым событием в культурной жизни не только Астрахани, но и России», - подчеркнул дирижёр. Постановку оперного спектакля под открытым небом осуществили дирижёр-постановщик Валерий Воронин, режиссёр-постановщик Константин Балакин, художник-постановщик Елена Вершинина, хормейстер-постановщик, заслуженный деятель искусств России Галина Дунчева, художник по свету Ирина Вторникова.
Незавершенную работу после смерти Мусоргского закончил Николай Римский-Корсаков, в редакции которого опера исполнялась до 1950-х годов. В дальнейшем в репертуаре Мариинского театра опера представала с оркестровой партитурой Дмитрия Шостаковича, наиболее приближенной к первоисточнику. Изображение предоставлено «Собака.
Когда я пела в хоре, который изображает народ, я поняла, что именно народ имеет важное значение для Мусоргского. Прямо ощущается, что народ — это действующее лицо наравне с главными героями. Здесь ты развиваешься как в певческом плане, так и в театральном. Все твоё внимание направлено на реализацию идеи произведения. Интересным моментом стало переодевание в сценический костюм, который помог более полно вжиться в роль. Для меня всё это было в первый раз — оказаться на большой сцене. Благодаря этому я смогла из простого хориста перевоплотиться в хориста — оперного артиста. Новым ощущением для меня стало взаимодействие на сцене с дирижёром, другими участниками хора и спектакля, оркестром и, самое главное, — зрителем! Перед выходом на сцену я не волновалась, но волнение появилось с осознанием того, что у нас есть один шанс для правильного исполнения, и спетого уже не перепоешь, как это было на репетициях. Было заметно, как волновались солисты. Для кого-то это было впервые.
9/21 февраля 1886 года состоялась первая постановка оперы "Хованщина" М. Мусоргского
Приходит народ и просит прочитать надписи на недавно появившемся столбе. Подьячий в грубой форме отказывает. Но когда люди подняли и понесли с ним будку к столбу, то он согласился прочесть. В это время слышны звуки труб. Это стрельцы приветствуют князя Ивана Хованского. Из глубины сцены появляется фигура Андрея Хованского. Он приближается к Эмме и желает ее обнять, но девушка отказывает ему. Она обвиняет его в убийстве своих родителей и изгнании возлюбленного. На защиту Эммы встает раскольница Марфа.
Андрей бросается на нее с ножом, но смелая девушка дает ему отпор. Появляется князь Иван Хованским. Из-за дам отец и сын начинают вести себя как соперники. Андрей в гневе хочет убить Эмму и замахивается на нее с ножом. Его руку перехватывает вошедший Досифей. Он поет свой скорбный монолог «Приспело время». Действие второе Опера «Хованщина». Краткое содержание II д.
Князь Голицын в своем кабинете читает любовное письмо от Софьи. Его одолевает чувство тревоги за будущее. К нему входит клеврет дворянин Варсонофьев и говорит, что к нему настойчива просится пастор. Он просит вступиться за Эмму и возвести церковь в Немецкой слободе. Голицын отказывает ему в двух просьбах. Вновь появляется Варсонофьев и говорит о прибытии колдуньи. Это пришла Марфа под видом гадалки. Начинается сцена гадания.
Звучит известная ария «Силы потайные». Девушка предсказывает ему опалу. Суеверный князь боится, что она проговорится и приказывает слуге ее утопить. Марфа подслушивает их разговор и скрывается. Неожиданно к Голицыну входит Иван Хованский. Между ними возникает спор. В разгар ссоры появляется Досифей и уговаривает помириться князьям. Звучат хоры народа.
Внезапно вбегает Марфа и просит Голицына помиловать ее. К ней обращается Досифей со словами утешения. За сценой слышны голоса петровцев.
Использование материалов, опубликованных на сайте mk-pskov. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk-pskov. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм.
Культурное событие проходит в рамках нацпроекта «Культура» Основные сцены спектакля развернулись в центре Соборной площади. Во время спектакля там возвышались огромные декорационные деревья и годичное кольцо дерева. В работе над творческим проектом участвовали более 600 человек: артисты, работники цехов, административный состав. Сделано более 450 сценических костюмов, сообщает пресс-службы регионального минкульта. Годичные кольца деревьев могут рассказать нам о катаклизмах прошлого - о засухах и пожарах, так и наши кольца показывают историю «Хованщины», — отметил режиссер-постановщик Константин Балакин.
Фото: пресс-служба губернатора АО Главное действие спектакля развернулось в центре Соборной площади. Как рассказали в региональном минкульте, было задействовано более 600 человек. Среди них как артисты, так и работники различных цехов, административный состав. Пошито 450 нарядов и облачений. Фото: пресс-служба губернатора АО «Это величайшее произведение. Исполнение этой оперы — редкость в силу своей сложности и масштабности.
М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
Шакловитый предупреждает подьячего, что его ждёт страшная кара, если он проговорится. Подьячий пугается, но мешочек с деньгами делает его сговорчивым. Шакловитый забирает бумагу и исчезает. Пришлые люди, идущие в столицу, чтобы заработать своими ремёслами, — народ неграмотный. Они просят подьячего прочитать надписи на появившемся за ночь столбе и приходят в ужас, узнав имена жестоко казнённых бояр. Стрельцы со своими семьями приветствуют князя Ивана Хованского, своего предводителя. Князь во всеуслышание сообщает о намерении извести на Руси боярскую крамолу, пресечь изменнические козни вокруг молодых государей.
В сопровождении стрельцов, под славящее пение народа, Хованский идёт в обход по Москве. Сын Хованского Андрей преследует Эмму, девушку из Немецкой слободы. Эмма обвиняет Андрея в убийстве её родителей и в изгнании жениха. Марфа, прежняя возлюбленная Андрея, защищает девушку. Андрей угрожает Марфе расправой, но получает отпор. Вернувшийся Иван Хованский застаёт сына с Эммой.
Молодая немка приглянулась и отцу, и он велит стрельцам взять девушку и отвести к нему в терем. Андрей в ярости выхватывает нож, но появившийся Досифей, глава раскольников, останавливает разгоревшуюся ссору. Он просит Марфу, ставшую раскольницей, проводить Эмму в слободу и обращается к Хованскому и стрелецкому войску с призывом: «Братья, други, время за веру стать православную! Хованский призывает стрельцов сторожить Москву. Досифей и раскольники поют песнь отречения от мира и молят Господа укрепить их силы. Вторая картина Дом князя Василия Голицына, обставленный в европейском духе.
Голицын — дипломат и посол в государственных делах, фаворит царевны Софьи, читает любовное письмо от неё. Он не верит в преданность Софьи, его мучает тревога, одолевает страх перед будущим. По просьбе Голицына приходит Марфа. Она гадает ему на воде и предсказывает опалу и ссылку.
Стрельцы встречают утро после бунта. Ярко-красные парадные кафтаны первого постоянными войсками Российского централизованного государства сливаются на сцене в единый поток, напоминая, что ночь случилась кровавая. Дальше пробираемся сквозь исторические события, звучат имена убитых в результате мятежа, узнаём что Иван Хованский ведёт отряд в обход по Москве, а его сын воспылал страстью к Эмме, жительнице Немецкой слободы. Из-за девушки разгорается конфликт между Хованскими. Но Досифей останавливает их... Но всё это детали истории, которая перемалывает отдельные судьбы жерновами общего сюжета, который ведёт к единому сплочённому самопожертвованию. И всё таки про характеры Композитор, работая над оперой, сумел подчеркнуть характеры персонажей музыкой. Серым кардиналом по сюжету выступает Досифей — старец-раскольник, в мирском прошлом князь Мышецкий. Когда-то в этом образе выходил на сцену Русской частной оперы Шаляпин.
Известно, что, ему же Модест Петрович и посвятил эту работу. Автограф Мусоргского: посвящение оперы «Хованщина» В. Стасову, 1872 год Автограф Мусоргского: посвящение оперы «Хованщина» В. Стасову, 1872 год Смерть помешала композитору довести сочинение до конца. Римский-Корсаков привел в порядок оставшиеся материалы, дописал последний акт, инструментовал оперу и в 1883 году предложил ее дирекции императорских театров. Однако предложение было отклонено. Страница из сочинений М. Мусоргского Издательство «В. Шаляпин, начиная с 12 ноября 1897 года, был самым известным исполнителем Досифея.
Программа фестиваля Согласно программе OperaFirst - 2022, 2 и 3 сентября фестиваль открывается авторской постановкой оперы Мусоргского "Хованщина" в рамках проекта "Русские оперы в Астраханском кремле". С 7 по 10 сентября фестивальная программа познакомит зрителей с культурой стран Каспия в рамках концертов, посвященных каждой стране-участнице - Туркменистану, Ирану, Азербайджану, Казахстану. Завершится OperaFirst 11 сентября гала-концертом на Соборной площади Астраханского кремля со световым шоу и визуальными эффектами при участии звезд оперной сцены.
Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове
Итак опера Мусоргского "Хованщина". Сюжет оперы о времени борьбы за престол царевны Софьи и Петра 1. Не буду пересказывать сюжет, в нём много действующих лиц и всевозможных политических интриг, напишу только что мне понравилось в этой опере. Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. Завершит «Гений места» в Пскове «Хованщина», последняя опера Мусоргского. Опера Мусоргского снова идёт в редакции Шостаковича, ведь Модест Петрович работу не завершил. В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко снова гремит "Хованщина". Опера «Хованщина» звучала в концертном исполнении, но даже в таком сдержанном варианте производила колоссальное впечатление.
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова
В один из дней, завершающих астраханское жаркое лето, на Соборной площади кремля прошла пресс-конференция, посвященная премьерной постановке оперы Модеста Мусоргского “Хованщина”. В Казани, в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, впервые за всю историю его существования была дана опера Мусоргского «Хованщина». Мусоргский сам написал либретто "Хованщины", художественно соединив события 1682 и 1689 годов и косвенно введя образ Петра I. Дописать и инструментовать оперу композитор не успел. «Известия» посмотрели «Хованщину» и оценили последнюю оперу Модеста Мусоргского из репертуара Мариинки. 2022 2 сентября оперой М. П. Мусоргского "Хованщина", осуществление проекта стало возможным благодаря национальному проекту.