Диафильмам стало сложно тягаться с новым ярким мультимедийным цифровым миром и они тихонько ушли в тень — заняли своё место в пыльной коробке на антресолях. Современный набор выпущен все той же студией Диафильм, выпускающей диафильмы в СССР. 22 апреля 2023 года в библиотеке семейной БИАР в рамках проекта «Лаборатория современного искусства» состоялся практикум «Диафильмы — новое старое искусство».
«В 2017 году»: советский диафильм о том, каким видели будущее 60 лет назад
Диафильм проходил по специально подготовленным салазкам, расположенным между объективом и лампой, благодаря чему на стене появлялась статичная картинка. это такая пленка, на которой размещены последовательно кадры какой-нибудь сказки или рассказа. Нынешние дети в большинстве своем о диафильмах и не слышали.
Почему диафильмы до сих пор актуальны (а не какое-то старьё)
Пользователь ВКонтакте опубликовал советский диафильм «В 2017 году» о том, какой виделась жизнь будущего в 1960-м. Я сегодня ночью вместо секса объясняла, кто такие пионеры и что такое диафильм». Диафильм — диапозитивы, отпечатанные на плёнке, Кадры диафильма связаны между собой по текстовому и зрительному ряду, что не позволяет менять порядок их демонстрации. Что такое диафильмы. Что такое диафильмы. Очередная порция диафильмов, добавленная в коллекцию Национальной Электронной Детской Библиотеки, — просто находка для любопытных и любознательных.
Слайды из детства. Где и как посмотреть старые диафильмы
Диафильм по украинской народной сказке про отважного хлопца по имени Катигорошек, что спас из плена Змея своих братьев и сестру. Диафильм состоит из отдельных кадров, следующих один за другим. Одно из самых приятных воспоминаний тех, кому за 30, — семейный просмотр диафильмов. приставка, здесь означающая переход от начала до конца, и фильм), короткометражный фильм, составленный из ряда позитивных изображений (см. Диапозитив), объединённых общей тематикой или (реже) тематически не связанных друг с другом.
История советских диафильмов, одного из наиболее любимых развлечений советских детей
Диафильм по украинской народной сказке про отважного хлопца по имени Катигорошек, что спас из плена Змея своих братьев и сестру. Мы расскажем о том, что такое диафильм и покажем, как происходил просмотр диафильмов в прошлом веке. Педагоги единодушно убеждены в том, что диафильмы для детей времен СССР – это незаменимое средство воспитания ребенка. Диафильмам стало сложно тягаться с новым ярким мультимедийным цифровым миром и они тихонько ушли в тень — заняли своё место в пыльной коробке на антресолях. Сегодня углубимся ещё дальше в наше детство и вспомним такую вещь как диафильмы.
Материалы по теме
- От мракобесия до советской пропаганды: история диафильма
- История советских диафильмов, одного из наиболее любимых развлечений советских детей
- Сколковский стартап запустил диафильмы в облака
- В мире диафильмов
РЕПРИНТЫ. Переизданные диафильмы на плёнке Кодак
В современных реалиях технология диафильма действительно сильно устарела, но от этого процесс просмотра диафильмов совсем не потерял своей душевности и атмосферности. История диафильма и студии "Диафильм", диапроекторы, пресса, художники, более 5500 диафильмов. Предлагаем вашему вниманию статью на тему: Диафильмы: иллюстрированные истории на пленке. Потому что диафильм – это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения, разделенного на кадры. 22 апреля 2023 года в библиотеке семейной БИАР в рамках проекта «Лаборатория современного искусства» состоялся практикум «Диафильмы — новое старое искусство».
Илья Гавришин о виртуальном музее «Диафильм. Онлайн» – новом проекте РГДБ
Нот нигде они не распространились так широко, как в СССР. Советское правительство было очень озабочено культурным досугом своих граждан, уровнем их образования. Оно не считало, что человека нужно развлекать с утра до ночи, вытягивая из него деньги. Мультфильмы показывали не так часто, не было развлекательных каналов с обильной рекламой, как на Западе. Советские дети с утра до вечера бегали на улице, играли подвижные игры, читали взахлеб книги в библиотеках и дома. А когда очень хотелось мультика не по расписанию, просили маму показать диафильм. Массовое производство диафильмов Советское правительство не имело ничего против такого рода развлечений. Более того, оно основало целую студию «Диафильм» в 1930 году.
Тогда диафильмы были черно-белыми и несли в массы всевозможную пропаганду и просвещение. Любили их почти так же сильно, как настоящее кино. Специальные детские диафильмы создали в 1934 году по стихам Агнии Барто и Самуила Маршака. Советские писатели с удовольствием подрабатывали на студии «Диафильм» и вовсе не халтурили, создавая свои «самодеятельные фильмы».
Расцвет студии выпал на 60-70-е, закат — на 90-е. Тогда на смену диафильмам пришли видеопроигрыватели. Что такое диафильмы? Сначала — это просто пленка в маленькой круглой коробочке. Плюс устройство — диапроектор, на котором эту пленку смотрят.
Плюс человек, который эту пленку озвучивает а могут озвучивать и несколько, по ролям. Плюс зрители ну, хоть один , которые все это смотрят и слушают. В сумме и получается — диафильм. Однако, все по порядку. Диафильм — фильм, состоящий из кадров, тематически связанных друг с другом, и демонстрирующийся на обыкновенной стене, в обыкновенной комнате. Обычно, каждый кадр его снабжен текстом, превращающим кадры в иллюстрированный рассказ. И каждый кадр диафильма является продолжением предыдущего — по сути, это комикс на стене. Если вы совсем не в курсе, то вспомните презентацию в школьном классе или в офисе, с помощью видеопроектора. Что-то вроде этого, но с удовольствием и в сказочной атмосфере.
Читайте также Они не детские: 10 советских мультфильмов, которые нельзя показывать нашим детям Раньше возможность коллективного просмотра диафильмов на большом экране позволяла заменить дорогостоящую кинопроекцию более доступным шоу. И особенно оно было популярно у детей, предпочитавших его чтению иллюстрированных книг вслух. Небольшое количество диафильмов выпускалось со звуковым сопровождением на магнитной ленте катушках , но чаще — на виниловых пластинках.
Он может использовать несколько диапозитивов из данной серии, если это соответствует цели занятия, или, наоборот, подобрать диапозитивы из разных серий. Это зависит от цели занятия, возраста и психолого-педагогических особенностей учебной группы. Слайд — позитивное или негативное обратное оригиналу по распределению света, тени и цветовой гаммы фотографическое изображение. Мы привыкли называть слайдами все диапозитивы, хотя с точки зрения фотографии это не совсем точно. Можно сказать, что диапозитив — это «позитивный слайд».
Внешне кадры из фильмоскопа напоминают огромную и красочную книгу.
Яркие иллюстрации сопровождаются текстовыми субтитрами. Большое преимущество диафильма перед телевизионным мультиком состоит в том, что всегда можно вернуться к предыдущим слайдам. Это помогает: более глубокому восприятию текста; активизирует мыслительную деятельность; побуждает ребенка к образному и логическому мышлению. Наравне с книгами сказка из диафильма обогащает словарный запас ребенка, знакомит с богатым и неповторимым миром русского языка.
Звезды и блогеры озвучили диафильмы в новом проекте ОК и Госфильмофонда
Лектор не суетился у компьютера, даже не глянул на экран, продолжая свою лекцию. У него в руке был пульт дистанционного управления электронной презентацией. Потом он упомянул о других выдающихся личностях, и их портреты тоже сами по себе появились на экране, расположившись вокруг первого в виде рамки. Лекция продолжалась, портреты исчезли, а Дэвид Бисно стал рассказывать о географических открытиях. На экране возникла карта, а лектор встал к ней очень близко, так, чтобы показывать важные детали и маршруты путешественников. Да, доктор исторических наук показывал своим слушателям самый настоящий диафильм. В основной части презентации на его слайдах не было никакого текста — только изображения. А ещё он отключал экран в то время, когда слайды были не нужны. Поскольку демонстрация одного слайда за другим стала таким привычным делом, многим даже в голову не приходит, что их можно показывать как-то иначе.
Фильмоскоп «Дэфи». Такой у меня появился вслед за проектором. Я смог с комфортом смотреть свои диафильмы на личном маленьком «телевизоре», не выключая свет и не вешая на стену экран. Изображение: Wikimedia Commons. Зачем нам кузнец Следующий бич современных презентаций — это списки. Те самые бесчисленные ряды строк, начинающихся с маркера-кружочка, который по англоязычной традиции называется «буллитом». Списки — это, конечно, замечательный и удобный способ структурирования информации. Но презентации, состоящие целиком из множества списков — это перебор.
Списки — это главная функциональная «фишка» всех систем создания презентаций, включая PowerPoint. Вот что ещё в 2007 году писал по этому поводу постоянный автор «Компьютерры» под псевдонимом Бёрд Киви в своей статье «Убойное приложение»: Один из давних и убеждённых противников PowerPoint, профессор Йельского университета Эдвард Тафти Edward Tufte [... В ряде работ Тафти доказывает, что эта программа по самой природе своей стимулирует развитие «ложно-аналитического» мышления, то есть человек вместо трезвого и содержательного обмена информацией предпочитает столбики диаграмм и «маркетинговые» идеи, излагаемые в виде сверхлаконичных списков из строчек-лозунгов. Стиль PowerPoint подталкивает к неоправданно частому применению списков с буллитами — приёму, который, как пишет Тафти, «обманным путём» избавляет докладчика от ответственности логически увязывать подаваемую информацию в единое целое. Подтверждаю на собственном опыте: если не очень хорошо ориентируешься в теме своей презентации, то список — это замечательный способ сделать себе шпаргалку на экране. Как же заманчиво выписать все положения доклада в свою презентацию, а потом с выражением зачитывать это всё слушателям. Только вот у слушателей может возникнуть закономерный вопрос: «Зачем нам кузнец? Нам кузнец не нужен!
Любой сможет скачать презентацию и самостоятельно прочитать все эти бесчисленные списки — докладчик становится лишним. Но совсем отказываться от списков тоже не стоит. Вот продолжение рассказа о докладе про географические открытия: «В конце лекции на слайде появился маркированный список с кратким изложением основных географических открытий и вклада путешественника в историю». Тут список в самый раз, а ещё лучше — несложная таблица. Главное, чтобы списки или таблицы появлялись в презентации к месту и по делу. Иначе может получиться, что за всеми этими многострочными перечислениями потеряется смысл презентации. Вот очень показательный случай из той же статьи Бёрда Киви: Когда космический корабль Columbia находился на орбите, а инженеры НАСА оценивали возможные последствия повреждения крыла при старте шаттла, они представили свои выводы в виде слайда PowerPoint — жёстко форматированного и настолько перенасыщенного многоуровневыми списками и нестандартными сокращениями слов, что понять суть было практически невозможно. А суть, изложенная в самом низу иерархически упакованных строчек, сводилась к тому, что оторвавшийся кусок термоизоляции ударил в корпус корабля на скорости, превышающей звуковую.
При такой скорости «мягкой» пены энергия удара в четыре раза превышала нормативы, использовавшиеся при испытаниях прочности корабля. Отсюда следовало, что все выстроенные ранее соображения о возможных последствиях удара опираются на такие данные, которые в этом случае неприменимы… Анализируя стиль представления критически важного материала, Комиссия пришла к следующему заключению: «В руководстве администрации могли читать этот PowerPoint-слайд и не осознавать, что он описывает ситуацию, угрожающую жизням людей». Комиссия специально посвятила этому вопросу целую страницу отчёта, остро критикуя сформировавшуюся в Агентстве культуру, которая повсеместно подменила строгий технический анализ поверхностными PowerPoint-презентациями. PowerPoint тут, конечно, не виноват. Всё дело в методах его использования.
Смотреть диафильмы — это особая форма общения с детьми. Когда ребенок смотрит мультфильм, то обычно родители его сажают перед экраном и уходят по своим делам. А ребенок общается с телевизором. Но даже если сидеть рядом с детьми, все равно при просмотре мультфильмов общение с родителями минимально... Когда же родители вместе с детьми смотрят диафильмы — в этом есть какая-то тайна: выключен свет, очень уютно, взрослые читают детям, меняют картинки, будто перелистывают большую разноцветную книгу...
О них спрашивают и покупают их люди, которые хотят ограничить поток электронной информации, обрушивающийся на их ребенка. Диафильмы, как и книги, заставляют ребенка совершать мыслительную работу, заставляют думать и сопереживать. Сидя перед телевизором или погружаясь в компьютерную игру, ребенок находится в измененном состоянии сознания, он часто даже не усваивает и не запоминает информацию. Чтение книг - это всегда активная работа, а просмотр диафильмов это еще более активное действие, потому что это и чтение, и картинка — визуальный ряд, и моторика - прокручивание кадров, и общение. Диафильм - вид искусства, не похожий ни на кино, ни на иллюстрированную книгу, ни на комикс, ни на мультимедиа-программу. Это особый жанр, особая технология. Советы пожилым по заказу Минздрава С экологической точки зрения диафильм - один из самых безопасных и гуманных видов изображения. Это просто статичная картинка, яркая, сочная, контрастная, ее невозможно сравнить с электронным изображением, которое довольно плохо воздействует на человека.
Радлов, А. Брей и другие. Начиная с конца 50-х гг. Был начат выпуск озвученных диафильмов, звуковое сопровождение для них записывали на граммофонных пластинках; к учебным фильмам выпускали сопроводительный текст в виде книжечки. Важным шагом был переход от огнеопасной киноплёнки на основе нитроцеллюлозы — к безопасной «ацетатной» основе. С 60-х — 70-х гг. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов, эпидиаскопов, киносъёмочных и кинопроекционных аппаратов для узкой плёнки 16 мм и 8 мм , позволяющих просматривать как старые диафильмы, так и цветные профессиональные и любительские слайды и фильмы, начался закат «эпохи диафильмов». Даже новые технологии не способны до конца заменить уютное чудо «волшебного фонаря». Иначе и быть не может, ведь мир диафильма — это необыкновенный мир. Погасить в комнате свет, направить луч проектора на белую стену и встретиться с любимыми персонажами — это значит на время забыть о многоканальной акустике, плазменных панелях и домашних кинотеатрах; это все равно, что приехать на дорогой машине в свою старую квартиру и вдруг найти там плюшевого мишку, который когда-то был лучшим другом детства….
Пушкина в Ленинграде , последних днях его жизни. Диафильмы и диапозитивы о6 изобразительном искусстве знакомят зрителя с его лучшими отечественными и зарубежными образцами. В числе работ о советских художниках — «Андрей Васнецов» о художнике-монументалисте, лауреате премии Ленинского комсомола, заслуженном художнике РСФСР ; «Художник Виктор Попков», «Искусство, шагнувшее на улицы» о творчестве ереванских художников, отдающих свой талант родному городу , «Земля русская» серия картин народного художник СССР С. Герасимова , «Ю. Лучшие живописные работы советского художника Ю. Ракши творчество которого известно зрителям по фильмам «Дерсу Узала», «Восхождение» и др. О творчестве русских, советских художников рассказывают серии диапозитивов «Виктор Васнецов», «И. Крамской», «Н. Ге», «В. Перов», «Н. Ярошенко», «А. Венецианов», «Мартирос Сарьян», «И. Айвазовский», «И. Репин», «И. Левитан», «К. Петров-Водкин», «П. Диафильмы-монографии посвящены жизни и творчеству известных зарубежных мастеров — Веронезе, Гойе, Домье, Рембрандту, Пикассо. Серии диапозитивов знакомят с работами Веласкеса, Эль Греко, Матисса. Специальная серия диафильмов приглашает зрителя побывать в городах-музеях — Флоренции, Венеции, Багдаде, Риме, а также в Версале, Лучшие музеи мира представляют свои собрания в лентах: «Бостонский музей изящных искусств», «Собрание графики Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина», «Русская портретная графика начала ХХ в. Ежегодно студия выпускает по одному диафильму из цикла «По художественным выставкам страны».