Знаменитый рисунок Михаила Врубеля вернулся в Приморье через 60 лет после пропажи. Михаил Александрович Врубель. В 1896 году Михаил Александрович Врубель женится – первый и единственный раз в жизни.
«Демоны» и «ангелы» Михаила Врубеля. 5 известных картин художника
Демон то представал перед зрителями пугающе безумным, то вновь обретал черты печальной красоты. Ни один из вариантов не устраивал творца полностью. Чем были вызваны эти творческие метания? Возможно, Врубель хотел запечатлеть сложность натуры Демона, его внутренние противоречия. А может быть, в этом отразился собственный душевный кризис художника. Психическое здоровье Врубеля Уже во время работы над «Демоном» окружающие стали замечать странности в поведении Михаила Александровича Врубеля. С годами его психическое состояние ухудшалось.
В 1902 году проявились явные признаки душевной болезни. Художника поместили в психиатрическую лечебницу, где он провел следующие 8 лет с перерывами. Несмотря на болезнь, Врубель продолжал рисовать до конца жизни. Его последние работы поражают мрачностью и безысходностью. Михаил Александрович Врубель умер в 1910 году в возрасте 44 лет. Точная причина смерти неизвестна, предположительно, прогрессирующий психоз.
Признание таланта Врубеля При жизни слава Врубеля росла, но настоящее признание пришло к нему после смерти. Сегодня он считается одним из крупнейших русских художников Серебряного века. В частности, «Демон поверженный» принес ему мировую известность. Это произведение вошло в сокровищницу русской культуры наравне с полотнами Репина и Сурикова. Современники Врубеля отмечали его новаторство в области живописной техники. Действительно, его «кристаллический» стиль не имел аналогов в искусстве того времени.
Влияние творчества Врубеля Открытия Михаила Александровича Врубеля в области цвета и фактуры оказали большое влияние на последующие поколения художников. Его «демонические» образы вдохновляли многих деятелей Серебряного века - от писателей до композиторов. Они воспринимали Демона Врубеля как символ эпохи. Влияние «Демона» можно обнаружить в творчестве Блока, Анненского, Скрябина.
Демон поверженный. Государственная Третьяковская галерея Кульминационным моментом демонианы стала работа над «Демоном поверженным», которая во многом воспринимается как стремление выйти из кризиса, обозначенного предыдущим вариантом. В процессе создания полотна проблема невозможности создания завершенного произведения стала для Врубеля еще более очевидной. Художник оставил множество графических подготовительных вариантов, в которых каждый раз меняет позу Демона, цветовую гамму, соотношение с пейзажем. Общей чертой этих эскизов становится акцент на откинутой назад правой руке, что усиливало диагональ падения. В замысле художника отчетливо прочитывается протест, вызов.
Нарочитый и избыточный декоративизм модерна в форме воплощения произведения Врубель соединяет с мотивом крушения Демона, столкновения его с тьмой. Однако его герой остается неразвенчанным, выражая идею сопротивления энтропии как воплощению темной стороны мира. По воспоминаниям Екатерины Ге сестры жены художника Надежды Забелы-Врубель , мастер «объяснял, что в поверженном Демоне он желает выразить многое сильное, даже возвышенное в человеке я думаю, чувственность, страсть к красоте, изощренности , что люди считают долгом повергать из-за христианских толстовских идей…» Михаил Врубель. Портрет жены Н. Бумага, угольный карандаш. Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона». Как заметила исследовательница творчества Врубеля Нина Дмитриева, «может быть, именно в этом вихре мельканий, чередований обликов и выражений, в этой многоликой превращаемости и состояла сущность образа, которым художник был одержим». Тело Демона скованно могучими космическими объятиями. Вытянутый по горизонтали холст усиливает чувство неумолимого падения. Ощущению катастрофы способствует странный, словно опрокинутый горный пейзаж, что подчеркнуто синим треугольником неба, обращенным вверх в центре композиции.
В то же время сложные вихреобразные синусоиды, пронизывающие единым ритмом тело Демона, его изломанные крылья, вихреобразные потоки облаков противостоят падению — Демон парит. Тело Демона пыточно вывернуто и направлено вниз по падающей диагонали, но изменился жест рук. Крестообразно заломленные руки намечают противоположное движение, сопротивление падению. Они обрамляют голову, расположенную по диагонали, направленной вверх. Исследователи творчества Врубеля неоднократно обращали внимание на сходство положения головы Демона поверженного с положением головы Христа в композиции «Надгробный плач» киевского периода. Голова, точнее, лицо превращено в почти призрачную маску, на которой выделяются огромные горящие из тьмы глаза. Это лицо отделено от тела черной тенью и словно принадлежит иному существу, восстающему из праха, рождающемуся в муках смерти. На венце Демона играет розовый луч, падающий из верхнего правого угла композиции, словно платоновский «луч истины», лишь прикосновением к которому душа обретает бессмертие. В борьбе со смертью рождается новое окрыленное существо, подобное Серафиму, вестнику света. Голова Демона продолжается золотыми крыльями.
Образ поверженного Демона предвосхищает дальнейшую разработку темы пророка и вестника-Серафима, которая заканчивается последним произведением демонианы — написанным в 1904 году полотном «Шестикрылый Серафим. Ангел смерти Азраил». Но эта метаморфоза лишь намечена, и в картине «Демон поверженный» она оборачивается мучительной неразрешенностью. Демон окружен изломанными павлиньими перьями собственных крыльев, свивающих вокруг него подобие гнезда или пылающих подобно костру, что позволяет прочитать образ как метафору вещего существа, подобного птице Феникс, сгорающей дотла и воскресающей из собственного пепла. Павлиньи перья — древний символ воскресения и вечной жизни. Врубель написал их металлическими лаками, которые первоначально создавали сверкающую поверхность. Художественные приемы Врубеля создают мятущуюся многослойную живопись, где поверх рельефных мазков мастихином накладываются полупрозрачные металлические лаки, резкие грани соседствуют с плавными линиями. Бронзовые краски усилили противоборство тьмы и света, нетленной красоты и смерти. Тема смерти трансформируется Врубелем в контексте символизма в мифологему смерти и последующего воскресения. Серафим и Пророк.
Бумага, графитный карандаш, акварель. Государственная Третьяковская галерея Дальнейшее развитие темы Демона получает у Михаила Врубеля в серии работ на тему пророка и Серафима. Образ Демона распадается на две ипостаси — пророка и вестника, шестикрылого Серафима. Создав множество двухфигурных композиций, навеянных стихотворением Пушкина «Пророк», в графике и живописный монументальный вариант, Врубель понимает, что иллюстративность парных композиций мешает пластической убедительности в воплощении его идеи. Можно проследить, как эволюционирует замысел: Врубель то растворяет в пламени фигуру пророка, то форсирует сверхчеловеческие черты Серафима.
На фоне — горы в алом закате. Мифические сущности, по мысли художника, были посланниками, страдающими и скорбными. На его картинах они возвещают об ином мире. Wikimedia Commons После сидящего Демона художник возьмётся ещё за летящего и поверженного. И если первый показан сильным, с мощными крыльями, то последний — уже с пустыми, остекленевшими глазами, а оперение обращено в декоративные павлиньи перья. Во время создания триптиха Врубель был особенно раздражителен. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала его жена Надежда Забела своей сестре. Кончилось тем, что художника в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным , то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Врубеля обследовал психиатр В. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы. Wikimedia Commons Как же пришёл он к этому? Михаил Врубель рос вполне обычным ребёнком. В гимназии больше всего его занимало естествознание. Рисовал он скорее для общего развития.
В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви 1884-1885 и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок 1887, не осуществлены , писал орнаменты 1888-1889. Руководитель Абрамцевских керамических мастерских с 1890. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. С 1902, страдая тяжелым заболеванием, уже не работал систематически, в последние годы жизни потерял зрение. Проявляя большой интерес к декорированию зданий и интерьеру, обращался к мозаике, витражу и особенно к керамике.
Михаил Врубель. Демон летящий
С нее он писал большинство женских образов. Наряд, в котором ее изобразил художник, был сшит специально по эскизу самого Михаила Александровича, а шляпа напоминала по форме его любимые цветы — белые ирисы. С Надеждой Ивановной они познакомились в Петербурге, куда Врубель отправился для работы над декорациями к опере "Гензель и Гретель" вместо Константина Коровина. По окончании прогона постановки на сцену выбежал странный, как вспоминала потом Надежда Забела, господин с бурными выражениями восторга в ее адрес. После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить 27-летнюю оперную певицу.
И вскоре начался их роман, завершившийся летом 1896 года свадьбой в Женеве. Михаил Врубель, "Пан", 1899 Михаил Врубель, "Пан", 1899 Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражал интерес художников символистов к существам с двойной природой. Пан по-гречески означает "всепроникающий", "вездесущий". Обладая безобразной внешностью покрытого шерстью человека с рогами и копытами козла, Пан наводил "панический" ужас на людей, потревоживших его покой.
В то же время Пан — веселый бог, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента — свирели. Он смастерил ее из тростника, в который обратилась нимфа Сиринга, отвергнувшая любовь козлоподобного бога. В облике врубелевского героя нет ничего устрашающего, кажется, он появился из корней старого дерева, чтобы отдохнуть на пеньке и сыграть на свирели. Для художника Пан — воплощение чуткой, поэтической души.
Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Картина — один из вариантов темы "Сирень", популярной в творчестве Врубеля и других символистов. В ней воплощен образ стихийного мира, пробуждающегося с весной и таящегося под покровом сумерек. Девушка в цветущих зарослях становится воплощением духа самой природы. Здесь Врубель работает как импрессионист, не прописывая цветы, а создавая атмосферное ощущение сумерек и легкого колыхания листвы.
Такая простая тема, как куст сирени, то есть по существу натюрморт, в очередной раз дала художнику возможность проявить свой колористический дар: он использует целую палитру оттенков от концентрированного темно-фиолетового и лилового до бледно сиренево-розового и серовато-голубого. Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н. Римского-Корсакова 1900.
Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель.
Проходя через чистилище психиатрических клиник, Врубель напрягал все силы, чтобы упражнять руку и глаз. Все рисунки подобны сгусткам энергии, собранным невероятными волевыми усилиями. Непрерывное рисование с натуры, погруженность в привычный процесс, возможно, и стали причиной его «возрождений». Мастер будто бы вступает во второй круг своей жизни, в котором он пытался найти новые формы художественного выражения, пересмотрев основные этапы прежнего пути и решив строить свои отношения с действительностью с чистого листа. Врубель целиком переносит поиски формы в область графики, стремясь передать всё многоцветье мира исключительно карандашом и углем», — рассказывает экскурсовод на выставке.
Здесь, как и в «Демоне» Врубеля, мы видим женскую фигуру, которая словно пребывает где-то на вершине мира. Солнце буквально всходит за ее спиной, как огромный нимб. Но тем не менее сама фигура также пребывает в состоянии печали, некоторой опустошенности, разочарования, после которого непонятно, куда идти дальше. И еще один вариант Демона, и это уже действительно Демон в данном случае, Одилона Редона, который создает свою работу на тему, сходную с Врубелем. Картина написана в 1880 году, то есть за 10 лет до «Демона сидящего» Врубеля. И вот здесь очень интересно привести слова о несохранившемся, первом варианте Демона, которого мы, к сожалению, увидеть уже никогда не сможем, он был уничтожен самим художником. Но его видели очень многие современники, и многие были этим образом потрясены. Здесь перед нами слова Владимира Дедлова — это один из писателей, который под псевдонимом Кигн создавал свои книги. Вот что он пишет об этом несохранившемся, первом варианте Демона Врубеля: у него было «одутловатое скопческое лицо без возраста, выпуклые тусклые глаза с безумным выражением тупой, холодной, но невыразимо тяжкой тоски. На безобразном неподвижном лице — та же печать каменного отчаяния». Тамару погубил такой Демон, а не неосторожная интрижка с черноусым восточным человеком. И здесь видно, что Одилон Редон, вероятно, пошел тем самым путем, от которого Врубель в конце концов отказался. Он пишет падшего ангела как того, кто сгустил, затемнил свою светоносную материю — потому что Люцифер означает «несущий свет», то есть изначально он был несущий свет, — а здесь перед нами существо даже неприятное на вид, почти с дебильным оттенком на лице, с косным телом, которое словно не владеет само собой. Это то, от чего Врубель отказался, но что тоже может быть в этой теме, и именно к этому обращается Одилон Редон в своей работе. Еще знаменитейшая работа на тему Люцифера, как раз на тему Демона, то есть Демона уже именно в его дьявольском смысле, — это работа Франца фон Штука, знаменитого художника, который был одним из самых известных мастеров своей эпохи среди символистов. Вот его Люцифер. Он совершенно иной, чем у Врубеля. И здесь видно, что он очень театральный, что здесь почти театральный свет, прямо прожектор ощущается за его спиной. Видно опять же очень хорошо, что он написан с натурщика. Этюд натурщика здесь вы видите рядом. Это знаменитый силач того времени, который послужил моделью. Глаза светятся опять же как прожекторы. Но образ, конечно, достаточно литературный, театральный. Мы видим, что это просто постановка, а не Люцифер настоящий. Жесты раздумья и созерцания И еще одно сопоставление, которое тоже важно для Демона Врубеля, — это «Мыслитель», потому что, как уже говорилось, это процесс познания прежде всего, процесс познания души, путь души на этом пути познания. И «Мыслитель», уже самим своим названием направляет нас в эту сторону. Он здесь представлен в схожей позе с Демоном в картине Врубеля. Но здесь жест его руки совершенно иной. Разница жестов достаточно значимая, потому что прижатая к подбородку рука — это древнейший символический жест. Это олицетворение именно раздумья, причем не вообще раздумья, а созерцания, то есть раздумья о том, что невидимо, что, может быть, непознаваемо, что можно увидеть только внутренним взором. Мы знаем в античности много тому примеров, вот, например, два известнейших из них. Справа здесь надгробие юноши с реки Илисса, где мы видим могильную плиту как некую границу, как место встречи живых и мертвых, и юношу, в образе которого предстает умерший, хотя он мог быть и стариком, когда он ушел в иной мир, спящего мальчика как олицетворение смерти, и старика, который приходит как представитель живых к этой могиле. Он изображен с этим жестом прижатой к губам руки, с жестом созерцания, потому что понятно, что физическими очами он не может увидеть своего сына или отца, который ушел в иной мир, кто похоронен здесь под этой плитой, но, созерцая внутренним взором, он его увидеть может. Именно такой жест созерцания мы видим здесь. Или вот одна из помпейских фресок из Дома трагического актера, где актер, который дал название этому дому, представлен с тем же самым задумчивым жестом созерцания, и перед ним трагическая маска и, вероятно, созерцание той роли, которую ему предстоит играть. В нашем искусстве есть известнейшие примеры такого сосредоточения, раздумья, выбора, на пути которого оказываются и человек, и Иисус Христос в картине Крамского. Это две знаменитых картины в русском искусстве, которые появились одновременно: портрет Достоевского Василия Григорьевича Перова и «Христос в пустыне» Крамского, которые потрясли зрителей они появились на одной и той же передвижной выставке 1872 года именно вот этим совпадением пластической формулы, позы, вот этих напряженно сцепленных рук, углубленного в себя взгляда. В них видна предельная концентрация мысли, энергии, всех сил, какие есть в человеке, чтобы пройти достойно тот путь, который выбран. Что касается позы Демона и жеста его руки, то он не повторяет ни один, ни второй. Жеста созерцания здесь нет, как мы с вами видим. Но это и не тот жест сцепленных рук, который мы видели с вами только что у «Христа в пустыне» или у Достоевского. Видно, что здесь эти руки готовы расцепиться. Это пребывание не просто на границе, это не сосредоточение всех сил, а это пребывание на грани, если человеческую аналогию употребить, сна и реальности, когда расслабляются все мышцы, и если мы, скажем, подпирали рукой голову или какой-то еще у нас был жест, который требовал сосредоточения, то руки постепенно расслабляются и падают в том направлении, которое им подсказывает само тело. И вот здесь мы видим, как руки словно расходятся постоянно. И, кстати, это тоже напоминание о крыльях, которых здесь нет, но руки могут развернуться, раскинуться и стать этими крыльями. А сама форма, которую мы видим здесь на фрагменте, напоминает своего рода пропасть, куда падает наш взгляд и куда падает, возможно, и энергия, выраженная в этой картине. Демон непонятый: иллюстрации к поэме Лермонтова И, пожалуй, один из самых потрясающих рисунков, который создан в том же самом 1890 году, — «Голова Демона». Она направлена здесь в другую сторону, чем это изображено в «Демоне сидящем». Это значимое несовпадение, потому что правое и левое для нас всегда имеют свои образные смыслы и свое эмоциональное воздействие на то, как мы воспринимаем произведения. Это достаточно большой рисунок. Он был и на последней выставке Врубеля в 2021-2022 году, и вообще достаточно часто появляется на графических выставках работ из Третьяковской галереи. Бумага тонированная, как видите, цветная, которая уже словно поток золотого света, образ этот создает, поскольку бумага всегда своим цветом изображает свет в графике. Это особенность именно этого вида искусства. Уголь и сангина, то есть мягкий, наподобие пастели, карандаш теплого оттенка. А вот если мы присмотримся к тому, как сделан этот рисунок, он сделан необычайно скупыми, лаконичными средствами. Бумага выпуклая, как акварельная бумага, мы все ее с вами представляем, и видно, как параллельные штрихи накладывает Врубель там, где волосы видны Демона. Кстати сказать, вот еще важная деталь об этом рисунке. В старых каталогах его называли «Голова ангела». То есть непонятно, кто это на самом деле, ангел или демон, настолько нечеткая здесь грань, или, точнее сказать, она вообще отсутствует, так что он действительно может восприниматься и как ангел, и как демон. И это снова говорит о том, что образы Врубеля лишены четкой границы. Здесь нет ничего ни абсолютно демонического, ни абсолютно ангельского, но есть некая энергия, которая может стать и тем, и другим или, точнее, которая находится за пределами плюсов и минусов, за пределами хорошего и плохого, добра и зла. Потоки света выражены параллельными штрихами, но поскольку это выпуклая бумага, то здесь как бы пунктир такой создается, где-то как будто некие узелки, как будто частицы света буквально проходят сквозь бумагу, сквозь пространство своим потоком. И там, где они натыкаются на некую преграду, образуется скульптурная, как и в «Демоне сидящем» живописном, голова Демона. Где-то мы видим такие черные впадины его глаз, там, где губы, образуются такие же черные впадины, под подбородком, но в целом ощущение такое, что это именно свет, свет, который, встречая преграду какую-то, кристаллизуется в некую скульптурную форму, которая буквально на наших глазах материализуется в рисунке Врубеля и снова потом может превратиться в поток света. И ничего в мире нет, кроме этого божественного света, который проявляет себя в разных формах. Врубель, говоря о том, что «Демона» не понимают, имел в виду «Демона» Лермонтова и конкретно рисунки художника Михаила Зичи, придворного художника, который зарисовывал сцены военные, точнее, сцены парадов, и в том числе создал еще за несколько лет до Врубеля свои варианты иллюстраций к поэме Лермонтова, которые совершенно Врубеля не удовлетворили. И действительно, мы видим, что сами по себе акварели, конечно, очень красивые, изящные, они полны этнографических подробностей, но это именно иллюстрации чисто внешние, где восточный тип Тамары, костюмы очень точно переданы, Кавказские горы сияют на заднем плане, но не более того. И уж совсем смешная картина на эту тему, которую создал знаменитый салонный художник эпохи Константин Егорович Маковский, «Демон и Тамара». Приближался юбилей Лермонтова 50 лет со дня смерти знаменитого поэта в 1891 году, его достаточно широко отмечали, и многие художники создавали картины на темы его произведений. И помимо того, что здесь узнается, конечно же, любимая жена художника Юлия, которая служила моделью Маковскому для большинства его картин, здесь вообще парадоксальным образом перед нами не просто салонная сцена соблазнения. Здесь девушка выглядит более искушенной и демоничной, чем юноша робкий, и лишь притворяется жертвой, а на самом деле именно она здесь является, наверное, вот такой демонической героиней. Задумано ли было так художником или нет, но свет иконы бросает теплый отблеск на лицо юноши, а лунный свет, который виден там вдали сквозь окно, словно отражается в красках платья и лица девушки. Совсем иной образ мы видим в иллюстрациях Врубеля. Мы уже встречались с этой самой знаменитой, наверное, акварелью черной, созданной в качестве иллюстрации. Эти иллюстрации, конечно же, были непонятны современникам. Пришлось Петру Кончаловскому, отцу знаменитого художника-авангардиста Петра Кончаловского, отстаивать их, чтобы все-таки были они пропущены цензурой, чтобы они были напечатаны в юбилейном издании Лермонтова. К счастью для нас, это издание состоялось, в том числе и с иллюстрациями Врубеля. Помимо него, и Серов, и Репин, и другие художники знаменитые в этом участвовали.
На репетиции постановки Врубель и познакомился с женщиной, которую впоследствии рисовал всю жизнь. А также ваял ее голову из глины в стиле майолики разновидности керамики, расписанной двумя слоями глазури, отчего произведения этого рода искусства выглядят особенно ярко и нарядно. Ее лицом обладает и одна из монашек, вовлекающих Роберта в экспрессивный танец. Скульптура Врубеля по мотивам оперы Джакомо Мейербера "Роберт Дьявол" называется "Роберт и монахини", выполнена в 1896 году. Это воспроизведение пляски призраков — ведь, по сюжету оперы, Роберт продал душу дьяволу, чтобы стать могучим и непобедимым в земной жизни, и его душу чуть было не утащили в преисподнюю силы ада, однако все кончилось хорошо, божественное начало одолело сатанинские козни. Лицо Роберта, танцующего с призраками, - один из множества автопортретов Врубеля. Помимо героинь сказок, опер и фантазий, Врубель писал жену и "просто" как Надежду Забелу — земную женщину, усталую, растянувшуюся на диване после концерта, сидящую, полулежащую, спящую, с закрытыми глазами и отрешенным лицом, или на фоне природы. Портреты Надежды Забелы. Впрочем, он почти не мог писать ничего обыденного и естественного. Обыкновенные пейзажи практически никогда не давались Михаилу Александровичу. Знамениты две его картины под одним и тем же названием "Сирень" и в принципе с одинаковым сюжетом — дама среди цветущих кустов. На деле же Надежда Ивановна в обоих случаях выглядит эльфом или призраком. Такой эффект создают ее бледное лицо и невероятные глаза, проступающие из лиловой круговерти, словно сама душа сиреневого куста с мольбой глядит на людей. Огромное полотно "Утро", написанное на отдыхе в Черниговской губернии, вообще не пейзаж с натуры, а сказочное повествование: то ли шабаш, то ли ожившие растения излишне повторять, что у одного из персонажей лицо Забелы … Искусствоведы полагают, что Врубель отобразил встречу Земли и Воды, выраженных в аллегорических женских фигурах. Иными словами, то было пиршество фантазии художника. Потому с картиной "Утро" и связана огорчительная история: оно было написано по заказу, но заказчики, увидев этот символизм, отказались его выкупать. Может быть, и к лучшему — полотно стало подлинно народным достоянием, а не шедевром частной коллекции. И, к слову, о пейзажах в творчестве Врубеля. Еще более мощный символизм вложен в картину "Хождение Иисуса Христа по водам". От привычных нам маринистических пейзажей, да и от вариаций на библейские и евангельские темы, где Христос и апостолы все-таки антропоморфны, это полотно радикально отличается. Бурное море с лодчонкой на переднем плане "прорастает" огромной полупрозрачной и словно бы светящейся фигурой Господа на горизонте. Пояснение к картине гласит: в 1889 году художники Коровин и Серов получили заказ на роспись костромской церкви Косьмы и Дамиана, в том числе им заказали фреску о хождении Христа по водам. Живописцы разделили обязанности: фигуру Христа писал Серов, пейзаж — Коровин. Врубель понаблюдал за работой товарищей и написал собственный акварельный эскиз. Коллеги признали, что Врубель их победил. Кажется, эскиз не превратился во фреску — но эту выставку точно украсил. А обыкновенные пейзажи, причем в карандаше, вошли в творчество Михаила Александровича в самые поздние годы его жизни, в пору активного лечения в различных частных клиниках. Из окошка одной из них Врубель наблюдал зиму — и тут же не потерявшей твёрдость рукой зарисовывал кустарник в снегу, деревья у забора, ворон на обледенелых ветках… "Дерево у забора". Но потом он вышел из лечебницы — и нарисовал очередное мистическое полотно "Пророк", высокое, точно готический витраж, и потом разрезанное на две половины по горизонтали. В верхней части угадывается некто, похожий на Демона — полуобнаженный, не смотрящий с полотна, теряющийся в надмирном полумраке; в нижней сидит также в профиль женщина в лиловом платье излюбленный цвет художника на протяжении всей жизни. Конечно же, это Надежда Врубель. В ней на этом портрете тоже есть что-то инфернальное — кудрявые волосы взбиты так, что над головой мерещатся рожки… "Пророк". Наверное, не все художники приняли и оценили бы такую верность художника одной модели — своей супруге. Много лет подряд писать одно и то же лицо, сколь бы оно ни было прекрасно, может показаться рутинным занятием… Врубеля такие сомнения не терзали. В каждый новый портрет жены он закладывал особую идею, да и художественную манеру выбирал всякий раз иную. Искусствоведы утверждают: "…почти все женские образы в произведениях Врубеля, написанных после знакомства с Забелой, имеют один прототип, являясь в той или иной мере портретом жены художника". Почему так, доподлинно не знает никто. Было ли то проявление душевной болезни, зависимость от одного и того же образа, ставшего фетишем, желание "сказать" как можно больше о своем предмете?.. Может быть, просто любовь?.. Один из поздних графических рисунков Врубеля изображает любовь как пару, пронзенную пикой и слитую в единое целое.
«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров»
Михаил Александрович Врубель – один из самых значимых и мистических художников XIX века. Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий 1890, 116.5×213.8 см. Осенью 1889-го Врубель переселился в Москву, где через год закончил первого «Демона». Картина Михаила Врубеля "Летящий Демон" (1899 год) на выставке "Михаил Врубель", приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве. В данном случае имел в виду Михаил Александрович Врубель не только «Демона» своего, но «Демона» лермонтовского, который во многом вдохновил его живописную работу. Живая речь искусствоведа Успенского о произведении Михаила Врубеля «Демон летящий» (1899) из собрания Государственного Русского музея.
«Демоны» Михаила Врубеля
Итак, вашему вниманию, Михаил Александрович Врубель «Демон Сидящий». рисунки Врубеля к поэме Демон, Демон Врубеля и Лермонтова, художник символист, русский художник, Лермонтов. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) вообще не должен был стать художником. «Демон летящий» — незаконченная картина русского художника Михаила Врубеля. Написана в 1899 году и является частью большой темы, волновавшей художника. Итак, вашему вниманию, Михаил Александрович Врубель «Демон Сидящий».
Демон как мятежный дух: философские представления
- Что смотреть?
- «Богоматерь с младенцем» (1885 год)
- Другие картины Михаила Врубеля
- Войти на сайт
Врубель. Его ангел и демоны
На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника. Михаил Александрович Врубель принадлежал к плеяде художников и графиков, своим необычным и новаторским творчеством вызывающих всю гамму эмоций публики и критики: раздражение, недоумение, откровение, восторг. К концу жизни Михаил Александрович Врубель все же получил заслуженное признание, но из-за болезни узнать об этом не успел.
Содержание
- Демон летящий — Википедия с видео // WIKI 2
- Врубель, Михаил. Все картины художника
- Печальный демон
- «Маска льва»
1. История создания картины «Демон поверженный»
- Демон летящий — Википедия с видео // WIKI 2
- МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ - ДЕМОН ЛЕТЯЩИЙ
- Самое интересное в виде мозаики
- «ДЕМОНЫ» МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ