Праздник призван напомнить о равноправии мужчин и женщин, о борьбе с дискриминацией по половому признаку. Социалисты боролись за равноправие мужчин и женщин (на тот момент эта проблема действительно стояла в мире достаточно серьёзно). Международный женский день был важной частью пропаганды нового образа советской женщины, поводом рассказать о результатах государства в достижении равноправия и вкладе женщин в экономику.
Борьба за равноправие длиною в век: как за 108 лет изменились цели феминисток
Но именно в конце XIX века требования феминисток за предоставление им избирательного права стали звучать все чаще. Смотрите также 06. Хотя за прошедший век движение добилось немалых успехов, но даже и сегодня есть множество проблем неравенства и дискриминации женщин. Например, в некоторых государствах до сих пор существуют обычаи, которые имеют насильственный характер в отношении женщин и девочек. Кроме того, даже в развитых странах зарплаты мужчин и женщин на одинаковых должностях весьма отличаются. Нередко именно женщины сталкиваются с сексуальными домогательствами и предвзятым отношением на рабочем месте. Не менее частой проблемой является и домашнее насилие.
Изнасилования — часть любой большой военной кампании. Государство использовало женщин, чтобы заткнуть брешь, оказавшуюся на месте мужчин, при этом заставляло их рожать.
Советская власть полагалась на самоотверженность женщин, их полную самоотдачу и лояльность во имя высокой цели, игнорируя их усталость. Таким образом оно компенсировало пробелы в здравоохранении, в сфере услуг и рынке товаров, которые могли бы облегчить участь работающих матерей. При этом их внутренний мир считался не таким важным. Ценность мужчин самих по себе при этом возрастала в разы, поскольку их стало намного меньше. Таким образом, именно в этот период в обществе особенно закрепляется миф о «суперженщине», которая успевает все. При номенклатурном равенстве, как отмечают исследователи , сохранялся гендерный разрыв в оплате труда: женщины получали в среднем меньше, чем мужчины, занимали более низкие должности, не могли осваивать многие профессии и сталкивались с дискриминацией при приеме на работу. Тем не менее подобные притеснения трактовались как «забота» государства о своих гражданках. Агрессивная пронаталистская политика не принесла особых результатов: всплеска рождаемости не последовало, а женщины продолжали прерывать беременность, только делали это подпольно.
В 1955 году, уже после смерти Сталина, женщинам вернули право на аборт, заменив политику запрещения политикой разъяснения. Однако средств контрацепции практически не было, и в СССР сложилась «абортная контрацептивная культура» — когда прерывание беременности стало единственным способом предохранения. К середине 60-х число абортов в стране достигало 7 миллионов в год. Сохранялись меры поддержки матерей, доступность абортов, система детских садов и продленок. В 1965 году 8 марта, прежде «день восстания работниц против кухонного рабства», становится выходным и начинается трансформироваться в «праздник весны и женственности». Иногда вводились отдельные консервативные меры — например, список запрещенных профессий в 1974 году. Женщины были активно вовлечены в экономику и ощущали себя членами «коллектива», однако домашний труд и воспитание детей так и оставались их негласными обязанностями. Освободиться от такой нагрузки было невозможно, поскольку на одну зарплату советская семья выжить не могла.
В советском обществе также сохранился бытовой сексизм, который мешал женщинам продвигаться по службе: в высших эшелонах власти женщин было очень мало. Кроме того, как отмечает Россман, на советских женщин еще накладывалась «третья ноша» — постоянная потребность в уходе за собой. И хотя в СССР не было таких жестких стандартов красоты, как, например, в США, от женщин все равно ожидалось, что они будут ухоженными и привлекательными — стоит вспомнить, как в «Служебном романе» 1977 Верочка учит Людмилу Прокофьевну «быть женщиной». В условиях перегруженности на работе и в быту, дефицита средств гигиены, косметики и одежды соответствовать всем стандартам было непросто. Параллельно с этим мужчины столкнулись с кризисом маскулинности. Для поколения 50—60-х идеал мужественности был вполне понятным: это герои Великой Отечественной войны, сильные духом, «отважные летчики и моряки». К 70-м образ теряет актуальность, а нового советская пропаганда не предлагала. Поэтому кинематограф 70—80-х пестрит образами инфантильных, потерянных мужчин и уставших женщин: «Служебный роман» 1977 , «Афоня» 1975 , «Любовь и голуби» 1985 , «Москва слезам не верит» 1979.
В 1979 году в «Литературной газете» состоялась любопытная дискуссия между авторами на тему кризиса семейных отношений. Лариса Кузнецова в статье «Кто глава вашей семьи? В попытках понять, как так получилось, она пишет, что в послевоенный период женщинам пришлось взвалить и работу, и хозяйство на себя, чтобы просто выжить. И что советские женщины, может, и рады были бы положиться на мужчин — только мужчины не вызывают доверия. В одном из последующих выпусков газеты Владимир Война отвечает Ларисе в статье «Да убоится муж…».
У нас может быть мало женщин среди руководителей регионов, но приличное количество женщин, которые возглавляют муниципальные образования. Мы выявили около 500 женщин, причём молодых, которые являются главами поселений. Чаще всего там, где мало бюджета, женщин представлено значительно больше. У нас немало и мэров городов, и председателей Заксобрания — женщины. Каких-то ограничений в этом плане нет. На профессиональной основе, а не по полу. Если ты профессионал, то будешь всегда востребована».
А что равноправие женщинам дали большевики? Рассказываем, как марксисты и марксистки! Такое положение Бебель считает прямым следствием капитализма: система просто рассчитана на угнетение одних другими на основании того, у кого оказалось больше ресурсов. Следовательно, марксисты считали, что отдельное решение «женского вопроса» не требуется: если уничтожить частную собственность, исчезнет повод для любой дискриминации. И во многом поэтому, как считали теоретики, женщины должны включиться в борьбу за социальную справедливость. При этом Коллонтай не считала себя феминисткой: в ее понимании феминизм был буржуазным течением, которое борется с последствиями угнетения, а не с его причиной. По ее мнению, при капитализме равенство было невозможно. В 1913 году Коллонтай пишет программную статью «Новая женщина», в которой излагает свой взгляд на то, какой должна быть эмансипированная гражданка. Ее интересы выходят за рамки семейных и любовных переживаний. Это полноценная личность со своими мечтами и увлечениями, которая активно вовлечена в общественную жизнь и обладает такой же сексуальной свободой, как и мужчина. Владимир Ленин в статье «Великий почин» 1919 пишет, что главный враг женщины — домашнее хозяйство, которое ничего не производит, не оплачивается и не приносит пользы обществу. Коллонтай в статье «Семья и коммунистическое государство» 1918 пишет, что брак — «товарищеский сердечный союз двух свободных и самостоятельных членов коммунистического общества», а женщина должна быть свободна от быта. Первая советская Конституция 1918 года законодательно закрепляла равенство мужчин и женщин, в 1919 году был создан Отдел по работе среди женщин — Женотдел ЦК ВКП б , а в 1920-м Советская Россия стала первой страной, легализовавшей аборты. В 1926 году браком стал считаться только гражданский союз, а не церковный. Также предусматривалась простая процедура развода лишь по желанию одного из супругов — в таком случае второго, не явившегося в ЗАГС, уведомляли о расторжении брака по почте. Образ «новой женщины» становится пропагандистским штампом в культуре и, в частности, в прессе. Их Женотдел развернул полноценную систему печати для женщин, а ведущим журналом становится «Коммунистка». Женские издания рисовали образ сильной, устремленной в будущее труженицы, которая активно вовлекается в общественную жизнь и осваивает «мужское» производство. Согласно пропаганде, только приобретя экономическую независимость, женщины могли достичь равноправия и «освободиться от кухонного рабства». Так государство, потерявшее рабочие руки в ходе Первой мировой и Гражданской войн, привлекало новые силы. Предполагалось, что советский человек будет свободен от стирки, уборки, приготовления пищи и воспитания детей — при коммунизме все это будет делать за него государство. Эти идеи частично воплотились в жизнь — в 1920-е годы шло строительство домов-коммун с системой общих столовых, прачечных, библиотек, яслей и т. Например, московские Дом на набережной и Дом Наркомфина. Коллонтай продолжала настаивать на том, чтобы «избавиться от буржуазного собственничества» и отказаться от традиционных сексуальных отношений. В статье «Свободу Эросу! Однако такие взгляды Коллонтай часто критиковались. Тем не менее подобный свободолюбивый социальный эксперимент нашел отражение в фильме «Третья Мещанская» 1927. По сюжету молодой печатник Владимир приезжает погостить к своему фронтовому товарищу Николаю в Москву и оказывается неравнодушен к его жене Людмиле. Девушка, соскучившаяся по ласке, отвечает ему взаимностью. Все герои запутываются в своих чувствах и решают жить втроем. В итоге Людмила беременеет, но, так и не выяснив, от кого, бросает обоих мужей и уезжает из Москвы.
День равенства женщин в США
У нее были еврейские и русские корни. В свое время семья попросту эмигрировала в США. Белла Абзуг — первая еврейка, которую избрали в конгресс США. Это произошло в 1970 году. Она вела активную деятельность, и привлекала общественность своим внешним видом. Всегда носила большую шляпу.
Но факт насилия доказать не удалось. Попытка криминального аборта тоже провалилась, — врача арестовали незадолго до запланированной операции. Однако у ее адвокатов все получилось. Но на этом история Нормы не закончилась… Sfgate. В итоге она подружилась со многими из них.
На нее очень сильно повлияла семилетняя дочь одной из женщин, выступавших против абортов. Как ни парадоксально, Норма Маккорвей сама стала «пролайфером» и даже начала ходить в церковь. В 2003 году она обратилась в суд, чтобы отменить решение Роу против Уэйда, но пятая апелляция по ее делу была отклонена в окружном суде. Издание Daily Mirroy называет цифру в 58 миллионов прерванных жизней, — именно столько юридически дозволенных абортов было совершено после громкого дела с участием Маккорвей. Сама женщина заявляла, что была не лучшим выбором на роль «Джейн Роу»: Dailymail. Я никогда не знала, где я буду спать по ночам. Я никогда не знала, буду ли я есть. Видео: dailymail. Они придумали, как «решать проблемы» своего тела в домашних условиях. Методы, которые сегодня покажутся варварскими, в 50-60-е были для них самыми вескими аргументами в свою пользу: женщины делали аборт с помощью шланга, иглы и мотора от холодильника!
Феминистки-исследователи зашли куда дальше в своих желаниях. Достижения естественного равноправия между полами было уже недостаточно. Британская активистка Энн Окли или как ее неуважительно именуют — «историкесса-антропологиня» первой озвучила идею о том, что пол мужской или женский не определяет гендерную роль. И это было во времена, когда операции по смене пола и вообразить-то было невозможно… Видео: фрагмент фильма «Женское освободительное движение», BBC Количество гендеров, которыми люди охотно себя одаривают, сейчас сложно сосчитать. Многообразие «гендер-сексуального» мира высмеяли режиссеры сериала «Бесстыжие» — по сюжету одной из серий гей попадает в странную компанию, где вместо парней и девушек его окружают, помимо трансгендера, «китайско- мексиканский интерсексуальная гендер ПРПД», «гендер-квир адвокат», «гетеро-романтичный полусексуал смешанного пола» и «трехразовая цисгедрендерная герл-фак». Свобода выбора в своем многообразии… Видео: фрагмент сериала «Бесстыжие», реж. Марк Майлод, Кристофер Чулак, Джон Уэллс, 2011—2018 годы Этот странный феминизм… Идеи феминизма сегодня, к сожалению, переросли в статус «мемов».
Клара Цеткин была одним из лидеров социал-демократической партии Германии.
Она предложила ежегодно отмечать во всех странах день борьбы за права женщин. В качестве даты такой международной акции утвердили 19 марта. Громче всего в этот день женщины заявили о себе в Германии. Дата 8 марта появилась несколько позже и не стала общепринятой. Международный женский день в России В России, в революционных кругах, об американском шествии узнали уже в 1908-м году. Но впервые достаточно широко день был отмечен в 1913 году в Петербурге — на волне копенгагенского предложения Цеткин. Официально петербургская манифестация называлась «научным утром по женскому вопросу». Дата к тому времени не установилась, и действо состоялось 2 марта.
Разумеется, по старому стилю. На следующий год митинги прошли уже в нескольких странах Европы согласованно — 8 марта. В том числе и в России. Предвоенная весна 1914 года стала, пожалуй, высшей точкой в европейской истории праздника. Читайте также — Поздравления с 8 марта 2017: стихи, смс Требования женщин 23 февраля 1917 года по новому стилю — как раз 8 марта! Это был один из важных актов Февральской революции. Чего только не требовали женщины в тот день. И возвращения мужей с фронта, и прекращения надоевшей войны, и уравнение в правах с мужчинами и, конечно, хлеба.
Главный лозунг этого действительно массового шествия был — «Хлеба и мира! В стране шли забастовки невиданного масштаба, органы власти пребывали в лихорадке — и гражданские, и военные. Всё закончилось, как известно, отречением государя. Временное правительство удовлетворило многие требования борцов за эмансипацию, и память о демонстрации сохранилась надолго. Революция Потом грянула Октябрьская революция.
В 1917 году этот день стал «отправной точкой» событий, которые переросли в февральскую революцию — и главной движущей силой опять же оказались женщины, а именно — выборгские ткачихи, устроившие забастовку — то есть опять же женщины, борющиеся за свои права! Было бы странно, если бы пролетарский праздник в нашей стране не продолжили отмечать после Октябрьской революции — удивителен разве что тот факт, что его довольно поздно сделали выходным днем, это произошло лишь в 1965 году… Вот только бороться к тому времени уже стало не за что: женщины уже давно получили и избирательное право не только пассивное, но и активное , и право на образование, и равную с мужчинами заработную плату, одна женщина даже успела слетать в космос — словом, говорить о каком-то ущемлении женщин в правах было уже бессмысленно напротив, сейчас находятся те, кто поднимает крик об ущемлении прав мужчин — в армии служить заставляют, на пенсию отпускают позже женщин и т. А сейчас тем более женщин «слабым полом» не назовешь! Не так давно бурю возмущения в социальных сетях вызвала фотография салона автобуса, увозящего донецких беженцев в Россию: большинство среди пассажиров составляли… молодые, сильные и здоровые на вид мужчины, а немногочисленные дамы стояли рядом с сидящими «кавалерами» и это в о время, как рассказами о женщинах-ополченцах уже никого не удивишь. Праздник лишился своего изначального смыслового наполнения — но ведь это не повод отказываться от него! Лишившись революционного пафоса, Женский день постепенно становился поводом вспомнить о «женщине, которую мы потеряли» — о Прекрасной даме, объекте мужского поклонения. В определенной степени это тоже можно считать «днем борьбы за права» — за право женщины быть богиней! И потому нельзя согласиться с теми, кто призывает отказаться от этого праздника — в современном мире, где гендерные различия размываются все сильнее а кое-где их даже уничтожают искусственно , жизненно необходим такой день, когда мы с особой остротой можем почувствовать себя не просто людьми, а Женщинами и Мужчинами.
Почему день памяти Жанны д’Арк — День феминизма?
В 1921 году в память об участии женщин в февральских событиях на II Коммунистической женской конференции учредили 8 марта как Международный день работниц, в дальнейшем названный Международным женским днем. Международный день феминизма – праздник, призванный напоминать о равноправии мужчин и женщин, о том, что человек не может быть дискриминирован по расовой, половой или религиозной принадлежности – ежегодно отмечают 30 мая. Борьба за равноправие мужчин и женщин далеко продвинула все сферы жизни общества, в том числе и производственные процессы. Праздник призван напомнить о равноправии мужчин и женщин, о борьбе с дискриминацией по половому признаку. 8 марта 1908 года по призыву нью-йоркской социал-демократической женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин.
Манифест российских феминисток. Татьяна Сухарева: Да пребудет с нами Женская Сила!
Международный женский день был важной частью пропаганды нового образа советской женщины, поводом рассказать о результатах государства в достижении равноправия и вкладе женщин в экономику. Лишившись революционного пафоса, Женский день постепенно становился поводом вспомнить о «женщине, которую мы потеряли» – о Прекрасной даме, объекте мужского поклонения. История празднования 8 Марта берет начало с 1910 года, когда на международной конференции женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин предложила учредить Международный женский день. Несмотря на то, что День женского равноправия является чисто американским праздником, ввела его Белла Абзуг – женщина с русскими корнями, большой любовью к борьбе за женские права и шляпам.
«Страна победившего социализма» и феминизма: первые годы советской власти
- Международный женский день — Википедия
- Белый дом отмечает День женского равноправия дискуссией об абортах
- Белый дом отмечает День женского равноправия дискуссией об абортах
- Место женщины. Что делают в России для достижения гендерного равенства? | Капитал страны
30 мая - Международный день феминизма: кто такие феминистки и чего они добиваются?
Международный женский день — праздник, который отмечается ежегодно 8 марта в ряде государств и стран мира. В СССР уже было достигнуто равенство полов и сами наши феминистки это признают, однако по раз заданной методичке продолжают вопить про неравенство зарплат, про домашнее угнетение и про харассмент. У нас маловато оснований выделять именно день 8 марта как символ борьбы за равноправие женщин.
Праздник борьбы или нежности? 8 марта – Международный женский день
Минтруд: положение женщин в России показывает гендерное равенство в сфере труда — РТ на русском | Праздник призван напомнить о равноправии мужчин и женщин, о борьбе с дискриминацией по половому признаку. |
8 Марта — праздник, рождённый в революционной борьбе женщин за свои права | В канун Дня феминизма известная правозащитница рассказала о нарушении прав женщин. |
Праздник феминизма - Nasledie Digital | Тогда на конференции прошло голосование за учреждение Международного дня солидарности трудящихся женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. |
Одноклассники посвятят 8 марта гендерному равноправию | Лишившись революционного пафоса, Женский день постепенно становился поводом вспомнить о «женщине, которую мы потеряли» – о Прекрасной даме, объекте мужского поклонения. |
Борьба за равноправие длиною в век: как за 108 лет изменились цели феминисток | 8 Марта отмечается Международный женский день, он проводится при поддержке Организации Объединённых Наций. |
С 8 Марта! Или грустная история опрокинутого феминизма
8 Марта — праздник, рождённый в революционной борьбе женщин за свои права | Защитники женских прав сегодня отмечают свой день. Международный день феминизма ежегодно празднуют 30 мая. |
Одноклассники посвятят 8 марта гендерному равноправию | Тогда на конференции прошло голосование за учреждение Международного дня солидарности трудящихся женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. |