История Масленицы, помимо блинов, сжигания чучела и походов по гостям, неразрывно связана и с разнообразными увеселениями и забавами. А вот еще один обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье.
Этнограф Добровольская: обряд с сожжением чучела Масленицы не был общенациональным до 20 века
Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек — Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост — это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично. Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением «Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» , еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост. Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост.
А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий.
Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества.
Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти. Стоит отметить, что для каждого христианина масленица — это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей.
Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом.
Она заранее закупает ткани, рисует лицо акриловыми красками, чтобы не смывалось дождем. По пути на работу продумывает образ: какие будут сережки и какой сарафан лучше подойдет к головному убору. Кроме того, в этот момент пишется история семьи.
Все советуют, переживают, смеются, шутят, любуются. И я точно знаю, даже грусть проходит, когда я вдруг со своей Масленицей выхожу, — делится впечатлениями с «Ключ-Медиа» Анна. Фото Анны Филипповой В этом году для чучела мастерица выбрала яркие акценты красного цвета. Именно эту Масленицу друзья и сожгли на полянке. Теперь все вместе ждут весну. У нашего интернет-журнала появился свой телеграм-канал. Обязательно подписывайтесь на него и следите за новостями от «Ключ-Медиа» в популярном мессенджере.
Ярмарка мастеров ремесленников, блины, пироги, шашлык и ароматный чай. Для детей был подготовлен целый городок развлечений, где ребят ждали мешки прыгунки, валенки- скороходы, валенок- заваленок, реактивная метла. Взрослым мужчинам пришлось посостязаться в выпечке блинов и поедании их на скорость. Знанием частушек и поговорок делились бабушки и дедушки. Каждый нашел себе забаву и развлечение. Праздник подарил всем много радости, веселых развлечений и положительный заряд бодрости. На народное гуляние собрались и стар и млад. А какая же Масленица без весёлых игр и забав. Все принимали активное участие в различных конкурсах, играх, состязаниях на силу и смекалку, которые проводили Скоморох, Зима и Емеля. Одна из самых вкусных и приятных традиций Масленицы — это душистый травяной чай из самовара с блинами и пирогами, которые с радостью были предоставлены местными хозяюшками, горячий плов и шашлык, не оставили равнодушными никого. И без масленичного столба не обошлось, который покоряли мужчины разных возрастов, все призы были сняты. Завершилось празднество сжиганием чучела Масленицы, под весёлую музыку, участники праздника, водили хороводы, пели песни и танцевали. За умными играми время пролетело незаметно. Все остались довольны. На территории Куяганского сельского дома культуры прошли народные гуляния «Масленица весела, всех на праздник позвала», посвящённые прощанию с зимой. Праздник проходил весело и задорно. Жителей и гостей праздника ожидала насыщенная программа, подготовленная работниками культуры. Русские красавицы приглашали всех жителей села принять участие в конкурсно-игровой программе. Звонкие, задорные народные песни и частушки поднимали настроение и веселили публику. Была организована детская площадка «Масленичный переполох». Дети соревновались в конкурсах: перетягиванию каната, бегу в мешках, кто дольше кинет валенок, кто быстрее принесет на ухватах чугунок, и в других забавах. Веселые хороводы, подушечные бои, ходьба на ходулях, беспроигрышная лотерея и другие народные игры раззадорили гостей, а в конце мероприятия было сожжено чучело Масленицы, чтобы вместе с огнем ушло все плохое, заранее были написаны записки, которые сгорели вместе с чучелом. Всех присутствующих угощали вкусными блинами и горячим чаем. Жителей и гостей праздника ожидало театрализованное игровое представление с такими персонажами как Зима, Снеговик, Баба Яга, Весна, Масленица, Леший, Скоморохи и др. Звонкие, задорные народные песни, частушки поднимали настроение, а веселые хороводы, состязания, игры веселили публику. Главным атрибутом праздника стали блины, булочки, пироги, испеченные добрыми людьми, которыми угощали всех желающих. Закончилось гулянье традиционным сжиганием чучела Зимы, сделанное из соломы, наряженное в женскую одежду, под веселый хоровод. На площади около Россошинского сельского Дома культуры прошло уличное гуляние «Привет, Весна». Праздник прошёл в виде театрализованного представления.
Говорить о том, что это неотъемлемая часть российской культуры, просто неверно. А теперь московские чиновники, вместо того, чтобы заняться уборкой снега с улиц, думают теперь, чем бы заменить пожароопасную горящую Масленицу", - сказал священник. Тогда бы они узнали, что неделя перед Великим постом по традиции - время сугубой помощи малоимущим людям, больным и обездоленным. Но московских чиновников почему-то привлекают именно языческие традиции, хотя ни в культурном, ни в социальном отношении ничего хорошего в праздновании языческой Масленицы нет", - заключил он. Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, также не понимает, чем обусловлено желание московских чиновников праздновать языческую Масленицу. И какую духовную пользу мог бы принести людям этот праздник? Но общее внимание привлекается почему-то именно к народным гуляниям, а не к тому, что Масленица - это время приготовления к Великому посту. Вот на чем следовало бы сделать акцент", - сказал священник. Согласен с мнением главы городского комитета по туризму председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии иеромонах Платон Воробьев. Считаю, что эту традицию давно стоит отменить в России - кстати, как и новомодный "День святого Валентина", - сказал он. Обычай сжигать чучело был уже давно благополучно забыт, а потом искусственно воскрешен в 90-е годы прошлого столетия. Ничего плохого в том, чтобы от него отказаться, я не вижу", - отметил он. Священник отметил, что отношение к традиции зависит от того, какая это традиция. Так, в частности, вряд ли у кого-нибудь получится это проделать с православными догматами. Более того, вряд ли кто-либо вообще осмелится это сделать.
Масленница - не по-христиански: можно ли православным жечь чучело
Кульминация Масленицы — это вовсе не поедание блинов, как многим хотелось бы думать, а сжигание чучела. Чучело Зимы сжигают, т.к. она "умирает" и уступает место Весне. Сегодня прощеное воскресенье — завершается Масленица, которую с таким удовольствием отмечали всю неделю: пекли блины, делясь рецептами и, конечно, румяными результатами в соцсетях, старались не пропустить шумных фестивалей и ярмарок. РИА Новости, 1920, 28.02.2022. В России с языческих времён этот праздник именуют Масленицей, Блинницей, Прожорной или Сыр.
Что сжигали на Масленицу
Ещё страшнее для души участие в языческих игрищах, например, обряде сжигания чучела. В такие минуты явственно попахивает серой. Таким образом, разрешается кушать блины и веселиться. А вот чего точно не следует делать, так это грешить: упиваться, объедаться и участвовать в откровенных языческих действах, таких, как сжигание чучела. Нельзя наполнять языческим смыслом своё участие в масленичных забавах. Массовик-акционист Платоnoffеста со стажем 07. Та часть Платоновского фестиваля-корпоратива, которую навязали Воронежу как уличное культурное мероприятие в котором нуждается воронежское население - носит такое же по форме неоязыческое значение. А по смыслу - постмодернисткое предложение для населения под видом карнавального маппет-шоу - поучаствовать в десакрализации государственности, того что понимается под "государством-"Левиафан", рассеивания смысла единения людей не на основе почитания предков-героев, общей истории, священных символов, а на индивидуалистическом желании городского социума, офисных клерков, мелких торговцев, мамаш с детьми, собранных в уличную толпу, - продемонстрировать публично свою "креативность", и сшить из купленного тюля и параллона какие-нибудь образы компьютерных игр, фентезийных героев голливдско- киношного треша, "анимешек", клоунов с плакатиками типа "Кто сегодня не веселиться с нами на Платоновском, - тот не добро, - мракобес в кокошнике и лаптях, того надо отправить воевать...
Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья", — говорил он. Традиции, связанные с блинами Были и свои "блинные" традиции. Например, считалось, что "первый блин покойнику".
Его не ели, а клали на подоконник, ведь он был поминальным. Часто первые блины отдавали нищим, чтобы они молились за усопших. Тонкий и красивый — к сытной богатой жизни. Блин комом нужно было съесть, пока его никто не увидел, иначе быть беде. С помощью блинов также привораживали. Девицы шептали над тестом, чтобы блин был красивым, а судьба — счастливой. Народный календарь Масленичной недели Каждый день Масленичной недели имеет свое название и определенные приметы и ритуалы, которые важно было соблюдать. Нетяжелый понедельник встреча Масленицы На Руси невеста переезжала в дом мужа. С утра девушки шли в гости к родителям, а на ужин приходили уже зять со сватами. Их нужно было хорошо накормить и никого не обидеть.
Кстати, в воскресенье в городе ограничили движение по нескольким улицам. Если вы собираетесь печь блины для себя и близких, посмотрите, в какую цену сейчас обходится «блинный набор продуктов». Планируете удивить гостей и домочадцев необычными блинами?
В случае, если кукла мужского пола, то его называют Маслеником. Ее сопровождала целая процессия, участником которой был ряженый в медведя. Он изображал только проснувшегося Потапыча, пытающегося лапой схватить кого-то из веселящихся. Попасться ему считалось предзнаменованием большой удачи, ведь животное было образом древнеславянского бога Велеса. Крестьяне кидали в масленичный огонь изношенную одежду и вещи, связанные с неприятными воспоминаниями. Таким образом люди гнали неприятности из жизни.
Еще в пламя кидали записочки с невзгодами, веря, что все проблемы человека сгорят вместе с бумагой. Пепел от Мары развеивали по полям — считалось, что это поможет задобрить богов и они подарят плодородный год. В стародавние времена, например, скидывались всей деревней, чтобы купить одежду для символа праздника.
Масленичные гуляния. Экологично или нет?
В сообществе «Мой город — Пермь! Мы решили узнать, откуда взялась такая идея. У Богородицкой церкви подготовили площадку детской Масленицы с играми и занятиями, рядом с избой Ф. Васильевой весну встречали по народным традициям, на торжке вспомнили, как отмечали праздник в СССР, также гости могли посмотреть театрализованное представление «Проводы русской зимы».
Однако обряды, свойственные Масленице, появились задолго до прихода на Русь христианской веры. По одной из версий, именно от разрешённых в эту неделю продуктов идёт позднее название праздника, а раньше он назывался Комоедицей. Причём ком — это вовсе не блин, как вы могли подумать, а медведь.
Эти звери весной выходят из спячки, и древние славяне приносили им блинные жертвы, чтобы задобрить хозяев леса. Именно поэтому и говорят, что первый блин — комам, то есть медведям, а вовсе не комом. Наши предки пекли блины и себе, потому что верили, что съедают с ними частичку солнца и наполняются его силой. По поводу сжигания чучела разные историки выдвигают разные версии. Самая распространённая и очевидная — наши предки сжигали символ зимы и провожали таким образом холода. Другая версия связана с языческой богиней смерти Мореной.
Сжигание чучела на масленицу — обряд очень важный, смысловой, напрямую относящийся к плодородию. Много веков назад верили, что через жертвоприношение можно избавиться от любых бед и невзгод. Именно поэтому само чучело изготавливалось по образу и подобию человека. К тому же, масленицу обожали обряжать в разнообразные женские платья, ассоциируя ее с уходящей зимой. Далее фоторепортаж и продолжение рассказа По каким же конкретным причинам происходило сжигание чучела в древности?
Люди верили, что вместе с гибелью масленичного чучела из жизни уходят все печали и невзгоды. Также подобный обряд был символом проводов зимы.
Зная все это, легко определить, какого числа начнется и закончится Масленица в этом году. В последний день этой недели люди традиционно мастерили чучело Масленицы. Мало кто знает, но раньше на праздник было принято делать сразу две куклы. Одну, большую, сжигали на площади в последний день масленичной недели.
Вторая была более маленькой. Ее также называли Дочкой Масленицы. Эта домашняя кукла выглядела более привлекательно и нарядно. Обычно ее ставили в доме на видном месте. Там она стояла вплоть до следующей масленичной недели. Считалось, что эта кукла может: защищать всю семью от порчи; привлекать в дом удачу; сохранять дома уют.
Маленькую куклу, которую зовут Дочкой Масленицы, также изготавливали в конце зимы. Ее мастерили либо за несколько дней до праздника, либо прямо во время него. Над созданием оберега работали женщины вместе с детьми. Мужчинам это задание никогда не доверяли. Через год после создания оберег сжигали или пускали по воде. Считалось, что таким образом семья избавляется от всех бед, которые преследовали ее в течение целого года.
Большую куклу Масленицы в последний день праздничной недели всегда сжигают. Эта традиция была посвящена проводам холодного времени года. Кукла Масленицы символизирует лик зимы. Именно поэтому ее старались сделать максимально страшной и суровой. Так люди старались передать суровость уходящих холодов. Древние язычники в образе соломенной куклы воплощали образ богини Морены — покровительницы ночи и морозов.
Есть также предположение, что Масленица вместе с Иваном Купалой, Семикой и Троицей возникла как земледельческий обряд. Смысл его проведения заключался в том, что люди сжигали все ненужные вещи, а потом использовали пепел как удобрение. Кроме того, ранее считалось, что мертвые, будучи захороненными под землей, могут каким-то образом влиять на плодородие почвы. Поэтому люди старались задобрить мертвецов. Для этого они носили им на могилы блины, а также оставляли их на окнах. В воскресение, которое и сейчас называется Прощеным, было принято ходить на кладбище.
Там люди просили прощения перед мертвыми и старались их всячески задобрить. Со временем большинство людей забыло, что означает этот праздник. Проводы зимы стали одной из приятных традиций, помогавших делать обычную жизнь интереснее и ярче. Как сделать чучело по правилам? Сейчас в последний день масленичной недели во многих городах стараются организовывать праздники по интересным сценариям. Как и раньше, люди жгут ярко наряженные чучела, поют, танцуют и веселятся.
Часто к этому празднику в городах организовываются небольшие ярмарки. Готовясь к празднованию последнего дня Масленицы, нужно научиться мастерить тематическое чучело. Процесс создания куклы состоит из нескольких этапов. Выбор образа По народной традиции чучело Масленицы своим внешним видом должно было напоминать богато наряженную злую барышню. Наряжали эту обрядовую бабу в ветхие старые костюмы. Для украшения куклы использовали шубы, вывернутые мехом наизнанку, цветные платья и рубахи.
Масленница - не по-христиански: можно ли православным жечь чучело
Сжигание чучела на Масленицу — это одна из самых популярных традиций праздничного события. Сжигание чучела в масленичные дни является язычеством. Сжигание чучела на Масленицу. This media is not supported in your browser. View in telegram. В музее-заповеднике «Горки Ленинские» в Подмосковье сожгли самое большое в России чучело Масленицы. Сжигание чучела на Масленицу является наследием языческих времён и отводит от христианства.
Причина и истоки древнего обряда: зачем на Масленицу сжигают чучело
Мы привыкли к тому, что в последний день праздничной недели чучело Масленицы сжигают. сжигание чучела постылой зимы. А вот чего точно не следует делать, так это грешить: упиваться, объедаться и участвовать в откровенных языческих действах, таких, как сжигание чучела. Арт-Масленица пройдет в Горках Ленинских 16 марта и будет сопровождаться масштабным красочным шоу со сжиганием самого большого чучела в России, развлекательными программами и тематическими экскурсиями для взрослых и детей. История и традиции Масленицы. Рассказываем, в чем суть праздника, какого числа его отмечают в России в 2024 году, а также как сделать чучело своими руками. Сожжение чучела Масленицы в Подмосковье.