Главная Наша деятельность Новости Максим Козлов: Надеюсь, деятельность Молодежного парламента запомнится не первым заседанием, а конструктивной работой и значимыми.
«Зачем христианину образование? Круг чтения православного человека». Прот. Максим Козлов
В своем ответном слове отец Максим поблагодарил за поздравления Святейшего Патриарха Кирилла, всех пришедших в храм и сослуживших клириков. По мнению протоиерея Максима Козлова, основная проблема православных СМИ – это вопрос целевой аудитории изданий: «если светская пресса простирается от «Коммерсанта» до. «Дай Бог нам держаться этого пути», — резюмировал протоиерей Максим Козлов. О главной теме последних дней глава Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов. Протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной.
Ответ Председателю Учебного Комитета РПЦ, отцу Максиму Козлову.
И необходимо, чтобы в процессе принятия закона эта концепция сохранилась, заявил президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов. Вертолет Ми-8, в котором летел лейтенант ВКС Максим Козлов и еще пять членов экипажа, был сбит националистами, никто не выжил. В ходе специальной военной операции погиб уроженец села Удобное Горшеченского района Максим Козлов.
Глава Мордовии встретился с представителями Учебного комитета Русской православной церкви
Захочешь слушаться, пойдешь за ним, будет отзываться у тебя и то, что он говорит. Может быть разное, и святые отцы разные, и аскетики учат достаточно по-разному. Там вектор один — в горнее, а дороги могут быть различные, одному ближе святитель Игнатий Кавказский, а другому Оптинские старцы, вовсе не тождественно говорящие о многих вещах. Одним ближе современные Афонские подвижники благочестия: преподобный Паисий Святогорец или его современники, а другим игумен Никон Воробьев. И не страшно. Одним Симеон Новый Богослов, другим какие-то современные авторы. Найдите того святого отца, творения которого ты полюбишь, и перечитывай их постоянно, и будешь всю жизнь находить то, что тебе будет полезно. Константин Мацан: — Вы упомянули Западное влияние, и кого, как не вас, человека, который много лет преподавал сравнительное богословие, спросить: а ведь есть еще момент конфессиональный. Существенно ли обращать внимание на конфессиональную принадлежность? Где здесь грань между недоверием, которое у многих православных возникает просто по факту того, что это автор другой конфессии, и каким-то здравым смыслом, чтобы отделять одно от другого? Протоиерей Максим Козлов: — Мне кажется, когда речь идет о инославных авторах, здесь несколько обстоятельств нужно учитывать.
Во-первых, что касается собственно богословия, как науки, то отнюдь не всегда конфессиональная принадлежность должна быть сдерживающим началом. Известно, что во второй половине 20-го века православная литургика значительной мере наиболее глубоко была описана, исследована западными авторами. Отец Мигель Арранц или отец Роберт Тафт — католики, но, тем не менее, их исследования по восточной христианской литургике, если вы хотите заниматься литургикой, как исторической дисциплиной, просто не могут быть проигнорированы никем, кто обращается к истории богослужения. Это даже может относиться к описанию христианского искусства, безусловно. История Византии, Византийского богословия, патрологии, библеистики и других областей. Есть, конечно, области, где конфессиональные воззрения специфически могут сильно проявляться. Это более всего может проявляться в аскетике. Мне представляется затруднительным пользоваться не для образования, а для внутреннего устроения души произведениями протестантов-пиетистов Арнта и других позднейших, которые исходят из вероучительных посылов, нетождественных православию. Ключевой вероучительный посыл о спасении приобретается верующим человеком тогда, когда он уверовал, а не по совокупности жизненного пути, когда эта вера воплотилась в его жизни. С другой стороны, читать произведения средневековых католических мистиков, на специфичность которых указывали многие подвижники благочестия, тот же святитель Игнатий, или богословы и философы, Алексей Федорович Лосев, с точки зрения устроения внутреннего мира тоже для православного христианина более чем парадоксально.
Но среди авторов Западного христианства есть те, у которых мы видим то, что является, как это прекрасно сказано Льюисом, в первую очередь, просто христианством. Не отражением специфических конфессиональных воззрений того или иного человека, а нашим общим депозитом веры. Объем такового в произведениях того же Льюиса и Честертона, других писателей 20-го столетия, Мортона, к примеру, весьма и весьма велик. И странно было бы отказываться, потому что они в значительной мере почувствовали и выразили состояние христианина в близкую к нам эпоху 20-го столетия. А Льюиса еще и в эпоху, тоже теперь особенно отзывающуюся в нас, Второй мировой войны, военных катаклизмов. Если какое-то время назад мы читали «Письма баламута» в одних ракурсах, то теперь, конечно, и то, что переживает герой в связи с страхованиями Второй мировой войны и решениями, которые должен принять в связи с Второй мировой войной и его личными выборами, становятся весьма и весьма актуальными для нас теперь. Не будем бояться, но будем проявлять трезвомыслие в этом отношении. Константин Мацан: — Протоиерей Максим Козлов, председатель учебного комитета Русской Православной Церкви сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Марина Борисова: — Отец Максим, хотелось еще спросить о двух пластах литературы духовной, которая чаще всего на первых порах попадает в руки. Это, с одной стороны, всевозможные сборники притч и житий святых, прологи, лавсаики, Четьи Минеи, масса житийной литературы, которая достаточно архаична и крайне условна, и воспринимается, прямо скажем, неоднозначно современным человеком.
И второй пласт, который тоже на первых порах чаще всего попадает в руки, это русская религиозная философия, конец 19 — начало 20 века. Причем, она очень противоречивая, и человек, плохо ее ориентирующийся, ступающий на зыбкую почву, очень быстро может там заблудиться. Протоиерей Максим Козлов: — Так с каких разных пластов мы одновременно копнули. Ну, давайте начнем с агиографий тогда, с житий святых. Это такого рода массив огромный руды, я бы сказал, в котором просто нужно уметь искать бриллианты. С другой стороны, понимать, что сама по себе руда, даже когда она алмазами не светится, тоже есть субстанция полезная. Бриллианты в эту руду вкраплены во множестве. Если мы посмотрим жития, сохранившиеся на основании Римских следственных дел первых мучеников, то мы найдем много ярчайших примеров, и трогательных и вдохновляющих одновременно. Отошлю к мученичеству Филициаты. Продолжим все эти жизненные, яркие картины, когда разделение проходит в семье.
Когда отец или мать уговаривают дочь или сына-христианина отречься, пожалеть их старость. Когда приносят твоего ребенка-младенца и говорят: ну ради него сделай вид, собственно, не приноси ты жертву идолам, обо всем договоримся, бумажку только подпиши, что это сделали. Как же это не жизненно? Когда мы читаем жития таких подвижников благочестия, как преподобный Сергий или преподобный Серафим или другие преподобные, что русские, что восточно- или западно-христианские, там столько примеров настоящей борьбы за святость. Когда мы читаем дневники Иоанна Кронштадтского, для меня в какой-то мере более открывших как святого, чем «Моя жизнь во Христе», видим как человек с очевидной для всех нас удобопреклонностью ко греху не соглашался с грехом в себе и воевал за то, чтобы быть настоящим священником и настоящим христианином, то это очень укрепляет душу. Я уж не буду говорить о жизнеописаниях новомучеников и исповедников нашей Церкви. Вы имеете в виду то, что относится к так называемой золотой легенде, к тому огромному блоку житийных текстов, который вошел в некий риторический стандарт в эпоху Византии и средневековья. Когда одни святые мученики древности смешивались с другими, когда возникли стандартные приемы описания, каков он должен в отрочестве быть, как себя вести. К этому нужно отнестись с какой-то долей понимания, с внутренней мерой понимания. Это может так же, как икона древнего мученика, о котором мы ничего не знаем, по отношению к одному, второму, третьему и десятому будет отличаться какими-то минимальными деталями, если вовсе будет отличаться чем-то иным, кроме написания имени.
За этим пластом может быть почти не видно реального человека, но мы знаем, что был этот реальный человек. Вряд ли что-то можем знать более-менее реальное о великомученике Георгии Победоносце, но через века Церковь пронесла память о святом юноше-воине, готовом за правду Божию, за веру быть бескомпромиссно мужественным и никак не жалеющим себя. Да, конечно, там много последующих наслоений. Да, в житии Петра и Февронии Муромских, которых мы ныне почитаем как покровителей брака, можно увидеть очевидные фольклорные наслоения, и на то есть литературоведение, научная агиография, которая это все исследует. Но это не страшно, нужно просто трезво понимать, что скрывается за этой внешней оболочкой, что агиография в отличие от догматики подразумевает различия уровней Предания. Если в догматике мы должны принимать все до йоты, тут невозможно колебание, в это верю, в это не верю, то по отношению к недогматизированной части Предания, к которой относится агиография, мы должны отличать вероучительное содержание от формы. Скажем, известнейший агиографический текст «Жития Василия Нового», где есть один из самых популярных текстов агиографических «Мытарства блаженной Феодоры». Конечно, за этим текстом стоит важный вероучительный смысл о частном суде, который ждет каждого из нас, и о ответственности за жизнь, о том, что подлинный итог жизни часто человеку открывается не в его земном существовании, а за его пределами. Что лучше осознавать себя трезво уже сейчас, а не узнать на мытарствах, каким ты являешься. А ко всем деталям внешним нужно относиться, как к словесной преходящей форме этого содержания.
Посмотрите на иконы частного суда. Они в веках отличаются, там даже граждане изображены разные. В 7-8-м веках одни стоят, потом Папы и епископы появляются; современные посмотришь, там уже джентльмены стоят в костюмах, аккуратно одетые, генералы всякие стоят. Это понятно, это разные формы выражения. Теперь в отношении русской религиозной философской мысли. Философия в отличие от богословия не формулирует с догматической точностью, во что мы верим. Она дает некое тождественное, близкое, нетождественное или антитетичное христианству мировосприятие, как совокупность понимания мира человека в вечности, признание его — непризнание, признание бытия Божия — отрицание бытия Божия. Русская религиозная философская мысль второй половины 19 — начала 20-го века была попыткой свидетельства о христианстве в образованном обществе той эпохи. В иных своих проявлениях она мне представляется переоцененной, часто мы придаем ей значение большее, чем следовало, потому что не все знают первоисточники, на которые она опиралась. Мера важности немецкой классической филологии для славянофилов не всеми отчетливо осознается, они видятся чуть ли ни оригинальными мыслителями.
В то время как там, в христианском смысле, оригинального очень мало, а есть периодически какие-то сомнительные вещи. Есть, конечно, гиганты религиозной философской мысли. Никак нельзя пройти, если ты занимаешься философией и если тебе это близко, мимо таких фигур как Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Николай Трубецкой, Николай Лосский, Франк, в каком-то смысле Флоренский. Но это, частное свое выражу мнение, опциональная, хорошая вариативная часть для тех, кому это близко. Вариативные части образованности христианина могут разниться, а об обязательных мы, наверное, сказали выше.
Версия для слабовидящих «Государственный интернет-канал «Россия». Учредитель — федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор — Панина Елена Валерьевна.
Из них только примерно 40 тысяч используют GitFlic. В течение полутора-двух лет к работе с этим сервисом планируется привлечь 150-200 тысяч разработчиков. В настоящее время "РеСолют" создает на базе GitFlic инфраструктуру для разработчиков, которые публикуют свои продукты в российском магазине приложений RuStore. В платформу будут интегрированы механизмы, позволяющие использовать этот сервис для хранения, распространения кода и сборки бинарных пакетов.
RU его сестрой Екатериной. Последний раз с ним связь была 27 октября, позвонил, сказал, что его отправляют в Сватово на помощь первой роте. И после этого связи не было.
Протоиерей Максим Козлов высказался о смертной казни и кризисе жанра проповеди
Протоиерей Максим Козлов - про долг христианина в дни СВО и «восемь лет» | — Протоиерей Максим Козлов, председатель учебного комитета Русской Православной Церкви, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». |
Ответ Председателю Учебного Комитета РПЦ, отцу Максиму Козлову. | В Липецком районе Липецкой области 11 августа простились с гвардии младшим сержантом Максимом Козловым, который погиб в ходе специальной военной операции на территории. |
Доброволец из Курской области Максим Козлов погиб в ходе СВО | Максим Константинович Козлов. |
«Преодоление разделений внутри Церкви». Прот. Максим Козлов
Максим Козлов вместе с коллегами вывозил российских специалистов, работавших в китайском Ухане, во время начала пандемии коронавирусной инфекции. Максим родился 19 сентября в селе Хрущевка Липецкого района. В 2019 и 2020 годах выполнял специальные задачи в Сирийской Арабской Республике. Максим Козлов родился в 1998 году в Брянске, но с девятого класса переехал в Курск, где учился в школе №55.
Козлов Максим Евгеньевич, священник РПЦ : биография и фото
Собственно, богословием святые отцы называли рассуждения о Троице, а даже не о церкви, не о спасении. Это общемировой процесс, это не только у нас. Я несколько лет назад встречался с одним очень глубоким католическим иерархом и богословом. Я преподавал много лет сравнительное богословие, это такая дисциплина, где сравнивается православное и протестантское и католическое вероучение. Это было ещё при Иоанне Павле II, но ситуация сильно не поменялась. Вот это беда нынешнего христианства в очень значительной части, в целом, межконфессионально. Христианство как богослужебная, в иных случаях лично-аскетическая, и уж точно как бытовая практика, интересует и касается жизни многих. Христианство как богомыслие интересует не очень многих. Григорий Богослов жаловался в IV веке, что нельзя прийти на рынок купить рыбу, чтобы тебя не спросили, единосущный или подобносущный, ты как веруешь. Представить себе такое не то, что на рынке, в ВУЗе, это сейчас непросто.
Скорее будут рассуждать о том, как поститься: с растительным маслом или сухоедением заниматься. Это реальная проблема.
После сообщения состоялась живая дискуссия, в ходе которой были даны ответы на многочисленные вопросы, в частности, коснулись темы искусственного интеллекта и его влияния на образовательный процесс сегодня, на необходимость формирования превентивного ответа церковного образования на вызовы, которые все более ярко проявляются с развитием ИИ в современном мире и его использованием в образовательном и общественном пространстве.
С 24 февраля 2022 года принимал участие в проведении специальной военной операции по демилитаризации и денацификации на территории Украины. Свой последний бой он встретил на переднем рубеже обороны тактического направления и ценой своей жизни остановил врага. Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном: Другие новости Память.
Студенческий хор исполнил заупокойные богослужебные песнопения.
В Липецком районе простились с погибшим в спецоперации на Украине младшим сержантом
Об этом рассказал член рабочей группы Московского патриархата по координации деятельности церковных учреждений в условиях пандемии коронавируса протоиерей Максим Козлов. Конечно, есть новые случаи заболевания, но они значительно меньше», — приводит РИА «Новости» слова Козлова. Реклама Собеседник подчеркнул, что прихожанам не стоит беспокоиться по поводу возможного ужесточения ограничений в храмах, так как эпидемическая ситуация, по его словам, развивается позитивно, пусть и не стремительно.
Студенческий хор исполнил заупокойные богослужебные песнопения.
Наткнулся на этот фильм среди украинских песен, которые люблю. К 2023 году позиция председателя Учебного Комитета меняется, он уже называет нацистов, гонящих Церковь, бандитами. Для нас это симптом успеха Вооружённых Сил России. Но того "верхнего, светлого" мира пастырь пока не отрекается, ограничивается только критикой отдельных моментов генной инженерии например , посмотрим что будет дальше.
В целом его настроение пессимистично. Отец Максим говорит, что невозможно было предвидеть войну, а вот святой старец Гавриил Ургебадзе давно изрёк: "шут погубит Украину" и пророчествовал не он один. Если бы Путин не ударил первым, взяв на себя колоссальную ответственность, сейчас бы воевали на своей территории, как в 1941. Причиной ненависти к России Козлов видит начало войны, а кто кричал в 2014 году "будем убивати и трупы складати"? Про вражду к москалям знаем ещё из литературы ХIХ века. В сочетании с присутствием НАТО у наших границ что это означает? С опозданием отец Максим осудил власти Украины, но он по-прежнему выражает респект известному священнику Павлу Островскому, для которого разницы между воюющими сторонами нет. А путь к миру только один - Победа.
В одном давнем интервью он упомянул, что имеет своё кладбище, это речь о таких, как я, его приверженцах в прошлой жизни. На второй день СВО он прислал мне проповедь митрополита Онуфрия, в ответ, будучи в разгоряченном состоянии, я его грубо оскорбил, в чём каюсь. Тот отец Максим, которого больше нет, живёт в моём сердце, поэтому я надеюсь на его воскресение ещё при этой жизни и всегда о нём молюсь. Если отвечать подробно о всём, что говорится Председателем Учкома, то тут уже нужна книга, а не статья, такого благословения у меня нет и времени тоже. Декабрь 2013. Майдан только начинался и я работала в кафедральном соборе. Новости из Киева очень пугали и все надеялись, что с наступлением холодов все закончится. Во дворе храма происходило очередное обсуждение новостей из Киева.
Обсуждали в основном женщины, мужчины были заняты. И вот мимо пробегает завхоз, женщины бросаются на него с вопросами: что будет?
Недавно он вернулся из Череповца с супермарафона, который издевательски называется «Бег счастья», в итоге бронза, он преодолел 373,2 км за трое суток марафона почти без еды и сна. С этого мы и начали разговор под абажуром. О самых трудных испытаниях и зачем он постоянно бросает себе эти вызовы — смотрите программу «Свои под абажуром» 20 мая в 20:00 на телеканале «Барс».
Протоиерей Максим Козлов: биография и творчество священника и писателя
И тогда казнимый, находившийся перед порогом смертной казни, между прочим, и это не было лицемерие, имел возможность исповеди. Последней перед тем, как он жизнь свою закончит. Это для большинства или, по крайней мере, для многих, кто кончал так жизнь, было актуально. Сейчас это не будет актуально для большинства тех, для кого это может быть обращено. Даже, если у нас есть вероятность, пусть минимальная, но ошибки по отношению к применению этой нормы, то я думаю, что многолетнее безусловно, не предполагающие освобождение, пожизненное заключение есть ничуть не менее мягкое наказание, но чуть больше оставляющее нам надежду, что душа этого человека для вечности не погибнет. Как христианин, я не могу желать ему вечной гибели. Как христианин я могу желать ему справедливого наказания здесь на земле, но не вечной гибели. Поэтому я не за восстановление смертной казни», — рассказывает про отношение к смертной казни протоиерей Максим Козлов. Это видно вот почему. Потому что проповедуют в основном не на темы вероучения, о чём в первую очередь нужно проповедовать, а о том, что попроще — о несложных нравственных мотивах. Понятно, что чтения у священников одни и те же на протяжении многих лет.
В лучшем случае есть некоторый свой опыт, хорошо, если положительный, неплохо, если он начитан в правильных, добрых, глубоких, гомилетических образцах и это то, что, как ему кажется, он может донести до прихожан.
В 1985 году поступил в Московскую духовную семинарию , которую окончил экстерном в 1988 году; поступил в Московскую духовную академию , которую окончил так же экстерном в 1990 году. Постановлением Учёного совета МДА от 28 декабря 1990 года присуждена учёная степень кандидата богословия за диссертацию на тему «Проповеди святого Иоанна Дамаскина на Богородичные праздники». В сентябре 1985 года зачислен в состав профессорско-преподавательской корпорации Московских духовных академии и семинарии преподавателем новых и древних языков. С 1989 года поручено также чтение курса истории западных исповеданий раздел - католичество в Московской духовной академии , с 1991 года - курса сравнительного богословия в Московской духовной семинарии. С января 1991 года - председатель филологической комиссии Московских духовных академии и семинарии. Принимал участие в деятельности рабочей группы по разработке новой концепции духовного образования.
Как рассказал мэр челябинского города, в сентябре в рамках частичной мобилизации Максим Козлов был призван в армию, он отправился на службу вместе с земляками. В начале ноября прошлого года он погиб при исполнении воинского долга.
Максиму было 22 года. Сложно найти слова утешения, чтобы унять душевную боль и облегчить утрату семьи. Мы все гордимся нашим Героем! В конце марта, как сообщало URA.
Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Доброволец из Курской области Максим Козлов погиб в ходе СВО
Копировать данные для диагностики. Начальник службы пожаротушения Главного управления МЧС России по Томской области Максим Козлов. По мнению протоиерея Максима Козлова, основная проблема православных СМИ – это вопрос целевой аудитории изданий: «если светская пресса простирается от «Коммерсанта» до. На эти и многие другие вопросы ответил Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов в интервью порталу«Пастырь».
Протоиерей Максим Козлов: биография и творчество священника и писателя
Козлов, Максим Евгеньевич — Википедия | С таким заявлением выступил глава учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов в праздник семьи, любви и верности, отмечаемый в России 8 июля. |
В Липецком районе простились с погибшим в спецоперации на Украине младшим сержантом | Главная Наша деятельность Новости Максим Козлов: Надеюсь, деятельность Молодежного парламента запомнится не первым заседанием, а конструктивной работой и значимыми. |
В Липецком районе простились с погибшим на Украине сержантом Максимом Козловым
Козлов, Максим Евгеньевич — Википедия | Копировать данные для диагностики. Начальник службы пожаротушения Главного управления МЧС России по Томской области Максим Козлов. |
Cave canem! — LiveJournal | Детский катехизис: священник Максим Козлов отвечает на вопросы детей о Боге, о Церкви, о вере в современном мире. |
"Дочка" "Группы Астра" за пять лет хочет занять до половины рынка систем разработки ПО | Профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов рассказал, почему дать деньги взаймы под проценты — это грех. |
Глава Мордовии встретился с представителями Учебного комитета Русской православной церкви
За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.
Есть достойные буддисты, достойные индуисты и синтоисты. Во времена апостола Павла были достойные язычники, о которых он писал, что живущие по законам совести, которая есть глас Божий в их душе, тоже могут надеяться, что по этому закону будут судимы, то есть не лишатся части спасаемых.
Более того, есть достойные атеисты и достойные коммунисты. Даже среди деятелей Думы есть такие, которые, называя себя атеистами, тем не менее много хорошего делают для Православной Церкви и не только на словах любят свое Отечество. Однако из-за того, что они люди хорошие, мы не должны принимать их мировоззрение. И не должны снисходить до релятивизма и говорить, что нам все равно, во что человек верит, коммунист он, буддист, экзистенциалист, рационалист или еще какой-нибудь «ист».
Мол, это не препятствие в деле спасения, был бы человек хороший. Но Господь говорит другое: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» Ин. Господь утверждает, что Он пришел основать на земле Церковь, а не просто дать какую-то пригоршню истины, которая рассеяна по всей земле, с какого хочешь источника, с такого и напитывайся ею. Он говорит: «Я дверь овцам.
Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет… пастырь добрый полагает жизнь свою за овец … Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» Ин. То есть в христианской Церкви, о которой Господь Иисус Христос сказал, что «врата ада не одолеют ее» Мф. И коли это так, тогда для сознательно верующего встает вопрос: какая эта Церковь?
Православный христианин, который принимает святое Православие как истину во Христе, не может быть равнодушным к заблуждениям других. Ведь наши несогласия с католиками и протестантами, а тем более с иноверными — мусульманами, иудеями, буддистами, — это не конкурентная борьба за канонические территории, это несогласия, основанные на знании того, что в конечном итоге цена иноверия и лжеверия — душа человека, ее спасение или погибель. Поэтому, относясь со снисхождением к заблуждающемуся человеку, Церковь не может терпимо и индифферентно относиться к его заблуждению. Это было бы противно самой ее природе.
Сегодня многие либералы соединяют Православие с национал-шовинизмом, который, в свою очередь, прикрывается им как щитом. Если ты видишь, что твой воцерковленный родственник подпадает под это влияние и начинает произносить явно тенденциозные националистические лозунги, далекие от христианства, то надо пытаться его образумить? Безусловно, надо. И в каждом конкретном случае это так.
Но мне представляется, что в общем эта проблема скорее надуманна, как и много других проблем, надуманных либеральной интеллигенцией. Нельзя, конечно, отрицать того, что в церковном народе я не говорю о каких-то политических организациях, количество которых минимально и число членов которых смехотворно , вернее, в какой-то его части, есть определенного рода немирность и нетрезвость по отношению к инородцам и инославным, выражающаяся в духе злобы и неприятия. Но это весьма периферийное для церковной жизни явление. И свойственный по самому факту православной веры сознательным верующим патриотизм, приятие ими ценностей своего православного Отечества как чрезвычайно значимых в нашей жизни, в нашем мировоззрении, в нашей ценностной ориентации для подавляющего большинства не переходит в этнический национализм или в неприятие людей другой веры или другой этнической основы.
Поэтому по большому счету этого не нужно бояться. И вообще нужно избегать, в том числе и в семейной жизни, тех фобий, тех страшилок, которые формируются средствами массовой информации. Избегать их даже на уровне просто внутреннего соглашательства с ними, внутренней терпимости по отношению к ним. К примеру, одной из типичных страшилок нашего времени является идея о некотором государственном поощрении-внедрении Православия, чего вовсе нет!
Можно спросить любого, есть ли среди его друзей и знакомых хоть один человек, которого бы побуждали креститься и которому сказали бы: если ты станешь православным, то у тебя будет карьерный рост, а если нет, то останешься при своих чинах и званиях. Есть ли хоть один, кого прогнали с работы на том основании, что он называл себя атеистом, иудеем, буддистом или даже, прости Господи, сатанистом? Любопытно, что эти укоры в адрес Церкви сочетаются с укорами в ее пассивности по отношению к окружающему миру, в том, что Православная Церковь не занимается ни миссионерством, ни общественной проповедью, но при этом каким-то образом государственно насаждается. Однако тут либо одно, либо другое.
Ведь государственная поддержка, государственное насаждение православной веры подразумевает как минимум церковное присутствие в школах, в вузах, в транспорте, в тех же средствах массовой информации, но ничего подобного нет! Никто не начинает передачи «Радио России» с чтения утренних молитв, даже просто с православного пятиминутного эфира. Ничего этого нет. Так что не нужно принимать подобного рода страшилки за реальность и тем более переносить воспринятые через них фобии на воспитание наших детей.
Где грань дозволенного, которая теперь крайне размыта в нашем обществе со свободными нравами? Позволить себе приобнять коллегу на работе — сегодня это абсолютно нормально, но в христианском понимании означает ли это нарушение десятой заповеди: «не желай жены ближнего твоего»? А зачем приобнимать кого-то на работе? Нужно честно себя спросить: чем я при этом руководствуюсь?
Ведь мне вряд ли захочется приобнять уважаемую мною коллегу, если ей ближе к семидесяти, и зубы ее не все сохранились, и изо рта пахнет не очень приятно… Почему-то такого желания скорее всего не возникнет, хотя она тоже коллега и куда более заслуженная, чем молоденькая секретарша или юная аспирантка. Сегодня многие молодые, и женатые, и неженатые, имеют привычку целоваться при встрече со своими знакомыми. Пристало ли подобное христианину? Думается, что это разумно, только если они ближайшие родственники.
А приветствовать молодой супруге или немолодой супруге своих давно не виденных однокашников даже вполне дружескими объятиями и поцелуями — в этом есть что-то не должное по отношению к святыне брака. Когда ты видишь, что твои знакомые девушки или пожилые женщины, рьяно молодящиеся, накладывают на свои лица килограммы краски, надо ли как-то сказать им о том, что верующим людям подобное украшательство не пристало? Если близко знаете и можете сказать это тактично, скажите, конечно. Но у молоденькой девушки чаще всего это бывает просто возрастной дурью, от которой ее близкие деликатной иронией и своевременным указанием на неуместность такого маскарадного перевоплощения могут помочь избавиться.
Хуже, когда женщина то, что называется, в возрасте, стремится выглядеть как девочка. Потому что за этим стоит куда более глубокий внутренний слом: в конечном итоге желание убежать от того естественного развития жизни, которое нам Господь посылает. За этим стоит стремление казаться, а не быть, выглядеть, а не существовать. Ведь у достойной старости или у достойного зрелого возраста столько преимуществ, и Господь столько дает человеку, адекватно себя в своем возрасте воспринимающему!
Не видеть этого, не принимать этого не разумно, так же, как противоестественно изображать из себя того, кем ты не являешься, или супругам, прожившим вместе тридцать-сорок лет, разыгрывать свои отношения так, будто они все еще пребывают в медовом месяце. И главная неправда здесь именно в неприятии своего жизненного пути, каким его Господь для каждого человека устрояет. Конечно, верующий всего этого не может одобрить. Хорошо, что сейчас есть средства, которые позволяют человеку приглядно выглядеть даже в глубокой старости.
Хорошо, что можно иметь зубы, которые не выпадают и что изо рта дурно не пахнет, и что лицо не испещрено бородавками или какими-то другими возрастными дефектами. Но христианин, следя за своим внешним обликом, всегда должен соответствовать той возрастной мере, которая приличествует прожитым им годам. Естественная чистота и благообразие одежды — вот наиболее приличествующий вид для верующего человека. Мирские люди почему-то больше наслышаны о тех юродивых и блаженных, которые принимали на себя такую аскезу, что по ним вши ползали, клопы, тараканы, даже крысы, и, исходя из этих скудных знаний о святости, считают, что православный человек не должен за собой следить, то есть не только прихорашиваться, но просто следить.
И что если человек в чистой, выглаженной и красивой одежде, значит, он неправославный. У меня перед глазами фотография царственных страстотерпцев незадолго до революции: царя-мученика Николая, царицы-мученицы Александры, Великих княжон… Мне кажется, святая царица Александра являет для многих наших современниц дивный пример того, как пройти средним, и в данном случае в прямом смысле слова царским путем. С одной стороны, выглядеть достойно того положения, которое она занимала, с другой стороны, никогда не переходить грани в том, что ей было так доступно и легкодостижимо применительно к условиям того времени. Но в ее внешнем облике несомненны такт, чувство меры, корректность.
Равно можно сказать и по отношению к государю, традиционно изображаемому в военном мундире, так украшающем каждого, с честью его носящего, и так приличествующем, как всякая форма, каждому мужчине, — вот образец, на который нам хорошо равняться. Одно дело — юродивые и монашествующие, у которых, впрочем, тоже есть своего рода внешняя форма и есть необходимость ей соответствовать, в том числе и форма одежды, которую надо в достойном виде содержать, а другое дело — человек, живущий в миру. Если ты видишь, что твои знакомые собираются венчаться исключительно потому, что так принято и даже стало модным, надо ли их от этого постараться удержать? Да, лучше им об этом сказать.
Безусловно, венчаться надо людям, которые подходят к Венчанию как к церковному Таинству. То есть, во-первых, понимают меру ответственности, налагаемую на них обручением и венчанием, — меру фактически абсолютной взаимной верности и единственности этого союза, а во-вторых, являются верующими, церковными людьми и значит, примут Венчание как благословение от Бога, как благодать Божию, которая освятит их супружеский союз. Если такового отношения нет, а молодые венчаются просто потому, что в церкви все красиво совершается да и как-то принято стало венчаться, то лучше предостеречь их от подобного шага. В том, что сегодня, как правило, молодожены не хотят жить вместе с родителями, нет ничего по-христиански неправедного?
К этой ситуации можно подойти с двух сторон. Во-первых, в наше время, именно в наше, когда мы стали такими слабыми, себялюбивыми, не умеющими терпеть других значительно в большей мере, чем наши предки хотя бы сто лет назад , жить вместе многим поколениям одной семьи очень редко оказывается полезно. И, как правило, лучше выстраиваются отношения детей и родителей, двух поколений семьи, когда они, душевно не отделяясь друг от друга и стремясь к совместному общению, тем не менее живут не под одной крышей. Совсем хорошо, когда недалеко друг от друга в одном городе, но когда каждая хозяйка — сама по себе хозяйка и каждый хозяин, возвращаясь вечером с работы, знает, что это его дом.
Да и не такие у нас дома, чтобы в пределах даже многокомнатной квартиры реально могли бы жить две семьи, ощущая себя при этом полноценными хозяевами и обустраивая свою жизнь, свой уклад, свой быт так, как хотелось бы каждому из них. Конечно, бывает такое редкое единодушие, но встречается это нечасто. И когда это случается, тогда и вопросы, подобные этому, не встают. Во-вторых, если выхода с раздельным житьем нет и никуда друг от друга не деться, тогда нужно искать компромиссы и находить способы мирного сосуществования.
Это первое условие, не достигнув которого нельзя говорить о достижении большего: душевной близости и внутреннего согласия. Много скорбей бывает именно из-за того, что эту ступенечку мирного совместного жительства стремятся перепрыгнуть или как бы не заметить, когда тесть или теща, свекр или свекровь внутренне, даже необязательно высказывая это словами, ждут от зятя или невестки какой-то особой любви: ты вот сына или дочь мою полюбил, теперь и меня полюби, как мать и отца. А они не нас выбирали себе в спутники жизни, и поэтому взаимная корректность, оговоренность того, что мы можем допустить по отношению друг к другу, а вовсе не сокращение дистанции между нами могут оказаться гораздо полезней, чем искусственная близость, кстати, полезней и для воспитания собственной души. Потому что в такого рода сдерживании себя, в отодвигании себя на второй план можно немало приобрести и для нашего пути ко спасению.
А уж потом, когда в этом плане разумные меры достигнуты, и мы как бы закрепились на этой ступенечке совместного существования, можно думать и о большем, не раньше. Что делать, если у невестки зятя не складываются отношения с родителями супруга и , с которыми приходится жить вместе? Думается, здесь у мужа и жены должны быть несколько разные жизненные позиции, в зависимости от тех разных ролей, которые они играют в семейной жизни. Муж прежде всего должен быть защитником, как бы стеной между своей женой и близкими, вместе с которыми они живут.
И принимая удар на себя, ограждать ее от возможных нападок, неминуемо возникающих несогласий и притираний, связанных с тем, что разные люди по-разному ведут хозяйство. Одни моют тарелку после каждого приема пищи, а другие раз в сутки; одних раздражает пыль на полу, а другим неприятно то, что ежедневно жужжат пылесосом. И чаще всего именно из таких вещей складываются семейные беды и несоответствия и крайне редко — только из-за глобальных мировоззренческих конфликтов. На самом деле, если с бытовыми вопросами все нормально, то и вопросы мировоззрения не доводят взаимное сосуществование до взрывоопасной степени.
Безусловно, бывает по-разному, но чаще именно так. Что же касается линии поведения невестки, пришедшей в дом к мужу, то, конечно же, молодой жене важно понять, что не она здесь будет хозяйкой и пока они живут с родителями, ей нужно максимально примениться к тому стилю и укладу, к той организации хозяйства и жизни, которые уже существуют в этом доме.
Сегодня в Липецком районе простились с гвардии младшим сержантом Максимом Козловым — участником специальной военной операции на территории Украины. Максим родился 19 сентября в селе Хрущевка Липецкого района. В 2019 и 2020 годах выполнял специальные задачи в Сирийской Арабской Республике.
Политика конфиденциальности Телефон сетевого издания: 4712 73-10-24 E-mail: gi-kursk mail.
Использование материалов сайта в печати, ТВ и радио разрешено только с указанием названия сайта «Городские известия». К нарушителям данного положения применяются все меры, предусмотренные ст.