Россияне смогут возвращать деньги, похищенные мошенниками, даже если сами подтвердили перевод из банка. Если банк осуществит перевод на счета мошенников, попавших в базу данных ЦБ, то будет обязан возместить средства в полном объёме в течение 30 дней после получения заявления клиента, при трансграничном переводе — в течение 60 дней.
Как будет работать закон, обязывающий банки возвращать деньги жертвам мошенников
Банк вправе спросить у клиента, действительно ли он сам совершает перевод и не находится ли под влиянием злоумышленников. Если, несмотря на предупреждение, человек настаивает на переводе, то банк обязан исполнить транзакцию». Если после двух дней человек не отменил перевод на этот же мошеннический счет, то банк обязан исполнить операцию. И в этом случае он освобождается от финансовой ответственности». Однако, новые правила о возмещении касаются лишь хищения средств без участия клиента, то есть ситуаций, когда он не давал мошенникам доступ к своим деньгам: не сообщал данные карты, коды из смс, логин или пароль. То есть когда мошенники пытаются иным способом «взломать» ваш счет, без попыток получить информацию лично у вас путем уловок и обманов.
Большая часть мошеннических схем как раз таки и происходить путем обмана владельца счета, когда он сам сообщает коды и номера, но за них банк не отвечает.
При вступлении в силу новых правил шанс моментального списания денег со счета клиента на счет мошенников становится минимальным. Когда придет компенсация за украденные с банковской карты деньги Потерпевший сможет вернуть средства, украденные мошенниками, если финансовая организация нарушит какое-либо из требований закона.
Например, если банк осуществит перевод на счет, имеющийся в общей базе мошенников. При этом возвращается полная сумма похищенных мошенниками средств — в течение 30 дней при переводах по России и в течение 60 дней, если деньги были переведены на зарубежные счета. Срок возврата считается с момента подачи заявления клиентом о похищенных средствах.
Деньги не вернут, если банк действовал в рамках закона. Например, если операция была приостановлена, человек получил об этом уведомление, но тем не менее подтвердил правильность перевода. Читайте также:.
По словам Станислава, «Сбер» запустил проект по возврату денежных средств клиентам, если эти средства были похищены мошенниками. На данный момент банку удалось вернуть деньги «нескольким сотням клиентов». Станислав Кузнецов Зампредседателя правления «Сбера» Сейчас вернуть украденные деньги непросто, но возможно. Для этого нужно обратиться в суд и предоставить ему доказательства того, что средства были именно похищены. После этого нужно создать документ о требовании возврата средств и отправить его в банк. Звучит как что-то очень долгое.
Предполагается, что двух дней хватит, чтобы клиент принял решение о подтверждении или отказе от операции, если поймет, что может стать жертвой мошенников. Также по новой норме, российские банки будут должны блокировать доступ к дистанционному обслуживанию клиентов, если полицейские потребуют этого или же передадут в банк информацию, что те совершают вывод и обналичивание украденных средств.
В банках связывают такой низкий процент возврата с высокой долей применения мошенниками методов социальной инженерии. В ЦБ обратили внимание на необходимость повышения уровня финансовой ответственности банков, поскольку если там не обеспечивают достаточной защиты клиентов и допускают перевод средств мошенникам из базы данных регулятора, то кредитным организациям придется возместить украденные средства. Данная статья была полезна?
В этом году банки начнут возвращать украденные мошенниками деньги
Предлагается сделать участником процесса не только банк плательщика, но и банк получателя. Помимо этого предлагается дать банкам право несколько дней не выполнять операции с явными признаками мошенничества, даже если на них есть согласие клиента. Как правило, за два дня клиент осознает, что деньги перечисляются мошеннику», — говорится в пояснительной записке. Закон вступит в силу через год после его официального опубликования.
Согласно нему, банки будут обязаны проверять переводы россиян на предмет мошенничества, и, если такая проверка была пропущена и клиент стал жертвой мошенничества, банк будет обязан вернуть пострадавшему украденные деньги. Операторы банков будут обязаны проводить проверку подозрительных переводов и приостанавливать явно мошеннические операции между счетами физических лиц, даже если клиент дал согласие на такие операции.
Минимальная сумма возмещения будет определяться статистически — то есть, исходя из подсчета среднего размера тех переводов, которые пользователи отмечают как мошеннические. Например, по данным «Тинькофф», в 2020 году мошенники «выуживали» у россиян примерно по 13,9 тысяч рублей за один раз. К слову, если банк не обеспечивает должной безопасности счетам своих клиентов, его могут обязать выплатить всю украденную сумму. Как быть с теми переводами, на которые клиент дает явное согласие путем ввода одноразового пароля или нажатия на кнопку подтверждения, «законотворцы» пока не знают.
На этот счет есть несколько предложений: например, власти подумывают разрешить банкам задерживать проведение подозрительных операций на сутки — как правило, спустя несколько часов после перевода человек осознает, что его обманули, и в таком случае он получит возможность отменить перевод.
Рекомендации ЦБ 15 апреля ЦБ рекомендовал банкам проводить оценку рисков нарушения правил использования электронных средств платежа карт, мобильных приложений и личных кабинетов интернет-банкинга , принадлежащих лицам, информация об операциях которых уже внесена в базу данных о переводах денежных средств без согласия клиента. Это усложнит злоумышленникам вывод денег и повысит вероятность возврата их законному владельцу. При этом Банк России рекомендует уведомить клиента о приостановке, указав причину. Возобновить действие электронных средств платежа возможно после личного обращения клиента в банк», — пояснили в финансовом регуляторе. Отмечается, что рекомендации были разработаны по итогам консультаций с банками и позволят увеличить оперативность приостановки операций дропперов. Поэтому при нехарактерных активностях по счету клиента им следует оценивать риск использования электронных средств платежа в противоправных целях. Добросовестным владельцам счетов опасаться ограничения работы своих средств платежа не стоит», — приводятся на сайте Банка России слова директора Департамента информационной безопасности Вадима Уварова.
Банки обязали возвращать деньги, которые россияне перевели мошенникам. Но есть нюанс
Документ обязует банки возмещать клиентам похищенные деньги. Денежные средства придётся возвращать банкам, чьи антифрод-системы некачественно сработали и допустили мошенническое хищение. Отмечается, что банки и до закона вели работу по противодействию мошенникам. В 2024 году банки начнут возвращать клиентам украденные мошенниками денежные средства по новой схеме: в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от клиента и в случаях, установленных законом.
План ЦБ: кому и когда вернут деньги, украденные мошенниками с карт
Два раза в месяц он заходил на сайт кредитного учреждения и переводил часть денег, чтобы оплатить ипотечный кредит. Так было и в канун новогодних праздников 2021-го. Родион взял планшет и зашел на банковский сайт. Куда смотрит служба безопасности банка? А я тогда торопился в отпуск на новогодние каникулы, шли последние сборы, дети вокруг скакали… В общем, ввел логин и пароль. Пришел код подтверждения, в котором также было указано на добавленное устройство iPhone, — рассказал он.
Тогда Родион не обратил на это внимание, поскольку регулярно проделывал одно и то же действие и не предполагал, что это может быть важно. Он ввел код, и тут посыпались СМС о списании средств. За пару минут с его счета улетело больше 100 тысяч рублей — якобы за какие-то товары в онлайн-магазинах. Оказалось, пострадавший попал на «зеркальный» сайт Райффайзенбанка. Когда пользователь вводит логин и пароль на «двойнике», они попадают к мошенникам.
Затем преступники заходят на настоящий сайт и переводят деньги якобы от имени реального владельца. Когда я увидел, что кто-то списывает с моего счета деньги, тут же позвонил: «Это мошенники, остановите операцию! Банк снова отказал. Сам виноват Как правило, банки отказываются возвращать похищенные деньги клиентов. И объясняют это тем, что человек самостоятельно передал личные данные мошенникам.
То есть пострадавший, как говорится, сам виноват. Банк выполнил обязательное для него распоряжение по переводу денежных средств со счета истца.
Таким образом, деньги будут возвращаться при условии, если они действительно ушли на «черный счет». Эксперты отмечают, что новый закон никак не влияет на безопасность россиян. Благодаря нововведениям могут поднять размер комиссий за переводы, которые, возможно, будут распространяться не только между двумя разными банками, но и между одним и тем же. Читайте также:.
Российские банки будут обязаны возвращать деньги жертвам мошенников Наконец-то В Госдуме РФ приняли один очень важный закон. Согласно нему, банки будут обязаны проверять переводы россиян на предмет мошенничества, и, если такая проверка была пропущена и клиент стал жертвой мошенничества, банк будет обязан вернуть пострадавшему украденные деньги.
Куда смотрит служба безопасности банка? А я тогда торопился в отпуск на новогодние каникулы, шли последние сборы, дети вокруг скакали… В общем, ввел логин и пароль. Пришел код подтверждения, в котором также было указано на добавленное устройство iPhone, — рассказал он. Тогда Родион не обратил на это внимание, поскольку регулярно проделывал одно и то же действие и не предполагал, что это может быть важно. Он ввел код, и тут посыпались СМС о списании средств. За пару минут с его счета улетело больше 100 тысяч рублей — якобы за какие-то товары в онлайн-магазинах. Оказалось, пострадавший попал на «зеркальный» сайт Райффайзенбанка. Когда пользователь вводит логин и пароль на «двойнике», они попадают к мошенникам. Затем преступники заходят на настоящий сайт и переводят деньги якобы от имени реального владельца. Когда я увидел, что кто-то списывает с моего счета деньги, тут же позвонил: «Это мошенники, остановите операцию! Банк снова отказал. Сам виноват Как правило, банки отказываются возвращать похищенные деньги клиентов. И объясняют это тем, что человек самостоятельно передал личные данные мошенникам. То есть пострадавший, как говорится, сам виноват. Банк выполнил обязательное для него распоряжение по переводу денежных средств со счета истца. У банка имелись достаточные основания полагать, что распоряжение на перевод денежных средств дано уполномоченным лицом, — говорится в письменном отзыве Райффайзенбанка, представленном в суд. Представители кредитных организаций советуют в таких случаях обращаться в полицию с заявлением о мошенничестве. По пункту «г» части 3 статьи 158 УК РФ тайное хищение средств с банковского счета, электронных денежных средств предусмотрены различные виды наказания: от штрафа в 100—500 тысяч рублей до 6 лет лишения свободы.
Банки будут возвращать клиентам украденные мошенниками деньги
Известно, что изменения в закон о платежной системе Российской Федерации вступят в силу 25 июля 2024 года. Деньги вернут в следующих случаях: при переводе средств клиента на мошеннический счет, включенный в соответствующую базу Банка России; если клиент не получил уведомление банка о переводе, совершенном без его согласия; если карта была утеряна или использована без согласия держателя, но в случае уведомления об этом от банка. Кроме того, банкам дано право блокировать на 2 дня переводы на подозрительные счета с отправкой соответствующего уведомления клиентам. Владелец счета должен будет подтвердить свои действия или отказаться от перевода.
После этого нужно создать документ о требовании возврата средств и отправить его в банк. Звучит как что-то очень долгое. По словам Кузнецова, возврат денег — трудоемкое и долгое дело. Еще ни разу не было, чтобы средства вернули меньше, чем за 10 дней. Однако в «Сбере» решили упростить этот процесс. Теперь украденное возвращают автоматически.
Еще в начале 2023 года в базе были десятки тысяч счетов. В октябре 2023 года в силу также вступит закон, по которому не только банки, но и МВД будет оперативно обмениваться информацией с ЦБ. Если клиент решит перевести деньги на счет из базы дропперов, то банк обязан будет перевод приостановить — для переводов по поручению — или отменить — для Системы быстрых платежей и других случаев. Возобновить операцию или сделать повторную можно будет только через два дня: ожидается, что за это время человек может передумать. При этом банк должен сообщить клиенту: Что операция прервана. Как ему избежать мошенников. Как продолжить проведение операции, если это нужно.
Гаврилов также напомнил самый популярный метод "отъема" денег у клиентов банков: это когда мошенники звонят под видом "службы безопасности банка" или "службы финансового мониторинга" и сообщают о том, что по карте якобы совершена подозрительная операция. Под предлогом спасения денежных средств они заставляют клиента совершить ряд действий, чтобы украсть деньги с его счета. Самому клиенту точно никто не позвонит и не заставит раскрывать свои данные".
Закон о возврате украденных денег: как он работает
Теперь банки и платежные системы обязаны пристально следить за подозрительными транзакциями и приостанавливать явно мошеннические операции даже в том случае, если клиент дал согласие на перевод средств. Жертвами мошенников, прибегающих к методам социальной инженерии, часто становятся пожилые граждане. Нередки случаи, когда люди переводят злоумышленникам последние средства. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что подобного рода мошенничество является «одной из острых проблем, отрицательно влияющих на уровень доверия населения к дистанционным платежным сервисами, как следствие, к кредитно-финансовой системе в целом». Новый закон направлен как раз на то, чтобы пресечь подобные случаи. Так, банки получили возможность заморозить на два дня операцию, если есть подозрение в мошеннической схеме, и отключить дистанционное обслуживание злоумышленника.
Например, управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева в комментарии «Известиям» отметила, что в первую очередь это потребует увеличения затрат для технологической инфраструктуры и, соответственно, увеличение сложности самой инфраструктуры. Это может включать в себя внедрение новых систем мониторинга, расширение баз данных, обновление программного обеспечения и так далее, — рассказала Косарева. Также Екатерина Косарева уверена, что эта инициатива повлечет за собой рост риска негативного имиджа и репутационных потерь — это может стать следствием недостаточно эффективной работы механизма компенсаций или продолжающегося уровня мошенничества. В дальнейшем эти проблемы могут привести к снижению доверия со стороны клиентов и их оттоку, а также к уменьшению прибыльности. Кроме того, введение новых механизмов и изменений в процедурах может повысить и операционные риски. При этом в законопроекте есть и положительные стороны — например, обязательство возмещать суммы переводов на счета мошенников стимулирует банки повышать уровень безопасности и предотвращать подобные операции, кроме того, вырастет и осведомленность клиентов. Они могут обращать больше внимания на подозрительные ситуации, следить за безопасностью своих аккаунтов и использовать дополнительные меры аутентификации. А обязательное приостановление переводов на два дня и возможность отмены перевода предоставят клиентам больше времени для осмотра и подтверждения операций. Это может дать клиентам большую уверенность и контроль, — подытожила Екатерина Косарева. Генеральный директор «Альфа-Форекс» Гузель Проценко считает, что инициатива в целом заслуживает одобрения, но в ее реализации есть свои подводные камни: — Кредитные организации должны будут компенсировать чужую неосторожность и чужую финансовую безграмотность. Эти расходы банковский сектор вполне может переложить на плечи других клиентов в виде, например, роста или ввода комиссий. Кроме того, речь идет только об определенных счетах, попавших в базу. Никакой компенсации ждать тем, кто перечислил средства на счет вне списка, не приходится. При этом, по словам Проценко, регулятор не успевает реагировать на действия мошенников, поскольку у них постоянно появляются новые способы забрать деньги у людей. А прогресс не стоит на месте, и злоумышленники явно улучшили свои навыки. Теперь используются приложения для знакомств, осваиваются нейросети, генерирующие изображения и видеозаписи с голосом родственников.
Деньги должны быть возвращены в полном объёме в течение 30 дней после получения заявления клиента, а в случае трансграничного перевода — в течение 60 дней. Причём речь идёт об операциях, совершённых без добровольного согласия клиента. И в тексте закона специально оговаривается, что под отсутствием добровольного согласия подпадают и случаи, когда согласие клиента было получено «под влиянием обмана или злоупотребления доверием».
И тем самым он обязан возместить ущерб, нанесенный его клиенту. Однако, при условии, что данные личности оказались на руках у мошенников не по вине банка, то никакой обязанности о возмещении денег на него возложено быть не может. Ибо банк может привести в довод главное основание — это договор, который подписывает держатель банковской карты. Там четко прописано, что он не имеет права передавать кому-либо данные по своей карте. Если договор нарушен, банк снимает с себя всякую ответственность за последствия. Банки сообщают, что деньги клиентам они вернут лишь в том, случае, если человек докажет свою непричастность к мошеннической операции. Но в большинстве случаев человек сам оказывается виноват в том, что случайно сообщил данные мошенникам. Оксана Васильева, к. Поэтому, считает эксперт, возмещать ущерб должны сами мошенники по решению суда, а вычислять и привлекать их к ответственности — работа полиции. Другие эксперты тоже посчитали идею неоднозначной. Например, финансовый аналитик Николай Неплюев указывает на то, что не до конца понятен механизм компенсаций клиентам с низкой финансовой грамотностью и тем, кто инсценировал кражу своих денег — банки просто будут не в состоянии распознать и отделить друг от друга такие случаи. А когда в дело вступает социальная инженерия, предотвратить мошенничество становится практически невозможно. Поэтому сначала нужно думать именно о предотвращении, а не о компенсациях. О том, что банки не должны отвечать за ошибки клиентов, говорит и эксперт в области права в ИТ Евгений Царев. По его словам, клиенты банков сами часто теряют бдительность, но делать «крайним» именно банк — незаконно: Ответственность банков за похищенные средства, очевидно, должна быть. Но делать ответственным того, кто не может помешать факту мошенничества — крайне неэффективная мера. В случаях социальной инженерии, например, вины банка нет фактически никакой — клиент сам, нарушая все ИБ-требования банка, отдает мошенникам деньги. Безусловно, косвенная вина финансовой организации может быть при утечке данных. Однако, не имея доказанного факта утечки, делать банк «крайним» — мягко говоря, незаконно. Гораздо логичнее было бы дать возможность банкам, например, задерживать подозрительные платежи и передавать друг другу требования о задержке например, по заявлению клиента. И тогда уже, при нарушении этой процедуры, взыскивать с недобросовестного банка средства. Вариант задержки перевода, например, на сутки, вне зависимости от подозрений также снизит поток хищений.
Главная тема
- Госдума обязала банки возвращать россиянам украденные мошенниками деньги
- РБК: В России банки начнут возвращать украденные деньги клиентов по новой схеме
- Банки будут возвращать россиянам украденные мошенниками деньги
- Защита финансов: банки обяжут возвращать украденные мошенниками деньги
Госдума обязала банки возвращать россиянам деньги, похищенные мошенниками
По закону банки, которые будут пренебрегать этими обязанностями, будут обязаны самостоятельно возместить потерпевшим их украденные деньги. Сейчас вернуть украденные деньги непросто, но возможно. Во вторник, 11 июля, Государственная дума приняла в окончательном третьем чтении законопроект, который обязывает банки вернуть россиянам похищенные аферистами деньги. Банки с 25 июля 2024 года начнут по новой схеме возвращать клиентам деньги, украденные мошенниками, сообщили в ЦБ. Средства будут поступать в течение 30 дней с момента подачи соответствующего заявления от клиента. В 2024 году банки начнут возвращать клиентам украденные мошенниками денежные средства по новой схеме: в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от клиента и в случаях, установленных законом. Вернуть средства пострадавшим удалось всего в 4,4% случаев.
Похищенные мошенниками деньги банки возместят клиентам
Российские банки в 2024 году будут возвращать украденные мошенниками деньги по новым правилам. Думаете банки начнут украденные деньги возвращать? Добавят строчку в пользовательское соглашение, в духе "Любое списание средств со счета пользователя, считается добровольным согласием пользователя на списание средств. Банки начнут возмещать похищенные мошенниками средства.