Орден Святого Благоверного Князя Александра Невского, учрежденный в 1725 году, вручался за особые заслуги перед Отечеством и преданность Государю. 12 сентября 2023 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского (перенесение мощей), митрополит Лев совершил Божественную литургию в Софийском кафедральном соборе. Александр Невский — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси. Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского г. Барнаула Алтайская митрополия Русская Православная Церковь Московский Патриархат Россия православие молодежь Слово батюшки миссионер религия.
Раскольническая ПЦУ отреклась от Невского, его поменяли на другого Александра
Группа святого благоверного князя Александра Невского является подразделением Храмового комплекса в честь Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском художественном музее. Память об Александре Невском сама превратилась в поле битвы. Орден святого Александра Невского был учрежден Екатериной I в 1725 году и стал одной из высших государственных наград.
Об Александре Невском
- Святой Александр Невский
- Почему раку Александра Невского решили передать из Эрмитажа в монастырь?
- За землю русскую, за веру. Почему Александр Невский причислен к лику святых
- Новости храма святого Александра Невского
12 сентября – день памяти святого благоверного князя Александра Невского
За землю русскую, за веру. Почему Александр Невский причислен к лику святых | 12 сентября 2023 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского (перенесение мощей), митрополит Лев совершил Божественную литургию в Софийском кафедральном соборе. |
Александр Невский: правда и мифы | С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал русским небесным покровителем северной столицы России. |
Главная страница - Заступник земли русской: Александр Невский | 27 ноября 2022 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, день праведной кончины святого благоверного князя Александра Невского, в храме во имя Феодоровской иконы Божией Ма. |
История Колывани и храмы района
- 6 декабря — день памяти святого благоверного князя Александра Невского - Екатеринбургская епархия
- ПЦУ исключила Александра Невского из списка поминаемых святых // Новости НТВ
- Комментарии
- День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского
Православный взгляд. Россия и святой Александр Невский. День Святой Троицы
Почему раку Александра Невского решили передать из Эрмитажа в монастырь? | Торжества в День перенесения мощей Александра Невского возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. |
Почему раку Александра Невского решили передать из Эрмитажа в монастырь? | В 1242 году войско Александра Невского выбило захватчиков из псковских и новгородских земель. |
Невского причислили к лику святых за защиту православной веры — иерей Максим Васильев
Почему Александр Невский причислен к лику святых | ФОТО из архива редакции. В сегодняшнем видео на библейском портале Экзегет вместе со священником Валерием Духаниным вспоминаем святого благоверного князя Александра Невского. Князь Александр Невский были причислен Русской православной церковью к лику святых в 1547 году.
ГОСПОДУ ИЛИ ГОСДЕПУ? ЗАЧЕМ РАСКОЛЬНИКИ ВЫЧЕРКНУЛИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ИЗ СВЯТЫХ? ТЕСТ НА ПРАВДУ
Память выдающегося русского полководца и искусного дипломата – святого благоверного князя Александра Невского празднует Православная Церковь во вторник 6 декабря 2022 года. Князь Александр Невский был причислен к лику святых не за ратные подвиги, а за защиту православия на Руси. Честные останки Александра Невского несли на руках, чтобы все желающие могли бы поклониться великому защитнику Святой Руси, почтить его память, излить перед ним в молитве свои нужды. Почитание святого благоверного князя Александра Невского началось сразу по его кончине. Сегодня в кафедральном соборе Александра Невского прошло праздничное богослужение.
Икона святого благоверного князя Александра Невского
Рыцари пользовались тем, что на Русь с Востока наступали несметные монгольские орды. Уже тогда молодой князь выбрал путь примирения, насколько возможно, с Золотой Ордой и борьбы с воинственным западным противником: так было завещано ему отцом. В 1240 году шведский король послал на Новгород большое войско под командованием своего зятя ярла то есть — князя Биргера. Помолившись Богу в Новгородском Софийском соборе, не достигший еще и двадцатилетнего возраста Александр отправился на битву с небольшим войском, которое напутствовал словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные на конях, а мы имя Господа нашего призовем! Стоявший ночью в дозоре воин Пелгусий, во Святом Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля на реке ладью, а на ней — святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Святой Борис сказал: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру».
Князь, ободренный рассказом воина, безбоязненно вступил в бой и с малой дружиной одолел шведов.
Востребованный Романовыми Пришедшие к власти цари из династии Романовых продолжили чествование Александра Ярославича, хотя, в отличие от Рюриковичей, не были его прямыми потомками. Романовым, взошедшим на престол в результате победы над поляками, тоже нужен был символ борьбы с Западом. При них около 1630 года в Московском Кремле был воздвигнут первый на Руси храм во имя святого Александра Невского. Новую смысловую нагрузку образ Александра Ярославича получает при Петре I , который объявляет его «небесным покровителем» Петербурга царствующей династии и Российской империи. Пётр Алексеевич был первым из русских царей, сделавшим Александра и своим официальным небесным покровителем. Первый российский император считал, что родился с Александром в один день — 30 мая. И даже сына, родившегося в 1691 году, Пётр назвал в честь покровителя правда, Александр Петрович умер в младенчестве.
В 1710 году у впадения в Неву речки Чёрной Пётр лично выбрал место для строительства монастыря в честь Александра Невского. К летописной Невской битве это место отношения не имеет, так как устье реки Ижоры, где она состоялась, находится от него в сорока километрах. Но Петру нужен был монастырь в самой столице, а не в её дальнем пригороде. В 1723 году Святейший синод постановил перенести мощи Александра из Владимира в Александро-Невский монастырь в действительности останки, которые монахи Рождественского монастыря выдавали за мощи князя, погибли при пожаре ещё в 1491 году. Маршрут был устроен так, чтобы ковчег с ракой следовал через крупные населённые пункты. Весь этот путь кортеж под охраной почётного воинского эскорта двигался в окружении духовенства, скопления народа, нищих и юродствующих. Перенесение мощей Александра Невского Петром I. Далее по Волхову на Ладожское озеро и Неву.
Через месяц ковчег прибыл в окрестности столицы. На этом церемонию прервали на целый год: Пётр решил устроить торжественную встречу мощей в очередную годовщину заключения Ништадтского мира. Пётр занял место рулевого. Петру принадлежит и идея учреждения ордена в честь Александра Невского. Но наградить этим орденом он никого не успел по причине скоропостижной смерти. Марта Скавронская, оказавшаяся волею судеб на русском престоле после смерти мужа под именем Екатерины I, стремясь завоевать расположение подданных, выступила как продолжательница его дел. Поэтому своё восшествие на престол Екатерина I отметила вручением нового ордена Российской империи. Императрица Елизавета Петровна, подчёркивая, что продолжает дело отца, не жалела средств на Александро-Невский монастырь.
Томска митрофорный протоиерей Богдан Бида в сослужении игумена Богородице-Алексиевского монастыря иеромонаха Кирилла Умрилова , благочинного 2-го благочиния Томского района, настоятеля Владимирского храма г. Томска протоиерея Александра Классена, настоятеля Свято-Троицкого храма г. Томска протоиерея Святослава Зулина, настоятеля храма святой мученицы Татианы Гримблит с. Просторный протоиерея Андрея Носкова, настоятеля Свято-Феодосиевского храма г.
Томска иерея Евгения Маслича, настоятеля Крестовоздвиженского храма пос. Диаконский чин был представлен протодиаконом Романом Штаудингером и диаконом Георгием Таразановым.
Православные петербуржцы празднуют День перенесения мощей Александра Невского Он считается небесным покровителем Петербурга. Фото: 78. В честь важного для православных христиан события к горожанам обратился Александр Беглов.
По словам губернатора, Александр Невский всегда будет считаться заступником русской земли. При жизни он победил шведов на берегах Невы и тевтонских рыцарей на Чудском озере, а после смерти он стал небесным покровителем этих земель.
Александр Невский: полководец, князь, дипломат, святой
Частица святого прибыла в преддверии важного праздника Русской православной церкви – Дня благоверного князя Александра Невского. Александр Невский — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. 26.03.2015. — В селе Цемдолина на храме святого князя Александра Невского установили новые купола. Подробнее о святом Александре Невском читайте в книгах: Святой Александр Невский – защитник земли Русской / автор предисловия А. Салтыков.
“Александр Невский – святой витязь Земли Русской”
Память выдающегося русского полководца и искусного дипломата – святого благоверного князя Александра Невского празднует Православная Церковь во вторник 6 декабря 2022 года. Биография Александра Невского: личная жизнь князя, храмы и фильмы, орден, житие, история, «Ледовое побоище», памятник, битвы, икона святого, правление и Чудское озеро. Еще один образ — икону «Святой благоверный князь Александр Невский» с клеймами и с молитвой святому — написал иконописец Алексей Анатольевич Новиков специально для Музея Мирового океана.
Поиск по сайту
- Как стать святым и «именем России»
- Новости - Сайт, посвященный святому благоверному великому князю Александру Невскому
- Храмы и нетленные святыни Александра Невского
- Святой благоверный князь Александр Невский | Покровский Хотьков монастырь
Вышла в свет новая книга Александра Воловика «Александр Невский. Святой защитник земли Русской»
Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра Невского. Великий князь Иоанн Иоаннович 1353-1359 в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию 1363-1389 , будущему победителю Куликовской битвы, «икону Святый Александр».
Гумилев был сыном двух поэтов, прекрасным литератором, и он так красиво изложил этот сюжет, что ему поверили, и это стало тиражироваться. А почему новгородцы были против нее?
Батый же до него не дошел. Некоторую роль сыграло, конечно, и суеверие, боязнь переписи как таковой. Они не думали о том, что если продемонстрируют неподчинение, то хан таки дойдет, но тогда всем будет очень плохо. Невский, бывавший в Орде, прекрасно это понимал. Вариантов было два. Либо эти набеги и разорение допускать, либо не допускать, душа их в зародыше.
А как их возможно было не допускать? Только одним способом — устанавливать мирные отношения, ездить в Орду, возить подарки и т. Ему вряд ли это доставляло удовольствие. С коварством и жестокостью ордынцев он был знаком не понаслышке. Пишут, что у него нет ни одного проигранного сражения. Дело в том, что налаживая мирные отношения с Ордой, Александр, по большому счету, закладывал основы нашей будущей многонациональной государственности.
Поясню мысль. Русь тогда подчинялась Орде. В XVI в. Но первоначально подобное объединение сложилось раньше, в результате подчинения Руси. В итоге это противостояние победитель — побежденный вообще должно было уйти. Оно и ушло, теперь мы все единый народе единой страны.
Но для того, чтобы мы стали единой нацией, нужно было проделать огромную работу, и я думаю, что Александр был первым, кто эту работу начал. Он, конечно, не думал об этом, само собой, он просто решал те вопросы, которые перед ним стояли. Но решения находил правильные, поэтому они и имели такое долговременное значение. Невская и Чудская битвы - Прагматик, глядевший вдаль? Находил способы, чтобы сберечь народ и избавить его от набегов. Кстати, с Западом у него тоже не все сводилось к войнам, у него были и мирные отношения.
С Норвегией в переговоры вступал, и с Орденом торговали. Но когда приходят и говорят: ребята, мы у вас сейчас пол-Невы оттяпаем, тут уж куда деваться? При этом решения, которые им были найдены в сражениях, характеризуют его как блестящего полководца. Во время Великой Отечественной войны появилась целая серия плакатов, указывающих на преемственность советских воинов с дореволюционными воинами-героями — Что именно? Если кто-то был в Усть-Ижоре и смотрел на Неву, то несложно убедиться, что она просматривается на километры. То есть внезапно подойти по Неве было невозможно.
У Александра не было возможности собрать большое войско, потому что он, во-первых, утратил бы фактор внезапности, во-вторых, от Северо-Восточной Руси было сложно ждать помощи в связи с тем, что эти земли после удара Батыя 1237-1238 не оправились, ну и в-третьих, время поджимало - шведы в устье Ижоры могли укрепиться. А одно дело воевать в чистом поле, другое — штурмовать крепость. И Александр нашел возможность нанести внезапный удар. Для этого был использован характер местности. В данном случае это наличие глинта, то есть уступа, берега исчезнувшего моря. Он выступает по всему протяжению реки Невы, по ее левому берегу.
Оставив в тылу Ивановские пороги они могли задержать шведов, если б они пошли от Ижоры вверх по течению Невы , Александр поднялся по Тосне до глинта. Далее по нему, обойдя болотистую местность, вышел к Ижоре, а затем вниз по этой реке скрытно подошел к шведскому лагерю, тем самым обеспечив внезапность. Внезапность удара и решила исход битвы, но полного разгрома не было, в отличие от Ледовой битвы войско врагов не было уничтожено, понесшие потери шведы, увозя раненых, удалились восвояси. Но задача новгородского князя была проста — выгнать неприятеля, и он решил эту задачу. Конечно, речь не идет о том, что в битве участвовало 10-20 тысяч человек. Реальная цифра - около 2 тысяч с обеих сторон, и, скорее всего, шведов было больше.
Основания предполагать численность дают аналогичные данные по битве 1164 года, когда шведы подходили под Ладогу, а также события, связанные со строительством Ландскроны в устье Охты 1299-1300. Но для значения Невской битвы важна не численность противника, а что было бы, если б он закрепился в среднем течении Невы. Крепость даже небольшая в устье Ижоры означала бы, что Нева и Балтика для нас потеряны. Если не по байкам. Об этом сражении есть данные западного источника — «Старшей ливонской рифмованной хроники», и из нее однозначно следует несколько фактов. Первый — битва была начата атакой лучников, и они, видимо, нанесли серьезный урон немцам.
Второе — в ходе битвы рыцари так или иначе попали в окружение. Как это случилось — это уже повод для многочисленных фантазий и построений. Однако важно, что бой на окружение в любом случае требует полководческого таланта от того, кто руководит этим самым боем. Получается, окружение немцев — заслуга Александра. Хотя опять же часть врагов бегством спасалась: в источнике сказано, что они 7 верст до соболического берега улепетывали, кто-то из них утонул, побежав в ту сторону, где лед был нетверд. Но, конечно, такого потопления, как в фильме у С.
Эйзенштейна, не было. В любом случае конкретных данных в деталях о том, как происходило Ледовое побоище, нет. Схемы, которые сейчас строятся, предположительны. Говоря о количестве, надо также учитывать, что с каждым рыцарем было 5-10 человек военных слуг, и еще в Новгородских источниках кроме рыцарей упомянута чудь — «чуди без числа погибло». То есть с ними было еще много представителей покоренных племен.
А условием подготовки к выступлению вполне мог бы оказаться союз с Римской католической церковью. Основания для выбора в пользу Святого престола имелись. Падение Константинополя в 1204 году снизило престиж православного христианства в средневековом мире. В том же году болгарский правитель Калоян заключил унию с Римской церковью.
На краткое время его правления Болгария оборачивается к католицизму. Подчинение папе римскому обсуждают и греки. В 1274 году император Византии Михаил VIII Палеолог еще заключит с понтификом унию в Лионе, подписание которой будет сопровождаться символическим жестом: патриарх Константинопольский Георгий Акрополит принесет присягу папе. На этом фоне обращение Руси к католицизму не выглядело бы невероятным. Более того, из переписки следует, что и сам Александр Невский... И все же, взойдя в 1252 году на престол великих князей владимирских, Александр от переговоров с Иннокентием IV отказался. Последний ответ папе звучал так : "... Что повлияло на решение Александра — неизвестно. Но иногда называют поездку за правом на великое княжение в Каракорум — легендарную столицу Монгольской империи, что совпало по времени с началом 1250-х.
Увидев главный город страны, подчинившей Русь, Александр, возможно, был подавлен и посчитал сопротивление бесчисленным ордам невозможным. После этого все переговоры с Римской церковью были свернуты как с практической точки зрения бесполезные. Путешествие во Внутреннюю Монголию Впечатление, которое, вероятно, произвела ханская столица на князя, перекликается с другой легендой об Александре Невском — евразийской.
Был создан экспертно-редакционный совет конкурса на соискание Высшей российской общественной награды Ордена Святого Благоверного князя Александра Невского. Организатором всей этой работы стал Александр Михайлович. В Совет вошли знаменитые и очень уважаемые люди.
Состав Совета указан на сайте www. Александра Невского «За труды и Отечество» в наши дни как Высшей Российской общественной награды, коей отмечаются лучшие представители нашего общества, делами своими подтверждающие верность славным традициям наших великих предков. Значимое доброе дело, — продолжил Патриарх, — и написанная профессором Воловиком книга о святом защитнике России благоверном князе Александре Невском, вечно живом в памяти народной, во всех повседневных делах наших во благо Отечества». Благо Отечества… С этим связаны создание Воловиком Российского союза неправительственных организаций «Отечество» и Благотворительного фонда знака ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество», которыми он руководит уже почти два десятка лет, издание исторического и общественно-политического альманаха «Россия. Москва Первопрестольная», а также редактируемого им журнала «Честь Отечества», наконец, руководство организацией и проведением Международного конкурса «Молодые таланты Отечества». В 2014 году за литературную деятельность А.
Воловику была присуждена государственная премия РФ в области культуры. Естественно, часть из накопленного материала вошла во второе издание книги. Сейчас, после расширенного вступления ее открывает новый раздел «Строители государства Российского. Легенды и были о Рюрике и рюриковичах». В обстоятельном рассказе о средневековой Руси Новгородской и Киевской прослеживается родословная Александра Невского до деда Рюрика по его матери Умилы — новгородского князя Гостомысла и его отца князя Буривоя. Конечно, рассказывается и о князе Олеге, вещем наставнике Игоря, ставшего великим князем Киевским, о его супруге святой Ольге, их сыне, князе-воине Святославе и внуке Владимире, ставшем Крестителем Руси.
Владимиру-Крестителю, как и его потомкам Ярославу Мудрому и Владимиру Мономаху посвящены отдельные главы. Так прослеживаются этапы рождения, становления и развития из княжества Московского великого государства Российского… Серьёзно дополнены по сравнению с первым изданием главы и о победе на Неве, которая и принесла Александру Ярославичу почётное звание Невский, и о Ледовом побоище, которое учинил он на Чудском озере, надолго отвадив западных завоевателей — охотников пробовать русскую силу на пограничных рубежах. Однако к каждому юбилею Александра Невского, буквально каждые пять лет к очередной даже не «круглой» юбилейной дате непременно появляются жаждущие очернить святого князя — он, де, и родственник восточных ханов, во всяком случае, их ставленник и подручник. И победы-то его особого значения не имеют, так себе, региональные стычки.
Современные чудеса святого Александра Невского
Очень многое связывает образ князя с Петром Первым и Санкт-Петербургом, духовным покровителем которого, как мы уже писали выше, является св. Александр Невский. Есть три знаменательные даты, завязанные на 12 сентября дне поминовения : 1712 год — день заключения вечного мира со Швецией; 1832— установка Александровской колонны на пьедестал, а в 1834 — ее открытие. Образ князя отражен не только в иконографии, но и в изобразительном искусстве. Огромную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения играет самый знаменитый фильм 1938 г. С фразой «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет» мальчишки играют «войнушки» до сих пор.
Орден святого Александра Невского был учрежден Екатериной II и до сих пор покрытый рубиновой эмалью позолоченный четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами вручается за особые заслуги перед отечеством в дипломатической и миротворческой деятельности. Так же именем святого названы проспекты и улицы по всей стране, фирменный поезд класса "люкс", курсирующий между обеими российскими столицами, кадетский корпус, круизный теплоход. Житие Святой благоверный Александр родился в Переяславль-Залесском в мае 1220 года точная дата не известна , а умер 14 ноября 1243 в Городце. Князь умер в возрасте 42 лет, но за свою недолгую жизнь управлял Киевом, Нижним Новгородом Владимиром, не проиграл ни одной битвы, наладил дипломатические отношения с Золотой ордой. Перед смертью принял постриг, умер под именем Алексия.
Икона, образ и слово Божье, - вот чем, помимо меча сражался князь. И, надо признать, в дипломатии он преуспел не меньше, чем в военной науке. Александр был вторым сыном переяславского правителя Ярослава Всеволодовича, позже правившего Киевом и Владимиром. В возрасте 4 лет мальчик принял так называемый «княжеский постриг», посвящение в воины, а в 7 лет вместе с братом был отправлен в Новгород. Этот город сыграл в становлении будущего полководца особенную роль.
В 1232 римский папа Григорий IX объявил крестовый поход против язычников. Первым на пути крестоносцев стоял Новгород. Новгородцы встали на защиту земли русской и в 1234 году разбили врага на Омовже. С 1236 Александр управляет Новгородом самостоятельно. Он укрепляет город, обустраивает личную жизнь: женится на дочери Брячислава Полоцкого, а в 1240 в семье появляется первый сын Василий.
Достоверно известно, что будущий правитель Руси много времени уделял молитвам. Икона Спасителя или богородицы была с ним везде, куда бы он ни поехал. Невская битва Одна из самых громких побед Александра, за которую он получил свое прозвище, состоялась на Неве в июле 1240. Шведский флот планировал овладеть Ладогой и вошел в устье Невы.
Однако, по его мысли, вопрос полного изгнания из украинского календаря святых неправильной национальности — это — цитата — «всего лишь вопрос смены поколений». Ранее раскольники ПЦУ убрали из календаря блаженную Ксению Петербургскую, царственных страстотерпцев и других святых, подвизавшихся на территории исторической Руси.
Как видите, раскольники ПЦУ ведут войну уже не только на земле, но и на небе. Но воюют они там не «против духов злобы поднебесной», как завещал апостол Павел, а… против святых. Вот, честное слово, большего абсурда невозможно себе даже представить. Вы только вдумайтесь: люди, называющие себя «святой церковью», объявляют своими врагами… святых Церкви. О таком даже враг рода человеческого не мечтал, наверное. Ну прямо как в том анекдоте — помните?
А в это время не менее удивленный бес из-под лавки обиженно басит: «вот честное слово, отец-игумен, даже я до такого бы не додумался» … Мне кажется данному решению раскольников из ПЦУ даже бесы в аду аплодируют, причем стоя. Ибо с такими, с позволения сказать, христианами никакие бесы не нужны. Они сами всё за них сделают. Сами подумайте, может ли Церковь, которая служит Господу, — в угоду политической конъектуре, в угоду интересам глобальных финансовых корпораций, которые развязывают конфликты по всему миру ради рынков сбыта и дешевых ресурсов, — так вот, может ли подлинная Церковь Христова взять и в угоду этим абсолютно земным интересам и мирским амбициям отказаться от своих святых, в честь которых освящены десятки и десятки храмов, и которых прославляли многие и многие столетия? Вы только посмотрите на эту карту храмов в честь Александра Невского на Украине. Многим из них по несколько веков.
Ответ очевиден. Подлинная Церковь Христова никогда на это не пойдет, никогда не отречется от своего многовекового духовного наследия ради сиюминутного политизированного конфликта.
Фото Александра Чурбанова 8 ноября в Нижний Новгород прибыл ковчег с частицей мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. У входа в нижегородский Александро-Невский кафедральный собор святыню встретили представители духовенства во главе с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием, члены нижегородского Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев и православные жители Нижнего Новгорода.
Помощь в обеспечении порядка во время мероприятия оказывали православные волонтеры. Ковчег сопровождал наместник Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий Куксов. Перед встречей митрополит Георгий обратился к собравшимся со святительским словом. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, заботой и попечением оргкомитета по перенесению ковчега со святыми мощами великого князя Александра Невского, в год 800-летия со дня его рождения мы встречаем сегодня святыню в нашем богоспасаемом граде.
Народная память особо отмечает святого князя, который сказал: «Бог не в силе, а в правде». Русский народ всегда в своем сердце искал правду о Боге. Через это усердие святой благоверный Александр Невский, который жил в очень непростое время иноземного пленения и междоусобной брани, как правитель и воин сумел призвать благословение Божие на свои труды. И сегодняшнему Отечеству и народу очень важно сохранить этот духовный стержень, в своей жизни дать место промыслу Божию, призывать благословение Господне на свои благие труды во славу Божию, нашего Отечества, Матери Церкви», — сказал управляющий Нижегородской епархией.
Ковчег установили в центре Александро-Невского кафедрального собора, после чего митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию. Ему сослужили викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия и епископ Дальнеконстантиновский Филарет, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь кафедрального собора протоиерей Сергий Матвеев, наместник Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий Куксов , первый проректор Нижегородской духовной семинарии иерей Виктор Плаксин, благочинные округов и другие клирики Нижегородской епархии. На богослужении вместе с прихожанами молились студенты Нижегородской духовной семинарии и Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая Кутепова , а также ученики Александро-Невской православной гимназии. По завершении Божественной литургии глава Нижегородской митрополии обратился к собравшимся со святительским словом.
Архипастырь поблагодарил организаторов за предоставленную нижегородцам возможность поклониться мощам святого благоверного великого князя Александра Невского. Управляющий Нижегородской епархией напомнил, что святой благоверный князь Александр Невский был не только правителем Русской земли, воином, дипломатом, но и монахом: «Из жития мы знаем, что он не проводил время в уединении, посте и особой молитве, а занимался государственным устроением в то время, когда Русская земля была в иноземном ордынском пленении, во время междоусобной брани. Он не ушел в пустыню, не уединился, а участвовал в военных походах, будучи в Орде, претерпевал унижения ради Господа, своей земли и народа.
Художники Виктор Васнецов, Николай Рерих и Павел Корин создали картины, изобразив князя то в боевом шлеме, то в нимбе святого. Композитор Сергей Прокофьев посвятил ему проникновенную кантату, Константин Симонов — поэму, а режиссер Сергей Эйзенштейн — патриотический фильм. Александр Невский прожил 41 год. В первую половину своей короткой жизни он защищал русскую землю на поле брани. Во вторую половину — спасал Русь мудрым смирением, величием своей благородной души. Он совершил два равновеликих подвига, за что и был причислен церковью к лику Святых. Имя Александра Невского навсегда осталось в памяти людей.
В день памяти Александра Невского
Он умер в Нижегородском крае. По мнению историков, сам ордынский хан хотел избавиться от талантливого военачальника, способного объединить русские земли. А вот согласно другой гипотезе Александра Великого в Орде отравил посол Ватикана! Римский престол по-прежнему хотел подчинить часть русских земель, а еще отомстить за поражение на Чудском озере. Известно, что до этого папа Иннокентий IV дважды предлагал князю принять католичество и заключить союз против татар. Невский от сотрудничества отказался. Представители Ватикана в окружении хана действительно могли подсыпать яд замедленного действия своенравному правителю. Но большинство специалистов склоняются к другой версии: Невского никто не убивал. Возможно, причиной смерти стали слабое здоровье князя и низкий уровень медицины того времени. Почитаемый святой Дело в том, что продолжительность жизни в то время была невелика, человек мог заразиться и умереть от чего угодно.
Историкам неизвестно, чем болел князь, но возвращался он уже в болезненном состоянии. Перед смертью Александр Великий принял монашеский постриг с именем Алексий. Его похоронили в одном из владимирских монастырей. Почти сразу после погребения появились легенды о чудесах, которые происходили рядом с мощами князя.
Именно на эти даты обращается внимание также в случае блгв.
Дата празднования определена была 13 мая, исходя из новейших исторических данных. Вместе с тем, различные конференции, выставки, посвященные памяти святого, проходят по России в течение всего года. Почему князь был причислен к лику святых Александр, сын великого князя Владимирского Ярослава, стал великим князем с 1249 г.. Это было сложнейшее, критическое для Руси время. Земли ее были захвачены, разорены монголами, в руинах лежали города, тяжелая дань завоевателям разоряла людей, новые хозяева Руси — монголы — по своему желанию меняли правителей, устраняли неугодных.
В число их попал отец Александра, убитый по приказу хана. А ведь была еще опасность с запада: к землям бедствующей Руси Литва, Швеция, даже — сам Папа Римский. Казалось, над страной уже произнесен Божий суд, дни ее сочтены. Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи Материал: Дерево, левкас, темпера, золото, чеканка Размеры иконы: высота 174 см, ширина 73 см Ростовое изображение святого благоверного князя Александра Невского. State Museum of Palekh Art.
Князь Александр для многих тогда был едва ли не символом надежды. Две победы, которым суждено было обессмертить его имя, одержаны им в юности, когда еще правил Новгородом как старший сын великого князя: в 1240 г. Ожидали ли от него столь же успешной борьбы с монголами?
По его словам, мнение, что после этого указа Александра Невского изображали в монашеских одеждах только в старообрядческой среде, также неверно. Это доказывает сохранившаяся икона-скульптура князя в иноческом обряде в Троицкой церкви села Ворша во Владимирской области.
Для императора это стало венцом его долгих усилий — возвращение Приневья, основание нового великолепного города, дарование ему сильного небесного покровителя. Историк отметил, что в перенесении мощей благоверного князя Александра Невского не последняя роль была отведена флоту. Хорошо известно, что финальный отрезок пути святыню перевозили на галере: первые сановники империи сидели на веслах, сам Петр Великий стоял у руля. Однако часто забывают о том, что святыню встречал, как вспоминает один из иностранных современников события, «весь русский флот». Конечно, это был не весь флот, но в акватории Невы он в этот день был представлен.
Вместе с кораблями там находился и знаменитый ботик Петра Великого, с которого начался отсчет истории русского флота. Обер-иеромонах российского флота, насельник Невского монастыря, будущий епископ Рязанский Гавриил Бужинский написал новую службу святому Александру Невскому. В 1725 году она была напечатана и разослана по храмам для употребления на богослужениях. Об этом оставили воспоминания иностранцы. Екатерина I, продолжая начинания своего мужа, учредила в 1725 году орден святого благоверного князя Александра Невского.
После ее смерти возникла определенная коллизия. В службе авторства Гавриила Бужинского в череде благодарностей за победу в Северной войне, важных акцентов на свершениях Петра I, содержалась также благодарность за победу над «злоковарными мятежниками», среди которых был и отец нового императора. Вскоре после воцарения Петра II был низвергнут Меншиков, служба Александру Невскому была изъята из храмов и запрещена, а день памяти святого, 30 августа, отменен. Праздник в день перенесения мощей благоверного князя Александра Невского восстановила императрица Анна Иоанновна. Последующие правители династии Романовых продолжили почитание святого.
Особенно сильным оно стало в XIX веке, когда три российских императора были названы Александрами в честь благоверного князя. Отвечая на вопрос о месте смерти Александра Невского, историк подчеркнул, что это был именно Городец в Нижегородской области, а не Городец Мещерский современный Касимов. На это есть указания в исторических источниках, в частности, упоминание о том, что процессия с телом князя проходила через Боголюбово. Путь занял девять дней. Наличие одинаковых названий различных городов часто вызывает путаницу.
Автор первого научного описания биографии Александра Невского Герхард Фридрих Миллер ошибочно указал место кончины князя как Городец Мещерский. Говоря о недавних находках, связанных с историей мощей Александра Невского, лектор остановился на освидетельствованиях святыни, которые произошли в 1917 и в 1922 годах. Первое вскрытие раки произвело духовенство во главе с митрополитом Вениамином Казанским. Тогда все посторонние предметы из ковчега были изъяты, кости сложены в новый кипарисовый ларец. Это было сделано для возможной эвакуации мощей в связи с угрозой захвата Петрограда во время Перовой мировой войны.
Акт об этом освидетельствовании хранился в областном государственном архиве в Выборге и был введен в научный оборот в 2021 году. Второе вскрытие раки с мощам святого Александра Невского произошло в 1922 году уже советскими властями. Была поставлена задача доказать подложность мощей - это была обычная практика в то время. Экспертизу провел профессор Первого медицинского университета Георгий Шор, который установил, что кости в ларце старые и не принадлежат современному человеку. Процесс фиксировался на фото и кинопленку.
Лектор отметил, что через несколько месяцев после вскрытия раки начали раскручивать дело митрополита Вениамина Казанского. Манипуляции с попытками доказать подложность мощей планировалось использовать против владыки. Однако следов подлога выявлено не было. Следователь по особо важным делам Кузьмин собирает вторую медицинскую экспертизу во главе с другим профессором Первого медицинского Федором Чистовичем. В заключении было указано, что обломок берцовой кости в раке принадлежит другому человеку.
Через некоторое время в Эрмитаже организуется антирелигиозная выставка, где в описании мощей Александра Невского присутствует баранья кость. Таким образом, по словам Романа Соколова, сведения о святыне обрастали ложью. В итоге рака и серебряная гробница Александра Невского были переданы в Эрмитаж, сотрудники которого спасли реликвии от уничтожения советскими властями. Ларец с мощами святого Александра Невского оказался в музее истории религии и атеизма. Важным документом, также введенным в научный оборот в 2021 году, стала записка о горении мощей Александра Невского во Владимире в XVII веке.
Она находилась в ковчеге со святыней и была зафиксирована как в 1917, так и в 1922 году. После последнего вскрытия раки записку сфотографировали для экспертизы, которая установила ее подлинность. В бумаге сообщалось, что в 1681 году после церковного пожара, когда погорели все иконы, кости Александра Невского были собраны и бережно сохранены. Оригинал записки не вложили в ящик с мощами при передаче в антирелигиозный музей, он считался утраченным. Долгое время записку не искали, поскольку история мощей Александра Невского не интересовала советскую науку.
В постсоветское время ситуация изменилась, вопрос приобрел актуальность. Фотографии этой бумаги сохранились в архиве Библиотеки Российской академии наук. В 2021 году при подготовке выставки, посвященной 800-летию князя Александра Невского, в областном государственном архиве в Выборге оригинал записки был найден. Она находилась в уголовном деле о вскрытии мощей благоверного князя. Важный исторический источник был опубликован при участии Романа Соколова и директора архива Юлии Крипатовой.
Завершая лекцию, историк рассказал об интересном с его точки зрения совпадении в судьбе следователя Кузьмина. Рака с мощами Александра Невского была вскрыта 12 мая 1922 года. Ровно через два года, также 12 мая, начался процесс по «делу Ленинградских судебных работников». На нем была осуждена банда, состоявшая из представителей силовых структур, которые заводили уголовные дела на нэпманов или наоборот за деньги их прекращали. Следователь Кузьмин проходил как осужденный по этому делу и был расстрелян вместе с более чем двадцатью участниками банды.
Участвовали руководители городских комитетов по культуре - Федор Болтин, по печати и взаимодействию со СМИ - Владимир Рябовол, по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями - Богдан Заставный, а также первый заместитель руководителя архивного комитета Ирина Гарькуша, сотрудник комитета по образованию Даниил Журавлев, начальник отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов, проректор по воспитательной деятельности и молодежной политике РГПУ им.
Александр Невский наречен святым за защиту православной веры. Данные события важны не только с точки зрения защиты территорий, но и с точки зрения защиты православия», - отметил Максим Васильев. Он добавил, что этот факт никак не умаляет заслуг Александра Невского как талантливого полководца, одержавшего победу в противостоянии с крестоносцами.
Почему раку Александра Невского решили передать из Эрмитажа в монастырь?
Можно ли проводить такую параллель? Он был против духовного предательства, не хотел разрушать наследие святого князя Владимира Крестителя, который принял православие более чем за два столетия до него не только из личных побуждений, хотя и они были очень сильны, но и ради своего народа как выразитель его чаяний. Это была не идеология и не политика, это был ответ на жажду души. Летописец, повествуя о русских послах в Константинополе, говорил, что, когда они оказались на патриаршем богослужении в главном храме, Софийском соборе, сохранившемся до наших дней, у них было ощущение, будто они на небе. По возвращении они говорили: «Не знаем, где мы были, на земле или на небе.
Одно знаем — там Бог пребывает с людьми». Что их поразило? А ведь она выражение гармонии, то есть совершенства, полноты. Русская душа отозвалась именно на православие, и к моменту монголо-татарского завоевания оно было усвоено очень хорошо.
Христианскими становятся и литература, и искусство. Более того, и то и другое приобретает национальные черты. Это тоже свидетельствует о глубине усвоения новой веры. Александр Невский был типичным выразителем русского духа, русского православия, поэтому он ко всему так и относился.
Но контакты с Западом были постоянные. Об этом свидетельствуют и династические браки. Скажем, дочери Ярослава Мудрого вышли замуж за европейских государей. Об этом свидетельствует и искусство.
Расцвет древнерусского домонгольского искусства — владимиро-суздальские храмы: церковь Покрова-на-Нерли, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире. Типологически они точно такие же, как византийские, — крестово-купольные, но в них очень много и западноевропейских черт, романского стиля. Это следствие тесных контактов с Западом на всех уровнях. Я уж не говорю о Новгородской республике, которая входила в Ганзейский союз, то есть вела активную торговлю с Западной Европой.
Поэтому отторжения от Запада как конгломерата народов, цивилизации никогда не было. Мы всегда не принимали только одного — желания некоторых западных элит духовно поработить Россию. И не хотели мы этого по одной причине — видели в этом предательство: Бога, своих предков, самих себя, наконец, отказ от самоидентичности. Свободолюбив русский человек, не хочет никого предавать, в том числе себя.
До тех пор пока Запад не изменит политику, так будет всегда. Россия останется собой; либо ее вообще не будет. Выбор у него был сложный, и довольно сложна история этого выбора. Достаточно вспомнить о его воспитании, о бедах, которые ему пришлось претерпеть в юности, когда под вопросом была даже его жизнь, о том, что ему воцерковляться было негде и не у кого.
Конечно же, определенную роль играют личные особенности человека, его духовное самоопределение. Он ведь православию не изменил, более того, чтил святыни, был искренне и глубоко верующим человеком. Но Петр I уже относился к другой, что ли, генерации русских государственных деятелей. Он уже был не угодник Божий, не святой, как Александр Невский, а политик, и поэтому, оставаясь верующим православным человеком, он в первую очередь все-таки думал о земных способах достижения своих целей.
И поэтому соборная монархия, каковой она была во времена еще его отца, Алексея Михайловича, заменяется абсолютизмом. Это приносит какие-то плюсы, дает определенный стимул его деятельности, технологическому развитию нашего Отечества, но и подрывает духовные основы государства, вносит раскол в саму душу народа: между православием и прозападным сознанием, западными ценностями. Русская революция произошла, прежде всего от разлада... Ведь только в России существовали «западники» и «славянофилы».
Сейчас они называются «либералами» и «патриотами». Такого раскола в обществе нет ни в Западной Европе, ни в Америке, за исключением, может быть, последнего времени. Но для этого нужно духовное усилие.
Александр был вторым сыном переяславского правителя Ярослава Всеволодовича, позже правившего Киевом и Владимиром. В возрасте 4 лет мальчик принял так называемый «княжеский постриг», посвящение в воины, а в 7 лет вместе с братом был отправлен в Новгород. Этот город сыграл в становлении будущего полководца особенную роль.
В 1232 римский папа Григорий IX объявил крестовый поход против язычников. Первым на пути крестоносцев стоял Новгород. Новгородцы встали на защиту земли русской и в 1234 году разбили врага на Омовже. С 1236 Александр управляет Новгородом самостоятельно. Он укрепляет город, обустраивает личную жизнь: женится на дочери Брячислава Полоцкого, а в 1240 в семье появляется первый сын Василий. Достоверно известно, что будущий правитель Руси много времени уделял молитвам.
Икона Спасителя или богородицы была с ним везде, куда бы он ни поехал. Невская битва Одна из самых громких побед Александра, за которую он получил свое прозвище, состоялась на Неве в июле 1240. Шведский флот планировал овладеть Ладогой и вошел в устье Невы. Однако князь, предупрежденный старейшинами, поспешил на защиту и один, используя лишь силы народного ополчения и дружину, разбил шведов. Взятие Пскова Зимой 1240-41 гг. Александр покидает Новгород и уезжает в родной Переславль.
Но с северо-запада Русь атаковал Ливонский орден. Немцы взяли Изборск и Псков, подошли к Новгороду. Новгородцы обратились Ярославу с просьбой вернуть сына. Не сразу, но Ярослав согласился отпустить. Благоверный разбил немцев, освободил Псков и очистил Новгородскую область от врагов. Ледовое побоище Но немцы не оставили Русь в покое.
В 1942 году состоялась знаменитая битва на Чудском озере. Новгородская летопись гласит, что русские семь верст преследовали немцев по льду. Орден в результате отказался от претензий на завоеванные земли. Радость победы для князя часто шла с горечью утраты и доставалась дорогой ценой.
О программе празднования, торжественном мероприятии, открывающем юбилейный год, научных изысканиях, связанных с историческим событием, рассказал епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, заместитель председателя комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Андрей Панов, историк религии, архивист, доктор исторических наук Михаил Шкаровский и исполнительный директор регионального отделения Российского военно-исторического общества Владимир Казаков.
В ходе пресс-конференции в ТАСС, представители духовенства и администрации Ленобласти анонсировали программу празднования 300-летия перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Планами поделился Епископ Тихвинский и Ладейнопольский Мстислав. В течение года мощи находились в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. И конечно для нас это событие исторически важное.
Ведь только в России существовали «западники» и «славянофилы». Сейчас они называются «либералами» и «патриотами». Такого раскола в обществе нет ни в Западной Европе, ни в Америке, за исключением, может быть, последнего времени. Но для этого нужно духовное усилие. Он преодолим только изнутри. Для этого нужна элита, но элита в широком смысле — все мыслящие, ответственные, граждански настроенные люди.
Не важно, заседают они в правительстве или стоят у станка, если их позиция соотносится с тысячелетней традицией России и она для них родная, это и есть элита. Если такие люди проявят силу духа и трезвость мысли и вернутся к тем духовным истокам национального бытия, которые всегда питали русскую жизнь, тогда возможно возрождение на качественно ином уровне. Будем надеяться, что дело Александра Невского будет жить... Давайте перейдем ко второй части программы. Грядет великий христианский праздник — день Святой Троицы. Расскажите о нем подробнее. События праздника отражены в Новом Завете. Когда Господь на сороковой день вознесся на небо с горы Елеон, Он благословил Своих учеников оставаться в Иерусалиме, пока они не облекутся силою свыше. В дни Своей земной проповеди Он многократно говорил о даровании Духа Святого Церкви, которую Он учреждает на земле, о реках воды живой — символе благодати Святого Духа, о рождении свыше в беседе с Никодимом. Собственно, этому посвящен весь Новый Завет — качественно иному существованию человека, преображенному.
Ради этого Господь и пришел в этот мир и пострадал. Святой Дух являлся и на Иордане в день крещения Господа, и на Фаворе в виде облака в момент Его преображения, но вот так, в полноте, явление Святого Духа происходит именно в день Пятидесятницы. Сейчас Он дарован всем верующим во Христа, то есть всей Церкви, всем нам. Получается, что познание Бога-Троицы как бы приходит к полноте, завершенности. Мы знаем Сына, Который явился во плоти, теперь знаем и Духа Святого. Поэтому этот день называется еще и днем Святой Троицы. Безусловно, это один из главнейших и важнейших церковных праздников, который мы отмечаем с большой радостью, потому что он свидетельствует о том, что та вечная жизнь, о которой в Евангелии проповедует Господь, не просто ждет нас где-то там, за гробом, она уже здесь, с нами и в нас. И, собственно, этой жизнью является Церковь. Жизнь Церкви есть вечная жизнь, вопрос только в том, насколько глубоко нам удастся ее усвоить. Зачем же Он посадил в раю дерево добра и зла?
Исключительно ради того, чтобы человек стал человеком. Человек — существо духовное. Отличительной особенностью духовного существования является свобода. Этим духовные творения Божии, ангелы и люди, принципиально отличаются от неодухотворенных, пусть даже одушевленных: зверей и тем более неживой природы. Так вот, Бог творит человека по Своему образу, но перед ним ставится задача — достичь богоподобия, чтобы стать тем, кем его замыслил Бог. Этот путь может пройти только сам человек с помощью Божией. Получается, Бог доверяет человеку «дотворить» себя, и заключительным действием является акт свободы. Все, что нужно было сделать Адаму, — это явить послушание у древа познания, тогда он получил бы доступ к этому познанию. Он все бы познал так, как должно. А так что он узнал?
Увидел свою наготу — вот все его знание. Потерял все, преступив Божию заповедь. А свобода опять же — это не цель, а средство к достижению любви. Бог есть любовь, и отношения с Ним могут быть совершенными только в любви.