Страстной эту неделю называют потому, что мир переживает Страсти Христовы — Его предательство, суд над Ним, обвинение в богохульстве, истязания, издевательства и позорную смерть. Страстной неделю перед Пасхой называют из-за того, что в это время вспоминают Страсти (страдания) Господни и последние дни его земной жизни. Таким образом, название "Страстная неделя" объясняется тем, что этот период посвящен страданиям Иисуса, которые были перенесены им ради спасения человечества. Седьмицу Страстной недели называют «Великая неделя», потому, что Пасха — это основной Великий христианский праздник, вселяющий в людей большую радость. Вот почему дни Страстной недели названы великими и вот какие чрезвычайные, благодетельные события произошли в течение их!
Страстная неделя
это последние дни перед Пасхой, путь страданий, крестной смерти Спасителя и его Светлого Воскресения. В православии она носит название Страстная седмица, Страстная или Великая неделя. Великим называется каждый день на Страстной неделе.
Страстная неделя — 2024: когда начинается и какие правила соблюдать
С понедельника, 10 апреля, у православных идет Страстная неделя, которую также называют Страстной седмицей Великого поста. Что символизирует эта неделя, почему так называется и как предписано вести себя верующим в это время — читайте в нашем материале. Таким образом, название "Страстная неделя" объясняется тем, что этот период посвящен страданиям Иисуса, которые были перенесены им ради спасения человечества. С 18 по 23 апреля православные отмечают Страстную седмицу, или Страстную неделю. Таков смысл названия Страстной седмицы — заключительной недели Великого Поста. Страстной эту неделю называют потому, что мир переживает Страсти Христа — его предательство, суд над ним, истязания и позорную смерть.
Почему неделя называется Страстной?
Что означает каждый день Страстной недели - Русская семерка | Страстная неделя называется страстной из-за связи с мученичеством и страданиями Иисуса Христа. |
Страстная неделя — 2024: когда начинается и какие правила соблюдать | Страстной седмицей называется последняя неделя поста перед Пасхой 2019 – и это время особо строго воздержания во всем: и в еде, и в поведении верующих. |
Страстная неделя почему такое название | В названии Страстной недели слово «страсть» означает «страдание», ведь Иисус Христос, последним дням земной жизни которого и посвящена Страстная неделя, безгрешен по своей природе. |
Приметы на 28 апреля: что нельзя делать в Пудов день - ГТРК «Ставрополье» ВЕСТИ Ставропольский край | За Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя, или Великая седмица, последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе. |
29 апреля-4 мая: Страстная неделя-2024, службы по дням+строгий пост до Пасхи | Главные новости» Эксклюзив» Почему неделя называется Страстной? |
Богослужения Страстной седмицы
- Страстная неделя 2021: что значит каждый день и как его правильно провести
- Почему Страстная неделя так называется?
- Читайте также
- Страстная неделя у христиан | это... Что такое Страстная неделя у христиан?
Страстная седмица 2023: что делать по дням
С 18 по 23 апреля православные отмечают Страстную седмицу, или Страстную неделю. Страстная неделя называется также Белой или Чистой. Каждый день на Страстной неделе называется великим и посвящён событиям из жития Спасителя. Страстная седмица Первым и древнейшим свидетельством выделения Страстной недели как особого времени литургического года являются дошедшие до нас «Воспоминания» Сильвии Аквитанской (Этерии), которая около 385 г.
Последняя неделя Поста перед Пасхой: службы+что можно есть по дням в Страстную седмицу
Адрес электронной почты: vesti ivtele. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя ВГТРК.
Зачем мы каждый год переживаем события Страстной недели? Протоиерей Андрей Ткачёв. Что будем делать в Страстную седмицу?
В этот день — первый день месяца Джамал по девятнадцатимесячному календарю бахаи — отмечается важный праздник — праздник Девятнадцатого дня месяца Джамал. Праздник Девятнадцатого дня был предписан в «Китаб-и-Акдас» — священной книге бахаи, где сказано следующее: «Предписывается вам раз в месяц выказывать гостеприимство, даже если угощением будет простая вода, ибо Господь возжелал связать ваши сердца воедино средствами и небесными, и земными».
Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета Зах. Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными. На Руси этот праздник давно называется Вербным воскресением. Название происходит от того, что верующие приходят в церковь с ветками, как правило, ивовых растений — вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса в Иерусалиме.
Во всех литургических традициях христианского мира основные церковные службы Страстной седмицы — особенно трех последних ее дней — совершенно уникальны. Каждая из них не похожа ни на одно другое богослужение литургического года, а вся их череда позволяет куда глубже духовно пережить праздник Пасхи. У католиков долгое время Великий пост был схож с православным. Но после литургической реформы вторая половина ХХ века правила соблюдения поста несколько изменились. Католики в основном воздерживаются от пищи только в Страстную пятницу, которая предшествует празднику Пасхи и посвящена воспоминанию о дне распятия и смерти Иисуса Христа. В Католической церкви богослужения Страстной пятницы приурочены к 3 часам дня, поскольку считается, что в это время умер Иисус Христос. Хотя эта служба кажется единой, в действительности она состоит из четырех самостоятельных частей, каждая из которых имеет собственное происхождение и историю. Первая, древнейшая часть, чинопоследование Слова, осуществлялась в древней церкви в тех случаях, когда не совершалось таинство евхаристии. В настоящее время она включает в себя ряд чтений из Ветхого Завета, завершаемый торжественным чтением рассказа евангелиста Иоанна о Страстях Христовых. Вторая часть состоит из нескольких молитв восходящих к 5 в. Третья часть — чин поклонения кресту, связанный с древним обычаем, практиковавшимся христианами в Иерусалиме. Распятие закрывают покрывалом в воскресенье, начинающее Страстную неделю. Затем священник и его помощники снимают покрывало, после чего священнослужители и прихожане целуют распятие. Последняя часть службы Страстной пятницы — литургия Преждеосвященных Даров, во время которой духовенство и прихожане приобщаются Св. Даров, которые были освящены накануне отсюда название. Лютеранской Пасхе, как и в православии, всегда предшествует Страстная неделя в память о страданиях Иисуса Христа. Великая суббота именуется также Тихой субботой. Но лютеране не исповедуют обязательный сорокадневный пост перед Пасхой, он является добровольным выбором каждого верующего. Некоторые даже отказываются от личных автомобилей и ездят на общественном транспорте. Великий понедельник посвящен воспоминанию о сотворении мира, Великий вторник — евангельской притче о десяти девах, Великая среда посвящена воспоминанию о помазании Иисуса в Вифинии и предательстве Иуды, Великий четверг посвящен воспоминанию о Тайной Вечере в Иерусалимской горнице, Великая пятница посвящена воспоминанию о Страстях Господних. Церковный обряд Великой пятницы обряд Распятия начинается уже в четверг вечером и называется Хаварум Затмение. Великая суббота посвящена воспоминанию о погребении Иисуса Христа. Согласно Церковному календарю, после вечернего богослужения начинается новый день. В вечер Великой субботы совершается Святая Литургия Сочельника, а после нее объявляется благая весть о Светлом Христовом Воскресении: «Христос воскрес, воистину воскрес». В этот вечер заканчивается Великий пост.
Страстная неделя: как ее провести правильно, что можно делать, что нельзя
И отголоски такого отношения к неделе, которую мы теперь привычно называем Страстной, можно найти и сейчас. Вот, скажем, я спрашиваю у студентов или даже знакомых священников: вы заметили, каким напевом в наше время поются обычные песнопения на богослужениях Страстной седмицы? Ничего подобного! Уже с Великой среды начинают петь по-красному, торжественно. Это удивительно — наступают самые тяжелые, страстные дни, страдания Христа, а мы поем по-красному!.. А когда у нас заканчивается Великий пост? Кто-то твердо скажет, что на Пасху, ведь здесь мы разговляемся, а кто-то скажет, что раньше. А что говорят авторитетные источники? Постная Триодь свидетельствует, что пост у нас заканчивается в пятницу, когда мы уже начинаем вспоминать воскрешение праведного Лазаря. Типикон же говорит о времени окончания поста немного по-другому: что его последний день — Великая среда. Но торопиться разговляться в пятницу накануне Лазаревой субботы или в Великую среду не надо!
В семинариях есть такой предмет - Церковное право. И на нем мы слышим замечательные слова: если в области, епархии или даже храме существует определенная практика более тридцати лет, это уже не практика, а устав. И Постная триодь — это, можно сказать, уже многовековой утвержденный устав, хотя Типикон и учит нас уже иначе. Что же указывает на окончание Великого поста именно в Великую среду? В Великую среду совершается последняя литургия Преждеосвященных Даров В среду заканчивается чтение Псалтири. В этот день служится последняя литургия Преждеосвященных Даров. Делаются последние земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина.
Учредитель — федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания. Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты: vesti ivtele.
Это стихи, предваряющие синаксарь на Великий Вторник. Притчу же о десяти девах Он сказал, призывая к милостыне и вместе с тем уча всех быть готовыми заранее к кончине». Чтобы не уподобиться пяти неразумным девам, светильники которых стали гаснуть, когда Жених Христос приблизился: «…бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» Мф. Поэтому второй день Страстной недели начинается с того же песнопения, что и Великий Понедельник: «Се Жених грядет в полунощи…». Скорое распятие Христа соотносится с последними временами. Чтобы сделаться причастником первого события и без отчаяния встретить события второго: «Леность далече отвержем, и светлыми свещами безсмертного Жениха Христа пением усярщем, благословите, вопиюще, дела Господня Господа», возрастающее напряжение предпасхальных и одновременно страшных дней Страстной недели предполагает оставление всякой лени и готовность к молитве. Синаксарь Великого Вторника Страстной недели просто определяет смысл и задачу этого дня: «Итак, для вразумления богоносные отцы и установили поместить здесь притчу о десяти девах, поучающую нас всегда бодрствовать и готовиться ко встрече истинного Жениха добрыми делами, особенно милостыней, поскольку неизвестен день и час кончины; так же как и примером Иосифа учат стяжать целомудрие, а смоковницы — всегда приносить духовный плод». Такое бодрствование тем более актуально, что нас ожидает Среда Страстной недели, Великая по той причине, что в этот день ясно открывается неизбежность Христовых Страстей. Великая Среда Страстной недели: Вифанское помазание. Синаксарь третьего дня Страстной недели, который раскрывает богослужебную тему Великой среды, начинается стихом: «Жена, помазавши Христово тело миром, предвосхищает смирну и алоэ Никодима». Смирна и алоэ — атрибуты погребального ритуала. В этот день вспоминают о том, как в дом Симона прокаженного, где находился Христос и его ученики, пришла жена-блудница и помазала миром Христа. Ученики стали негодовать: «…к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» Мф. Однако Христос остановил учеников: «возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» Мф. То есть помазание миром было предсказанием о смерти Христовой и Его погребении. Великая Среда страстной недели — рубеж, с одной стороны — окончание Четыредесятницы в этот день вечером последний раз читается молитва Ефрема Сирина и кладутся последние земные поклоны. С другой стороны, богослужебные тексты этого дня говорят о том, что иудеи уже мыслят умертвить Христа, и для них находится пособник — Иуда Искариотский. Страсти совсем близко. В преддверии страшных и великих событий Страстной недели Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Докажите, что и вы умеете отвечать на любовь — любовью, что вы — истинные христиане, и из любви к Христу можете побдеть с Ним, т. Введите верою в сердца ваши Христа Господа страждущего за нас, страдайте там — в своем сердце вместе с Ним…». Но прежде голгофских происходят события, которые открывают мистическую глубину Христовых страданий. Великий Четверток насыщен событиями и переживаниями. Прежде чем Господь пошел на Голгофу, Он личным примером показал ученикам образ кротости, установил Таинство Евхаристии, до кровавого пота молился в Гефсиманском саду и там же был предан Иудой. Синаксарь на Великий Четверток раскрывает богослужебные темы этого дня. Первое событие: «Ученикам на вечери мыл ноги Бог,Нога Которого потом на древо опиралась, когда-то запрещенное в Эдеме». Непостижимое величие и самоуничижение Божества является в событии умовения ног апостолам. Тот, кто запретил человеку входить в рай вследствие его преслушания, Своей ногой попирает клятву, но одновременно умывает ноги своим ученикам, словно слуга. Богослужебные тексты об этом повествуют так: «Смирився нас ради богатый, от вечери востав, лентий прием, сим препоясался еси, и преклонь выю, омыл еси ноги учеников и предателя», «Паче ума, и неизреченна разума высоте Твоей Иисусе, кто не удивится! Яко брению предстал еси, Содетелю всяческих, омывая убо ноги, отирая же и лентием». Ради нас, богатый Владыка мира во всех смыслах, Христос смирился, Он, всех Создатель, препоясавшись лентием полотенцем , омывает ноги своим ученикам. И это событие Страстной недели — превыше возможности осознать и понять человеческим умом. Христос «…напомнил другим ученикам, чтобы не искали первенства. Этому Он учил и после умовения, говоря: кто хочет быть первым, да будет последним из всех, Самого Себя поставив в пример» Ин. Однако даже это не останавливает злое намерение Иуды Искариота. Тема иудина предательства вплетена в богослужение: «Законныя дружбы злоименитый Искариот волею забыв, яже нозе умы, уготови на предание…», злополучный Искариот решил предать Того, Кто умыл ему ноги, и это было его самостоятельным, вольным решением. Эта трапеза несет двойной смысл — она и ветхозаветная, совершенная по закону трапеза, совершаемая в воспоминание исхода Израиля из Египта, но и новозаветная: «…когда уже наступила ночь, Господь, открывая ученикам превосходнейшее, преподал им в горнице и таинство новой Пасхи». Таинство это - вкушение Тела и Крови Господа. Песнопение, с которого начинается утреннее богослужение Великого четвертка Страстной недели, посвящено событию умовения ног, невместимым в наши представлении о Боге и, в той же степени ужасному событию предательства Христа: «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи, слава Тебе». Ученики Христа просветились на Тайной Вечери, Иуда же задумал и осуществил предательство. Отчего ученик, который видел чудотворения Христа, тот, кому Господь умыл ноги, так поступил? Богослужебный текст дает ответ — страсть сребролюбия омрачает душу Иуды. И тот, кто стремится к стяжанию, стяжал себе бесчестную смерть — удавление. Третье событие, ВеликогоЧчетверга страстной недели — молитва Господа в Гефсиманском саду: «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» Лк. Эту молитву Господа стих синаксаря Великого четвертка называет преестественной— сверхъестественной, она сопровождалась кровавым потом Спасителя: «На преестественную молитву стихи: Молитва и страшилище молитва и в то же время нечто нас ужасающее, нечто для нас страшное труды кровей: Христе Отцу яве моляся. Смерть, врага прельщая в сих»». Христос, до кровавого пота открыто молился Отцу, и в этой молитве по человечеству страдал и страшился близких распятия и смерти, чем обманул врага рода человеческого. Длинный день Великого Четверга Страстной недели завершается событием столь же непонятным, сколь и трагическим - предательством. Так об этом говорит стих синаксаря: «Что требе ножей, что древес, людолестцы, На хотящего умрети во избавление мира? Зачем нужны мечи и колья Против Того, Кто добровольно умрет, чтоб мир спасти»? Кондак, поющийся на каноне этого дня словно отражает недоумение в отношении Иуды-предателя, но и подчеркивает мистическую подоплеку этого события: «Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает, и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека, и неисправлен пребысть Иуда раб и льстец». Принявший от Христа в руки хлеб, эти же руки протягивает за платой, в которую оценена жизнь Христа, создавшего человека Своими руками.
В этом году Пасха отмечается 5 мая по гражданскому календарю, а Страстная неделя начинается 29 апреля. Великий четверг и Великая пятница приходятся на 2-3 мая, которые будут рабочими днями. Рудой Андрей Владимирович, Межрегиональная природоохранная и правозащитная общественная организация «Экологическая Вахта по Северному Кавказу», Первый отдел признаны в РФ иностранными агентами. Автор: Екатерина Кузнецова.
Страстная неделя: значение в православии и как ее нужно провести
Почему Страстная неделя так называется? | Почему неделю называют Страстной? |
Страстная неделя перед Пасхой: Как её нужно провести и чего категорически нельзя делать | Другое название – Страстная седмица – в Типиконе встречается лишь однажды (в 17-й главе, посвященной расписанию кафисм). |
Приметы на 28 апреля: что нельзя делать в Пудов день - ГТРК «Ставрополье» ВЕСТИ Ставропольский край | Страстной принято называть неделю до праздника Пасхи. |
Страстная неделя — это Великий пост или уже нет? - Православный журнал «Фома» | Эта седмица называется Страстной, или Великой. Она называется Страстной потому, что посвящена воспоминанию последних дней земной жизни нашего Спасителя, Его страданий («страстей»), смерти и погребения. |
Страстной понедельник: «Не ужасайтесь, а молитесь» | Страстная неделя называется также Белой или Чистой. |
Страстная неделя: история и традиции
Страстной седмицей называется последняя неделя поста перед Пасхой 2019 – и это время особо строго воздержания во всем: и в еде, и в поведении верующих. Страстная Неделя также последняя и самая строгая неделя Великого поста и подразумевает духовную и телесную чистоту, поэтому ее еще называют Белой или Чистой неделей. Но в названии Страстной недели слово "страсть" означает только "страдание", ведь Иисус Христос, последним дням земной жизни Которого и посвящена Страстная неделя, безгрешен по своей природе. самая важная неделя всего года, посвящённая последним дням земной жизни Христа. Страстная неделя, названная так в память о последних днях земной жизни, страданиях и крестной смерти Иисуса Христа, начинается с понедельника у православных дни Страстной недели верующие называют Великими, и второе название этой недели.
Особая часть
- Страстная неделя по дням
- Даты Страстной недели в 2024 году
- Как поститься на Страстной неделе?
- Страстная неделя: история и традиции
Смысл Страстной седмицы
- Почему последняя неделя поста носит название Страстной?
- Страстная неделя перед Пасхой: Как её нужно провести и чего категорически нельзя делать
- Страстная седмица
- Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста
Страстная неделя — как ее провести?
Зато у нас популярно связанное с этой традицией именование каждого в отдельности дня седмицы Великим Великий Понедельник, Великий Вторник и др. Другое название — Страстная седмица — в Типиконе встречается лишь однажды в 17-й главе, посвященной расписанию кафисм. Зато в быту и в современной церковной периодике именование «Страстная седмица» весьма популярно и встречается гораздо чаще, чем «Великая седмица». Эта неделя особо чтится Церковью. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее — до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления , к воспоминанию которого мы готовимся. Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к воспоминанию страстей Христовых.
В соответствии с тем, что Иисус Христос перед страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. В Великий Понедельник в богослужении особенно явственно звучат две темы: библейский патриарх Иосиф как прообраз Христа и проклятие смоковницы. Интересно, что в песнопениях, посвященных Иосифу, теме сходства его жизни с последними днями жизни Иисуса Христа посвящается гораздо меньше внимания, чем восхвалению его как образца целомудрия в противостоянии с египетской госпожой. Другая тема — проклятие смоковницы — прямо связана с исторической ситуацией. Согласно Евангелию Мк.
Святая Церковь рассматривает это событие как науку для всех верных: человек, не приносящий плода, подвергается аналогичному проклятию и погибает. Великий Вторник — единственный день седмицы, не имеющий воспоминаний, связанных с событиями последних дней жизни Христа; в этот день всё наше внимание обращено на 2 притчи, произнесенные Христом как раз в Иерусалиме: притчу о талантах и притчу о десяти девах. Притча о талантах в идейном смысле является продолжением проклятия смоковницы, так как требует реализации дарованных нам талантов; в то же время притча о десяти девах вводит новую тему — близости Второго пришествия Спасителя.
На этом последнем отрезке великопостного пути нас ожидают Страсти и Смерть Христовы. В древности последняя неделя поста, предпасхальная, называлась «Великой».
Воздержание в эту неделю усиливалось. Предписывались строжайший пост на хлебе, соли и овощах, советовалось полное неядение в пятницу и субботу. Епифаний Кипрский. Каждый день Страстной недели — Великий. Бабушки из курской деревенской глубинки называют Страстную неделю Страшной неделей.
Великий Понедельник Страстной недели: Иосиф Прекрасный и иссохшая смоковница. В этот день, как говорит синаксарь из Постной Триоди «…память творим блаженного Иосифа Прекрасного, и изсохшия смоковницы…». Иосиф, последний сын ветхозаветного патриарха Иакова является прообразом Христа. Завистливые братья сначала скрывают его в пересохшем водяном рве, а затем продают работорговцу за тридцать сребренников. Иосиф, ставший начальником египетской земли, дает своим братьям пшеницы, когда среди израильтян свирепствует голод.
Подобно Иосифу, Христос пострадал от зависти единоплеменных Ему Иудеев и был предан своим учеником за тридцать сребренников. Заключенный в темный ров - гроб, Христос своей властью восстает от мертвых и, спасая нас от греха, так же как Иосиф раздавал пшеницу, утоляет наш духовный голод Таинством Евхаристии: «…человеколюбно искупает нас таинственным пшеницедательством, яко Сам Себе за нас давый, и яко питает нас Небесным Хлебом, своею живоносною плотию». Это первая тема понедельника Страстной недели. В Священной историй более чем за 3600 лет проявляется предуведомление о Христе и Его Страстях. Для нас время спрессовано, оно сжимается в тугую пружину, которая развернется в День Пасхи.
В дни Страстной недели переживаем и то, что было на заре истории, и то, что произошло две тысячи лет назад и переживается нами сегодня с неизменным чувством новизны. Образы Священной истории сплетаются в причудливый и прекрасный узор. Один из элементов этого узора — образ иссохшей смоковницы из евангелий от Матфея Мф. Господь проклял смоковницу на которой не оказалось плодов. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит в беседе на Великий Понедельник Страстной недели: «Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями - это я, и вы, брат и сестра, возлюбленные.
К нам с вами часто приходит и рано и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтоб утолить голод души нашей, чтобы стать для нее хлебом жизни. И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском - одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших нет как нет». И это предупреждение для всякого христианина идущего путем Страстной недели, переживая предательство Христа, Его страсти и смерть на Голгофе, мы не должны прийти к Пасхе без духовного плода. Образ смоковницы должен устрашать «…не делающих прикладного добродетелей плоды», то есть «устрашая всякого, кто не приносит плод, добродетели приличествующий. Рефреном хвалитных стихир поющихся в конце утреннего богослужения Великого понедельника Страстной недели служат слова о том, что Господь идет к мучению, которое принимает на Себя по собственной воле: «Грядый Господь к вольной страсти…», «Достигшее верни спасительную Страсть Христа Бога», «Господи, грядый к страданию».
Эта мысль — повод для сугубого покаяния: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшеся братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость». То есть убоимся проклятия бесплодной смоковницы и принесем плоды покаяния. С этой мыслью вступаем в Великий Вторник. Великий Вторник Страстной недели: притча о десяти девах «Великий Вторник нам приносит десять дев, услышавших от неподкупного Владыки приговор». Это стихи, предваряющие синаксарь на Великий Вторник.
Притчу же о десяти девах Он сказал, призывая к милостыне и вместе с тем уча всех быть готовыми заранее к кончине». Чтобы не уподобиться пяти неразумным девам, светильники которых стали гаснуть, когда Жених Христос приблизился: «…бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» Мф. Поэтому второй день Страстной недели начинается с того же песнопения, что и Великий Понедельник: «Се Жених грядет в полунощи…». Скорое распятие Христа соотносится с последними временами. Чтобы сделаться причастником первого события и без отчаяния встретить события второго: «Леность далече отвержем, и светлыми свещами безсмертного Жениха Христа пением усярщем, благословите, вопиюще, дела Господня Господа», возрастающее напряжение предпасхальных и одновременно страшных дней Страстной недели предполагает оставление всякой лени и готовность к молитве.
Синаксарь Великого Вторника Страстной недели просто определяет смысл и задачу этого дня: «Итак, для вразумления богоносные отцы и установили поместить здесь притчу о десяти девах, поучающую нас всегда бодрствовать и готовиться ко встрече истинного Жениха добрыми делами, особенно милостыней, поскольку неизвестен день и час кончины; так же как и примером Иосифа учат стяжать целомудрие, а смоковницы — всегда приносить духовный плод». Такое бодрствование тем более актуально, что нас ожидает Среда Страстной недели, Великая по той причине, что в этот день ясно открывается неизбежность Христовых Страстей. Великая Среда Страстной недели: Вифанское помазание. Синаксарь третьего дня Страстной недели, который раскрывает богослужебную тему Великой среды, начинается стихом: «Жена, помазавши Христово тело миром, предвосхищает смирну и алоэ Никодима». Смирна и алоэ — атрибуты погребального ритуала.
В этот день вспоминают о том, как в дом Симона прокаженного, где находился Христос и его ученики, пришла жена-блудница и помазала миром Христа. Ученики стали негодовать: «…к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» Мф. Однако Христос остановил учеников: «возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» Мф. То есть помазание миром было предсказанием о смерти Христовой и Его погребении.
Великая Среда страстной недели — рубеж, с одной стороны — окончание Четыредесятницы в этот день вечером последний раз читается молитва Ефрема Сирина и кладутся последние земные поклоны. С другой стороны, богослужебные тексты этого дня говорят о том, что иудеи уже мыслят умертвить Христа, и для них находится пособник — Иуда Искариотский. Страсти совсем близко. В преддверии страшных и великих событий Страстной недели Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Докажите, что и вы умеете отвечать на любовь — любовью, что вы — истинные христиане, и из любви к Христу можете побдеть с Ним, т. Введите верою в сердца ваши Христа Господа страждущего за нас, страдайте там — в своем сердце вместе с Ним…».
Но прежде голгофских происходят события, которые открывают мистическую глубину Христовых страданий. Великий Четверток насыщен событиями и переживаниями. Прежде чем Господь пошел на Голгофу, Он личным примером показал ученикам образ кротости, установил Таинство Евхаристии, до кровавого пота молился в Гефсиманском саду и там же был предан Иудой. Синаксарь на Великий Четверток раскрывает богослужебные темы этого дня. Первое событие: «Ученикам на вечери мыл ноги Бог,Нога Которого потом на древо опиралась, когда-то запрещенное в Эдеме».
Женщины на огороде вешали на колки забора перевернутые горшки, с тем чтобы коршуны и ястребы не таскали цыплят. Считалось также, что все, совершенное в Страстной четверг, в итоге обернется удачей и прибылью. Так, соседка стучала в окно своей приятельницы и спрашивала у нее: «Дома ли овечки?
Такой диалог продолжается до тех пор, пока они не переберут по очереди весь скот, все огородные и зерновые культуры и весь хозяйственный инвентарь - в надежде на их сохранность и умножение в будущем году. В Страстной четверг также трясли деньгами, будучи уверены в том, что они не будут переводиться в карманах весь год. День скорби Страстная пятница повсеместно считалась днем скорби по поводу смерти Иисуса Христа, что отразилось прежде всего в многочисленных запретах, накладываемых на человека и его бытовое и хозяйственное поведение.
Даже в быту в этот день люди говорили меньше обычного, чтобы не проронить пустого слова. Как и в течение всего поста, люди избегали громкого уличного пения; петь можно было только в доме: здесь в семейном кругу люди пели «божественное»: духовные стихи, псалмы, читали псалтырь и пр. Подобные формы досуга заменяли обычные бытовые разговоры.
Были запрещены уличные игры и хороводы. В Страстную пятницу, по поверьям, вся природа скорбит вместе с людьми и затихают птицы. Со скота в этот день снимали колокольчики, хозяйки запирали в темных сараях домашнюю птицу, чтобы она не шумела и хоть немного попостилась по словенским поверьям, это воздержание летом защитит птицу от нападения хищников.
Запрещалось свистеть: словенцы считали, что в момент смерти Христа от радости свистели черти. Верили, что человек, засвистевший в пятницу, будет унесен чертом, а тот, кто на минуту забудется и закричит, уже никогда в жизни не сможет закричать. Матери запрещали детям играть на улице и шуметь, а также просили не топать ногами по земле, чтобы не ранить ее гвоздями от каблуков, ведь в землю уже положен Христос.
Она олицетворяет бездуховную душу. Патриарх в этот день начинает чин мироварения. В малом соборе Донского монастыря в Москве начинают готовить миро - специальную смесь из десятков масел и трав, которую затем освящают и используют в обрядах крещения.
После того, как миро готово, его отправляют в различные епархии РПЦ. Из пищи в Великий понедельник можно употреблять только мед, орехи, овощи, фрукты и хлеб. Великий вторник В Великий вторник православным рассказывают о притчах, которые Иисуса Христов поведал своим ученикам, в том числе сказ о десяти девах, встретившихся с Небесным Женихом.
В ней девы символизируют членов церкви, а жених - Иисуса Христа. Соблюдающим пост во вторник и среду можно кушать только сырую пищу без масла. Великая среда В этот день священнослужители вспоминают предательство Иуды Искариота, покаявшуюся грешницу Марию, которая омыла ноги Иисуса миром, подготовив его тем самым к погребению.
В храме последний раз на Страстной неделе читается молитва с поклонами. Великий четверг В этот день произносится одна из самых длинных служб за весь год - «Двенадцать Евангелий».