12 июня 1999 года российские десантники заняли аэропорт «Слатина» в Приштине (Сербия) раньше войск НАТО.
Марш-бросок батальона ВДВ РФ изменил историю Югославской войны
Путин рассказал, как принималось решение о взятии аэропорта Слатина в Косово - Российская газета | Картина снята по мотивам реальной истории – захвата аэропорта Приштины в ходе военных действий в бывшей Югославии в 1999 году. |
Марш-бросок на Слатину. История фотографий из косовского аэропорта | 20 лет назад российские военные провели операцию, известную как марш-бросок на Приштину. |
Агрессия НАТО против Югославии 1999 | Президент России Владимир Путин не считает операцию по захвату аэропорта Приштины, которую провели российские военные в 1999 году во время событий в Югославии, дерзким поведением. |
Бросок на Приштину: как российские десантники нарушили планы НАТО на Балканах — РТ на русском | В начале 1999 г. ситуация на территории края оставалась напряжённой, боевая операция югославских сил против боевиков ОАК возобновилась, рос поток косовских беженцев. |
12 июня 1999 года-Марш-бросок на Приштину
Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 году в группировке НАТО, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников. Блант заявил, что не стал бы стрелять в русских даже под угрозой трибунала. Кларк использовал необычные для нас выражения. Для захвата аэродрома были политические причины. Но практическим следствием стало бы нападение на русских». В конце концов командующий британской группировкой на Балканах Майкл Джексон заявил, что «не позволит своим солдатам развязать третью мировую войну». Он дал команду «вместо атаки окружить аэродром».
Совершив марш-бросок, российский батальон остался без снабжения, рассчитывая получить его по воздуху самолётами. Оказавшись в окружении, русские, со слов того же Бланта, через пару дней сказали: «Послушайте, у нас не осталось ни еды, ни воды. Может, мы поделим аэродром?
Но нам, группе, которая эту операцию готовила, задача была поставлена еще раньше. Нет, не захватить аэропорт, а взять его под наблюдение, проверить, какие у него возможности, какая взлетно-посадочная полоса, коммуникации, "под кем" находится объект, кто его контролирует. В обстановке безвластия — это было во многих региональных конфликтах — власть берут в руки местные криминальные авторитеты.
И в Косове была такая же ситуация: в каждом районе, на каждом углу свой хозяин, все с оружием — беспредел. И аэропортом тоже заведовали они. Никаких регулярных военных формирований, только небольшие группы, которые по своим возможностям захватили ряд таких стратегических объектов. Наша группа выжидала, когда часть этих людей уходила вечером — на свои разбойничьи дела или, может, в кабаки. Под утро они возвращались и целый день отсыпались. Мы выбрали момент, когда на месте было небольшое количество людей, воспользовались этим и заняли аэропорт.
В моей команде были и российские военнослужащие, но большинство — все-таки представители местного населения: сербы, албанцы, хорваты. Люди разных национальностей, разных вероисповеданий. Хочу подчеркнуть, что было много албанцев, которые были недовольны действиями радикальных албанских и хорватских националистов по отношению к мирному населению.
В считанные недели состоялась повторная этническая чистка, в которой роль палача и жертвы поменялась местами. Десятки тысячи сербов, а также цыган и турок, бросив дома, скарб и сожженные церкви, бежали в Сербию. Международный контингент KFOR, сумевший частично ограничить масштабы насилия в отношении сербской общины, тем не менее, не смог, из-за неопределенного мандата, предотвратить саму чистку.
Начатое разоружение Армии освобождения Косово, по сути, оказалось неэффективным; большая часть оружия и боеприпасов была припрятана до лучших времен".
Оказавшись в окружении, русские, со слов того же Бланта, через пару дней сказали: «Послушайте, у нас не осталось ни еды, ни воды. Может, мы поделим аэродром?
Однако известно, что ситуация с горячим питанием у российского батальона была налажена раньше, чем у британцев. По плану операции после захвата аэропорта «Слатина» на него в скором времени должны были совершить посадку военно-транспортные самолёты ВВС России, которыми должно было быть переброшено не менее двух полков ВДВ и тяжёлая военная техника. Все это время российские и британские войска в районе аэропорта «Слатина» не уступали друг другу ни в чём, хотя на территорию аэропорта была допущена малочисленная делегация во главе с генералом Майклом Джексоном.
В ходе сложных переговоров стороны договорились разместить российский военный миротворческий контингент в Косове в пределах районов, подконтрольных Германии, Франции и США. России не было отведено специального сектора из опасения НАТО, что это приведёт к фактическому разделению края. При этом аэропорт «Слатина» находился под контролем российского контингента, но должен был использоваться также силами НАТО для переброски их вооружённых сил и других нужд.
Начиная с 15 октября 1999 года аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять международные пассажирские рейсы, вновь получив статус международного аэропорта. Миротворцы из России находились в Косове вплоть до 2003 года, когда российский контингент 650 военнослужащих был выведен из Косова, а его имущество безвозмездно передано командованию миротворческих сил, взамен прибыли милицейские формирования из России.
Марш-бросок российских десантников на Приштину 12 июня 1999
Аэропорт Слатина как важный стратегический пункт в любой операции был предназначен для войск НАТО, но контролировался англичанами. 20 лет назад российские военные провели операцию, известную как марш-бросок на Приштину. С середины октября 1999 года аэропорт «Слатина» снова стал принимать и отправлять пассажирские рейсы. 12 июня 1999 года российские десантники заняли аэропорт «Слатина» в Приштине (Сербия) раньше войск НАТО. Колонны НАТО к аэропорту подошли около 11 часов утра 12 июня 1999 года, при этом в течение нескольких часов вероятность прямого столкновения была чрезвычайно высока. Двадцать лет назад, в ночь на 12 июня 1999 года, российский контингент в результате марш-броска из Боснии занял аэропорт Слатина в Косово.
Бросок на Приштину: как 200 русских десантников оставили с носом НАТО
Рассказываем об уникальной приштинской операции русского десанта в 1999 году и отвечаем на популярные вопросы. В результате ими был взят под контроль аэропорт "Слатина" (ныне Международный аэропорт Приштины), через который планировалось произвести вторжение массированных сил НАТО. Президент России Владимир Путин не считает операцию по захвату аэропорта Приштины, которую провели российские военные в 1999 году во время событий в Югославии, дерзким поведением. 12 июня 1999 года российские десантники заняли аэропорт «Слатина» в Приштине (Сербия) раньше войск НАТО. Колонна продолжила следование и в 2 часа ночи 12 июня 1999 года прибыла в Приштину.
Путин назвал причины взятия аэропорта "Слатина" в Косово в 1999 году
По словам Игнатова, 9 июня на него вышел начальник Генерального штаба и устно поставил задачу совершить марш, захватив аэродром Слатина, чтобы обеспечить высадку основных сил миротворческого контингента Российской Федерации. Согласно полученному заданию, в ночь с 11 на 12 июня 1999 года сводный батальон российских десантников, который входил в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, первым вошел на территорию сербского автономного края Косово и Метохия и занял стратегически важный объект - аэродром Слатина. При этом российские десантники на несколько часов опередили танковые колонны войск НАТО. И то, что заняли этот аэродром, позволило руководству страны решить многие вопросы, в том числе по пропуску наших войск по воздуху», - рассказал Игнатов. По его словам, после пересечения границы пришел письменный приказ дойти до границы и войти в Косово во взаимодействии с силами НАТО.
Но в скором времени оказались десантники в Приштине. Местные жители высыпали на улицу и очень были рады россиянам. Сразу после Приштины колона остановилась в поле. Там они ожидали уточнений по дальнейшим действиям. После небольшой остановки колона продолжила свой путь и в кратчайшие сроки все помещений аэропорта были под контролем десантников.
На пути в аэропорт они встречали отсыпающих сербов, которые небольшими группами понуро брели восвояси. Марш бросок десантников на Приштину был завершен успешно. Солдаты заняли круговую оборону, взяв под контроль весь аэропорт. Были организованны блок посты к приходу первых натовских колонн. ВДВ в Приштине были готовы ко всему, не зная, что их ждет в дальнейшем. Подход колонны английских войск Примерно в 11-00 первый самолет разведки пролетел над аэропортом и практически сразу же колонны Натовских войск подошли к аэропорту с двух сторон. Это были английские войска: с одно стороны шли Джипы, а с другой танки. Перед российскими блок постами колоны остановились. Несколько Натовских вертолетов пытались приземлиться на территории аэропорта, но БТР не давали им это сделать.
Генерал Майкл Джексон приказал своим войскам занять аэропорт и колонны двинулись на блок посты, но десантники были настроены решительно и показали это выставив оружие и прицелившись в английских солдат.
Но югославская армия не несла тех потерь, на которые рассчитывали в Вашингтоне и Брюсселе. Воинские подразделения сербов успешно маневрировали, использовали маскировку и тепловые ловушки для натовских ракет. Армия сохранила костяк и боеспособность… Но методичная информационно-психологическая обработка сербов принесла свои плоды —официальный Белград принял условия ультиматума международного сообщества. Территорию Косово наравне с формированиями албанцев занимали американцы, англичане и их союзники. Требования Москвы включить Россию в формат операции в Косово с целью прекращения геноцида сербского населения игнорировались. В этих условиях в Генштабе ВС РФ и штабе ВДВ было принято авантюрное на первый взгляд и рискованное решение — передовым отрядом в составе отдельного парашютно-десантного батальона совершить семисоткилометровый марш-бросок в самое сердце Косово, опередив начавшие продвижение по сербской территории натовские подразделения, захватить военный аэродром Слатина и обеспечить высадку главных сил российского миротворческого контингента. Показательно, что об этом плане не знал даже президент Ельцин, которому доложат об операции уже после ее завершения. Батальон российских десантников броском занял позиции на аэродроме Слатина в Косово.
Как военные готовились и провели этот марш? С этих вопросов началась беседа с непосредственным участником описываемых событий, командиром российского десантного батальона, выдвинувшегося в Косово, полковником Сергеем Павловым. Мы по-прежнему патрулировали свою зону ответственности, выполняли миротворческие задачи в рамках предоставленного мандата. Не было даже намека, что можем куда-то двинуться. Но если честно — я предчувствовал. Предчувствие меня часто выручает, не подвело и тогда. Я вдруг ощутил, что грядут события, в которых мы будем активными участниками, хотя лично мне до замены оставалось два месяца. Обычно в этот период любой командир не особо усердствует в службе. А у меня как раз наоборот.
Народ говорил: «Что это на комбата нашло, ведь ему уже пора расслабиться и готовиться к ротации? К этому вопросу я подошел очень серьезно и жестко спрашивал с подчиненных, делая акцент на качество перевода. В конечном итоге именно это стало гарантом успеха. На подготовку к маршу в 700 км нам выделили всего 8 часов! Более жестких временных рамок на моей памяти ни у кого не было, даже в ВДВ. Способен ли кто-нибудь повторить то, что удалось нам тогда? Большой вопрос. Я не уверен. Той ночью нам пришлось снимать три поста.
Люди находились далеко в горах, связь хромала. Пока передали, пока продублировали, пока нас правильно поняли и мы собрали всех, ушло время. Людям передалось ощущение того, что готовится что-то серьезное. Напряжение было всеобщим, но чтобы боялись, я не видел. Пришло время «Ч» и наша колонна пришла в движение… Когда был отдан боевой приказ, мы поняли, что уже через час о нас узнает весь мир. Представляете наши ощущения? Как отнесется к этому страна, которая стоит на коленях? Не дай Бог, будет неуспех… Мы не боялись за себя, за свою шкуру. Было ощущение огромной ответственности, потому что оправдания потом не будет.
Как смотреть людям в глаза — почему не сделал, не выполнил? И всегда боишься за людей. Не дай Бог… Марш прошел без потерь. Люди потом поняли, что моя строгость дала свои плоды — в ходе марша не вышла из строя ни одна единица техники Задача была выполнена. А ведь мне ставили в вину излишнюю жесткость и требовательность, говорили, что можно было бы и помягче. Правда оказалась на моей стороне. Сейчас я сплю спокойно, зная, что ни одна мать, ни одна жена не проклинает меня… Мы всех довели без потерь, задачу выполнили без боестолкновений. Тогда я перекрестился и сказал: «Слава Богу, все живы». Как разворачивались события?
Так что мы никогда не говорим, что все сделали я и генерал Рыбкин. Решение приняли наверху, а мы лишь качественно исполнили. Мы практически «пролетали» сербские городки. Полицейские патрули и пограничники обеспечили «зеленый коридор». Нас вели, разведка сработала на пять баллов. Я предполагал, что что-то будет. Час-два-три прошло, и кто-то мог очухаться, натовцы могли высадить десант посадочным способом. Что им стоит? Ведь нам противостояла огромная махина НАТО.
Конечно, мы готовились к неожиданностям, вплоть до боестолкновений. У нас был полный боекомплект. Но расчет был на внезапность — двинулись в воскресенье прямо по автобану, хотя знаю, что рассматривался вариант движения по горам. Мы «летели» по дороге. Потом я узнал, что американским командованием было принято решение высадить рейнджеров, организовать засаду и задержать нас любым способом. Якобы, у них на борту самолета ВТА с группой захвата оторвался какой-то баллон, , поранил кого-то, и эта затея сорвалась. Может, у них хватило ума не доводить дело до боестолкновений. Но нам-то было не очень весело. А ведь это большая проблема.
Всех интересует только одно — кто отдал приказ на марш? А какое мое дело, кто отдал? Мне отдал приказ мой непосредственный начальник, и я не в праве задавать вопросы, кто в верхних эшелонах принимал решение. Это не мое дело, ведь мы получили приказ, и пошли его выполнять. Я знаю, что наградили не всех. Была учреждена медаль «Участнику марш-броска Босния-Косово».
Путин рассказал о решении по броску для взятия аэропорта Приштины Википедия Читать 360 в В июне 1999 года, во время операции НАТО в Югославии, аэропорт Слатина в столице Косова Приштине занял сводный батальон российских воздушно-десантных войск. Это была единственная воздушная гавань, которая могла принимать военные самолеты. С конца мая его удерживала группа из 18 бойцов спецназа. Президент России Владимир Путин рассказал, как принималось это решение для взятия аэропорта. Реклама «Я был тогда секретарем Совета безопасности.
Зачем на самом деле русские десантники в 1999 году захватили аэропорт в Косово
Путин рассказал, как принималось решение о взятии аэропорта Слатина в Косово - Российская газета | 24 марта 1999 года на территории Югославии разорвались первые бомбы и ракеты, сброшенные с самолётов НАТО. |
Ретро-хроника. 11 - 14 июня 1999 г (Елена Старцева) / Проза.ру | Аэропорт Слатина как важный стратегический пункт в любой операции был предназначен для войск НАТО, но контролировался англичанами. |
Тот летний рейд. Бросок на Приштину, 1999 | Глава Ингушетии, участник операции в аэропорту Слатина — о событиях в Югославии в 1999 году и об их последствиях. |
Решение об авиаударах
- Приштинский рубеж генерала Заварзина - МК
- ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ INFOX.RU
- Марш-бросок на Приштину — Википедия Переиздание // WIKI 2
- Косовский тупик
- Линия Примакова
- Зачем на самом деле русские десантники в 1999 году захватили аэропорт в Косово
Бросок на Приштину: как 200 российских десантников оказались один на один со всем НАТО
"Бывший командующий Воздушно-десантных войск России Георгий Шпак заявил, что операция по захвату аэродрома в косовской Приштине в 1999 году готовилась тщательно и не предполагала плана Б. Об этом генерал рассказал в интервью каналу RT. Прощались с Косово российские десантники прямо на поле Приштинского аэродрома Слатина. 12 июня 1999 года российские миротворцы силами батальона совершили марш-бросок по территории Боснии и Югославии и овладели аэродромом «Слатина» в Приштине. бомбардировки) НАТО в Югославии. 10 июня 1999 года завершилась военная операция НАТО, в ходе которой по Союзной Республике Югославии наносились массированные ракетно-бомбовые удары.
Инцидент в аэропорту Приштины
Терминал аэропорта Приштины в 2013 12 июня 1999 оложениеПриштина Международный аэропорт, Косово, Югославия РезультатЗахват и установление российскими войсками контроля над единственным аэропор. "Бывший командующий Воздушно-десантных войск России Георгий Шпак заявил, что операция по захвату аэродрома в косовской Приштине в 1999 году готовилась тщательно и не предполагала плана Б. Об этом генерал рассказал в интервью каналу RT. Глава Ингушетии, участник операции в аэропорту Слатина — о событиях в Югославии в 1999 году и об их последствиях.