это значит разговор по делу, без лишней болтовни, в результате которого получен конкретный результат, достигнуты договоренности. Итогом такого диалога является формирование чувства конструктивного осознания и единой точки зрения между участниками разговора.
Войти на сайт
Глибинное проникновение в точку зрения другого может привести к тому, что мы научимся видеть вещи под другим углом и откроем для себя что-то новое. Конструктивный диалог - это тот элемент общения, который открывает двери для новых идей и решений. Он стимулирует креативность и инновации, заставляет нас думать глубже и шире. Больше не просто задаем вопросы, но и стремимся понять, что у нас в голове у нашего собеседника. В результате возникает новое, более полное и глубокое понимание. Разумеется, конструктивный диалог требует усилий и навыков.
Он требует оставить свои предубеждения и предвзятости, быть открытым и уважительным к мнениям других. Это может быть сложно, но именно так настоящее общение становится возможным. Именно так оно может приносить наилучшие результаты, ведь в таком общении каждый видит ценность во взгляде другого. В центре конструктивного диалога всегда находится стремление к общему пониманию. Это не обсуждение с победителями и проигравшими, а окно в креативное развитие и совместное решение проблем.
Оно вызывает больше сопереживания и сочувствия, делает нас более активными слушателями и видителями. Это помогает оставаться сфокусированным, терпеливым и открытым для нового. В нашем быстро меняющемся мире способность к ведению конструктивного диалога становится все более важной.
Уважение к партнеру Если вы относитесь к человеку без уважения, то и не стоит ждать от него другого отношения.
Часто такой подход вызывает нежелание идти на компромиссы, и желание сделать все наперекор. Вы должны принять, что ваш партнер имеет право быть другим, он не похож на вас. Он может иначе видеть ситуацию и действовать тоже. Пока вы это не поймете, все намерения будут распознаны как попытка контролировать и заставить принять собственное мнение.
Это вызовет обратную реакцию. К примеру, если вы будете постоянно заставлять мужа что-то делать, он не просто этого не сделает, но еще и станет игнорировать. Составляющая вторая. Примите свои ограничения Семейное общение Вы должны четко обозначить границы собственной ответственности, и другого человека.
Не стоит лезть в чужую зону, у вас есть собственные обязанности и вы должны их выполнять. В остальном дайте свободу партнеру и не контролируйте его во всем. Составляющая третья. Никого не обвиняйте Понятно, что если сказать человеку, что он козел, то в свою защиту он найдет массу аргументов указать, что вы сам такой.
Пока у вас будут преобладать взаимные обвинения, вряд ли у вас получится конструктивный диалог. Так что, если вы хотите продуктивный диалог и выразить свои эмоции, то называть человека козлом не стоит, если конечно, вам не все равно какими будут отношения.
Так что, если вы хотите продуктивный диалог и выразить свои эмоции, то называть человека козлом не стоит, если конечно, вам не все равно какими будут отношения. Но, если отношения сохранить хочется, то найдите другой подход. Называется она, кстати, «Я-послания». Это высказывание собственных эмоций и чувств, но без оценки действий партнера. То есть, вы можете его, конечно, обвинить в том, что он к вам никогда не прислушивается.
Но только реакция будет не та, что вы ожидаете. Вы же обвиняете человека, так он будет защищаться. Он скажет, что слушает вас всегда и вчера было по вашему, к примеру. А вот если сказать, что когда он не позвонил вам стало обидно, потому что пришлось переделывать все планы, да и ощущение ненужности сильно задевает. В таком случае вам придется признать, что вы нуждаетесь в вашем партнере и реакция будет совсем иная. Составляющая четвертая. Будьте искренними Будьте искренними Люди закрываются внутренне и отказываются от сотрудничества, когда чувствуют, что другой неискренен.
К примеру, если вы злитесь на кого-то, то нервничаете и потому неосознанно злость проявляется в вашем поведении. При этом, если вы говорите, что беспокоитесь за своего партнера, то такое поведение выглядит неестественно. Скорее всего, он решит, что вас захватили вали эмоции, чем желание помогать.
Это называется замещение. Схема убеждения: доказательство несостоятельности идей собеседника, путем демонстрации отрицательных качеств; демонстрация положительных черт вашей идеи. В противном случае собеседник может согласиться с вашими аргументами, но поступить согласно своему видению. Конструктивная критика Конструктивный разговор — что это? Думаем, с этим вопросом мы уже разобрались.
Теперь пришло время рассмотреть понятие «конструктивная критика», поскольку она неразрывно связана с конструктивным разговором. Как вы уже могли понять, конструктивная — это взвешенная и аргументированная критика, в которой отсутствуют оскорбления и прочие признаки деструктива. Если вы хотите, чтобы человек принял к сведению ваши замечания и исправил свои ошибки, в вашей критике должна отсутствовать какая-либо агрессия. Наоборот, разговор должен проходить в позитивном тоне. Структура конструктивной критики: Похвалить. Теперь разберем это все на примере. Допустим, что вы начальник отдела. Один из ваших подчиненных, который ранее никогда вас не подводил, не выполнил рабочий план.
Представим, что его зовут Игорь. Как же действовать в такой ситуации? Начните с положительной оценки. Пример: «Игорь, за прошлые месяцы ты показал хорошие результаты. Благодаря тяжелому труду и упорству ты стал одним из лучших сотрудников нашего отдела». Услышав такие одобрительные слова, ваш подчиненный будет готов к обсуждение моментов, которые следует доработать. Обсудите то, что требует изменений и улучшений. Пример: «При этом, тебе еще есть куда расти.
В этом месяце ты выполнил план только наполовину. Давай обсудим, что ты можешь сделать для того, чтобы в следующем месяце улучшить этот показатель». Завершите разговор на позитивной ноте. Пример: «Думаю, с твоими способностями тебе не составит особого труда решить эту проблему». На этом мы предлагаем закончить нашу статью. Теперь вы знаете, что означает конструктивный разговор, и как его стоит вести личной жизни и на работе. Надеемся, что наша публикация была вам интересна и вы узнали немало познавательной информации! Психологические нормы Существуют определенные правила, касающиеся психологической ситуации общения.
Обычно их называют принципами конструктивного диалога. Рассмотрим основные ниже. Принцип равной степени безопасности общения для обоих участников диалога значит невозможность и нежелание причинить какой-либо вред или ущерб партнеру по информационному обмену. Принцип децентрической направленности. Общение ведется с целью получения процветания дела, которое обсуждается. Поэтому недопустимо во время конструктивного диалога помышлять о причинении вреда этому самому общему заданию ради эгоистических интересов одной из сторон. Принцип адекватности сказанного воспринятому. Недопустимо намеренно искажать смысл предаваемой в коммуникации информации для искажения позиции оппонента.
Что значит конструктивный диалог: важно не то, что говорит один из собеседников, а то, как его понимает другой; за точность коммуникации ответственен отправитель сообщения, поэтому люди, которых неправильно поняли, сами в этом виноваты. Неслыханно повезло встретить такого человека — лучшего в мире, самого замечательного, доброго, умного, нежного… Помните? Волнующие первые свидания миновали. Потом вы узнали его лучше, и он стал почти родным. Вот уже и свадьба отшумела. Жить бы теперь счастливо до старости и готовиться умереть в один день, как положено. Но нет, оказывается, несравненный ваш имеет дурацкую привычку ковырять в носу, включать на полную громкость Amatory и проигрывать деньги, которые вы копили на отпуск, в интернет-казино. Логично, что вы делаете ему замечания.
Замечания перерастают в дружескую перепалку. Спор разрастается, превращаясь в ссору.
Путин заявил, что РФ открыта к диалогу со всеми, кто желает справедливого мира
Так собеседник видит, что вы воспринимаете его слова, анализируете сказанное. Но важно соблюдать грань — чувствовать момент, в который можно задать уточняющий вопрос. Если вы несколько раз перебьете человека, в спешке желая раскрыть тему, то можете показаться поверхностным и нетактичным собеседником. Техника пассивного слушания. Вы также внимательно слушаете о чем говорит человек, но задаете вопросы реже. Данный формат общения больше походит на монолог. Вы ждете, пока собеседник полностью выразит свою мысль и только после этого начинаете дискутировать на тему сказанного. В процесс слушания важно давать человеку понять, что вы действительно понимаете о чем речь — кивать, коротко соглашаться, по возможности отмечать ключевые моменты — записывать тезисы на бумаге или в смартфон. Техника эмпатического слушания. Подразумевает полное погружение в ситуацию собеседника. Вы моделируете в голове положение, в котором он оказался, и стараетесь понять его мотивы поступков, точку зрения и т.
Данная техника подходят для людей с высокой чувствительностью, развитой эмпатией. Чем отличается конструктивное и деструктивное общение? Выше мы рассматривали способы и приемы конструктивного общения: профилактика конфликтности важна для предотвращения возникновения барьеров в диалоге. Деструктивное деловое общение ведет к конфликту, иногда доходящему до неприязни или вражды. Основное отличие заключается в базовом понятии каждого из видов общения. Конструктивное — настроено на получение ответов, заключение сделки, договора или решении определенной проблемы. Деструктивное общение — совершенно противоположно. Оно направлено на развитие конфликта, ухудшение отношений. Иногда деструктивный метод используется для манипуляции или провокации, с целью вывести собеседника из себя, тем самым навредив его репутации. Критика Критика — весьма эффективный инструмент для роста.
Если человеку постоянно твердить, что его деятельность исключительно хороша, то он застрянет на одном уровне и перестанет развиваться. Но критиковать необходимо конструктивно — только в этом случае будет положительный результат. Есть ряд правил, благодаря которым критика будет эффективно работать: Отделять человека от его деятельности работы, поступка. Самое важное правило — никогда не критикуйте самого человека. Здесь работает — конструктивная функция педагогического общения, поскольку в детском возрасте психика только формируется, нужно критиковать за проступок, но и напомнить, что хуже вы к ребенку из-за этого не относитесь. Важно дать понять человеку — вы не переходите на личность, а даете критическую оценку конкретному действию. То же самое и с работой. Если друг попросил вас оценить его рисунок — важно ответить честно, но акцентировать внимание на том, что вы критикуете работу, а не лично его. Компетенция в области критики. Чтобы критиковать фильм — не обязательно снять свой.
Но иметь базовые знания о структуре сюжета, проработке персонажей и их мотивации , внутреннем и внешнем конфликте в произведении — полезно. Критика должна быть обоснованной, необходимы критерии, по которым идет оценка. Предлагать пути решения.
А это значит, что по итогу диалога у человека остаются одни только положительные или отрицательные эмоции. Читайте также: По каким признакам можно распознать симпатию парня в школе Вам будет интересно:Капец — это… Значение слова Характерной чертой конструктивного разговора является обоюдное желание достичь взаимопонимания, и пока эта цель не будет выполнена, собеседники будут продолжать общаться. Это значит, что по завершению такого диалога у человека должна измениться точка зрения по поводу определенного вопроса. Принципы речевого общения Для того чтобы общение не было бессмысленным и пустым, необходимо знать правила и принципы общения. К ним относятся: количество, качество, отношение и способ. Высказывание должно содержать не больше и не меньше информации, чем требуется. Высказывание должно быть правдивым, с достаточным количеством обоснований. Не отклоняйтесь на другие темы. Выражайте свои мысли ясно, избегайте неоднозначности, будьте краткими и организованными. К правилам речевого оборота можно отнести также принцип коммуникации. К этому принципу относятся: такт, великодушие, одобрение, скромность, согласие и симпатия. Такт Такт относится к границам личных сфер. Необходимо соблюдать дистанцию между собеседниками. Не стоит говорить о цели разговора, если оппонент ее не озвучил, а также избегайте тем о личной жизни и вкусах. Великодушие Старайтесь формулировать свои предложения, избегая вынужденного принуждения. Оппонент должен иметь возможность отказаться от него. Одобрение Взгляды людей, ведущих диалог, должны совпадать, быть позитивными в отношении. Различное видение значительно затрудняет достижение собственных целей. Скромность Необходимо пресекать излишнюю похвалу в свой адрес и обладать реалистичной, объективной самооценкой. Завышенная самооценка может негативно повлиять на достижение результата. Согласие Собеседники должны отказаться от конфликта для решения поставленной цели. Симпатия Обращение к оппоненту должно быть благожелательным. Отсутствие благожелательности делает конструктивный диалог невозможным. Соблюдение правил и принципов не является абсолютным. Но они позволяют достичь позитивного коммуникативного климата, потому что эффективность передачи информации увеличивается в атмосфере доверия и благожелательности. Уважение к собеседнику Часто по самым разным причинам оживленная беседа прерывается, повисает долгая неловкая пауза. В такой ситуации бывало абсолютное большинство. Люди, интересующиеся вопросами общения, отмечают, что многие в таком случае начинают почти рефлекторно «нести околесицу» для того, чтобы заполнить коммуникативную пустоту. Это большая ошибка. Зачем тратить время — и свое, и оппонента — на пустые, лишенные смысла речи, которые не могут приблизить к познанию истины? Выход из данной ситуации гораздо проще. Если обе стороны согласны с тем, что полемика окончена, и им обоим больше нечего сказать, то лучше попрощаться и разойтись, ибо цель достигнута. Беседа закончена. В коротких паузах нет ничего плохого. Они помогают оппонентам «разложить по полочкам» усвоенную информацию, чужое мнение и его доказательства, а также подготовить свои контраргументы. Паузы позволяют собраться с мыслями. Вот почему от маленьких передышек обоим собеседникам бывает только польза. Читайте также: Как эффект незавершенного действия влияет на нашу жизнь? Перечисленные выше правила — далеко не полный перечень законов, по которым мастера эристики ведут спор. Это искусство позволяет изучившему огромный свод его правил, законов и древнегреческих «лайфхаков» практически со стопроцентной вероятностью убеждать собеседника в чем угодно, подталкивать людей к каким угодно выводам и действиям. Психологические нормы общения Психологические нормы общения включают следующие принципы: принцип равной безопасности; принцип нецентрической направленности; принцип адекватности. Принцип равной безопасности заключается во взаимном уважительном отношении собеседников друг к другу. Запрещается использовать оскорбления, ярлыки, грубые выражения, обидные слова, презрение и насмешки. Принцип нецентрической направленности означает направление всех сил участников на решение проблем. Вместо защиты амбиций и эгоистических интересов. Принцип адекватности основывается на правильном восприятии того, что сказано, а также на правильном озвучивании мысли. При ведении конструктивного диалога главное, чтобы партнер по диалогу понимал то, что вы говорите. Потому что за понимание смысла ответственен отправитель сообщения. Возможные препятствия Главным фактором, мешающим конструктивной беседе, является оценочное суждение. Очень трудно быть всегда уверенным в единых взглядах с собеседником, поэтому говорить необходимо фактами, без аргументов за или против. Старайтесь вести беседу так, чтобы человек пожелал сам реализовать ваше желание. При отсутствии у партнера по диалогу желания делиться информацией, не устраивайте допрос, это может привести к возникновению спора. Не убеждайте человека в том, что его поступки объясняются страхом, ревностью или другими эмоциями, это может вызвать обиду на вас и спровоцировать приступ агрессии. Если собеседник видит проблемы в разрешении ситуации, то проявите уважение к его чувствам и переживаниям. Даже при отсутствии у вас интереса к теме собеседника, проявите такт и постарайтесь не перебивать его. Не демонстрируйте свое превосходство над собеседником, даже если на то имеете основание. Формулируйте предложения в виде просьбы, а не приказа. Это стимулирует у собеседника появление желания помочь. Что еще может препятствовать конструктивному диалогу: обсуждение событий, которые уже произошли; выбор неправильного собеседника; желание изменить не ситуацию, а окружающих; препятствие в общении, основанное как на личной неприязни, так и на других причинах; избегание собеседника, из-за его возможного негативного влияния на ситуацию; невозможность воспринимать речь собеседника; семантический фактор: использование жаргона или сленга может отвернуть; неуверенность в себе. Конструктивная критика Конструктивный разговор — что это? Думаем, с этим вопросом мы уже разобрались. Теперь пришло время рассмотреть понятие «конструктивная критика», поскольку она неразрывно связана с конструктивным разговором. Как вы уже могли понять, конструктивная — это взвешенная и аргументированная критика, в которой отсутствуют оскорбления и прочие признаки деструктива. Если вы хотите, чтобы человек принял к сведению ваши замечания и исправил свои ошибки, в вашей критике должна отсутствовать какая-либо агрессия. Наоборот, разговор должен проходить в позитивном тоне. Структура конструктивной критики: Похвалить. Теперь разберем это все на примере. Допустим, что вы начальник отдела.
Надеюсь на продолжение нашего конструктивного диалога. Правила конструктивного диалога. Конструктивный и неконструктивный диалог. Подходы к переговорам. Партнерский подход к переговорам. Конфронтационный и партнерский подходы к переговорам.. Правила построения конструктивного диалога. Рекомендации для конструктивного общения. Тандемный принцип деятельности. Конструктивный диалог залог... Как строить конструктивный диалог. Конструктивный диалог на работе. Формы конструктивного диалога. Командная работа. Цитаты про командную работу. Командность в работе это. Примеры командной работы. Конструктивный диалог учителя и родителя. Конструктивный диалог в семье. Способы конструктивного общения. Методы конструктивного общения. Приемы неконструктивного общения. Конструктивное общение примеры. Основные приемы конструктивного общения. Как понять конструктивные переговоры. Конструктивный разговор. Как понять выражение конструктивный разговор. Конструктивно разговаривать. Конструктивный диалог рисунок. Плакат на тему конструктивный диалог. Условия конструктивного общения. Правила конструктивного общения. Принципы конструктивного общения.
В таких ситуациях на помощь приходит конструктивный разговор, который дает возможность найти взаимовыгодное решение и подсказывает направление для достижения той или иной цели. Многие ошибочно полагают, что конструктивное общение необходимо только в профессиональной деятельности. На самом деле, оно играет важную роль и в семейный отношениях. Вряд ли вы сможете решить проблему члена своей семьи, если будете прибегать к приемам деструктивного разговора. Как снять напряжение при общении Чрезмерная эмоциональность мешает ведению конструктивного общения. Напряжение во время беседы приводит к образованию конфликтов. Чтобы успокоить оппонента, психологи рекомендуют использовать следующие приемы: Если человек злится и агрессивно высказывается по какому-либо вопросу, тогда главная задача собеседника — продемонстрировать желание понять его точку зрения. Когда причина эмоционального напряжения кроется во внешних раздражителях, то нужно сделать все, чтобы их устранить. Не следует использовать в разговоре нападающую тактику. Если собеседник высказывает немало несправедливых обвинений, не нужно критиковать его в ответ. Пытаться оправдываться также нет необходимости. Самым разумным решением в этом случае является спокойное пояснение собственного мнения. Построение конструктивного разговора — задача не из легких. Только тот, кто научится договариваться и уважать точку зрения собеседника, обретет ценный коммуникативный навык общения с людьми. В чем разница между конструктивным диалогом и обычным разговором? Думаем, вы уже примерно понимаете, что значит конструктивный разговор или диалог. Но отсюда назревает другой вопрос: чем конструктивное общение отличается от общения обычного? Что же, давайте попытаемся разобраться. Главное отличие в этих понятиях заключается в цели, ради которой ведется беседа, и, конечно же, в стиле самого разговора. Суть конструктивной беседы заключается в упорядоченном нахождении истины, которая формирует мировоззрение человека. Разговор, в котором нет никакой цели, является обычной болтовней. Такая болтовня направлена только на обмен информацией между людьми. А это значит, что по итогу диалога у человека остаются одни только положительные или отрицательные эмоции. Характерной чертой конструктивного разговора является обоюдное желание достичь взаимопонимания, и пока эта цель не будет выполнена, собеседники будут продолжать общаться. Это значит, что по завершению такого диалога у человека должна измениться точка зрения по поводу определенного вопроса. Люди способны открыто обсуждать вопросы только в том случае, если видят, что собеседник внимательно вовлечен в разговор. Насмешки, крик, сарказм или банальная невнимательность просто-напросто отбивают желание общаться, и тем самым нарушают главную задачу конструктивной беседы — поиск результата, который устроил бы обе стороны. Это крайне простое правило, которое, к сожалению, соблюдается далеко не всегда. Некоторые могут сказать: «Я точно не такой. Я всегда слушаю собеседника». Возможно, это действительно так. Но «слушать собеседника» и «слышать собеседника» — это совершенно разные вещи. Чуть ниже мы поделимся с вами другими важными правилами, которые нужно знать каждому человеку, желающему научиться конструктивно разговаривать. Временные рамки Самое важное в решении той или иной проблемы — это ее своевременность. Очень часто люди начинают говорить о том, что уже произошло: «Вчера ты не вынес мусор»; «Ты должна была рассказать мне об этом сразу же после того, как это случилось»; «Тебе нужно было принести это еще неделю назад». Такие фразы не приведут к решению проблемы. Они приведут к тому, что человек начнет выкручиваться и искать оправдания. Читайте также: Субкультура и контркультура как разновидности культуры Помните о том, что прошлое нельзя изменить. Вы можете повлиять на настоящее и будущее. Разговор о прошлом будет уместен только тогда, когда вы разбираете ошибки, которые стоит избегать в будущем. Например, если ваш ребенок не делает вовремя уроки, необходимо для начала разобраться в корне проблемы: он не понял задание, не успел из-за загруженности другими предметами или же просто не захотел их делать? Выяснив изначальную причину проблемы, вы сможете предотвратить ее в дальнейшем. На какие замечание не следует обращать внимания Мы часто высказываем свое мнение, делаем это непроизвольно, не стремимся к тому, чтобы наша точка зрения была объективной. Порой мы вообще не желаем кому-то помочь, просто повествуем о своих мыслях, вкусах, опыте или увлечениях, также мы можем выплеснуть на коллегу шквал негативных эмоций. В настоящее время мы сильно подвластны критике, мы сталкиваемся с ней повсюду. В социальных сетях люди оставляют друг другу комментарий, одни носят позитивный характер, другие — агрессивный. Не стоит воспринимать их всерьез. На экранах наших телевизоров часто транслируются дебаты политических деятелей, которые несмотря на свой статус, впоследствии переходят на крик, а иногда и на личности. Сообщество ученых может разделиться из-за различных мнений на один конкретный вопрос. Не обращайте внимание на суждения, которые направлены, чтобы вас задеть или обидеть. Они неправдивы и необоснованны. В любой группе людей вы найдете своего единомышленника, который поддержит вас и даст ценные советы и рекомендации. Правильный выбор собеседника Подчиненные обговаривают между собой решения своего руководства: одних не устраивает уменьшение времени, отведенного на обеденный перерыв, других — кондиционер, который не работает в жару, третьих — отсутствие мусорного ведра в офисе, и т. Если они будут просто обсуждать это между собой, то так в итоге ничего и не добьются. С такими вопросами более конструктивно будет обратиться напрямую к своему начальству если есть конкретное предложение. Использование фактов Довольно часто нам приходится слышать следующие фразы: «Ты ничего в этом не понимаешь»; «Я уверена, что так будет правильнее»; «Я лучше знаю». С одной стороны, человек хочет придать вес своему мнению, но на деле же такие фразы абсолютно беспочвенны и не имеют под собой никакой аргументации. Так уже получилось, что люди не всегда умеет грамотно использовать имеющиеся факты. Например, на вопрос: «Почему нам стоит полететь отдыхать в страну «А», а не в страну «Б»? Эта фраза знакома многим семейным парам. Отдых в стране «А» более дешевый? Или же там лучше природа и условия? Никогда не забывайте о конкретике и аргументах! Почему мы так болезненно относимся к критикованию Множество проведенных исследований пришли к выводу, что похвала положительно влияет на результат, а вот разного рода замечания — негативно. На упреки мы реагирует острее и запоминаем их быстрее, чем комплименты. Одна из причин такого явления — эволюция. В эволюционный период мы научились оперативно давать реакцию на негативные раздражители. В дикой среде такие сигналы предвещают о смертельной опасности, поэтому необходимо резко откликаться на них, чтобы выжить. Сейчас все изменилось, но на неприятности мы реагируем также — эмоционально и сильно. Психолог Дарья Милай Записаться на прием Следующая причина, почему нас переполняют эмоции, когда нас кто-то критикует, — новый опыт.
Конструктивный диалог: особенности и правила построения
Президент Российской Федерации Владимир Путин заявил, что Россия готова вести конструктивный диалог со всеми, кто желает установления мира на принципах справедливости. Также не стоит повышать голос и вести конструктивный диалог с окружающими, дети имеют особенность перенимать модель поведения родителей. Неумение и нежелание вести конструктивный диалог приводят к тому, что энергия тратится на уничтожение оппонента, а не на то, чтобы договориться и решить, что и как нужно делать совместными усилиями.
Конструктивный диалог это что значит простыми
Умение конструктивно общаться и выстраивать диалог раскрывает потенциал команды, делая поставленные цели достижимыми, а решение рабочих вопросов &ndas. Неумение и нежелание вести конструктивный диалог приводят к тому, что энергия тратится на уничтожение оппонента, а не на то, чтобы договориться и решить, что и как нужно делать совместными усилиями. Президент Российской Федерации Владимир Путин заявил, что Россия готова вести конструктивный диалог со всеми, кто желает установления мира на принципах справедливости. Что означает конструктивный диалог.
Семь секретов эффективного диалога
это диалог, нацеленный на достижение определенного результата. Необходимость конструктивного диалога, как правило, диктуется не волей отдельных лиц, а реально сложившейся ситуацией, связана с решением жизненно важных проблем. Конструктивный диалог — это разговор людей о серьезных делах, проблемах, построенный на трезвом взгляде на реальность, цель которого — упорядоченное нахождение истины. Вести конструктивный диалог необходимо с холодным разумом, без чрезмерных эмоций и чувств. Излишние эмоции могут привести к потере контроля над ситуацией. С дейтвительностью, как и с человеком, можно сотрудничать, "вести конструктивный диалог", а можно бороться, стремясь победить, то есть конкурировать. Что вообще означает понятие «конструктивный разговор»?
Что значит вести конструктивный диалог?
При подобном подходе собеседник услышит критику без сопротивления. Иначе либо он ее вообще не услышит, либо возникнет агрессия, и беседа перерастет в конфликт. Если стараться придерживаться этих нехитрых умопостроений в диалоге, а также помнить, что перед Вами не враг, а вторая половинка, можно достичь бесконфликтного и конструктивного общения. Не сразу, но постепенно, тренируя свои позиции роли в диалоге, придерживаясь логики беседы и помня о доброжелательности в высказывании критических замечаний. Люди способны открыто обсуждать вопросы только в том случае, если видят, что собеседник внимательно вовлечен в разговор.
Насмешки, крик, сарказм или банальная невнимательность просто-напросто отбивают желание общаться, и тем самым нарушают главную задачу конструктивной беседы — поиск результата, который устроил бы обе стороны. Читайте также: 9 способов показать мужчине, что ты ему доверяешь согласно им самим Это крайне простое правило, которое, к сожалению, соблюдается далеко не всегда. Некоторые могут сказать: «Я точно не такой. Я всегда слушаю собеседника».
Возможно, это действительно так. Но «слушать собеседника» и «слышать собеседника» — это совершенно разные вещи. Чуть ниже мы поделимся с вами другими важными правилами, которые нужно знать каждому человеку, желающему научиться конструктивно разговаривать. Почему конфликты иногда полезны Возникновение спорных ситуаций в любом коллективе, в семье или на работе вскрывает противоречия и несовпадения между внешними, проговариваемыми факторами, и невербальной, скрытой информацией.
Вот несколько случаев, когда это может произойти: образование или жизненный опыт руководителя коллектива ниже показателей работников; интеллектуальный уровень группы существенно различается; незнание методов делового общения; стремление к силовым методам общения; несовпадение целей. Деструктивные процессы не приносят радости, но иногда бывают полезными: в конфликтной ситуации на поверхность выплывают внутренние противоречия в коллективе, скрываемые раздоры и недовольства. Если применять методы любую разрушающую отношения конфликтную ситуацию можно перевести в конструктивный разговор. Спор деструктивный — это борьба за злоба, потеря лица, напряжение, отсутствие решений проблемы.
Временные рамки Самое важное в решении той или иной проблемы — это ее своевременность. Очень часто люди начинают говорить о том, что уже произошло: «Вчера ты не вынес мусор»; «Ты должна была рассказать мне об этом сразу же после того, как это случилось»; «Тебе нужно было принести это еще неделю назад». Такие фразы не приведут к решению проблемы. Они приведут к тому, что человек начнет выкручиваться и искать оправдания.
Помните о том, что прошлое нельзя изменить. Вы можете повлиять на настоящее и будущее. Разговор о прошлом будет уместен только тогда, когда вы разбираете ошибки, которые стоит избегать в будущем. Например, если ваш ребенок не делает вовремя уроки, необходимо для начала разобраться в корне проблемы: он не понял задание, не успел из-за загруженности другими предметами или же просто не захотел их делать?
Выяснив изначальную причину проблемы, вы сможете предотвратить ее в дальнейшем. Пирамида Грэма Для наглядности покажите и прокомментируйте с учениками классификацию опровержений американского предпринимателя и программиста, автора многочисленных эссе Пола Грэма Paul Graham. Впервые эта пирамида была описана в 2008 году в эссе «Как правильно возражать». Грэм показал иерархию аргументаций от оскорбительных и неконструктивных до тех, которые содействуют продуктивности дискуссии.
Если движение вверх по иерархии снизит напряжённость дискуссии, то это пойдет большинству ее участников на пользу. Пол Грэм. Использована русскоязычная версия пирамиды из Википедии. Предложите ученикам привести примеры по каждому из семи уровней.
Правильный выбор собеседника Подчиненные обговаривают между собой решения своего руководства: одних не устраивает уменьшение времени, отведенного на обеденный перерыв, других — кондиционер, который не работает в жару, третьих — отсутствие мусорного ведра в офисе, и т. Если они будут просто обсуждать это между собой, то так в итоге ничего и не добьются. С такими вопросами более конструктивно будет обратиться напрямую к своему начальству если есть конкретное предложение. Типы и отличия конфликтов Психологи различают два типа споров: конструктивный; деструктивный конфликт.
При конструктивном подходе обязательно найдется выход из ситуации, который удовлетворит обе стороны. Благодаря творческому подходу к решению задачи улучшаются взаимопонимание и личностные отношения между людьми. Деструктивный — это конфликт, который не приводит к решению изначальной проблемы. Неумение и нежелание выслушивать оппонента, анализировать его доводы, установка на конфронтацию — все это приводит к разрушению отношений.
Характерной особенностью постсоветской культуры является привычка «сбрасывать» свою неудовлетворенность на ближайшее окружение. Возникновение «конфликтной цепочки» может начаться утром в транспорте или на улице, продолжиться на работе и закончиться дома в семье. Мелкие придирки, крики и обвинения приводят к соответствующей реакции: близкие люди чувствуют себя несчастными, нервными. Одна болезненная ситуация перетекает в другую, эмоции «взрываются» подобно вулкану, разрыв отношений неминуем… А всего лишь нужно было отстраниться от негатива и не тащить «мусор» с собой.
Использование фактов Довольно часто нам приходится слышать следующие фразы: «Ты ничего в этом не понимаешь»; «Я уверена, что так будет правильнее»; «Я лучше знаю». С одной стороны, человек хочет придать вес своему мнению, но на деле же такие фразы абсолютно беспочвенны и не имеют под собой никакой аргументации.
Не обсуждайте прошлое. Правильно выбирайте собеседника, чтобы обсудить ту или иную тему. Стройте свой диалог на подтвержденных фактах, чтобы собеседник больше проникся к вам доверием. Не забывайте про конструктивную критику. Особенно если вы начальник.
Люди, как правило, изначально не доверяют друг другу, что, в общем, вполне обосновано объективными причинами. Более того, они изначально настроены скорее на конфликт, чем на достижение единой позиции.
Неумение и нежелание вести конструктивный диалог приводят к тому, что энергия тратится на уничтожение оппонента, а не на то, чтобы договориться и решить, что и как нужно делать совместными усилиями. Результаты очевидны. Порочный круг, связанный с нетерпимостью к чужому мнению и невозможностью доказать свое, воспроизводится вновь и вновь. Между тем авторы некоторых научных работ по риторике теории речевой коммуникации утверждают, что наладить конструктивное сотрудничество между людьми, негативно относящимися друг к другу, невозможно, даже если они заинтересованы в этом и решаются скрыть свою неприязнь за формально вполне корректными речами. Истинные чувства будут проявляться в мимике, жестах, интонации - в том, что практически невозможно контролировать. О чем бы мы ни говорили с другим человеком, мы одновременно сообщаем ему наше отношение на всех уровнях так называемой невербальной коммуникации. Разве что разведчики, прошедшие специальную подготовку, могут в той или иной степени контролировать невербальный уровень. Однако и они время от времени проваливаются по той причине, что полностью подчинить себе бессознательные, непроизвольные реакции практически невозможно. По мнению психологов, человек, улавливая несоответствие между словами и невербальным рядом, между сознательной или бессознательной установкой другого человека и его поведением, начинает испытывать некоторое напряжение, диссонанс, чувство дискомфорта.
При этом, даже если разум и логика на стороне собеседника, чувство дискомфорта вызывает протест и, казалось бы нелогичную, интенцию к конфронтации, капризному упрямству. Опыт показывает, что общение наиболее эффективно тогда, когда этические и эмоциональные установки говорящего соответствуют содержанию произносимого текста. Исследователи, изучающие новые условия функционирования русского языка, отмечают действие в нашем обществе двух противонаправленных тенденций: появление чувства открытости друг к другу, чувства "общей судьбы", порождающего товарищескую солидарность, и усиление отношений враждебности, агрессивности, конкуренции. Часто в конкретных обстоятельствах доминирует именно вторая тенденция, что не способствует эффективности общения. Кроме всего прочего, в нашем обществе происходит смена системы ценностей, причем новая система еще не до конца сформировалась, пока нет жестких ценностных норм: так можно, а так нельзя, это честная конкуренция, это нечестная, налоги платить хорошо, а не платить - плохо речь не идет о законах, речь идет о том, насколько эти установки прижились в сознании конкретных людей, ведь закон на бумаге - это одно, а внутреннее осознание и принятие этого закона - совсем другое. На этом фоне у большинства людей сформировалось то, что в психологии называется экстернальным локусом контроля. Локус контроля - это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям неспособностям и усилиям. Экстернальный локус контроля свидетельствует о склонности приписывать причины своих неудач внешним факторам обстоятельствам, случайностям, проискам , то есть, иными словами, о безответственности. При интернальном локусе контроля человек принимает на себя ответственность за события, происходящие в его жизни, но это для большинства россиян нехарактерно.
Безответственность приводит к тому, что люди с легкостью дают обещания, делают безответственные же заявления, используют заведомо ложную и непроверенную информацию, применяют недоказанные аргументы, стремясь навязать свое мнение окружающим. Это также не способствует конструктивному диалогу. Негативные установки не могут привести к позитивному результату общения. На взгляд современных исследователей, наиболее продуктивной базой формирования позитивных нравственных установок для осуществления эффективной речевой коммуникации является этика ненасилия. Эта теория основана на постулате нравственной амбивалентности человека, которая неустранима и является основой человеческого бытия. Человек в равной мере является носителем добра и зла - двух противоборствующих начал, и проявляются они в его поступках нестабильно. Вступая в речевую коммуникацию, партнер должен активизировать добрые начала и блокировать негативные тенденции. Идеологи этики ненасилия сформулировали ряд принципов социального взаимодействия людей, которые должны соблюдаться и в практике речевой коммуникации. К ним относятся: отказ от монополии на истину, готовность к изменениям, диалогу и компромиссу, критика собственного поведения с целью выявления того, что в нем может питать и провоцировать враждебную позицию оппонента, анализ ситуации глазами оппонента, чтобы понять его и найти такой выход, который позволил бы ему сохранить лицо, борьба со злом, но любовь к людям, стоящим за ним, полная открытость поведения, отсутствие лжи, скрытых намерений, тактических хитростей.
Кроме этических основ речевого общения существуют принципы, созданные лингвистами - исследователями речевого общения. Правила эти исходят из того, что если люди все же начали говорить друг с другом, значит, они в равной мере заинтересованы в этом разговоре. Поэтому они должны приложить все усилия для того, чтобы разговор состоялся и не был пустым, бессмысленным. Принцип кооперации Грайса гласит: "Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель направление этого диалога". Более конкретные постулаты речевого общения делятся на четыре категории: количества, качества, отношения и способа. Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется. Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется. Не говори того, что ты считаешь ложным. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.
Избегай непонятных выражений. Будь краток избегай ненужного многословия. Будь организован. Для каждой из выделенных коммуникативных категорий можно провести простую аналогию из других, скажем, бытовых ситуаций. Если вы помогаете мне чинить машину, мне естественно ожидать, что ваш вклад будет не больше и не меньше того, который требуется: например, если в какой-то момент мне понадобятся четыре гайки, я рассчитываю получить от вас именно четыре, а не две и не шесть гаек. Мне естественно ожидать, что ваш вклад будет искренним, а не фальшивым. Если вы помогаете мне готовить торт, я не ожидаю, что вы подадите мне соль, когда мне нужен сахар. На каждом этапе совместных действий мне естественно ожидать, что вклад партнера будет уместен по отношению к непосредственным целям данного шага. Когда я замешиваю тесто, я не ожидаю, что вы подадите мне книгу или кухонное полотенце хотя то же самое действие могло бы стать уместным на одном из более поздних шагов.
Мне естественно ожидать, что партнер даст мне понять, в чем состоит его вклад, и что он выполнит свои действия с должной скоростью. Конечно, участники речевого общения могут обойти тот или иной постулат, откровенно отказаться его соблюдать и тем самым ввести собеседника в заблуждение. Джон Лич описал еще один ведущий принцип коммуникации - принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда максим. Максима такта. Это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию между собеседниками. Поэтому не следует обсуждать цель, которую собеседник преследует в разговоре, если только он сам о ней не сказал. Кроме того, не следует затрагивать потенциально опасные темы частная жизнь, личные вкусы и т. Максима великодушия.
Это максима необременения собеседника, она предохраняет его от доминирования в ходе коммуникации. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой, предложение должно быть сформулировано так, чтобы его можно было отвергнуть не стоит делать предложений, от которых "вы не сможете отказаться". Максима одобрения. Это максима позитивности в оценке других. Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодействие, определяется не только позициями собеседников по отношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру и тем, совпадают ли эти позиции. Если оценка мира не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуникативной стратегии. Максима скромности. Максима неприятия похвал в свой адрес. Для успешной коммуникации необходима реалистическая, по возможности объективная самооценка.
Иное может повлиять на установление контакта. Максима согласия. Это максима неоппозиционности. Она предлагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи, а именно - сохранение предмета взаимодействия, снятие конфликта путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников. Максима симпатии. Это максима благожелательности, которая создает атмосферу для успешного предметного разговора. Недоброжелательность делает речевой акт невозможным. Принципы Грайса и Лича составляют основу коммуникативного кодекса, то есть сложной системы принципов, регулирующих речевое поведение сторон в ходе коммуникативного акта. Безусловно, вышеперечисленные постулаты, максимы и принципы не являются абсолютными.
Многие критикуют их за оторванность от реальных условий социальной действительности, то есть от реальных условий общения - если уж даже в Америке сомневаются в возможности применения этого коммуникативного кодекса, то что говорить о России? И тем не менее их соблюдение позволит создать позитивный коммуникативный климат, установить контакт в процессе общения, что необходимо для его эффективности - ведь известно, что количество передаваемой информации и ее точность увеличиваются в атмосфере доверия и открытости. А не этого ли мы добиваемся, говоря об эффективности использования 80 процентов рабочего времени руководителя? Но и это еще не все. Следует соблюдать еще ряд психологических норм общения. Принцип равной безопасности, предполагающий непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене. Запрещены оскорбительные выпады против партнера, попытки унизить его чувство собственного достоинства, ярлыки, грубые слова и выражения, обидные реплики, презрительный и насмешливый тон. Принцип децентрической направленности, означающий непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту амбициозных, эгоистических интересов.
Их следует направлять на поиск оптимального решения проблемы. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано. Непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла. Порой позиция оппонента намеренно искажается, "передергиваются" его слова, чтобы добиться преимущества в разговоре. Но главное, что следует помнить при организации речевой коммуникации: Суть не в том, что вы говорите, а в том, что понимает собеседник. Если вас неправильно поняли, в этом виноваты вы, поскольку именно отправитель сообщения несет ответственность за точную коммуникацию. Очень часто межличностные барьеры в коммуникации возникают из-за того, что разные люди вкладывают в одни и те же слова разный смысл. Это происходит не только из-за того, что значение некоторых ваших слов неясно, неизвестно собеседнику, но еще и потому, что понимание некоторых слов зависит от жизненного опыта для одного слово "доверие" значит одно, для другого - совсем другое, то же касается слова "справедливость" и прочих отвлеченных понятий. Поэтому если вы хотите установить контакт с человеком, желательно говорить с ним на одном языке.
В конце концов, ваша задача как правило не в том, чтобы он понял, что вы умнее, а в том, чтобы он понял, что и зачем вы говорите. И дело здесь не в красноречии с которым можно только родиться и не в ораторском искусстве которому в принципе можно научиться. Ведь не всякая ситуация общения является спланированной и подготовленной.
Кадр за кадром вы просматриваете снятый сюжет.
С чего все началось? Остановите запись в начале фрагмента. Вот человек, с которым вы конфликтовали. Как он вошел?
Какое у него было лицо? Какие движения? Возобновите просмотр. Что он говорит?
С какой интонацией? Почувствуйте его настроение. Почему он так себя ведет? А вот в кадре показались вы.
Как вы вошли? Какое лицо было у вас? Какие движения и поза? Что вы сказали?
С какими интонациями вы проговорили эти слова? Что вы чувствовали в этот момент? Что в ваших словах вызвало бурную реакцию у вашего партнера? Кадр за кадром вы внимательно просматриваете сцену от начала до конца.
Это всего лишь эпизод из фильма. Нравится ли вам ваше поведение, которое вы наблюдаете на видеопленке? Спокойно и бесстрастно проанализируйте свою роль. Выделите те слова и действия, которые не следовало бы говорить и делать.
Почему вы все же это сделали? Не смогли сдержать себя и вовремя остановиться? Преувеличили причину конфликта? Вы перенесли на партнера свое раздраженное состояние?
После «просмотра» сцены конфликта подумайте, какие техники общения надо было выбрать при диалоге? Что следует изменить в себе и своем взаимодействии с окружающими для того, чтобы меньше конфликтовать в дальнейшем с людьми и стать более гибким, терпеливым и доброжелательным в общении. Убеждать Конструктивное общение помогает развитию осознанного понимания необходимости действий для достижения результата. Для этого нужно сформировать у него ваше видение ситуации.
Человек должен прийти к выводу, что сделать нужно так, как вы от него хотите. Первый этап убеждения — вытеснение. Оно заключается в опровержении аргументов вашего оппонента, доказательстве несостоятельности его убеждений. После опровержения необходимо внести в его сознание свои аргументы.
Это называется замещение. Схема убеждения: доказательство несостоятельности идей собеседника, путем демонстрации отрицательных качеств; демонстрация положительных черт вашей идеи. В противном случае собеседник может согласиться с вашими аргументами, но поступить согласно своему видению. Принципы речевого общения Для того чтобы общение не было бессмысленным и пустым, необходимо знать правила и принципы общения.
К ним относятся: количество, качество, отношение и способ. Высказывание должно содержать не больше и не меньше информации, чем требуется. Высказывание должно быть правдивым, с достаточным количеством обоснований. Не отклоняйтесь на другие темы.
Выражайте свои мысли ясно, избегайте неоднозначности, будьте краткими и организованными. К правилам речевого оборота можно отнести также принцип коммуникации. К этому принципу относятся: такт, великодушие, одобрение, скромность, согласие и симпатия. Такт Такт относится к границам личных сфер.
Необходимо соблюдать дистанцию между собеседниками. Не стоит говорить о цели разговора, если оппонент ее не озвучил, а также избегайте тем о личной жизни и вкусах. Великодушие Старайтесь формулировать свои предложения, избегая вынужденного принуждения. Оппонент должен иметь возможность отказаться от него.
Одобрение Взгляды людей, ведущих диалог, должны совпадать, быть позитивными в отношении. Различное видение значительно затрудняет достижение собственных целей. Скромность Необходимо пресекать излишнюю похвалу в свой адрес и обладать реалистичной, объективной самооценкой. Завышенная самооценка может негативно повлиять на достижение результата.
Конструктивный диалог — решаем конфликты без ссор
В некоторых случаях избыточно осторожные привычки постепенно приводят людей к роли жертвы, так как они отказываются менять свою ситуацию или себя, хотя при правильном подходе они могли бы сравнительно легко добиться позитивных изменений. Купить рекламу Отключить Однако стратегия поведения «Черепахи» может быть разумным шагом, если конфликт не затрагивает непосредственные интересы человека или его участие в конфликте не отражается на его развитии. Такой шаг может также привлечь внимание к запущенной проблеме. С другой стороны, такое поведение может подтолкнуть противника к повышению требований или отказу от участия в совместном поиске решений, а также может привести к увеличению проблемы. Часто избегание конфликта используется как сознательное или бессознательное наказание, направленное на изменение отношения другой стороны к конфликту.
Стратегия поведения «Черепахи» приводит к тому, что истинные причины конфликта остаются нераскрытыми, и конфликт переходит на более глубокий и сложный уровень. Неразрешенный конфликт представляет опасность, так как оказывает влияние на подсознание и может проявиться в нарастающем сопротивлении в различных областях, вплоть до заболеваний. Тактические действия «Черепахи» включают: отказ от участия в диалоге с применением тактики демонстративного ухода; избегание использования силовых методов; игнорирование информации, предоставленной противником, недоверие к фактам и их непринятие; отрицание серьезности и остроты конфликта; систематическое затягивание процесса принятия решений, постоянное опоздание из-за страха сделать ответный шаг. Это приводит к упущению возможностей.
Характеристики личности, связанные с такой стратегией, включают: застенчивость в общении с людьми; нетерпимость к критике, воспринимаемой как личная атака; нерешительность в критических ситуациях, принятие позиции «Авось обойдется»; неумение предотвращать хаос и бесполезность во время беседы. Компромисс — "лиса" Компромисс — это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта. Плюсы и минусы такой стратегии состоят в том, что при компромиссе учитываются интересы всех сторон, и такое решение можно считать справедливым. Однако стоит помнить, что в большинстве случаев компромисс является лишь промежуточным этапом разрешения конфликта перед поиском решения, которое устроило бы обе стороны полностью.
Для данной стратегии характерно поведение, напоминающее лису, которое сочетает осторожность и хитрость. Этот тип поведения отличается сбалансированностью, взвешенностью и осторожностью. Личные связи и взаимоотношения имеют одинаковую значимость для данной стратегии. Однако слабым местом "Лисы" в конфликте с "Акулой" является ее стремление нормализовать отношения в любом случае.
Стратегия компромисса не требует анализа большого объема информации, и "Лиса» склонна обмениваться мнениями, но чувствует себя неуверенно, так как ее поведение зависит от уступок со стороны противника. Для достижения компромисса необходимы определенные навыки ведения переговоров, чтобы каждая сторона смогла получить что-то важное для нее. В таком решении проблемы предполагается, что какая-то конечная величина будет разделена, и в процессе раздела не удовлетворятся полностью потребности всех участников. Тем не менее, равномерное распределение часто воспринимается как самое справедливое решение, и если стороны не могут увеличить объем дележа, то равное использование имеющихся благ уже является достижением.
Однако недостатком стратегии компромисса является возможность одной стороны увеличить свои претензии, чтобы потом показаться щедрой, или сдать свои позиции намного раньше другой стороны. В таких случаях ни одна из сторон не будет придерживаться решения, которое не удовлетворяет их потребностям. Если компромисс достигается без тщательного анализа других возможных вариантов решения, он может оказаться не самым оптимальным способом разрешения конфликта. Тактические действия «Лисы» включают: торговлю и предпочтение людей, которые умеют торговаться; использование обмана и лести для подчеркивания не слишком выявленных качеств у противника; стремление к равному дележу и принципу «Всем сестрам — по серьгам».
Качества личности, характерные для «Лисы», включают: предельную осторожность при выражении оценок, критики и обвинений, совмещенную с открытостью. Эти качества являются неотъемлемой частью высокой культуры личности; осторожное отношение к критическим оценкам со стороны других людей; предпочтение мягких формулировок и красивых слов; желание убедить людей выражать свои мысли более мягко и неявно. Сотрудничество — "сова" При выборе данной стратегии участник стремится разрешить конфликт таким образом, чтобы все стороны выиграли. Он не только учитывает позицию другого участника, но и стремится достичь такого решения, которое удовлетворит и противоположную сторону.
Плюсы и минусы данной стратегии: стремление выслушать другого человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти решение, устраивающее все стороны, является необходимым в долгосрочных отношениях. Такой подход способствует развитию взаимного уважения, понимания и доверия, что делает отношения более прочными и стабильными. Если спорный вопрос важен для обеих сторон, такой подход к разрешению конфликта можно считать наиболее конструктивным. Однако следует отметить, что во многих ситуациях поиск решения, устраивающего обе стороны, может быть сложным, особенно если другая сторона не заинтересована в сотрудничестве.
В таких случаях процесс разрешения конфликта может быть длительным и трудным. Этой стратегии поведения в конфликте можно назвать «Совой", как символ птицы, издревле ассоциированной с мудростью и здравым смыслом. Она ожидает взаимного сотрудничества от противника. Основной принцип этой стратегии заключается в следующем: «Давайте оставим обиды в прошлом, я предпочитаю...
Стратегия сотрудничества направлена на конструктивное разрешение конфликта, фокусируясь на работе с проблемой, а не на самом конфликте. Она также честно взаимодействует с "Акулой", противопоставляя ей мирные средства и здравый смысл.
Власть защищает себя от любых посягательств: она говорит «да» или «нет». Как только на власть посягают, она скажет «нет». Неправильно: «Конечно, обязательно увеличит! Однако, у вас больше опыта в вашем бизнесе, и только вы сможете оценить пользу от внедрения. Тематический эгоцентризм Человек использует вашу информацию, чтобы поговорить для себя на актуальную тему. Или: - Здорово, а я вот вчера на рыбалке был. Таким образом вы не даете обратную связь человеку, не слушаете его.
Рекомендация: сначала примените пару раз методы техники активного слушания, показав обратную связь, а потом можете смело переходить к своему рассказу. Промежуточные нейтральные техники Они бывают позитивными или негативными в зависимости от ситуации. Безмолвное слушание. Имеется в виду действительно слушающий, а не погруженный в свои мысли. Когда эта техника негативна: - Когда собеседник долго рассказывает. В этом случае человек может оценить ваше молчание как игнорирование и невнимание. Техника поддакивания. Техника становится негативной, когда вы словами типа «угу», «так», «да», «неужели? Такая техника уместна только при разумном использовании в сочетании с другими позитивными техниками.
Техники активного слушания Показывают ваше внимание и заинтересованность, а также побуждают собеседника больше рассказывать, раскрывать больше информации. Необходимы для получения информации. Используются только в тех случаях, когда идет большой поток информации. Если вы применили технику и получили в ответ поток информации больший, чем сам вопрос, то вы попали в актуальность. Если же поток начинает сокращаться или оказался коротким, то необходимо прекратить использование техники: либо собеседник не хочет вам больше раскрывать информацию, либо по теме больше нечего рассказывать. Техники можно миксовать. Используется, когда в рассказе есть места, требующие пояснения. Для этого используются следующие префразы: «Скажите, пожалуйста, могу ли я уточнить…» «Можно ли более подробно рассказать о…» «Можно ли вас попросить пояснить вот этот момент…» Сослагательный оборот делает вопрос мягче, что для собеседника более комфортно, давая ему возможность отказать в ответ. Неправильно: «Ну и пусть увольняется, я считаю, что не нужно с ними церемонится, пусть помыкается по рынку».
Это техника игнорирования и эгоцентризма. Правильно: «Не подскажешь, а какие обязанности на нем висели? Вы предлагает водку в магазине, вам отвечают, что им не нужно. Неправильно: «Ну что вы? Это отличная водка, из чистейшего сырья». Снова проявление неуважения — техника игнорирования. Правильно: «Можно ли у вас уточнить, вы раньше реализовывали водку? Пересказ или перефразирование. Используется, когда в большом потоке информации нужно выделить ключевые моменты.
Для этого используются такие префразы как: 1. Неправильно: «А когда это было? Описание психологического состояния!!! Эта очень опасная и острая техника. Применяется в исключительных случаях. Ее применение чревато, но ее неприменение еще более чревато. Суть: вступив в контакт с человеком, вы видите, что лучше бы вы сегодня в контакт с ним не вступали плохое настроение, болеет и т. Что делать. Извините, если касаюсь личного вопроса, но у меня сложилось впечатление, что какие-то обстоятельства делают наш разговор для вас не совсем удобным.
Если бы вы сочли более удобным перенести его на другое время, я соглашусь с полным уважением и пониманием. После каждой фразы нужно делать паузы, чтобы человек мог в эти паузы выпустить пар. Важно учитывать, что пар будет не в вашу сторону, а в сторону обстоятельств. Не принимайте возможную агрессию на свой счет. Рассмотрим значение каждой фразы в предложении. Извините, если касаюсь личного вопроса. В данном случае вы позволили себе отклониться от роли, провели некий психоанализ, сделали выводы, коснулись чего-то личного, полезли туда, куда вас не просили, поэтому лучше заранее принести извинения У меня сложилось впечатление мне кажется. Делаете предположение, а не утверждение. Не правильно утверждать: «Я вижу, что вы расстроены».
Таким образом вы даете определение состоянию человека, основываясь на своем опыте и знаниях, хотя собеседник свое состояние может интерпретировать совсем по-другому. Какие-то обстоятельства делают наш разговор для вас не совсем удобным. Мы не обвиняем человека ни в чем, а просто предполагаем, что какие-то факты или обстоятельства мешают нормальному течению разговора. Вы фактически заранее говорите, что перенос будет уместен и даете человеку право принять решение. Собеседник, может отказаться. Бывает, что на самом деле говорить трудно, но возможно человеку неловко перенести встречу. Однако может случиться, что после начала беседы собеседник все-таки понимает, что не может конструктивно вести диалог и пользуется вашим предложением о переносе. Стандартная ошибка: «Я вижу, что у вас что-то произошло, давайте перенесем встречу». Вы сразу диагностируете ситуацию и принимаете сами решение о переносе.
Развитие мыслей собеседника! Если проводить технику неправильно, то может получиться техника игнорирования. Вы приезжаете к покупателю с предложением, но он говорит, что сейчас это неактуально, так как у них идет проект по завершению строительства объекта. На что вы развиваете мысль: «Если я правильно понимаю, то ориентировочно вопрос станет актуальным через 2-3 месяца? Развитие в том, что собеседник цифру не называл, а вы просто сложили то, что услышали и сделали вывод, который не далек от истины. Подведение промежуточных итогов. Применяется в сложных переговорах, в которых обсуждается многопараметровое соглашение. На переговорах одна сторона фиксирует все требования другой стороны, выстраивает структуру этих требований.
Противоположностью конструктива является деструктив. Если человек использует ненормативную лексику, оскорбляет, беспочвенно обвиняет других людей то есть занимается деятельностью, которая забирает время и ни к чему не приводит — это и есть деструктив. Негативные факторы в общении Ведение содержательной беседы не такая и сложная задача. Но, несмотря на это, люди нередко сталкиваются с препятствиями, которые мешают развить интересный разговор с собеседником. Среди основных факторов, негативно влияющих на общение, можно выделить: Читайте также: Скромность: украшает ли она человека? Наличие приказного тона. Используя слова в побудительном наклонении, человек неосознанно настраивает оппонента против себя. Для смягчения атмосферы диалога все приказы необходимо заменить просьбами. Пример: вместо «Принеси» следует использовать « Не мог бы ты оказать мне услугу и передать книгу? Мнимая конкуренция. Если человек делится своими успехами, значит, он хочет, чтобы за него порадовались. Многие люди в подобных ситуациях пытаются продемонстрировать собственные достижения, обесценив заслуги оппонента. Быть униженным никто не хочет, поэтому такая беседа быстро подойдет к концу. Быстрая смена темы беседы. Если рассказ собеседника навевает скуку, не следует говорить ему об этом или резко менять направление разговора. Отрицание проблем. Если переживания человека кажутся пустяковыми, не стоит об этом говорить собеседнику. Навязчивая «психотерапия». Не следует во время разговора производить диагностику мотивов поведения оппонента. Пример: «Ты ревнуешь», «Ты боишься». Даже если замечания оправданы, их присутствие в беседе может вызвать агрессию или обиду. Нетактичные и навязчивые вопросы. Если собеседник не желает делиться информацией, не следует уговаривать его. Давление на оппонента может спровоцировать конфликт. Оценочные суждения. Не всегда взгляды с оппонентом будут совпадать. Чтобы не спровоцировать скандал, в разговоре не следует использовать аргументы за или против. Основной упор лучше делать на факты. Несовместимость лексикона. Если человек использует большое количество сленга, жаргонов, собеседник может его не понять, поэтому продолжать односторонний монолог не захочется. ЧИТАТЬ Как перестать материться: способы приведения речи в порядок Конструктивный разговор: значение слова Зачастую мы общаемся с людьми для того, чтобы развлечься, приятно провести время и поделиться своими радостями и переживаниями. Но что делать в том случае, когда перед нами стоит сложная задача, требующая грамотного решения? В таких ситуациях на помощь приходит конструктивный разговор, который дает возможность найти взаимовыгодное решение и подсказывает направление для достижения той или иной цели. Многие ошибочно полагают, что конструктивное общение необходимо только в профессиональной деятельности. На самом деле, оно играет важную роль и в семейный отношениях. Вряд ли вы сможете решить проблему члена своей семьи, если будете прибегать к приемам деструктивного разговора. Как снять напряжение при общении Чрезмерная эмоциональность мешает ведению конструктивного общения. Напряжение во время беседы приводит к образованию конфликтов. Чтобы успокоить оппонента, психологи рекомендуют использовать следующие приемы: Если человек злится и агрессивно высказывается по какому-либо вопросу, тогда главная задача собеседника — продемонстрировать желание понять его точку зрения. Когда причина эмоционального напряжения кроется во внешних раздражителях, то нужно сделать все, чтобы их устранить. Не следует использовать в разговоре нападающую тактику. Если собеседник высказывает немало несправедливых обвинений, не нужно критиковать его в ответ. Пытаться оправдываться также нет необходимости. Самым разумным решением в этом случае является спокойное пояснение собственного мнения. Построение конструктивного разговора — задача не из легких. Только тот, кто научится договариваться и уважать точку зрения собеседника, обретет ценный коммуникативный навык общения с людьми. В чем разница между конструктивным диалогом и обычным разговором? Думаем, вы уже примерно понимаете, что значит конструктивный разговор или диалог. Но отсюда назревает другой вопрос: чем конструктивное общение отличается от общения обычного? Что же, давайте попытаемся разобраться. Главное отличие в этих понятиях заключается в цели, ради которой ведется беседа, и, конечно же, в стиле самого разговора. Суть конструктивной беседы заключается в упорядоченном нахождении истины, которая формирует мировоззрение человека. Разговор, в котором нет никакой цели, является обычной болтовней. Такая болтовня направлена только на обмен информацией между людьми. А это значит, что по итогу диалога у человека остаются одни только положительные или отрицательные эмоции. Характерной чертой конструктивного разговора является обоюдное желание достичь взаимопонимания, и пока эта цель не будет выполнена, собеседники будут продолжать общаться. Это значит, что по завершению такого диалога у человека должна измениться точка зрения по поводу определенного вопроса. Люди способны открыто обсуждать вопросы только в том случае, если видят, что собеседник внимательно вовлечен в разговор. Насмешки, крик, сарказм или банальная невнимательность просто-напросто отбивают желание общаться, и тем самым нарушают главную задачу конструктивной беседы — поиск результата, который устроил бы обе стороны. Это крайне простое правило, которое, к сожалению, соблюдается далеко не всегда. Некоторые могут сказать: «Я точно не такой. Я всегда слушаю собеседника». Возможно, это действительно так. Но «слушать собеседника» и «слышать собеседника» — это совершенно разные вещи. Чуть ниже мы поделимся с вами другими важными правилами, которые нужно знать каждому человеку, желающему научиться конструктивно разговаривать. Временные рамки Самое важное в решении той или иной проблемы — это ее своевременность. Очень часто люди начинают говорить о том, что уже произошло: «Вчера ты не вынес мусор»; «Ты должна была рассказать мне об этом сразу же после того, как это случилось»; «Тебе нужно было принести это еще неделю назад». Такие фразы не приведут к решению проблемы. Они приведут к тому, что человек начнет выкручиваться и искать оправдания. Читайте также: Субкультура и контркультура как разновидности культуры Помните о том, что прошлое нельзя изменить.
Утверждения вызывают сопротивление, в то время как вопросы вызывают ответы. Правило шестое. Чаще делайте паузы, особенно после вопросов, которые вы задали. Если вам сделали неразумное предложение или предприняли необоснованную атаку, самое лучшее - сидеть и не говорить ни слова. Если вы задали вопрос, на который получили неудовлетворительный ответ, просто ждите. Люди обычно чувствуют себя неловко в молчании, особенно если они не совсем уверены в справедливости своих высказываний. Молчание создает впечатление безвыходного положения, и другая сторона будет чувствовать себя обязанной выйти из него, ответив на ваш вопрос или выдвинув новое предложение. Итак, уяснив тактику ведения переговоров в случае, когда ваш партнер не настроен на конструктивный диалог, рассмотрим теперь тактику ведения переговоров, когда ваш партнер занимает более выгодную позицию. Переговоры с партнером, позиция которого сильнее, чаще всего вызывают тревогу и чувство неуверенности. Однако говорить о вашей более слабой позиции можно лишь условно. Партнеры всегда взаимосвязаны иначе они не сели бы за стол переговоров! Тактика ведения переговоров с более сильной стороной хорошо описана американскими психологами Роджером Фишером и Уильямом Юри. Приведем их отдельные рассуждения применительно к данному случаю переговорной практики. Имея дело с более сильным партнером, у вас может возникнуть соблазн приспособиться к его взглядам. Чтобы защитить себя от такого соблазна, следует заранее придумать самый плохой вариант, на который можно пойти, то есть установить свой «предел». Например, когда вы покупаете, пределом является наивысшая цена, которую вы можете уплатить. Если же вы что-то продаете, пределом является самая низкая приемлемая для вас цена. Предел - это позиция, которую вы не можете изменить. Когда предел установлен, легче сопротивляться нажиму и соблазнам момента. Однако установление предела снижает стимул к изобретению решений, которые моглибы согласовать различные интересы таким образом, чтобы это было выгодно обоим партнерам. Короче говоря, возникает вопрос: можно ли защитить себя от принятия нежелательной договоренности и одновременно предотвратить отказ от договоренности, на которую можно пойти? Оказывается можно, если у вас появится мера, которая даст возможность измерить любое предложенное соглашение. Эта мера - наилучшая из ряда имеющихся у вас альтернатива. Не подготовив никакой альтернативы возможному решению, вы необоснованно пессимистически оцениваете ситуацию, которая может возникнуть в случае провала переговоров. Если вы тщательно не продумали, что будете делать в этом случае, значит,вы ведете такие переговоры с закрытыми глазами. Однако нужна не всякая, а наилучшая из всех имеющихся у вас альтернатив возможному и невозможному для вас решению. Чем современнее ваша наилучшая альтернатива, тем больше у вас возможности улучшить условия любого переговорного соглашения. Знание того, что вы собираетесь делать, если переговоры не приведут к соглашению, придаст вам дополнительную уверенность в процессе переговоров. Прервать переговоры легче, если вы знаете, куда направляетесь. Чем сильнее ваше желание прервать переговоры, тем больше вероятность добиться желаемого результата. Тактика ведения переговоров непосредственно реализуется с помощью тактических приемов, позволяющих добиваться поставленной цели. До последнего времени на самых различных переговорах господствовал конфронтационный подход, реализуемый через позиционный торг. Поэтому при переговорах используются главным образом те тактические приемы, которые соответствуют ведению переговоров, либо основаны на конфронтационном подходе, либо вообще направлены не на решение проблемы, а на реализацию других задач переговоров, пропаганду, отвлечение внимания партнера и т. К числу тактических приемов, широко распространенных на всех этапах переговорного процесса, относится прием «уход, или уклонение от борьбы». Этот прием применяется, когда затрагиваются вопросы, нежелательные для обсуждения, или когда нежелательно давать партнеру точную информацию или однозначный ответ. Прием заключается в том, что партнера просят отложить рассмотрение того или иного вопроса, перенести его на другое заседание и т. При этом свою просьбу надо сопроводить убедительными аргументами. Прием «уход» может сыграть положительную роль, когда, например, необходимо согласовать вопрос с другими организациями или тщательно продумать, хорошо взвесить положительные и отрицательные моменты, связанные с принятием предложения партнера. Близки по смыслу к приему «уход» другие тактические приемы - «затягивание», «выжидание», «салями» по принципу нарезания колбасы тонкими кусочками. Эти приемы используются, когда хотят затянуть переговоры, чтобы прояснить ситуацию, получить больше информации от партнера и т. Более сложным тактическим приемом является прием «пакетирование». Он заключается в том, что к обсуждению предлагается не один вопрос или предложение, а несколько. При этом решаются две задачи. В первом случае в один «пакет» увязываются привлекательные и малоприемлемые для партнера предложения. Предполагается, что партнер, будучи заинтересованным, в одном или нескольких предложениях, примет и остальные. В другом случае добиваются принятия основных предложений путем уступок в малозначащих предложениях. Близким по смыслу к этому приему является прием «завышение требований». Он состоит в том, чтобы включить в состав обсуждаемых проблем пункты, которые потом можно безболезненно снять, сделав вид, что это является уступкой, и потребовать аналогичных шагов со стороны партнера. Причем эти пункты должны содержать предложения, заведомо неприемлемые для партнера. К ним же примыкает тактический прием «расстановка ложных акцентов в собственной позиции». Он заключается в том, чтобы продемонстрировать партнеру крайнюю заинтересованность в решении какого-то вопроса,который в действительности является второстепенным. Иногда это делается для того, чтобы, сняв этот вопрос с повестки дня, получить необходимые решения по другому более важному вопросу. Еще один тактический прием - «выдвижение требований в последнюю минуту». Если другая сторона очень заинтересована в контракте, она примет эти требования. Но иногда бывает так, что подписание контракта по этой причине откладывается или вообще срывается. Пытаясь изменить в свою пользу ход переговоров, никогда не следует прибегать к уловке, которую иногда позволяют себе наши представители на переговорах: они говорят, что кто-то предлагает им более выгодные условия сделки. В солидных деловых кругах это считается шантажом и бестактностью. Там принято считать, что каждый волен, выбирать себе самого выгодного компаньона, но должен делать это достойно, не оскорбляя других. Нередко бывает, что в процессе ведения коммерческих переговоров партнер оказывается манипулятором, то есть человеком, который пытается использовать оппонента и его личные особенности и «слабости» для достижения своих корыстных целей. Для этого он использует следующие приемы. Намеренный обман. Партнер утверждает нечто заведомо ложное. Однако в случае, если вы выражаете сомнение, он изображает обиду и даже оскорбление. Что же делать в этом случае? Прежде всего следует «отделить» данного человека от решаемой вместе с ним проблемы. Если у вас нет причин доверять ему, не делайте этого. Но это вовсе не означает, что вы должны назвать его лжецом. Переговоры должны продолжаться, но уже без доверия. Поэтому, когда вы почувствуете, что ваш партнер приводит фальшивые факты, не старайтесь сразу уличить его во лжи. Заявите такому партнеру, что вы ведете переговоры независимо от того, доверяете или не доверяете вы ему, и собираетесь проверять все его фактические заявления, поскольку это ваша принципиальная позиция на переговорах. Такого рода заявление всегда нужно делать в очень корректной форме с соответствующими в таком случае извинениями. Сомнительность намерений. Если намерение другой стороны выполнить соглашение сомнительно, то, выразив для приличия уверенность в ее честности и малой вероятности нарушения условий соглашения с ее стороны, внесите в договор пункты, обеспечивающие выполнение обязательств, а еще лучше - конкретные жесткие санкции в случае несоблюдения условий договора. Неясные полномочия. В тот момент, когда вы считаете, что выработана твердая договоренность, другая сторона объявляет вам, что у нее нет полномочий и прав принимать окончательное решение и идти на уступки и ей необходимо теперь получить одобрение другого лица. В этом случае рекомендуется следующая тактика поведения. Прежде чем приступить к договору, спросите: «А какими именно полномочиями вы располагаете в данном случае? Если рассматриваемая ситуация возникла в конце переговоров, можно вашему партнеру сказать: «Если ваше руководство одобрит этот проект, будем считать, что мы договорились. В противном случае, каждый из нас волен, вносить в проект любые изменения». Преднамеренный выбор плохого места для ведения переговоров. Если вы подозреваете, что окружающая обстановка работает против вас, что неудобное помещение выбрано намеренно, чтобы вы стремились побыстрее закончить переговоры и были готовы уступить по первому требованию, что же делать в этом случае? Прежде всего нужно постараться понять причины ваших неприятных ощущений, обсудить ваши предложения с другой стороной. Скажите, что вам неудобно. Предложите устроить перерыв, перейти в другое более удобное помещение или условьтесь о перенесении встречи на другое время. Заканчивая рассмотрение приемов ведения коммерческих переговоров, укажем общее тактическое правило противодействия использованию таких приемов. Суть его состоит в том, чтобы своевременно распознать тактику партнера, открыто заявить о ее наличии в его поведении и подвергнуть сомнению законность и желательность такой тактики, то есть открыто обсудить ее. Сортировать: по оценкам по дате Конструктивный выход это попытаться изменить собственные, внутренние свойства сложных систем , что может привести к трансформации спектров структур-аттракторов эволюции, наборов возможных путей в будущее. Единственный и конструктивный выбор это параллельный, альтернативный путь. Неужели единственно конструктивный выход это написать свою спасительную Grassopedia с такими в нее заложенными заранее и сознательно ошибками, которые были бы только нам выгодны?. У домовитян преобладает конструктивный подход к домашним делам это скорее активное домоводство, чем пассивное домоседство. Зачем стремиться к конструктивному диалогу И их диалог это целая история, понятная даже при наличии языкового барьера. Диалог это когда говорят двое. Диалог это распространенный в Древней Греции способ изложения, при котором информация или идеи не преподносятся автором читателю от своего имени, а доходят через уста двух или более лиц, обращающихся друг к другу. Диалог это первое и самое легкое оружие ненасильственного действия, но он является и его центральной опорой. Внутренний диалог это процесс, все время поддерживающий положение точки сборки. Внутренний диалог это беседа, которую мы постоянно ведем сами с собой. Откровенный диалог это самый лучший путь следовать истине. Сократовский диалог это спор ради победы над собеседником, это и скрытая форма поучения, и просто времяпрепровождение. Тренинг общения для педагогов Цель: развитие коммуникативных умений педагогов ДОУ в процессе их взаимодействия. Создание благоприятного психоэмоционального климата. Выявление стиля общения каждого участника тренинговой группы. Ознакомление педагогов с приёмами конструктивного общения. Обучение способам выхода из проблемных ситуаций путём использования приёмов конструктивного общения. Участники тренинга располагаются на стульчиках, расставленных по кругу. Каждый из участников получает листик одного цвета красный, жёлтый или зелёный — по выбору участника. Я очень рада вас всех приветствовать, и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы с вами будем тренировать наши коммуникативные умения. Опрос каждого члена группы о его самочувствии.
Конструктивный разговор что это. Конструктивный диалог в паре
Значение конструктивного диалога. Конструктивный диалог предполагает активное включение и аккуратное общение, основанное на взаимном уважении и понимании. Вот как спланировать и провести конструктивный разговор, будь то диалог или рабочее совещание. Это значит, что на момент диалога вы должны забыть о собственных проблемах, окружающих вас событиях, душевных переживаниях. Вести конструктивный диалог необходимо с холодным разумом, без чрезмерных эмоций и чувств. Излишние эмоции могут привести к потере контроля над ситуацией. Люди, умеющие вести конструктивный диалог, в профессиональной среде добиваются намного большего, чем те, кто любит вступать в перепалки или предпочитает молчать.
Что такое конструктивный диалог
Необходимость конструктивного диалога, как правило, диктуется не волей отдельных лиц, а реально сложившейся ситуацией, связана с решением жизненно важных проблем. Вот как спланировать и провести конструктивный разговор, будь то диалог или рабочее совещание. Что значит конструктивно — значение слова, конструктивным элемент, диалог, критика, мышление. Сегодня обратиться в органы местного самоуправления можно несколькими способами. К примеру, написать устное обращение в то или иное ведомство, воспользоваться популярными пабликами в социальных сетях. Дабы понять, что значит конструктивный разговор, необходимо для начала узнать значение слова "конструктив". Что значит конструктивный (элемент, диалог, критика или мышление).