Новости неуправляемые авиационные ракеты

Эффективность и дальность боевого применения ракеты значительно повысились. 80-миллиметровые неуправляемые авиационные ракеты, выпускаемые Ми-35, летят по навесной траектории на несколько километров вдаль и бьют по цели. Под каждым крылом вертолета таких снарядов насчитывается по 20 единиц, всего — 40.

Боевая работа продолжается днем и ночью

Новый малогабаритный высокоэффективный ракетный двигатель позволяет на его основе проектировать перспективные неуправляемые, корректируемые и управляемые авиационные средства поражения. Авиаракета стала победителем в номинации «За вклад в области. Киевский режим получил неуправляемые ракеты американского производства, способные бить по наземным объектам, в том числе бронетехнике. Удар нанесли при помощи неуправляемых авиационных ракет. Оборонное ведомство поделилось кадрами боевой работы. На них видно, как штурмовики взлетают с аэродрома базирования, наносят удар по цели, а затем возвращаются обратно. Известный разработчик и производитель уникальных изделий для российской армии показал свои новейшие разработки в области защиты различных объектов от высокоточного оружия, новые неуправляемые авиационные ракеты, а также гранаты к подствольным гранатометам. Неуправляемые авиационные ракеты Zuni производятся в США с 1957 года и активно применялись во время войны во Вьетнаме. Калибр ракеты составляет 5 дюймов (127 мм), ее длина – 2 метра. В распоряжении нашей боевой авиации имеется целое семейство неуправляемых ракет С-13 с шифром "Тулумбас" (ударный музыкальный инструмент, разновидность литавр).

Управляемая планирующая бомба — что это такое и на что она способна?

Противник потерял: "Юг"Подразделения "Южной" группировки войск улучшили положение по переднему краю и нанесли поражение формированиям ВСУ в районах н. Потери противника составили: "Центр"Подразделения группировки войск "Центр" активными действиями улучшили тактическое положение и нанесли поражение живой силе и технике ВСУ в районах населенных пунктов Новоалександровка, Карловка, Новгородское и Архангельское, а также отразили восемь контратак штурмовых групп ВСУ в районах н. Противник потерял: "Восток" Подразделения группировки войск "Восток" заняли более выгодные рубежи и нанесли огневое поражение формированиям ВСУ в районе населенного пункта Урожайное Донецкой Народной Республики.

Как полагает Дмитрий Дрозденко, С-13 остаётся востребованным оружием армейской и штурмовой авиации. По мнению эксперта, даже советские модификации «Тулумбаса» способны эффективно поражать защищённые объекты ВСУ. Также по теме Технологическая мощь: концерн «Калашников» увеличит производство высокоточных боеприпасов Заводы «Калашникова» будут выпускать более чем в два раза больше высокоточных снарядов. Об этом сообщает пресс-служба концерна. Это командные пункты, бронетехника, инженерные сооружения противника. Особенно востребована С-13ДФ с объёмно-детонирующей смесью. Это очень мощное в своём классе оружие. Определённое достоинство С-13 ещё и в том, что это неуправляемые ракеты.

Они лишены сложной электроники и потому относительно недороги в производстве», — говорит Дрозденко. По мнению эксперта, «Тулумбас» по-прежнему сохраняет модернизационный потенциал. Как полагает Дрозденко, боевые возможности С-13 могут существенно увеличиться с повышением дальности стрельбы и точности поражения за счёт улучшения аэродинамических качеств. Сходную точку зрения разделяет Владимир Попов. Заслуженный военный лётчик РФ считает, что на основе опыта СВО российским конструкторам имеет смысл повысить дальность С-13 и превратить её в фактически управляемое оружие. Опыт спецоперации показал необходимость широкого применения именно управляемых авиационных ракет дальностью более 5 км. Действуя в этой логике, вполне реально оснастить «Тулумбас» средствами корректировки полёта.

Экипажи штурмовиков Су-25 Воздушно-космических сил России при помощи неуправляемых авиационных ракет успешно поразили опорные пункты Вооруженных сил Украины в интересах группировки войск «Юг». Об этом сообщили в Минобороны РФ.

По докладам передового авиационного наводчика все указанные цели были успешно поражены», — рассказали в военном ведомстве.

Первые авиационные бомбы сбрасывались еще до того, как самолет подлетел к цели, при этом наводчик при помощи спойлеров управлял бомбой, чтобы обеспечить прямое попадание. Правда, это тоже оказалось непростой задачей, потому что самолет обгонял бомбу, и наводчику ее плохо было видно. Для решения этой проблемы, летчики стали сбрасывать скорость самолета и набирать высоту.

Несколько моделей использовались с мая 1044 года. Американские бомбы прикреплялись, фактически, к небольшому планеру, что позволяло сбрасывать их далеко от цели и таким образом избегать поражения зенитной артиллерией. В связи с этим на бомбы устанавливали радиолокационные головки самонаведения, а также системы инфракрасного наведения. В чем преимущество управляемых авиационных бомб Как несложно догадаться из всего вышесказанного, планирующие управляемые бомбы отличаются дальностью действия, то есть позволяют поражать цели на большом расстоянии от места сброса, а также высокой точностью.

Для управления и увеличения дальности полета, они обладают крыльями, которые позволяют бомбам планировать, и головками самонаведения, которые бывают различных типов со спутниковой навигацией, инфракрасным или лазерным наведением, радиокомандным наведением и пр. Некоторые управляемые авиационные бомбы дополнительно оснащаются небольшими ракетными двигателями. Это еще не делает их крылатыми, однако значительно увеличивает дальность полета.

«Универсальное оружие»: как создавалась и совершенствовалась авиационная ракета С-13 «Тулумбас»

Удар по позициям ВСУ осуществлялся при помощи неуправляемых авиационных ракет. Новости авиации. 10.11.2023 | Неуправляемая авиационная ракета (НАР) нового поколения с высокоэффективным двигателем, которая объединила в себе свойства сразу двух боеприпасов. Авиационные ракеты послевоенного периода нашли на стройплощадке ЖК «Авиатор» на территории бывшего городка ИВАТУ.

Универсальные модули НАР Ми-28НМ для запуска беспилотников

Удар нанесли при помощи неуправляемых авиационных ракет. Оборонное ведомство поделилось кадрами боевой работы. На них видно, как штурмовики взлетают с аэродрома базирования, наносят удар по цели, а затем возвращаются обратно. Сразу восемь неуправляемых авиационных ракет нашли рабочие при проведении работ на улице Советской в Иркутске. Сапёры Росгвардии установили, что 57-миллиметровые боеприпасы произведены в 60-х годах прошлого века. Экипажи штурмовой авиации на самолетах Су-25 выполнили удар неуправляемыми авиационными ракетами по опорным пунктам и живой силе противника в интересах группировки «Юг» в зоне проведения специальной военной операции, — говорится в сообщении. Новинка отечественного оборонпрома – авиационная неуправляемая ракета С 13Б. Новый малогабаритный высокоэффективный ракетный двигатель позволяет проектировать на его основе перспективные неуправляемые, корректируемые и управляемые авиационные средства поражения. Пентагон тайно передал киевскому режиму оперативно-тактические ракеты ATACMS для использования «в пределах суверенной украинской территории», заявили «РИА Новости» в Минобороны США.

Самолет Минобороны РФ «нештатно» сбросил бомбу на Белгород

По сравнению с РДТТ предыдущего поколения энергоотдача от единицы массы увеличена в 1,8-2 раза. Двигатель имеет существенно меньшую длину и массу. При этом обеспечивается: снижение разброса времени работы двигателя при крайних температурах боевого применения в четыре раза, снижение усилия отдачи при одиночной и серийно-залповой стрельбе в 1,5-2 раза, полное отсутствие вылетающих частиц топлива и снижение массы вылетающих остатков конструктивных элементов, снижение воздействия на двигательную установку и планер носителя. Разработка ракетного двигателя нового поколения позволила увеличить массу боевой нагрузки до трех раз по сравнению с ракетами предыдущего поколения и максимальную баллистическую дальность стрельбы до 11 км. Результатом проделанной работы стало создание базовой системообразующей неуправляемой авиационной ракеты С-8ОФП системы НАРВ С-8 нового поколения с осколочно-фугасной боевой частью проникающего типа. При разработке ракеты использованы передовые технологии и новейшие разработки. Ракета комплектуется механическим взрывателем с установкой на мгновенное действие осколочно-фугасное действие по открыто расположенным целям и с установкой на замедленное действие поражение целей, находящихся в закрытых фортификационных сооружениях.

Из-за длительного нахождения в земле снаряды покрылись ржавчиной, и по меньшей мере три из них могли сдетонировать. Ракеты вывезли на полигон и уничтожили накладным зарядом. Менее месяца назад при проведении ремонтных работ энергетики под Усольем-Сибирским нашли несработавший боеприпас от артиллерийского орудия.

Хроника событий 15 марта 2024 года "Экипажи штурмовой авиации на самолетах Су-25 выполнили удар неуправляемыми авиационными ракетами по опорным пунктам и живой силе противника на северодонецком направлении в зоне проведения специальной военной операции", - рассказали в оборонном ведомстве. Там добавили, что после применения средств поражения экипажи выполнили противоракетный маневр, выпустили тепловые ловушки и вернулись на аэродром вылета. Полет прошел в штатном режиме. С кабрирования выпустили неуправляемые авиационные ракеты.

Вертолетная специфика применения НАР Наиболее эффективное оружие вертолетов, несомненно, управляемые ракеты. Но и НАРы находят применение на винтокрылых боевых машинах. Самым результативным использованием неуправляемых ракет признается их пуск по визуально наблюдаемой цели, находящейся в поле зрения вертолета. Такой пуск делают с горизонтального полета либо пикирования на цель, прямо наблюдаемую летчиком. Этим достигается прицельный пуск по точечной цели, объекту небольших размеров, с концентрацией падающих ракет на этом объекте и в непосредственной близости к нему. Тут стоит отметить важный момент. Изначально «самолетные», неуправляемые авиационные ракеты более эффективны при использовании с самолета. У самолета выше скорость полета. Пуск НАРов С-8 происходит при скорости самолета в сотни метров в секунду — от 166 до 330, до околозвуковой скорости. Соответственно, выше скорость получают и запускаемые с него ракеты. В итоге они быстрее подлетают к цели и за счет этого их меньше сносит ветром. Самолет при этом летит стабильно, без ощутимой тряски и вибраций. А пусковые блоки НАРов закреплены на самолете соосно его главной оси: направление пуска ракет в высокой степени параллельно главной, продольной оси самолета она называется СГФ — строительная горизонталь фюзеляжа. Что упрощает точное прицеливание перед пуском путем пилотирования самолета. Условия пуска НАР с вертолета другие. Здесь скорость вертолета составляет лишь первые сотни километров в час, что значительно меньше самолетных скоростей. Ракеты летят до цели медленнее, поэтому их ветровой снос больше. Пуск ракет производится в условиях вибраций и тряски, постоянных небольших угловых движений корпуса вертолета, что повышает разброс траекторий ракет при пуске и их точек падения на земле. А подвеска блоков не всегда соосна продольной оси вертолета. Пуск НАР с вертолета Ми-8. Фото: ria. Это происходит в результате создания горизонтальной тяги несущим винтом — конус вращения несущего винта наклоняется вперед благодаря работе механизма качания лопастей. Из-за хитрой механики автомата перекоса винта, вследствие разноса горизонтальных шарниров лопастей, возникает момент, наклоняющий нос вертолета вниз при создании горизонтальной тяги. Чтобы в полете выполнить горизонтальный пуск НАР, их блоки устанавливают под таким же углом вверх к оси СГФ вертолета — вверх на 2-3 градуса. Тогда при обычном наклоне вертолета вниз ось блока и оси пусковых труб в нем занимают горизонтальное положение. Для каждого типа вертолета этот угол свой. На самых современных боевых вертолетах могут применяться сервоприводы для изменения угла установки блоков НАР в полете. Ситуации для пуска НАР вертолетами с кабрирования Итак, вертолетное применение НАР с кабрирования увеличивает дальность и рассеивание точек падения ракет, не позволяя работать по точечной цели. Тем не менее в ряде ситуаций пуск НАР с вертолетов оптимально проводить с кабрирования. Пуск НАР с вертолетов, снятый через тепловизор. Хорошо видно рассеивание НАР в полете и точки взрывов при падении на землю Пуск по навесной траектории позволяет перебросить ракеты через вертикальное препятствие, что невозможно при пуске с прямым наблюдением цели с горизонтального полета или пикирования. Локальным вертикальным препятствием обычно выступает поднятый элемент рельефа — сопка, холм, небольшой горный хребет или увал, отрог горы, высокий берег, складка рельефа. Одновременно препятствие играет роль маскирующего вертолет элемента, закрывая его от обнаружения и наблюдения со стороны цели. Прячась за возвышением, вертолет запускает НАРы в большей безопасности. При работе по площадной цели, защищенной местной ПВО, кабрирование при пуске НАР позволяет выполнить задачу, не входя в зону видимости или действия ПВО При пуске с кабрирования ракеты летят по более длинной навесной траектории. Длительность полета и действия аэродинамического сопротивления приводит к торможению ракет до дозвуковых скоростей. Снижение скорости делает нисходящую часть траектории более навесной, увеличивая угол падения угол наклона траектории и напоминая минометную стрельбу. Фото: Виталий Кузьмин Такое навесное падение эффективно при обилии окопов и траншей на площади цели. А также при поражении техники, укрытой в капонирах, — высоких подковообразных грунтовых насыпях, окружающих стоянку с самолетом, вертолетом или другой техникой. Эти насыпи защищают технику на стоянке от осколков и ударных волн от взрывов бомб и боевых частей ракет снаружи капонира. При пуске НАР издали, с горизонтального полета или пологого пикирования, цели не видно — ее закрывает собой капонир. И НАРы прилетят, скорее всего, в склон капонира, не поразив цель. А при навесном падении выше вероятность попадания сверху по стоянке с поражения техники на ней. Невозможность укрыться от навесного падения НАРов в окопах и траншеях, помимо самого поражения, оказывает сильное деморализующее действие на живую силу противника Для попадания по цели необходима верная комбинация нескольких параметров полета: курса, дистанции до цели, скорости, высоты и угла пуска над горизонтом в простом случае угла кабрирования. При этом процесс разворота вертолета на угол кабрирования занимает время и увеличивает высоту полета. Поэтому пилот вертолета должен знать высоту и дальность до цели ввода вертолета в маневр кабрирования, а также требуемый угол кабрирования. То есть точку ввода в кабрирование на местности в сочетании с высотой полета , в которой он должен взять ручку управления на себя. И держать ее до достижения требуемого угла кабрирования, лежащего обычно в пределах 17-25 градусов. После чего, сохраняя этот угол, произвести пуск всех НАР. После пуска происходит разворот вертолета на обратный курс со снижением. Одновременно пилот должен знать тактическую обстановку, в том числе высоту обнаружения своего вертолета радиолокационными станциями противника. Обычно это высота около 150 метров, если мы говорим про зональную ПВО, прикрывающую большую территорию мощными ракетами большой дальности. А объектовая ПВО, прикрывающая отдельный объект цели, в виде ПЗРК или самоходных зенитных комплексов небольшой дальности, видит вертолет уже при высоте его полета 50 метров, а в пустыне и того меньше.

Вертолет: пуск боевых ракет с кабрирования

Это как раз и считается серьезным преимуществом и данного оружия. Дело в том, что ракету «С-5» наша страна успешно поставляла во многие страны мира. Наверняка Россия будет экспортировать и «С-5У». И значит, ракету «воздух - земля» будут использовать и другие армии мира. Например, Болгария уже заявила, что хочет купить партию российских ракет.

После этого они вернулись на аэродром вылета. При этом передовой авиационный наводчик сообщил, что все указанные цели были успешно поражены. В ведомстве также отметили, что после того, как штурмовики вернулись на аэродром, специалисты инженерно-технического состава обслужили самолеты и подготовили технику к повторному вылету.

Механические взрыватели были разработаны Научно-исследовательским технологическим институтом в Балашихе [4]. Усиление поражающего действия боевой части и установка более мощного двигателя были достигнуты увеличением калибра, относительно предшественницы С-5, с 57 до 80 мм. Компоновочная схема С-8 осталась идентичной С-5. Увеличение калибра и соответственно массы ракеты привело и к росту мощности двигателя [3]. Заводские предварительные испытания НАР С-8 прошла в 1969 году, а совместные с заказчиком государственные испытания — в 1971 году.

Еще одну разработку презентовало НПО «Сплав» — неуправляемую авиационную ракету нового поколения С-8ОФП калибра 80 мм с осколочно-фугасной проникающей боевой частью. Она предназначена для поражения одиночных и групповых целей: живой силы, небронированной и легкобронированной техники, находящейся как на открытом пространстве, так и в закрытых фортификационных сооружениях. Особый интерес у участников встречи вызвала противолодочная корректируемая авиационная бомба «Загон-2Э», разработанная на базе Научно-исследовательского инженерного института. Боеприпас предназначен для обнаружения и поражения подводных лодок, находящихся в надводном, подперископном и подводном положениях. У данного образца увеличена эффективность поражения в два-три раза по сравнению с штатным боеприпасом. Аналогов не имеет. Кроме того, участникам мероприятия показали авиационные бомбардировочные средства поражения, разработанные НПО «Базальт».

Универсальные модули НАР Ми-28НМ для запуска беспилотников

Применение тонкостенного двигателя с более современным высокоэнергетическим топливом позволило не только увеличить дальность полета, но и увеличить размер боевой части. Это дает возможность использовать не моноблочную боевую часть, а поделить ее и сделать кассетной. Эффективность и дальность боевого применения ракеты значительно повысились Представитель Института прикладной физики Опытно-конструкторские работы завершены, и снаряд уже выпускается «в ограниченных количествах», — добавил он. Реактивный снаряд С-8КЛ представляет собой усовершенствованную версию советской неуправляемой 80-миллиметровой авиаракеты С-8.

В частности, в октябре 1973 года засада иракских РСЗО уничтожила батарею сверхмощных 175-мм самоходных орудий М-107. Эти невеселые статистические данные заставили Пентагон наступить на горло любимой песне с эксклюзивной авиационной поддержкой и озадачить крупнейшие концерны, такие как Боинг, Локхид Мартин и другие, созданием РСЗО.

Так увидела свет первая установка на базе шасси М2 "Брэдли", в итоге и ставшая базовой для нынешнего колёсного "Хаймарса". Впрочем, отличия тоже имелись. Система, получившая код и наименование M270 MLRS, несла в два раза больше направляющих для обычных реактивных снарядов калибра 227-мм, чем хорошо нам знакомый колёсный вариант. Основные ТТХ, кроме количества снарядов и типа шасси, у них абсолютно идентичны.

Именно это свойство является новой страницей в развитии российских неуправляемых ракет для применения со штурмовиков и ударных вертолетов. Всё это позволяет снизить количество самолёто-вылетов, необходимых для решения поставленных боевых задач ракетами С-8ОФП, в два-три раза по сравнению с НАР разработки 1980-х годов. Если взглянуть на характеристики НАР С-13, то можно составить первичные представления о разрабатываемой ракете. Так вот. Предназначены для уничтожения самолетов в железобетонных укрытиях, техники и живой силы противника, находящихся в особо прочных укрытиях.

Несмотря на красивые названия, эти авиационные боеприпасы, по своим тактическим и техническим характеристикам являются устаревшим вооружением и не имеют хорошей точности наведения. Авиационные неуправляемые ракеты Zuni и Hydra-70 устанавливаются на носители в специальных подвесных блоках в количестве от 4 до 16 единиц и наводятся на цель пилотом. Неуправляемые ракеты Hydra-70 и Zuni имеют основное преимущество в дальности поражения по сравнению с российскими аналогами: российские ракеты достигают цели на расстоянии 3 км, а Hydra-70 и Zuni могут настигать противника на дальности в 8 км с радиусом поражения 10 метров и разлетом осколков около 50 метров.

ГК «Калашников» будет модернизировать неуправляемые авиационные ракеты

) с применением НАР С-8 (неуправляемая авиационная ракета). Свободнопадающие и корректируемые бомбы, а также неуправляемые и управляемые ракеты с бетонобойной или проникающей боевой частью могут использоваться практически всеми современными самолетами фронтовой авиации. Авиационные ракеты послевоенного периода нашли на стройплощадке ЖК «Авиатор» на территории бывшего городка ИВАТУ. Новейшей неуправляемой авиационной ракете С-8КЛ увеличили дальность поражения, решение принято на основе опыта боевого применения штурмовой авиации в зоне спецоперации. США в рамках нового пакета военной помощи передадут Украине четыре тысячи неуправляемых авиационных ракет Zuni класса «воздух-земля». Боевая авиация в зоне СВО активно и очень успешно применяет крупнокалиберные неуправляемые 122-мм ракеты С-13 "Тулумбас".

ВСУ получили американские 127-мм неуправляемые авиационные ракеты Zuni

Неуправляемые авиационные ракеты./. Удар выполнялся экипажами вертолетов Ми-35М, использовавшими неуправляемые авиационные ракеты С-8. Удар наносился неуправляемыми авиационными ракетами по заданным координатам. После применения авиационных средств поражения, экипажи выполнили противоракетный маневр, выпустили тепловые ловушки и вернулись на аэродром вылета.

"Ростех": разработчики новой неуправляемой авиаракеты получили премию Макаровца

В зоне военной операции было уничтожено не менее пяти авиационных бомб Hammer французского производства, констатировала пресс-служба ведомства. Больше интересных и эксклюзивных новостей — в нашем телеграм-канале 108.

Новосибирске сейчас ОАО [3].

Механические взрыватели были разработаны Научно-исследовательским технологическим институтом в Балашихе [4]. Усиление поражающего действия боевой части и установка более мощного двигателя были достигнуты увеличением калибра, относительно предшественницы С-5, с 57 до 80 мм. Компоновочная схема С-8 осталась идентичной С-5.

Увеличение калибра и соответственно массы ракеты привело и к росту мощности двигателя [3].

В связи с этим на бомбы устанавливали радиолокационные головки самонаведения, а также системы инфракрасного наведения. В чем преимущество управляемых авиационных бомб Как несложно догадаться из всего вышесказанного, планирующие управляемые бомбы отличаются дальностью действия, то есть позволяют поражать цели на большом расстоянии от места сброса, а также высокой точностью. Для управления и увеличения дальности полета, они обладают крыльями, которые позволяют бомбам планировать, и головками самонаведения, которые бывают различных типов со спутниковой навигацией, инфракрасным или лазерным наведением, радиокомандным наведением и пр. Некоторые управляемые авиационные бомбы дополнительно оснащаются небольшими ракетными двигателями. Это еще не делает их крылатыми, однако значительно увеличивает дальность полета. Управляемая авиационная бомба способна преодолевать большие расстояния от точки сброса Но зачем вообще нужны планируемые бомбы, если существуют крылатые ракеты, которые способны преодолевать гораздо большие расстояния? Все дело в коэффициенте боевого заряда по соотношению к полной массе конструкции. Авиабомбы способны нести гораздо больше заряда при сравнительно невысокой массе всей конструкции.

Кроме того, они более дешевые в изготовлении, чем ракеты. Она оснащена инерциальной и спутниковой системой навигации.

Они выполняются в цилиндрическом корпусе диаметром 122 мм и длиной от 2,5 до 3,1 м. Головной отсек ракеты с боевой частью отличается уменьшенным диаметром 90 мм. В хвосте находятся раскладываемые в полете стабилизаторы.

Вид через ИЛС Базовая ракета С-13 представляла собой 57-кг боеприпас с проникающей боевой частью массой 21 кг. Дальность пуска — до 3 км. Впоследствии на базе первого «Тулумбаса» разработали улучшенную НАР С-13Т Она потяжелела до 75 кг и получила усиленную БЧ с возможностью пробития до 6 м грунта или подрыва при контакте с поверхностью. Дальность выросла до 4 км. Они несут БЧ массой 33 или 38 кг.

При этом «ОФС1» отличается увеличенным зарядом взрывчатого вещества — более 15 кг. При массе 68 кг они несут 14,6 кг горючей жидкости. Мощность взрыва эквивалентна 35-40 кг тротила. Самая новая из представленных ракет, «Тулумбас-3», является многоцелевой и выполнена на основе существующих агрегатов. С ее помощью возможно поражение как незащищенных целей, так и укрытий и укрепленных построек.

Такие функции обеспечиваются бетонобойной БЧ массой 41 кг с упрочненным корпусом и зарядом массой 5,6 кг. Используется донный взрыватель, контролируемый т. Подрыв может производиться при контакте с целью, а также с малой или с большой задержкой. Режим работы выбирается при подготовке к вылету в зависимости от характера разведанной цели. Ракеты С-13Т Гибкие инструменты Семейство неуправляемых ракет С-13 включает несколько изделий разного назначения, и регулярно появляются новые.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий