Новости тамбовские епархиальные ведомости 1861 1917

Тамбов, 1861. Формат PDF, 344 стр. сканы переведены в текст, текст официальной части выверен. Епархиальные ведомости губерний являлись официальными органами епархий. 18 $w 005526517 $i Тамбовские епархиальные ведомости: тамбовский епархиальный духовно-просветительский журнал.

Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861–1918

Знаменский П. Священник Иоаким Петрович Виноградов. Священник Петр Леонтиевич Глаголев. Зорина Ольга Алексеевна. Уроженка Тульской губернии, учительница.

Иванов А. Критический отзыв о заглавии пьесы Л. О публикации в газете «Тульские губернские ведомости» статьи «О земских школах Тульского уезда» с критикой церковно-приходских школ. Графу Л.

О восстановлении монастыря. Иван Петрович Сахаров. Более полными и точными сведениями о жизни И. Сахарова автор некролога обязан близкому родственнику И.

Сахарова священнику тульской Владимирской церкви И. Правительственная цензура над иконописью со времен раскола. Учреждение надзирателей над иконописным делом по городам, в том числе и в Туле. Отношения между тульскими художниками.

Механизм получения аттестатов художниками — соискателями. К 750 — летию города Тулы в 1897 году. Наставление директора народных училищ Тульской губернии. Книга М.

Яблочкова «Русская школа. Нечто о графе Л. Иванов- протоиерей Тульского Успенского кафедрального собора, редактор «Тульских епархиальных ведомостей. Преосвященный Никон.

Епископ Туркестанский и Ташкентский. История, иконы, утварь, книги, священники и прихожане. История, внутреннее украшение храма, утварь, книгохранилище, капиталы, настоятели, прихожане; информация о тульских иконописцах. Ивановский В.

К истории удельных князей Тульского края. Князья Новосильские, Одоевские, Белевские. Игнатий, иеромонах. Произнесено 27 августа 1892 года в Белевском Спасо — Преображенском монастыре настоятелем монастыря иеромонахом Игнатием.

Игнатий, отец. Закладка храма во имя преподобного Макария Жабынского, белевского чудотворца. Уроженец Тульской губернии, с 1870 года — игумен Московского Высоко Петровского монастыря, в 1837-1867 годах — священник Спасо — кладбищенской церкви города Тулы. Протоиерей Сергей Иванович Архангельский.

Иловайский Д. Император Николай II. Дополнение к учебной книге «Краткие очерки Русской истории». Двадцатилетие царствования.

Перепечатано из газеты «Кремль». По поводу выборов во вторую Государственную Думу. Перепечатано из издания «Кремль». Ильигорский И.

Ильинский А. Значение завода для села Михайловского и окрестных селений. Историко-этнографическое исследование. Алексинский уезд.

Новые наблюдения над жизнью народа уезда. Ильинский П. Уроженец Тульской губернии. Исаковский А.

Василий Алексеевич Сахаров. Перепечатано из «Херсонских Епархиальных ведомостей». Тульское, Белевское, Епифанское, Новосильское, Ефремовское духовные училища. С-чъ [Савич О.

Двадцатипятилетие церковных школ Тульской епархии 1884-1909. Раздел «Библиография». Тематический сборник статей. С-чъ[Савич О.

История христианской церкви. Выпуск 1. Первые три века христианства. Автор сочинения — туляк.

Периодическая печать о церковной реформе вообще и о реформе высшего церковного управления. Периодическая печать по вопросу о приходской реформе. Автор сочинений — туляк. Священник Афанасий Николаевич Корсунский.

Александр Иванович Нарбеков. Уроженец Владимирской губернии, выпускник Владимирской духовной семинарии, преподаватель Тульской духовной семинарии. Священник Иоанн Потапович Покровский. Память преподобного Макария Жабынского в Польше.

Казанский А. Казанский Александр Семенович. Казанский Димитрий Андреевич. Уроженец Тульской губернии, студент Московской Духовной академии.

Казанский М. Включает «Реестр памятных источников и пособий по истории Куликовской битвы». Куликово поле. Казарин В.

Калинников Н. Памяти истинного патриота. Каменский Ар. Описание храма, иконы, Евангелия, сосуды и кресты, св.

Библиотека церковная. Настоятели, церковные старосты и благотворители, обеспечение причта, прихожане, церкви приписные. Богородицкий уезд. Каплан М.

О задачах «Тульских епархиальных ведомостей». Князев А. Князев Н. К-iй [Корсунский И.

Публичная защита магистерской диссертации уроженца Тульской губернии, кандидата богословия Николая Ивановича Троицкого. Тема «О происхождении первых трех канонических Евангелий. Опыт разбора гипотез Г. Евальда и Ю.

Работа издана в Костроме в 1878году. Официальные оппоненты: доценты академии Н. Елеонский и А. К-iй И.

Соискатель — уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, помощник смотрителя Севского духовного училища И. Работа издана в 1880 году. Официальные оппоненты — В. Ключевский и Е.

Козинов А. Письмо унтер-офицера. Корсунский И. Архимандрит Григорий Николай Иванович Борисоглебский.

Николай Сергеевич Дружинин. Перепечатано из издания «Н. Кратиров П. Евфимий Орлинский, уроженец Тульской губернии.

К столетию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя 20 марта 1809 — 20 марта 1909. Кутепов Иоанн Андреевич, протоиерей. Купицкий Н. Священник Михаил Васильевич Руднев.

Поучение при погребении священника Благовещенской церкви в городе Туле. Кутепов И. Уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, её преподаватель. Кутепов П.

Кушнев И. Священник Пётр Иванович Троицкий. Ладовский Павел Иванович. Директор Тульского реального училища.

Лебедев Василий Афанасьевич, протоиерей. Лебединский Д. Церковно-школьное дело в Тульской епархии Из отчёта о. Ливанский И.

Иоанн Павпертов, священник села Ментелова Белевского уезда. Перепечатано из «Благосвета». Любимов В. Юбилейное чтение о В.

Любомудров А. Александр Дмитриевич Казанский. Библиография: Две брошюры И. Савича «Святая мечта» Тула, 1918 и «Духовенство и война».

Дорогое прошедшее. Инспектор Тульской духовной семинарии. Любомудров В. Тульский Успенский женский монастырь.

Ляпидевский М. Павел Стефанович, протоиерей. Священник Пётр Егорович Троицкий. Соискатель — уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, кандидат богословия Иван Павлинович Знаменский.

Соискатель — уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, её преподаватель. Тема «Иудейское толкование Ветхого Завета». Официальные оппоненты: священник Н. Елеонский, приват — доцент В.

Велистратов, неофициальный оппонент экстра — ординарный профессор И. Соискатель — Дмитрий Сергеевич Глаголев, выпускник Тульской духовной семинарии, законоучитель и инспектор Тульского епархиального женского училища. Оппоненты: инспектор академии, архимандрит Григорий, доцент священного писания Д. Перепечатано из «Московских церковных ведомостей».

Майков А. Покаяние графа Л. Макария, игуменья. Малицкий П.

Белое духовенство и его «интересы». Составлено под редакцией Н. Критический очерк. Духовные семинарии в важнейших моментах своего исторического развития.

Епископы и пресвитеры. Из моих наблюдений и воспоминаний. Начальница Тульского женского епархиального училища. Малицкй П.

Открытие Тульской епархии. Бывший ректор Тульской духовной семинарии. Пономарь — сто лет назад. Сергей Иванович Покровский.

Тогда или теперь? Ответная речь преподавателя Тульской семинарии П. Малицкий Павел Иванович. Столетний юбилей, Прочитано в Тульском епархиальном женском училище.

Мартынов П. Матвеев А. Материалы для историко-статистического описания Тульской епархии. Сборник, изданный под редакцией протоиерея А.

Иванова и преподавателя семинарии Н. Том 1. Текст издания печатается в приложениях к указанным номерам. Мерцалов В.

Мерцалов Ипполит Игнатьевич, протоиерей. Перепечатано из «Орловских епархиальных ведомостей» 1885. Мерцалов М. Петр Павлович.

Баженов, священник села Спасского на Солове Крапивенского уезда. Мерцалов С. Священник Александр Васильевич Архангельский. Местный житель.

Мечев Т. Миловидов А. Достопримечательные сёла Тульской губернии Исторические очерки. Село Иван-озеро и ивановский канал, начатый Петром Великим.

Село Иван-озеро с его церковью и приходом и Ивановский канал с 1720 года до наших дней. Достопримечательные сёла Тульской губернии. Село Гремячее, бывший город-крепость государства Московского. Условия, благоприятствовавшие возникновению города Гремячева, Гремячевский острог и его вооружения.

Гремячевские церкви и духовенство до Петра Великого. Автор статьи — член ОИДР. Из документов МАМЮ. Приложение: Список с Гремячевских писцовых книг слобод Беломестных казаков 1639 и 1640 годов.

Приложение к статье «Село Гремячее». Опись города Гремячева, составленная в 1775 году … для составления Географического Лексикона. Выписка из писцовых книг старых полковых гремячевских казаков 1639 года. Письмо Тульско — Калужско -Рязанского наместника М.

Кречетникова преосвященному Палладию о злоупотреблениях гремячевского духовенства 1779 года. Опись … церквям Гремяевской слободы. Минин Н. Настоятель придворной церкви в Штутгарте , духовник королевы Виртенбергской, уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии.

Протоиерей Никита Игнатьевич Ясновский по оставшимся от него письмам Русская старина. Минин П. Владимир Соловьев и граф Л. Михайлов Г.

Реферат, читанный в Тульской духовной семинарии 4 октября 1916 года. Михайлов М. Чествование нетленных мощей Анны Кашинской, княгини-праведницы. Можно ли христианину быть социалистом?

Что такое социализм и есть ли в нём что-либо похожее на христианство? Моисеев А. Моисеев Г. Семен Григорьевич Успенский.

Учитель словесности Тульской духовной семинарии, смотритель Белевского духовного училища. Моригеровский Н. Причина смерти доброго человека — его доброта. Слово, сказанное при погребении преподавателя семинарии Алексея Ивановича Глаголева протоиереем Н.

Екатеринбургский семинарист. Мякшин Гр. М-въ С. Петр Филиппович Щеглов, бывший ректор Олонецкой семинарии.

Невский И.

Разворот журнала тамбовские епархиальные ведомости. Владыка Иннокентий Нижегородская епархия. Православные области. Священник зазывает. Церковь Серафима Саровского Симферополь. Открытие епархии третьего класса в Иркутске. Владивостокская епархия Приморская митрополия официальный сайт.

Вячеслав Тимофеев трудник Даниловского монастыря. Поселиться трудником в монастыре в Краснодарском крае. Протоиерей Иоанн Пристинский. Батюшка в Саках в церкви. Иоанн Пристинский Крым фото. Иоанн Пристинский Крым биография. Свято-Петро-Павловский кафедральный собор г. Казачий храм в Краснодаре.

Служба в храме Александра Невского Краснодар. Открытие храма Невского в Краснодаре. Епископ Якутский и Ленский Герман. Епископ Алексий Нижнетагильский и Невьянский. Алексий Орлов, Владимир Павлович. Владыка Алексий Нижнетагильский. Епископ Алексей Орлов. Минусинская епархия фото.

Эстонская община Красноярский край. Священный Синод русской православной церкви возглавляет. Православный Патриарх. Белорусская православная Церковь. Резиденция Патриарха. Казанский храм Священного Синода. Священный Синод РПЦ здание. Священный Синод русской православной церкви 2012.

Епархия и Патриархия разница. Архиепископ Аркадий Ровеньковский. Митрополит Митрофан УПЦ. Митрополит Луганский. Митрофан Луганский и Алчевский. Игумения Архелая. Матушка Архелая Якутск. Епископ Якутский Николай Быков.

Иерей Игорь Киселев. Свиридов Игорь Владимирович. Иерей Игорь Владимирович Свиридов. Батюшка Игорь Свиридов. Архиерейский собор РПЦЗ 2000. Карловацкий собор РПЦЗ. Архиерейский собор РПЦЗ 1932. Протоиерей Игорь Курагино.

Заседания Минусинский район. Америка образована епархия хроника. Владимир Танцурин Псков протоиерей. Владыка Пскова.

Если в епархии еще не было своих Е. Если в издающей Е. С революционными потрясениями 1905-1907 гг. Так появились «Саратовский духовный вестник» сент.

В 1915 г. Новгороде 1915-1917 , «Варшавский епархиальный листок» и «Холмская церковная жизнь» 1915-1917 , а также «Литовские ЕВ» 1916 - в Москве, «Минские епархиальные ведомости» - в Рязани 1915-1917. После Февральской революции 1917 г. Появились новые заглавия: «Вестник Екатеринославского губернского комитета Православной Церкви» март-авг. В 1917 г. В 1920-1922 гг. Всего дореволюционные и преемственные издания 1917-1922 гг. Лишь немногие из них имеют подробные общие указатели «Подольские ЕВ» за 1862-1905, «Пензенские епархиальные ведомости» за 1866-1900, «Иркутские ЕВ» за 1863-1904, «Минские ЕВ» за 1868-1897 или указатели к одной из частей к неофиц.

Остальные имеют указатели или обзоры содержания только за первые годы издания, указатели статей по определенной тематике, а издания некоторых епархий Варшавской, Владивостокской, Гродненской, Екатеринбургской, Забайкальской, Костромской, Литовской, Могилёвской, Московской, Олонецкой, Псковской, Рижской, Туркестанской, Уфимской, а также Грузинского Экзархата имеют лишь годовые оглавления. Всего в 1860-1916 гг. Издания 1917-1922 гг. В 1922-1928 гг. Нек-рые из них имели традиц. На заглавиях других отразилось стремление отмежеваться от «церковной контрреволюции»: «Церковное оживление» Одесса, 1922 , «Друг православного народа» Саратов, 1922 , «Голос живой веры» Тамбов, 1922-1923 , «Живая Церковь» Пенза, 1922; Киев, 1922-1923 , «Обновление Церкви» Царицын, 1922; Челябинск, 1923 , «Церковная заря» Вологда, 1922-1923 , «Церковное обновление» Орёл, 1922-1923; Рязань, 1923-1926. В кон. В рус.

Традиции дореволюционной епархиальной прессы в какой-то степени продолжались в «Церковном вестнике Западноевропейской епархии» Париж, 1927-1940, 1946-1959 , «Вестнике Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата» Париж, 1947-1989 , неск. По образцу Е. После присоединения униатов к правосл. Церкви во Львове выходил журнал правосл. После возобновления епархиальной издательской деятельности РПЦ в кон. Первыми в 1989 г. В 1990 г. В наст.

Из них более 25 называются Е. Остальные издания универсальны по содержанию и охвату аудитории, имеют разделы или приложения для детей. Как и в дореволюционной периодике, в них перепечатываются богословские, апологетические, полемические и др.

Нила Исаковича по программе, аналогичной плану архиеп. Иннокентия, стали издаваться «Ярославские епархиальные ведомости», на 2,5 месяца опередившие «Херсонские ЕВ». Большинство епархиальных журналов назывались Е. С 1861 г. Новгороде, с 1865 г.

Ставропольские епархиальные ведомости. В 1913-1917 гг. Салми, Карелия и Выборге ж. Хроника церковной жизни обеих столиц печаталась на страницах общецерковных журналов, тематика и распространение к-рых не ограничивались пределами епархии. Так, сведения по Новгородско-С. Прототипом Е. С 1845 г. Архангельск, 1889.

Инициаторами или попечителями издания мн. Так, свт. Феофан Затворник был инициатором издания и одним из авторов «Тамбовских епархиальных ведомостей» и «Владимирских епархиальных ведомостей». Они имели приложения, важные статьи часто издавались отдельными оттисками. Иногда Е. Если в пределах епархии выходил академический или семинарский богословский журнал, Е. В офиц. Большой интерес для местной церковной истории и генеалогии духовного сословия представляют печатавшиеся здесь списки служащих по духовному ведомству, сообщения о переменах по службе рукоположениях, назначениях, перемещениях, смертях , наградах и производстве в чины, взносах в эмеритальные кассы и выдаче пособий из них, разрядные списки выпускников и учащихся духовных семинарий и уч-щ, расписания экзаменов, списки вакантных мест для клириков и причетников иногда включая просфорниц , расписания проповедей в кафедральном соборе иногда и в храмах уездных городов.

В некоторых Е. Эти и подобные им документы в некоторых журналах могли печататься и в неофиц. Печатались обзоры духовной и светской лит-ры, юбилейные статьи о рус. Тематические предпочтения, количество переводных статей печатались переводы творений св. Наибольший интерес для исследователя представляют постоянно печатавшиеся в неофиц.

ТАМБО́ВСКИЕ ЕПАРХИА́ЛЬНЫЕ ВЕ́ДОМОСТИ

Тамбовские епархиальные ведомости. издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова. Первоначально выход был ежемесячный. Епархиальный журнал «Тамбовские епархиальные ведомости» является главным печатным органом Тамбовской епархии. Он выходит с периодичностью один раз в месяц. Скачать статью на тему “Анализ содержания официальной и неофициальной частей Тамбовских епархиальных ведомостей за 1909 год” по цене 950 рублей со скидкой 50%. Скачать статью на тему “Анализ содержания официальной и неофициальной частей Тамбовских епархиальных ведомостей за 1909 год” по цене 950 рублей со скидкой 50%.

Каталог файлов

Журнал «Тамбовские епархиальные ведомости» был основан святителем Феофаном Затворником в 1861 году и просуществовал до 1918 года (в этот год вышел только один номер). Page 11: Тамбовские епархиальные ведомости, № 3, 2009. В течение Великого поста епископ Тамбовский и Ми-чуринский Феодосий совершил 4 чинопоследования Пассии в Спасо-Преображенском кафедральном собо-ре города Тамбова. Печатный орган Тамбовской и Шацкой епархии. Выходил еженедельно (в 1862–1869, 1873–1892 – 2 раза в месяц, в 1870–1872 – ежемесячно). Архив Тамбовских епархиальных ведомостей. ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ. «ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ», периодическое издание, основано святителем Феофаном Затворником в бытность его епископом Тамбовским и Шацким в 1861. ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ. «ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ», периодическое издание, основано святителем Феофаном Затворником в бытность его епископом Тамбовским и Шацким в 1861. Тамбовские Епархиальные ведомости № 24 (15 декабря). Тамбовские Епархиальные ведомости № 24 (15 декабря). Период создания: 1866 г.

1. Обзор источников и литературы по истории Тамбовской епархии (републикация)

Тамбовские епархиальные ведомости. «Столовое. Это село расположено в 25 верстах от города Тамбова на большой Тамбово-Спасской дороге. с 1901 г. во главе с редактором и издателем П.П. Падучевым и "Тамбовский голос" с 1905 г. под. Тамбовские Епархиальные Ведомости Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

ТАМБОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Тамбовския Епархиальныя Ведомости Заглавие: Тамбовские епархиальные ведомости. Г. 57 1917, № 26. Библиотечный фонд: Российская Национальная Библиотека. Полное библиографическое описание.
Электронная библиотека Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск, 1882-1919.

Вышел в свет очередной номер журнала "Тамбовские епархиальные ведомости".

Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбовская духовная семинария буклет. Стенд в Тамбовской епархии. А вот при епископе Феофане было заложено здание Тамбовского Епархиального женского училища (1863 г.) и начали издаваться Тамбовские епархиальные ведомости (1861 г.) Еще один владыка, который не так долго пробыл на Тамбовской кафедре епископ Палладий (Раев). Тамбовские епархиальные ведомости (Читальня/Тамбовские епархиальные ведомости). Годовой бюджет крестьянской семьи. ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона: издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова. православных святынь Тамбовской епархии Заупокойное богослужение в день рождения великого русского полководца Александра Суворова Мероприятия в день рождения генералиссимуса А.В. Суворова Делегация Тамбовского регионального отделения ВРНС во.

Рязанские епархиальные ведомости 1865 1917. Епархиальные ведомости

Показать больше Фрагмент для ознакомления 3 1. Хабарова Е. Электронная библиотека Тамбовской области. Тамбовския Епархиальныя Ведомости, архив выпусков. Электронный ресурс.

В число членов этого епархиального судебно-административного учреждения поступают трегуляевский архимандрит Варсонофий, нижнеломовский архимандрит Тихон, архимандрит Сергий очевидно из свиты архиерейской и секретарь Гавриил Саковский. Затем началась беспощадная борьба с вольностями духовенства, ведущаяся под лозунгом борьбы с грубостью, недисциплинированностью и невежеством последнего. Как раз в первые годы службы епископа Пахомия в Тамбове, приказано было произвести разбор священно-церковно-служителей для отдачи в солдаты.

Эта мера была как нельзя кстати. Архиерей сам взял на себя труд проверять действия уполномоченной на то комиссии. По инициативе епископа Пахомия, часть церковников была отдана в солдаты, часть записано в податное сословие, а часть он сам подарил помещикам превратив, таким образом, большое количество людей изначально бывших свободными в рабов.

Епископ Пахомий поступал со священнослужителями хуже, чем с монастырскими крестьянами, о которых, по словам Дубасова, он: «Дорожил, никогда не продавал их и не получал за то ни копейки. Крестьяне отбывали умеренную барщину и только. Никаких денежных и вещественных сборов маслом, яйцами, медом и холстом с них не брали.

Если же случалась экстренная и сверхположенная работа, то крестьянам за это платили по 10—15 коп. От этого крестьяне сравнительно благоденствовали. У них были избы с стекольчатыми окончиками, просторные и теплые, и все они были сыты и одеты и ничем не обижены» [4].

Консистория была завалена следственными делами о священно-церковно-служителях и по сути превратилась в карающе-репрессивный орган аналогичный тройкам НКВД в советское время. По епархии разъезжали консисторские приставы. Они хватали заподозренных в чем-либо священнослужителей, связывали их и везли на суд и расправу в консисторию.

Случалось, что епископ Пахомий наказывал священников плетьми, кандалами и консисторской тюрьмой за какое-нибудь неосторожное или неумелое слово Указ Синода 1766 г. Надо полагать, время это явилось самым «благодатным» в истории епархии для всякого рода доносов и кляуз. Священнослужителей беспощадно наказывали: накладывали непосильные штрафы, стегали кнутом, забивали в колодки.

Особо строг владыка был к новым ставленникам. Прежде чем поставить кого-либо во священника или диакона, он заставлял их выучиться чтению, пению и отправлению богослужения. Показывающие мало успехов, по несколько лет проживали в Тамбове на своем содержании, работая в свободное от богослужения время на архиерейский дом, копая рвы и канавы, вбивая сваи на реке, гоняя лес из Трегуляя по реке и т.

Фактически превратившись в бесплатную рабочую силу. Но надо полагать, что основная причина, по которой ставленники попадали в крепостную зависимость от владыки не их малограмотность а невозможность дать взятку за посвящение, в размере от 10 до 50 руб. Епископу Пахомию принадлежит идея учреждения семинарии в епархии.

Владыка попросил у провинциальных властей выделить под здание семинарии место между бывшим Казанским монастырем и городской крепостью по берегу реки Цны. Наверняка зная, что нищий город вряд ли решится очистить это место от обывательских домов, в которых жили разночинцы. Естественно место это ему не дали.

К 1764 году собрано1984 рубля и тут последовал указ, по которому воспрещалось собирать какие-либо деньги на содержание духовно-учебных заведений. Таким образом, вопрос с семинарией при Преосвященном Пахомии был не решен, но вот вопрос о том, куда делись собранные на семинарию деньги остается открытым и по сей день. Можно предположить, что все семинарские деньги и деньги, собираемые со ставленников и оштрафованного духовенства, шли в основном на обустройство архиерейской резиденции.

Само это обустройство ставится в заслугу епископу Пахомию, но фактически кроме этого Преосвященным ничего и не было сделано. Обустраивал епископ свою личную резиденцию роскошно. Судите сами: все здания Казанского монастыря были разрушены и воздвигнуты новые.

Построены две новые крепкие деревянные церкви и среди них величественная Предтеченская теплая церковь, которой, по воле епископа, предназначалось, видимо, играть роль кафедрального собора. В полной гармонии и симметрии с названной церковью, возвышалась колокольня, имевшая, монументальный, величественный вид. На одной из сторон ее красовались боевые часы — диво-дивное для тогдашнего Тамбова.

Известный своей любовью к колокольному звону епископ Пахомий разместил на колокольне множество колоколов, среди них самый крупный весил 731 пуд. Архиерейский дом и консистория были расположены друг против друга. Первый представлял собой обширные покои с двумя флигелями, последняя — здание, занимающее в длину 16 сажен примерно 32 метра.

Все здания были раскрашены разными красками, что, взятое вместе с двумя фруктовыми садами, разведенными около архиерейского дома, и раскрашенной монастырской оградой, придавало особенную привлекательность Казанскому монастырю. Внешнему изяществу монастыря соответствовала внутренняя его благоустроенность. Церкви монастыря стали обзаводиться хорошей утварью и ризницей.

Явились богатые облачения, парчовые и шелковые, дорогие Евангелия и сосуды. Открытая война между правящим архиереем и духовенством привела к тому, что на епископа в Синод как из рога изобилия посыпались жалобы, мало того епархия отправляла ходоков в Санкт-Петербург просить удалить из Тамбовских приделов ненавистного владыку. Единственно кто горой стоял за епископа, так это чиновники и помещики.

Понять их можно: во-первых, для них владыка был своим все ж дворянин , а во-вторых, вспомним, что епископ дарил помещикам в качестве крепостных бывших церковников и какие еще услуги он оказал власть имущим можно только догадываться. Преосвященный Пахомий чем далее жил в Тамбове, тем более ослабевал союз его с паствой. Незаконное отлучение от церкви значительных лиц по одной личной мести Указ Синода от 19 июня 1760 г.

Синода, заставило наконец удалить епископа Пахомия из Тамбова, и 14 ноября 1766 г. Преемником преосвященного Пахомия явился епископ Феодосий Голосницкий. По происхождению своему он, как и его предшественник, был малоросс, образование получил в Киевской духовной академии.

Обладал большим умом, твердой волей, но был человеком мягкосердечным и добрым. Все отношения свои к подчиненным он старался сводить, главным образом, на нравственную почву, имея несокрушимую веру в возрождающую силу любви. Будучи ректора Псковской духовной семинарии он привел ее в самое лучшее состояние.

В 1761 году посвящен во епископа Великоустюжского. Пробыв, пять лет на В. Прибыв в Тамбов, епископ Феодосий сразу же был встречен в штыки сторонниками бывшего епископа.

Кроме того, вступил в конфликт с воронежским губернатором Масловым. А после указа 1769 г. По их проискам были отправлены жалобы в Синод и в Сенат.

Указом Св. Синода епископ Феодосий: «Удержан был от правления Тамбовской епархией», с дозволением ему одного священнослужения. Вскоре над ним была учреждена следственная комиссия, и он вызван был в Воронеж на суд.

Целых два с половиной года тянулось следственное дело. И только личный указ императрицы Екатерины II, от 14 февраля 1773 г. В 1773—1775 гг.

Не обошло это восстание стороной и Тамбовскую епархию. После подавления восстания часть священнослужителей было обвинено в поддержке Пугачева. По ходатайству генерал-аншефа Петра Ивановича Панина сто двадцать девять священно-церковно-служителей были лишены сана и низвержены из духовного звания.

Воронежский губернатор Потапов посылал в Синод донесение за донесением о невинности священноцерковнослужителей, а казанский губернатор князь Платон Ст. Мещерский, ходатайствовал о помиловании пред самой Императрицей. Следствием ходатайства князя Мещерского было издание всемилостивейшего манифеста 17 марта 1775 г.

После разборов и пугачевского восстания Тамбовская епархия была фактически обескровлена. Раньше, хотя плохие, да были священнослужители, теперь не хватало и их, а взять было негде. Раньше мало уважаемы были помещиками и барами священно-церковно-служители, теперь их авторитет совершенно поруган и обесчещен.

Чтобы как-то взбодрить духовенство и поднять дух паствы владыка Феодосий совершает ряд длительных поездок по приходам епархии. Участие владыки в нуждах духовенства, его горячая любовь и забота совершенно изменило отношения архиерея и его паствы. Теперь взаимная любовь и доверие к епископу были настолько сильны, что самая ссылка им священно-церковно-служителей на черные монастырские работы за неумение совершать церковные службы, за нечистоту в храмах, за допущение женщин в алтарь и т.

Как следствие деятельности епископа Феодосия по действительному возрождению духовной жизни в епархии стало открытие в 1779 г. Таким образом начало истинного устроения епархии на основании христианского просвещения было положено. Лекция 7.

Деятельность епископа Феофила Раева на Тамбовской кафедре Без сомнения, одной из ярчайших личностей рубежа двух столетий стал епископ Феофил Раев. Родился будущий епископ в 1737 г. Рано осиротев, бедствовал, в юности и молодости перенес много тягот и лишений до 18 лет не имел собственной обуви и носил один единственный затрапезный халат.

Учился в архиерейской школе, затем в Черниговской духовной семинарии, окончил Киевскую духовную академию. Приняв монашество в 1762 г. В 1786 г.

Владыка Феофил был учеником Новгородского митрополита Гавриила, и это наложило отпечаток и на стиль руководства епархией и на всю его деятельность вообще. Ему было присуще стремление к коренным преобразованиям и некоей бюрократизации всех сторон епархиальной жизни. Неслучайно поэтому, что многие свои реформы он начинал, прежде всего, с составления подробных правил или инструкций.

Практически вся архипастырская деятельность владыки Феофила связана с Тамбовской епархией. Уже в первые годы своего правления им были намечены основные направления работы по приведению епархии в надлежащий порядок, а именно: правильно организовать работу духовной консистории, обустроить внешне и внутренне монастыри, создать условия для нормального функционирования семинарии. Как замечает протоиерей Хитров Консистория в это время: «Разрешала по своему произволу починку церквей, освящала храмы без архиерейского дозволения», т.

Епископ Феофил видел корень зла в неправильном делопроизводстве. Из четырнадцати Правил, учрежденных им для Тамбовской духовной консистории, девять касались именно вопросов делопроизводства. Он стал лично контролировать этот орган епархиального управления и как отмечают современники: «Он приходил в Консисторию и наблюдал за действиями не только чинов ея, но и повытчиков с писцами».

От этой эпохи сохранился целый ряд указов епископа Феофила. Указы эти были направлены на исправление нравов духовенства и на исполнение ими обязательных норм церковного быта. Епископ понимал, что ни он, ни Консистория не смогут вполне осуществить контроль над исполнением этих указов, поэтому особая роль отводилась благочинным.

Они были снабжены особой инструкцией, составленной на основе инструкции для благочинных Московской епархии, написанной митрополитом Московским Платоном Левшиным. Владыка Феофил стремился направить действия благочинных в русло существующих церковных и гражданских законоположений. Он первый обязал благочинных составлять ведомости о поведении духовенства и являться с отчетом к архиерею в конце каждого года.

Распорядился, чтобы городские благочинные участвовали в заседаниях Консистории. Эта мера была направлена, на усиление власти благочинного, на поднятие его авторитета в глазах духовенства. В уездных городах епископом Феофилом была создана должность Инспектора, в ведение которого было духовное правление и церковнослужители пономари, дьячки.

Впоследствии функции этих инспекторов будут исполнять городские благочинные. Деятельность инспектора контролировали ревизоры, которые могли внезапно явиться к инспектору и произвести строгий разбор всех его дел. В приходах была введена должность настоятеля, предпочтение при назначении настоятеля отдавалось тем, у кого было образование.

Из благочестивых и исправных священнослужителей избирался духовник. Каждому такому духовнику было подведомственно 15 приходов, и священнослужители данных приходов обязаны были исповедоваться у него все четыре поста. Естественно все эти должностные лица обязаны были отчитываться перед епископом ежемесячно, а кое-кто и еженедельно.

Все благочинные епархии в конце года приезжали в Тамбов для личной беседы с владыкой, т. Другая сфера жизни епархии, на которую наложил свою руку вездесущий епископ, это контроль финансовых потоков городских церквей. Во все церкви он назначил своего казначея из священников, который записывал приход и расход в особую книгу.

Не одна копейка церковных денег, таким образом, мимо владыки не проходила. В таком система управления епархией сохранялась лишь при владыке Феофиле. После его смерти исчезли должности инспекторов, ревизоров, казначеев.

Особое внимание владыки было сосредоточено на монастырях. Понятно, что от того, в каком состоянии находятся монастыри, зависели доходы епископской кафедры. Сами монахи должны были быть примером для подражания.

Владыка Феофил и в устроении монастырей начал с делопроизводства. Архиереем была составлена единообразная форма формулярных списков для монашествующих, а также вменено в обязанность настоятелям монастырей ежемесячно присылать в Консисторию рапорты о состоянии подведомственных им монастырей и о поведении монашествующих. Один из исследователей тамбовской церковной истории писал: «При его Феофиле поступлении на паству тамбовскую, почти все монастыри вверенной ему епархии были бедны зданиями, и эти здания по большей части деревянные».

В это время на территории Тамбовской епархии находились следующие монастыри: Саровский, Санаксарский Скановский, Нижнеломовский Казанский, Преображенский Краснослободской, Козловский Троицкий, Трегуляевский, Преображенский Пензенский, Раненбургская пустынь, и два женских: Тамбовский Вознесенский и Троицкий Пензенский. После 1799 г. Конечно же, на восстановление монастырей требовались огромные средства.

И основным источником для денежных поступлений стали жертвы благотворителей. Епископ Феофил «умел приобрести самых ревностных благотворителей». Но что значит умел?

То, что сделал для епархии епископ Феофил, не смогли сделать его предшественники. Они что не умели? И здесь стоит разъяснить одну особенность епископской власти.

Да власть его основана на законах, как церковных, так и гражданских, но исполнение этих законов носит исключительно добровольный характер, основанный на авторитете самого епископа, на том пользуется он уважением в среде народа или нет. Епископ Феофил как раз был тем епископом, которого уважали и любили, поэтому богатые люди с пониманием относились к просьбам владыки и всегда шли ему на встречу. Силой своего архипастырского авторитете он мог убедить людей в том, что необходимо жертвовать на восстановление церквей и монастырей.

Заботой Преосвященного не был обделен ни один монастырь епархии. Здесь виден подход действительно хорошего администратора и организатора, мыслящего масштабно, а не в пределах лишь своей собственной резиденции. Но нескольким монастырям он уделял больше внимания, полагая, что именно они играют основную роль в епархиальной жизни.

Его попечением был практически заново отстроен Тамбовский Казанский монастырь. Все постройки в нем стали каменными, обустроен был Трегуляевский монастырь. По всему видно, что епископ Феофил стремился придать епархиальному городу значение действительно духовного центра новоучрежденной Тамбовской губернии.

Насколько удалось обустроить внутреннюю жизнь монастырей? Сам епископ считал, что жизнь монашествующих безукоризненна лишь в трех монастырях епархии: Саровской мужской пустыни, Санаксарском мужском монастыре и Скановом монастыре в г. В остальных требовалось наводить порядок.

Было составлено несколько указов, касающихся внутренней дисциплины в монастырях. Этими указами владыка обязал руководство монастырей составлять ежемесячный отчет о состоянии монастырей, составить списки монашествующих, запретил принимать в монастырь послушников младше 20 лет, запрещал переходы из монастыря в монастырь. Особое внимание епископ Феофил обращал на подбор настоятелей.

В одних монастырях, например, в Трегуляевском, он назначал настоятелей сам. В мае 1789 г. Но через месяц он сам снимает его с этой должности, по следующей причине: «Он не только не имеет попечение о монастыре, но еще порастроил как монастырь, так и братию» [19].

Пришлось поменять еще несколько настоятелей, прежде чем монашеская жизнь в обители начала налаживаться. В других монастырях епископ Феофил оставлял тех настоятелей, которых избрала сама братия, несмотря, даже на то, что они были неученые, как в Раненбургской пустыне: «Снисходя к простоте и недоумению настоятеля». Все это говорит о том, что Преосвященный Феофил в подборе настоятелей стремился назначить на эти должности не только хороших хозяйственников и администраторов, но, прежде всего людей, которые сами исполняли все монашеские обеты и могли повлиять на нравственной состояние братии.

Все эти меры вызвали ропот монахов и в 90-х гг. XVIII в. Ответные меры епископа были достаточно жесткими в Краснослобдской обители он, даже, велел заковать мятежников в железо и отослать в черные работы до исправления.

Еще одна важная сторона в деятельности епископа Феофила — это забота о Тамбовской духовной семинарии. В 1790 г. Цны в г.

Владыка считал, что не место семинарии в монастыре. Он сам: «Наблюдал лично за наставниками, за ходом учения, за образом жизни воспитанников». В 1798 г.

Расширился и круг преподаваемых в семинарии предметов: с 1800 г. По инициативе епископа в семинарии стали практиковать публичные диспуты с участием преподавателей и лучших воспитанников, как это было принято в Киевской духовной академии. К 1798 г.

Преосвященный Феофил большое внимание обращал на уровень грамотности священнослужителей, который в конце XVIII века оставлял желать лучшего. Он не поставлял в священники людей, не имевших образования, а в 1801 г. В 1805 г.

Заботился епископ Феофил о развитии народного образования. В 1806 г. В нем говорилось, что учителями могут быть только лица, закончившие семинарию, а в татарских и мордовских селах обучение должно вестись на природных языках, которые в то время изучались в семинарии.

Еще одной дело, которое, по мнению владыки Феофила нужно было исполнить безотлагательно — это завершить строительство Преображенского кафедрального собора. Именно благодаря стараниям епископа удалось привлечь внимание благотворителей фабрикант Олесов, купец Бородин и достроить Собор 1789—1793 гг. Стоит отметить и то, что при епископе Феофиле открылась первая в епархии лавка, торгующая церковными книгами при консистории.

Умер Преосвященный 22 декабря ст. Подводя итоги деятельности епископа Феофила можно сказать, что благодаря его усилиям к началу XIX в. Об этом же пишет И.

Дубасов: «Получив эту епархию, крайне разоренную во всех отношениях, он принял строгие меры к заведению в ней порядка. И в этом направлении достиг значительных результатов». Лекция 8.

XXI вв. В 1791 г вышел указ императрицы Екатерины Великой, чтобы в предварительном следствии по делам, где замешано духовенство, участвовали и депутаты от духовенства, для этого все епархии разделялись на депутатские округа, так чтобы в каждом округе были села одного уезда, и не менее 10. Так было положено начало новому административному делению епархий.

В 1796 г. Но в 1799 г. Нижнеломовский уезд вернулся в эту епархию.

Тамбовский епископ стал называться Тамбовский и Шацкий. Теперь Тамбовская епархия состояла из следующих уездов с городами: Тамбовский 92 храма , Козловский 101 церковь , Борисоглебский 54 храма , Моршанский 93 храма , Темниковский 86 храмов , Кирсановский 69 храмов , Шацкий 138 храмов , Лебедянский 61 храм , Липецкий 79 храмов , Нижний Ломовский 102 храма , Елатьма без уезда 9 храмов , город Кадом 4 храма , город Спасск 1 храм , город Чембар 1 храм , город Усмань 4 храма , Верхний Ломов 4 храма , Керенск 5 храмов [8]. В Нижегородскую губернию отошли Краснослободск с уездом, города Наровчат и Троицк.

К Рязанской губернии: Раненбург с уездом, Сапожок с уездом. И теперь титул Рязанского епископа звучал как Рязанский и Зарайский вместо прежнего Рязанский и Шацкий. Сарайский и Инсарский округа отошли в Казанскую епархию.

Такое деление епархии и расположение округов создавало массу неудобств, главное из которых — отношению к центру епархии. К примеру, село Коноплянка Кирсановского уезда числилось в Тамбовской губернии, однако до конца 1798 г. Гусиная Лапа Саратовской губернии входило в состав Тамбовской епархии.

Следующая церковно-административная единица — округ. Трудно сейчас установить, сколько было округов в епархии в начале XIX в. При неизбежном росте количества приходов росло и количество округов.

В 1851 г. Но, несмотря на это количество округов, выросло в 1911 г. Выросло количество приходов и в самих округах, теперь в каждом округе было от 19 до 28 приходов, вместо положенных 10—15.

Как правило, в больших уездах Моршанский, Кирсановский, Тамбовский, Козловский количество приходов в округах колебалось между 24 и 28 но не ниже 20. В малых уездах, например, в таких как Липецкий, состоящем всего из четырех округов, приходов было не больше 20 и даже 14. Причем концентрация деревень в приходах также была неравной.

В одни приходы входило иногда до 15 деревень, а в другие 1—2. Удаленность этих деревень от центра приходской жизни простиралась от 1 до 15 километров, что для тогдашнего времени при отсутствии хороших дорог и средств передвижения было достаточно большим расстоянием. Сами храмы по округам епархии были распределены неравномерно.

Ситуация, при которой в приходе одной церкви находилось несколько деревень, а в приходе другой церкви, расположенной буквально в 2—3 км. Не случайно, что на протяжении всего XIX столетия очень часты просьбы прихожан того или иного прихода перевести их в другой для них более удобный приход. На протяжении 1860—1870 гг.

Тамбовская духовная консистории рассматривала 2—3 подобные просьбы ежемесячно. Самая мелкая единица в территориальном устройстве епархии — приход. Здесь мы будем говорить о приходе именно как об административной единице, не имея в виду его церковно-общественного значения.

Для каждого прихода был определен штат духовенства. С 1831 г. Эта система практически не менялась на протяжении столетия, и что получалось?

К примеру, в с. Талинка Тамбовского уезда 1645 д. Кривополянье того же уезда в приходе еще и 4 деревни 1764 человека, в с.

Митрополье 1843 в этих селах по одному штату. Понятно, что при такой обширности и многолюдстве приходов священники просто не могли удовлетворить религиозные потребности своих прихожан в полной мере. И концу века явно ощущалась необходимость открытия новых приходов и увеличения штата духовенства.

Но, несмотря на свои недостатки система территориального деления епархии до 1917 г. Главное ее достоинство было в том, что территория епархии была организована как единое религиозное пространство, где осуществлялся контроль за населением или, иначе говоря, происходило воспитание народа в духе православной веры. И надо сказать, что новое руководство страны, пришедшее к власти после октября 1917 г.

Пытаясь противостоять такой политике еще в 1918 г. Сасово и Липецкое Лебедянский, Усманский уезды с резиденцией в Липецке. Это решение утверждено Патриархом Тихоном 28 ноября 1918 г.

Несколько позже резиденцию Шацких епископов перенесли из Сасова в Шацк. В 20 — нач. Все они формально были викариями Тамбовской епархии, но на деле епископы их вполне самостоятельно решали все вопросы.

Границы епархии в целом оставались неизменны вплоть до 1927 г. С открытием в 1937 г. Тамбовской области, перестала существовать Тамбовская епархия последний Тамбовский архиепископ Венедикт Алентов был как раз арестован в этом году и новых уже не назначали.

В 1930-х гг. Вновь епархия была открыта в 1943 г. Первого епископа назначили на кафедру в 1944 г.

В течение 1940-1960-х гг.

Состав совета: протоиерей Игорь Груданов, секретарь Тамбовской епархии, заведующий Отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства; О. Левин, заведующий Историко-архивным отделом Тамбовской епархии; Е. Налитова, заведующая Информационно-издательским отделом Тамбовской епархии. Редакция: главный редактор — митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, заместитель главного редактора — О.

Первой полноценной Рассказовской газетой стала газета «Рассказовская беднота» издававшаяся местным отделением ВКП б с 1918 года. Газета, вероятно, прекратила свое существование в 1920 г. Не найдено пока и ни одного номера данной газеты. Руководство Центрально-Черноземной области куда входила и территория современной Тамбовской области в августе 1930 г. Рассказовскую газету решили сделать образцовой, дав ей название «Вперед! Создание новой «районки» поручили журналистскому коллективу главной областной газеты «Коммуна». В то время в Воронежской «Коммуне» заведующим отделом промышленности работал Александр Дмитриевич Котов. Котов родился 22 октября 1902 г. В юные годы начал работать в Пятигорской газете «Терек», откуда его рекомендовали к обучению в Московском Коммунистическом институте журналистики, по окончанию которого по распределению он приехал в г. Воронеж в редакцию газеты «Коммуна». На новой работе в полной мере проявился журналистский талант Котова, сделавший его лучшим сотрудником газеты. Коллеги дали ему уважительное прозвище «Котыч». В августе 1930 г.

ТАМБОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Чтобы иметь возможность детально и объективно исследовать патриотическую деятельность Русской православной церкви далее - РПЦ в общегосударственных масштабах, необходимо сфокусировать внимание на региональном уровне. Разумеется, источниковая база подобного исследования отличается определенной спецификой. Важно комплексно использовать и сочетать материалы общероссийского и регионального уровней. Согласимся с существующим подходом к типологизации ис- точников, который предполагает наличие трех основных категорий: документы официального законодательные акты, статистические и делопроизводственные материалы , личного происхождения дневники, мемуары, путевые заметки , а также периодическую печать [1]. Одним из наиболее ценных исторических источников при изучении патриотической деятельности тамбовского духовенства являются «Тамбовские епархиальные ведомости» в дальнейшем - ТЕВ. Это - периодическое издание, которое выходило еженедельно по субботам. Публиковались ТЕВ с 1861 по 1917 г.

ТЕВ дают превосходную возможность детально ознакомиться с деятельностью церковных институтов и реконструировать жизнь православного духовенства в Тамбовской губернии. Конечно же, журнал отражал и все наиболее важные события не только в жизни епархии, но и России в целом. Ведомости отличает единая четкая структура. Каждый номер издания включал в себя две части - официальную и неофициальную. Официальная часть была представлена следующими рубриками: 1 высочайшие приказы и распоряжения; 2 указы и распоряжения Святейшего синода; 3 распоряжения обер-прокурора Святейшего синода; 4 местные епархиальные распоряжения и оповещения. В официальном разделе размещалась информация о законопроектах, сведения о должностях, занимаемых священнослужителями, и о вакантных местах, отчеты учебных заведений, определения Священного синода, списки пожертвований, отчеты о приходе и расходе перечисленных сумм.

Редакторами этой части Ведомостей всегда были ректоры Тамбовской духовной семинарии. Они назначались Синодом по ходатайству Его Преосвященства. Поскольку любая подвижническая деятельность духовенства осуществлялась в рамках правового регулирования и церков- ной иерархии, то она воплощалась в статьях Ведомостей с учетом юридической силы приказов, постановлений и распоряжений. Любопытно содержание неофициальной части ТЕВ. В этом разделе мы встречаем обращения к прихожанам, отрывки из религиозной литературы, стихи, исторические справки о религиозных деятелях, очерки о повседневной деятельности епархии, рекламу различных периодических изданий и даже пропаганду «трезвого» образа жизни. Редакторы неофициальной части указываются только по фамилии, поэтому не всегда возможно проследить их социальное положение и должность.

К сожалению, ТЕВ не сохранились полностью - утрачены многие номера издания, не хватает листов. Практически без потерь дошли до нас только номера, изданные в начале ХХ в. В военное время Ведомости традиционно печатали списки многочисленных жертвователей - благодаря этому мы можем установить источники, виды, направления и механизмы сбора пожертвований, характерные для духовенства XIX - начала ХХ в. Например, анализируя материалы ТЕВ за 18771878 г. Кроме холста мы встречаем в ТЕВ упоминания о предоставлении на военные нужды таких материалов, как ситец, бязь, нити и мн. Пользуясь данными тех же номеров, можно проследить и изменение векторов благотворительной деятельности - для периода русско-турецкой войны становится характерным такое направление, как помощь братским славянским народам Балканского полуострова.

Сбор средств в пользу братьев-славян зачастую инициировался приходскими священниками и вызывал широкий резонанс среди прихожан. Это говорит о высокой степени чувства конфессионального единства, стремлении поддержать правоверных, ока- завшихся под гнетом «басурман».

Независимо от сего, во многих епархиях открыто по нескольку вакансий окружных миссионеров, например, в Рязанской, Тамбовской, Херсонской.

В приходском духовенстве и в учащемся духовном юношестве заметно пробуждается дух любви к миссионерству и разумение высоты и важности этого служения в Церкви, — интерес и потребность к изучению сектоведения. Никогда ранее миссия не имела в рядах своих столько новых деятелей из состава академических воспитанников, как в истекшем году. В 1898 году, по заявлению представителей духовенства, открыты «особые миссионерские отделы» при Епархиальных Ведомостях Екатеринославских, Томских и Херсонских и вообще оживилась миссионерская литература о местном расколо-сектантстве.

Главным же печатным органом внутренней миссии, отвечающим миссионерским запросам приходского духовенства, был, по прежнему, издающийся в С. Журавский Глава II. Служение высокопреосвященного Кирилла в период первой мировой войны и двух революций Роль архиепископа Кирилла в канонизации святителя Питирима Тамбовского Священномученику Кириллу принадлежит исключительная роль в подготовке прославления святителя Питирима Тамбовского.

Канонизация происходила в дни, когда уже разразилась первая мировая война, однако работа по подготовке прославления началась почти за три года до этого. С самых первых дней пребывания на Тамбовской кафедре владыка Кирилл прилагал усилия к большему распространению почитания святителя Питирима Тамбовского, поддержав идею его прославления. Однако канонизация в синодальную эпоху была сопряжена со многими трудностями.

Ильинский П. Уроженец Тульской губернии. Исаковский А. Василий Алексеевич Сахаров. Перепечатано из «Херсонских Епархиальных ведомостей». Тульское, Белевское, Епифанское, Новосильское, Ефремовское духовные училища. С-чъ [Савич О. Двадцатипятилетие церковных школ Тульской епархии 1884-1909. Раздел «Библиография». Тематический сборник статей.

С-чъ[Савич О. История христианской церкви. Выпуск 1. Первые три века христианства. Автор сочинения — туляк. Периодическая печать о церковной реформе вообще и о реформе высшего церковного управления. Периодическая печать по вопросу о приходской реформе. Автор сочинений — туляк. Священник Афанасий Николаевич Корсунский. Александр Иванович Нарбеков.

Уроженец Владимирской губернии, выпускник Владимирской духовной семинарии, преподаватель Тульской духовной семинарии. Священник Иоанн Потапович Покровский. Память преподобного Макария Жабынского в Польше. Казанский А. Казанский Александр Семенович. Казанский Димитрий Андреевич. Уроженец Тульской губернии, студент Московской Духовной академии. Казанский М. Включает «Реестр памятных источников и пособий по истории Куликовской битвы». Куликово поле.

Казарин В. Калинников Н. Памяти истинного патриота. Каменский Ар. Описание храма, иконы, Евангелия, сосуды и кресты, св. Библиотека церковная. Настоятели, церковные старосты и благотворители, обеспечение причта, прихожане, церкви приписные. Богородицкий уезд. Каплан М. О задачах «Тульских епархиальных ведомостей».

Князев А. Князев Н. К-iй [Корсунский И. Публичная защита магистерской диссертации уроженца Тульской губернии, кандидата богословия Николая Ивановича Троицкого. Тема «О происхождении первых трех канонических Евангелий. Опыт разбора гипотез Г. Евальда и Ю. Работа издана в Костроме в 1878году. Официальные оппоненты: доценты академии Н. Елеонский и А.

К-iй И. Соискатель — уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, помощник смотрителя Севского духовного училища И. Работа издана в 1880 году. Официальные оппоненты — В. Ключевский и Е. Козинов А. Письмо унтер-офицера. Корсунский И. Архимандрит Григорий Николай Иванович Борисоглебский. Николай Сергеевич Дружинин.

Перепечатано из издания «Н. Кратиров П. Евфимий Орлинский, уроженец Тульской губернии. К столетию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя 20 марта 1809 — 20 марта 1909. Кутепов Иоанн Андреевич, протоиерей. Купицкий Н. Священник Михаил Васильевич Руднев. Поучение при погребении священника Благовещенской церкви в городе Туле. Кутепов И. Уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, её преподаватель.

Кутепов П. Кушнев И. Священник Пётр Иванович Троицкий. Ладовский Павел Иванович. Директор Тульского реального училища. Лебедев Василий Афанасьевич, протоиерей. Лебединский Д. Церковно-школьное дело в Тульской епархии Из отчёта о. Ливанский И. Иоанн Павпертов, священник села Ментелова Белевского уезда.

Перепечатано из «Благосвета». Любимов В. Юбилейное чтение о В. Любомудров А. Александр Дмитриевич Казанский. Библиография: Две брошюры И. Савича «Святая мечта» Тула, 1918 и «Духовенство и война». Дорогое прошедшее. Инспектор Тульской духовной семинарии. Любомудров В.

Тульский Успенский женский монастырь. Ляпидевский М. Павел Стефанович, протоиерей. Священник Пётр Егорович Троицкий. Соискатель — уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, кандидат богословия Иван Павлинович Знаменский. Соискатель — уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, её преподаватель. Тема «Иудейское толкование Ветхого Завета». Официальные оппоненты: священник Н. Елеонский, приват — доцент В. Велистратов, неофициальный оппонент экстра — ординарный профессор И.

Соискатель — Дмитрий Сергеевич Глаголев, выпускник Тульской духовной семинарии, законоучитель и инспектор Тульского епархиального женского училища. Оппоненты: инспектор академии, архимандрит Григорий, доцент священного писания Д. Перепечатано из «Московских церковных ведомостей». Майков А. Покаяние графа Л. Макария, игуменья. Малицкий П. Белое духовенство и его «интересы». Составлено под редакцией Н. Критический очерк.

Духовные семинарии в важнейших моментах своего исторического развития. Епископы и пресвитеры. Из моих наблюдений и воспоминаний. Начальница Тульского женского епархиального училища. Малицкй П. Открытие Тульской епархии. Бывший ректор Тульской духовной семинарии. Пономарь — сто лет назад. Сергей Иванович Покровский. Тогда или теперь?

Ответная речь преподавателя Тульской семинарии П. Малицкий Павел Иванович. Столетний юбилей, Прочитано в Тульском епархиальном женском училище. Мартынов П. Матвеев А. Материалы для историко-статистического описания Тульской епархии. Сборник, изданный под редакцией протоиерея А. Иванова и преподавателя семинарии Н. Том 1. Текст издания печатается в приложениях к указанным номерам.

Мерцалов В. Мерцалов Ипполит Игнатьевич, протоиерей. Перепечатано из «Орловских епархиальных ведомостей» 1885. Мерцалов М. Петр Павлович. Баженов, священник села Спасского на Солове Крапивенского уезда. Мерцалов С. Священник Александр Васильевич Архангельский. Местный житель. Мечев Т.

Миловидов А. Достопримечательные сёла Тульской губернии Исторические очерки. Село Иван-озеро и ивановский канал, начатый Петром Великим. Село Иван-озеро с его церковью и приходом и Ивановский канал с 1720 года до наших дней. Достопримечательные сёла Тульской губернии. Село Гремячее, бывший город-крепость государства Московского. Условия, благоприятствовавшие возникновению города Гремячева, Гремячевский острог и его вооружения. Гремячевские церкви и духовенство до Петра Великого. Автор статьи — член ОИДР. Из документов МАМЮ.

Приложение: Список с Гремячевских писцовых книг слобод Беломестных казаков 1639 и 1640 годов. Приложение к статье «Село Гремячее». Опись города Гремячева, составленная в 1775 году … для составления Географического Лексикона. Выписка из писцовых книг старых полковых гремячевских казаков 1639 года. Письмо Тульско — Калужско -Рязанского наместника М. Кречетникова преосвященному Палладию о злоупотреблениях гремячевского духовенства 1779 года. Опись … церквям Гремяевской слободы. Минин Н. Настоятель придворной церкви в Штутгарте , духовник королевы Виртенбергской, уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии. Протоиерей Никита Игнатьевич Ясновский по оставшимся от него письмам Русская старина.

Минин П. Владимир Соловьев и граф Л. Михайлов Г. Реферат, читанный в Тульской духовной семинарии 4 октября 1916 года. Михайлов М. Чествование нетленных мощей Анны Кашинской, княгини-праведницы. Можно ли христианину быть социалистом? Что такое социализм и есть ли в нём что-либо похожее на христианство? Моисеев А. Моисеев Г.

Семен Григорьевич Успенский. Учитель словесности Тульской духовной семинарии, смотритель Белевского духовного училища. Моригеровский Н. Причина смерти доброго человека — его доброта. Слово, сказанное при погребении преподавателя семинарии Алексея Ивановича Глаголева протоиереем Н. Екатеринбургский семинарист. Мякшин Гр. М-въ С. Петр Филиппович Щеглов, бывший ректор Олонецкой семинарии. Невский И.

Невский П. Скуфья и камилавка. Перепечатано из «Церковных ведомостей» 1902. Недетовский Г. Память о 70-лети кончины митрополита Евгения Болховитина 1767-1837 на его родине в Воронеже. Незабвенной памяти его императорского высочества великого князя Сергея Александровича. Нектаров В. Нечаев Ил. Архиепископ Тульский и Белевский до 1857 года. Нечаев И.

Летопись прихода до начала церкви, храмосданная летопись; причт села Суров; религиозно-нравственное состояние прихода села Суров. Летопись событий с 1791по 1857годы и с 1859 по 1881 годы. Нечаев Н. Период I. Епифанское малое приготовительное училище. Период II. Открытие в городе Епифани училища в 1815 году; учебная часть; нравственно-воспитательная часть. Администрация училища, экономическая часть, содержание училища и учителей, смотрители, инспекторы и учителя. Библиотека и учебные пособия, училищное помещение, планы и соображения об устройстве нового дома для училища и переезд училища в город Венев. Нечаев Т.

Было произнесено в зале Белевского епархиального женского училища 1 марта 1915 года. Никандр, архиепископ Тульский и Белевский. Никандр, епископ. Никитников Герасим Алексеевич, протоиерей. Уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, профессор философии Вятской духовной семинарии, ученик Ф. Голубинского, автор «Истории Вятской епархии». Вятка, 1863 и «Историко-статистического описания Воскресенского собора в городе Вятке». Вятка, 1869. Перепечатано из «Вятских епархиальных ведомостей» 1885. Никодим, епископ.

Никольский А. Алексей Иванович Краснопевцев, священник села Богородицкого, Богородицкого уезда. Уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, подарил семинарии библиотеку, доставшеюся от отца Виталия, епископа Костромского. Никольский Александр Ионович. Никольский Александр Ионович, протоиерей. Никольский И. История, иконостасы, иконы, утварь и книгохранилище, доходные статьи. Церковные празднества, благочестивые обычаи прихожан, поверья и суеверия, занятие, кладбище эпитафии. Никольский К. Реферат, прочитанный по случаю тысяча шестисотлетия Миланского эдикта на юбилейном торжестве 17 октября 1913 года в Тульском духовном училище преподавателем Константином Никольским.

Владимир Святой: князь-язычник, князь-христианин, основные черты жизни и деятельности князя Владимира. К девятисотлетию со дня его кончины. Юбилейная речь, произнесенная в зале Тульского епархиального женского училища преподавателем мужского духовного училища К. Никольским 1 октября 1915 года. Никольский М. Протоиерей Николай Георгиевич Гастев. Никольский Н. Никольский П. Никольский С. Новая книга «Приходы и церкви Тульской епархии».

Священник Иоанн Потапович Покровский. Память преподобного Макария Жабынского в Польше. Казанский А.

Казанский Александр Семенович. Казанский Димитрий Андреевич. Уроженец Тульской губернии, студент Московской Духовной академии.

Казанский М. Включает «Реестр памятных источников и пособий по истории Куликовской битвы». Куликово поле.

Казарин В. Калинников Н. Памяти истинного патриота.

Каменский Ар. Описание храма, иконы, Евангелия, сосуды и кресты, св. Библиотека церковная.

Настоятели, церковные старосты и благотворители, обеспечение причта, прихожане, церкви приписные. Богородицкий уезд. Каплан М.

О задачах «Тульских епархиальных ведомостей». Князев А. Князев Н.

К-iй [Корсунский И. Публичная защита магистерской диссертации уроженца Тульской губернии, кандидата богословия Николая Ивановича Троицкого. Тема «О происхождении первых трех канонических Евангелий.

Опыт разбора гипотез Г. Евальда и Ю. Работа издана в Костроме в 1878году.

Официальные оппоненты: доценты академии Н. Елеонский и А. К-iй И.

Соискатель — уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, помощник смотрителя Севского духовного училища И. Работа издана в 1880 году. Официальные оппоненты — В.

Ключевский и Е. Козинов А. Письмо унтер-офицера.

Корсунский И. Архимандрит Григорий Николай Иванович Борисоглебский. Николай Сергеевич Дружинин.

Перепечатано из издания «Н. Кратиров П. Евфимий Орлинский, уроженец Тульской губернии.

К столетию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя 20 марта 1809 — 20 марта 1909. Кутепов Иоанн Андреевич, протоиерей. Купицкий Н.

Священник Михаил Васильевич Руднев. Поучение при погребении священника Благовещенской церкви в городе Туле. Кутепов И.

Уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, её преподаватель. Кутепов П. Кушнев И.

Священник Пётр Иванович Троицкий. Ладовский Павел Иванович. Директор Тульского реального училища.

Лебедев Василий Афанасьевич, протоиерей. Лебединский Д. Церковно-школьное дело в Тульской епархии Из отчёта о.

Ливанский И. Иоанн Павпертов, священник села Ментелова Белевского уезда. Перепечатано из «Благосвета».

Любимов В. Юбилейное чтение о В. Любомудров А.

Александр Дмитриевич Казанский. Библиография: Две брошюры И. Савича «Святая мечта» Тула, 1918 и «Духовенство и война».

Дорогое прошедшее. Инспектор Тульской духовной семинарии. Любомудров В.

Тульский Успенский женский монастырь. Ляпидевский М. Павел Стефанович, протоиерей.

Священник Пётр Егорович Троицкий. Соискатель — уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, кандидат богословия Иван Павлинович Знаменский. Соискатель — уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, её преподаватель.

Тема «Иудейское толкование Ветхого Завета». Официальные оппоненты: священник Н. Елеонский, приват — доцент В.

Велистратов, неофициальный оппонент экстра — ординарный профессор И. Соискатель — Дмитрий Сергеевич Глаголев, выпускник Тульской духовной семинарии, законоучитель и инспектор Тульского епархиального женского училища. Оппоненты: инспектор академии, архимандрит Григорий, доцент священного писания Д.

Перепечатано из «Московских церковных ведомостей». Майков А. Покаяние графа Л.

Макария, игуменья. Малицкий П. Белое духовенство и его «интересы».

Составлено под редакцией Н. Критический очерк. Духовные семинарии в важнейших моментах своего исторического развития.

Епископы и пресвитеры. Из моих наблюдений и воспоминаний. Начальница Тульского женского епархиального училища.

Малицкй П. Открытие Тульской епархии. Бывший ректор Тульской духовной семинарии.

Пономарь — сто лет назад. Сергей Иванович Покровский. Тогда или теперь?

Ответная речь преподавателя Тульской семинарии П. Малицкий Павел Иванович. Столетний юбилей, Прочитано в Тульском епархиальном женском училище.

Мартынов П. Матвеев А. Материалы для историко-статистического описания Тульской епархии.

Сборник, изданный под редакцией протоиерея А. Иванова и преподавателя семинарии Н. Том 1.

Текст издания печатается в приложениях к указанным номерам. Мерцалов В. Мерцалов Ипполит Игнатьевич, протоиерей.

Перепечатано из «Орловских епархиальных ведомостей» 1885. Мерцалов М. Петр Павлович.

Баженов, священник села Спасского на Солове Крапивенского уезда. Мерцалов С. Священник Александр Васильевич Архангельский.

Местный житель. Мечев Т. Миловидов А.

Достопримечательные сёла Тульской губернии Исторические очерки. Село Иван-озеро и ивановский канал, начатый Петром Великим. Село Иван-озеро с его церковью и приходом и Ивановский канал с 1720 года до наших дней.

Достопримечательные сёла Тульской губернии. Село Гремячее, бывший город-крепость государства Московского. Условия, благоприятствовавшие возникновению города Гремячева, Гремячевский острог и его вооружения.

Гремячевские церкви и духовенство до Петра Великого. Автор статьи — член ОИДР. Из документов МАМЮ.

Приложение: Список с Гремячевских писцовых книг слобод Беломестных казаков 1639 и 1640 годов. Приложение к статье «Село Гремячее». Опись города Гремячева, составленная в 1775 году … для составления Географического Лексикона.

Выписка из писцовых книг старых полковых гремячевских казаков 1639 года. Письмо Тульско — Калужско -Рязанского наместника М. Кречетникова преосвященному Палладию о злоупотреблениях гремячевского духовенства 1779 года.

Опись … церквям Гремяевской слободы. Минин Н. Настоятель придворной церкви в Штутгарте , духовник королевы Виртенбергской, уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии.

Протоиерей Никита Игнатьевич Ясновский по оставшимся от него письмам Русская старина. Минин П. Владимир Соловьев и граф Л.

Михайлов Г. Реферат, читанный в Тульской духовной семинарии 4 октября 1916 года. Михайлов М.

Чествование нетленных мощей Анны Кашинской, княгини-праведницы. Можно ли христианину быть социалистом? Что такое социализм и есть ли в нём что-либо похожее на христианство?

Моисеев А. Моисеев Г. Семен Григорьевич Успенский.

Учитель словесности Тульской духовной семинарии, смотритель Белевского духовного училища. Моригеровский Н. Причина смерти доброго человека — его доброта.

Слово, сказанное при погребении преподавателя семинарии Алексея Ивановича Глаголева протоиереем Н. Екатеринбургский семинарист. Мякшин Гр.

М-въ С. Петр Филиппович Щеглов, бывший ректор Олонецкой семинарии. Невский И.

Невский П. Скуфья и камилавка. Перепечатано из «Церковных ведомостей» 1902.

Недетовский Г. Память о 70-лети кончины митрополита Евгения Болховитина 1767-1837 на его родине в Воронеже. Незабвенной памяти его императорского высочества великого князя Сергея Александровича.

Нектаров В. Нечаев Ил. Архиепископ Тульский и Белевский до 1857 года.

Нечаев И. Летопись прихода до начала церкви, храмосданная летопись; причт села Суров; религиозно-нравственное состояние прихода села Суров. Летопись событий с 1791по 1857годы и с 1859 по 1881 годы.

Нечаев Н. Период I. Епифанское малое приготовительное училище.

Период II. Открытие в городе Епифани училища в 1815 году; учебная часть; нравственно-воспитательная часть. Администрация училища, экономическая часть, содержание училища и учителей, смотрители, инспекторы и учителя.

Библиотека и учебные пособия, училищное помещение, планы и соображения об устройстве нового дома для училища и переезд училища в город Венев. Нечаев Т. Было произнесено в зале Белевского епархиального женского училища 1 марта 1915 года.

Никандр, архиепископ Тульский и Белевский. Никандр, епископ. Никитников Герасим Алексеевич, протоиерей.

Уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, профессор философии Вятской духовной семинарии, ученик Ф. Голубинского, автор «Истории Вятской епархии». Вятка, 1863 и «Историко-статистического описания Воскресенского собора в городе Вятке».

Вятка, 1869. Перепечатано из «Вятских епархиальных ведомостей» 1885. Никодим, епископ.

Никольский А. Алексей Иванович Краснопевцев, священник села Богородицкого, Богородицкого уезда. Уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, подарил семинарии библиотеку, доставшеюся от отца Виталия, епископа Костромского.

Никольский Александр Ионович. Никольский Александр Ионович, протоиерей. Никольский И.

История, иконостасы, иконы, утварь и книгохранилище, доходные статьи. Церковные празднества, благочестивые обычаи прихожан, поверья и суеверия, занятие, кладбище эпитафии. Никольский К.

Реферат, прочитанный по случаю тысяча шестисотлетия Миланского эдикта на юбилейном торжестве 17 октября 1913 года в Тульском духовном училище преподавателем Константином Никольским. Владимир Святой: князь-язычник, князь-христианин, основные черты жизни и деятельности князя Владимира. К девятисотлетию со дня его кончины.

Юбилейная речь, произнесенная в зале Тульского епархиального женского училища преподавателем мужского духовного училища К. Никольским 1 октября 1915 года. Никольский М.

Протоиерей Николай Георгиевич Гастев. Никольский Н. Никольский П.

Никольский С. Новая книга «Приходы и церкви Тульской епархии». Памяти отца Иоанна Кронштадтского.

Нольде, барон. Павлина, игуменья Белевского Крестовоздвиженского монастыря. Священник Иван Димитриевич Ивановский.

Современное русское сектантство очерки, статьи и исследования. Библиографическая заметка о книге Д. Скворцова — преподавателя Тульской духовной семинарии.

Перепечатано из издания «Колокол». Петр Лонгинович Богословский. Выпускник Тульской духовной семинарии, её преподаватель, секретарь Тульской духовной консистории.

Овсянников Н. Перепечатано из «Московских ведомостей» 1906. Олсуфьев Ю.

Денежный отчет … строительного комитета по сооружению храма — памятника святого Сергия на Куликовом поле. О некоторых регентских взглядах и приемах покойного регента Ивана Петровича Правдина. Орлов И.

Священник Владимир Федорович Теремецкий. Остриков Н. Полковник Н.

Остриков — бывший воспитанник Тульской духовной семинарии, город Белозерск Новгородской губернии. Остроумов Н.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий