Правительство Маленкова взяло курс на переориентацию экономики на удовлетворение нужд населения, реформу сложившегося хозяйственного механизма и практики планирования. 1. Экономический курс Г.М. Маленкова Сельмаг в селе Хижки Сумской области Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев Разработка новой экономической стратегии после смерти И.В. Сталина. Я считаю, что экономический курс Хрущева, особенно в конце 50-х, первой половине 60-х годов, он оказался катастрофой для советской экономики, он фактически во многом заложил те базовые причины, по которым в конечном итоге Советский Союз и развалился в 1991 году.
Экономический курс маленкова
Соратники Маленкова по партии, прежде всего Вячеслав Молотов , были недовольны его «пацифистскими» заявлениями, а ставший у руля КПСС Никита Хрущев все более явно стремился выйти на первый план. Кроме того, соперники Маленкова не забывали про компромат на него по поводу соучастия в сталинских репрессиях и сотрудничества с Лаврентием Берией. В итоге в январе 1955 года было принято решение снять Маленкова с поста главы правительства; 8 февраля его заменили на Николая Булганина. По его словам, в промышленной политике после отставки Маленкова приоритет отдали товарам группы «А» промышленные товары или товары, предназначенные для производства других товаров , в том числе оборонному сектору. В результате производство товаров группы «Б» товары народного потребления или товары, предназначенные для личного потребления пошло по остаточному принципу. По мнению историка Юрия Жукова , если бы Маленков смог удержаться на вершине власти, история пошла бы совсем иным путем, и СССР стал бы гораздо более процветающей страной. По словам историка Александра Шубина, нельзя сказать, что Маленков был только за крестьян, а Хрущев только против. Советское руководство проводило политику лавирования между двумя проблемами — модернизации и потребления, считает он.
Надо сказать, что Маленков тоже подчинился этому курсу.
Экономическая программа Маленкова. Маленков В н. По предложению Берия прекратилось строительство Заполярной ж. В августе 1953 г.
Он предложил сделать ведущей не тяжелую, а легкую промышленность, а так же сосредоточить внимание на развитии сельского хозяйства. Подобный подход позволял решить продовольственную проблему и снабжение населения товарами народного потребления. Дол ги села подлежали списанию. Аграрная политика Хрущева. Плакат 1954 г.
Иной точки зрения придерживался Н. Хрущев, считавший главным направление развития сельского хозяйства освоение целинных земель экстенсивный вариант. В 1954 г. А 5 лет они освоили 42 млн га целины и производство зерна в стране выросло в 1, 5 р.
Никите Хрущёву вручают венок из кукурузы в одном из колхозов Украины, 1963 г. К началу 1960-х гг. Распахивались даже залежные пойменные земли, дававшие ранее особо ценное сено.
Лозунгом кампании стало: «Дадим Родине 50 центнеров чудесницы с гектара! Однако урожаи кукурузы оказались намного ниже ожидаемых, и к середине 1960-х гг. Проблема была в том, что в СССР в то время не производилась селекция собственных холодостойких сортов кукурузы. В Нечерноземье сажали теплолюбивые молдавские сорта, в ход пошли импортные семена, многие из которых оказались плохого качества. Сказалось и то, что большинству колхозников технология выращивания этой достаточно требовательной зерновой культуры была неизвестна. Лишь на Украине, в Молдавии и на Северном Кавказе, для которых закупались американские сорта, урожай оказался отменным. В результате «догнать и обогнать» Америку по производству мяса и молока на душу населения не удалось.
Требования обеспечить нужные показатели вели к припискам, созданию видимости успеха. Наибольшую известность получила попытка руководства Рязанской области увеличить производство мяса в 4—5 раз за два года. Обеспечивалось это обещание массовым забоем скота, скупкой мяса у населения своей и соседних областей, выращиванием в подсобных хозяйствах школ кроликов. Плакат «В 1960 году возьмём новые рубежи! Колосов Не дала ожидаемого результата и начатая в 1958 г. Они преобразовывались в ремонтные мастерские, а сельхозтехника продавалась колхозам. Предполагалось, что эта мера укрепит их материальную базу, позволит эффективнее использовать технику.
Но для многих колхозов с небольшими доходами расходы на её покупку оказались непосильными. На селе не хватало ремонтников: многие опытные инженеры и техники из МТС не хотели переезжать работать в колхозы, предпочитая искать работу по специальности в городе. Проблема снабжения хозяйств техникой была решена позже за счёт государственного финансирования её закупок и подготовки специалистов. Пагубными для деревни оказались также ещё две идеи Хрущёва: ликвидация «неперспективных» деревень, в результате которой только в России к середине 1960-х гг. Личное подворье рассматривалось с конца 1950-х гг. В итоге в 1958—1964 гг. Специальным постановлением запрещалось содержать скот в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих посёлках.
Запрет коснулся около 12 млн городских семей, имевших свои огороды. Всё это привело к тому, что такие хозяйства перестали обеспечивать продукцией себя и рынки, на которых покупали всё необходимое городские и сельские жители. Замены же данным товарам государственное производство дать не смогло. В декабре 1963 г. Именно с химизацией сельского хозяйства руководство страны стало связывать повышение урожайности и рост объёмов производства. Но результаты развития в этом направлении стали сказываться лишь в 1970-е гг. Хочу поступить в лучший вуз!
Скачайте планер для подготовки к ЕГЭ, чтобы учёба проходила эффективнее Скачать гайд Принимаю условия соглашения и даю согласие на обработку своих персональных данных на условиях политики конфиденциальности Развитие промышленности Хрущёв, как и многие другие члены руководства СССР, считал, что проблемы в развитии народного хозяйства не связаны с советской экономической системой. Проблема виделась в отдельных недостатках в работе органов управления и ошибках с подбором кадров. Со стремлением их исправить была связана экономическая реформа — реформа управления промышленностью, которая началась в 1957 г. Речь шла о замене отраслевого принципа управления экономикой на территориальный, министерств на совнархозы. Совнархозы Советы народного хозяйства — государственные органы территориального управления народным хозяйством советских республик и СССР в 1917—1932 и 1957—1965 гг. По мнению Хрущёва, существование сверхцентрализованных отраслевых министерств вело к несбалансированности развития промышленности, слишком большим расходам на транспортировку сырья и готовой продукции, дублирования производства некоторых изделий — ими одновременно занимались предприятия разных министерств. Территориальные органы управления были бы ближе к предприятиям, что упрощало процесс планирования, согласования, строительства и тому подобные хозяйственные вопросы.
Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, были переданы в ведение местных совнархозов. Лишь предприятия оборонной промышленности оставались в подчинении общесоюзных министерств. Здание бывшего Средне-Уральского совета народного хозяйства. Фотография из архива Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области Вопросы экономического управления совнархозы должны были решать в соответствии со специализацией своего экономического района. Логика в такой децентрализации была, и первоначально реформа была воспринята позитивно. Но уже скоро стали проявляться серьёзные проблемы. Нарушились устоявшиеся экономические и производственные связи между предприятиями одной отрасли, так как они оказались в разных экономических районах и были подчинены разным совнархозам.
Проявились и проблемы, связанные с неравномерностью экономического развития регионов. Например, северо-западный и центральный районы на территории РСФСР обладали гораздо более развитой промышленной базой и квалифицированными кадрами, чем среднеазиатские районы СССР, в экономике которых преобладало сельское хозяйство. По этой причине менее экономически развитые районы были обречены на хроническое отставание. С начала 1960-х гг. Сначала на республиканском уровне были созданы совнархозы союзных республик. Затем начался процесс укрупнения местных совнархозов путём слияния экономических административных районов в более крупные. В результате число таких районов сократилось со 105 до 43.
Для проведения единой технической политики были образованы государственные производственные комитеты. Они руководили научно-исследовательскими, конструкторскими и проектными организациями, которые выводились из-под управления совнархозов. Таким образом, тенденция централизованного отраслевого управления экономикой фактически одержала верх и в 1965 г. В 1953—1964 гг. Промышленное производство за 1956—1960 гг.
В августе 1953 года с собственной программой экономических преобразований выступил Г. Однако Маленкова отстранили от дел, соответственно прекратили действовать, предложенные им реформы. Из выступления Н.
Необходимо провести процесс над высшими руководителями МГБ, виновными в фабрикации «ленинградского дела»». Он выступил против культа личности Сталина, назвав его главным виновников всех бед в государстве. Указал на необходимость проведения реформ в тоталитарном государстве, сохранении основы социализма.
Экономический курс Г.М. Маленкова
ический курс Маленкова. Именно Г. Маленков смог сформировать тот сталинский аппарат, который управлял страной в период её самых больших свершений во всех сферах её жизни. Экономический курс Маленкова и Хрущева. Реформы Маленкова 1953. Маленков экономика СССР. Слайд 4ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС МАЛЕНКОВА После смерти Сталина страна нуждалась в новой программе экономических. преобразований. Экономический курс Маленкова и Хрущева. Реформы Маленкова 1953. Маленков экономика СССР. Новости. Экономика.
Экономический курс Г.М. Маленкова
Экономическое и социальное развитие в 1953–1964 гг. | Экономический курс Маленкова был настороженно воспринят партийно-хозяйственной элитой, воспитанной на стереотипе «тяжелая индустрия — любой ценой». |
Маленков - забытый вождь СССР и его Перестройка в 50-х | Экономический курс Г.М. Маленкова. |
Эволюция советского экономического развития 1950–1960 годов. Часть 1: реформы Маленкова
Экономика СССР В 1953-1964 экономический курс Маленкова. Экономическая политика Хрущева и Маленкова. ов выступил с программой экономических преобразований, предложил развитие легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства. Слайд 4ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС МАЛЕНКОВА После смерти Сталина страна нуждалась в новой программе экономических. преобразований.
Программа экономических преобразований маленкова
Маленков - забытый вождь СССР и его Перестройка в 50-х | ов выступил с программой экономических преобразований, предложил развитие легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства. |
Ответы : Что было главным в экономическом курсе Маленкова? | В послесталинском руководстве Маленков выступал за проведение осторожных реформ. |
Экономический курс Маленкова
- План. Экономический курс Г.М. Маленкова
- Экономическое и социальное развитие в 1953–1964 гг.
- Программа экономических преобразований маленкова
- Экономический курс Маленкова: характеристика, временные рамки / Справочник :: Бингоскул
Бесплатые презентации Powerpoint
- Экономический курс Маленкова.
- Экономический курс маленкова
- В правительстве запланировали плавное снижение курса рубля
- Экономический курс Маленкова
- Последние рефераты
Маленков Ю.А. Критерии и методы оценки экономических результатов и эффективности стратегий
К быстрым, радикальным шагам побуждали как особенности его одаренной, но импульсивной и не обремененной особым образованием личности, так и объективная потребность в более глубоких преобразованиях. От первоначальной ликвидации или смягчения «крайностей» сталинской экономики жизнь настоятельно подталкивала к переходу к новой системе управления народным хозяйством. Даже частичное нарушение в 1953—1955 гг. Из-за резкого роста дотаций легкой, пищевой промышленности и сельскому хозяйству, отмены принудительных займов у населения и развертывания социальных программ обострилось финансовое положение страны. Прекращение сталинских репрессий, отмена ряда драконовских норм законодательства привели к падению производственной дисциплины и росту «текучести» рабочей силы. Работники осмеливались теперь открыто выражать недовольство традиционной практикой произвольного повышения норм выработки на предприятиях. Увеличился неудовлетворенный спрос населения на товары, жилье и т. В декабре 1956 г. Решать обострившиеся проблемы можно было либо постепенно, эмпирически нащупывая контуры нового хозяйственного механизма, либо радикально, двигаясь к принципиально иной экономической системе. Этот путь в итоге и выбрал Хрущев.
В силу особенностей обстановки и экономического мышления выработка новой экономической политики свелась к поискам своеобразного «философского камня», или, пользуясь ленинской формулировкой, «решающего звена в цепи». Таковыми поначалу были признаны массовые политико-экономические кампании с 1954 г. Исходя из прежней логики «простых решений» и высказанных в предыдущие годы новых идей децентрализация, усиление контроля снизу, сокращение аппарата управления, комплексное развитие территорий , Хрущев в 1957 г. В итоге было упразднено более 140 союзных, союзно-республиканских и республиканских министерств и создано 105 территориальных органов: советов народного хозяйства. Но эффект реформы проявлялся до тех пор, пока новые органы управления еще не сложились в устойчивую систему, пока сама логика развития административной системы не привела к укрупнению совнархозов и фактическому восстановлению ведомственно-отраслевой системы управления внутри территориальной. Таким образом, поскольку административно-командная система была сохранена, реформа лишь заменила недостатки отраслевой системы управления недостатками территориальной системы с ее отраслевой несбалансированностью, местническими тенденциями, вновь разбухшим аппаратом управления.
Георгий Максимилианович Маленков 1988. Георгий Максимилианович Маленков фото. Берия Маленков Хрущев таблица. Реформы Берия и Маленкова. Маленков внешняя политика таблица. Маленков политика после Сталина. Маленков и Хрущев таблица. Маленков 1953. Маленков правление. Должность Маленкова в 1953. В августе 1953 г. Экономические преобразования Маленкова. Реформы Маленкова в сельском хозяйстве. Реформы Маленкова таблица. Маленков председатель совета министров СССР. Георгий Маленков. Георгий Маленков 1988. Реформы Берии таблица. Политика Маленкова и Хрущева. План Хрущева. Дискуссии о сельском хозяйстве Маленков. Маленков г м СССР. Георгий Маленков правление. М Маленков годы. Георгий Максимилианович Маленков 1953-1954. МЭИ Маленков. Подпись Маленкова. Маленков годы правления 1953-1955. Маленков 1954. Маленков, н. Хрущёв, н. Булганин, к. Маленков Георгий Максимилианович родители. Маленков 1988. Август 1953. Георгий Маленков дети.
Добровольная, принудительная торговля. Начало реформы было направлено на балансировку финансового оборота. Продавцы должны были совмещать продажу популярных и непопулярных товаров. Например, если человек продает хлеб, но в его ассортименте нет книг, он нарушает закон. В апреле 1953 года снова снижается стоимость продовольственных, промышленных товаров. При этом обоснованных причин для этого не было. Овощи подешевели ровно в половину. Все это способствовало появлению очередей в магазинах, на рынках. В 1954 году дефицит картофеля составил около тридцати процентов. Это стало второй причиной образования колоссальных очередей. Сельскохозяйственные налоги сократились, но возросла цена закупки.
В руководстве страной все отчетливее становилось понимание необходимости более радикального реформирования экономики с использованием методов экономического стимулирования. Документ Из воспоминаний К. Катушева, работавшего в 50-е гг. К сожалению, этот период оказался непродолжительным... Хрущев, послушав советы тех, кто больше всего боялся децентрализации управления, пошел на укрупнение совнархозов. Теперь они уже создавались как межобластные управления народного хозяйства и, естест-венно, вызывали конфликты местных и областных... В результате разумный поиск более совершенной системы управления после отставки Хрущева был похоронен. Международные отношения СССР в середине 1950-х — середине 1960-х гг. Политика «мирного сосуществования». В середине 1950—1960-х гг. Но тем не менее становилась очевидной и необходимость отказа от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях. В этих условиях Н. Хрущев и его соратники пошли на смелый шаг, выступив с отказом от сталинской схемы неизбежности новой мировой войны. Новым руководством страны было заявлено, что мирное сосуществование не тактический ход, а основной принцип советской внешней политики, что сотрудничество с капиталистическими странами возможно, особенно в области использования достижений научно-технического прогресса, что путь к социализму различных стран может отличаться от советского образца. Впервые после войны стали устанавливаться рабочие контакты между лидерами ведущих держав. Важной вехой внешней политики Советского государства стал визит Н. Хрущева в США осенью 1959 г. В 1960 г. Президентом США был избран Д. Но сближению Н. Хрущева с новым американским руководителем помешали события в Берлине в августе 1961 г. Новое обострение советско-американских отношений и международной обстановки в целом произошло в октябре 1962 г. Советское руководство приняло решение разместить на американском континенте ракетно-ядерную базу как средство давления на своего основного соперника с 1949 г. Формально решение было принято согласно советско-кубинскому договору, заключенному в ответ на просьбу руководства Кубы во главе с Ф. Кастро помочь укреплению обороны острова Свободы. Узнав об этом, Д. Кеннеди распорядился установить блокаду Кубы с воздуха и моря. Начался Карибский кризис 1962 г. Решимость военных не дрогнуть перед применением оружия поставила мир на грань третьей мировой войны. Во второй половине 1950 — началу 1960-х гг. Серьезные кризисы разразились в 1953—1956 гг. Особенно драматичный поворот события приняли в Венгрии, где попытки проведения либеральных реформ были подавлены вторжением советских войск. Этапы перестройки После смерти в 1985 г. Черненко к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере. Эффективность общественного производства неуклонно снижалась, тяжким бременем на экономике страны лежала гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы жизни общества. Сложное положение СССР явилось причиной перестройки, а так же, изменения внешней политики страны. В период начала перестройки с 1985 по 1986 гг. Но, в этот период уже слышались заявления о гласности и борьбе с бюрократией. Постепенно начался процесс переосмысления международных отношений. Масштабные изменения начались несколько позднее — с конца 1987 года. Этот период характеризуется небывалой свободой творчества, развитием искусства. На телевидении выходят авторские публицистические программы, журналы печатают материалы, пропагандирующие идеи реформ. В тот же время, явно обостряется политическая борьба. Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти. Так, в декабре 1988 г. Закон внес изменения в избирательную систему, введя принцип альтернативности. Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. В 1989 г.
В правительстве запланировали плавное снижение курса рубля
Сельскохозяйственная политика Хрущева. При едином политическом курсе партийно - государственного руководства позиция Хрущева отличалась от стратегического замысла Маленкова. Обеспечить подъем сельского хозяйства он предполагал путем значительного повышения государственных закупочных цен на колхозную продукцию и быстрое расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель что означало продолжение экстенсивного пути развития сельского хозяйства. В 1954 г. Началось освоение целины. Решением ЦК туда были направлены свыше 30 тыс. Партийных работников и более 120 тыс. Специалистов сельского хозяйства. За первые пять лет трудовым героизмом советских людей было освоено 42 млн. Га целинных и залежных земель. Наряду с этим были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, списаны долги прошлых лет, в несколько раз увеличены государственные расходы на социальное развитие села.
Одним из важных решений стала отмена налога на личное подсобное хозяйство и разрешение увеличить его размеры в пять раз. По инициативе Хрущева был провозглашен и начал внедряться принцип планирования снизу. Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом специфики местных условий. Впервые были введены пенсии колхозникам. Им стали выдавать паспорта, что ликвидировало их прежнее полукрепостное состояние.
Экономический курс Маленкова. Идеологизация экономической политики, нежелание учитывать ошибки 30-х гг. Консервация уровня жизни населения, рост социальной напряженности в обществе, по расчетам Сталина, должны были найти оправдание в поисках «врагов народа», расправу над которыми он и готовил в 1953г.
После смерти Сталина экономические дискуссии в руководстве разгорелись с новой силой. В августе 1953 г. Исходя из этого, он предложил перенести центр тяжести на развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельского хозяйства. Такой подход, по мнению Маленкова, был способен обеспечить за два - три года значительное улучшение снабжения населения товарами первой необходимости. В области сельского хозяйства он предложил считать главной задачей повышение урожайности т. Для этого было намечено значительно снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем вдвое денежный налог с каждого колхозного двора и полностью снять оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Реорганизации подлежала и сфера торговли. По свидетельству современника, «газету с этим докладом в деревне зачитывали до дыр, и простой бедняк - крестьянин говорил: «Вот этот за нас».
Однако с отстранением Маленкова от дел постепенно прекратили действовать и предложенные им реформы. Сельскохозяйственная политика Хрущева. При едином политическом курсе партийно - государственного руководства позиция Хрущева отличалась от стратегического замысла Маленкова. Обеспечить подъем сельского хозяйства он предполагал путем значительного повышения государственных закупочных цен на колхозную продукцию и быстрое расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель что означало продолжение экстенсивного пути развития сельского хозяйства. В 1954 г.
Речь шла об изменении плановых показателей и политики цен в отношении крестьян. Но цель была та же: стимулировать развитие сельского хозяйства и потребительского сектора, которые отстали под гнетом форсированной модернизации», — объяснил Шубин. Историк уточнил, что Маленков анонсировал курс на «крутой подъем производства предметов народного потребления», что означало перераспределение фондов, инвестиций.
Налог с приусадебных участков колхозников был переведен с прогрессивной ставки на твердую и уменьшен вдвое, что стимулировало производство «индивидуального сектора». Были снижены нормы поставок мяса, молока, яиц и шерсти, а закупочные цены на продовольствие увеличены. Это позволило увеличить оплату за трудодни в колхозах. Благодаря всему этому крестьянство получило стимулы к лучшей работе, уверен Шубин. Но эти меры могли сказаться со временем, а продовольствие нужно было поставлять в города сейчас. Так что политика Маленкова имела довольно противоречивые последствия.
Слева Георгий Маленков, справа Лаврентий Берия. Фото с rbth. А между Сталиным и Хрущёвым был ещё и Георгий Маленков. Но всё же он был, а в истории вроде как стёрся. Попал под каток конкурентов. Его исключили из КПСС - это крушение карьеры. И вот тогда он высказался по всем эпохальным деяниям советских очковтирателей! Об этом расскажу в другой статье. Георгий Маленков тоже ангелом не был, на равных с соперниками дрался за мягкие кресла, в методах не стеснялся. Просто однажды победила не его группировка.
Экономический курс маленкова
Telegram: Contact @mk_ru | Лекция Юрия Алексеевича Маленкова "Критерии и методы оценки экономических результатов и эффективности стратегий". |
Экономический курс Маленкова. | Тегикак маленков предлагал изменить некоторые приоритеты развития советской экономики, экономическая реформа маленкова предусматривала, сравните программы экономических преобразований маленкова и хрущева, маленков что сделал для страны кратко. |
Эволюция советской экономики 1950-1960 годов. Часть 1: реформы Маленкова | Предложения Маленкова не вязались с курсом преимущественного развития тяжелой промышленности. |
Экономическое и социальное развитие в 1953–1964 гг.
За первые пять лет было освоено 42 миллионов га. Повышены цены на сельхозпродукцию, списаны долги прошлых лет, в несколько раз увеличены государственные расходы на социальное развитие села, отменен налог на личное подсобное хозяйство и разрешено увеличить его размеры в 5 раз. В результате объемы сельхозпроизводства увеличились. За 1953-1958 гг. Однако партийно-государственный контроль за развитием сельского хозяйства не был подорван. Быстрое улучшение благосостояния крестьян породило у партийно-государственной номенклатуры опасения о возможном «перерождении крестьян в кулачество».
В 1958 г. По инициативе Хрущева были изменены критерии планирования в сельском хозяйстве, колхозы получили право вносить изменения в свои уставы. В результате за 1953-1958 гг.
Но уже в середине 50-х гг. С целью решения продовольственной проблемы были увеличены площади под кукурузу: с 18 млн га в 1955 г. Кукурузу повсеместно сажали вплоть до северных районов в принудительном порядке, часто вместо ржи и пшеницы. Обнинске,в 1959 г. В 1957 г. Гагарин стал первым в мире человеком, осуществившим полёт в космос. Быстрыми темпами развивалась машиностроение, нефтехимическая промышленность, электроэнергетика. Административно-экономическая реформа.
Хрущев попытался провести децентрализацию управления промышленностью, создать новую организационно- хозяйственную структуру, построенную на управлении промышленностью не по отраслевому через министерства , а по территориальному принципу. В целях ограничения возможности вмешательства местных партийных аппаратов в хозяйственную деятельность были созданы совнархозы, которые непосредственно подчинялись союзному министерству. Социальная политика.
Налог с приусадебных участков колхозников был переведен с прогрессивной ставки на твердую и уменьшен вдвое, что стимулировало производство «индивидуального сектора». Были снижены нормы поставок мяса, молока, яиц и шерсти, а закупочные цены на продовольствие увеличены. Это позволило увеличить оплату за трудодни в колхозах. Благодаря всему этому крестьянство получило стимулы к лучшей работе, уверен Шубин. Но эти меры могли сказаться со временем, а продовольствие нужно было поставлять в города сейчас. Так что политика Маленкова имела довольно противоречивые последствия. В деревне стали жить действительно лучше, а что касается города, то там как раз возникали перебои со снабжением. Крестьянин наконец начал «есть блинки», а город стал получать несколько меньше. Это естественные последствия перераспределения средств в бюрократическом хозяйстве.
В системе советского пенсионного обеспечения пенсии за выслугу лет получали учителя, врачи, а также некоторые другие педагогические и медицинские работники. В число пенсионеров за выслугу лет входили также отдельные категории работников Главного управления гражданского воздушного флота, зоотехники и ветеринарные работники, творческие работники некоторых театрально-зрелищных учреждений. Данные пенсии назначались независимо от возраста и состояния трудоспособности. Гражданам, имевшим особые заслуги перед советским государством в области революционной, государственной, общественной, хозяйственной, военной или культурной деятельности, назначались персональные пенсии союзного или республиканского значения мужчинам по достижении 55 лет, женщинам - 50 лет. По особым правилам осуществлялось пенсионное обеспечение генералов, адмиралов и офицеров, а также работников науки. Наглядное представление о числе лиц, получавших пенсии по различным основаниям в период с 1953 по 1955 г. Таблица 2 Численность и состав получателей государственных пенсий с 1953 по 1955 г. Действовавшее пенсионное законодательство усложнялось еще и тем, что, кроме системы пенсий по социальному страхованию для рабочих и служащих, существовал ряд других систем пенсионного обеспечения. Например: пенсии по социальному обеспечению для военнослужащих рядового состава, пенсии по кооперативному страхованию для членов артелей, пенсии работникам государственного контроля и др. Условия и нормы пенсионного обеспечения по всем этим системам существенно различались. В 1954 г. Каждый вариант проекта предусматривал повышение размеров отдельных видов пенсий, но при этом не менял пенсионное законодательство в целом. Первый вариант, представленный в марте 1954 г. В расчетах к этому варианту проекта учитывались 12 727 400 пенсионеров всех категорий. Дополнительные расходы в связи с повышением пенсий предусматривались в сумме 394,83 миллиона рублей, то есть в среднем каждый пенсионер получал прибавку в размере 2 руб. В мае 1954 г. Минимальный размер пенсий по старости поднимался до 30 руб. Кроме того, «майский» вариант увеличивал размер пенсий инвалидам Отечественной войны I и II группы, но при этом сокращал «мартовскую» прибавку к пенсиям военнослужащих-инвалидов III группы, инвалидность которых не была связана с пребыванием на фронте. Незначительно повышались пенсии семьям военнослужащих, погибших на фронте. Общий дополнительный расход на выплату пенсий по второму варианту проекта при прежней численности пенсионеров составлял 503,84 миллиона рублей. Таким образом, в среднем каждая пенсия увеличивалась на 3 руб. Третий вариант проекта был представлен в августе 1954 г. Он отличался от первых двух тем, что в общую численность пенсионеров включались инвалиды гражданской и империалистической войны и их семьи, а также некоторые другие группы пенсионеров, обозначенные в расчетных документах как «прочие пенсионеры». По этому варианту расчетная численность пенсионеров составляла 12 853 400 человек, а общие дополнительные расходы исчислялись в сумме 515,09 миллионов рублей, то есть на каждого пенсионера в среднем приходилось дополнительно в месяц 3 руб. Архивные материалы не дают возможности назвать конкретные причины, по которым проект был отклонен, так как архивное дело имеет явные следы изъятия отдельных документов. Но главное заключалось в том, что предложенный проект не устранял изъянов в существовавшей модели социального обеспечения и не отвечал потребностям реформирования социальных связей. Осенью 1954 г. Основные задачи пенсионной реформы были сформулированы следующим образом: упорядочить государственное пенсионное обеспечение трудящихся, повысить низкие размеры пенсий, устранить излишества и упростить законодательство. Эти задачи были частично реализованы в проекте «Закона о государственном пенсионном обеспечении», направленном Н. Хрущёву 19 марта 1955 г. Между тем, он представляет несомненный интерес, поскольку свидетельствует о попытках формирования новой концепции советской социальной политики, которая отражала «социальный курс» Маленкова. У нас нет прямых доказательств, что проект разрабатывался под непосредственным руководством Маленкова, тем не менее, мы можем уверенно идентифицировать этот законопроект с его именем. Основанием для такой идентификации служат следующие факты: во-первых, разработка нового пенсионного законодательства велась в тот период, когда правительство возглавлял Маленков. Во-вторых, министр социального обеспечения мог получить задание по подготовке законопроекта только от председателя Совета Министров. В-четвертых, законопроект содержал такие новации, которые ни один рядовой член правительства не рискнул бы вынести на обсуждение без предварительного согласования с высшим руководством страны. Нам точно известно, что Хрущёв не принимал участия в подготовке данного законопроекта и, скорее всего, даже не знал о том, что такая работа ведется. Эти и некоторые другие факты позволяют с уверенностью утверждать, что автором концепции проекта «Закона о государственном пенсионном обеспечении» был именно Маленков.
Эволюция советской экономики 1950-1960 годов. Часть 1: реформы Маленкова
1. Экономический курс Г.М. Маленкова После смерти Сталина новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (1953-1955 гг.). Он заключался в социальной переориентации экономики. Тегикак маленков предлагал изменить некоторые приоритеты развития советской экономики, экономическая реформа маленкова предусматривала, сравните программы экономических преобразований маленкова и хрущева, маленков что сделал для страны кратко. Отказ от курса Маленкова привёл к тому, что перекос на преобладание тяжёлой промышленности в структуре экономики сохранялся. Экономический курс Маленкова был настороженно воспринят партийно-хозяйственной элитой, воспитанной на стереотипе «тяжелая индустрия — любой ценой». Именно Г. Маленков смог сформировать тот сталинский аппарат, который управлял страной в период её самых больших свершений во всех сферах её жизни. ический курс Маленкова.
Экономический курс Маленкова.
Курс на Восток, развитие экспортных коридоров, поддержка частного бизнеса, цифровизация и аграрная независимость: как развивается экономика России сегодня Предлагаем пройти небольшой тест для определения уровня вашей экономической подкованности. Выступление маленкова с новой экономической программой в каком году. 1.1. Экономический курс Г.М. Маленкова После смерти Сталина новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (1953-1955 гг.). Он заключался в социальной переориентации экономики. Г. В. Маленков В н. 50 -х гг. неэффективность экономической системы стала очевидной.